<< Пред.           стр. 1 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  .
 
 
 
  ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  И ЭКОНОМИКИ имени А.С. ГРИБОЕДОВА
 
 
  А.Д. Бойков, Н.И. Капинус
 
  Адвокатура России
 
  Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся су адвокатуры
  Москва 2000
 
  УДК 347.965 (071.1)
  БК 67.99(2)
  Б 77
  Авторы:
  Бойков Александр Дмитриевич,
  доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,
  заместитель директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, государственный советник юстиции 3-го класса, автор более 300 научных работ. Капинус Николай Иванович,
  доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой "Адвокатуры и прав человека" ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, автор более 30 печатных работ
 
 
 Б 77 Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. - 2000. 376 с.
 
  Системно и квалифицированно раскрываются вопросы построения и функционирования адвокатуры в реформируемой правовой системе Российской Федерации. Рассмотрены вопросы истории адвокатуры, принципы ее деятельности, организационно-правовые требования, предъявляемые к данному институту, вопросы адвокатской этики и красноречия. Большое внимание уделено работе адвоката в суде присяжных, в гражданском и арбитражном процессе, конституционном судопроизводстве, участию в производстве по делам об административных правонарушениях.
  Для студентов и слушателей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по специальности "Юриспруденция", практикующих адвокатов.
 
  ISBN 5-88774-054-Х (c) Бойков А.Д., Капинус Н.И., 2000
  (c) ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2000
 
 
  ЛР ИД №00258 от 11.10.99 г.
  Подписано в печать 02.06.2000.
  Тираж 5000 экз.
 
  Отпечатано в ООО "Радэкс-М"
 
 К ЧИТАТЕЛЮ
 
  Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие "Адвокатура России" является единственным в Российской Федерации. Оно, безусловно, позволит устранить многие трудности в обучении студентов-юристов профессии адвоката, поможет им четче определиться с профессиональной ориентацией, а для молодых практикующих адвокатов станет настольной книгой.
  Авторы пособия системно и квалифицированно, в доступной форме, весьма интересно рассмотрели вопросы о месте адвоката в реформируемой правовой системе Российской Федерации, историю адвокатуры, принципы ее деятельности, организационно-правовые требования, предъявляемые к данному институту, вопросы адвокатской этики и красноречия.
  Большое внимание в работе уделено наиболее сложным вопросам работы адвоката в суде присяжных, в гражданском и арбитражном процессе, конституционном судопроизводстве, участию в производстве по делам об административных правонарушениях.
  Важное значение имеют приложения к учебному пособию в виде наиболее актуальных документов законодательства.
  Хочется пожелать авторам вернуться к этой работе после принятия нового Закона об адвокатуре, УПК и ГПК РФ.
  Заслуженный юрист Российской Федерации,
  доктор юридических наук,
  государственный советник юстиции 1-го класса,
  начальник Главного нормативно-правового
  управления Исполкома Союза Беларуси и России Г.В. Куликов
 
  "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается
  бесплатно".
  Конституция РФ, ст. 48, ч. 1
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
  Ведущаяся в Стране с начала 1990-х гг. судебно-правовая реформа существенно влияет на правовой статус адвокатуры и на наши представления о перспективах ее развития. Хотя новый закон об адвокатуре еще не принят и сохраняет силу Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г., отдельные его нормы как устаревшие практически не действуют, иные вольно интерпретируются, а самое главное - меняется правовая система страны, само правовое пространство, в котором функционирует адвокатура как правозащитное образование.
  Это все влечет значительные последствия для адвокатуры. К их числу следует отнести изменения в организационном построении адвокатуры, укрепление ее независимости от государственных структур. Совершенствование права, появление новых отраслей правового регулирования и принципиально новых отношений в экономической сфере потребовали перехода на более высокий уровень профессиональной подготовки адвокатов, способных активно защищать права человека. Это отвечает идее формирования правового государства, требованиям ратифицированных Россией международных пактов о правах и свободах человека и гражданина, обязательствам, принятым на себя Россией по вступлению в Совет Европы (Заключение № 193 Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Страсбург, 25 января 1996 г.).
  Универсализм в подготовке юристов в прошлом ныне становится неприемлемым. Отсюда - стремление многих ведомств (Суда, Прокуратуры, МВД, ФСБ, таможенной и налоговой службы) по собственным программам готовить юристов для определенного целевого назначения.
  В перспективе, видимо, окажется целесообразным переход от отдельных лекций по адвокатуре в юридических вузах или чтения спецкурсов к созданию самостоятельной системы подготовки кадров адвокатуры. Преподаватели Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова вносят свой вклад в решение этой проблемы. Ими готовятся учебные пособия для адвокатов, разрабатываются спецкурсы для ознакомления студентов с основами адвокатской профессии.
  Смысл и значение этой работы мы видим в преодолении фрагментарности и известного дилетантизма, присущих, по нашему мнению, существующим учебным курсам по подготовке будущих адвокатов.
  Как учебный предмет Курс адвокатуры разделен нами на две части - общую и особенную, и изложен в виде краткого пособия к темам лекций. Каждая тема содержит перечень рассматриваемых вопросов и список литературы.
  В Общей части пособия нашли отражение история адвокатуры и ее место в правоохранительной системе государства.; организационное построение, задачи и правовой статус адвоктуры - требования, предъявляемые к адвокатам как к членам корпорации и как к правозащитникам; принципы деятельности адвокатуры - проблемы независимости адвокатов и их ответственности; приемы ораторского искусства. Значительное внимание уделяется вопросам воспитания кадров, - прежде всего нравственным началам адвокатской профессии, которые должны отвечать общим принципам судебной этики, развивать и конкретизировать их.
  Особенная часть пособия посвящена рассмотрению статуса адвоката в судопроизводстве - уголовном, гражданском, арбитражном, административном и конституционном, третейском разбирательстве. В ней предусмотрены занятия по освоению иных видов юридической помощи адвокатов: прием посетителей, составление деловых бумаг (исковых заявлений, ходатайств, жалоб, возражений на жалобы и протесты других участников судопроизводства, договоров и мировых соглашений и т.п.).
  Эти разделы должны дать будущему адвокату возможность свободно ориентироваться в процессуальном законодательстве с точки зрения эффективного использования им законных и нравственно приемлемых средств и способов зашиты интересов клиента (обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, свидетеля и других доверителей), способам участия в собирании проверке и оценке доказательств.
  Возрастающая роль адвокатов в обслуживании сферы экономических отношений требует от него знаний юрисконсультской службы что также нашло отражение в пособии.
  Предлагаемое пособие является одной из попыток системного освещения вопросов организации и деятельности адвокатуры в России. Оно может использоваться в учебном процессе, а также служить основой для подготовки в будущем комплексного учебника по курсу адвокатуры. Введение Курса адвокатуры как учебного предмета не исключает изучение статуса адвоката в таких учебных дисциплинах, как уголовный и гражданский процесс, административное и конституционное судопроизводство и др.
 
 ОБЩАЯ Ч А С Т Ь
 
 Тема 1
 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРА
 
 Общее представление о правоохранительной системе
 государства, ее структуре и назначении.
 Место адвокатуры в правоохранительной системе.
 Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи, защите
 прав и законных интересов физических и юридических лиц.
 Проблемы защиты частного и публичного интереса
 в деятельности адвокатуры.
  Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка.
  Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение Преступлений и иных правонарушений.
  Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура.
  Как видим, правоохранительная деятельность является деятельностью государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям права юридических мер воздействия властными субъектами.
  Однако эта деятельность включает ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру). Именно отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть замещено так называемыми общественными объединениями. Это - концептуальный вопрос будущего Федерального Закона "Об адвокатуре в Российской Федерации", который; к сожалению, пока не нашел адекватного отражения в известных нам проектах закона.
  Хотя на адвокатуру возложены функции публичного, государственного значения - обеспечение квалифицированной юридической помощи и защиты, по уголовным делам (ст. 48 Конституции РФ), она по ряду важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.
  Адвокатура - самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее независимо от государственных правоохранительных органов и органов управления.
  Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не входит ли адвокатура в число общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ), должен быть решен отрицательно. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц, в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессиональному признаку, они не наделены специальными полномочиями, реализация которых требовала бы тесного сотрудничества с органами государственной власти.
  Права адвоката определяются не только юридическим статусом коллегии, в состав которой он входит, но и процессуальным законодательством, устанавливающим порядок отправления судами различных видов судопроизводства (конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное).
  Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридическую помощь гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (доверителя, подзащитного).
  Однако защита частного интереса правовыми средствами приобретает публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном функционировании правовой системы, в неукоснительном исполнении законов как гражданами, так и должностными лицами и органами государства.
  Защита прав человека и гражданина - а именно этой цели служит адвокатура - приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем себя правовым (ст. 1 Конституции РФ).
  Литература
  К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М., 1995.
  Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. /Под ред. Божьева В.П. - М., 1997.
 
 Тема II. ПОНЯТИЕ АДВОКАТУРЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
 
 Адвокатура как добровольное профессиональное объединение юристов с целью оказания юридической помощи населению.
 Особенности адвокатуры как общественной самоуправляющейся организации.
 Взаимодействие адвокатуры с органами государственного управления. Независимость адвокатуры от государственных органов. Гарантии независимости адвокатуры (ограничение государственного руководства адвокатурой, самоуправление, экономическая самостоятельность).
 Принципы деятельности адвокатуры (гуманизм, законность, независимость, профессиональная тайна, нравственные начала профессии).
 
  Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в коллегии адвокатов и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.).
  Функционирование адвокатуры является основным способом Обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, ч. 1, которая гласит: "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи".
  Поскольку коллегии адвокатов являются практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.
  В проекте Федерального Закона "Об адвокатуре в Российской Федерации" коллегия адвокатов определена как "некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью". Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью ивлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, на хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды.
  К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно *, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона - обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п.
  * Нравственным началам профессии посвящена отдельная тема (тема X).
 
  Это значит, что адвокат не слуга клиента, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии - не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний).
  Содержащееся в Положении об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. в числе задач адвокатуры "содействие осуществлению правосудия" требует пояснений. Функция адвоката односторонняя. Реализуя ее, адвокат, естественно, объективно содействует осуществлению правосудия. Но это - не главная его задача, и он не может предавать клиента ради "торжества правосудия".
  Существенно изменилось в годы реформ представление о "государственном руководстве адвокатурой". Практически не применяются статьи Положения об адвокатуре РСФСР", в которых говорится о государственном контроле. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждаются ныне исполнительными органами субъектов федерации. Ограничены функции Минюста по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определяется ими самими. Минюст не заслушивает отчеты Председателей коллегий адвокатов и т.д. То есть в результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура постепенно обретает независимость, а принцип самоуправления в адвокатских коллективах обретает реальное содержание. Пока эти достижения носят характер практических завоеваний адвокатуры. Юридическое оформление они получат в ожидаемом Федеральном Законе "Об адвокатуре в Российской Федерации".
  Литература
  Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980.
  Правоохранительные органы РФ / Под. ред. В.П. Божьева. - М., 1996. Гл. 17.
 
 Тема Ш. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ АДВОКАТУРЫ
 
 Предшественники русской адвокатуры - стряпчие, частные ходатаи по судебным делам.
 Судебная реформа 1864 г. - начало формирования присяжной адвокатуры.
 "Учреждение судебных установлений" 1864 г. о присяжных поверенных, (требования к присяжным поверенный, Совет присяжных поверенных; права, обязанности и ответственность присяжных поверенных).
  Изучение истории российской адвокатуры призвано не просто удовлетворить естественное любопытство, но и выявить сложности, стоящие на пути этого института, определить принципы организации и деятельности адвокатуры в процессе ее становления, показать их в динамике и увидеть их перспективу.
  Ныне мы с полным основанием относим к принципам организации и деятельности адвокатуры добровольность объединения адвокатов, независимость и самоуправление адвокатских корпораций, законность деятельности, соблюдение нравственных начал профессии, профессионализм, гуманизм и др.
  История адвокатуры России позволяет утверждать, что эти принципы далеко не в полной мере реализовались в прошлом, дa и ныне они нуждаются в постоянной защите, правовом и организационном обеспечении.
  Русская присяжная и частная адвокатура родилась в условиях демократических судебных реформ 60-х гг. XIX века в царствование императора Александра П. В известной мере это было вынужденное решение: введение суда присяжных и состязательного судебного процесса не могло состояться без профессиональной адвокатуры.
  К кандидатам в присяжные поверенные предъявлялось требование наличия законченного высшего образования.
  По причине отсутствия достаточного количества дипломированных специалистов Учреждением Судебных Установлений допускались частные поверенные без высшего образования. Сохранялись (практически) и предшественники адвокатуры - стряпчие ("крапивное семя", "ябедники").
  Государственная ангажированность присяжных поверенных обеспечивалась не только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-императору, но и порядком комплектования адвокатуры.
  Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных поверенных, деятельность которого также была поднадзорна Судебной палате.
  В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятельные должники, лица, состоящие на правительственной службе, подвергшиеся по приговору суда лишению или ограничению прав состояния, находящиеся под следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др.
  Совет присяжных поверенных рассматривал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность "хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности", (статьи 354, 367 Учреждения Судебных Установлений). Жалобы на решение Совета присяжных подавались в Судебную палату.
  Таким образом, независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры была достаточно относительной, а самоуправление - в пределах, контролируемых судом.
  Формировались определенные нравственные ориентиры профессии адвоката - в требованиях к кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и ограничений.
  Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права своих доверителей по тяжбам, вести дела против своих родственников (родителей, жены, детей, братьев и сестер), представлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить с одной стороны на другую, оглашать тайны своего доверителя.
  Существовала и такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения гражданских дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска).
  С присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было возможно и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление.
  В принципе, все эти положения вполне импонируют и современному адвокату, но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более, что сами идеи судебной реформы конца XIX века в России оказались во многом не реализованными, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к "контрреформам".
  Литература
  Учреждение судебных установлений 20.11.1996 г. (Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8, М., 1991. Статьи 379-406).
 
 Тема IV. РУССКАЯ АДВОКАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
 
  Первые Декреты о суде 1917-1918 гг.: упразднение судебных учреждений, прокуратуры, присяжной и частной адвокатуры.
  Правовая помощь как общественная функция "неопороченных граждан", институт "правозаступничества".
  Создание института советской адвокатуры (решение ВЦИК 26 мая 1922 г.). Положение об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 г. Закон СССР "Об адвокатуре в СССР" от 30 ноября 1979 г. и Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. об организационных принципах построения адвокатуры.
  Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участвующего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам, становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов - Спасович, Александров, Андреевский, Урсов, Плевако и др.
  Это были люди высочайшей профессиональной культуры, подлинные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы.
  Октябрьская революция 1917 г. разрушила, и судебные учреждения, и адвокатуру. "Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда" - с торжеством говорил основатель нового государства *.
  * Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 270.
 
  Место права заняло "правосознание революционного класса", а профессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.
  Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г. был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на создание "советских судов". Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены "все непороченные лица обоего пола".
  Инструкцией Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах учреждались "коллегии правозаступников", в которые могли вступать любые лица, желающие "помочь революционному правосудию" и имеющие соответствующие рекомендации от Советов депутатов.
  Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918г. предусмотрел создание коллегий правозаступников при Советах депутатов. Позже (Декретом "О народном суде РСФСР" от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали именоваться коллегиями "защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе". Их составляли должностные лица, получавшие зарплату от государства по смете Наркомюста.
  Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были "сильны элементы буржуазной адвокатуры".
  Защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенными в списки местными исполкомами.
  Эти меры были направлены на окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России.
  Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г., когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение об адвокатуре. Коллегии защитников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собранием защитников избирался Президиум, который ведал приемом и отчислением адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов.
  С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, создания сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона.
  Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932г., 16 августа 1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установленные первым положением, более четко определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и их членов.
  Положение от 16 августа 1939 г. впервые закрепило принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет опыта работы в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. Повышалась самостоятельность коллегий путем расширения полномочий общих собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием Президиума. Оплата труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом.
  Роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказания населению юридической помощи и обеспечения защиты по уголовным делам возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении социалистической законности.
  Первый Закон СССР "Об адвокатуре в СССР" был принят Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.
  Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных республик.
  Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязательного высшего юридического образования для членов коллегий адвокатов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов.
  На базе союзного закона об адвокатуре было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., действующее ныне.
  Оно предусматривало наряду с традиционными региональными коллегиями (область, край, автономная республика) создание "межрегиональных и иных коллегий адвокатов", что позволило при переходе к рыночным отношениям формировать вначале юридические кооперативы, а затем и так называемых параллельные коллегии.
  Положение 1980 г. наряду с некоторым развитием демократических принципов организации и деятельности коллегий адвокатов сохранило значительные права Минюста и исполкомов областных (краевых и т.д.) Советов по "руководству адвокатурой".
  Расширение прав коллегий адвокатов, развитие их самоуправления и независимости - медленный процесс, происходящий ныне в русле судебно-правовых реформ.
 
  Литература
  Роль и задачи российской адвокатуры: Сб. статей, посвященный 50-летию советской адвокатуры / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 1972.
  Закон "Об адвокатуре в СССР" от 30.11.1979 г. Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г.
 
 Тема V. АДВОКАТУРА РОССИИ
 ПЕРИОДА СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ 90-х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ
 
  Изменения правового статуса адвоката в связи с формированием Судебной власти. Расширение гарантий самостоятельности и независимости адвокатуры от органов государственной власти и управления. Появление новых организованных структур адвокатуры (адвокатские кооперативы, бюро, фирмы, лицензионные правовые услуги, создание "параллельных" коллегий адвокатов). Создание адвокатских объединений (Союзы адвокатов, адвокатские гильдии и ассоциации), их значение для решения общих проблем адвокатуры, защиты адвокатов, повышения профессиональной культуры и расширения международных связей адвокатуры.
  Проекты Закона "Об адвокатуре РФ" о перспективах развития адвокатуры. Переход на новые принципы оплаты труда адвокатов.
  Судебно-правовая реформа 1990-х гг., вызывающая не только положительные оценки, но и обоснованную критику, существенно изменила правовой статус адвоката и адвокатских объединений.
  Хотя новый Закон "Об адвокатуре РФ" еще не принят (на май 2000 г.) и действует Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г., права адвоката и его правозащитные, возможности расширились в связи с формированием в стране Судебной власти, внедрением в правовую систему России общепризнанных международных пактов о правах человека, совершенствованием уголовно-процессуального и созданием арбитражно-процессуального законодательства.
  Так, появление, помимо системы общих и военных судов, Конституционного Суда РФ и системы арбитражных судов, а также снятие ограничений на участие адвоката в дознании, административном производстве расширило его сферу деятельности, создало новые возможности защиты адвокатами прав и интересов граждан и Организаций. Правовой статус адвоката в новых для него видах судопроизводства будет рассмотрен подробно в соответствующих темах особенной части пособия. Здесь же следует подчеркнуть, что реализация ст. 46 Конституции РФ 1993 г. о праве каждого на судебную защиту не только повышает роль суда в нашем обществе, но и создает предпосылки для активной правозащитной деятельности адвоката с использованием судебной трибуны, возможностей правосудия.
  Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993 г. в главе "Права и свободы человека и гражданина" сделала значительный шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат получил возможность активного воздействия на создание условий для реализации прав человека.
  Расширение судебной юрисдикции, осуществляемое правовой реформой, и укрепление правового статуса гражданина создают реальные условия эффективной защиты интересов личности с участием адвоката. Законы о собственности, о земле, об обжаловании в суд действий должностных лиц и коллегиальных органов управления, закон о печати и других средствах массовой информации, пенсиях, о частном предпринимательстве, новый Гражданский Кодекс РФ и др. дают адвокату мощное оружие -оружие права.
  Исключительно велико значение изменений в Уголовно-процессуальном законодательстве для активного участия адвоката на предварительном следствии и в суде. У подозреваемого и обвиняемого появился защитник на ранних этапах расследования, появилась возможность судебного обжалования мер процессуального принуждения. Возросли требования к доказательствам (проблема недопустимости доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства), что также создает новые правовые возможности защиты. Пробуждается интерес к судебному красноречию с возрождением суда присяжных.
  Важное значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов коллегии адвокатов при определении средств и способов защиты интересов клиента, единственными критериями которых является законность и нравственная безупречность.
  Действующее Положение об адвокатуре и уголовно-процессуальное законодательство в качестве гарантий независимости адвоката указывают на адвокатскую тайну, недопустимость допроса адвоката об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя.
  Проекты Федерального Закона "Об адвокатуре РФ" идут по пути расширения этих гарантий, включая особые условия привлечения адвоката к уголовной ответственности и средства, обеспечивающие его безопасность при отправлении профессиональных обязанностей.
  Большую независимость от государственных органов обрели и коллегии адвокатов. И хотя в Положении об адвокатуре РСФСР функции Министерства юстиции звучат по прежнему весомо, практически они или не реализуются, или весьма ослаблены.
  До начала судебно-правовых реформ 1990-х гг. структурными подразделениями коллегии адвокатов были только юридические консультации, создаваемые Президиумом коллегии, как правило, при судах в каждом административном районе.
  В последние годы наряду с юридическими консультациями появились так называемые бюро, фирмы, кабинеты, индивидуально практикующие адвокаты. В Положении об адвокатуре РСФСР 1980 г. о них не упоминается. Проект закона об адвокатуре РФ, находящийся на рассмотрении Государственной Думы, допускает их образование, но не содержит детальной регламентации (помимо бюро), фактически эти подразделения создаются. Их статус определяется в уставах коллегий и, пока не принят новый закон об адвокатуре, эти структурные подразделения (бюро, фирмы, кабинет) действуют примерно на тех же началах, что и юридические консультации. Отличием является их более высокий уровень имущественной и организационной самостоятельности (вплоть до образования юридического лица) и повышенная ответственность входящих в состав этих подразделений адвокатов перед клиентом (включая материальную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей).
  Принципиальным изменениям подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строилась по жесткой таксе, в соответствии с "Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям", утверждаемой Министром юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксированную оценку в рублях, подобно оценке услуг парикмахерской. И только Инструкция, введенная действие 10 апреля 1991 г., предусмотрела новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов. В ст. 1 этой Инструкции записано: "Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратившимся за помощью".
  Соглашение об оплате между адвокатом и клиентом - принцип не новый, но если ранее соглашение было ориентировано на предельные ставки таксы, то теперь - на материальные возможности клиента и притязания конкретного адвоката. Это тоже нашло отражение в Инструкции: "При оплате по соглашению гражданину принадлежит право выбора конкретного адвоката" (из ст. 1).
  Сама же такса сохраняется, но для тех случаев, когда соглашение не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим юридической консультацией или когда плата взыскивается судом при выполнении обязательных поручений. Предусмотрена и возможность оплаты поручений в валюте.
  Важное значение для обеспечения интересов адвокатуры, повышения ее престижа, правовой и социальной защиты адвокатов имело создание адвокатских объединений (см. тему VII).
  Проект Федерального Закона "Об адвокатуре в Российской Федерации", прошедший первое чтение в Государственной Думе, а также имеющиеся конкурирующие проекты расширяют гарантии независимости адвокатов создают дополнительные возможности для расширения разнообразия организационных форм адвокатских объединений. Весьма спорные вопросы об адвокатском иммунитете, о так называемых параллельных коллегиях, о способах собирания адвокатами доказательств, о появлении фигуры помощника адвоката и т.д. еще ждут своего решения.
 
  Законодательные акты для раскрытия темы:
  Конституция РФ 1993 г.
  Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г.
  Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г.
  Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1995 г.
  Закон "О Конституционном Суде РФ" 1994 г.
  Кодекс об административных правонарушениях 1984 г.
  Проекты федерального закона "Об адвокатуре РФ".
 
 Тема VI.
 КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ
 
 Коллегия адвокатов - основное структурное образование адвокатуры субъектов Российской Федерации.
 Порядок образования коллегии адвокатов.
 Общее собрание коллегии адвокатов.
 Президиум коллегии адвокатов.
 Ревизионная комиссия.
 Юридическая консультация (фирма, бюро, контора).
 Устав коллегии адвокатов.
 
  Коллегия адвокатов представляет собой добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью (ст. 4 Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.). Коллегия адвокатов создается на добровольной основе по заявлению группы учредителей, отвечающих требованиям, предъявляемым к профессиональным адвокатам. Вновь создаваемая коллегия и ее уставные документы подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.
  Принципами деятельности коллегий адвокатов являются самоуправление и независимость от государственных органов, с которыми адвокаты вступают в правоотношения при выполнении своих функций. Коллегия адвокатов не выступает в роли коллективного защитника или представителя, - это организационная структура адвокатуры, призванная обеспечивать деятельность адвокатов по выполнению профессиональных обязанностей, распределять адвокатов территориально с максимальным приближением к судам, создавая для этого юридические консультации, а также адвокатские конторы и фирмы на правах юридических консультаций. Коллегия адвокатов обеспечивает профессиональный состав своих членов, повышение их квалификации, контроль за качеством оказываемой ими юридической помощи, контроль за соблюдением законов и нравственных норм, составляющих предмет профессиональной этики. Для выполнения этих функций коллегия адвокатов имеет органы - общее собрание адвокатов коллегии, президиум коллегии, ревизионную комиссию и юридические консультации, возглавляемые заведующими.
  Общее собрание коллегии адвокатов (либо конференция при численности коллегии свыше 300 человек) созывается не реже одного раза в год, осуществляя следующие полномочия: избирает президиум Коллегии адвокатов и ревизионную комиссию; устанавливает численный состав коллегии, штаты, смету доходов и расходов; заслушивает отчеты президиума коллегии и ревизионной комиссии; утверждает правила внутреннего трудового распорядка (либо устав коллегии); определяет размеры отчислений из поступающих на счет адвокатов гонораров для создания общего бюджета коллегии; рассматривает жалобы на решение президиума коллегии.
  Президиум коллегии избирается общим собранием (конференцией) тайным голосованием сроком на три года. В свою очередь президиум коллегии открытым голосованием избирает из состава президиума председателя президиумам его заместителей. К числу полномочий президиума коллегии адвокатов относятся: созыв общего собрания коллегии (конференции); организация, территориальное размещение юридических консультаций и проверка их деятельности; назначение и освобождение от должности заведующего юридической консультацией; прием новых членов в коллегию адвокатов; осуществление контроля за качеством работы адвокатов; организация работы по повышению квалификации; рассмотрение жалоб на действия адвокатов; применение мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности.
  Заведующий юридической консультацией организует работу консультации, распределяет поручения между адвокатами, заключает соглашения с гражданами и организациями об оказании юридической помощи, осуществляет контроль за качеством работы адвокатов и соблюдением ими трудового распорядка, ведет статистическую и финансовую отчетность и т.п. (ст. 18 Положения).
  Правовой статус юридических бюро и фирм законодательно не определен. Их работа строится по аналогии с работой юридической консультации, но при этом они обладают статусом юридического лица.
  К началу 2000 г. в Российской Федерации только "традиционные" коллегии адвокатов насчитывали около 30 тысяч адвокатов. Так называемые альтернативные коллегии объединяют значительно большее количество адвокатов. В Москве в настоящее время функционирует 15 коллегий адвокатов. Одними из наиболее крупных из них являются Московская Областная коллегия адвокатов (далее МОКА) и Коллегия адвокатов "Московский юридический центр", численность которых составляет около 5 тысяч адвокатов.
  Коллегии адвокатов, как правило, имеют устав, назначение которого, как внутреннего поднормативного акта состоит в детализации норм Положения об адвокатуре РСФСР. Примером может служить Устав Московской областной коллегии адвокатов, утвержденный главой администрации Московской области 30.07.1992 г. В нем имеются разделы: общие положения, цели и задачи МОКА, состав МОКА, ее структура и территория, на которой она осуществляет свою деятельность, права и обязанности членов МОКА, органы МОКА и их компетенция, средства и имущество МОКА, порядок внесения изменений в Устав МОКА, символы и фирменное наименование МОКА, порядок прекращения деятельности МОКА.
  Как правило, уставы коллегий мало отличаются друг от друга, их общий недостаток - частичное дублирование законодательства об адвокатуре. Их значение, несомненно, положительное, - в четком детальном определении внутренних условий жизни коллегии адвокатов.
 
  Литература
  Закон об адвокатуре СССР от 30.11.1979 г.
  Положение об адвокатуре РСФСР от 20.12.1980 г.
  Проект Закона об адвокатуре РФ.
  Уставы коллегий адвокатов.
 
 Тема VII.
 ОБЪЕДИНЕНИЯ АДВОКАТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
 
 Федеральный союз адвокатов (Устав Федерального союза, адвокатов о его целях и задачах, принципы деятельности союза и его органов; членстве в союзе).
 Гильдия российских адвокатов (Устав гильдии адвокатов о ее целях, и задачах, органах самоуправления гильдии и пр.).
 Международный союз адвокатов (Устав союза о его целях, задачах, принципах деятельности его органов).
 Органы печати адвокатуры.
 
  Единственной формой объединения адвокатов советского периода были коллегии адвокатов областей, краев, автономных республик, союзных республик.
  Между собой коллегии адвокатов в правовом и организационном отношениях были разобщены, и если связи спонтанно возникали, то в основном по линии совместных научно-практических конференций. Союзный Закон "Об адвокатуре в СССР (от 30.11.1979 г.) не предусматривал создания каких-либо структур и органов, объединяющих коллегии адвокатов СССР.
  Первым объединением адвокатских коллегий на территории СССР стал Союз адвокатов, который с распадом СССР обрел статус международного, объединяя адвокатские коллективы стран Содружества Независимых Государств и некоторых стран Запада.
  Действующий ныне Устав Международного союза (Содружества) адвокатов (далее Союза) принят постановлением его I Ассамблеи 21 мая 1992 г. Изменения в него были внесены III Ассамблеей 22 мая 1998 г. (газета "Адвокат", ноябрь 1998 г.).
  Устав предусматривает задачи Союза, его права и обязанности, членство в Союзе, его структуру и руководящие органы, источники денежных средств и прочее.
  В качестве целей Союза (ст. 2 Устава) указываются: содействие обеспечению высоких стандартов мастерства, профессиональной этики, единства и сотрудничества адвокатов; защита прав и свобод, чести и достоинства членов организации; пропаганда принципов и гарантий независимости адвокатуры; содействие развитию юридической науки, повышению правовой культуры населения; расширение и укрепление международных профессиональных и культурных связей адвокатов разных стран и регионов.
  Для обеспечения указанных целей Союз адвокатов создает НИИ адвокатуры; изучает и распространяет опыт лучших адвокатов; организует научно-методическую работу; оказывает помощь адвокатским объединениям в проведении профессиональной учебы, организует международные семинары и конференции; разрабатывает проблемы адвокатской этики; учреждает печатный орган; организует обмен делегациями; изучает и обобщает статус адвокатов в различных правовых системах и пр.
  Членство в Союзе может быть как коллективным, так и индивидуальным. В Союз могут быть приняты не только адвокаты, но и ученые-юристы, общественные деятели и общественные объединения.
  Средства Союза формируются из вступительных взносов, доходов от печатных изданий, спонсорских пожертвований.
  Органами международного Союза адвокатов являются: Ассамблея, формируемая из делегатов региональных и национальных отделений, которая утверждает Устав, избирает Президиум, правление и ревизионную комиссию. Имеет печатное издание - газету "Адвокат". В сентябре 1995 г. рядом коллегий адвокатов России проведен Учредительный съезд Федерального союза адвокатов, на котором зафиксировали не только объединение российских адвокатов, но и утвердили Устав.
  Союз адвокатов России в отличие от Международного союза адвокатов является внутригосударственным формированием и преследует цели, ориентированные на наши внутренние проблемы: содействие процессу формирования правового государства; оказание квалифицированной правовой помощи гражданам и организациям; повышение правовой культуры и правосознания граждан; обеспечение правовой защищенности адвокатов, развитие института адвокатуры. Соответственно этим целям определяются конкретные задачи и формы деятельности Союза.
  Его руководящими органами являются: съезд, исполком, президент. Контролирующим органом является ревизионная комиссия. Средства Союза складываются из членских взносов, добровольных пожертвований, доходов от издательской и иной деятельности.
  Во многих своих положениях Устав Федерального союза адвокатов России напоминает Устав Международного союза адвокатов, что вполне естественно, ибо отдельные задачи и цели их деятельности совпадают.
  Параллельно Федеральному союзу адвокатов на территории России действует аналогичный союз, именуемый Гильдией российских адвокатов (далее Гильдия), также имеющий свой Устав, принятый учредительной конференцией в январе 1995 г.
  По сути Гильдия есть объединение так называемых параллельных коллегий адвокатов, созданных их учредителями с ведома и согласия Минюста РФ к середине 1990-х гг., потеснивших традиционные коллегии на рынке правовых услуг.
  Органами самоуправления Гильдии являются: съезд, совет коллегий адвокатов, исполком, президент, вице-президент, Президиум Гильдии, ревизионная комиссия.
  Устав Гильдии подробно описывает функции и порядок деятельности этих органов. Ее цели и задачи - конгломерат из привычных формулировок Положения об адвокатуре и Уставов союзов адвокатов. Издаются "Вестник Гильдии российских адвокатов" и журнал "Российский адвокат .
  Была попытка создания еще одного союза адвокатов России а базе нескольких коллегий субъектов Федерации под названием Ассоциация адвокатов России" (Саратов).
  Таким образом, процесс объединения региональных коллегий адвокатов, начавшийся в годы "перестройки", практически южно считать завершенным. Его положительная роль - в обеспечении надлежащего функционирования коллегий адвокатов, повышении их роли в общественной и государственной жизни, совершенствовании правовой защиты населения и общей юридической культуры.
  Союзы адвокатов в состоянии обеспечить действенную защиту своих членов и научно-методическую помощь адвокатам, содействуют укреплению нравственных устоев профессии.
  Однако настораживает обилие создаваемых союзов, что чревато сохранением элементов прежней разобщенности, ослаблением их возможностей в решении поставленных Уставами благородных задач и целей.
 
  Литература
  Устав Международного союза адвокатов.
  Устав Гильдии российских адвокатов.
 
 Тема VIII.
 АДВОКАТ
 
 Адвокат - субъект реализации правозащитной функции адвокатуры, консультант, защитник, представитель, поверенный.
 Требования к лицу, вступающему в коллегию адвокатов, членство в коллегии, права и обязанности члена коллегии адвокатов.
 Оформление поручений на ведение дел клиентов, порядок оплаты труда адвоката, ответственность адвоката - дисциплинарная, материальная - за нарушения профессионального долга.
 Виды юридической помощи, оказываемой адвокатом.
 
  Реализация функции оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам практически осуществляется не адвокатурой и не коллегиями адвокатов с их организационными структурами, а конкретными адвокатами.
  В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. адвокатами считаются граждане России, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, принятые в члены коллегии адвокатов. Допускается прием в коллегию адвокатов лиц, не имеющих стажа работы по специальности юриста, однако с условием прохождения стажировки в коллегии адвокатов сроком от шести месяцев до одного года. Как правило, адвокаты - члены коллегии - имеют постоянное рабочее место в юридических консультациях (бюро, фирмах, адвокатских конторах). Поручения на оказание юридической помощи получают непосредственно от клиентов либо через заведующего консультацией (бюро, фирмы, конторы), который распределяет работу, контролирует ее качество и оплату, разрешает возникающие конфликты в коллективе консультации или между адвокатом и клиентом, если они по своему характеру не требуют вмешательства президиума коллегии адвокатов.
  Именно адвокат (а не заведующий консультацией и не руководящие органы коллегии адвокатов) является субъектом защиты и представительства, именно он участвует в судопроизводстве и процессуальных правоотношениях. Адвокаты - участники доказывания по конкретным уголовным, гражданским, административным делам; им принадлежит право представления доказательств, их проверки и оценки в определенном законом процессуальном режиме. На них возлагается обязанность использования всех предусмотренных законом средств и способов защиты, обоснования выдвигаемого в интересах подзащитного или доверителя тезиса. Адвокатами даются устные советы, составляются исковые заявления, жалобы, проекты договоров и другие документы юридического характера.
  Адвокаты - члены коллегии адвокатов и стажеры - не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях, исключая занятие научной и педагогической деятельностью. В районах, в которых объем адвокатской работы является недостаточным, по решению президиума коллегии адвокату могут быть разрешены и другие виды совместительства.
  Прием в коллегию адвокатов, а также отчисление адвокатов из коллегии производится президиумом коллегии адвокатов (статьи 12, 13 Положения об адвокатуре РСФСР).
  Член коллегии адвокатов имеет право: избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов; ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности, вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении; принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии адвокатов.
  Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, правомочен:
  представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов;
  запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии (ст. 15 Положения об адвокатуре РСФСР).
  Положением об адвокатуре РСФСР предусматриваются обязанности адвоката - члена коллегии адвокатов, - имеющие как правовой, так и нравственный характер. Адвокат обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся к нему за юридической помощью. Адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производившего дознание, эксперта-специалиста, переводчика, свидетеля или понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.
  Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.
  Адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать деловую квалификацию, участвовать в пропаганде права (из ст. 16 Положения об адвокатуре РСФСР).
  В связи с проводимой в России судебной реформой остро стоит вопрос об обновлении законодательства об адвокатуре и, соответственно - о правомочиях адвоката, об организационной структуре адвокатских коллективов. Создан ряд конкурирующих проектов закона об адвокатуре РФ, которые по-разному отражают статус адвоката в новых экономических условиях, характеризующихся уходом от централизованного государственного руководства и построением отношений - в том числе и в сфере услуг -на основе раскрепощенных рыночных принципов.
  Новое законодательство о судопроизводстве - гражданском, уголовном, административном, конституционном и арбитражном - существенно расширило сферу деятельности адвокатов, способы и средства, используемые ими в защиту интересов обвиняемого и доверителя. Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993 г. в главе "Права и свободы человека и гражданина" сделала значительный шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат получил возможность воздействия на создание условий для реализации прав человека.
  Важное значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов коллегии адвокатов при определении средств и способов защиты интересов клиента, единственными критериями которых являются законность и нравственная безупречность.
  Действующее Положение об адвокатуре РСФСР и уголовно-процессуальное законодательство в качестве гарантий независимости адвоката указывают на адвокатскую тайну и недопустимость его допроса об обстоятельствах, ставших известными адвокату в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.
  Проекты закона об адвокатуре идут по пути расширения этих гарантий, включая особые условия привлечения адвоката к уголовной ответственности и средства, обеспечивающие его безопасность при исполнении профессиональных обязанностей.
  Положение об адвокатуре РСФСР включает ряд норм, регулирующих труд адвокатов и порядок его оплаты.
  Адвокат пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социальному страхованию и на пенсионное обеспечение.
  Отпуска оплачиваются адвокатам из средств коллегии адвокатов.

<< Пред.           стр. 1 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу