<< Пред.           стр. 13 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  10. В тех случаях, когда спор может быть передан на рассмотрение третейского суда в соответствии с Положением о третейском суде, судья обязан разъяснить сторонам право заключения договора о передаче спора на разрешение третейского суда. Заключение сторонами договора о передаче спора на разрешение третейского суда влечет за собой прекращение производства по делу (п. 7 cт. 219 ГПК). Об указанных последствиях судья обязан предупредить истца и ответчика.
  11. При обращении в суд органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций либо прокурора в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц судья привлекает их к участию в подготовке дела к судебному разбирательству. При этом судья вправе в необходимых случаях в процессе подготовки предложить указанным организациям, а также прокурору уточнить основания заявленных требований, назвать дополнительные обстоятельства, подтверждающие эти требования, или указать на источники получения доказательств, привести расчет сумм, подлежащих, по их мнению, взысканию, и т.п.
  12. Установив целесообразность участия в судебном разбирательстве представителей общественных организаций и трудовых коллективов (и. 6 ст. 141 ГПК), судья, извещая эти организации и коллективы о возбужденном деле, должен разъяснить также цель такого извещения и порядок оформления полномочий их представителей.
  13. Судья в ходе подготовки разъясняет лицам, участвующим в деле, их право вести дело через представителей, разъясняет порядок оформления полномочий представителей, а если такие полномочия оформлены, проверяет их объем, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ст. 46 ГПК (передачу дела в товарищеский или третейский суды, полного или частичного отказа от исковых требований, признания иска, изменения предмета иска, заключения мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалования решения суда, предъявления исполнительного листа ко взысканию, получения присужденного имущества и денег), должно быть специально оговорено в доверенности, поскольку это связано с распоряжением материальными и процессуальными правами доверителя.
  По делам, затрагивающим интересы лиц, частично или полностью недееспособных, следует проверять наличие судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также полномочия их попечителей или опекунов (ст. 48 ГПК).
  14. Вопрос о том, кто является заинтересованным в исходе дела лицом, которое судья должен известить о производящемся деле и времени его разбирательства (п. 5 cт. 142 ГПК), определяется характером дела и его конкретными обстоятельствами.
  Такими лицами могут являться как граждане, так и юридические лица, на права и обязанности которых может повлиять решение суда (например, наследник по закону при споре о наследстве между другими наследниками).
  15. Установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования истца или возражения ответчика либо не содержат иных необходимых данных, восполнить которые стороны не могут, судья вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случаях, когда представление таких доказательств для названных лиц затруднительно, по их просьбе истребует от граждан или организаций письменные и вещественные доказательства (ч. 3 cт. 50, п. 8 cт. 142 ГПК).
  16. Имея в виду, что показания свидетелей, а также письменные и вещественные доказательства, представляемые сторонами и истребуемые судьей от граждан, предприятий, учреждений, организаций (пп. 8, 9 cm. 141 ГПК), должны иметь значение для дела, судье следует во всех случаях предлагать сторонам указать, какие именно обстоятельства могут быть подтверждены этими доказательствами и свидетельскими показаниями.
  Принятие доказательств, не имеющих значения для дела (ст. 53 ГПК), а также использование данных, которые не могут являться средствами доказывания по возникшему спору (ст. 54 ГПК), недопустимо.
  17. Круг необходимых средств доказывания определяется с учетом характера заявленных требований и возражений. При этом следует иметь в виду, что по каждой категории гражданских дел существуют различные средства доказывания.
  В частности, по делам:
  а) о восстановлении на работе лица, уволенного по инициативе администрации, - копии приказов о принятии на работу, о переводах и об увольнении, копия ходатайства администрации в соответствующий выборный профсоюзный орган о даче согласия на увольнение, когда такое согласие необходимо (ст. 35 КЗоТ), копия протокола заседания и постановления профсоюзного комитета о согласии на увольнение, справки о среднем заработке истца и об окладе должностного лица, если оно привлекается в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК.
  Необходимость в иных средствах доказывания зависит от основания увольнения.
  По делу о восстановлении на работе лица, уволенного по сокращению численности или штата работников, - выписки из штатных расписаний (до и после увольнения), документы о сокращении штата или численности работников, производственная характеристика истца; материалы, содержащие данные, которые в соответствии со ст. 34 КЗоТ могут создать для него преимущественное право на оставление на работе, а также доказательства, подтверждающие отказ истца от перевода на другую работу либо отсутствие у администрации возможности перевести работника с его согласия на другую работу; сведения о предупреждении работника об увольнении не менее чем за два месяца;
  о восстановлении на работе лица, уволенного за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на него договором или правилами внутреннего трудового распорядка, кроме доказательств, перечисленных в абзаце первом подпункта "а", - документы о применении мер дисциплинарного или общественного взыскания (копии приказов, решений трудового коллектива и т.п.), а также материалы, послужившие основанием для наложения этих взысканий (докладные записки, объяснения и т.п.).
  По делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по инициативе администрации, бремя доказывания наличия законного основания для увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения лежит на ответчике;
  б) о восстановлении на работе лиц, уволенных по собственному желанию или переведенных на другую работу, - копии приказов о принятии на работу, перемещениях и переводах, увольнении с работы, справка о среднем заработке истца (а в случае перевода - справки о заработке до и после перевода), об окладе должностного лица, (если оно привлекается в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК), заявление об увольнении;
  в) о возмещении ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации работником при исполнении им трудовых обязанностей, - должностные инструкции, определяющие трудовые функции ответчика, доказательства, подтверждающие факт причинения и размер ущерба, справки о заработной плате, семейном и материальном положении ответчика, а по иску о полном возмещении причиненного ущерба, кроме того, -копия договора о материальной ответственности, сличительные ведомости, акт ревизии, накладные, копии приговора и т.д.;
  г) по спорам, возникающим из брачно-семейных отношений: о взыскании с родителей средств на содержание детей - копии свидетельств о рождении детей, справки с места жительства о нахождении детей на иждивении истца, с места работы ответчика о его заработке и о том, не производится ли с него удержаний алиментов в пользу других лиц либо в возмещение ущерба;
  о передаче на воспитание другому родителю или о возврате детей - акты обследования жилищных и бытовых условий каждого из родителей, включения органа опеки и попечительства, данные, характеризующие отношение родителей к детям, а также поведение родителей по месту их работы и жительства;
  об установлении отцовства - копии свидетельств о рождении детей, справки органов местного самоуправления о совместном проживании сторон, переписка, денежные переводы, документы о получении посылок, выписки из биографии и личного дела ответчика, его ходатайства об устройстве детей истицы в детские учреждения и другие материалы, если они могут иметь значение для дела;
  д) по жилищным спорам:
  о разделе жилой площади - копия лицевого счета, выписка из домовой книги, план жилого помещения и экспликация к нему;
  о разделе пая между разведенными супругами в доме жилищно-строительного кооператива - документы, подтверждающие время вступления в кооператив, установленный размер и сумму выплаченного пая, состав совместно проживающих с пайщиком членов семьи, план квартиры, копии свидетельств о регистрации и расторжении брака.
  Приведенный перечень не является исчерпывающим. Необходимость в представлении иных доказательств зависит от особенностей каждого конкретного дела.
  18. Судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить экспертизу при подготовке дела к судебному разбирательству (медицинскую, психиатрическую, химическую, бухгалтерскую и т.д.) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения явствует из обстоятельств дела и представленных доказательств (п. 7 cт. 124 ГПК). При назначении экспертизы должны учитываться требования cm. cm. 74-77 ГПК, причем лицам, участвующим в деле, следует разъяснить их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение.
  Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 74 ГПК на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Недопустима постановка на разрешение экспертизы вопросов права, разрешение которых относится к компетенции суда (например, вопроса о дееспособности гражданина, а не о характере его заболевания).
  Во всех случаях, когда по обстоятельствам дела необходимо выяснить психическое состояние лица в момент совершения им определенного действия, должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза, например при рассмотрении дел о признании недействительными сделок по мотиву совершения их гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК), а также в тех случаях, когда назначение экспертизы предусмотрено законом, в частности по делам о признании гражданина недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия (ст. 260 ГПК) и о признании его дееспособным в случае выздоровления или значительного улучшения состояния здоровья (ст. 263 ГПК).
  19. В случаях, не терпящих отлагательства, может производиться в порядке подготовки к судебному разбирательству осмотр на месте как письменных или вещественных доказательств, так и предмета спора (п. 9 cm. 142 ГПК).
  20. При направлении другим судам судебных поручений (п. 10 cm. 142 ГПК) необходимо иметь в виду следующее:
  а) право на судебное поручение является исключительным способом собирания относящихся к делу доказательств и может применяться лишь в тех случаях, когда эти доказательства по каким-либо причинам не могут быть представлены в суд, рассматривающий дело;
  б) в порядке ст. 51 ГПК может быть поручено лишь совершение определенных процессуальных действий, опрос сторон и третьих лиц, допрос свидетелей, осмотр и исследование письменных или вещественных доказательств.
  Судья может дать поручение о производстве процессуальных действий по обеспечению доказательств в порядке ст. 59 ГПК, если соответствующие процессуальные действия должны быть совершены в другом городе или районе;
  в) в порядке судебного поручения не должны собираться письменные или вещественные доказательства, которые могут быть представлены сторонами или по их просьбе истребованы судом, рассматривающим дело;
  г) суд не вправе давать поручение об истребовании от истца данных, подтверждающих обоснованность исковых требований, а также иных сведений, которые должны быть указаны в исковом заявлении в соответствии со ст. 126 ГПК;
  д) судебное поручение должно быть направлено в виде определения в точном соответствии со ст. 51 ГПК, вынесенного судьей единолично (при рассмотрении дела по существу такое определение выносит судья единолично или суд в коллегиальном составе, в зависимости от того, в каком порядке - единолично или коллегиально - рассматриваются дела). Направление судебных поручений в форме писем, запросов, отношений недопустимо.
  21. Поскольку ст. 133 ГПК допускает обеспечение иска во всяком положении дела, судья должен иметь в виду, что обеспечение иска допустимо и в ходе подготовки к судебному разбирательству.
  22. Учитывая, что в силу ст. 57 ГПК обеспечение доказательств производится в судебном порядке с момента возникновения дела в суде, судья вправе принять меры по их обеспечению и при подготовке дела к судебному разбирательству. При этом следует иметь в виду, что круг доказательств, которые могут быть обеспечены, законом не ограничен (см. ст. 7- 59 ГПК).
  23. Назначение дела к судебному разбирательству может иметь место лишь после того, как будут произведены все необходимые действия по его подготовке.
  Дело может быть признано достаточно подготовленным, когда определен состав участвующих лиц, уточнены их требования и возражения, остановлен круг фактов, имеющих значение для дела, выяснены и истребованы доказательства, подтверждающие или опровергающие такие факты, ответчику вручена копия искового заявления, а в необходимых случаях и копии приобщенных к нему документов, лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела.
  Одновременно судья должен разрешить вопрос о целесообразности разбирательства данного дела в выездном заседании, а также об участии в нем представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
  24. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленного ч. 1 cm. 99 ГПК семидневного срока для проведения подготовки дела к судебному разбирательству.
  Этот срок может быть продлен судьей до 20 дней только в исключительных случаях по делам особой сложности (например, требующим назначения экспертизы, направления судебного поручения, истребования материалов от граждан и организаций, находящихся вне района деятельности суда, рассматривающего дело, и т.п.), кроме дел, указанных в ч. 2 ст. 99 ГПК.
  Продлевая срок на подготовку к судебному разбирательству, судья обязан вынести мотивированное определение.
  25. Определение о проведении подготовки к судебному разбирательству другие определения, вынесенные в связи с подготовкой, обжалованию не подлежат, поскольку не преграждают возможность дальнейшего движения дела, за исключением определений по вопросам обеспечения иска и определений об отказе в обеспечении доказательств, на которые может быть подана частичная жалоба или принесен протест (ст. ст. 58, 139 ГПК).
  26. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1969 г. № 48 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 5 апреля 1976 г. № 1 и от 20 декабря 1983 г. № 11.
 
 18. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ"
 
  Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
  В целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:
  1. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
  Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 cт. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и Правильного рассмотрения дел.
  2. Согласно ч. I cт. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
  Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
  а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
  в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
  г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
  В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
  Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 cт. 90 Конституции Российской Федерации).
  3. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 cm. 125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.
  О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.
  В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные в подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 названного Федерального конституционного закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
  В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом Российской Федерации, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.
  Если подсудимый содержится под стражей, рекомендовать суду в каждом таком случае обсуждать вопрос об изменении ему меры пресечения.
  4. При рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 cт. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
  Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, и федеральным законом, то в силу ч. 6 cm. 76 Конституции Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
  5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека. Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 cт. 15 Конституции I Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
  При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п 3 cт. 5 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
  6. Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 cт. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
  Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральными законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации".
  7. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 cт. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
  Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т. д.).
  При применении закона вместо несоответствующего ему акта государственного иди иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.
  8. Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 cт. 47). В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.
  Если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела или создающих невозможность рассмотрения дела в данном суде), председатель вышестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) с обязательным извещением сторон о причинах передачи дела.
  9. В ч. 2 cт. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке.
  10. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 cт. 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.
  При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.
  11. При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации общественных объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц о ликвидации общественных объединений судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 cт. 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
  Учитывая это конституционное положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности все представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности общественных объединений.
  12. В силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в этом пакте, приняли на себя обязанность обеспечить право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с национальным законодательством.
  Конституция Российской Федерации гарантировала работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 cт. 37). Однако осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 cт. 17, ч. 3 cт. 55 Конституции Российской Федерации).
  Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 cт. 17 и ч. 3 cт. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным.
  13. При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 cт. 27, ч. I cт. 40).
  Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
  14. Поскольку ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ч. 2 cm. 23 Конституции Российской Федерации), судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законам Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Перечень органов, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, содержится в названном законе.
  Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  Обратить внимание судов на то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательствам.
  15. При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности.
  Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 cт. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.
  16. Обратить внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 cm. 50 Конституции Российской Федерации), а также выполнения требований ч. 3 cт. 69 УПК РСФСР, в силу которой доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу обвинения.
  Разъяснить, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.
  17. При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией (ч. 1 cт. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону.
  На основании ст. 50 УПК РСФСР обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, однако такой отказ не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.
  В соответствии с ч. 2 cm. 48 Конституции Российской Федерации и на основании ст. 47 УПК РСФСР каждый задержанный, заключенный под стражу имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, а каждый обвиняемый в силу указанной конституционной нормы и на основании ст. 46 УПК РСФСР имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента предъявления обвинения. При нарушении этого конституционного права все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с его участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона.
  18. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела (ст. 280 УПК РСФСР), должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.
  Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого).
  19. Судам необходимо иметь в виду, что разъяснения по применению действующего законодательства, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, могут применяться при рассмотрении дел в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
 
 19. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ от 24 мая 1995 г. №" 20 "О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
 
  В связи с принятием Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
  1. В соответствии с Федеральным законам "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), за исключением главы 21, вводится в действие с 1 июля 1995 года.
  Арбитражным судам следует иметь в виду, что нормы Кодекса, кроме содержащихся в главе 21, применяются при рассмотрении после 1 июля 1995 года дел, в том числе поступивших до этой даты.
  2. В соответствии с частью 2 статьи 3 Кодекса порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах ; в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
  В связи с этим арбитражным судам при принятии исковых заявлений и рассмотрении дел следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 22 Кодекса к подведомственности арбитражного суда федеральным законом могут быть отнесены другие дела помимо перечисленных в этой статье. Однако без внесения в Кодекс соответствующих изменений и дополнений федеральным законом не могут быть изъяты из компетенции арбитражного суда подведомственные ему дела, изменена подсудность, по иному решены другие процессуальные вопросы.
  3. В соответствии с частью 6 статьи 22 Кодекса к подведомственности арбитражных судов отнесены дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  В связи с этим арбитражным судам следует принимать к своему производству дела с участием лиц, если исковые заявления поступили с 1 июля 1995 года.
  Арбитражным судам следует также принимать к своему производству после 1 июля 1995 года дела с участием названных в абзаце первом лиц, если ранее им было отказано в принятии искового заявления или производство по делу прекращено по мотиву неподведомственности спора арбитражному суду.
  4. Арбитражным судам следует иметь в виду, что с 1 июля 1995 года вводится апелляционная инстанция. Поэтому кассационные жалобы на решения арбитражных судов в субъектах Российской Федерации, поданные до 1 июля 1995 года и не рассмотренные к 1 июля 1995 года, должны рассматриваться 1 июля 1995 года арбитражными судами, в которых приняты решения, в порядке, предусмотренном главой 20 Кодекса.
  5. В соответствии со статьей 2 Закона глава 21 Кодекса "Производство в кассационной инстанции" вводится в действие по мере образования федеральных арбитражных судов округов, но не позднее 1 января 1996 года.
  Арбитражным судам следует исходить из того, что федеральный арбитражный суд округа считается образованным для выполнения возложенных на него функций после назначения председателя суда, создания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа судей, назначенных в этот суд, или судей другого арбитражного суда, на которых Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возложены полномочия по проверке в кассационном порядке законности решений, определений и постановлений, принятых арбитражными судами в субъектах Российской Федерации, и издания председателем, федерального арбитражного суда округа приказа о начале работы суда.
  6. При поступлении кассационных жалоб, адресованных федеральному арбитражному суду округа, арбитражным судам следует иметь в виду, что глава 21 "Производство в кассационной инстанции" вводится в действие по мере образования федеральных арбитражных судов округов. Поэтому кассационные жалобы, адресованные федеральному арбитражному суду округа, который еще не образован, направляются вместе с делами в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора, если эти дела рассматривались в апелляционной инстанции Государственная пошлина в данном случае возврату не подлежит.
  После образования федерального арбитражного суда округа кассационная жалоба на вступившее в законную силу решение должна быть направлена арбитражным судом, принявшим решение, определение, постановление, вместе с делом в федеральный арбитражный суд округа, к ведению которого относится рассмотрение кассационных жалоб на решения этого арбитражного суда в соответствии со статьей 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
  7. Согласно пункту 2 части 2 статьи 31 Кодекса в случаях, когда невозможно рассмотреть дело в арбитражном суде, к подсудности которого оно относится, это дело передается для рассмотрения в другой арбитражный суд того же уровня. При определении конкретного суда, в который может быть передано дело, в том числе в связи с невозможностью создания судебного состава для рассмотрения жалобы в порядке апелляционного производства, суду следует иметь в виду, что из арбитражного суда автономного округа дело передается в арбитражный суд края, области, в которые входит данный автономный округ.
  При необходимости передачи дела из арбитражного суда республики, края, области, города в другой арбитражный суд вопрос о том, в какой арбитражный суд передать дело, решает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по запросу соответствующего суда.
  8. При определении состава суда для рассмотрения дела арбитражным судам следует исходить из того, что дело, рассматривавшееся до 1 июля 1995 года коллегиально и отложенное на срок после 1 июля 1995 года либо переданное на новое рассмотрение после отмены решения или определения после 1 июля 1995 года может быть рассмотрено по решению председателя арбитражного суда коллегиально и в том случае, если в соответствии со статьей 14 Кодекса оно подлежит рассмотрению единолично.
  9. Протесты и заявления о принесении протестов, не рассмотренные в арбитражных судах республик до 1 июля 1995 года направляются вместе с делами в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
  10. В связи с изменением полномочий Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации протесты, принесенные в Пленум до 1 июля 1995 года и не рассмотренные до этого срока, подлежат рассмотрению Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
  11. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона протесты, принесенные до 1 июля 1995 года в коллегию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, рассматриваются этой коллегией и после 1 июля 1995 года, поэтому указанная коллегия действует впредь до рассмотрения всех протестов, принесенных в нее до 1 июля 1995 года.
  12. Арбитражным судам не следует возвращать после 1 июля 1995 года исковые заявления по мотиву несоблюдения досудебного (претензионного) порядка, кроме заявлений по спорам, для которых он сохранен.
  При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом "О связи", принятым вместо Временного положения о связи в Российской Федерации, сохранен досудебный (претензионный) порядок разрешения споров.
 
 20. ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОПЛАТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ АДВОКАТАМИ ГРАЖДАНАМ, ПРЕДПРИЯТИЯМ, УЧРЕЖДЕНИЯМ, ОРГАНИЗАЦИЯМ И КООПЕРАТИВАМ (утв. Минюстом СССР 10 апреля 1991 г.) (действует с ограничениями)
 
  I. Общие положения
  1. Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказываемую адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратившимся за помощью.
  При оплате по соглашению гражданину принадлежит право выбора конкретного адвоката.
  При отсутствии соглашения об оплате между адвокатом и лицом, обратившимся за юридической помощью, оплата устанавливается адвокатом или руководителем юридической консультации (иного объединения) по минимальным ставкам, предусмотренным настоящей Инструкцией. В таком же порядке устанавливается размер оплаты за юридическую помощь при отнесении ее на счет государства в случаях, предусмотренных Законам.
  2. При оказании правовой помощи иностранным юридическим и физическим лицам, а также в случаях выполнения поручений, не предусмотренных настоящей Инструкцией, размер оплаты устанавливается по соглашению сторон.
  3. Соглашение о характере и объеме принятого адвокатом поручения, о размере оплаты юридической помощи и иных расходах, связанных с выполнением поручения, оформляется регистрационной карточкой, которая подписывается адвокатом и лицом, обратившимся за помощью.
  4. Плата за юридическую помощь (кроме валютных поступлений) вносится в кассу или на текущий счет юридической консультации (иного объединения) в отделении соответствующего банка.
  Денежные поступления в иностранной валюте за оказание юридической помощи иностранным гражданам, организациям и фирмам вносятся в соответствующий банк в порядке, установленном законодательством.
  5. При установлении размера оплаты за юридическую помощь по ставкам, предусмотренным настоящей Инструкцией, в местностях, где к заработной плате работников непроизводственных отраслей народного хозяйства установлены районные коэффициенты и надбавки, оплата юридической помощи повышается в соответствующих размерах.
  6. Из суммы, поступившей за выполнение поручения, адвокату может быть выплачен аванс, соответствующий объему фактически выполненной работы за определенный период.
  7. В случае отказа от помощи адвоката обратившемуся возвращается внесенная им денежная сумма с удержанием части ее за фактически выполненную адвокатом работу.
  8. При невозможности выполнить поручение или довести его до конца по причинам, не зависящим от адвоката, неотработанная часть гонорара возвращается или, с согласия клиента, переводится на счет другого адвоката, продолжающего выполнение поручения. Сумма, подлежащая удержанию или доплате, определяется руководителем юридической консультации (иного объединения) по согласованию с обратившимся за помощью и адвокатом.
  9. В случае недобросовестного выполнения профессиональных обязанностей президиум коллегии вправе удержать с адвоката полностью или частично гонорар, внесенный в юридическую консультацию (иное объединение), для возврата его обратившемуся за юридической помощью.
  10. Ответственность за правильность установления размера оплаты по принятому поручению несут руководитель юридической консультацией (иного объединения) и адвокат.
  Контроль за правильным применением настоящей Инструкции осуществляет президиум коллегии адвокатов.
  II. Юридическая помощь, оказываемая гражданам бесплатно
  11. Юридическая помощь оказывается бесплатно в случаях, предусмотренных действующим законодательством об адвокатуре.
  12. Президиум коллегии адвокатов или руководитель юридической консультации (иного объединения) вправе полностью или частично освободить гражданина от оплаты и в других случаях с учетом конкретных обстоятельств.
  13. При оказании юридической помощи в соответствии с пунктом 11 настоящей Инструкции по желанию обратившегося за помощью с ним может быть заключено соглашение с оплатой труда адвоката на общих основаниях.
 
  III. Плата за консультации (советы) по правовым вопросам и за составление правовых документов
  14. При отсутствии соглашения оплата производится в следующих размерах:
  а) консультации (советы) - не менее 5 руб.;
  б) составление правовых документов - не менее 15 руб.;
  в) составление запросов, справок - не менее 5 руб.;
  г) составление жалоб по административным делам - не менее 30 руб.;
  д) вызов адвоката на дом - не менее 30 руб. без учета транспортных расходов;
  е) вызов адвоката в места лишения свободы - не менее 30 руб.;
  ж) составление проектов уставов, договоров и др. сложных документов - не менее 300 руб.
  Оплата конкретной юридической помощи в случаях, предусмотренных п. "д", производится дополнительно.
 
  IV. Плата за ведение уголовных дел на предварительном следствии и в судах первой инстанции
  15. При отсутствии соглашения между сторонами плата за участие адвоката в расследовании и в судах первой инстанции устанавливается не менее 50 рублей в день.
  16. За участие адвоката в распорядительном заседании суда плата взимается не менее 40 рублей в день.
  17. За осуществление адвокатом защиты двух и более лиц взимается плата не менее 75 процентов с каждого от сумм, установленных пунктами 15 и 16 настоящей Инструкции.
  18. За время перерывов в судебных заседаниях взимается не менее 50 процентов платы за день судебного заседания.
  19. За подготовку к ведению дела в суде, за изучение адвокатом дела, протокола судебного заседания, а также за оказание юридической помощи осужденному или оправданному при ознакомлении их с протоколами взимается плата не менее 40 рублей за каждый день.
 
  V. Плата за ведение гражданских дел в суде первой инстанции и административных дел
  20. При отсутствии соглашения между сторонами плата за ведение гражданских дел в суде первой инстанции взимается в размере не менее 50 рублей за день.
  21. За ведение административных дел, а также за представительство в государственных и иных организациях, а также при внесудебном рассмотрении спора взимается плата не менее 40 рублей за день.
  22. За представительство интересов нескольких лиц, а также за время перерывов в судебных заседаниях размер платы устанавливается применительно к пунктам 17,18 настоящей Инструкции.
  За подготовку к ведению дела в суде, за изучение дела и протокола судебного заседания взимается плата не менее 40 рублей в день.
  За доклад исковых материалов или представление объяснений по иску на личном приеме у судьи взимается плата не менее 30 рублей.
 
  VI. Плата за ведение уголовных, гражданских и административных дел в судах второй инстанции и в порядке надзора
  23. При отсутствии соглашения сторон за составление кассационной жалобы на приговор и решение, частной жалобы на определение суда, а также жалобы по административному делу, объяснений по протестам и жалобам адвокатом, не участвовавшим в суде первой инстанции, взимается плата не менее 60 процентов суммы, подлежащей оплате в суде первой инстанции или в административном органе (п.п.15, 20, 21 настоящей Инструкции).
  24. За ведение дела в отношении одного лица в суде второй инстанции адвокатом, участвовавшим по этому делу в суде первой инстанции, взимается плата не менее 50 процентов, а не участвовавшим в суде первой инстанции - не менее 80 процентов за ведение этого дела в суде первой инстанции (пп.15, 20,21 настоящей Инструкции).
  При продолжительности судебного процесса свыше одного дня взимается плата не менее 40 рублей за каждый последующий день.
  25. За подготовку и изучение дела к ведению его в кассационной и надзорной инстанциях взимается плата не менее 40 рублей в день.
  26. За составление жалобы на вступившие в законную силу приговор, решение, определение, постановление суда или объяснение по протесту адвокатом, участвовавшим в суде первой или второй инстанции, взимается не менее 50 процентов, а не участвовавшим в суде первой или второй инстанции - не менее 80 процентов суммы, подлежащей оплате за ведение этого дела в суде первой инстанции (пп.15, 20, 21 Инструкции).
  За составление повторных жалоб взимается плата в размере не менее 50 процентов первоначально назначенной суммы за ведение дела в порядке надзора.
  За доклад надзорной жалобы на личном приеме взимается не менее 40 рублей.
  За участие адвоката в заседании суда надзорной инстанции взимается плата в размере, установленном пп.15, 20 и 21 настоящей Инструкции.
 
  VII. Оплата юридической помощи, оказываемой предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам
  27. Для оказания юридической помощи предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам юридические консультации (иные объединения) и адвокаты заключают с ними договоры с оплатой этой работы повременно или по разовым поручениям.
  Размер оплаты устанавливается по соглашению сторон.
 
  VIII. Оплата расходов, связанных с выездом адвоката
  28. По делам, ведение которых связано с выездом, кроме основной оплаты, предусмотренной настоящей Инструкцией, взимаются расходы на командировку адвоката по соглашению сторон (стоимость проезда любым видом транспорта, оплата гостиницы, суточные и иные расходы).
  При отсутствии соглашения сторон размер командировочных расходов определяется президиумом коллегии адвокатов в соответствии с законодательством.
  Кроме того, в случаях, если основная плата за дни выезда оказывается ниже среднего заработка, адвокату за счет обратившегося за помощью (гражданина или юридического лица) возмещается разница до среднего заработка.
  29. Настоящая Инструкция вводится в действие с 10 апреля 1991 года.
 
 21. ПИСЬМО ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ И МИНФИНА РФ от 16 марта 1993 г. №№ ВГ-4-01/ЗЗ н, 04-01-01 "О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КОЛЛЕГИЙ АДВОКАТОВ"
 
  В связи с поступающими запросами о налогообложении коллегий адвокатов Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации сообщают следующее.
  В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 20.11.80, средства, поступившие в юридические консультации от граждан и организаций за оказание им юридической помощи, направляются на оплату труда адвокатов, содержание юридических консультаций, а также на отчисления коллегиям адвокатов. Поступление указанных средств не образует прибыли и поэтому налогом на прибыль не облагается.
  Вместе с тем сумма превышения доходов над расходами при осуществлении коллегиями деятельности, не отнесенной Положением об адвокатуре РСФСР (ст. 19) к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров и платных лекториев, доходы от внереализационных операций и иные доходы, полученные коллегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи) подлежит налогообложению в порядке, установленном Законам Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений).
  Гонорары, полученные адвокатами за оказание юридической помощи гражданам и предприятиям, подлежат налогообложению в порядке, установленном Законом РСФСР от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом последующих изменений и дополнений).
  Если членами коллегии адвокатов создаются юридические фирмы и другие коммерческие образования на основе Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", зарегистрированные в установленном порядке и несущие ответственность в соответствии с законодательством, то такие предприятия являются плательщиками налога на прибыль, а также других налогов в порядке, установленном налоговым законодательством.
 
 22. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОПЛАТЫ ТРУДА АДВОКАТОВ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА (утв. письмом Минюста РФ 27 января 1994 г.)
 
  В соответствии с Законом Российской Федерации от 23 мая 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (№ 2825-1) расходы по оплате труда адвокатов согласно статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР относятся на счет республиканского бюджета в случаях, когда орган дознания, предварительного следствия, прокурор или суд, в производстве которых находится дело, освобождают подозреваемого и обвиняемого полностью или частично от платы юридической помощи или когда адвокат участвовал в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению без заключения соглашения с клиентом.
  Во всех указанных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами.
  1. Основанием для отнесения расходов по оплате труда адвокатов за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации за время оказания юридической помощи по защите лиц, освобожденных полностью или частично органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в производстве которых находится дело, от несения расходов на оплату юридической помощи, а также при их участии в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению является постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда, в производстве которых находится дело, выносимые на основании заявления адвоката.
  2. Размер оплата труда за один день участия адвоката в рассмотрении дела в случаях, перечисленных в пункте 1 настоящего Положения, определяется из расчета не менее одной четверти установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
  Оплата труда адвокатов за время перерывов в судебных заседаниях (за участие адвоката в ведении уголовных дел, перечисленных в пункте 1 настоящего Положения), если адвокат в это время не участвовал в рассмотрении других дел, производится в размере 50 процентов оплаты, предусмотренной за день участия в судебном процессе.
  В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где работникам предприятий, учреждений и организаций установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, оплата юридической помощи повышается в соответствующих размерах.
  В постановлении (определении) об отнесении расходов по оплате труда адвокатов за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации указывается наименование следственного органа или суда, номер дела, фамилия обвиняемого (осужденного), количество дней, фактически затраченных адвокатов на изучение материалов дела, участие на предварительном следствии и судебном процессе и изучение протоколов судебного заседания, денежная сумма, определенная в соответствии с указанным выше расчетом, фамилия, имя, отчество адвоката, выполнявшего поручение, а также полное наименование и банковские реквизиты юридической консультации (профессионального объединения адвокатов), в составе которой он состоит.
  Копия постановления (определения), заверенная гербовой печатью, направляется по принадлежности в соответствующую финансовую службу министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, управления (отдела) юстиции, администрации края, области, округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, прокуратуры республики в составе Российской Федерации, края, области и приравненных к ним прокуратур, финансовую службу органа внутренних дел, в соответствующий финансовый орган Государственного таможенного комитета и Департамента налоговой полиции Российской Федерации по месту производства дознания, предварительного следствия либо по месту нахождения суда, а копия определения военного суда - в соответствующий финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации, при котором военный суд состоит на финансовом довольствии для перечисления указанной в постановлении (определении) суммы на текущий (расчетный) счет юридической консультации (профессионального объединения адвокатов).
  3. Соответствующие финансовые службы, указанные в пункте 2 абзаце 5 настоящего Положения, в 10-дневный срок со дня поступления указанного в пунктах 1 и 2 постановления (определения) об оплате труда адвокатов за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации проверяют документы и переводят указанные в постановлении (определении) суммы на текущий (расчетный) счет юридической консультации (профессионального объединения адвокатов).
  4. При длительном участии адвоката в предварительном следствии или в судебном процессе постановление (определение) с указанием суммы оплаты труда адвоката выносится ежемесячно за фактически проработанные дни и объявленные судом дни перерывов в судебных заседаниях.
  5. В случае признания подсудимого виновным приговором суда, суммы, выплаченные адвокату из бюджета за участие на предварительном следствии и в судебном процессе, должны быть взысканы с осужденных лиц в доход республиканского бюджета Российской Федерации. В отдельных случаях, исходя из материального положения и иных исключительных обстоятельств, он может быть освобожден судом от этой обязанности.
  Исполнение судебных решений о взыскании с осужденных или ответчиков сумм в доход республиканского бюджета Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
  6. Средства на оплату труда адвокатов по защите подозреваемых и обвиняемых по назначению или освобожденных органами дознания, предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится дело, полностью или частично от оплаты юридической помощи предусматриваются по смете Министерства юстиции Российской Федерации по разделу 209 40 "Прочие расходы", а также по соответствующим разделам сметы генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации, а также Государственного таможенного комитета и Департамента налоговой полиции Российской Федерации.
  Возмещение указанных расходов по оплате труда адвокатов производится платежными поручениями Министерства юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации, Государственного таможенного комитета и Департамента налоговой полиции Российской Федерации согласно представляемым по мере необходимости сведениям о фактически произведенных расходах.
 
  Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи Министерства юстиции Российской Федерации
 
 23. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 7 октября 1993 г. № 1011 "ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА АДВОКАТОВ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА"
 
  В соответствии со статьей 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
  Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах республиканского бюджета Российской Федерации выделение Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации и Департаменту налоговой полиции Российской Федерации средств на оплату труда адвокатов по защите лиц, освобожденных полностью или частично органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в производстве которых находится дело, от несения расходов на оплату юридической помощи, а также при участии их в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению.
  Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации определить порядок расходования указанных средств.
 
  Москва, 7 октября 1993 г. № 1011
 
 24. ИНСТРУКЦИЯ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ от 15 мая 1996 г. № 42
 "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ" (с изменениями от 7 октября 1996 г., 6 июля 1998 г., 19 февраля, 16 ноября 1999 г.) (извлечение).
 
  Настоящая инструкция издана во исполнение Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 "О государственной пошлине" в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине".
 
  I. Общие положения
  1. Под государственной пошлиной понимается установленный Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
  2. Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане) и юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
  Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними.
  В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготы.
  Например, за удостоверением договора дарения квартиры обратились три лица, одно из которых - участник Великой Отечественной войны. Лица, не имеющие права на льготу, должны уплатить за удостоверение этого договора государственную пошлину в размере 2/3 от суммы пошлины, подлежащей уплате.
  3. Государственная пошлина взимается:
  с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации;
  за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами;
  за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".
  4. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
  6. Осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", а также ответственность плательщиков государственной пошлины регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
 
  II. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины
  6. Государственная пошлина уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины наличными деньгами осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.
  7. При определении размера государственной пошлины, установленного в кратном размере от минимального размера оплаты труда, учитывается установленный законом минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.
  8. Государственная пошлина зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации.
  Государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж:
  - по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции;
  - за совершение нотариальных действий государственными нотариусами или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений;
  - за совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния;
  - за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из Российской Федерации или въездом в Российскую Федерацию;
  - за оформление прочих юридически значимых действий.
  9. Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате государственной пошлины не могут быть приняты в качестве доказательства ее уплаты.
  Оформление платежного поручения должно соответствовать форме, приведенной в приложении к настоящей Инструкции.
  10. Иностранные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.
  11. Платежные поручения на перечисление государственной пошлины, квитанции банка о приеме государственной пошлины приобщаются к соответствующим материалам о совершении юридически значимых действий или о выдаче документов и остаются в делах учреждений, взимающих государственную пошлину.
  В реестре для регистрации нотариальных действий указываются сумма внесенной пошлины, дата и номер банковского документа.
  12. Уплата государственной пошлины за нотариальные действия, за регистрацию актов гражданского состояния, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления в сельских поселениях, производится наличными деньгами по квитанции установленной формы. При этом должностные лица в соответствующих реестрах, книгах делают отметку о сумме взысканной пошлины с указанием номера квитанции установленной формы.
  В случаях освобождения плательщиков от уплаты государственной пошлины делается отметка в соответствующих документах (реестрах, книгах и т.п.).
  13. Руководители учреждений, взимающих государственную пошлину, несут ответственность за правильность ее взимания, а также за своевременность и полноту внесения пошлины в бюджет в соответствии с действующим законодательством.
 
  III. Порядок возврата государственной пошлины
  14. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:
  - внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по Закону Российской Федерации "О государственной пошлине". Не подлежит возврату уплаченная госпошлина, если истец после принятия искового заявления к производству уменьшил цену иска;
  - возвращения или отказа в принятии искового заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;
  - прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
  - удовлетворения исковых требований арбитражным судом о возврате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей из соответствующего бюджета, если ответчик - налоговый, финансовый, таможенный органы и орган по валютному и экспортному контролю, не в пользу которого состоялось решение.
  При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина возврату не подлежит;
  - отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;
  - отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта.
  15. Государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение акта гражданского состояния, за государственную регистрацию брака или государственную регистрацию расторжения брака по решению суда, за перемену фамилии, имени, отчества, если акт впоследствии не был зарегистрирован, возврату не подлежит.
  16. Возврат государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган:
  в течение года со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета;
  уплаченной в местный бюджет - в течение года со дня поступления суммы в бюджет.
  К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной государственной пошлины к справке организации прилагаются копии платежных документов.
  По заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возврат производится на основании выданной судом справки.
  После проверки поступивших в налоговые органы заявлений и документов на возврат госпошлины налоговый орган в течение 30 дней со дня их поступления выносит решение.
  Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом.
  Возврат государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации, - органами федерального казначейства, а где они отсутствуют - налоговыми органами. Возврат государственной пошлины, уплаченной в местный бюджет, производится финансовыми органами.
 
  IV. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции
  17. По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы) или кассационной жалобы, а также при выдаче судом копий документов в следующих размерах:
 
  1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска:
  до 1 млн. рублей
  свыше 1 млн. рублей до 10 млн. рублей
 
 
 
  5% от цены иска

<< Пред.           стр. 13 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу