<< Пред.           стр. 8 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
  2: Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
  3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
 
  Статья 27
  1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
  2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
 
  Статья 28
  Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
 
  Статья 29
  1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
  2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
  3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
 
  С т а т ь я 30
  Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
 
 4. ДЕКЛАРАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ ДЛЯ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТЬЮ (ООН, 1985 г.)
 
  А. Жертвы преступлений
 
  1. Под термином "жертвы" понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств - членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью.
  2. В соответствии с настоящей декларацией то или иное лицо может считаться "жертвой" независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин "жертва" в соответствующих случаях, включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию.
  3. Положения, содержащиеся в настоящей декларации, применимы ко всем лицам без каких-либо различий, независимо от расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных взглядов, культурных убеждений или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности.
 
  Доступ к правосудию и справедливое обращение
  4. К жертвам следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
  5. В тех случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить судебные и административные механизмы с тем, чтобы обеспечить жертвам возможность получать компенсацию с помощью официальных или неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, недорогостоящими и доступными. Жертв, стремящихся получить компенсацию с помощью таких механизмов, следует информировать об их правах.
  6. Следует содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв путем:
  a) предоставления жертвам информации об их роли и об объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства и о результатах рассмотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также в случаях, когда ими запрошена такая информация;
  b) обеспечения возможности изложения и рассмотрения мнений и пожеланий жертв на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы, без ущерба для обвиняемых и согласно соответствующей национальной системе уголовного правосудия;
  c) предоставления надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства;
  d) принятия мер для сведения к минимуму неудобств или жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести;
  e) предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнения постановлений или решений о предоставлении компенсации жертвам.
  7. В тех случаях, когда это необходимо, следует использовать и неофициальные механизмы урегулирования споров, включая посредничество, арбитраж и суды обычного права или местную практику, с тем чтобы содействовать примирению и предоставлению возмещения жертвам.
 
  Реституция
 
  8. При соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи стороны, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам или иждивенцам. Такая реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах.
  9. Правительствам следует рассмотреть возможность включения реституции в свою практику, положения и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям.
  10. В случаях причинения серьезного ущерба окружающей среде реституция, если будет вынесено соответствующее решение, должна включать, насколько это возможно, восстановление окружающей среды и инфраструктуры, замену имущества общины и возмещение расходов, связанных с переселением в тех случаях, когда такой ущерб вызывает необходимость перемещения общины.
  11. Когда государственные должностные лица или другие представители, действующие в официальном или полуофициальном качестве, нарушают национальные уголовные законы, жертвы должны получать реституцию от государства, должностные лица или представители которого несут ответственность за причиненный ущерб. В тех случаях, когда правительство, при котором имело место приведшее к викгимизации действие или бездействие, уже не существует, реституция жертвам должна предоставляться государством или правительством - преемником.
 
  Компенсация
  12. В тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации;
  a) жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения, или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье;
  b) семьям, в частности, иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате такой виктимизации.
  13. Следует содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва является, не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб.
  Социальная помощь
 
  14. Жертвам следует оказывать необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам.
  15. Следует информировать жертвы о наличии медицинских и социальных услуг и другой соответствующей помощи и обеспечить им полную возможность пользоваться ими.
  16. Работникам полиции, системы правосудия, здравоохранения, социальных служб и другому соответствующему персоналу следует проходить подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребности жертв и руководящих принципов оказания надлежащей оперативной помощи.
  17. При предоставлении услуг и помощи жертвам следует уделять внимание тем, кто испытывает особые потребности, обусловленные характером причиненного ущерба или факторами, упомянутыми в п. 3 выше.
 
  В. Жертвы злоупотребления властью
 
  18. Под термином "жертвы" понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека.
  19. Государствам следует рассмотреть вопрос о включении в национальные законы норм, запрещающих злоупотребление властью и предусматривающих средства защиты для жертв таких злоупотреблений. В число таких средств следует, в частности, включить право на реституцию и/или компенсацию и необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь и поддержку.
  20. Государствам следует рассмотреть возможность заключения многосторонних международных договоров, касающихся жертв, определение которых приводится в п. 18.
  21. Государствам следует периодически пересматривать существующие законы и практику для обеспечения их способности реагировать на изменяющиеся условия, в случае необходимости принимать и вводить в действие законодательные положения, запрещающие деяния, представляющие собой серьезные виды злоупотребления политической или экономической властью, и содействующие мерам и механизмам предотвращения таких деяний, а также развивать и широко обеспечивать соответствующие права и средства правовой защиты для жертв таких деяний.
 
 4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ АДВОКАТОВ (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке)
 
  Поскольку:
  Устав Организации Объединенных Наций подтверждает право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашает как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии;
  Всеобщая Декларация о Правах Человека утверждает принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния;
  Международный Пакт о Гражданских и Политических Правах дополнительно провозглашает право быть выслушанным без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом, предусмотренным законом;
  Международный Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах напоминает об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и свобод;
  Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения, предусматривает, что каждому задержанному лицу должно быть предоставлено право на помощь, консультацию с адвокатом и возможность общаться с ним;
  Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении;
  Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и разбирательства дела в соответствии со ст. 14 Международной Конвенции о Гражданских и Политических Правах;
  Декларация об Основных Принципах Юстиции для Жертв Преступления и Превышения Власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровне для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещению вреда, компенсации и помощи для жертв преступления;
  Адекватное обеспечение прав человека и основных свобод, на которые все люди имеют право, предоставляется им в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни и требует, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией;
  Профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса;
  Основные Положения о Роли Адвокатов, изложенные ниже, сформулированы, чтобы помочь Государствам - Участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, которые осуществляют адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.
 
  Доступ к адвокатам и юридической помощи
 
  1. Любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и зашиты на всех стадиях уголовной процедуры.
  2. Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса.
  3. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи.
  4. Является ответственностью Правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах, и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод.
  Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката.
 
  Специальные гарантии в уголовной юстиции
 
  5. Обязанностью Правительств является обеспечение возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору, при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.
  6. Любое вышеуказанное лицо, которое не имеет адвоката, в случаях если интересы правосудия требуют этого, должно быть обеспечено помощью адвоката, имеющего соответствующую компетенцию и опыт ведения подобных дел, чтобы обеспечить ему эффективную юридическую помощь без оплаты с его стороны, если у него нет необходимых средств.
  7. Правительства должны обеспечить, чтобы человек, подвергнутый задержанию, аресту или помещению в тюрьму с предъявлением или без предъявления обвинения в совершении уголовного преступления, получил быстрый допуск к адвокату, в любом случае не позднее, чем через 48 часов с момента задержания или ареста.
  5. Задержанному, арестованному или помещенному в тюрьму лицу должны быть обеспечены необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью. Такие консультации могут быть в поле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.
 
 Квалификация и подготовка
 
  9. Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом.
  10. Является обязанностью правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики по признакам расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических и иных взглядов, наличия собственности, места рождения, экономического или иного положения.
  11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не обеспечены, особенно, если такие группы имеют отличие в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц из этих групп, желающих заниматься юридической практикой, и должны обеспечить им подготовку, достаточную для обеспечения нужд этих групп.
 
  Обязанности и ответственность
 
  12. Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.
  13. Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:
  а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента;
  б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых действий для защиты его интересов;
  в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.
  14. Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.
  15. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего клиента.
 
  Гарантии деятельности адвокатов
 
  16. Правительства должны обеспечить адвокатам:
  а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствии, беспокойства и неуместного вмешательства;
  б) возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей;
  в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.
  17. Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями.
  18. Адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей.
  19. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Положениями.
  20. Адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.
  21. Обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе- не позднее окончания расследования до досудебного рассмотрения.
  22. Правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей.
 
  Свобода высказываний и ассоциаций
 
  23. Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации. В частности, они должны иметь право принимать участие в публичных дискуссиях но вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации и посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации. При осуществлении этих прав адвокаты должны всегда руководствоваться законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.
 
  Профессиональные ассоциации адвокатов
 
  24. Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства.
  25. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ и к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.
 
  Дисциплинарное производство
 
  26. Кодексы профессионального поведения адвокатов должны устанавливаться профессией через свои соответствующие органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычая и признаваемым международными стандартами и нормами.
  27. Обвинение или возбуждение дела против адвоката, в связи с его профессиональной работой должны производиться в рамках быстрой и справедливой процедуры. Адвокат должен иметь право на справедливое разбирательство, включающее возможность помощи адвоката по его выбору.
  28. Дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд.
  29. Все дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами адвокатской профессии в свете настоящих положений.
 
 6. ЗАКОН РСФСР от 20 ноября 1980 г. "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДВОКАТУРЕ РСФСР"
 
  Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики постановляет:
  1. Утвердить Положение об адвокатуре РСФСР.
  2. Признать утратившим силу Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 июля 1962 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1962 г, № 29, ст. 450).
 
  ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДВОКАТУРЕ РСФСР
 
  Глава I
  Общие положения
 
  Статья 1. Задачи адвокатуры
  В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР основной задачей адвокатуры в РСФСР является оказание юридической помощи гражданам и организациям.
  Адвокатура в РСФСР содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.
 
  Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР об адвокатуре
  Законодательство Союза ССР и РСФСР об адвокатуре состоит из Закона СССР "Об адвокатуре в СССР", определяющего организацию и порядок деятельности адвокатуры в СССР, и издаваемых в соответствии с ним других актов законодательства Союза ССР, настоящего Положения и иных актов законодательства РСФСР.
  Права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством Союза ССР, РСФСР и других союзных республик.
 
  Глава II
  Коллегии адвокатов и их органы
 
  Статья 3 . Коллегии адвокатов
  Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.
  Коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РСФСР, которое при согласии с ним представляет его в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов для утверждения и регистрации.
  В РСФСР действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов.
  С согласия Министерства юстиции СССР, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.
  Коллегии адвокатов являются юридическими лицами. Коллегии адвокатов имеют печать и штамп с обозначением своего наименования.
 
  Статья 4. Органы коллегии адвокатов
  Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия.
 
  Статья 5 . Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов
  Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов созывается не реже одного раза в год.
  В коллегии адвокатов, насчитывающей более 300 человек, вместо общего собрания членов коллегии может созываться конференция.
  Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии.
  Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из нормы представительства, устанавливаемой президиумом коллегии адвокатов, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультациям.
  Все вопросы общим собранием (конференцией) решаются болышинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании.
  Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов созывается по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции РСФСР, Министерства юстиции автономной республики, отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов, а также по требованию не менее одной трети состава коллегии.
 
  Статья 6. Полномочия общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов
  Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов:
  избирает президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию;
  устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии адвокатов с последующим утверждением Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов;
  заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии и ревизионной комиссии;
  утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов;
  определяет порядок оплаты труда адвокатов в соответствии с правилами, устанавливаемыми Министерством юстиции СССР;
  рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии;
  рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.
  Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов принадлежит право досрочного отзыва членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдавших оказанного им доверия.
  Решение общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов может быть пересмотрено общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
 
  Статья 7. Порядок избрания президиума коллегии адвокатов
  Президиум коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года.
  Количество членов президиума определяется общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
  Избранными в состав президиума считаются кандидаты, получившие большинство голосов адвокатов, участвующих в голосовании.
  Президиум коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя президиума и его заместителя (заместителей).
  В случае выбытия из состава президиума одного из членов на очередном общем собрании (конференции) адвокатов могут быть проведены выборы вместо выбывшего в порядке, установленном настоящим Положением.
 
  Статья 8; Полномочия президиума коллегии адвокатов
  Президиум коллегии адвокатов:
  созывает общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов;
  организует в установленном порядке юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов;
  назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями по согласованию с Министерством юстиции автономной республики, отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;
  принимает в члены коллегии и в состав стажеров;
  организует прохождение стажировки, распределяет адвокатов по юридическим консультациям и решает вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров;
  утверждает штаты и сметы юридических консультаций;
  проводит мероприятия по повышению идейно-политического уровня и юридической квалификации членов коллегии;
  осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, обобщает и распространяет положительный опыт работы юридических консультаций и адвокатов, разрабатывает и издает методические пособия по вопросам адвокатской деятельности;
  осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов, применяет меры поощрения, рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов коллегии и налагает на виновных дисциплинарные взыскания;
  осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в юридических консультациях;
  организует изучение и обобщение по имеющимся в коллегии материалам причин преступных проявлений и иных нарушений законности и вносит соответствующие предложения в государственные и общественные организации, а также организует участие адвокатов в пропаганде советского законодательства;
  осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и порядка оплаты труда адвокатов; принимает решения об оказании юридической помощи бесплатно;
  распоряжается средствами коллегии в соответствии со сметой;
  представляет коллегию адвокатов в государственных и общественных организациях;
  осуществляет мероприятия по улучшению материально-бытовых условий адвокатов и административно-технического персонала коллегии, а также по охране их труда;
  организует ведение справочной работы по законодательству и судебной практике;
  ведет статистическую и финансовую отчетность по установленным формам и представляет ее Министерству юстиции автономной республики, отделу юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;
  представляет Совету Министров автономной республики, исполнительному комитету краевого, областного, городского Совета народных депутатов, Министерству юстиции РСФСР сообщения о деятельности коллегии адвокатов.
  Деятельность президиума строится на основе коллективности руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, широкого привлечения адвокатов к работе президиума. При президиуме коллегии могут образовываться действующие на общественных началах органы, оказывающие помощь президиуму коллегии в выполнении возлагаемых на него задач.
  Президиум коллегии адвокатов проводит свои заседания при наличии не менее половины членов президиума. Президиум вправе рассматривать вопросы приема в коллегию, отчисления и исключения из нее при наличии на заседании не менее двух третей состава членов президиума.
  Решения президиума коллегии адвокатов принимаются большинством голосов. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание президиума с вызовом отсутствовавших членов президиума.
  Постановление президиума коллегии адвокатов может быть пересмотрено самим президиумом или общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
 
  Статья 9 . Права и обязанности председателя президиума коллегии адвокатов
  Председатель президиума коллегии адвокатов:
  организует и планирует работу президиума и подготавливает вопросы для рассмотрения на его заседаниях;
  подготавливает и вносит для рассмотрения на заседаниях президиума вопросы о приеме в коллегию, отчислении и исключении из ее состава адвокатов;
  организует проверку жалоб и иных материалов о действиях адвокатов и вносит соответствующие предложения на рассмотрение президиума или передает материалы проверки на разрешение собрания адвокатов юридической консультации для принятия мер общественного воздействия;
  председательствует на заседаниях президиума;
  является распорядителем кредитов в пределах утвержденной сметы;
  ведет переписку от имени президиума с предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами;
  руководит работой аппарата президиума коллегии адвокатов, осуществляет прием и увольнение работников аппарата президиума и бухгалтеров юридических консультаций;
  осуществляет контроль за исполнением решений общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов и постановлений президиума.
 
  Статья 10. Порядок избрания и полномочия ревизионной комиссии
  Ревизионная комиссия избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года.
  Количество членов ревизионной комиссии определяется общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов. Избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов адвокатов, участвующих в голосовании.
  Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии.
  В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) членов коллегии адвокатов могут быть проведены выборы вместо выбывшего в порядке, установленном настоящим Положением.
  Ревизионная комиссия коллегии адвокатов проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.
 
  Глава III.
  Состав коллегии адвокатов
 
  Статья 11. Членство в коллегии адвокатов
  В члены коллегии адвокатов принимаются граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц может быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.
  Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могут быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.
  Порядок организации и прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РСФСР.
  Члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы является недостаточным.
 
  Статья 12. Порядок приема в коллегию адвокатов
  Порядок приема в коллегию адвокатов определяется настоящим Положением и другими актами законодательства Союза ССР и РСФСР.
  Заявления о приеме в коллегию адвокатов рассматриваются не позднее месячного срока с момента их поступления в президиум коллегии адвокатов, как правило, в присутствии лица, подавшего заявление.
  Постановление об отказе в приеме в коллегию адвокатов может быть обжаловано в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов в месячный срок со дня его вынесения.
  Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов, установив, что постановление президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в коллегию не соответствует действующему законодательству, приостанавливает его действие и вносит этот вопрос в президиум коллегии адвокатов на новое рассмотрение.
  Адвокаты, выбывшие из коллегии на выборные должности или призванные на срочную военную службу, после окончания работы на выборных должностях или увольнения из рядов Вооруженных Сил СССР в запас принимаются по их просьбе в ту же коллегию адвокатов.
 
  Статья 13. Прекращение членства в коллегии адвокатов
  Отчисление адвоката из коллегии производится президиумом коллегии адвокатов:
  по заявлению адвоката;
  при неудовлетворительном результате испытания, обусловленного при приеме в коллегию адвокатов;
  при обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих обязанностей вследствие недостаточной квалификации либо по состоянию здоровья.
  Исключение адвоката из коллегии производится президиумом коллегии адвокатов в случаях:
  систематического нарушения адвокатом внутреннего трудового распорядка или недобросовестного выполнения своих обязанностей, если к адвокату ранее применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия;
  совершения иных проступков, несовместимых с пребыванием в коллегии.
  Отчисление и исключение из коллегии адвокатов могут быть обжалованы в судебном порядке в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии об отчислении или исключении.
 
  Глава IV.
  Права и обязанности членов коллегии адвокатов
 
  Статья 14. Осуществление адвокатской деятельности
  Члены коллегии адвокатов в своей деятельности руководствуются законами СССР, РСФСР и автономной республики, указами Президиума Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета автономной республики, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Совета Министров автономной республики, инструкциями и методическими рекомендациями Министерства юстиции СССР, Министерства юстиции РСФСР и иными актами, издаваемыми другими органами государственной власти и управления в пределах их компетенции.
  Члены коллегии адвокатов руководствуются в установленных случаях и законодательством других союзных республик.
 
  Статья 15. Права членов коллегии адвокатов
  Член коллегии адвокатов имеет право:
  избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов;
  ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии, вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении;
  принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения;
  выйти из состава коллегии адвокатов.
  Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, правомочен:
  представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов;
  запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.
  Адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.
 
  Статья 16. Обязанности членов коллегии адвокатов
  Адвокат обязан в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью.
  Адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля или понятого, а также, если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.
  Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.
  Адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию, активно участвовать в пропаганде советского права.
 
  Глава V.
  Юридические консультации
 
  Статья 17. Юридические консультации
  Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумами коллегий адвокатов в городах и других населенных пунктах создаются юридические консультации.
  Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с Министерством юстиции автономной республики, отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов, а также исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
  Юридическая консультация имеет текущий счет в Госбанке или в сберегательной кассе, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов.
 
  Статья 18. Права и обязанности заведующего юридической консультацией

<< Пред.           стр. 8 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу