<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Суть системы кадровой ротации (СКР) состоит в том, что работник через каждые 2-3 года перемещается по горизонтали и вертикали. Таким образом у него накапливается опыт, появляются новые знания, повышается заработок. Ротация проводится, как правило, без согласия работника. Выпускники престижных вузов начинают работу в корпорации с должностей, не требующих высокой квалификации. Профессиональное образование строится на основе системы подготовки на рабочих местах (СПРМ).
 Суть системы репутаций (СР) заключается в том, что на каждого работника корпорации составляется письменная характеристика, в которой отмечаются все его достоинства и недостатки. Она помогает работнику объективно оценивать себя, стимулирует к повышению квалификации, более быстрому перемещению по служебной лестнице, переквалификации (через систему СПРМ) и повышению заработной платы.
 Ценность "пяти японских систем" заключается в том, что они представляют собой неразрывный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга подсистем, работающих на единые цели обеспечение высокой производительности труда, экономический рост страны и высокий уровень жизни населения. Общинное сознание японцев, их традиции, культура, мораль и нравственность помогают наиболее эффективно использовать все преимущества этой системы.
 
 1.12. Критические факторы успеха организации
 
 Организация должна постоянно исследовать влияние различных факторов (прибыли, рентабельности, производительности труда и т.д.) на конечные показатели ее деятельности. Для этого проводится мониторинг и анализ показателей во времени, делаются соответствующие организационные выводы и принимаются управленческие решения. Очень важно определить наиболее значимые, так называемые критические факторы успеха организации на рынке, которые, как правило, придают новый импульс деятельности организации, создавая мультипликативный эффект, что выражается в быстром росте прибылей, рентабельности, инвестиций и т.д. Например, принципиально новая конструкторская идея изделия или программного продукта (операционная система Windows компании Microsoft) дает толчок для развития не только компании-производителя, но и других организаций, вынужденных подстраиваться под этот продукт, налаживать выпуск аналогичных или совместимых продуктов. Для выявления критических факторов успеха обычно используются опросы специалистов и менеджеров организации, которым предлагается выделить от 3 до 6 наиболее значимых.
 Приведем некоторые примеры критических факторов успеха организаций:
  • автомобильная промышленность экономия топлива, дизайн автомобиля, эффективная организация торговли, низкая себестоимость;
  • производство программного обеспечения: новизна продукта, качество рекламы, широкий международный сбыт и обслуживание;
  • производство пищевых продуктов эффективность рекламы, выбор эффективной системы торговли (например, мелко- и крупнооптовой, розничной торговли, дистрибьюторы);
  • учебно-консультационная компания: привлечение лучших докладчиков, определение интересных тем, количество адресатов для рассылки информационных материалов;
  • производитель комплектующих для электронной промышленности: умение привлекать и удерживать на работе лучших конструкторов, государственная поддержка научных исследований, поддержка торговых посредников, определение новых потребностей рынка;
  • страховые компании: подготовка управляющего персонала, эффективность и качество рекламы, производительность труда страховых агентов.
 
 1.13. Научные подходы в управлении организациями
 
 Существует четыре основных подхода к управлению организациями:
  • классический, или традиционный подход;
  • процессный подход;
  • системный подход;
  • ситуационный подход.
 Суть традиционного подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.
 Суть процессного подхода: управление рассматривается как процесс, например: "постановка целей-планирование-организация работ-мотивация-контроль". Разработка процесса - алгоритма управления организацией, ставится на первый план.
 Суть системного подхода: организация рассматривается как система, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.). Основные цели при системном подходе:
  • снижение эмерджентности;
  • повышение синергичности;
  • обеспечение положительной мультипликативности в организации;
  • обеспечение устойчивости функционирования организации;
  • обеспечение адаптивности работы организации;
  • обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы "персонал" с подсистемой "руководство", подсистемы "сбыт" с подсистемой "покупатели" и т.д.);
  • обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами.
  Суть ситуационного подхода: методы управления могут меняться в зависимости от ситуации; на практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.); на основании полученных данных планируется будущая деятельность организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, "мозгового штурма (атаки)" (с аргументами "за" и "против"), с использованием кейсов (от англ. "случай") - деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.
 
 1.14. Основные школы научного менеджмента
 
 Классическая (традиционная) школа управления: Ф. У. Тейлор (1856-1915), Х. Эмерсон (1853-1931), Г. Гант (1861-1919), Л. Гилбрет (1878-1972), Ф. Гилбрет (1868-1924), Г. Форд (1863-1947), X. Хэтэуэй, С. Томпсон, А. Файоль (1841-1925), Л. Гьюлик и Л. Урвик, Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Л. Аллен, М. Вебер, М. Фоллет, Р. Шелтон.
 Основное внимание исследователей этой научной школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:
 • повышения производительности и эффективности труда;
 • нормирование труда;
 • работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация);
 • мотивации труда работников;
 • разрешение социальных проблем.
 Из этой школы выделилась отдельная группа ученых, внимание которых привлекали общие функции и принципы управления, функции менеджеров и руководителей на всех уровнях управления предприятием. Наиболее известными представителями административной и функциональной школы управления являются А. Файоль, Дж. Муни, А. Рейли, Л. Гьюлик и Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтс, С. 0'Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард, которые рассматривали следующие вопросы:
 • основные принципы менеджмента;
 • основные функции управления;
 • процессный подход к управлению;
 • принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления;
 • построение организации;
 • централизация и децентрализация власти;
 • мотивация труда и стабильность кадров;
 • разделение труда;
 • власть и ответственность;
 • справедливость оплаты;
 • контроль.
 Изучая вопросы эффективности труда, построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке, что привело к формированию "школы человеческих отношений". В конце 1950-х гг. некоторые ее представители выделились в школу "поведенческих" наук (бихевиористскую школу), изучающую не просто межличностные отношения, а самого человека.
 Своей известностью "школа человеческих отношений" обязана трудам таких ученых, как Г. Мюнстерберг (1863-1916), М. Фоллетт (1868-1933), Э.Мэйо (1880-1949), Ч. Бернард (1887-1961), Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райс, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Домма, Дж. Баллантайн, Р. Черчмен, Р. Акофф, Е. Арноф.
 Основное внимание исследователей привлекали следующие проблемы:
 • социальная ответственность бизнеса перед работниками;
 • индивидуальная психология;
 • человеческие потребности;
 • психология и мотивация работников;
 • конфликты (функциональные и дисфункциональные);
 • обеспечение единства целей и усилий членов коллектива;
 • формальные и неформальные организации;
 • статусы и роли членов коллектива;
 • авторитет и лидерство в коллективе;
 • роль социальных, половых, возрастных, этнических и других, влияющих на эффективность труда факторов.
 Счастливый рабочий - есть эффективный и производительный рабочий, утверждали представители этой школы. Как обеспечить ему это счастье?
 Постепенно становилось ясно, что эффективность труда индивида зависит не только от его психологии, но и от сложнейших групповых (социальных) взаимосвязей внутри организации. Начиналось формирование школы "социальных систем", которая возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсонсом, Р. Мертоном, а также общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Такие ее представители, как Ч. Бернард, (1887-1961), Ф. Селзник, Г. Саймон (р. 1916), Д. Марч, А. Этциони, М. Хейра, индустриальные социологи Э. Трист рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих:
 • индивид;
 • формальная структура организации;
 • неформальная структура организации;
 • статусы и роли членов организации;
 • внешнее окружение (государственные структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т.д.);
 • технические средства труда.
 Представители этой школы исследовали взаимодействие этих составляющих между собой, неаддитивность, коммуникативные связи и равновесие организационных систем, вопросы мотивации труда (баланс "вклада" и "удовлетворения"), лидерства, стратегического планирования, принятия решений, взаимодействия человека и машины (индустриальная социология). Прагматично ориентированные "практики" (руководители крупных фирм и компаний, государственных структур) считали, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии, статистики, математики (так называемое "эмпирическое" направление, или "менеджеризм"). Эмпирики часто говорили о необходимости создания единой теории управленческой деятельности. К представителям "эмпирической" школы управления относятся Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, А. Чандлер, Г. Саймондс, У. Ньюмен, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, У. Беннис, П. Друкер и др.
 По мере развития математики и экономико-математических методов, теории систем и управления, кибернетики, вычислительной техники с начала 1950-х гг. стала постепенно формироваться "новая школа" управления, в которую входили Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, С. Бир, Е. Арноф, Р. Аккоф, Д. Экман, Р. Калман, Л. Заде, М. Месарович, Я. Типберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.
 Внимание представителей "новой школы" было сфокусировано на:
 • сетевом планировании;
 • планировании расписаний (поступлении и расходовании ресурсов, запасов, ходе технологических процессов);
 • оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы);
 • управлении и оптимизации запасов ресурсов;
 • использовании "теории игр" при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики - "теорию принятия решений");
 • прогнозировании;
 • использовании "теории массового обслуживания" для вычисления вероятности очередей и их минимизации;
 • системном анализе (с помощью "дерева" целей, критериев значимости целей и вероятностей их достижения);
 • эконометрике (построении инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа "затраты-выпуск");
 • исследовании операций как отдельной научной дисциплиной для решения задач планирования принятия решений, оптимизации и прогнозирования;
 • статистических методах анализа и оценки различных ситуаций (однофакторный, двухфакторный, кластерный, корреляционный анализ и др.).
 Наибольшую значимость приобрел системный подход к управлению. Цель системного анализа заключается в оценке эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов. Основные этапы системного анализа включают в себя:
 • формулирование целей (как правило, в показательной форме);
 если необходимо, строится дерево целей с коэффициентами значимости всех целей;
 • разработка альтернативных вариантов реализации цели(ей);
 • оценки альтернатив решений (в цифровой форме);
 • оценки эффектов и затрат для каждой альтернативы;
  • выборе лучшего варианта, обеспечивающего минимум затрат при максимуме эффекта.
 Таким образом, все учения об управлении можно разбить на две большие группы, одномерные и синтетические.
 Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и др.
 Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.
 К синтетическим учениям относятся, например:
 • "школа социальных систем";
 • системный подход;
 • управление по целям П. Друкера (МВО);
 • ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством);
 • теория "7-S" (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести: стратегии управления, структуры организации, процессов организации, штатов, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценности. Основная задача менеджмента - гармонизация этих семи составляющих;
 • теория Z. На основе анализа японского опыта управления У. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, формализация методов контроля, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках. Теория Z является альтернативой бихевиористской концепции Д. Мак-Грегора (выделявшего в зависимости от взглядов руководителя на подчиненных два типа управления: Х и Y). Руководствующийся теорией Х руководитель считает, что человек по природе своей ленив, склонен к принуждению, избегает ответственности, что требует применения авторитарного стиля руководства. Руководствующийся теорией Y руководитель считает, что в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность, осуществляет самоконтроль, а значит, наиболее адекватным стилем руководства является либерально-демократический стиль. Д. Мак-Грегор считал, что более эффективным является управление типа Y.
 
 ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
 
 2.1. Постановка оперативных целей
 
 Целенаправленность управления предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели (несмотря на препятствия и даже вопреки им). В последнее время в литературе появилось даже новое понятие "напористость менеджера", которое предусматривает осуществление неоднократных мер, решений или мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Очень важно, чтобы цель была поставлена в показательной форме и ее можно было измерить.
 Примеры правильно поставленных целей:
  • повышение объемов продаж на 10 %;
  • снижение себестоимости продукции на 5 %;
  • повышение прибыли на 7 %;
  • повышение рентабельности на 2 %.
  Примеры неправильно поставленных целей:
  • повышение качества продукции;
  • улучшение дизайна выпускаемой продукции и т.д.
 Очевидно, что в первом случае необходимо выделить показатель или показатели, позволяющие оценить качество продукции, например среднее время наработки на отказ продукта, или процент выхода годных изделий (например, при изготовлении микросхем).
 Во втором случае необходимо разработать систему оценки дизайна продукции (например, автомобиля или электронной системы). Обычно для этих целей используется метод экспертных опросов (например, по баллам: 1- удовлетворительно; 2 - хорошо; 3 - отлично) специалистов или потенциальных покупателей, клиентов, дистрибьюторов. Опрос экспертов позволяет вычислить максимальный средний балл дизайна выпускаемой продукции и поставить цель на будущее.
 
 2.2. Соотношение цели и достигнутых результатов
 
 Часто встречаются три варианта.
 1. Конечный результат (который также должен быть обязательно измерен) не только близок, но и превосходит поставленную цель.
 2. Конечный результат уступает поставленной цели.
 3. Конечный результат противоречит поставленной цели.
 Очевидно, что в первом варианте организация явно выиграет от полученного результата, но в дальнейшем необходимо стремиться к более точным предварительным расчетам и планам.
 Во втором случае важно проанализировать причины неудачи (отрицательный результат - тоже результат) и сделать правильные выводы. В некоторых ситуациях конечный результат оказывается хуже из-за слабой "напористости" менеджеров, плохой системы управления организацией, в других случаях - из-за несбалансированности оптимистических и пессимистических оценок при постановке цели. Важно понять, почему не удалось достичь планируемых показателей.
 Часто встречается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в противоречие с поставленными ранее целями. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира длительная борьба с алкоголизмом, коррупцией, наркоманией и т.д. Более того, во многих случаях эти проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются. В экономике также возможны ситуации, когда цель, например повышение производительности труда за счет ужесточения дисциплины, входит в противоречие с достигнутым результатом (снижение психологической мотивации к труду приводит к резкому уменьшению показателей производительности).
 
 2.3. Принципы менеджмента
 
 Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.
 Основные принципы менеджмента включают в себя:
 • принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);
 • принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: "подсистема пожизненного найма", "подсистема подготовки на рабочем месте", "подсистема ротации кадров", "подсистема репутаций", "подсистема оплаты труда", которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);
 • принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);
 • принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));
 • принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);
 • принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);
 • принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
 • принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;
 • постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.
 
 2.4. Задачи управления
 
 К основным задачам управления можно отнести:
 • управление персоналом (коллективом, кадрами);
 • управление качеством продукции;
  • управление инновациями (нововведениями в организации);
  • стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);
 • управление финансовыми ресурсами;
 • управление материальными ресурсами и запасами;
 • управление информационными ресурсами;
 • управление временными ресурсами (сетевое планирование);
 • управление производительностью труда;
 • антикризисное управление предприятием;
 • управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями "цена-качество");
 • управление по целям (МВО) (предложено в 1950-х гг. П. Друкером, предполагает правильную постановку цели(ей) и последующий переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий с целью ее недопущения);
 • управление по результатам (цикличный процесс постановка результатов (целей) - процесс ситуационного управления - контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).
 
 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
 
 Можно выделить 10 основных функций менеджмента.
  1. Постановка целей и задач.
  2. Анализ.
  3. Прогнозирование.
  4. Планирование.
  5. Принятие решений.
  6. Мотивация труда.
  7. Организация и руководство.
  8. Регулирование и разрешение конфликтов.
  9. Контроль, учет и мониторинг.
  10. Организационная культура.
 
 3.1. Постановка целей и задач
 
 Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее (рис.7).
 
 Как видно из рис.7, изначально поставленные цели и задачи в процессе труда могут подвергаться корректировке. На деятельность организации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и т.д. Данные факторы обусловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.
 
 3.2. Анализ
 
 Анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанализированная информация - это новая информация. Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики и т.д.
 Собираемая информация должна быть достоверной (репрезентативной), качественной и минимальной по объему (информация по существу). Необходимо знать, что выгоды от использования информации могут не только расти (кривая 1, или прямая 2), но и снижаться (кривая 3)(рис.8).
 
 В некоторых случаях требуется проведение более сложных видов статистического анализа:
 • однофакторный или двухфакторный анализ (определяется мера влияния одного или двух факторов на конечный результат, например возраста покупателей (или пола и возраста) на объемы продаж);
 • корреляционный анализ (выявление статистической взаимозависимости двух или более переменных, например тех или иных условий труда и производительности, технологических режимов производства и затрат и т.д.);
 • кластерного анализа (отнесение или группировка тех или иных объектов (фирм, товаров, клиентов) к одному классу или кластеру по их похожести друг на друга).
 Стратегическое управление предполагает анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды соответственно включает в себя анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения. Анализ макроокружения включает в себя:
  • анализ влияния экономических факторов (инфляция, курсы валют, уровень безработицы, процентные ставки, ставки налогов, показатели производительности труда и др.);
  • анализ правового регулирования;
  • анализ политических факторов;
  • анализ социальных факторов (рост и возраст населения, уровень образования, уровень жизни, верования, обычаи, традиции, жизненные ценности);
  • анализ научного и технологического развития.
 Анализ непосредственного окружения предполагает:
  • анализ покупателей (составляется профиль покупателей);
  • анализ поставщиков;
  • анализ конкурентов;
  • анализ рынка рабочей силы.
 Анализ внутренней среды предусматривает:
 • анализ кадрового состава;
 • анализ организационных процессов (коммуникации, нормы и правила, процедуры, соотношение прав и ответственности, иерархия подчинения и др.);
 • анализ маркетинговых процессов (выбор продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения товара, выбор рынков сбыта, систем сбыта товара, связи с общественностью и др.);
 • анализ финансового состояния.
 В анализе внешней и внутренней среды могут быть использованы и другие инструменты:
 • матрица SWOT;
 • матрица возможностей;
 • матрица угроз;
 • профиль среды.
 Матрица SWOT (от англ. слов: сила, слабость, возможности, угрозы) имеет следующую структуру (рис.9).
 
 Цель позиционирования: рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии организации.
 Поле СИВ: следует разработать такую стратегию, чтобы сильные стороны организации и ее большие возможности во внешней среде взаимодополняли друг друга и давали максимальную отдачу.
 Поле СЛВ: стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
 Поле СИУ: стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
 Поле СЛУ: организация должна выработать такую стратегию, которая бы позволила ей избавиться от слабости и предотвратить нависшую над ней угрозу.
 Матрица возможностей имеет следующую структуру (рис.10):
 
 Если возможность попала на поля ВС, ВУ, СС, обязательно используйте ее.
 Возможности, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, не заслуживают внимания организации.
 Если возможности попали на остальные поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если организация имеет достаточный объем ресурсов.
 Матрица угроз имеет следующую структуру (рис.11).
 
 Если угроза попадает на поля ВР, ВК и СР, она должна быть обязательно и немедленно устранена.
 Если угроза попадает на поля ВТ, СК и HP, она должна быть также устранена в первостепенном порядке.
 Если угроза попадает на остальные поля, требуется внимательный и осмотрительный подход к ее устранению.
 Профиль среды формируется следующим образом.
 • Выделяются все значимые внешние или внутренние факторы:
 • оценивается их важность в баллах:
 3 - сильное значение,
 2 - умеренное значение,
 1 - слабое значение;
 • оценивается влияние каждого фактора на организацию в баллах:
 3 - сильное влияние,
 2 - умеренное влияние,
 1 - слабое влияние;
 • дается оценка направленности влияния:
 +1 - позитивная направленность,
 - 1 - негативная направленность.
 Полученные экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. Вся информация сводится в таблицу.
 
 
 3.3. Прогнозирование
 
 Прогнозирование - это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:
  • до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);
  • параллельно с процессом планирования (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);
  • по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).
  Если организация развивается стабильно, без качественных скачков (нет выдающихся открытий, крахов рынков сбыта и т.д.), период прогнозирования может составлять одну треть от периода ее предыстории. К важнейшим методам прогнозирования относятся:
  • метод краткосрочного прогнозирования, основанный на сглаживании ряда (с успехом применяется, например, в планировании ежедневных или еженедельных закупок скоропортящихся товаров или товаров широкой номенклатуры, перед закупкой прогнозируются будущие объемы продаж);
  • метод долгосрочного прогнозирования, основанный на выявлении тенденций развития ряда (применяется, например, в прогнозах будущих объемов продаж товара на ближайшие периоды (месяц, квартал, полугодие, год));
  • метод экспертных оценок (применяется в процессе разработки новых товаров, новых технологий, оценки динамики курсов валют, инфляции и т.д.);
  • метод "мозгового штурма" (применяется в процессе разработки новых товаров, новых технологий, там где необходимы не только аргументы, но и контраргументы);
  • метод прогнозирования сценариев развития (применяется, например, при выявлении будущих действий конкурентов, потенциальных покупателей, движения товаров, рабочей силы; применяется в политических и военных исследованиях).
 
 3.4. Планирование
 
 Планирование - процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации. Выделяют следующие виды стратегии планирования:
  • стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %).
  • стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию).
  • стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.).
  • стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).
  • комбинированная стратегия.
  По времени различают:
  • краткосрочное (оперативное) планирование (на срок до одного года);
  • долгосрочное планирование (на срок более года).
  После определения целей и стратегии развития приступают к планированию необходимых для выполнения задачи ресурсов. С точки зрения привлекаемых ресурсов можно провести следующую классификацию планирования:
  • материально-техническое планирование (планирование необходимых для выполнения задачи станков, оборудования, запасов, рабочих площадей, мощностей, транспорта, коммуникаций, снабжения, сбыта и т.д.);
  • финансовое планирование (планирование будущей прибыльности и рентабельности работы, заработной платы, оборачиваемости средств, кредитов и др.);
  • планирование численности персонала;
  • временное планирование (построение сетевых графиков, графиков Ганта и т.д.);
  • планирование информационной архитектуры организации и ее информационных ресурсов.
 При планировании будущих объемов выпуска продукции необходимо иметь информацию о:
  • жизненных циклах товаров (если предприятие производит и само продает на рынке);
  • возможностях производства;
  • возможностях рынков сбыта.
 Производственный план влияет на издержки. В нем, как правило, указываются:
  • объемы выпуска продукции во времени;
  • количество работающих и расходы на заработную плату;
  • издержки на хранение продукции;
  • издержки по задолженным заказам;
  • издержки по внеурочным работам или простоям;
  • издержки на передачу продукции;
  • издержки по найму и увольнению работников и др.
 В производственном планировании выделяют три стратегии:
  • планирование переменных во времени объемов производства при переменной численности работающих;
  • планирование переменных во времени объемов производства при постоянной численности работающих;
  • планирование постоянных во времени объемов производства при постоянной численности работающих;
 Планирование материальных потребностей для производства осуществляется:
  • с учетом будущих объемов производства (запас материальных ресурсов при этом минимален);
  • без учета будущих объемов производства (с ориентацией на имеющиеся большие запасы материальных ресурсов).
 В некоторых компаниях обеспечение производства материальными ресурсами не предполагает создания запасов, а осуществляется по принципу "точно вовремя", когда комплектующие, сырье, материалы, энергоносители поступают ровно к тому времени, когда это необходимо, что позволяет минимизировать издержки хранения и снизить себестоимость продукции.
 Бизнес-план - это специальный инструмент менеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности. Он позволяет дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, всесторонне проанализировать намерения и возможности, дать гарантии. Бизнес-план - основа предпринимательства. Для получения дополнительных кредитов или инвестиций необходимо иметь четко обоснованный бизнес-план, в котором будут доказательства того, что новое дело будет прибыльно и рентабельно.
 Инвестиционные планы (планы долгосрочных вложений средств) разрабатываются государственными структурами, частными организациями и частными инвесторами, заинтересованными в привлечении дополнительных финансовых средств.

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу