<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  Особенно велики были темпы инфляции во время и сразу после мировых войн. Так, в Австрии (1921-1922 гг.) максимальный месячный подъем цен достигал 134%. Из-за этого в пивных барах посетители заказывали сразу две порции пива, ибо цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось.
  Не приходится удивляться, что в условиях постоянной инфляции резко изменилась экономическая психология людей. У них появился особый "сдвиг" в психике, который назван адаптивным (лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) инфляционным ожиданием. С этим связана новая модель поведения покупателей:
  потребители твердо верят в тенденцию роста цен;
  люди сокращают сбережения, которые обесцениваются, и увеличивают спрос (чтобы уменьшить потери от инфляции);
  спрос еще больше превышает предложение. Тем самым покупатели провоцируют (подстрекают) рост цен. В итоге потребители не уменьшают, а в конечном счете увеличивают собственные потери от инфляции.
  Подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, называют инфляцией спроса.
  Однако современные "сдвиги" в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех движущих сил, которые сейчас порождают инфляцию.
  Что же это за факторы нестабильности денежного обращения? Их можно четко представить, если мы вновь обратимся к рассмотренной формуле товарно-денежного обращения. В ее левой стороне указано предложение денег (Д * О), а в правой - спрос на них (Ц * Т). Где же искать причины (и виновников) инфляции - на стороне предложения или на стороне спроса денег?
  Экономисты-теоретики разошлись на противоположные позиции, разрешая данную дилемму.
  Одну позицию занимают сторонники широко распространенной на Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующие аргументы:
  а) цены товаров зависят только от количества (предложения) денег в обращении (в этом существо так называемой количественной теории денег);
  б) инфляция порождается избытком количества денег (их предложения);
  в) вся ответственность за инфляцию возлагается на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
  Между тем нельзя не заметить, что монетаристские взгляды являются несимметричными, Они усматривают все изменения в обращении только в левой части формулы. Однако эта часть должна быть уравнена с правой частью формулы.
  Другую позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теории издержек производства). Они выдвигают свои контраргументы:
  а) цены благ зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;
  б) цена является денежным выражением стоимости товара;
  в) само количество денег в обращении зависит только от суммы стоимости всех товаров.
  Данные взгляды тоже несимметричны, поскольку учитывают только правую часть указанной формулы. При этом не усматривается определенная зависимость суммы цен произведенных вещей (правой части) от количества денег (от левой части).
  Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти к заключению:
  нельзя, по-видимому, полностью отрицать известную правомерность двух рассмотренных позиций;
  каждая теоретическая позиция не отражает всей истины;
  для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне предложения денег, и на стороне спроса их.
  Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.
  А. Внутренние факторы:
  а) государство, как правило, превышает свои расходы над доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);
  б) центральный банк допускает чрезмерную эмиссию денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства;
  в) банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх нормальной возможности должников возвратить долги).
  Б. Международные факторы:
  а) государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы иностранные валюты);
  б) банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск денег).
  Таким образом, главным виновником инфляции является государство и подчиненные ему финансовые учреждения.
  Теперь выясним факторы инфляции на стороне спроса. Мы их также подразделяем на два вида.
  А. Внутренние факторы:
  а) монополии, дающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свою продукцию и добиваются этого;
  б) военные расходы государства обычно ведут к превышению спроса денег над их предложением;
  в) увеличение размеров долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что на долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег,
  Б. Международные факторы:
  а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, ввозящей из-за границы вещественные условия экономического роста;
  б) структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах;
  в) войны между государствами сопровождаются огромной потребностью в деньгах.
  Одним из факторов, который может влиять на инфляцию, является безработица.
 
  Инфляция и безработица
 
  Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс в конце 50-х годов установил такую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот. И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса (рис. 15.1).
 
  Рис. 15.1. Кривая Филипса
 
  Исходя из данной кривой, возникают два варианта для разного практического сочетания взаимозависимых величин:
  или низкая безработица и высокая инфляция (точка А на графике); или низкая инфляция и высокая безработица (точка Б на графике).
  Между тем кривая Филипса отражает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. Если взять длительные периоды (5-10 лет), то при высоком уровне безработицы цены продолжают повышаться.
  То, что кривая Филипса не "срабатывает" в долгосрочном периоде, объясняется следующими обстоятельствами. Как правило, предприниматели и работники заключают долгосрочные договоры о величине заработной платы. Более того, из-за инфляционных ожиданий предприниматели увеличивают оплату труда в порядке компенсации будущего роста цен.
  В итоге возникает такое явление, как инфляция издержек. Инфляция издержек- рост цен, который вызван повышением производственных расходов (увеличением оплаты труда и удорожанием сырья, энергоносителей и др.). Стало быть, при инфляции издержек цены повышаются вместе с увеличением безработицы.
  В таком случае цена борьбы с инфляцией путем увеличения уровня безработицы становится очень высокой. По расчетам зарубежных экономистов, чтобы инфляция могла снизиться на 1%, безработица должна превысить свой "естественный уровень" на 2%. Но от этого реальный валовой национальный продукт уменьшится на 4% по сравнению с потенциальной его величиной.
 
  Макроэкономические регуляторы инфляции
 
  Нам уже известны причины инфляции. Поэтому мы без особых затруднений ответим на вопрос: можно ли вообще избавиться от инфляции? В торы инфляции современной рыночной экономике инфляционный рост цен неистребим, ибо невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как:
  значительная монополизация экономики;
  структурные кризисы, вызываемые НТР и другими обстоятельствами;
  военно-промышленный комплекс;
  долгосрочные инвестиции;
  локальные войны;
  государственный бюджетный дефицит и др.
  Стало быть, остается одно: вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями. Иначе говоря, более реально сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - умеренным.
  В условиях нынешней рыночной экономики государство применяет следующие важнейшие регуляторы инфляции.
  А. Государство проводит политику доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы. Оно использует косвенные методы в виде "социального партнерства" - поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок.
  Например, в Японии ежегодно проводится серия переговоров между бизнесменами и профсоюзами о размере заработной платы. Сначала достигается общенациональное соглашение между правительством, союзами предпринимателей и национальными профсоюзами. Затем на предприятиях договариваются о гибкой системе заработной платы: 25-30% ее величины выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Если спрос на выпускаемую продукцию понижается, то уменьшается объем получаемой прибыли, что ведет к автоматическому снижению уровня оплаты труда. В итоге существенно падает уровень инфляции (например, в 1995 г. в Японии был почти нулевой уровень инфляции- 0,2% по отношению к 1994г.).
  Б. Государство ограничивает монополистическую деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое "вздувание" цен.
  Например, в Англии управление по телекоммуникациям обязало корпорацию "Бритиш телеком" (имеющую 50% продаж на рынке) выполнять следующие условия. Темп роста тарифа на услуги корпорации должен быть на 3 процентных пункта ниже среднегодового индекса цен в английской экономике. Если, скажем, индекс цен равен 5%, то "Бритиш телеком" может установить свой тариф на уровне 2%.
  В. Твердо проводимая антиинфляционная политика правительства способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан. Причем основой программы авторитетного правительства являются не компенсации роста цен (что усиливает инфляцию), а меры, на практике противодействующие стихийному повышению цен.
  Г. Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря умелой денежной политике центрального банка. Поучителен в этом отношении опыт Федеральной резервной системы (центрального банка) США (ФРС).
  ФРС применяет такие способы регулирования предложения денег:
  а) операции на открытом рынке. Чтобы уменьшить предложение денег, ФРС продает государственные ценные бумаги (государственные облигации и векселя казначейства - правительственного финансового органа, ведающего кассовым исполнением государственного бюджета), что способствует изыманию денег из экономики. Чтобы увеличить предложение денег, ФРС покупает у банков такие бумаги;
  б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается. Когда эта ставка снижается (кредит дешевеет), то предложение денежных средств увеличивается;
  в) изменение нормы обязательных резервов. По решению ФРС все банки обязаны держать определенную долю их депозитов (от 3 до 18%) в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
  Таким образом, изучение острых макроэкономических проблем вплотную подвело нас к тому, чтобы рассмотреть, как организовано управление национальным хозяйством.
 
  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
  Давыдов А. Ю. Инфляция в экономике: мировой опыт и наши проблемы. М., 1991.
  Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. Гл. 2, 3 // Антология экономической классики / Т. Мальтус, Д. Кейнс, Ю. Ларин. М., 1993.
  Магнусон Б. Инфляция: миф и действительность. М., 1979.
  Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 1. Гл. 10.
  Меньшиков С. М. Инфляция и кризис регулирования. М., 1979.
  Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 5, 6.
  Усоскин В. М. Денежный мир Милтона фридмена. М., 1989.
  Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл. 27, 32, 33.
  Харрис Л. Денежная теория. М., 1990.
 
 ТЕМА 16 РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
 
 § 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
 
  Существо макроэкономического регулирования
 
  Рассмотрим вопрос темы по существу: почему необходимо регулировать национальное хозяйство в целом? В чем состоит главная цель такого упорядочения экономики? Ответ на эти вопросы связан с пониманием характера объектов управляющего воздействия.
  Этими объектами является три макроэкономические структуры - образно говоря "три кита", на которых держится вся рыночная макроэкономика.
  Во-первых, это - совокупный спрос. Такой спрос - сумма денег, которую члены общества готовы затратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от ряда факторов:
  уровня цен;
  величины доходов населения;
  распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);
  налогов (части доходов, отданных государству);
  государственных закупок (спроса государства);
  предложения денег со стороны кредитных учреждений. Во-вторых, объектом общенационального регулирования является совокупное предложение. Оно представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители реализуют всем покупателям.
  Объем совокупного предложения определяется такими факторами:
  уровнем рыночных цен;
  потенциально возможным объемом изготовления благ в стране;
  уровнем издержек производства продукции;
  коммерческой выгодой ее выпуска.
  В-третьих, макроэкономическим объектом регулирования является совокупное производство. Под ним подразумеваются все виды хозяйства нации, выпускающие товары и услуги.
  Все регулируемые объекты внутренне взаимосвязаны друг с другом. Между ними устанавливаются прямые связи: а) совокупное предложение во многом определяет совокупный спрос, и наоборот, спрос в масштабе национального рынка прямо воздействует на общий объем предложения; б) производство непосредственно предопределяет суммарное предложение. Имеются также косвенные связи: совокупный спрос воздействует на суммарное предложение, а через него - на все производство.
  Наконец, между объектами регулирования существуют необходимые объемные соотношения. При их нарушении возникает макроэкономическое неравновесие. Допустим, что производство оторвалось от учета объема всего покупательского спроса и создало благ больше, чем это нужно для общественного потребления. Тогда возникает кризис перепроизводства. Если же производство доставило существенно меньше продуктов, чем нужно для потребления людей, то налицо кризис недопроизводства.
  Теперь мы может ответить на важный вопрос: каково главное условие нормального развития макроэкономики - такого состояния национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь покупательский спрос?
  Данным условием является соблюдение народнохозяйственной пропорциональности. Это означает: во-первых, равенство объемов суммарных величин спроса, предложения и производства нации и, во-вторых, соответствие друг другу структур этих макроэкономических объектов. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Закон выражает условие существования нормальной народнохозяйственной системы: необходимость постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства.
  Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных нам видах неравновесия:
  а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупного спроса); б) кризисах перепроизводства (превышении объема всего предложения и производства над совокупным спросом); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда); г) инфляции (превышении предложения денег над их спросом).
  Теперь пора выяснить: кто или что может предотвратить или, по крайней мере, уменьшить нарушения народнохозяйственных пропорций?
  Логично предположить, что для постоянного поддержания общей сбалансированности национального хозяйства нужен какой-то регулятор всей макроэкономики (его часто называют "хозяйственный механизм").
  Макроэкономический регулятор - это общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Он выполняет следующую роль: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное предпринимательство.
  Регулятор макроэкономики начинает действовать при определенных предпосылках, а именно - в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма - рыночный.
 
  Рыночный механизм саморегулирования
 
  В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорции служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.
  Этот закон стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма, когда господствовала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII-XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования впервые теоретически изучил А. Смит. В знаменитой книге "Исследование о природе, и причинах богатства народов" он выдвинул и обосновал три фундаментальных положения.
  Первое положение - о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку "laissez faire" ("Пусть все идет своим чередом", франц.).
  Второе положение - о "невидимой руке", которая как бы "подталкивает" всех частных товаропроизводителей к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде частный собственник "невидимой рукой" направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. "Невидимой рукой" является, разумеется, рынок. Каждый предприниматель, стремясь насытить какой-то платежеспособный спрос, тем самым материально заинтересован в удовлетворении совокупных потребностей общества.
  Третье положение - о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает прямые и обратные экономические связи между производством (предложением товаров) и рыночным спросом.
  Прямая связь выражается в том, что производство товаров предопределяет спрос. Все независимые друг от друга предприниматели сами решают проблемы: что, как и для кого производить. Однако единоличные производители не способны повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная конкретных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может часто давать "сбои", не достигая поставленной цели.
  Всех предпринимателей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы информацию о соотношении спроса и предложения. Это позволяет вносить поправки в действия товаропроизводителей: они переключаются на выпуск таких благ, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.
  Рыночный регулятор выполняет важную социальную роль. Через систему рыночных цен он оказывает определяющее воздействие на распределение доходов среди всех членов общества. Теперь нам предстоит выяснить, как проходит такое распределение и каковы его общественные результаты.
 
  Распределение доходов в либеральной рыночной экономике
 
  Исходный теоретический вопрос можно поставить так: по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества среди всех граждан?
  По этому вопросу высказываются две прямо противоположные точки зрения.
  Согласно одной из них (ее проповедуют сторонники многих религиозных, этических, социалистических и иных концепций), распределение всего дохода общества должно основываться на принципах равенства и справедливости. Идею такого уравнительного распределения можно наглядно представить на рис. 16.1.
 
  Рис. 16.1. Равномерное распределение дохода среди всех семей
 
  График на рис. 16.1 демонстрирует абсолютное равенство в распределении дохода в стране. Как видно, любой данный процент семей получает соответствующую долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей - 40% дохода и т. д.). По-видимому, такой порядок теоретически предопределяет социальную устойчивость общества.
  Сторонники либеральной (свободной) рыночной экономики исповедуют совершенно противоположные взгляды. Они считают, что распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедливости. Рыночная система - это такой хозяйственный механизм, который не может обладать какой-либо "совестью", он не является носителем нравственных норм.
  На каких же принципах основано распределение дохода в обществе в классической и новоклассической модели либеральной рыночной экономики?
  А. Распределение богатства должно учитывать неравенство способностей людей. Каждый человек находит соответствующее применение своим природным дарованиям. Так, люди с интеллектуальными способностями находят удовлетворение в занятиях наукой, медициной, юриспруденцией и т. п. Кто обладает исключительными физическими данными, идет, скажем, в профессиональный спорт. Человек, одаренный эстетическим талантом, становится музыкантом, художником.
  Б. Каждый человек, владеющий каким-то фактором производства, должен получить доход, равный вкладу своего фактора. Этот принцип обосновал американский экономист Дж. Б. Кларк в книге "Распределение богатства"1.
  1 См.: Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.
 
  В. Либеральная рыночная экономика базируется на безраздельном господстве частной (единоличной) собственности, которая допускает высокую степень неравенства доходов. Здесь действует правило: "Богатство порождает богатство". Характерно, что в развитых странах с рыночной экономикой материальное богатство распределено гораздо более неравномерно, чем доход от трудовой и предпринимательской деятельности. Так, в 1990-х годах 1% домашних хозяйств в США располагает почти 33% всех активов (имущества). В Великобритании богатство (особенно земля) распределено еще более неравномерно.
  Г. Распределение доходов должно стимулировать увеличение производства и рост его эффективности. Если же одинаково вознаграждать и тех, кто дает высокую выработку, и других, кто ленится и дает мало продукции, то это уменьшит стремление людей больше зарабатывать за счет улучшения экономических показателей.
  Д. В условиях свободной конкуренции естественным является неравенство полученных доходов. Высокими будут доходы у тех, кто преуспел в рыночном соперничестве, и, напротив, тех, кто потерпел неудачу, может ждать разорение.
  Итак, сторонники концепции либеральной рыночной экономики считают, что равенство доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее.
  Неравенство в этом отношении графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 16.2).
 
  Рис. 16.2. Кривая Лоренца
 
  Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей - 40% всего дохода и т. д.).
  На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (лат. decem - десять) коэффициент. Он показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных.
  Для либеральной рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальное расслоение населения. Это приводит в конечном счете к тому, что значительная часть людей опускается ниже официально признанной черты бедности. Такой результат не случаен.
  Как считают сторонники свободной рыночной экономики, богатство должно доставаться только собственникам экономических факторов - труда, капитала и земли. Однако совершенно не ясно: какие средства к жизни должны получить многочисленные члены общества, которые лишены производственных факторов (пожилые люди, переставшие работать по найму; инвалиды, дети), а также лица, имеющие рабочую силу, но не могущие в данный период найти ей применение (безработные, временно потерявшие работоспособность по болезни и др.)? Все они не участвуют в создании национального продукта, а поэтому, выходит, не могут претендовать на свою долю в общем "пироге". Им остается уповать лишь на частную благотворительность...
  Ориентация с самого начала экономических реформ в России на создание "либеральной" рыночной экономики дала явно отрицательные результаты. По официальным данным за 1992- 1994 гг. существенно усилилась дифференциация населения по доходам. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченного к концу 1992 г. достигло 14-15 раз против 4,5 раза в 1991 г. Вместе с тем общепризнано, что уже децильный коэффициент 10:1 служит показателем социального неблагополучия.
  В заключение напрашивается вопрос: какова же историческая судьба либеральной рыночной системы как макрорегулятора на Западе?
 
  Крах модели рыночного саморегулирования
 
  Классическая модель саморегулирующейся рыночной системы не выдержала сурового испытания на практике. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929-1933гг. За это время выпуск продукции в промышленности уменьшился на 46%. Безработица охватила 26 млн человек. Реальные доходы населения снизились на 60%.
  Словно губительный "девятый вал" обрушился на учение о рыночном макрорегуляторе. На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидна полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) новоклассической экономической теории.
  Стало очевидно, например, что стихийная рыночная экономика уже не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы.
  Опровергнутым оказался и тезис о том, что система рыночных цен способна как бы автоматически обеспечивать обратное воздействие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы макроспроса и макропредложения. В действительности же обратная связь перестала эффективно действовать. Она хорошо срабатывала при золотом стандарте, но в ходе и в результате мирового экономического кризиса 1929-1933гг. золотой стандарт, как известно, был отменен. Что касается рыночного механизма цен, то его подорвало господство мезообъединений, развернувших широкую монополизацию рынка. Выявилась необходимость создавать новый механизм выравнивания совокупных величин спроса и предложения.
  Наконец, стало очевидно, что микроэкономика неспособна успешно развиваться без всякого вмешательства государства. Настало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.
 
  § 2. МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
 
  Кейнсианская революция в теории
 
  В 30-е годы XX в. на запале назрел и был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новой модели регулирования национальной экономики, призванной спасти господствующую социально-экономическую систему от гибельных потрясений. Выдающийся английский экономист Джон Кейнс, совершивший переворот в новоклассическом направлении экономической теории, был наречен "спасителем капитализма".
  В противовес новоклассическому принципу невмешательства государства в экономику Дж. Кейнс признал ведущую роль государства в регулировании национального хозяйства. При этом речь идет о государстве не как о политическом институте (органе власти), а о государстве как экономическом институте - хозяйствующем субъекте.
  Центральная задача государства, по Дж. Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем "эффективного спроса", ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) платежеспособную потребность населения в предметах потребления и б) спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства). В результате эффективный спрос выражается как в увеличении занятости и повышении благосостояния населения, так и в росте прибылей фирм.
  В кейнсианском учении впервые на государство стали возлагаться экономические функции. Они были связаны с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство и государственных расходов на эти и другие социально-экономические цели.
  Как известно из начальных тем, чтобы расширить спрос, государство в странах Запада провело огосударствление значительной части национальной экономики. Государство стало владельцем многих новейших отраслей промышленности, предприятий производственной инфраструктуры (добыча угля, производство электроэнергии, транспорт и т. п.) и учреждений социальной сферы. Правительства организовали разработку рекомендательных планов и программ социально-экономического развития и, создав большой и устойчивый государственный рынок, привлекли крупный бизнес к выполнению своих заказов, приносивших высокие прибыли.
  Кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, производимых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги.
  Внутри страны такие расходы (?) составляют сумму величины потребление (С), инвестиций (i) и государственных закупок (G):
 
  ? = С + i + G.
 
  Чтобы расшифровать государственные расходы, потребление (C) выражают через показатели дохода (Y) и налогов государства на доходы населения (Т). При этом определяется так называемая функция потребления:
 
  С = Y- Т
 
  Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располагаемого дохода. Располагаемый доход (Y - Т)- это совокупный доход (Y) за вычетом налогов (T). То есть данный доход - то, чем население может самостоятельно распорядиться.
  Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следующая сумма переменных величин (из состава ? - всех планируемых расходов): Т + G.
  Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это особенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточилась на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, оставляя без внимания количественную сторону этого процесса. Кейнсианство открыло "первую страницу" в эконометрическом анализе национального хозяйства. Так, например, была разработана модель, которая выражает зависимость величины дохода от объема инвестиций: Y = F(i). Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины - занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он создало теорию мультипликатора, которая определяет, насколько эффективно государственные расходы воздействуют на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым - на эффективный спрос.
  Дж. Кейнс показал, что объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций (всех производственных-и непроизводственных расходов). Такую связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - "умножающий"). Этот коэффициент представлен в следующей формуле:
  , где - прирост дохода; - прирост инвестиций и k - мультипликатор. Дж. Кейнс следующим образом охарактеризовал мультипликатор инвестиций: "Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций"1. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым - к повышению потребительского спроса.
  1 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С.179.
 
  Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цепной, реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и пр.).
  Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х годов до середины 70-х годов и получила название "планируемого и регулируемого капитализма". Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и ее социальные результаты.
 
  Распределение доходов в социально ориентированной экономике
 
  После второй мировой войны в западных странах было внедрено государственное регулирование экономики в соответствии с кейнсианскими принципами. В результате этого существенно изменился характер государства: оно стало правовым и демократическим. Сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированный.
  Каковы же основные черты модели социально ориентированной рыночной экономики?
  Во-первых, в такой экономике нормальным считается плюрализм форм собственности. Этим выражается больший демократизм отношений собственности. Считается необходимым государственный сектор экономики.
  Во-вторых, в социально ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать по суду эти права.
  В-третьих, государство создает условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.
  Западные страны достигли наивысшего в мире уровня по количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов.
  В Организации Объединенных Наций исчисляется обобщающий показатель - индекс человеческого развития. Этот показатель - средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования (культуры) людей 25 лет и старше. Этот показатель рассчитывается по каждой стране в отношении к уровню соответствующих трех показателей, достигнутых как наивысших в мире.
  В 1993 г. первое место по индексу человеческого развития заняла Япония (0,976), второе - Канада (0,982), пятое - Швеция (0,977), шестое- США (0,976), восьмое-Франция (0,971) и т.д. При этом в 1993 г. величина валового внутреннего продукта на душу населения (в долларах США) составила: в США-24575, Японии- 20534, Канаде- 19177, Франции- 18712, Швеции - 16767 (для сравнения: в России - 5626). В том же году продолжительность жизни была наивысшей в Японии - 79 лет, а во Франции составляла 77, Канаде - 76 (в России - 6 5 лет). Среднее число лет обучения в Северной Америке и Западной Европе Достигло 11-12 лет (в России- около 9 лет).
  В-четвертых, в социально ориентированной экономике государство с помощью налогов перераспределяет личные доходы граждан - от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны. Благодаря такому перераспределению государство дает средства к существованию тем, кого либеральная рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.).
  Наконец, в-пятых, в социально ориентированной рыночной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов).
  Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: а) богатый класс - 10-15%, б) средний класс - 70-80% и в) бедный класс - 1,5-20%. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Этому несомненно способствуют создаваемые государством социальные фонды.
 
  Социальные фонды
 
  В период классического капитализма рабочие и другие слои трудящихся фактически не были социально защищены от безработицы, не принимались сколько-нибудь существенные меры для обеспечения им материальной помощи при болезни, старости, потери трудоспособности. Все связанные с такими обстоятельствами экономические тяготы ложились на плечи наемных работников.
  До сих пор мы исходили из того, что при нормальных условиях производства величина заработной платы соответствует расходам на воспроизводство рабочей силы. При этом не принималась во внимание роль государства в жизнеобеспечении людей и такая роль на начальной фазе капитализма не осуществлялась.
  Впервые государство создало систему социального страхования в Германии в конце XIX в. Здесь были приняты законы о страховании от несчастных случаев и по болезни (1883-1884 гг.), о введении пенсий по старости и инвалидности (1899 г.). Затем система государственного социального страхования была организована в Австрии, Франции, Великобритании и других странах.
  Во второй половине XX в. государство в странах Запада перешло к обобществлению некоторых условий воспроизводства рабочей силы. Особенно быстро здесь развивалась социальная инфраструктура, в значительной мере финансируемая за счет государства. В нее входят учреждения здравоохранения, образования, переподготовка работников и т. п.
  В западных странах в составе социальной инфраструктуры сложилась и функционируют, как правило, три системы государственного обеспечения: социальное страхование, государственное вспомоществование и система универсального обеспечения". Они создаются главным образом за счет различного рода налогов и выплат из заработной платы (сами работники через налоги уплачивают, например, до 50% сумм страховых фондов). Бизнесмены вносят относительно небольшую часть взносов, причем эти расходы они включают в производственные затраты, а тем самым и в цены, по которым покупает товары все население.
  Наиболее распространена система социального страхования, по которой страховые взносы обязательно удерживаются из заработной платы работников, а право на пенсию или пособие (при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий) предоставляется независимо от материального положения семьи застрахованного. Размер удержаний таких взносов из зарплаты весьма значителен и непрерывно увеличивается (он составляет в разных странах от 6 до 14%). Главным видом социального страхования являются пенсии по старости, которые выплачиваются по достижении пенсионного возраста, необходимого трудового или страхового стажа и, как правило, составляют 25-40% заработка.
  Государственное вспомоществование выплачивается целиком из средств государственного бюджета. Оно достается не всем трудящимся, лишившимся заработка из-за безработицы или нетрудоспособности, а лишь тем, кто после проверки доходов всех членов семьи официально признается не имеющим средств к существованию. Около 1/3 пенсионеров в США, Великобритании, Японии и других странах обращаются к государственному вспомоществованию по старости. Сумма дополнительно назначаемого в этом случае пособия и минимальная пенсия не превышают размера дохода, соответствующего официально установленному уровню бедности.
  Наконец, преимущественно в Швеции, Финляндии, Норвегии, Канаде и Исландии утвердилась "универсальная" система социального обеспечения. Здесь право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. Пенсии выплачиваются в одинаковых для всех твердо фиксированных размерах. Средства на выплаты создаются путем взимания особого налога со всех граждан с 16-18 лет до пенсионного возраста (в Швеции и Норвегии, например, пенсионный возраст для мужчин 67 лет).
  В условиях государственного социализма в нашей стране социальная инфраструктура приняла форму общественных фондов потребления - материальных, культурных благ и услуг, которые поступают в совместное или индивидуальное потребление сверх оплаты по труду. Так, в 1990г. выплаты и льготы, полученные из общественных фондов потребления в среднем на одного рабочего и служащего, составили 40% к уровню заработной платы.
  Общественные фонды потребления - это прежде всего затраты государства, позволявшие всему населению бесплатно пользоваться услугами учреждений просвещения и культуры (бесплатны в основном среднее и высшее образование и повышение квалификации), здравоохранения и физической культуры. Фонды обеспечивали выплаты неработающему населению (пенсии по старости и инвалидности) и пособия (стипендии студентам и аспирантам, пособия малообеспеченным и многодетным семьям и др.), а также оплату всем работникам очередных отпусков и дотацию на жилье.
  При переходе к рынку в нашей стране преодолеваются серьезные противоречия, связанные с бесплатностью распределения некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными достижениями такое распределение дает отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека свободного выбора, а все общество - многообразия. Налицо также обезличка и уравнительность в получении благ. Уровень их потребления не зависит от индивидуальных и коллективных результатов труда. Человек лишен возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.
  Однако развитие рыночных и коммерческих отношений в сфере социальных услуг должно иметь свои пределы. Опыт всех стран мира бесспорно свидетельствует, что социальные фонды государства играют чрезвычайно важную роль в жизни общества - создается научный, социальный и культурный потенциал для его будущего развития. Здесь реально обеспечиваются гуманистическая и демократическая направленность хозяйства, социальная защита нетрудоспособных членов общества. Эффективное использование рассматриваемых фондов позволяет решать социально-демографические задачи (укреплять семьи, оказывать материальную помощь многодетным, повышать качество народного образования и медицинского обслуживания).
  Как вполне очевидно, государству удается добиться того, что недоступно рынку, - максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но не менее ясно и другое. Государственное регулирование может упускать преимущество рыночного воздействия на производство - подъема его экономической эффективности. Государство пытается решать социальные проблемы наиболее доступным для него способом: увеличивать налоги и перераспределять доходы субъектов рынка. Однако если такое перераспределение достигнет очень больших масштабов, то это отрицательно скажется на материальном стимулировании товаропроизводителей и подорвет экономические источники социального прогресса.
  Как же избежать противопоставления двух стратегических целей макроэкономики - достичь максимальной экономической эффективности производства и добиться наибольшей социальной результативности хозяйственной деятельности?
 
 § 3. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
 
  "Восстание" неоконсерваторов против кейнсиансцев
 
  Кейнсианская революция дала западной экокономике "второе дыхание". Примечательно, что в 50-е, 60-е и первой половине 70-х годов были достигнуты наивысшие темпы экономического роста, наибольшая занятость (в западные страны привлекалась дополнительная рабочая сила из слаборазвитых стран) и значительный подъем благосостояния населения (уровень жизни возрос в 2-4 раза).
  Однако нового "дыхания" хватило только до середины 70-х годов. В 1973-1974гг. разразился сильный мировой экономический кризис.
  Одновременно с кризисным потрясением мощный удар пришелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвращать кризисные спады производства.
  В едином новоклассическом направлении произошел раскол на два течения: последователей кейнсианского учения, которые отстаивали активную роль государства в регулировании экономики нации; и новоконсерваторов (новых приверженцев старых принципов), которые вновь выступили за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм.
  Новоконсерваторы подняли своего рода "восстание" против кейнсианства. Они выявили два основных уязвимых места в концепции Дж. Кейнса и подвергли их критическому разбору.
  Одно уязвимое положение в учении Дж. Кейнса состояло в следующем. Для увеличения государственного спроса считалось возможным допустить дефицит государственного бюджета (превышение расходов над его доходами). Для покрытия дефицита можно прибегать к займам и печатанию денег. Но это, несомненно, порождало инфляцию. По мнению Дж. Кейнса, умеренная инфляция может служить средством стимулирования спроса (в том числе увеличения заработной платы для обеспечения полной занятости).
  Другое уязвимое положение: для увеличения государственных доходов считалось приемлемым введение очень больших налогов. Однако такие налоги подрывали материальную заинтересованность работников в увеличении заработков и предпринимателей в повышении размеров прибыли. Тем самым подрывалась сама налоговая база (рост заработной платы и прибыли).
  Эти положения кейнсианского учения на практике привели к отрицательным результатам. На родине учения возникла так называемая "английская болезнь" - стагфляция (сочетание кризисного застоя с инфляцией).
  Новоконсерваторы предложили свои рецепты излечения "английской болезни". Возникли три школы новоконсерваторов, имевшие антикейнсианскую направленность: монетаризма, теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий.
  Школа монетаризма выступила с известной нам количественной теорией денег. Лидер этой школы лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (США) теоретически обосновал антиинфляционные меры. Правительствам западных стран было рекомендовано:
  жестко ограничить предложение денег и выдачу кредитов;
  сократить печатание денег (увеличивать их количество соразмерно росту производства);
  урезать социальные программы (уменьшить государственные выплаты населению).
  Была противопоказана слишком активная денежная политика государства (излишнее предложение денег), а также крайние действия Федеральной резервной системы (выпуск в обращение слишком большого количества денег или слишком малого).
  Теория экономики предложения выступила за возрождение свободы частного предпринимательства и воссоздание рыночного механизма регулирования. Основная цель - создать благоприятные условия для роста предложения как труда, так и капитала (его накопления). Для этого было рекомендовано снизить налоги на заработную плату и прибыль.
  Теория рациональных ожиданий признала неприемлемыми централизованное планирование национального хозяйства и текущее государственное регулирование экономики. И эту отрицательную позицию можно понять. Например, в США в период господства кейнсианства допускался большой произвол правительственных чиновников по отношению к предпринимателям. До середины 70-х годов ежегодно издавалось до 7 тыс. правил и указаний, регламентирующих деятельность частного бизнеса.
  Школа рациональных ожиданий выдвинула свой рецепт регулирования экономики. Нужны стабильные правила для всех хозяйствующих субъектов, которые делали бы предсказуемыми действия правительства, производителей и потребителей. Было бы разумно принять закон, по которому государственные решения в области денежной политики и налогов вступают в силу только через два года после их принятия. К тому же правительство должно сосредоточиться на долгосрочной экономической политике.
  О том, насколько было велико расхождение между кейнсианцами и новоконсерваторами, дает представление табл. 16.1.
  Таблица 16. 1
  Основные положения кейнсиавцев и новокоисерваторов
 
 
 
  В соответствии с рекомендациями новоконсерваторов в основу экономической политики США, Великобритании и ряда других государств было положен принцип "эффективного предложения" - поощрения частного бизнеса (в США такую политику назвали "рейгономика", в Англии - "тетчеризм"). Чтобы сделать более выгодным предпринимательство, существенно снизили налоги на прибыль и трудовые доходы. Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, началась частичная приватизация государственных предприятий - продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планирование хозяйства, уменьшено финансирование социальных программ. Проведенные меры дали осязаемые результаты. В США и других странах несколько уменьшился дефицит государственного бюджета, сократилось количество денег в обращении, а темпы инфляции снизились в 3-4 раза, возросла скорость хозяйственного развития.
  Но и модель макрорегулятора национальной экономики, предложенная новоконсерваторами, не спасла экономику Запада от спадов производства и инфляции. В 1979-1981 гг. разразился новый мировой экономический кризис. При этом, как и в 1973 г., уровень мирового промышленного производства оказался на нулевой отметке.
  Сама жизнь вновь властно поставила вопрос: какой же хозяйственный механизм лучше - государственный (кейнсианский) или рыночный (новоконсервативный)?
 
  Новоклассический синтез
 
  Предыдущий анализ макроэкономических регуляторов позволяет нам сделать определенные выводы.
  Прежде всего очевидно, что не существует такого идеального регулятора, который способен избавить развитое рыночное хозяйство от трех зол: кризисов, безработицы и инфляции. Кстати, во всех экономике эти негативы признаются, по существу, как вечные проблемы.
  Далее, нельзя не заметить, что кейнсианская и новоконсервативная модели регулирования национального хозяйства являются несимметричными (это отчетливо видно из табл. 16.1). Если кейнсианцы высказываются за "эффективный спрос", то новоконсерваторы - за "эффективное предложение".
  Критическое сопоставление двух регуляторов привело к неожиданному результату. Была убедительно доказана неполноценность как исключительно рыночного, так и чисто государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом.
  Давайте сопоставим между собой два типа макрорегулятора - стихийно-рыночный и планово-государственный.
  А. Сначала сравним сам характер регулирования национального хозяйства.
  Свободный рынок (с его регулирующими ценами) воздействует на производство апостериорно (лат. aposteriori - из последующего), то есть после того, как товары созданы и ничего исправить уже нельзя. Учет полезных результатов в этом случае ведется методом проб и ошибок, посредством действий вслепую.
  В противовес этому государственный регулятор действует априорно (лат. a priori - из предшествующего). Еще до начала производства товаров и услуг государство заранее прогнозирует и планирует конечные результаты. Таким способом можно предотвратить какие-то нежелательные последствия стихийных хозяйственных действий.
  Б. Рассмотрим отношение разных хозяйственных механизмов к так называемым внешним эффектам. Под такими эффектами подразумеваются побочные последствия рыночного поведения производителей и потребителей. Частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают "проблемы больших городов" и т. п. Поэтому возникла и все более обостряется потребность регулировать, компенсировать отрицательные внешние эффекты.
  Что касается рынка, то он не в состоянии не допускать или ликвидировать тот ущерб, которые наносит обществу неконтролируемое поведение его субъектов. По словам профессора П. Хейне ("Экономический образ мышления"), возникает "проблема безбилетника". Под "безбилетником" подразумевается человек, который не прочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить? Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.
  В. Теперь посмотрим, как разные регуляторы относятся к структурным переменам народнохозяйственного масштаба.
  Частные субъекты рынка не берутся за крупные изменения отраслевой структуры национального хозяйства, ибо это не дает им быстрой выгоды.
  Именно государство может осуществлять крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более короткий срок.
  Г. Сопоставим отношение разных хозяйственных механизмов к некоммерческим видам деятельности.
  Субъекты рынка не берутся вкладывать свои частные капиталы в такие области, которые не дают им достаточной прибыли. Это касается, скажем, школьного образования, фундаментальных наук. Только государство создает и поддерживает за счет своего бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики.
  Д. Рассмотрим связь известных нам регуляторов с удовлетворением спроса населения на предметы потребления и услуги.
  Государственный регулятор (не имеющий обратной связи) слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре.
  Напротив, рынок очень быстро откликается на изменения потребностей покупателей, а также естественным путем (через ценовой механизм) уравновешивает спрос и предложение товаров и услуг.
  Е. Наконец, оценим реакцию двух регуляторов на неэффективное производство.
  Как известно, рынок поощряет эффективное хозяйствование и избавляется от убыточных предприятий. Только государство может взять на себя затраты на содержание убыточного, но необходимого для общества производства (на изготовление общественных благ, на военно-промышленный комплекс и др.).
  Проведенный здесь сравнительный анализ рыночного и государственного макрорегуляторов позволяет сделать важное заключение. В целях улучшения развития национального хозяйства разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному (комбинированному) типу управления, в котором органически соединяются достоинства двух ранее действовавших хозяйственных механизмов.
  Лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон является основателем, школы, которую он назвал "великим неоклассическим синтезом". Эта школа преодолела разрыв и противопоставление двух родственных течений новоклассического направления - кейнсианства и новоконсерватизма - по коренному вопросу о макроэкономических регуляторах.
  Что же представляет собой более конкретно третий тип макрорегулятора?
 
  Смешанное регулирование и его варианты
 
  Тип смешанного регулирования национальным хозяйством имеет следующие специфические черты.
  Во-первых, новый хозяйственный механизм органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.
  Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели:
  эффективность хозяйствования;
  социальную справедливость;
  стабильность экономического роста.
  В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение.
  Как можно достичь макроэкономического равновесия, наглядно изображается на рис. 16.3, где графически представлены совокупный спрос (С1 - С2), совокупное предложение (П1 - П2) и потенциальный выпуск продукции (Вп).
 
  Рис. 16.3. Совокупный спрос, совокупное предложение и потенциальный выпуск продукции

<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу