<< Пред.           стр. 7 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  Практическим выходом из создавшегося положения является организация службы консалтинга (англ. consulting - консультирование). В ней высококвалифицированные специалисты дают советы и новейшую информацию по определенному кругу вопросов. На крупных фирмах создаются свои консалтинговые службы. А мелкие и средние предприятия обращаются за информационной помощью в консалтинговые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся прогнозирования развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товарных рынках и рынках ценных бумаг и пр.
  Одновременно многие фирмы создают у себя подразделения, которые налаживают информационные связи с внешним миром. Эти связи получили названия паблик рилейшинз (англ. public relations - отношения с общественностью). Предприятия добиваются доброжелательной оценки своей деятельности. В этих целях они используют прессу (публикуются информационные сообщения, посылаются письма в редакции газет и т. п.), радио и телевидение (проводятся интервью с работниками фирмы, репортажи и др.), организуются выставки и ярмарки, публичные выступления и многое другое. В итоге формируется хороший имидж (внешний и внутренний облик) фирмы.
  В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах производства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу управления предприятием.
 
  Кто и как управляет фирмой
 
  Прежде всего разберемся в том, почему на предприятии необходимо такое организационно-экономическое отношение, каким является внутрифирменное управление.
  Всякое более или менее крупное предприятие соединяет всех работников общей организационной связью - кооперацией труда. Под кооперацией (лат. cooperatio - сотрудничество) труда подразумевается такая форма организации деятельности, при которой большое число людей совместно участвуют в едином процессе созидания. Между тем никакое трудовое сотрудничество невозможно без управления. Возьмем для примера крупный рыболовецкий траулер. Рыбаки вообще не смогут работать и добиваться намеченных результатов, если кто-то не будет обеспечивать целенаправленные и согласованные действия всех членов экипажа. Требуется устанавливать порядок в труде, контролировать определенный режим деятельности всего коллектива работников.
  Стало быть, управление хозяйством представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие на процесс коллективного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность предприятия в целях достижения заранее намеченных результатов.
  Управленческий труд охватывает два основных вида деятельности: непосредственное управление и подготовку к нему.
  Непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители - директора предприятий и их заместители, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производственных участков, диспетчеры и др. Они призваны принимать оптимальные (наилучшие) с точки зрения поставленной цели решения и организовывать их выполнение. Для этого ведутся подбор и расстановка кадров, координируется работа отдельных исполнителей, контролируется и регулируется ход производства, выполняются административно-распорядительные функции и др.
  Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслуживают вычислительные, счетно-перфорационные и иные машины, используемые для переработки информации. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией, необходимой для принятия решений и организации их выполнения.
  В XVIII-XIX вв. единоличный собственник капитала обычно сам возглавлял управленческий персонал, контролировал и направлял всю деятельность фирмы. Но положение в корне изменилось в XX столетии, когда основной стала акционерная форма предприятий. Мозговым центром, воздействующим на деятельность гигантского акционерного общества, стала не отдельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т. п.). Ведущую роль стали играть менеджеры (англ. menege - управлять) - научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для управленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений - менеджмент. Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства.
  Какими навыками и способностями должен обладать менеджер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индивидуальные качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.
  Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.
  Одним из проявлений научного характера деятельности менеджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании нового предприятия, когда составляется бизнес-план.
  При разработке бизнес-плана тщательно выполняются следующие задачи:
  а) оценивается будущее положение на рынке - возможность успешно сбывать новую продукцию;
  б) подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;
  в) предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные - у банка);
  г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;
  д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения. Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный займ. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности запланированного дела. В свою очередь, с помощью специалистов банковское учреждение тщательно разбирается с бизнес-планом, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.
  На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть рыночной стихии, а, напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.
 
 § 2. ПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ СТОИМОСТИ: ЕГО УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
 
  Внешней средой деятельности фирмы служит развитая рыночная система. Это накладывает свой отпечаток на всю организацию экономической деятельности любого бизнесмена.
 
  Формула бизнеса: варианты ее осуществления
 
  Сущность всякого бизнеса наглядно представлена в его формуле
 
  Д - Т - Д'
 
  где Д - первоначально авансированные (выданные в счет предстоящих платежей) денежные средства;
  Т - приобретенные товары;
  Д' - возросшая сумма денег,
  Д' = Д + ?д,
  где ?д - прирост денег (прибыль).
  Отсюда ясно, как действует предприниматель. С самого начала он должен иметь денежные средства, пускаемые в обращение с целью наживы. На них он закупает определенные товары. В конечном счете бизнесмен реализует на рынке имеющиеся у него товарные ценности и получает возросшую сумму денег. Прирост денег по сравнению в первоначально затраченной суммой составляет его доход (прибыль).
  Главный теоретический вопрос состоит в том, чтобы выяснить: откуда появляются ?д - новые деньги?
  Хозяйственная практика свидетельствует, что формула бизнеса является общей для разных вариантов предпринимательской деятельности. Что это за варианты?
  Первый вариант предпринимательства - спекулятивный бизнес. Он означает скупку товаров по низкой цене и их перепродажу по повышенной цене. Прибыль от спекуляции (Пc) представляет собой разницу между продажной ценой товара (Ц2), по которой спекулянт сбывает вещь, и закупочной ценой (Ц1), по которой предприниматель приобретает ее: Пс = Ц2 - Ц1
  В рыночной экономике спекуляция в большинстве случаев представляется естественным явлением и не преследуется по закону. Ее экономической основой является товарный дефицит, который образуется на какое-то время. Сам спекулятивный рост рыночной цены приводит в действие закон предложения, а с увеличением производства товаров исчезают экономические условия для спекуляции.
  Второй вариант - криминальный бизнес. Такой, образно говоря, "черный" способ обогащения на рынке основан на мошенничестве (обмане или злоупотреблении доверием), незаконном использовании товарного знака, сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, и т. п. Речь идет, например, о продаже фальсифицированных алкогольных напитков и недоброкачественных товаров, о незаконном предпринимательстве (без регистрации либо без лицензии - специального разрешения). Преступный бизнес может давать, как правило, кратковременную выгоду. Но он оборачивается большими потерями для криминальных элементов после того, как их разоблачат и осудят.
  Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нормы нравственного поведения): совокупность писаных и устных договоренностей о правилах "честного бизнеса". Эти правила предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чиновникам); б) строить экономические связи на доверии к партнеру; в) коллективно прекращать все дела с предпринимателями-мошенниками; г) обеспечивать надежное выполнение хозяйственных договоров и иных обязательств.
  Теперь давайте выясним небезынтересный вопрос: какую общую черту имеет прибыль, получаемая как от спекулятивного бизнеса, так и от криминальной торговли?
  Прежде всего вполне очевидно, что спекулятивная прибыль, по существу, есть вычет из доходов покупателей, которые тратят большую сумму денег по сравнению с подлинной ценой товара. Криминальная прибыль подобна спекулятивному доходу Если даже покупатель приобретает, скажем, фальсифицированные товары по сниженной цене, то такая цена не соответствует качеству вещи, которая достается преступнику зачастую почти задаром.
  Стало быть, и спекулянты, и преступники используют рынок как канал перераспределения богатства населения в свою пользу Более того, получаемая ими прибыль не связана непосредственно с созданием новой товарной стоимости в масштабе всего общества.
  В таком случае возникает, пожалуй, не менее любопытный вопрос: имеется ли такой вариант бизнеса, который прямо связан
  с созданием новой стоимости, получаемой без спекулятивного вздувания цен?
  Многовековая хозяйственная практика давно доказала, что по-настоящему нормальным является производственный бизнес, который можно было бы назвать "белым". Давайте подробнее познакомимся с ним.
 
  Процесс производства новой стоимости
 
  Формула "белого" бизнеса существенно отличается от его общей формулы:
 
 
  Д - Т .... - П...- Т' - Д',
 
 
  где Т - товары - рабочая сила (РС), приобретенная на рынке труда;;
  СП - средства производства;
  П - процесс создания новых товаров;
  Т' - произведенные фирмой товары с возросшей стоимостью.
  Отсюда видно, что для начала бизнеса надо иметь капитал - деньги (Д), которые пускают в дело. На них приобретают средства производства (СП) и рабочую силу (PC). После этого обращение товаров и денег прерывается и начинается процесс производства (П), в ходе которого создается новая стоимость. Вновь изготовленные полезные вещи обладают возросшей стоимостью (Т'). После продажи на рынке товаров по их стоимости предприниматель получает сумму денег (Д'), которая превышает первоначальную величину капитала. Если из этой возросшей денежной суммы, полученной за все реализованные изделия, вычесть авансированную величину (Д), то бизнесмен получает валовую (общую) прибыль.
  Зная, как внешне выглядит последовательное движение денег, затраченных на производство, мы приступаем к более углубленному его анализу. В первую очередь важно понять существо "белого" бизнеса: какие экономические условия необходимы для его реализации?
  Для всякой фирмы, создающей товары, нужны факторы производства. Бизнес основывается на непременном юридическом условии: собственники всех факторов должны гарантированно (согласно правовым договорам) получать свою долю от общего дохода предприятия.
  Так, для бизнеса часто требуется дополнительный капитал - деньги, расходуемые на покупку средств производства и рабочей силы. При отсутствии собственных денежных средств предприниматель вынужден брать в долг чужие деньги. Плата за их использование называется процентом, и ее получает тот, кто предоставил капитал в ссуду
  Для создания полезных благ необходим труд - физические и умственные усилия людей. Нанятые предпринимателем работники получают в соответствии с трудовым контрактом (соглашением) вознаграждение за свой труд - заработную плату.
  Для изготовления новых благ требуются природные ресурсы (минералы, лес, другие естественные богатства, которые, ради краткости, можно именовать "земля"). За пользование чужой землей устанавливается цена, называемая рентой. Рента образует доход собственника земли.
  Наконец, если новые идеи, осуществляемые с известным риском, и усилия предпринимателя по организации и управлению фирмой увенчаются успехом, то наградой ему служит соответствующая доля прибыли - предпринимательский доход (в противном случае его удел - убытки).
  По всей видимости, предварительные экономические и правовые условия бизнеса предопределяют его конечный результат. При нормальных условиях общий доход фирмы должен включать процент, заработную плату, ренту и прибыль, остающуюся на фирме.
  Теперь нам предстоит выяснить, как на практике возникает новая стоимость, являющаяся источником доходов все прямых и косвенных участников производства.
  Возьмем для наглядного примера ткацкую фабрику. Допустим (цифры условные), за год предприятие закупило и израсходовало средств производства на сумму 625 тыс. марок. Сюда вошли затраты на здания (их стоимость за год израсходована частично), технические средства - машины, оборудование (их стоимость тоже частично сношена за год), сырье, материалы, топливо, энергию. Все эти вещи созданы на других предприятиях (строительных, машиностроительных, добывающих сырье и энергоносители). Они поступили со стороны (от других фирм) и воплощают так называемую старую стоимость, образовавшуюся до начала производства на данной ткацкой фабрике.
  Затем на фабрике из пряди работники делают ткань. Они создают новую стоимость. В нашей стране и на Западе ее называют добавленная стоимость. Так, в российском законодательстве добавленной стоимостью названа разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
  Продолжая наш пример, предположим, что добавленная (новая) стоимость составила 1375 тыс. марок. В итоге весь валовой доход предприятия (денежная выручка от продажи всех тканей) равен: 625 тыс. + 1375 тыс. == 2 млн марок.
  Значит, результаты "белого" бизнеса в их общем виде можно представить так. Стоимость готовых изделий (Ст) включает: стоимость средств производства (старую стоимость - СП) и добавленную (новую) стоимость (Сд):
  Ст = СП + Сд.
  В свою очередь, добавленная (новая) стоимость распадается на две части: заработную плату работников (Зп) и валовую прибыль (Пв):
  Сд = Зп + Пв
  Наконец, валовая прибыль прежде всего распадается на доходы разных собственников: а) процент (Пц); б) ренту (Рз) и в) чистую прибыль (Пц), которая достается фирме:
  Пв = Пц + Рз + Пч
  Таким образом, мы приходим к общему заключению, что новая стоимость является источником доходов собственников всех факторов производства. Ее структура представлена в формуле
  Сд = Зп + Пц + Рз + Пч.
  Согласно К. Макконнеллу и С. Брю, добавленная стоимость - "стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость изделий (материалов), купленных и использованных фирмой для его производства, равна выручке, которая включает в себя эквивалент заработной платы, арендной платы, процента и прибыли"1.
  1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992. Т. 2. С. 3,86.
 
  В том, что агенты производства получают регулярный доход по итогам деятельности производственного бизнеса, заключена их материальная заинтересованность в постоянном возобновлении и расширении производства новой стоимости.
 
  Способы увеличения новой стоимости
 
  Здесь мы попытаемся проникнуть в сокровенные тайны возрастания капитала за счет увеличения новой стоимости. На практике эти тайны прикрываются покровом мер по охране коммерческой безопасности фирмы. Между тем знание сущности производственного бизнеса позволяет установить следующие пути и средства умножения прироста капитальной стоимости.
  1. Увеличивается численность работников. Поскольку каждый из них создает новую стоимость, то вполне очевидно следующее. По мере наращивания численности персонала предприятия, непосредственно или в иной форме расширяющего производство новой продукции, возрастает добавленная стоимость.
  2. Удлиняется время труда работников. Как известно, на начальной фазе капитализма рабочий день на фабриках составлял 12-16 часов. Однако с 20-х годов XX в. в западных странах длительность рабочей недели была законодательно сокращена до 40-45 часов. Между тем на многих предприятиях предприниматели часто привлекают работников к сверхурочным работам. Это выгоднее, чем нанимать новых рабочих, на которых из прибыли идут дополнительные страховые взносы и расходы на обучение профессии.
  3. Повышается интенсивность труда (возрастают затраты рабочей силы в единицу времени). Из-за законодательного ограничения времени работы на предприятиях стали шире применять повышенные нормы выработки (они легче достигаются с ускорением работы конвейера). При этом заработная плата не всегда возрастает с учетом усилившейся интенсивности труда.
  4. Возрастает производительность труда. Величина производительности труда подсчитывается путем деления объема созданной продукции на численность работников. Этот показатель возрастает (а стало быть, добавленная стоимость увеличивается), если то же самое число работников выпускает больше продукции благодаря внедрению новой техники и технологии, повышению квалификации людей.
  В условиях постиндустриальной экономики подъем производительности труда происходит в результате усиливающейся тенденции к гуманизации производства. Эта тенденция означает на деле: постоянно улучшать условия и безопасность работников, укреплять их здоровье, создавать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе и делать все, что возвышает человека и раскрывает его способности. Без создания подлинно человеческих условий на предприятиях практически невозможно внедрять электронную технологию, обеспечивать возросший уровень выработки новейшего оборудования, требующего высокой культуры обслуживания, и добиваться стабильно высокого качества продукции. Теперь нельзя принимать решения о развитии производства, не обеспечивая приоритета интересов человека труда.
  В целях гуманизации производства, в частности, внедряются достижения эргономики - научной дисциплины, которая лучше приспосабливает производственные условия (температуру, освещение, вентиляцию и др.) к особенностям и возможностям человеческого организма. Так, эргономика облегчает монотонную деятельность (особенно на сборочно-конвейерных работах с упрощенными и примитивными операциями), которые, например, в США, Германии и Франции иногда доходят до 50-60% всех технологических приемов. Для того чтобы предотвращать преждевременную усталость и износ организма, вводится ротация (периодическая смена) рабочих постов, укрупняются и усложняются отдельные операции. И наоборот, длительные и утомляющие виды работ разбиваются на ряд коротких и простых. Как показывает опыт, в результате внедрения достижений эргономики выработка рабочих возрастает не менее чем на 8-10%.
  Все рассмотренные способы увеличения новой стоимости характеризуют особенности "белого" бизнеса, который, избегая превратности спекулятивной наживы, способен обеспечить постоянно возрастающий доход всем участникам экономической деятельности. Благодаря производственному бизнесу национальная экономика приобретает черты нормальной экономической системы, служащей лучшему удовлетворению человеческих потребностей.
  Все изложенное, по-видимому, ясно. Однако за пределами нашего внимания остался самый трудный для понимания вопрос: какова экономическая природа новой стоимости и в особенности прибыли, достающейся владельцам вещественных факторов производства?
 
 § 3. ТЕОРИИ НОВОЙ СТОИМОСТИ
 
  В экономической науке нет однозначного ответа на вопрос о природе новой стоимости. Здесь сложились две прямо противоположные теории, в которых предприняты попытки обнаружить закономерные процессы образования и распределения вновь создаваемой стоимости. Давайте ознакомимся с ними.
 
  Теория прибавочной стоимости
 
  Классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо выдвинули теорию прибавочной стоимости, которую наиболее полно развил К. Маркс в "Капитале". Существо этой теории можно представить в следующих положениях.
  Первое положение. Новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается ее создателям в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала. А. Смит в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" утверждал:
  "Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая - на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы"1.
  1 Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993. С. 199.
 
  Второе положение. Рабочий день наемного труженика делится на две части. Сначала он затрачивает необходимый труд, идущий на содержание его самого и семьи: создает эквивалент его заработной платы. Потом он расходует прибавочный труд, во время которого производит прибавочную стоимость.
  Третье положение. Деление новой стоимости на две известные доли вызывает противоположность экономических интересов наемных работников и бизнесменов, ибо увеличение доходов одних происходит за счет уменьшения заработков других.
  Д. Рикардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратной пропорциональной зависимости. Он пришел к заключению: "Какая доля продукта уплачивается в форме заработной платы - вопрос в высшей степени важный при изучении прибыли, ибо нужно сейчас же заметить, что последняя будет высока или низка в той же самой пропорции, в какой будет низка или высока заработная плата"2.
  2 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. Т. 1. М., 1955. С. 46.
 
  Теория прибавочной стоимости не противоречит очевидному факту: новая добавленная стоимость делится на две части - заработную плату работников и валовую прибыль (прибавочную стоимость). Но эта теория не соответствует, скажем, сейчас многим условиям постиндустриальной экономики. Так, валовая прибыль на акционерных предприятиях достается не какому-то одному частному собственнику, а всем акционерам, в том числе работникам, имеющим акции. С возникновением государственного сектора экономики значительная доля прибыли предприятий стала изыматься в виде государственных налогов. Последние идут на удовлетворение разнообразных совместных общественных потребностей (бесплатное среднее образование, развитие науки, социальные нужды и т. п.).
  В высокоразвитых индустриальных странах возникла устойчивая тенденция к повышению жизненного уровня основной массы населения. Это устранило былое острое противоречие между богатством немногих и бедностью большинства людей.
  Теперь перейдем к анализу и оценке альтернативной концепции.
 
  Теория предельной производительности
 
  Такую концепцию впервые основал французский экономист Жан Батист Сей (1767- 1832). Он утверждал, что труд, капитал и природа равноправно участвуют в процессе создания стоимости. Идею о равноправии факторов, создающих новую стоимость, по-своему развил американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1938). На базе теории предельной полезности он создал учение о предельной производительности труда и капитала. Данное учение можно кратко изложить в ряде положений.
  Первое положение. Новую стоимость создают все факторы производства: труд, капитал и земля. Каждому из них закономерно достается доля общего богатства. В труде "Распределение богатства" Дж. Б. Кларк писал: "Цель этой работы - показать, что распределение общественного дохода регулируется общественным законом и что этот закон, действуй он без сопротивления, дал бы каждому фактору производства ту сумму богатства, которую этот фактор создает"1.
  1Кларк Дж. Б. Распределение богатства/Пер, с англ. М., 1992. С. 17.
 
  Второе положение. Согласно концепции предельной производительности каждый из трех факторов в процессе создания стоимости (соответствующего фактору дохода) имеет определенные границы своего производительного эффекта.
  Дж. Б. Кларк разъяснял, что участие труда, капитала и земли в образовании стоимости товара определяется их предельной производительностью - величиной создаваемого каждым фактором предельного продукта. Под таким продуктом понимается конечный прирост изделий, полученный в результате увеличения данного производственного фактора на единицу (например, при наборе дополнительного числа рабочих на 1000 человек) и при неизменной величине других (допустим, стоимость применяемого капитала - 100 млн долл. - остается прежней). Если одну и ту же величину капитала будет применять все возрастающее число рабочих - вплоть до последней их единицы (при исчерпании трудовых ресурсов), то, само собой разумеется, происходит снижение прироста продукции в расчете на одного работника. В итоге все занятые в таком производстве будут иметь выработку, равную производительности последней единицы труда. Цена этого фактора, которую субъективно определяет предприниматель, снизится для всех работников,
  Третье положение. Образование новой стоимости (и соответствующего дохода, приходящегося на фактор) происходит в соответствии с законом убывающей производительности последовательных затрат. Если согласно закону будет последовательно увеличиваться, например, число рабочих, обслуживающих данное неизменное количество машин, то объем производства будет увеличиваться все медленнее, по мере того как больше рабочих будет привлекаться к производству. Тогда при достижении предельной величины выработки рабочие не будут приносить дополнительного дохода. Их доля в общей стоимости общественного продукта равна численности рабочих, умноженной на величину их предельной производительности.
  Данная теория достаточно верно указывает на участие всех трех факторов производства в создании готовых продуктов. Она позволяет правильно описать количественную зависимость между общей величиной выпуска изделий в их натуральном выражении и силой действия отдельных факторов (эта зависимость в виде производственной функции будет рассмотрена в следующей теме). Но концепция предельной производительности факторов вызывает сомнение прежде всего в том, что вещественные условия производства якобы наряду с трудом создают новую стоимость, а тем самым непосредственно формируют доходы собственников, скажем, земли. Эта концепция разработана для случая приостановки технического прогресса, когда действительно эффективность всех факторов снижается по мере расширения производства. Но такая ситуация совсем не характерна для развитого товарного хозяйства и бизнеса, особенно в XX столетии. Согласно новоклассической теории закон убывающей производительности осуществляется лишь в условиях совершенной конкуренции - в своеобразном "мире без трений". Однако мы знаем, что совершенной конкуренции нигде нет.
  Подводя итоги сравнительного анализа двух теорий новой стоимости, можно сделать ряд выводов.
  Во-первых, рассмотренные нами концепции являются гипотезами, которые внесли определенный вклад в понимание разных срезов экономики бизнеса:
  теория прибавочной стоимости проанализировала область отношений между наемными работниками и предпринимателями, которые связаны с производством и распределением новой стоимости;
  теория трех факторов и их предельной производительности описала экономические связи, касающиеся создания новых благ.
  Во-вторых, обе теории отразили исторически ограниченное пространство действия открытых ими тенденций и закономерностей. Они не соответствуют качественно новым экономическим условиям, характерным для постиндустриального и посткапиталистического общества.
  В-третьих, концепция прибавочной стоимости анализирует преимущественно эндогенную (внутреннюю)- подсистему бизнеса, в силе чего она содержит материал, не поддающийся строгой математической обработке. В отличие от этого концепция предельной производительности изучает в большей мере экзогенную (внешнюю) подсистему бизнеса, что позволяет широко применить математику для выявления закономерностей функционирования данной подсистемы.
  Таким образом, мы закончили изучение бизнеса преимущественно в его статике. Но бизнес - такое явление, которое не может пребывать в состоянии покоя. Как он непрерывно движется - это мы узнаем в очередной теме.
 
  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
  Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.
  Волкер Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем / Пер. с чешек. Минск; М., 1991.
  Грейсон Дж., 0'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.
  ГэлбрэйтДж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1976. Гл. VIII, XXVII.
  ДиксонД.Е.Н. Совершенствуйте свой бизнес. М., 1992. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.
  Маркс К. Капитал. T.I. Гл.4, 5//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
  Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. г англ. М., 1992.
  Милль Д. С. Основы политической экономии. М., 1980. Т. 1. Гл. IV, V.
  Самуэльсон П. П., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Гл. 6. Сей Ж. Б. Катехизис политической экономии / Пер. с фр. СПб., 1833. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. II. Гл. III. // Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993.
  Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. М., 1994. Гл. 15.
  Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1994. Гл. 7.
  Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / Пер. с англ. М., 1989.
  Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха / Пер с англ. М., 1991. Вып. 1. 1992. Вып. 2. 1993. Вып. 4, 5.
  Хойзер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1991.
  Ликокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. М., 1991.
 
 ТЕМА 9 ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ФИРМЫ
 
  Кажется удачно бизнес образно уподобили езде на велосипеде: либо вы едете вперед, либо вы падаете. Действительно, капитал фирмы должен быть в постоянном движении, чтобы непрерывно воссоздавать условия производства новой стоимости. Это воспроизводство бывает двух видов: простое и расширенное. Сначала рассмотрим первый вид. Здесь и в дальнейшем речь пойдет о воспроизводстве индивидуального капитала, который типичен для микроэкономики и находится во владении физических юридических лиц.
 
 § 1. ПРОСТОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО
 
  Кругооборот капитала
 
  Простое воспроизводство - это непрерывное повторение созидательной деятельности, при котором величина создаваемого продукта и размер действующего капитала (производственных фондов) остаются неизменными. Таким образом капитал совершает замкнутое круговое движение. Кругооборот капитала, говоря конкретнее, - это один цикл его движения, который охватывает процесс производства и обращения товаров и завершается возвращением капитала в его исходную денежную форму. Весь путь можно схематично изобразить известной нам формулой:
 
 
 
  Здесь мы видим последовательное продвижение капитальной стоимости через три стадии и смену трех функциональных форм капитала. Кратко опишем их.
 
  совершается в сфере обращения. Здесь денежный капитал превращается в производительный. Бизнесмен на авансированные денежные средства приобретает средства производства (СП) и покупает рабочую силу (PC). Такие затраты необходимы для налаживания производства товаров.
 
 
  протекает в сфере производства. В этом движении производительная форма капитала превращается в товарную форму Купленные на рынке факторы производства - средства производства и рабочая сила - соединяются в производственном процессе (П). В нем создаются товары с нужной полезностью и содержащие вновь возникающую стоимость (Т').
  Третья стадия Т' - Д'. Как и первая стадия, она относится к сфере обращения. Товарный капитал с возросшей стоимостью
  (Т') вновь превращается в денежный капитал (Д'), содержащий прибыль.
  Такое последовательное движение капитала через три стадии и представляет собой кругооборот капитала (фондов). Стремление получить прибыль подталкивает бизнесмена к тому, чтобы непрерывно пускать свой капитал в кругооборот. Для непрерывающегося движения необходимо, во-первых, чтобы капитал безостановочно переходил из одной его формы в другие. Во-вторых, в каждый данный момент капитал должен одновременно находиться в денежной, производительной и товарной формах и на всех стадиях кругооборота. Такое круговое движение всех форм капитальной стоимости - обязательное условие ее постоянного функционирования.
 
  Оборот капитала
 
  Непрерывно происходящие кругообороты капитала образуют его оборот. Чтобы капитал смог полностью совершить оборот, требуется определенный период - время оборота. Оно отсчитывается от начала движения авансированного капитала до момента его полного возвращения в той же денежной форме, но возросшей на величину прибыли.
  Капиталы разных предприятий имеют неодинаковое время оборота, что зависит от конкретных условий производства и обращения. Например, в судостроении капитал в производительной форме находится довольно длительное время, а на текстильных фабриках - гораздо меньший период.
  Бизнесмену небезразлична продолжительность времени оборота: чем быстрее все пущенные им в дело деньги возвратятся с прибылью, тем с больше скоростью будет возрастать его собственность. Отсюда вытекает заинтересованность предпринимателя в конкретном подсчете времени оборота и выяснении путей его ускорения.
  Чтобы сравнить быстроту оборота капитала разных предприятий, применяется общая единица измерения. Такой естественной мерой является год. Вот как подсчитывается число оборотов капитала за год. Если число оборотов обозначим через Чо, единицу изменения (год) - через О и время оборота данного капитала - через о, то Чо = О/о. Иначе говоря, время оборота равно году, деленному на время оборота индивидуального капитала. Допустим, капитал предприятия совершает оборот за 3 месяца, тогда за год он обернется 4 раза (Чо = 12 месяцев/3 месяца).
  Чтобы быстрее получить прибыль, бизнесмен использует основные пути ускорения оборота капитальной стоимости:
  а) сокращает время оборота и б) улучшает состав производительного капитала. Рассмотрим их.
  Время оборота авансированной стоимости состоит из времени производства и времени обращения (рис. 9.1).
 
  Рис. 9.1. Структура времени оборота
 
  Время производства - период пребывания капитала на предприятии - включает: а) рабочий период; б) время самостоятельного воздействия сил природы на предмет труда и в) время пребывания товаров в форме производственных запасов.
  Рабочий период охватывает ряд дней, потребных для создания готовых изделий. Его длительность зависит от технологических особенностей каждой отрасли хозяйства и от характера продукта обработки. Одно дело выпекать хлеб за часы и минуты, другое - сооружать высотное здание. Для сокращения рабочего периода применяются многочисленные способы: изменяются условия труда (удлиняется рабочий день, растет напряженность труда, увеличивается количество смен за день), повышаются численность работников, их выработка.
  На многих предприятиях предмет труда подвергается определенному естественному процессу (так, за какое-то время из молока образуется простокваша, кефир). На этот период движение товаров, естественно, приостанавливается. Сократить такой "мертвый сезон" удается благодаря усовершенствованию технологии изготовления продуктов. Если, например, на естественную сушку древесины уходит 1,5-2 года, то на камерную требуется 15 суток, а на сушку токами высокой частоты - всего 35 минут.
  Наконец, время производства сокращается, если уменьшаются производственные запасы (хранящиеся на складах сырье, топливо, инструменты и т. п.), которые нужны для непрерывности технологического процесса. Напротив, если запасы накапливать сверх необходимых норм, то капитальная стоимость омертвляется. Лучше всего иметь на предприятии минимум запасов сырья и топлива и вместе с тем обеспечить их бесперебойную поставку
  Продолжительность оборота капитала сокращается также за счет уменьшения времени обращения. Оно складывается: а) из времени покупки товаров (Д - Т) и б) периода реализации готовой продукции (Т' - Д').
  На длительность времени обращения влияют многие факторы: отдаленность рынка от места производства, развитие транспортных сообщений, организация торговли, а также емкость рынка и покупательная способность населения. Бизнесмены ускоряют движение товаров и денег различными методами: совершенствуют транспортные средства, организацию связи и информации; широко рекламируют свои товары, продают их в кредит и др.
  Время оборота капитала уменьшается благодаря улучшению состава производительного капитала. Об этом стоит сказать особо.
 
  Основной и оборотный капитал
 
  Производительный капитал (фонды) состоит из двух частей, стоимость которых проходит весь оборот и возвращается в денежной форме за совершенно разные сроки. Этими частями являются: а) основной и б) оборотный капитал (табл. 9.1).
  Основной капитал - та доля капитала, которая в течение длительного срока полностью участвует в производстве, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается к бизнесмену в денежной форме по частям. К нему относятся средства труда - заводские здания, машины, оборудование и т. п. Они покупаются сразу, а свою стоимость переносят на созданный продукт по мере износа. Так, каменные производственные здания могут служить 50 лет, машины- 10-12 лет, инструменты - 2-4 года. Допустим, предприниматель израсходовал на приобретение станков 100 тыс. руб. и они будут действовать 10 лет. Стало быть, станки будут передавать готовым изделиям ежегодно 1/10 часть своей стоимости- 10 тыс. руб.
 
 
  Таблица 9.1
  Основной и оборотный капитал
 
 Основный капитал Оборотный капитал Долго сохраняет свою натуральную форму (полезноть) Натуральная форма преобразцется в иную полезноть Учавствует во многих кругооборотах Участвует в одном кругообороте Переносит свою стоимость на готовые продукты постепенно, по частям Переносит свою стоимость на готове проукты сразу и полностью
  В отличие от основного оборотный капитал - другая часть капитала, стоимость которой полностью переносится на продукт и возвращается в денежной форме в течение одного кругооборота. Речь идет о предметах труда и быстроизнашивающемся (за год) инструменте.
  К оборотному капиталу на практике относят заработную плату, поскольку деньги, затраченные на оплату труда, возвращаются за один кругооборот так же, как и стоимость предметов труда. Отсюда вытекает заинтересованность бизнесмена в ускорении движения оборотного капитала: чем быстрее возвращаются, в частности, деньги, израсходованные на заработную плату, тем шире возможность за тот же год нанять больше работников. Это в конечном счете увеличит размер прибыли.
  Особую заботу предприниматели проявляют о возмещении стоимости основного капитала, который требует постоянного возобновления. Такое непрерывное восстановление стоимости средств труда производится по определенным нормам в соответствии с их износом. Этот износ бывает двояким: 1) физическим и 2) стоимостным (рис. 9.2).
 
 
  Рис. 9.2. Виды износа основного капитала
 
  Физический износ означает утрату средствами труда своей полезности, в результате чего они становятся непригодными для дальнейшего использования. Этот износ происходит в двух случаях: а) в процессе технологического применения (поломка машин, разрушение фабричного здания от вибраций и т. п.) и б) если оборудование бездействует и теряет свои качества (разрушается под воздействием жары, холода, воды и пр.).
  Стоимостный (его часто называют "моральный") износ - утрата основным капиталом своей стоимости. Это происходит в двух случаях: а) когда машиностроение создает более дешевые технические средства, из-за чего обесценивается действующее оборудование, и б) когда старые машины заменяются более производительными (за то же время они вырабатывают больше продукции), тогда стоимость оборудования быстрее переносится на готовые изделия.
  В условиях современного научно-технического прогресса и неценовой конкуренции ускорилось старение основного капитала. Более совершенные средства труда внедряются еще до физического износа старой техники. Бизнесмены стремятся к тому, чтобы стоимость основного капитала окупалась задолго до его физического и стоимостного износа. Этого они добиваются путем введения нескольких смен в течение дня более полной загрузки машин.
  Средства на простое воспроизводство основного капитала накапливаются в амортизационном фонде. К моменту полного физического износа этого капитала в фонде амортизации сосредоточивается такая сумма денег, за счет которой закупаются новые аналогичные машины и оборудование, а также проводится капитальный ремонт средств труда (работы по восстановлению технических качеств оборудования и его производительности).
  Амортизационный фонд образуется за счет амортизационных отчислений. Эти отчисления включают в общую сумму затрат предприятия на производство продукции.
  Величина годового амортизационного фонда зависит от среднегодовой стоимости основного капитала и нормы амортизации. Норма амортизации (Ан) определяется как отношение годовой суммы амортизационных отчислений (Ао) к среднегодовой стоимости основного капитала (Ко),- выраженное в процентах:
 
  Норма амортизации показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть полностью возмещена. Она определяется с учетом: а) экономически целесообразных (нормативных) сроков службы средств труда (которые зависят от их долговечности и физического износа); б) сравнительной эффективности затрат на капитальный ремонт, модернизацию (совершенствование) и замену машин и оборудования; в) фактического возраста основного капитала, находящегося в эксплуатации;
  г) стоимостного износа средств труда.
  В нашей стране нормы амортизации устанавливаются на реновацию (полное восстановление) средств труда с учетом их балансовой стоимости (в балансе предприятия отражена фактическая стоимость как ранее закупленных, так и вновь поступивших машин и оборудования), срока службы и выручки от продажи выбывших технических средств.
  Ускорение технического прогресса в последние годы сказывается на повышении нормы амортизации. В нашей стране она является сравнительно низкой и не соответствует современным темпам обновления техники производства.
  Стало быть, проведенный здесь анализ простого воспроизводства на предприятии показал, как и почему в этом случае капитал движется по замкнутому кругу. Теперь мы рассмотрим его перемещение по спирали в процессе расширенного воспроизводства.
 
 § 2. НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
 
  Расширенное воспроизводство на фирме означает такое увеличение размеров капитала, которое ведет к росту масштабов производства благ.
  У бизнесмена имеются серьезные мотивы к тому, чтобы его фирма двигалась вверх по спирали. Это прежде всего - личная выгода собственников, ибо благодаря приумножению производственного бизнеса они получают возможность повышать свой жизненный уровень и увеличивать принадлежащее им имущество. Оказывает свое влияние также конкуренция: в ней побеждает тот, кто постоянно укрепляет свой экономический потенциал, Величина конкурентоспособного капитала - словно планка для прыжков в высоту - все время поднимается. Например, в США для устойчивого положения на рынке сейчас надо иметь капиталы в несколько десятков миллионов долларов.
  Между тем одного желания иметь больше имущества недостаточно. Все дело здесь упирается в необходимость накопления.
 
  Накопление: источники и структура
 
  Накопление капитала - это приращение денежных и материальных средств, расходуемых на расширенное воспроизводство. Такого рода дополнительный капитал можно назвать "вложением в будущее", поскольку он идет на улучшение жизни нынешнего и будущих поколений людей. Вполне очевидно: накопление капитала нельзя отождествлять с накоплением сокровищ, со сбережением денежных средств, пребывающих в покое.
  Накопление капитала нуждается, естественно, в источниках. На нормально работающей фирме первейший источник - прибыль.
  При расширенном воспроизводстве прибыль распределяется на две части: а) накопление и б) доход, идущий на личное потребление и другие цели (о них будет конкретно сказано в теме о прибыли). Установить соотношение между этими долями прибыли - непростая проблема для ее владельцев.
  Между тем замечено: с увеличением размера капиталов их собственники, как правило, тратят больше средств на приумножение личного достояния и на предметы роскоши. Но среди них попадаются и скаредные люди, экономящие на самом малом. с тем, чтобы больше денег обратить на активно действующий капитал. Так, американка Генриетта Грин (1835-1916) стала рекордсменкой всех времен по скупости. Хотя ее состояние достигло 95 млн долл., Грин питалась холодной овсяной кашей и была слишком прижимиста, чтобы ее разогреть. Ее сыну ампутировали ногу из-за того, что она слишком долго пыталась найти клинику с бесплатным медицинским обслуживанием.
  Члены акционерного общества хорошо знают: чем больше прибыли выделяется на накопление, тем меньше дохода приходится на каждую акцию, и наоборот. Поэтому вопрос о распределений прибыли по итогам хозяйственного года становится предметом острых споров акционеров. Далеко не все довольны, когда в качестве дивидендов им вручают не деньги, а новые акции (что предусмотрено уставом многих корпораций).
  Однако, как правило, собственной прибыли фирмам не хватает для накопления. Поэтому они прибегают к другому его источнику - банковскому и иным видам кредита. Во многих развитых странах заемные средства составляют свыше половины общей суммы накопления.
  Теперь рассмотрим структуру и функции накопления.
  Накопление на предприятии (Нк), как правило, имеет следующую основную структуру: а) производственное (Нп); б) непроизводственное накопление (Нн) и в) накопление, идущее на привлечение дополнительных работников и повышение квалификации всех занятых (Нр):
  Нк = Нп + Нн + Нр
 
  Производственное накопление (в экономической литературе его часто именуют "инвестиции") расходуется: а) на увеличение количества средств производства (расширение производственных площадей и строительство новых зданий, приобретение оборудования и т.д.); б) прирост материальных запасов (резервов и страховых фондов).
  Непроизводственное накопление идет:
  а) на прирост непроизводственных фондов (жилого фонда предприятия, медицинских учреждений, учреждений культурно-бытового обслуживания);
  б) дополнительные затраты на обучение и повышение квалификации работников (увеличение расходов на обучение рабочим профессиям, рост квалификации и переквалификацию занятых, что ведет к повышению производительности их труда).
  На Западе затраты фирм и государства на укрепление здоровья людей и на повышение образования и профессиональной подготовки работников получили название "инвестиции в человеческий капитал". Впервые серьезные исследования таких инвестиций провел лауреат Нобелевской премии Гэрри Беккер (США). В книге "Человеческий капитал" (1964) Г. Беккер показал, что увеличение вложений в подготовку будущих специалистов и обучение квалифицированных работников могут приносит в будущем не меньше прибыли, чем расходы на машинную технику.
  Возникшая в 1960-е годы экономика медицинского обслуживания убедительно доказала: регулярные занятия физкультурой и спортом, хорошая медицинская помощь позволяют избежать больших затрат на серьезное лечение заболевших людей и восполнение убыли квалифицированных профессиональных кадров. Не случайно некоторые крупные корпорации даже платят надбавку к заработной плате тем работникам, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, создают для этого необходимые условия (стадионы, спортивные залы с тренажерами и т. п.). Это экономически оправдывает себя хотя бы потому, что уменьшаются расходы фирмы на страховую медицину Примечательно, что затраты средств на медицину в среднеразвитых странах составляют примерно 9% валового внутреннего продукта, а в США достигают 12-13%. Об определенном улучшении охраны здоровья населения свидетельствуют такие данные. За период с 1980 по 1993 г. численность населения на одного врача уменьшилась, например, в Японии с 740 до 608, Мексике - с 1149 до 615, Италии-с 750 до 207, США - с 549 до 421, Франции - с 462 до 334, Германии - с 452 до 367, Швеции- с 454 до 394, России- с 261 до 231.
  Новая научная дисциплина - экономика образования доказала высокую эффективность инвестиций в общее и профессиональное образование. Например, для подсчета выгодности затрат средств на подготовку специалистов в высших учебных заведениях прежде всего учитываются соответствующие издержки (прямые расходы на учебу, плату за учебники и т. д.). Затем сопоставляются среднегодовые заработки работников со средним и высшим образованием. Согласно американским статистическим данным за середину 1980-х годов, за 40 лет работы после окончания вуза специалист получает заработную плату примерно на 0,5 млн долл. больше, чем работник со средним образованием1.
  1 См.: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М" 1993. С. 302-303.
 
  Итак, мы ознакомились с сущностью, структурой и функциями накопления на действующих предприятиях. Однако мы прошли мимо вопроса о том, как первоначально возникло накопление капитала. Этот вопрос, оказывается, представляет собой своего рода любопытную загадку.
 
  Первоначальное накопление капитала
 
  Образно говоря, капитал можно уподобить сказочной курице, несущей золотые яйца: затраченные вначале деньги порождают новые деньги (прибыль, идущую на новый капитал).
  Спрашивается: что же появилось исторически раньше - "курица" (капитал) или "яйцо" (накопление как часть прибыли)?
  Переводя существо этой задачи на язык экономической теории, можно дело представить так. С одной .стороны, капитал порождает прибыль, а за счет ее накапливаемой части увеличивается начальная сумма денег. С другой стороны, накопление предполагает прибыль, а она может появиться в результате функционирования капитала. В итоге не понятно, где же начало процесса: все движется по замкнутому кругу. Как же выбраться из него?
  Выход нашел А. Смит. Он предположил, что обычному накоплению капитала когда-то предшествовало "первоначальное накопление", явившееся исходным пунктом капиталистической экономики. Такое накопление произошло, разумеется, не из прибыли.
  Чтобы капиталистическое производство могло возникнуть, необходимы были две исторические предпосылки: во-первых, отмена феодального закрепощения крестьян и формирование большого числа свободных работников по найму и, во-вторых, образование значительных сумм капитала у предпринимателей. В Западной Европе эти процессы проходили в XV-XVIII вв.
  Люди накапливали предварительную сумму капитала разными путями и методами. Так, на Западе широко распространена версия о двух типах собственников. Одни из них - праздные люди, тратившие свой доход на личные нужды. Другие же - бережливые хозяева: за счет доходов постоянно наращивали свое имущество. Правда, это был медленный процесс обогащения.
  Ускорили первоначальное накопление капитала известные насильственные способы обогащения: а) колониальные войны и хищническая эксплуатация населения колоний; б) работорговля; в) применение рабского труда на плантациях и многих рудниках по добыче драгоценных металлов; г) торговые войны и др. В ряде стран большую роль в формировании буржуазии сыграло государство, финансировавшее строительство крупных заводов, шахт, рудников, железных дорог.
  Специфический характер приобрело первоначальное накопление капитала в сегодняшней России. В нашей стране, разумеется, не требовалось впервые создавать промышленные предприятия. Задача сводилась главным образом к тому. чтобы сменился собственник государственных предприятий, да и то не на всех. Одновременно требовалось быстро, как говорится, сколотить денежный капитал.
  Исходным пунктом первоначального накопления явилось образование больших денежных сумм у потенциальных бизнесменов. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в годы "перестройки". С 1987 г. в стране сложились благоприятные условия для появления первых миллионеров: в то время брокер на бирже зарабатывал 1 млн руб. за 2 недели, а предприниматель в торговле и кооперации - за 4 месяца.
  Наибольший размах наращивание капиталов приняло с началом экономических реформ. Огромные суммы были получены за короткий срок с помощью наживы на инфляционных процессах в торговом деле, широкомасштабной спекуляции денежными средствами и валютой на фондовых биржах, выдачи кредитных средств под чрезвычайно высокие проценты, создания фиктивных акционерных обществ, инвестиционных фондов и т. п.
  Особое место в данном процессе занимает криминальный вариант приватизации. Речь идет о нескольких направлениях личного обогащения с помощью незаконных способов:
  многие руководители предприятий втайне от трудовых коллективов перевели государственное имущество (за мизерную цену) в свою частную или подконтрольную форму собственности;
  работники некоторых местных комитетов Госкомимущества незаконно продавали объекты федеральной собственности;
  нередко государственные служащие брали взятки за то, что приватизировали имущество на аукционах по заведомо заниженной цене;
  преступные дельцы создавали фиктивные чековые инвестиционные фонды (для ваучерной приватизации) с целью личной наживы и ограбления вкладчиков (после сбора и продажи ваучеров организаторы фондов скрывались) и др.
  Можно; предположить, что по мере дальнейшего развития экономических реформ будут сужаться возможности личной иаживы за счет инфляции и спекуляции. Усиление правоохранительной деятельности позволит укрепить экономическую безопасность государства. В связи с этим все большее развитие получат формы цивилизованного бизнеса. Путь к процветанию и усилению его конкурентоспособности лежит через повышение научно-технического уровня производства и эффективности накопления.
 
  § 3. РОЛЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАКОПЛЕНИЯ
 
  Особенности современного накопления
 
  Во второй половине XX в. в высокоразвитых странах начался качественно новый этап в процессе накопления капитала.
  Побудительными причинами перемен послужили резкое ускорение научно-технического прогресса и усиление неценовой конкуренции. Последняя диктует свои правила - чтобы "удержаться на плаву", надо все время обеспечивать высший научно-технический уровень продукции. Это определило особенности современного накопления.
  1-я особенность: в структуре накопления появился новый элемент - значительные затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В связи с этим важнейшим критерием прогрессивности и конкурентоспособности фирм стал показатель наукоемкости производства. Он свидетельствует о доле затрат на НИОКР в общем объеме производственных расходов. Наиболее наукоемкими стали приборостроение, ракетно-космический комплекс и др.
  2-я особенность: бизнесмены регулярно проводят смену циклов обновления продукции. Каждый цикл включает два этапа: а) начальный - исследовательский (в том числе выработка новой идеи, опытно-конструкторские разработки и пробный выход на рынок с улучшенным образцом изделия) и б) жизненный цикл нового продукта (период его реализации на рынке). Второй этап распадается на отдельные периоды: выход изделия на рынок, рост спроса на него, насыщение потребности рынка, спад спроса (рис. 9.3).
 
  Рис. 9.3. Процесс проектирования и жизненный цикл новой продукции
 
  Смена жизненных циклов товаров ныне зависит от технологического внедрения новинок продукции.
  3-я особенность: современное накопление тесно связано с новым видом рынка - рынком научно-технических разработок. Что это за рынок, как он появился?
  Во второй половине XX в. наука очень сблизилась с производством, вследствие чего сроки исследований сократились в 10 раз. Сейчас научная работа проходит такие фазы:
  а) фундаментальные изыскания. Их результатом становятся открытия новых явлений и законов;
  б) прикладные исследования, итогом которых являются изобретения;
  в) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Завершаются созданием готового результата (новая конструкция машины, более совершенная технология и т. п.). Этот по существу коммерческий продукт продается вместе с "ноу-хау" (по английски "знаю как" - совокупность знаний, умений и приемов работы, связанных с технологией).
  На рынке научных разработок ведущие позиции занимают венчурные (рисковые) фирмы. Это небольшие предприятия, которые доводят научные исследования до готовых коммерческих продуктов. Однако их реализация даже в наукоемких отраслях хозяйства не гарантирована и имеется значительная доля риска. Тем не менее создатели рисковых фирм подбирают "команду" из числа известных менеджеров, ученых, специалистов-практиков, юристов и выделяют средства, необходимые для работы предприятия в течение 2-3 лет. Сотрудники предприятия получают высокую заработную плату, а после создания новой продукции выходят с ней на рынок. Увеличив капитал, они организуют акционерную компанию, где становятся, как правило, ее совладельцами. Инвесторы приобретают акции предприятия и, с выгодой продав их на рынке ценных бумаг, получают прибыль, на которую рассчитывали.
  О значении деятельности венчурных фирм свидетельствуют данные по. США. Здесь такие предприятия создают более 90% новых технологий. На 1 долл. капитальных затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений по сравнению с крупными корпорациями. Поэтому и корпорации, и государство часто делают заказы на разработки рискового бизнеса.
  Рынок научных разработок не получил сколько-нибудь серьезного развития в сегодняшней России. Это в первую очередь обусловлено общим упадком производства и научных исследований, отсутствием венчурного бизнеса.
  На всех предприятиях, где накопление капитала в полной мере отвечает современным требованиям, предприниматели и менеджеры пристально следят за быстрой сменой форм научно-технического прогресса.
  Современный Середина XX в. ознаменовалась тем, что глубокие НТР качественные перемены в науке и технике сблизились настолько, что возникла научно-техническая революция (НТР). Она представляет собой коренное качественное преобразование всех объективных и субъективных условий хозяйственного развития на основе превращения науки в ведущий фактор производства.

<< Пред.           стр. 7 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу