<< Пред.           стр. 15 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  4 3
 
 
 
 
 
  4 6
 
 
 
 
 
  13 Акцизы 2 3 5 4 4 Налоги на предметы потребления 2 6 6 - 9
  Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний, вносящие существенный фискальный вклад, обладают высоким коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного государственного воздействия на экономику.
  В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. По своей природе они близки к налогам и выплачивается лицами, нанятыми на работу (в процентах к валовому заработку) и предприятиями (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на потребителей.
  Существенную роль в западных странах играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. Среди них в США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10 %. В западноевропейских странах и Японии от 14 до 19 % составляет налог на добавленную стоимость (разница между валовой выручкой и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков).
  К косвенным налогам относятся также выборочные акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Другой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых в большинстве стран незначительна (в Великобритании - 1,2 %, в Японии - 1,3, США - 1,6, Германии - 2,5 и во Франции - 7,6 %).
  Отличительная особенность косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан.
  В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений и б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не дают существенного фискального вклада.
  Второй составной частью бюджета являются расходы. Эта часть призвана обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства для выполнения его функций. Возрастание роли государства в регулировании макроэкономики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций в развитии функций государственного бюджета. Одна из них - участие государственных финансов в обеспечении устойчивого экономического роста.
  На Западе через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы государство расходует на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ экономического развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в "человеческий капитал" (образование, повышение квалификации и переквалификацию рабочей силы).
  Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели.
  Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных (лат. transferre - переносить) платежей, идущих на социальные нужды. Например, в 1986 г. в США налоги составили 32 % ВНП. При этом 12 % было возвращено в виде социальных выплат. Общая сумма налогов за вычетом социальных выплат населению представляет собой чистые налоги.
  В среднем половина всех расходов центральных бюджетов на Западе идет на социально-экономические цели. В конце 80-х годов в США и ФРГ на эти цели пошло 53 % всех расходов, Японии - 47, Великобритании - 50 %. Бюджетные затраты на социально-экономические потребности подразделяются на две большие группы. Первая группа статей касается собственно социальных нужд (затраты на выплату пенсий, пособий, на здравоохранение, образование и подготовку кадров). Вторая группа предусматривает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт и т.п.).
  Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Удельный вес этих средств довольно велик и вместе с тем неодинаков для разных стран (в США составил 34,3 %, ФРГ - 26,2, Франции - 21, Великобритании - 14,2, Японии - 9,3 %).
  За последние три десятилетия наблюдаются существенные структурные сдвиги в расходной части центральных бюджетов ведущих стран Запада. Во-первых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение). Во-вторых, замедлились темпы роста и соответственно снизилась доля расходов, связанных с обороной, управлением и оказанием услуг. В-третьих, с середины б0-х и до середины 80-х годов в большинстве стран быстро повысился удельный вес затрат центрального бюджета в валовом внутреннем продукте. В 1965-1985 гг. этот показатель для стран ОЭСР увеличился с 29,5 до 41 %, что неблагоприятно сказалось на общей структуре бюджетов.
  Важной характеристикой государственного бюджета является соотношение доходов и расходов. Периоду классического капитализма была присуща тенденция к их сбалансированию (установлению равновесия между поступлениями и затратами). Например, бюджеты таких стран, как Великобритания и США, отличались высокой устойчивостью, что объясняется относительно высокими темпами экономического роста и небольшим удельным весом непроизводительных военных расходов. Но резкое возрастание экономической роли государства и огромное увеличение его расходов привели к хроническому бюджетному дефициту (превышению затрат над поступлениями). Этот дефицит стал злободневной национальной проблемой.
  Бюджетный Представляется несомненным, что нормальным дефицит состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов и расходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи. Недаром по такому случаю говорится: "по одежке протягивают ножки".
  Спрашивается, должен ли государственный бюджет быть ежегодно сбалансированным?
  Как это ни покажется парадоксальным, ответ будет отрицательным. Объясняется это главным образом тем, что государственный бюджет должен отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете.
  Во время производственного спада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо (ит. saldo - расчет). То есть при бухгалтерском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом - расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы.
  В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Существенное превышение доходов над расходами является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению "перегрева" экономики.
  Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую, антикризисную политику, которая призвана "гасить" экономические колебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение государственных доходов и расходов усилит циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится.
  Значит, очевидно:
  ежегодно сбалансированный бюджет не является "нейтральным" по отношению к экономическим колебаниям;
  государственный бюджет целесообразно балансировать на циклической основе, то есть с положительным сальдо при буме и отрицательным - при спаде производства.
  Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП. Показательно, что в XX в. в США государственные расходы выросли в 350 раз.
  Однако увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы. Отсюда - хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и относительно. В конце 80-х годов бюджетный дефицит составил во Франции 9,6 % от ВНП, в США - 11,6, в ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в Бельгии - 25,1 и Италии - 25,2 %. По сравнению с 1970 г. этот показатель возрос в отдельных странах от 4 до 16 раз.
  Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:
  а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;
  б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6 % ВНП, в России менее 1 %);
  в) внешний долг - международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки в банках, чтобы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансировать бюджетный дефицит. В конце 80-х годов чистая задолженность (разница между предоставленными и полученными иностранными займами) США превысила 500 млрд. долларов (около 11 % ВНП), а в конце 90-х годов может составить 1 трлн. долларов;
  г) внутренний долг - государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные - до одного года - казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно.
  С быстрым ростом бюджетных расходов столь же быстро увеличивается внутренний государственный долг. Например, в США к началу 90-х годов федеральный долг составил более 3 трлн. долларов, или свыше 50 тыс.долларов на каждую семью.
  Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП (в 1988 г. в США он составил 53 % ВНП), что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу. В конце 80-х годов выплаты процентов по этой задолженности поглощали в США 14,6 % всех бюджетных затрат, ФРГ - 11,3, Великобритании - 10,5 и Японии - 19,5 %. Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый "эффект вытеснения". С рынка ценных бумаг вытесняются иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.
  Во многих странах Запада в 80-е годы был взят курс на ограничение темпов роста государственных расходов и стабилизацию их уровня в валовом национальном продукте. С этой целью свертывались низкоэффективные, малопопулярные социально-экономические программы, сокращались военные расходы, проводилась частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятно сказалось на снижении бюджетного дефицита.
  Совершенно иные тенденции в последние десятилетия были свойственны бюджетной политике в нашей стране.
 
  Российский бюджет.
 
  В условиях командно-административной системы в Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и народнохозяйственный план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.
  Основными источниками общегосударственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70 %). Подоходный налог с населения составлял менее 10 % доходной части бюджета.
  Финансирование народного хозяйства осуществлялось почта целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций общественного воспроизводства. Общегосударственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.
  Но такая предельно централизованная мобилизация основной части денежных средств общества и их использование для выполнения директивных заданий народнохозяйственного плана имели те же непреодолимые недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом. Следовательно, .реформирование этого макрорегулятора одновременно предполагает преобразование абсолютно централизованного государственного бюджета.
  За годы экономических реформ произошли некоторые изменения в бюджетной политике Российской Федерации. Об этом южно судить по данным о Консолидированном бюджете (феде-1ьном и местных бюджетах), приведенным в табл. 17.2.
  С самого начала реформирования государственного бюджета и проявляться (с учетом инфляции) тенденции к увеличение прямых налогов, уменьшению расходов на финансирование одного хозяйства, повышению затрат на содержание государственного аппарата. Дефицит федерального бюджета возрос с '6 % ШП в 1992 г. до 7 % в 1993 г. В 1993 г. внутренний государственный долг был равен 35,5 трлн. рублей, или 21,8 % валового внутреннего продукта. Расходы на обслуживание внутреннего долга в этом году составили 1032 млрд. рублей, то есть 1/3 расходов федерального бюджета на финансирование народного хозяйства.
  Таблица 17.2. Консолидированный бюджет (в трлн. руб.)
  Показатели 1992 1993 1994 Доходы
  В том числе: 5,3 53,0 229,7 Прямые налоги
  Налог на прибыль
  1,5
  18,5
  48,8 Подоходный налог с физических лиц 0,4 4,2 17,5 Доходы от внешнеэкономической деятельности 0,5 4,5 28,8 Косвенные налоги
  Акцизы
  0,2
  2,0 7,4 Налог на добавленную стоимость 2,0 13,0 37,3 Расходы
  В том числе:
  Народное хозяйство
  Социально-культурные мероприятия
 
  2,1
  1,4
 
  19,4
  17,3
 
  68,6
  113,1 Содержание органов государственной власти, управления и правоохранительных органов
  оборона
  0,4
  0,8
  4,5
  8,3
  18,5
  28,0
 
  С самого начала реформирования государственных финансов возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики.
  В первую очередь они коснулись организации бюджетной работы. В 1992 и 1993 гг. федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания -в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научно поставленного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инфляции) и других причин. О недоработанное(tm) бюджета свидетельствовало, в частности, то, что расходы в нем делились на "защищенные" (полностью обеспеченные ресурсами) и "незащищенные" (выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов). Только бюджет на 1995 г. был принят в начале года на основе проектов Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
  Серьезным противоречием бюджетной политики является расхождение между процессами стабилизации денежного обращения • стабилизации всей макроэкономики.
  Так, в Прогнозе социально-экономического развития страны на 1995 г. поставлена цель - сделать этот год годом стабилизации экономики. Но кризисный спад все же прогнозировался и имел место на деле. Главной же целью была избрана стабилизация денежного обращения - снижение инфляции к концу года до 1-3 %, а за год - до 15-20 %. Однако, согласно кривой Филипса и по закону Оукена, одностороннее уменьшение темпов инфляции вызывает усиление иных видов дестабилизации макроэкономики - рост безработицы и падение производства, что и произошло в действительности. Продолжающийся кризис сделал цель снизить инфляцию до 1-3 % в месяц нереальной.
  К тому же важно заметить, что на практике принимаются антиинфляционные меры, которые пригодны для борьбы с инфляцией спроса (при неудовлетворении покупательской потребности населения), в то время как в действительности главную угрозу представляет инфляция издержек.
  В основу бюджетной политики на 1995-1997 гг. заложено глубокое и неразрешимое противоречие. С одной стороны, в соответствии с монетаристской концепцией ставится цель снизить предложение денег и проводить по существу рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Эта политика сопровождается жесткими кредитно-денежными мерами - прекращается централизованное распределение кредитов, практика списания задолженности, не будут предоставляться бюджетные ссуды отраслям хозяйства на льготных условиях и т.п. В этом случае, как известно, усиливается спад производства. С другой стороны, ставится задача - теперь уже в 1996 г. - добиться приостановки экономического кризиса. Однако, как мы знаем, в его основе лежит глубокий структурный кризис, который невозможно преодолеть за короткий срок и для выхода из которого требуются Огромные затраты государственных денежных средств.
  : Очень острым является противоречие между экономическими, социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного потного фонда (снижение темпов инфляции - условие предоставления кредитов этого фонда для сбалансирования бюджета) сопровождается уменьшением социальной ориентации бюджета.
  В нем не предусматриваются необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не проводится должная индексация заработной платы, пенсий, "замораживается" доля расходов на выплату заработной платы и пособия населению и т.п.). По официальным данным, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-июле 1995 г. по сравнению с январем-июлем 1994 г. уменьшились на 8,5 %. Около 43 млн. человек, или 29 %, в январе-июле 1995 г. имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. Размер реальной заработной платы в июле 1995 г. составил 72 % к уровню 1994 года.
  Сегодня общепризнанно, что требуется последовательно провести бюджетно-налоговую реформу. Это позволит существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджета, создать механизмы действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства. Предстоит принять Налоговый кодекс Российской Федерации, который регламентирует взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Одновременно важно осуществить комплекс мер, улучшающих финансовые отношения нашей страны с другими государствами.
 
  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  Астапович А.З. и др. США: экономика, дефицита, задолженность. М.:1991.
  Барр Р. Политическая экономия. В 2-х томах. Т.2. Часть III. ТемаI. Гл.5. Тема II. Гл.5. М.: 1995.
  Лэйapд Р. Макроэкономика. Гл.2. М.: 1994.
  Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. T.I. Гл.14. М.: 1992.
  Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл.9, 16. М.: 1994.Налоги в развитых странах. М.: 1991.
  Самуэльсон П.А. Экономика. T.I. Гл.19. М.: 1993.
  Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл.28.М.:1993.
 
 
  РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
 
  В последней теме нам предстоит взглянуть - словно из околоземного космического пространства на всю обитель человечества. На пороге XXI столетия это представляет особый интерес. Мировое сообщество вышло на знаменательный исторический рубеж: стало реальным создание на новых основах всемирного хозяйства, на которое опирается планетарная общность людей. Как и почему развилось такое экономическое взаимодействие между странами, все более сближающее их и делающее устойчиво зависимыми друг от друга?
 
  ТЕМА 18. СОВРЕМЕННОЕ ВСЕМИРНОЕ ХОЗЯЙСТВО
  §1. ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
 
  Этапы перехода к открытой экономике.
 
  В чем мы можем увидеть начальное отличие глобальной экономики от макроэкономики?
  Это различие дано в подразделении национальной экономики на закрытую и открытую. Закрытая макроэкономика отличается тем, что все товары и услуги производятся и продаются внутри страны. Все внутренние доходы и расходы образуют валовой внутренний продукт. Этот продукт делится на основные части при его распределении и использовании - на потребление (С), инвестиции (I) и государственные расходы (О):
  ВВП = С + I + G.
  Открытым национальным хозяйством является такая макроэкономика, в которой часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля идет на экспорт (ЕХ) - продается за рубеж. Вместе с тем часть доходов идет на импорт (IM) - закупки товаров и услуг, изготовленных в иных странах. Все доходы и расходы образуют валовой национальный продукт:
 
  ВНП = ВВП + EX - IM.
 
  Вполне очевидно, что возникновение и развитие глобальной экономики является следствием перехода большинства стран от закрытых национальных экономик к открытым. Когда и как это произошло?
  История знает четыре этапа процесса формирования всемирного хозяйства.
  Первый этап возник на доиндустриальной стадии производства. Если искать истоки человеческой общности, то они обнаруживаются в той исторической дали, которая отстоит от нас на 10 тысяч лет. Тогда зарождался торговый обмен, и люди, жившие в обособленных друг от друга родовых общинах и племенах, закладывали основы взаимно выгодного экономического сотрудничества. Его первыми объектами стали излишки зерна, мяса и других благ, образовавшиеся у соседних племен, отдельных семей и лиц. С течением времени товарное производство создавало все возрастающую массу продукции, которая поступала в регулярный обмен между разными государствами. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля.
  Следующий этап экономического общения возник в индустриальную стадию производства. В результате всестороннего развития рыночных отношений, появления крупного машинного производства и неуемного стремления бизнесменов к обогащению внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой национальной экономики. Возникновение мирового рынка - вот высшее экономическое достижение классического капитализма.
  Третий этап образования глобальной экономики наступил на рубеже XIX-XX вв. Тогда впервые возникла всемирная система хозяйства. Для нее характерен ряд особых признаков, указанных на рис.18.1.
  Окрепшему акционерному капиталу Запада стало тесно в рамках внутреннего рынка. В погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны. Усилившийся вывоз капитала и широкий международный обмен породили международные монополии. Они поделили между собой мировые рынки сбыта, источники сырья и области приложения капитала экономически. Это было сделано посредством договоров, аренды, концессий и т.п. Раздел мирового экономического пространства создал для крупного капитала возможность извлекать, монопольную сверхприбыль на территориях все большего количества стран. По приблизительным подсчетам исследователей, в конце XDC в. насчитывалось около 40 международных монополий, в 1910 г. - около 100. Например, в начале XX столетия американский концерн "Дженерал электрик" ("Всеобщая электрическая компания") подчинил своему контролю германское "Всеобщее общество электричества" и английский концерн "Метро-Викерс". Он проник также в электропромышленность Франции, Японии и других стран.
  Всемирная система хозяйства Экономический раздел мира Территориальный раздел мира Новая роль колоний
  Рис.18.1. Особенности всемирной системы хозяйства начала XX в.
 
  Но экономический раздел мира сверхмонополиями устанавливается "по силе" капитала, а эта "сила" со временем по разным обстоятельствам изменяется. Поэтому у финансового капитала ведущих держав возникло стремление прочно закрепить за собой территории других стран путем установления над ними политико-административного господства. Благодаря этому в конце XDC - начале XX вв. резко усилилась колонизация ранее свободных народов. Как известно, это привело к завершению территориального раздела мира великими державами и образованию огромных колониальных империй.
  К 70-м годам XDC в. на нашей планете имелись обширные земли, еще не захваченные великими державами. Таких территорий было в Африке 9/10, в Азии - 1/2, в Полинезии - около 1/2. С 1876 по 1914 гг. велась усиленная борьба за колонии. Западные государства захватили свыше 25 млн.кв. километров территории, а численность населения колоний возросла еще на четверть миллиарда человек и составила 570 миллионов. Так был сделан окончательный шаг к образованию всемирного хозяйства.
  Всемирное хозяйство - это глобальный экономический организм, в котором сложилась взаимозависимость всех стран и народов планеты. Для него характерны интернационализация производительных сил и создание многообразной системы международных экономических отношений. По мере своего развития всемирное хозяйство выражает растущую и крепнущую целостность мира. Однако в первой половине нынешнего столетия такая целостность обеспечивалась преимущественно с помощью внеэкономического принуждения по отношению к подавляющей части человечества.
  С завершением территориального раздела мира роль колоний в международной экономике существенно меняется. Раньше - а западные страны стали приобретать колонии еще в XVI в. - подчиненные территории были преимущественно областью выгодного сбыта товаров, поступавших туда из метрополий. В условиях же XX в. колонии превратились в дополнительные источники сырья, дешевой рабочей силы, область выгодного приложения капитала, важные военно-стратегические районы. Огромные доходы выкачивались из колоний с помощью налогов, различными внеэкономическими методами. Коренное население колониальных и зависимых стран обрекалось на нищету, голод, болезни, вымирание.
  Чтобы прочнее привязать к себе колонии и выгоднее их использовать, великие державы сформировали специфическое колониальное международное разделение труда. Угнетенным народам навязывалась производственная специализация, определяемая потребностями иностранного капитала. В колониях не развивались отрасли промышленности, которые могли бы соперничать с индустрией метрополий. Зато в местностях, богатых полезными ископаемыми, всячески расширялась, намного превышая собственные нужды зависимых стран, горнодобывающая промышленность.
  Потребностям монополий подчинялась и специализация сельского хозяйства колоний, причем часто в ущерб нуждам собственного населения. Например, в течение второй половины XIX в. вывоз зерна из Индии в Англию увеличился в 11 раз. В то же время смертность от голода в этой колонии возросла в 20 раз. Лучшие земли использовались для разведения технических культур, нужных промышленности метрополий. В результате многие страны были вынуждены подчинить хозяйство экспортному производству одного-двух (в редких случаях - трех-четырех) видов сырьевых товаров. Такая специфика международного разделения труда сохраняется и поныне как одно из наследий колониального прошлого. В настоящее время подавляющую долю в экспорте составляют в Замбии - медь, Боливии - олово, Ливии - нефть, Республике Чад - хлопок, в Гане - какао-бобы.
  Однако всемирная система господства финансового капитала несла в себе острые социально-экономические противоречия;
  они делали ее неустойчивой и вели, в конечном счете, к разрушению. Так, противоречия между главными капиталистическими странами привели к мировым войнам - ожесточенной борьбе за территориальный передел мира. Противоречия между колониями и метрополиями породили мощное национально-освободительное движение, которое, как известно, стерло с карты Земли колониальную систему.
  С 60-х годов, когда большинство колониальных стран освободилось от политической зависимости, наступил современный этап развития всемирного хозяйства. На этом этапе появились новые тенденции прогрессивных изменений глобальной экономики (рис. 18.2.).
 
  Тенденции глобальной экономики Международное сотрудничество на основе материальной заинтересованности Рост глобального рыночного пространства Развитие совокупности мирохозяйственных отношений Интернационализация производства
  Рис.18.2. Современные тенденции развития всемирного хозяйства
  Современная глобальная экономика исключает внеэкономическое принуждение стран. Ушли в прошлое экономические объединения государств, существовавшие на базе военно-политических блоков. Все более характерной становится нарастающая материальная заинтересованность в постоянном экономическом сотрудничестве между странами.
  В последние десятилетия формируется новое глобальное экономическое пространство. Многие отсталые в экономическом отношении страны, имевшие натуральное или полунатуральное производство, переходят к рыночной экономике. Постсоциалистические государства, входившие в замкнутые военно-политические блоки, становятся странами с открытой экономикой. Это способствует тому, что в международном масштабе более интенсивно развивается вся система рыночных отношений.
  Глобальные связи между странами не сводятся только к внешнеторговым отношениям, как это было на первых этапах мировой экономической истории. Экономическая взаимозависимость становится все более многосторонней. Нынешняя совокупность мирохозяйственных связей включает следующие их формы:
  внешнюю торговлю;
  кооперацию производства;
  обмен научно-технической информацией и технологическими разработками;
  перемещение рабочей силы из одной страны в другую;
  международный кредит и иностранные инвестиции;
  валютные взаимоотношения государств.
  Такие мирохозяйственные связи опираются на глобальную инфраструктуру. В нее в первую очередь входят международная транспортная система (морской, железнодорожный, воздушный транспорт), мировая сеть информационных коммуникаций (в том числе межконтинентальная сеть телекоммуникаций).
  Нынешнее всемирное хозяйство непрерывно изменяется под влиянием факторов, придающих ему высокий динамизм. К ним относятся научно-техническая революция, растущая взаимозависимость национальных хозяйств, радикальная перестройка социально-экономических отношений во многих странах. Основой этих перемен служит нарастающая интернационализация производства.
 
  Новый этап интернационализации производства.
 
  Экономической основой современного всемирного хозяйства служит интернационализация производства - развитие такого организационно-экономического сотрудничества, которое выпуск изделий в одних странах объединяет с их потреблением в других. Международные связи национальных экономик становятся постоянными, когда возникает международное разделение труда - специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг в целях их продажи на мировом рынке.
  Первоначально специализация стран на изготовлении каких-либо изделий, особенно сельскохозяйственной продукции и сырьевых товаров, была обусловлена их различиями в природно-климатических условиях. Как известно, минеральные ресурсы крайне неравномерно распределены по территории планеты. В разных регионах имеется неодинаковый земельный фонд, который в одних местах более пригоден для растениеводства, а в других - для животноводства. Такая естественная специализация производства существовала издавна и сохранилась до сих пор.
  Сейчас заметное место на мировом рынке занимают страны с высокоразвитым сельским хозяйством, специализированным на производстве трудоемкой экспортной продукции. Они добились наивысшего уровня выпуска отдельных видов сельскохозяйственных продуктов. Например, в 1988 г. в Греции было выращено овощей и бахчевых в расчете на одного жителя 361 кг, в то время как в Советском Союзе - 121, США - 106, Швеции - 29 и в Монголии - 27 кг. В том же году произвели мяса соответственно в Новой Зеландии 483 кг (что в четыре раза превышает рациональную норму его потребления), а в США - 122, Советском Союзе - 69, Швеции - 67 и Вьетнаме - 13 кг. Естественно, что одни государства особенно заботятся об экспорте излишней продукции, а другие - об импорте недостающих товаров, поэтому те и другие нуждаются во внешней торговле.
  Прогресс специализации стран ускорил индустриальное развитие национальных экономик. Промышленная революция в XIX в. произвела переворот в отраслевом разделении труда, двинула вперед дифференциацию производства на основе технического прогресса. Начала широко развиваться предметная (или межотраслевая) специализация, ориентирующаяся на изготовление отдельных видов промышленных изделий. Типичными представителями такого вида разделения труда стали, например, Швейцария, известная выпуском знаменитых на весь мир марок часов, и Швеция - мировой поставщик высококачественной стали и подшипников.
  Сначала Англия, еще в XIX в. считавшаяся "фабрикой мира", а затем и другие крупные государства Европы и Северной Америки превратились во всемирные индустриальные центры, работающие в расчете не на национальные, а на международные экономические потребности. Изготовленные в них фабричные продукты потреблялись во всех частях света. Усилилась ориентация на переработку привозного сырья. С этой целью взамен традиционных местных производств возникли новые отрасли промышленности. Пришел конец местной и национальной замкнутости в хозяйственной жизни и получила мощные импульсы к развитию экономическая связь и зависимость наций друг от Друга.
  Современный этап интернационализации производства порожден развертыванием научно-технической революции. Происходящие в этой сфере глубокие изменения имеют по ряду признаков глобальный, всемирный характер и требуют международных усилий. Обновление науки, техники и технологии столь масштабно, всесторонне и глубоко, что осуществить его невозможно силами одной, даже крупной державы.
  НТР позволяет в короткий срок настолько увеличить выпуск новой продукции, что внутренние рамки отдельных стран оказываются слишком узкими для ее полного использования. Становится необходимым и экономически оправданным развертывать производство в расчете не на одну страну, а в гораздо более широких масштабах. В этом отношении особо выделяются высокоразвитые государства, поставляющие на мировой рынок самые совершенные в техническом исполнении машины, оборудование, транспортные средства и другие готовые изделия, а также новейшие технологии и научно-технические разработки. Так, например, в 1992 г. в расчете на 1000 человек населения произведено легковых автомобилей в ФРГ 66 штук, в Японии - 75, Франции - 63, США - 22, России - 6,4 и в Китае - 0,2 штуки.
  Для определения степени интернационализации хозяйственной деятельности применяется специальный показатель - экспортная квота производства. В нем фиксируется доля продукции, производимой на экспорт:
 
  Ехк= ЕХ/ВВП
 
  где ЕХк - экспортная квота,
  EX - экспорт в течение года,
  ВВП - годовой валовой внутренний продукт.
  Достигнутая степень интернационализации производства страны зависит от ряда факторов: уровня ее технико-экономического развития, характера производственной специализации и размера национального хозяйства. При этом степень технико-экономического развития государства обычно во многом определяется уровнем разделения труда, в том числе международного.
  Научно-техническая революция вызывает новый этап в международном разделении труда - переход от предметной (межотраслевой) специализации к подетальной (внутриотраслевой). Например, значительную часть операций по изготовлению американских телевизоров и другой электронной аппаратуры выполняют рабочие заводов, расположенных в Южной Корее, на Тайване, в других развивающихся странах.
  В каждом национальном хозяйстве повышается роль элементов, порожденных организационно-техническим взаимодействием. В результате независимо от форм собственности и общественного строя разных стран происходит их все более полная экономическая взаимозависимость.
  Однако для такой взаимозависимости стран и народов характерна асимметричность (несоразмерность). Источники научно-технического переворота и новых организационных связей находятся в нескольких центрах всемирного хозяйства. В то же время большинство стран выступает лишь потребителями результатов НТР и зависят от развитых стран в технологическом и организационно-экономическом отношении.
  Между тем действует и противоположная тенденция к выравниванию технологического развития разных стран. Во второй половине нынешнего столетия технический переворот в средствах информации, связи и транспорта позволяет быстро применять достижения НТР во всех регионах земного шара. В результате созданная в одном государстве новейшая техника и технология, преодолевая искусственные преграды, быстро распространяется по всему миру.
  В связи с этим для всех стран, независимо от их социально-политического устройства, определяющую роль начинают играть общие тенденции технологического и организационно-экономического прогресса. Возникли единые критерии технико-экономической эффективности, предполагающие, что хозяйственная деятельность в каждом регионе должна отвечать общим для всемирного хозяйства требованиям и стандартам, закрепленным в постановлениях и установках международных экономических и других организаций. Новая организационно-техническая общность производства сделала возможными такие прочные организационно-экономические формы, как вертикальная кооперация предприятий разных стран. Эта кооперация связывает производителей, занятых в разных стадиях изготовления готового продукта.
  Итак, современная интернационализация производства во многом изменяет содержание и формы других международных экономических отношений.
 
  § 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ И ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
 
  Новые тенденции в международной торговле
 
  Международное разделение труда, как мы убедились, делает необходимым регулярный обмен товарами между странами, который осуществляется через специфическую форму экономических отношений - всемирную торговлю. При этом в качестве покупателей и продавцов могут выступать отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия, государственные учреждения.
  Меру участия национального хозяйства в международном разделении труда характеризует индекс товарности (Ти), который показывает долю экспортируемых (ЕХ) и импортируемых (IM) товаров и услуг в годовом валовом внутреннем продукте:
 
  EХк= ЕХ/ ВВП х100
 
  Для успешного участия во всемирном рынке каждой стране нужно иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, через которую товары продвигаются от одного национального хозяйства к другому. Она включает прежде всего материально-техническую базу внешней торговли - склады, оснащенные специальным оборудованием, которое обеспечивает сохранность товаров и манипулирование ими (погрузка, разгрузка, сортировка, маркировка и т.д.). Перемещением товаров из одной страны в другую занимаются, как правило, специализированные транспортные организации. Большая часть внешнеторгового товарооборота осуществляется морем, значительная доля грузов пересекает государственные границы по железным дорогам, при помощи автомобильного транспорта или самолетами. При этом продукты, экспортируемые какой-либо страной, могут перевозиться транспортными средствами, принадлежащими любому другому национальному хозяйству.
  Денежные расчеты по внешнеторговым операциям и их кредитование производится банковскими учреждениями, в том числе и специализированными. Важной финансовой операцией является страхование грузов: ею занимаются особые учреждения страхового бизнеса.
  Если страна не обладает внешнеторговой инфраструктурой (а это относится к большинству развивающихся государств), то она испытывает дополнительные трудности. Ей приходится нести большие расходы, чтобы обеспечить доступ к внешнеторговой инфраструктуре других стран - по оплате услуг иностранных транспортных, страховых, банковских учреждений, торговых домов (компаний), обслуживающих их товарооборот.
  Объем внешней торговли каждого государства определяется в натуральных и стоимостных показателях. При натуральном измерении подсчитывается количество экспортируемых и импортируемых продуктов (тонны зерна, мяса, метры ткани и т.п.).
  Соответственно динамика внешнеторгового товарооборота выражается в индексах физического объема импорта и экспорта. Эти индексы показывают тенденции в изменении объемов реальных масс изделий. В отличие от них стоимостные показатели отражают не только изменения в количествах благ, экспортируемых и импортируемых какой-либо страной, но и колебания цен. Поэтому стоимость ввоза может, допустим, уменьшиться даже при увеличении количества экспортируемых продуктов, если цены на них упадут. И наоборот, возрастание стоимостных показателей внешнеторгового оборота может отражать не увеличение физического объема торговли, а рост товарных цен.
  Своеобразной визитной карточкой, по которой можно судить о степени вхождения каждой страны во всемирное хозяйство, являются показатели ее участия в мировом экспорте и импорте товаров. Частичное представление об этом дает приводимая здесь табл. 18.1.
  Таблица 18.1.
  1980г. 1988г. Мировой экспорт
  В том числе:
  Советский Союз
  Развитые капиталистические страны
  Страны ЕЭС
  США
  Япония
  Развивающиеся страны 100,0
 
  3,8
  62,3
  33,2
  10,8
  6,5
  27,7 100,0
 
  3,9
  69,9
  37,2
  10,9
  9,3
  20,5
  За 80-е годы на всемирном рынке укрепили свои позиции главным образом страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Япония. Эти государства существенно увеличили продажу современных машин, оборудования, транспортных средств, продукции химической промышленности и т.п. Ухудшилось же положение развивающихся государств, которые стали меньше экспортировать сырье и топливо.
  Мы, естественно, замечаем неразвитость внешних экономических связей нашей страны. Характерно, что в 1988 г. внешнеторговый оборот на душу населения составил в США 3200 долл.
  Японии - 3700, ЕЭС - 6600, а в Советском Союзе - лишь 800 долл. Этот факт объясняется тем, что за длительный период холодной войны торговые связи нашей страны со странами Запада были заморожены. К тому же у нас выпускается мало конкурентоспособной готовой продукции. Предстоит многое сделать, чтобы Россия органически вошла во всемирное хозяйство.
  Всемирный рынок - это арена острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновения интересов экспортеров и импортеров. Острота противоречий временами достигает такой степени, что некоторые торговые конфликты уподобляются войнам: на всемирном рынке вспыхивают то "текстильная", то "автомобильная", то "компьютерная" война.
  Под влиянием конкуренции положение различных стран на всемирном рынке существенно меняется. Сдвиги происходят как в материальной структуре мирового товарооборота, так и в географии внешнеторговых потоков.
  Основное направление долговременных структурных сдвигов в международном товарообороте состоит в существенном сокращении удельного веса сырьевых продуктов и соответствующем увеличении доли готовых изделии обрабатывающей промышленности (особенно высокотехнологичных). Всевозрастающее значение приобретает экспорт и импорт разного рода услуг, продукции индустрии развлечений, духовной культуры, информации.
  Страны Запада выступают как основные экспортеры наукоемких товаров, в то время как развивающиеся государства - преимущественно как их импортеры. При этом из года в год увеличивается доля торговли индустриальных стран друг с другом. На нее сейчас приходится более 70 % всемирной торговли. Доля развивающихся государств в мировом товарообороте не достигает 20 %. На 4/5 он состоит из торгового обмена со странами Запада.
  Структура внешнеторгового оборота Российской Федерации за последние годы существенно ухудшилась. В экспортной продукции в 1994 г. возобладали топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы (65 % экспорта, что в 1,5 раза выше уровня 1990 г.), снизилась доля продукции химической промышленности, машин и оборудования. В импорте почти в три раза возрос удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства (до 29 %), вдвое по сравнению с 1990 г. увеличились закупки машин и оборудования, продукции химической промышленности (до 45 %).
  Развитие внешней торговли во многом определяется уровнем цен на мировом рынке. Мировая цена товара, поступающего во внешнеторговый оборот, отражает его интернациональную стоимость, изменения соотношений спроса и предложения благ и услуг, а также степень воздействия конкуренции и монополии на всемирном рынке. Вот как это происходит. Торговые партнеры существенно отличаются по среднему уровню производительности живого и овеществленного труда. Однако в условиях свободной конкуренции интернациональная стоимость устанавливается по затратам стран, где производится преобладающая масса поступающих на рынок товаров.
  Экономически менее развитые страны, изготавливающие продукты с большими издержками производства, при продаже своих изделий по мировым ценам теряют часть национальных затрат труда. Но они получают выигрыш от внешней торговли, покупая нужные им блага на мировом рынке по ценам, более низким, чем национальные издержки. В то же время подрывается выпуск традиционных продуктов в менее развитом государстве, поскольку такие изделия оказываются неконкурентоспособными по сравнению с импортными вещами.
  Для современного всемирного рынка типичен неэквивалентный обмен, так как здесь монополизация развита в большей степени, чем во внутренней торговле. Через каналы частных монополий, контролирующих мировой рынок, реализуется от 70 до 90 % всех продуктов, экспортируемых развивающимися государствами. Монополии добиваются отклонения цен от естественных уровней, определяемых состоянием всемирного рынка. Они искусственно создают нехватку одних вещей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цену. В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими продукты и относительно низкие - на закупаемые.
  Деятельность монополий приводит к множественности цен на мировом рынке. На один и тот же товар может существовать разная цена в зависимости от того, кто его покупает, от места продажи, валюты, в которой производятся платежи, и ряда других обстоятельств. В этих условиях наиболее представительными ценами, которые могут рассматриваться как мировые, являются цены; характерные для крупных регулярных операций, совершаемых в важнейших центрах мировой торговли.
  Международные монополии проводят неэквивалентный обмен с помощью "ножниц цен". Так, в 50-60-е годы более высокими темпами росли цены на готовые изделия, выпускаемые западными странами. В то же время падали цены на сырьевые товары. В середине 70-х гг. развивающиеся страны резко повысили цены на нефть и нефтепродукты: в 1981 г. они были в 16 раз выше, чем в 1972 г. Однако постепенно цены на готовые изделия также увеличивались и подтягивались к новому уровню цен на топливно-сырьевые ресурсы. В странах Запада под влиянием более экономного использования сырья и энергоносителей, внедрения ресурсосберегающих технологий во второй половине 80-х годов цены на топливо и сырье резко упали. В 1988 г. цены на нефть снизились более чем вдвое по сравнению с уровнем 1981 г.
  Поскольку национальное хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, которые затрагивают экономические интересы разных слоев населения, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила и условия внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
  Протекционизм - система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, количественно регламентируется импорт, используются дискриминационные качественные стандарты и другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местным производством. Политика протекционизма защищает национальную промышленность и сельское хозяйство, поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
  Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран - торговых партнеров отрицательно сказываются на возможностях экспорта и могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
  Свобода торговли - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства, которая позволяет местным предпринимателям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и прорывать протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на всемирный рынок.
  В большинстве случаев правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
  Часто государства идут на торговые соглашения о принципе наибольшего благоприятствования. Каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставлять своему партнеру такие же права и льготы, которые оно уже дало другим партнерам. Поэтому отказ предоставить принцип наибольшего благоприятствования какой-либо стране фактически означает, что против нее применяются экономические ограничения.
  Сильные в экономическом отношении государства нередко проводят наступательную торговую политику. Они применяют протекционизм как средство наводнить рынки других стран своими изделиями, взламывают их таможенные барьеры. Завышенные таможенные пошлины позволяют им поддерживать у себя такой высокий уровень цен, который компенсирует бизнесменам потери от уплаты пошлин в странах, подвергающихся торговой агрессии. Кроме того, проводится товарный демпинг, ослабляющий позиции конкурентов на всемирном рынке. Товарный демпинг - вывоз продукции за границу по ценам, значительно более низким, чем цены внутри данной страны или на мировом рынке, для устранения конкурентов и захвата внешних рынков.
  Иногда агрессивная торговая политика используется для вмешательства во внутренние дела других государств и как орудие давления, преследующее политические и военно-стратегические цели. При этом используются различные меры торговой дискриминации, односторонних запретов, ограничительных условий в области как импорта, так и экспорта, транспортных перевозок, внешнеторгового кредита.
  Подытоживая сказанное, отметим самые характерные изменения в сфере всемирной торговли.
  Прежде всего мы видим, что усложнилась вся структура открытой экономики. Ныне международная торговля глубоко вторглась в национальные экономики. Поэтому возросла степень открытости всех элементов валового национального продукта.
  Так, весь объем потребления (С) состоит из потребления национальных товаров и услуг (Сn) и потребления импортных благ и услуг (Cim):
 
  С = Сn + Cim.
 
  Аналогично общая сумма инвестиций (I) теперь включает капиталовложения для производства отечественных благ (In) и инвестиций, израсходованных на зарубежные полезные вещи ( In):
  I = In + Iim.
  Государственные расходы (G) также подразделяются на закупки отечественных продуктов (Gn) и затраты на приобретение зарубежных вещей (Gim):
  G = Gn + Gim.
  В результате современная структура импорта в открытой экономике выглядит так:
 
  IM = Cim + Iim + Gim.
 
  В свою очередь, состав экспорта представляет собой сумму вывоза продуктов потребления (Сех), инвестиций (Iex) и государственных расходов в других странах (Gех):
 
  ЕХ = Сех + Iex + Gex.
 
  Другое важное изменение связано с тем, что по мере роста импорта усиливается интернационализация всех элементов спроса и расходов внутри страны. О больших переменах в этом отношении свидетельствуют такие данные. Если в 50-х годах в США импорт составлял менее 5 % ВНП, то в конце 80-х годов он достиг 15 %. Еще выше доля импорта в западно-европейских государствах: во Франции - 22 %, Великобритании - 25, Германии - 28 %. Возросшая открытость российской экономики видна, скажем, в увеличении импорта потребительских товаров. Если в 1992 г. импорт занимал 23 %, то в 1994 г. зарубежные продукты составили 35 % всех товарных ресурсов потребительского рынка.
  Новым моментом в мировой торговле стали серьезные перемены в характере и значении экспорта стран с открытой экономикой. Прежде всего существенно изменилась направленность экспорта. В середине XX в. из индустриально развитых стран промышленные товары вывозились в колонии и зависимые страны. В обратном направлении шел поток сырья и энергоносителей. В настоящее время по старому маршруту направляется примерно половина всего экспорта. Другая часть идет из одних западных государств в другие. Это обусловлено новым этапом международного разделения труда и интернационализацией производства в эпоху НТР.
  В современный период значительно возросла роль экспорта в обеспечении экономического роста национального хозяйства. Это, в частности, подтверждается тем, что экспорт всех стран дает около 1/5 совокупного мирового ВНП (в западно-европейских странах этот показатель выше).
  Механизм воздействия экспорта на экономический рост включает мультипликатор экспорта (Мех), который умножает воздействие прироста экспорта (АЕХ) на увеличение объема ВНП:
 
  NEX=EX - IM
 
  Мультипликационный эффект выражается в том, что экспортный заказ первоначально прямо увеличивает выпуск продукции и вместе с тем повышает расход заработной платы работников экспортной отрасли производства. Доходы этой отрасли (заработная плата и прибыль) поступают в смежные отрасли хозяйства, где возрастает выпуск средств производства для экспортных отраслей и расширяется изготовление предметов потребления для работников экспортных предприятий. В свою очередь, средства, полученные в отраслях второго эшелона, уходят в сопряженные с ними предприятия третьего эшелона и т.д.
  Общий положительный эффект расширения экспорта таков:
  увеличиваются занятость работников, выпуск продукции и доходы;
  уменьшается возможность кризисов перепроизводства (излишняя для данной страны продукция экспортируется);
  возрастает сумма полученной государством иностранной валюты;
  укрепляются государственные финансы.
  Определенный мультипликационный эффект дает и импорт. Но все показатели по отношению к экспорту имеют знак "минус". В результате положительный эффект внешней торговли определяется через один обобщающий показатель - "нетто-экспорт" ( ит. netto - чистый):
 
  NEX = EX - IM.
  Нетто-экспорт (NEX) может иметь три числовых значения.
 
  1. NEX = 0 (экспорт равен импорту). В конце 80-х годов так обстояло дело в Канаде, во Франции.
  2. NEX > 0. Это - активное сальдо торгового баланса. Такое состояние торговли было в Германии в конце 80-х годов (экспорт составил 35 % ВНП, а импорт - 29 %).
  3. NEX < 0. Это - пассивное сальдо баланса внешней торговли. Например, в конце 80-х годов в США экспорт составил 10 % ВНП, а импорт - 15 %. Аналогичное положение было в Великобритании.
  Значит, государство получает больше экономических выгод при активном сальдо торгового баланса, что становится очевидным, когда импорт начинает превышать экспорт. Для покрытия пассивного сальдо государство должно выплатить другим странам соответствующие денежные средства наличными (золотом или конвертируемой валютой), либо получить кредит от стран-поставщиков или иных банковских учреждений.
  Проясняется и другое. Торговый баланс неразрывно связан с платежным балансом страны. Платежный баланс - это соотношение между суммой денег, полученной данным государством из-за границы, и суммой денег, уплаченных другим странам. Оно названо так потому, что составляется в форме бухгалтерских счетов. В них содержатся статистические отчетные данные о торговых и финансовых сделках между хозяйственными субъектами страны и заграницы.
  Платежный баланс состоит из четырех основных разделов.
  1. Торговый баланс - выручка от экспорта товаров и расходы на импорт продукции.
  2. Баланс услуг - выручка от предоставления услуг загранице и оплата услуг, полученных из-за пределов страны. Сюда относятся: оплата услуг капитала (процентов и дивидендов), покупка населением иностранной валюты перед выездом за границу (эта суммы идут на оплату услуг за рубежом).
  3. Баланс переводов - все виды безвозмездных поставок товаров, помощи и безвозмездных денежных переводов.
  4. Операции с капиталом - импорт и экспорт капитала. При проведении торговых и финансовых операций между странами возникают определенные валютные отношения.
 
  Валютный курс.
 
  Развитие товарооборота между странами во многом состояния мировой валютной системы - курс формы организации международных денежных расчетов. Еще в начале XX столетия эта система достигла высшей ступени развития. Как известно, ее основа - золото - выполняло все функции денег. В главных странах Запада утвердился золотой стандарт: золото играло роль всеобщего эквивалента, а в обращении использовались золотые монеты или денежные знаки, разменные на драгоценный металл. В результате валютная система имела устойчивый характер.
  Однако после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. все страны перешли к бумажно- денежному обращению. С 1971 г. прекратился обмен главных валют на золото и в международных расчетах. Это произошло потому, что нарушилось равновесие внешнеэкономического обмена, расстроился платежный баланс отдельных государств, и прежде всего стран ключевых валют - США и Англии.
  Поскольку изменилось соотношение сил между ведущими странами Запада в мировом хозяйстве и усилилась неравномерность распределения золотовалютных резервов, международная валютная система стала действовать без единой основы - золота. Стали применяться два вида валютного курса: твердо фиксированный и плавающий.
  Фиксированный валютный курс может быть результатом соглашения заинтересованных стран о поддержании пропорции обмена своих валют на определенном уровне. В случае отклонения курса национальной валюты от установленной величины центральный банк страны-участницы соглашения проводит интервенцию на валютном рынке. Он покупает или продает национальную валюту с целью восстановить фиксированный уровень своей денежной единицы.
  Плавающий курс - это обменный курс на валютном рынке, который зависит от спроса и предложения валют.
  Валюту подразделяют на неконвертируемую (используемую в пределах одной страны) и конвертируемую. Конвертируемая (обратимая) валюта свободно обменивается на любую иностранную (например, валюта большинства западных стран). Валюта с ограниченной обратимостью (или частично обратимая) обменивается не по всем валютным операциям и не для всех владельцев.
  При установлении экономических отношений между странами определяется валютный курс, по которому взаимно обмениваются национальные валюты. Валютный курс объединяет название пропорции обмена двух валют: девизный и обменный курс.
  Девизный курс показывает, сколько единиц иностранной валюты можно получить за единицу отечественной. Иначе говоря, девизный курс - это цена отечественной валюты, выраженная в единицах иностранной (например, сколько марок обменивается за 1 рубль).
  Обменный курс свидетельствует, какое количество единиц отечественной валюты можно получить в обмен на единицу иностранной. Это - цена иностранной валюты (сколько рублей обменивается, скажем, на 1 доллар).
  Значит, название пропорции обмена двух валют зависит от того, с позиции какой страны она рассматривается. Допустим, 5000 рублей обменивается на 1 доллар. Это - обменный курс для россиянина и девизный курс - для владельца долларов.
  Обменный курс во многом зависит от соотношения спроса и предложения на валютном рынке. От чего, в свою очередь, зависит спрос и предложение, можно рассмотреть на примере валютного курса, определяющего пропорции обмена рублей на доллары. Так, спрос на рубли на валютном рынке в основном зависит от объема российского экспорта в США и от притока американского капитала в нашу страну. Предложение же рублей определяется объемом импорта России и вывозом из нее капитала в США.
  Колебания валютного курса приводят к двум основным последствиям: к ухудшению или улучшению положения с экспортом или импортом.
  Допустим, обменный курс национальной валюты понижается (иностранная валюта дорожает - обменивается на большее количество отечественных денег). С одной стороны, это вызывает удорожание импортных товаров (они становятся менее доступными). С другой стороны, улучшается положение с экспортом (он становится более выгодным).

<< Пред.           стр. 15 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу