<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  В странах Запада имеются две силы, которые в той или иной степени противодействуют и конкуренции абсолютной монополизации экономики: а) государство, регулирующее деятельность монополий на рынке, и б) конкурентная борьба между самими монополиями. Давайте подробнее рассмотрим эти противодействия.
  Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. И тогда здесь началось массовое выступление потребителей, мелких и средних предпринимателей против гнета монополий. В правовом государстве данный конфликт был разрешен таким образом, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 г. американский конгресс принял Акт Шермана против трестов.
  Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования в США?
  Это регулирование проводится по четырем направлениям. Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. По сути дела главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признается трест или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.
  Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценивается как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.
  Правда, Актом Клейтона не приостановлен нроцесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.
  Третье направление: запрещается установление монопольных цен ( в том числе "лидерство" фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением такого запрета следит Федеральная Торговая Комиссия, созданная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комиссия издала более 1400 приказов , запрещающих монопольный сговор в отношении цен.
  Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
  Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли: подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют "промышленный шпионаж" (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги "перебежчиков" с предприятий конкурентов и т.п.).
  Попутно можно заметить, что некоторые конкуренты не брезгают криминальными - уголовно наказуемыми - методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.
  Американское антимонопольное законодательство признало незаконными"нечестные" или "обманные" методы конкуренции. В их числе - снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.
  Антимонопольное законодательство в странах Запада преследует двоякую цель. Во-первых, в какой-то мере ограничить процесс монополизации рынка. Во-вторых, защитить конкуренцию и ввести "правила" цивилизованного рыночного соперничества. Это кто настоятельно необходимо в XX в., особенно во второй его новине, когда в корне изменилось состояние рынка. Основ-ми фигурами на поприще рыночного противоборства стали. Не мелкие товаропроизводители, а крупные монополии.
  Между тем процесс монополизации рынка и подрыва конкуренции долгое время не получал адекватного (вполне соответвующего) отражения в экономической теории. Здесь с 70-х годов XIX в. господствующие позиции заняло неоклассическое правление. Его сторонники вплоть до 30-х годов нынешнего летая отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции, которую ведут между собой мелкие независимые товаропроизводители.
  И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой неоконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933 г.) она заявила: "Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай... правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай".1
  Существенный вклад в понимание несовершенной конкуренции внес американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге "Теория монополистической конкуренции" (1933 г.) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Сочетание конкуренции и монополии достигается в так называемой монополистической конкуренции. Последняя порождает дифференциацию продукта. "Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле... эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает".2
  Реалистическое понимание современного соотношения монополии и конкуренции предполагает выяснение вопроса: если
 
  1Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции.-Пер. с англ.М.:1986.С.400
  2 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. Пер. с англ.М.:1959.С.103-104.
 
  на Западе нет чистой монополии и совершенной конкуренции, то в каком состоянии находится рынок?
  Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономике называют "несовершенная конкуренция". Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от "совершенной конкуренции". На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. О новом состоянии рынка дает представление табл.7.2.
  Таблица 7.2. Несовершенная конкуренция
  Параметры состояния рынка Монополистическая конкуренция Олигополия Число продавцов Много Мало Барьеры входа и выхода из рынка Нет Обычно есть Дифференциация продукта Есть Возможна Участие фирм в контроле над ценами Цена индивидуализированного продукта Нелегальный контроль
  В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.
  По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.
  Олигополии нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней мере, выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.
  Современное состояние рынка в странах Запада отличается, таким образом, тремя чертами.
  Во-первых, на поприще конкуренции между собой сталкиваются фирмы - монополисты, которые: а) дифференцируют свой продукт и б) образуют олигополию. Профессор П.Самуэльсон пришел к выводу: "Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой".1
  Во-вторых, новая форма конкуренции является регулируемой государством в определенных пределах. Так, государство устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей.
  В-третьих, в западных странах нет крайних состояний рынка:
  ни свободной (совершенной) конкуренции, ни чистой монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в СССР.
  От абсолютной монополии к конкурентному рынку.
 
  В нашей стране в 30-е годы рынок, как говорится, вырубили "до основания": было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:
 
  1Самуэльсон Д. А Экономика. М.-.1993.С.53.
 
 
  а) государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров,
  б) оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).
  Для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом "- абсолютной рыночной монополией - и финишем - развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера. Об этом можно наглядно судить по табл.7.3, где сопоставлены друг с другом важнейшие черты стартовых и финишных позиций.
  Таблица 7.3.
  Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка
 
 
  Абсолютная монополия Конкурентный рынок Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств. Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе. Строго регламентированные сверху вертикальые хозяйственные связи Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей. Централизованное установление цен. Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов. Нормированное распределение продуктов Свободный выбор покупателями всех видов товаров. Монополия государства во внешней торговле Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей Чистая монополия государства Конкуренция всех товаровладельцев .
  После второй мировой войны государственный монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и некоторых других странах. Накопленный здесь опыт поучителен. Он показывает, что на пути к рынку приходится преодолевать ряд важных рубежей, ведущих к образованию рыночной организации национальной экономики.
  Один из первых рубежей на пути к конкурентной рыночной экономике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионный отряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесь предварительным условием является разрушение монополизма государственной собственности посредством ее разгосударствления, приватизации и земельной реформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм. Они способствуют быстрому развитию рынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.
  Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.
  Другим рубежом на пути к рынку является преобразование централизованной системы планово-распределительных органов, которые поддерживали строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи. Чтобы наладить нормальные горизонтальные экономические связи между предпринимателями и привести в движение всю систему рынков (по продаже всех видов производственных факторов и финансовых средств), надо создать рыночную инфраструктуру. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.
  Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, государственный монополизм сопровождается постоянным товарным дефицитом и подавленной инфляцией. Поэтому требуется преодолеть необычайно тяжелый рубеж - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем проведения реформы цен - их значительного повышения, что в той или иной мере устраняет избыточный спрос.
  Главный и решающий путь к достижению прочной сбалансированности спроса и предложения - быстро увеличить выпуск продовольственных и промышленных товаров, разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения. Это особенно важно в условиях углубляющегося экономического кризиса, падения производства.
  При движении к рынку важно преодолеть еще одно препятствие: раскрепостить цены от жесткого государственного регулирования. Такое регулирование на практике, как известно, порождает скрытую, подавленную инфляцию. При либерализации цен на первых порах целесообразно достичь наилучшего соотношения свободных, регулируемых и фиксированных (твердо установленных) цен.
  Если создается конкурентный рынок, то освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Подлинным же бичом для населения и препятствием для равновесных цен служит монополизация экономики, которая ведет к произвольному установлению монопольно высоких цен. Если экономика не демонополизирована, то либерализация цен по существу не может произойти. Монопольные цены получают лишь новое название ("договорные", "освобожденные" цены).
  Чтобы покончить с монополизацией, намечены и осуществляются организационно-экономические и правовые меры. Так, | разукрупняются монополистические структуры хозяйства. С помощью налогов изымаются доходы, полученные от искусственного вздувания цен. Поддерживается малый и средний бизнес, организуются объединения потребителей, отстаивающих их интересы. Этими и другими способами создаются условия для становления конкуренции - мощного двигателя технического и экономического прогресса.
  Чтобы создать нормальный рынок, требуется решить нелегкую задачу - обуздать неуправляемую инфляцию. Основная ответственность в этом деле возлагается на государство. Оно часто допускает бюджетный дефицит (превышение расходов государства над доходами) и покрывает его выпуском денег, не обеспеченных соответствующим количеством товаров. Поэтому важно проводить систему антиинфляционных мер, приводящих массу денег в соответствие с потребностями в них экономики. Полное-то избавиться от чрезмерной инфляции помогает денежная реформа (более подробно об антиинфляционной политике государства будет сказано позднее).
  В условиях дефицитной экономики и сильной инфляции часто развивается тенденция к натурализации хозяйственных связей, к созданию искусственных барьеров для свободного движения товаров. Однако к чему ведут такие ограничения? Происходит закупорка своего рода "кровеносных сосудов" всего производственного организма. В условиях сильно развитого межотраслевого и территориального разделения труда хозяйственная замкнутость регионов подрывает нормальные и давно установившиеся экономические связи между предприятиями и другими хозяйственными единицами. Чтобы устранить возникшие трудности, требуется обеспечить единое экономическое пространство для свободного развития рыночных отношений. На этом пространстве достигается единство денежного обращения, валюты, таможенных тарифов и правил, беспрепятственно перемещается рабочая сила, товары и денежные средства, а предприниматели самостоятельно устанавливают горизонтальные связи с любыми партнерами.
  Рыночные отношения вообще не признают никаких государственных границ, и для них хозяйственным пространством является по существу вся планета. Наибольшее развитие они получают, когда национальное хозяйство превращается в открытую рыночную экономику. В этом случае страна не только активно участвует в международном разделении труда и выходит на мировой рынок, но и широко допускает иностранный капитал для делового сотрудничества с отечественными предпринимателями и конкуренции на внутреннем рынке.
  Мировой опыт показывает, что на этом пути приходится предпринимать ряд важных шагов. Прежде всего необходимо а) сделать отечественную валюту конвертируемой (чтобы все желающие могли свободно обменивать ее на иностранную валюту), без чего невозможны нормальные микрохозяйственные связи; б) всячески поощрять производство и экспорт конкурентоспособной продукции на мировой рынок; в) в широких масштабах привлекать иностранный капитал, технологии и опыт в приоритетные области экономики (особенно в топливно-энергетические отрасли, для конверсии и быстрого увеличения производства товаров народного потребления); г) продуктивно использовать крупномасштабную финансовую и техническую помощь международных организаций и развитых государств. Одновременно важно проявлять заботу об обеспечении надежной экономической безопасности страны: защищать национальную экономику от разрушительного воздействия международной конкуренции, не допускать опасной зависимости жизненно важных отраслей хозяйства от иностранного капитала.
  Естественно, что для преодоления указанных рубежей требуется достаточно длительный срок и активная, многогранная деятельность государства и владельцев всех форм собственности. В зависимости oт конкретных социально-экономических и политических особенностей той или иной страны переход к конкурентному рынку может продлиться от 2 до 5-7 лет. Он особенно продолжителен в том государстве, где идет непрерывное падение производства, не развит потребительский сектор экономики и сфера услуг, слабы традиции политической и экономической демократии. Последнее обстоятельство относится к нашей стране.
  В Российской Федерации с января 1992 г. было провозглашено ускоренное движение к рынку. Оно началось по существу без всякой предварительной подготовки и без должного учета зарубежного и отечественного опыта рыночных реформ. Между тем в нашей стране рыночные отношения довольно успешно развивались дважды. Сначала это был естественноисторический процесс возникновения внутреннего рынка, который пошел полным ходом после реформы 1861 г., отменившей крепостное право. Однако этот рынок был серьезно подорван во время первой мировой войны и при проведении политики "военного коммунизма" в период гражданской войны. Второй раз рынок стал беспрепятственно развиваться при переходе с марта 1921 г. к новой экономической политике. Тогда мелкие товаропроизводители и капиталистические предприниматели обрели свободу хозяйственной деятельности. Сложился свободный рынок с устойчивым денежным обращением, где использовались деньги с золотым обеспечением. Все это позволило быстро достичь больших хозяйственных результатов. Например, по сравнению с 1913 г. (принятым за 100%) продукция промышленности, составлявшая в 1921 г. 14%, достигла 96%, продукция сельского хозяйства - 118%.
  За период 1992-1995 гг. наша страна продвинулась к конкурентному рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции - тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились вопросы, требующие разрешения в теории и на практике. Что это за экономические проблемы?
  Первая проблема: обуздать неуправляемую инфляцию.
  В январе 1992 г. существо перехода к рынку было сведено к "либерализации цен", то есть к переходу от подавленной инфляции к отрытой. Началась галопирующая инфляция, которая временами была на грани гиперинфляции. В итоге в феврале 1995 г. цены превысили уровень 1990 г. в 3700 раз. Реформаторы утверждали, что либерализация цен создаст рынок, который начнет регулировать всю экономику, упорядочивать ее развитие. Но инфляция уподобилась сказочному джину, которого выпустили из бутылки, и он учинил массу разрушений и бед. Однако сделать инфляционный процесс управляемым - это для государства пока что оказалось очень сложной задачей. И не случайно: нужно решить и другие проблемы, связанные с массовыми неплатежами, в том числе с задержками заработной платы.
  Вторая проблема: провести демонополизацию рынка. Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому либерализация цен проводилась руками монополий в их интересах.
  Действительное развитие конкуренции предполагает кардинальное изменение состояния национального рынка.
  Третья проблема: создать так называемую критическую массу субъектов рыночных отношений. Она характеризует ту минимальную численность хозяйственных субъектов, которая необходима, чтобы рынок мог самостоятельно развиваться по свойственным ему законам. Между тем после провозглашения перехода к рынку на нем не оказалось его новых агентов. Ибо только примерно год спустя, начался процесс приватизации государственной собственности. До сих пор еще нет тех 10-15 миллионов мелких и средних предприятий, которые, по-видимому, должны придать рыночным связям нужную массовость.
  Четвертая проблема: полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.
  Пятая проблема: правильно выбрать тип рынка, к которому нужно перейти.
  Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете "Известия" 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: "те, кто говорит ... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить".
  Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 года. Правда, речь идет о возникновении множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. При этом далеко не всегда соблюдается надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.
  Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.
  Таким образом, мы закончили первый раздел курса - пропедевтику. Полученное знание экономических отношений и законов позволит нам приступить к более детальному рассмотрению микроэкономики.
 
  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  Долан Э.Дх.,Линдсея Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. Гл.7,8,9. С-Пб.:1992.
  Лившиц А.В. Введение в рыночную экономику. Лекции 1,2. М.:1991.
  Ливищ А.В. Экономическая реформа в России и ее цена. М.:1994.
  Макконнелл К.Р., Бр" С.Л. Экономикс. Т.2.Гл.25-28,34. М.:1992.
  Робинсон Дх. Экономическая теория несовершенной конку-ренцни.Пер. с анг.1.М.:1986.
  Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М.:1990.
  Фишер С., Дорибуш Р., Шммалензи Р. Экономика. Гл.11,12,14. М.:1993.
  Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. Пер. с англ. М.:1959.
  Чепраков С.В. Монополистические объединения в промышленности США. М.:1984.
  Хайек Ф. Конкуренция как ироцедура открытия. Мировая экономика и международные отношения. 1989 №12.
  Хейне П. Экономический образ мышления. Гл.8,10. М.:1991.
 
  РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
 
  Как мы знаем, в общественном разделении труда обособляется его частный вид, который означает членение сфер и крупных отраслей национального хозяйства на отдельные звенья, прежде всего на предприятия и производственные объединения.
  Их деятельность направлена в первую очередь на создание нового богатства и во вторую очередь - на его распределение и потребление. Поэтому вторая часть курса включает в себя два подраздела - производство и обращение новой стоимости и распределение доходов
 
  ПРОИЗВОДСТВО И ОБРАЩЕНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ
  ТЕМА 8. БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ СТОИМОСТИ
 
  § 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:
  ВИДЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
 
  Классификация рпепринимательства.
  Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: по его масштабам и характеру деятельности.
  1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.
  Индивидуальное предпринимательство - любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки, кинотеатры и т.п.).
  Коллективное предпринимательство - инициативным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работников до 500 человек, в нашей стране - с существенно меньшим); крупный бизнес - как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.
  2. По своему характеру предпринимательская деятельность включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство - не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая филантропическая деятельность ведется разными благотворительными и культурно-просветительными организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на семью). На их долю приходится 90 % всех средств благотворительных фондов, а 5 % поступает от корпораций.
  Коммерческая деятельность, или бизнес, - дело, приносящее доход. В нее входят:
  непроизводственный бизнес - профессиональный спорт, концертная деятельность и т.п.;
  торговый бизнес - на предприятиях торговли;
  бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юридическая контора;
  производственный бизнес - доходная деятельность на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.
  Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства подавлена рамками жестких приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для предпринимателя-бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.
  Бытует мнение, что самым свободным является мелкий предприниматель, не зависящий ни от кого. Однако в условиях современной экономики, где ведущие позиции принадлежат крупным предприятиям, это, скорее всего, широко распространенная иллюзия. Вот что пишет об этом известный американский экономист профессор Дж.Гэлбрейт: "... мелкий предприниматель прославляется как человек строгой независимости. То, что эта независимость часто ограничена как в принципе, так и на практике упорной борьбой за выживание, остается незамеченным... Часто его свобода - это свобода человека, которого до смерти заклевали утки".1
  В современных условиях на Западе заметно увеличивается предпринимательская деятельность всех видов, произошел предпринимательский бум. Этому в значительной степени способствовала приватизация государственных предприятий. За последние 20 лет общее число предпринимателей в Японии увеличилось почти в 2 раза, в США - более чем в 2,5 раза. В связи с этим расширилась сеть организаций, которые формируют современных бизнесменов (разного рода центры и школы подготовки предпринимателей, инновационные парки, где предметно обучают новейшим достижениям техники, технологии и организации производства). Аналогичные процессы проходят в нашей стране.
  Расширение и совершенствование предпринимательской деятельности прямо связано с возрастанием значения функций, выполняемых организаторами бизнеса.
 
  Функции предпринимателя.
 
  В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя.
  Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями. Вторая функция - организаторская. Ее существо: обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей - творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями (внедрением новинок в производство), создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно-технических разработок, или венчурного бизнеса, занятого внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, ук
 
  * Гэлбрейт Дх.К. Экономические теории и цели общества. М.: 1976. С.107-108.
 
  репляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.
  Уже сейчас в западных странах определены перспективные направления предпринимательства на XXI столетие. Так, в Японии делается ставка на информационный бизнес. Используя мировой информационный рынок, японские предприниматели быстрее и лучше других внедряют все технологические новинки. В Германии, Великобритании и Франции упор делается на промышленные технологии (считается, что кто силен в промышленном производстве, тот будет иметь успех во всех областях науки и техники). В США в центре внимания - наращивание интеллектуального уровня работников, их образования и квалификации, ибо от этого зависит технологический потенциал бизнеса.
  Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя переместился на новаторство, то предъявляются новые требования к личности предпринимателя, к его психологической характеристике.
  Фирма "Мак-Бер энд Компани" (США) в своих исследованиях выделила наиболее важные личные качества удачливого бизнесмена:
  поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);
  готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);
  ориентация на эффективность и качество (находит пути делать веши лучше, быстрее и дешевле);
  вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);
  целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);
  стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);
  систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);
  способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи; независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи).
  Выводы "Мак-Бер энд Компани" могут служить своего рода тестом. При этом важно иметь в виду, что одни из необходимых качеств бизнесмена - врожденные, другие - результат развития природной предрасположенности, а третьи - следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.
  Тестовая проверка позволила также образно сформулировать отрицательные психологические характеристики предпринимателя:
  флюгер (верно определяет направление, но не доводит до конца создание новой фирмы);
  простак (с упрощенным взглядом на сложные процессы; по его мнению, любое предприятия можно создать "в два счета");
  недотрога (мнителен и боится, что кто-то украдет его идеи);
  знайка (хорошо теоретизирует, но полностью оторван от практики);
  аккуратист (чрезмерно привержен к заведенному порядку);
  философ (излишне мечтателен, топит дело в словах);
  изобретатель (настолько увлечен новациями, что это идет во
  вред предпринимательской деятельности);
  инопланетянин (не имеет соответствующих реальности мотивов и целей для организации собственного бизнеса).
  В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах производства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу управления предприятием. Кто и как этим занимается?
 
  § 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ
 
  Нам известно, что управление хозяйством - один из видов организационно-экономических отношений. Обратимся к его анализу на уровне микроэкономики. В первую очередь важно выяснить экономическое содержание управленческой деятельности.
 
  Экономическое содержание управления.
 
  Экономическое содержание управления легче выяснить на примере. Возьмем крупный рыболовецкий траулер. Рыбаки вообще не смогут работать, если кто-то не будет выполнять общие функции, обеспечивающие целенаправленные и согласованные действия всех членов экипажа. Устанавливать порядок в труде, координировать и контролировать определенный режим деятельности всех работников объективно необходимо везде, где производство имеет общественный характер.
  Стало быть, управление хозяйством представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных единиц в целях достижения заранее намеченных результатов.
  В цивилизованном обществе хозяйственное управление приобрело двойственный характер. С одной стороны, оно по-прежнему выполняет задачи организация и упорядочения совместного труда. С другой стороны, на него была возложена важная функция: экономически реализовать собственность на средства производства и обеспечить создание хозяину дохода. При рабстве и феодализме такая функция в основном сводилась к надзору за трудом зависимых работников, к физическому или административному (внеэкономическому) их принуждению.
  Управленческий труд как особая трудовая деятельность возникает на индустриальной стадии производства - в условиях капиталистической фабрики.
  Особенности управленческого труда состоят в том, что его предметом является информация, необходимая для руководства производством, продуктом труда - управленческие решения, а объектом воздействия - коллектив работников, непосредственно занятый производством благ и услуг. Эффективность этой руководящей деятельности определяется косвенно - через общие показатели работы хозяйства. Сопоставляется, какие производственные затраты и результаты - при прочих равных условиях - были достигнуты ранее и какие получены после осуществления нового важного управленческого решения.
  Управленческий труд охватывает два основных вида деятельности: непосредственно управление и подготовка к нему.
  Непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители - директора предприятий (объединений) и их заместители, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производственных участков, диспетчеры и др. Их работа сводится к принятию оптимальных (наилучших) с точки зрения доставленной цели решений и организации их выполнения. Для этого ведется подбор и расстановка кадров, координируется работа отдельных исполнителей, различных звеньев аппарата управления или производственных подразделений, контролируется и регулируется ход производства, выполняются административно-распорядительные функции и др.
  Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслуживают вычислительные, счетно-перфорационные и иные машины, используемые для переработки информации. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией, необходимой для принятия решений и организации их выполнения. В этих целях они занимаются первичной обработкой, передачей и переработкой информации, которая требуется для выполнения различных функций управления (технико-экономического и оперативного планирования, учета и отчетности, материально-технического снабжения, сбыта, ведения делопроизводства и др.).
  В XVIII - XIX вв. единоличный собственник капитала обычно возглавлял управленческий персонал, контролировал и направлял всю производственную деятельность. Но положение в корне изменилось в XX столетии, когда основной стала акционерная форма предприятий. Как известно, в корпорации происходит отделение "функционирующего капиталиста", направляющего производство (собственника только части капитала), от остальных собственников, которые лишь ссужают денежные средства. Одновременно от функционирующих капиталистов отделяются наемные служащие, управляющие производственной деятельностью.
  Такой результат стал возможен потому, что собственность и управление выражают принципиально разные экономические отношения. Если деятельность по надзору, организации и руководству существует всегда и обусловлена природой комбинированного труда, то единоличное владение капиталом - это исторически преходящая форма собственности.
  В 30-х годах нашего столетия западные социологи и экономисты создали теорию управленческой революции. Согласно этой теории с широким переходом к акционерной форме предприятий власть капиталистов-собственников над банками и корпорациями перешла в руки специалистов - управляющих, технократов (высококвалифицированных специалистов - ученых, инженерно-технической интеллигенции, менеджеров, принимающих участие в управлении производством) и бюрократов (слою высшей чиновничьей администрации, часто преследующей собственные корыстные интересы). Так, профессор Дж.Гэлбрейт констатировал: "Семьдесят дет назад корпорация была инструментом ее владельцев и отражением их индивидуальности. Имена этих магнатов - Карнеги, Рокфеллер, Гарриман, Меллон, Гугенгейм. Форд - были известны всей стране... Те, кто возглавляет теперь крупные корпорации, безвестны... Люди, которые управляют крупными корпорациями, не являются собственниками сколько-нибудь существенной доли данного предприятия. Их выбирают не акционеры, а, как правило, совет директоров".1 Описывая новую корпорацию, ДжТэлбрейт особо подчеркивал:
  мыслительным центром, определяющим действия фирмы, становится не отдельная личность, а совокупность ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям, экспертов в области отношений с общественностью, адвокатов, а также управляющих, администраторов.
  Стало быть, в XX столетии на уровне микроэкономики - на акционерных и кооперативных предприятиях - управление производством обособляется от собственности, а единоличные владельцы капитала в своем подавляющем большинстве перестают непосредственно влиять на процесс принятия хозяйственных решений. Означает ли это, однако, что вся экономическая власть в западных странах перешла к управленческому персоналу?
  Однозначно ответить на этот непростой вопрос нельзя. С одной стороны, усилилось воздействие многочисленного и влиятельного слоя высшего управленческого персонала на деятельность акционерных обществ и на экономическую реализацию корпоративной собственности. Многие прежние собственники предприятий и банков превратились в акционеров, отстраненных от управления. С другой стороны, экономическая власть оказалась у объединенных крупнейших собственников - у финансового капитала. Они нуждаются в том, чтобы верхушка управляющих корпорациями и банками помогала им контролировать хозяйственную деятельность сотен тысяч предприятий и учреждений. В итоге финансовая власть стала разделять бразды экономического правления с "элитой" управляющих, получающих невиданно высокие доходы.
  Однако "управленческая революция" не устранила противоречия между экономической и административной властями. Это противоречие не дает о себе знать, если управленческий аппарат корпораций добивается высокого и устойчивого прироста курса акций, а тем самым успешного накопления капитала - собственности (как это было в 50-60 гг.). Но когда цены акций падают
 
  Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Пер. с англ. М.: 1967. С.36.
 
  (так было в 70-х гг.), крупные вкладчики (банки, фирмы, фонды) через своих менеджеров выражают недовольство деятельностью управляющих, меняют персональный состав высшего руководства корпорациями и диктуют многие управленческие решения.
  Иногда разногласия между фактическими хозяевами и административным руководством компаний выливаются в открытые конфликты. Правда, острые конфликты бывают редко, поскольку их стараются и умеют избегать те, у кого в руках экономическая и административная власть.
  Как отмечалось выше, изменение роли и характера управленческой деятельности сопровождалось созданием ее научных основ.
 
  Менеджмент.
 
  Все большее усложнение современного произвдства потребовало развить особую отрасль знаний и умений - менеджмент (англ. management - управление). Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
  Менеджмент возникал постепенно из разных направлений поиска лучших результатов управленческой деятельности. На первых порах появилась школа научного управления (1885-1920 гг.). Основатель этой школы американский инженер Фредерик Тейлор и его последователи стремились найти наиболее рациональные трудовые приемы, исключить лишние движения, проводили серии наблюдений за технологическим операциями и замеры времени на каждую из них, анализируя способы повышения производительности труда рабочих.
  В результате усовершенствования ручных операций по переноске чугунных деталей, например, выработка рабочих возросла в четыре раза, заработок увеличился в 1,6 раза, люди стали меньше уставать. Из каждых 8 человек, занятых на этой операции, 7 были переведены на другие работы. Описывая механизм научной системы управления, Ф.Тейлор включил в него: а) точный учет рабочего времени с применением инструментов и методов, необходимых для надлежащего учета; б) стандартизацию всех орудий труда и элементарных операций и движений в каждом виде работы; в) установление урока (производственного задания рабочим) и крупных премий за его успешное выполнение и др.1
 
  1 См.: Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. М.: 1991. С.94.
 
  Позже возникла административная школа (1920-1950 гг.) Она перешла от изучения низового уровня производства (рабочих мест) к исследованию управления всей организацией в целом. Родоначальник этой школы француз Анри Файоль сформулировал 14 универсальных (применимых для всяких организаций) принципов управления, сохранивших определенную ценность и до наших дней: 1) разделение труда (специализация управленческих работников на выполнении отдельных видов деятельности, что повышает ее качество); 2) полномочия (право отдавать приказ) в единстве с ответственностью; 3) дисциплина; 4) единоначалие (работник получает приказы только от одного начальника); 5) единство направления (каждая управленческая группа действует по единому плану, с одним руководителем); 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация труда в необходимых границах; 9) скалярная цепь (иерархия или ступенчатое построение управления в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему); 10) порядок (место для всего и все на своем месте); 11) справедливость (сочетание доброты и правосудия); 12) стабильность рабочего места для персонала (предотвращение текучести кадров); 13) инициатива (разработка плана и обеспечение его успешного выполнения); 14) корпоративный дух (союз, гармония персонала - это сила).1
  Новое направление связано со школой человеческих отношений (1930-1950 гг.) и разработкой поведенческих наук (1950 г. -по настоящее время). Самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений были американские ученые Мери Фоллет и Элтон Мэйо. Исследователи заинтересовались вопросами: какими мотивами руководствуется человек в труде, как протекает социальное взаимодействие людей, каков характер авторитета и кто является лидером в производственном коллективе? Используя достижения психологии и социологии, они выработали ценные практические рекомендации по широкому вовлечению работников в управление предприятием, по улучшению содержания и качества трудовой жизни, более полному использованию каждого человека в соответствии с его потенциалом.
  Менеджмент творчески обогатился за счет других научных направлений: а) количественный подход (использования математики и статистики для исследования отдельных управленческих
 
  1 Файоль А. Учение об управлении. Пер. с фр. Рязань: 1924. С.46-51;
  Научная организация труда и управления. М.: 1965. С.364-366.
 
  операций и разработки их моделей); б) процессного подхода (изучение управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий: планирования, организации, мотивации и контроля); в) системного подхода (выяснение системных качеств управления) и г) ситуационного подхода (применение науки управления к ситуациям - конкретному набору обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в данное конкретное время). В последние годы усилился международный характер менеджмента, что обусловлено интернационализацией производства и ростом международной конкуренции. В связи с этим исследуются новые проблемы: что общего и особенного в хозяйственном управлении различных стран; каковы универсальные закономерности, формы и методы руководящей деятельности; как лучше управлять внешнеэкономической деятельностью?
  В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности хозяйственного руководителя и пути обеспечения эффективной деятельности организации. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства.1
  Какими навыками и способностями должен обладать менеджер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индивидуальные качества; 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.
  Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постинду-
 
  1 См.: Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. М.: 1989;
  Якокка Л. Карьера менеджера. Пер. с англ. М.: 1991.
  772
 
  стриального производства. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.
 
  § 3. ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ СТОИМОСТИ:
  ЕГО УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
 
  Производственный бизнес реализуется в условиях развитой рыночной системы. Это накладывает свой отпечаток на всю организацию экономической деятельности, которая основывается на коммерческом расчете.
 
  Коммерческий расчет.
 
  Коммерческий (лат. commercium - торговля) расчет - это метод ведения хозяйства на предприятии в рыночных условиях. Он основывается на том, что торговая выручка от продажи произведенных товаров должна покрывать все затраты ресурсов и давать доход (прибыль). Принципы коммерческого .расчета -предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность (рис.8.1.).
  Коммерческий расчет Предпринимательская самостоятельность Самоокупаемость и прибыльность Самофинансирование Материальная заинтересованность Экономическая ответственность
  Рис.8.1. Принципы коммерческого расчета.
  Что представляет собой каждый из этих принципов? Чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность, предприятия должны быть свободны от чьей-либо опеки, а его руководители должны обладать абсолютной или относительной предпринимательской самостоятельностью. Они сами выделяют собственные или заемные деньги на покупку средств производства и заработную плату работникам, определяют, как рационально использовать производственные факторы, какие выпускать товары, как учитывать конъюнктуру рынка, спрос покупателей.
  Бизнесмен по собственному усмотрению реализует изготовленную им продукцию на рынке, получая при этом определенную сумму денег (ее называют "сумма продаж" или "валовая выручка"). При сопоставлении полученного валового дохода с расходами прежде всего проявляется забота о том, как обеспечить самоокупаемость. Выделенные на хозяйственную деятельность деньги должны полностью возмещаться за счет выручки от продажи товаров, чем обеспечивается безубыточность их изготовления. Все предприниматели стремятся получить также прибыль - прирост первоначально затраченной на производство суммы денег. Иначе хозяйственная деятельность не имеет экономического смысла, а предприятие потерпит крах. Прибыль служит источником самофинансирования. Полученный доход используется для дальнейшего расширения и совершенствования производства, решения социальных проблем трудового коллектива и на иные цели. Если фирме не хватает собственных денежных средств для производственных нужд, то она получает от банков заемные средства. Прибыль призвана материально заинтересовать хозяев предприятия и работников в улучшении результатов производства. Ее объем зависит не только от производственной, но и от коммерческой деятельности. Наконец, бизнесмен несет всю полноту экономической ответственности за конечные итоги работы. В условиях рыночной экономики собственники, хозяева предприятий сами расплачиваются за допущенные ими убытки, невыполнение принятых обязательств и договоров с контрагентами.
  Все свойственные коммерческому расчету организационные отношения нацелены на то, чтобы лучше реализовать собственность на вещественные факторы производства - получить от нее доход. Такие отношения развивают инициативу и предприимчивость, благоприятствуют рациональному ведению дела, что и способствует увеличению прибыли.
  В условиях рыночной экономики само предпринимательство с его новаторством и коммерческий расчет основаны на определенном риске, который связан с непредсказуемыми изменениями хозяйственной конъюнктуры. Против такого риска применяются два специальных средства.
  Первое из них - соблюдение коммерческой тайны. Государство предусматривает в законодательном порядке правовую защиту всех видов предпринимательской тайны: производственной, коммерческой (с кем и на каких условиях заключены торговые сделки), финансовой, научно-технической и др. На Западе фирмы расходуют большие средства (примерно равные затратам на рекламу) на охрану своих секретов. Информационная безопасность предотвращает разорение фирм.
  Другим средством против коммерческого риска является страхование. На Западе применяются многочисленные виды страхования. Так, страхованию подлежат: а) собственность (покрываются убытки от пожара, взрыва, урагана, повреждений транспорта и др.), б) несчастные случаи (порча имущества, телесные повреждения и т.п.), в) жизнь людей (защищаются права наследников собственности умерших), г) вознаграждение за труд (возмещаются потери при производственных травмах), д) обязательства перед фирмой (ответственность работника за кражу имущества, защита определенных обязанностей по хозяйственным договорам).
  Страхованием занимаются специальные организации (государственные, акционерные и др.). Они создают и используют денежные фонды, в которые юридические и физические лица вносят установленные платежи. Затраты фирм на такие цели входят в общие издержки хозяйствования, а тем самым включаются в цену товаров.
  Итак, мы рассмотрели основные принципы коммерческого расчета и условия их осуществления. Теперь перейдем к более глубокому анализу экономической сущности коммерческого предпринимательства.
 
  Формула бизнеса: варианты ее осуществления.
  Сущность бизнеса наглядно представлена в его формуле:
  Д-Т-Д',где
  Д - первоначально авансированные (выданные в счет предстоящих платежей) денежные средства,
  Т - приобретенные товары,
  Д' - возросшая сумма авансированных денег, Д'==Д+Дд,где
  Д д - прирост денег (прибыль).
  Формула бизнеса показывает, как действует предприниматель. С самого начала он должен иметь денежные средства, пускаемые в обращение с целью наживы. На них он закупает определенные товары. В конечном счете бизнесмен реализует на рынке имеющиеся у него товарные ценности и получает возросшую сумму денег. Прирост денег по сравнению с авансированной суммой составляет его доход (прибыль).
  Главный теоретический вопрос состоит в том, чтобы выяснить: откуда появляются Д д - новые деньги?
  Хозяйственная практика свидетельствует, что формула бизнеса является общей для разных вариантов предпринимательской деятельности. Что это за варианты?
  Первый вариант: криминальный бизнес. Такого рода способ обогащения основан на мошенничестве и других преступных действиях. Вот характерный пример. В 1994 г. один японский "бизнесмен" собрал для строительства трех дополнительных телефонных линий 30 тыс. долларов. Он вовлек в это дело 70 организаций, которым пообещал льготные условия. Но в итоге оказалось, что таких телефонных линий не существует. Подобных фактов сейчас, как известно, немало в нашей стране. Криминальный вариант бизнеса, как правило, дает кратковременную выгоду. Он может оборачиваться большими потерями для преступника после того, как его разоблачат и осудят.
  Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нормы нравственного поведения): совокупность писанных и устных договоренностей о правилах "честного бизнеса". Эти правила предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чиновникам), б) строить экономические связи на доверии к партнеру, в) коллективно прекращать все дела с предпринимателями-мошенниками, г) обеспечивать надежное выполнение хозяйственных договоров.
  Второй вариант предпринимательства: спекулятивный бизнес.
  Он означает скупку и перепродажу товаров по повышенным ценам с целью наживы. В условиях рыночной экономики спекуляция в большинстве случаев представляется естественным явлением и не преследуется по закону. Ее экономической основой является товарный дефицит, который образуется на какое-то время. Сам спекулятивный рост рыночной цены приводит в действие закон предложения, а с увеличением производства товаров исчезают экономические условия для спекуляции.
  Важно заметить, что спекуляция - такое средство увеличения дохода, которое не может одновременно обогащать всех бизнесменов. Ведь согласно формуле бизнеса, предприниматели попеременно выступают то в роли покупателя, то в роли продавца товаров. Если, допустим, все бизнесмены решат поднять цены на изделия на 10 %, то они при продаже вещей будут наживаться на 10 %, а при покупке - терять те же 10 %. Значит, все предприниматели не в состоянии получать постоянный доход за счет спекуляции. Когда же они смогут регулярно и при всех рыночных условиях добиваться получения прибыли?
  Это возможно при третьем варианте - производственном бизнесе, когда доход получается на основе создания новой стоимости.
 
  Процесс производства новой стоимости.
 
  Формула производственного бизнеса существенно отличается от его общей формулы:
 
 
  П - процесс создания новых товаров, Т' - произведенные фирмой товары с возросшей стоимостью. Из формулы видно, что для начала производственного бизнеса надо иметь деньги (Д), которые пускают в дело. На них приобретаются факторы производства - средства производства (сп) и рабочая сила (Р). После этого процесс обращения товаров и денег прерывается и начинается процесс производства (П), в ходе которого создается новая стоимость. Вновь созданные полезные вещи обладают возросшей стоимостью (Т'). После продажи на рынке произведенных товаров по их стоимости предприниматель получает сумму денег (Д'), которая превышает первоначальную величину денежных средств. Если из этой возросшей суммы денег, полученной за все реализованные изделия, вычесть первоначально авансированную величину (Д), то бизнесмен получает валовую (общую) прибыль.
  Зная, как внешне выглядит последовательное движение денег, затраченных на производство, мы приступаем к более углубленному его анализу. В первую очередь важно понять существо организации производственного бизнеса: какие экономические условия необходимы для его реализации?
  Для всякой фирмы, создающей товары, нужны факторы производства - разнообразные ресурсы. К ним относятся природные блага, рабочая сила, капитал и предпринимательство. Бизнес основывается на непременном условии: собственники всех производственных факторов должны гарантированно (согласно правовым договорам) получать свою долю от общего дохода предприятия.
  Так, для создания товаров необходимы природные ресурсы минералы, лес, другие естественные богатства, которые, ради Краткости, можно именовать "земля"). За пользование чужой землей устанавливается цена, называемая рентой. Рента образует доход собственника земли.
  Для производства полезных благ необходим труд - физические и умственные усилия людей. Нанятые предпринимателем для этого дела работники получают в соответствии с трудовым контрактом (соглашением) вознаграждение за свой труд - заработную плату.
  Для бизнеса часто требуется дополнительный капитал - деньги, расходуемые для производства (на покупку машин, сырья и т.п.). При отсутствии собственных денежных средств предприниматель вынужден брать в долг чужие деньги. Плата за их использование называется процентом, и ее получает тот, кто предоставил капитал в ссуду.
  Наконец, если новые идеи, осуществляемые с известным риском, и усилия предпринимателя по организации и управлению фирмой увенчаются успехом, то наградой ему служит соответствующая доля прибыли (в противном случае его удел - убытки).
  По всей видимости, предварительные экономические условия производственного бизнеса предопределяют конечный результат всего процесса. При нормальных условиях общий доход фирмы должен включать ренту, заработную плату, процент и прибыль.
  Теперь нам предстоит выяснить, как на практике возникает новая стоимость, являющаяся источником доходов всех агентов производства.
  Возьмем для наглядного примера ткацкую фабрику. Допустим (цифры условные), за год предприятие закупило и израсходовало средств производства на сумму 625 тыс. марок. Сюда вошли затраты на здания (их стоимость за год израсходована частично), технические средства - машины, оборудование (их стоимость тоже частично сношена за год), сырье, материалы, топливо, энергию. Все эти виды средств производства созданы на других предприятиях (строительных, машиностроительных, добывающих сырье и энергоносители). Все эти вещественные условия производства, поступившие со стороны - от других фирм - воплощают так называемую старую стоимость; образовавшуюся до начала производства на дайной ткацкой фабрике. Затем на фабрике из пряжи работники делают ткань. Они создают новую стоимость. В нашей стране и на Западе ее называют добавленная стоимость. Так, в российском законодательстве добавленной стоимостью названа разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
  Продолжая наш пример, предположим, что добавленная (новая) стоимость составила 1375 тыс. марок. В итоге весь валовой доход предприятия (денежная выручка от продажи всех тканей) равен: 625 тыс. + 1375 тыс. = 2 млн. марок.
  Значит, результаты производственного бизнеса в их общем виде можно представить так. Стоимость готовых изделий (Ст) включает: стоимость средств производства (старую стоимость - Сп и добавленную (новую) стоимость (Сд):
  Ст = Сп + Сд.
  В свою очередь, добавленная (новая) стоимость распадается на две части: заработную плату работников (Зп) и валовую прибыль (Пв):
  Сд = Зп + Пв.
  Наконец, валовая прибыль распадается на доходы разных собственников (прежде всего собственников вещественных факторов производства): а) ренту (Рз), б) процент (Пц) и чистую прибыль (Пч), которая достается фирме:
  Пв = Рз + Пц + Пч.
  Таким образом, мы приходим к общему заключению, что новая стоимость является источником доходов собственников всех факторов производства. Это наглядно представлено в формуле:
  Сд = Зп + Рз + Пц + Пч.
  Согласно К.Макконнеллу и С.Брю, добавленная стоимость - "стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость изделий (материалов), купленных и использованных фирмой для его производства, равна выручке, которая включает в себя эквивалент заработной платы, арендной платы, процента и прибыли".1
  В том,что агенты производства получают регулярный доход по итогам деятельности производственного бизнеса, заключена их материальная заинтересованность в постоянном возобновлении и расширении производства новой стоимости.
 
  Способы увеличения производства.
 
  Из сущности и характера процесса создания производства новой стоимости вытекают способы новой стоимости умножения ee величины. В практической деятельности фирм в этих целях применяются такие методы.
  Увеличивается численность работников. Поскольку каждый из них создает новую стоимость, то, вполне очевидно, по мере наращивания численности персонала предприятия, непо-
 
  1 Макконнелл К., Бри С. Экономикс. Т.2. М.: 1992. С.386. 12*
 
  средственно или в иной форме расширяющего производство новой продукции, возрастает добавленная стоимость.
  2. Удлиняется время труда работников. Как известно, на начальной стадии капитализма рабочий день на фабриках составлял 12-16 часов. Однако с 20-х годов XX в. в западных странах длительность пятидневной рабочей недели была законодательно сокращена до 40-45 часов. Между тем на многих предприятиях предприниматели часто привлекают работников к сверхурочным работам (это выгоднее, чем нанимать новых рабочих, на которых из прибыли идут дополнительные страховые взносы и расходы на обучение профессии).
  3. Повышается интенсивность труда. Из-за законодательного ограничения времени работы на предприятиях стали шире применять повышенные нормы выработки (они легче достигаются с ускорением работы конвейера). При этом заработная плата не всегда возрастает с учетом усилившейся интенсивности труда.
  4. Возрастает производительность труда. Величина производительности труда подсчитывается путем деления объема созданной продукции на численность работников. Этот показатель возрастает (а стало быть, добавленная стоимость увеличивается), если то же самое число работников выпускает больше продукции благодаря внедрению новой техники и технологии, повышения квалификации людей.
  В условиях научно-технической революции подъем производительности труда достигается посредством так называемой активизации человеческого фактора. Это предполагает применение новых форм материального и морального стимулирования инициативного и творческого отношения работников к труду, изменение его организации. Так, широко используются коллективные формы организации труда: бригады рабочих несут экономическую ответственность за сохранность и бесперебойное функционирование оборудования, высокое качество изделий; при этом сама бригада определяет трудовой распорядок, количество и состав смен. Рабочие и инженерно-технические работники группируются в различные творческие объединения ("кружки качества", общества рационализаторов и т.п.). В итоге значительно повышается индивидуальная и коллективная производительность труда, улучшается качество выпускаемых изделий*
  Если подчинение производства интересам людей требует повсеместно роста производительности труда, то, в свою очередь, такой рост в индустриально развитых странах сам является следствием усиливающейся тенденции к гуманизации производства. Научно-техническая революция создает материально-вещественные и организационно-экономические предпосылки, соответствующие возросшему уровню развития работников. Без создания подлинно человеческих условий на предприятиях практически невозможно внедрять электронную технологию, обеспечивать возросший уровень выработки новейшего оборудования, требующего высокой культуры обслуживания, и добиваться стабильно высокого качества продукции. Теперь нельзя принимать решения о развитии производства, не обеспечивая приоритета интересов человека труда.
  Гуманизация производства означает: постоянно улучшать условия и безопасность работников, укреплять их здоровье, создавать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе и делать все, что возвышает человека и раскрывает его способности. Для этого широко внедряются достижения эргономики - научной дисциплины, которая комплексно изучает человека (группу людей) в конкретных условиях его трудовой деятельности. Эргономика находит пути и методы для того, чтобы приспособить производственную среду к особенностям и возможностям человеческого организма. Она облегчает его адаптацию к усложняющимся условиям современной технологии, оптимизирует все компоненты системы "человек - техника - производственная среда". При этом учитывается, как воздействуют на физиологию и психику людей физические условия труда (температура, освещение, шум, вибрация, вентиляция и др.) и как влияет режим рабочего времени на биологические ритмы организма. Эргономика анализирует темп, тяжесть, нормирование и содержание индивидуальной и групповой деятельности, изучает характер и особенности оборудования, организацию рабочего места и системы контроля за трудом. В итоге растет производительность труда при улучшении здоровья людей.
  Внедрение достижений эргономики облегчает монотонную деятельность (особенно на сборочно-конвейерных работах с упрощенными и примитивными операциями), которые, например, в США, Германии и Франции составляют 50-60 % всех технологических операций. Для того чтобы предотвращать преждевременную усталость и износ организма, вводится ротация (периодическая смена) рабочих постов, укрупняются и усложняются отдельные операции. И наоборот, длительные, усложненные и утомляющие операции разбиваются на ряд коротких и простых. Как показывает опыт, в результате внедрения достижений эргономики выработка рабочих возрастает не менее чем на 8-10 %,улучшается качество продукции, повышается культура труда, растет удовлетворенность людей его условиями.
  Все рассмотренные способы увеличения производства новой стоимости характеризуют особенности "белого бизнеса", который, избегая превратности спекулятивной наживы, способен обеспечить постоянно возрастающий доход всем экономическим агентам. Такой бизнес, зародившийся в XV-XVI вв., вызвал грандиозный прогресс техники и рабочей силы, привел общество к индустриальной и постиндустриальной экономике. Во второй половине XX в. он создал прочные основы для роста благосостояния и культуры большинства населения высокоразвитых стран. Благодаря производственному бизнесу в этих странах национальная экономика приобрела многие черты нормальной экономической системы, служащей лучшему удовлетворению
  человеческих потребностей.
  Все изложенное, по-видимому, понятно. Однако за пределами нашего внимания остался самый трудный для понимания вопрос: какова экономическая природа новой стоимости и в особенности прибыли, достающейся владельцам вещественных факторов производства?
 
  § 4. ТЕОРИИ НОВОЙ СТОИМОСТИ
 
  По вопросу об экономической природе новой стоимости выработаны две прямо противоположные теории. Одна из них - классическая концепция прибавочной стоимости, являющаяся прямым продолжением трудовой теории стоимости. Ее основали А. Смит и Д.Рикардо, а наиболее полно и глубоко развил К.Маркс в "Капитале". Другую теорию первоначально основал французский экономист Жан Батист Сей (1767 - 1832 гг.). В своей концепции факторов производства он утверждал, что труд, капитал и природа равноправно участвуют в процессе создания стоимости. Идею о равноправии факторов, создающих новую стоимость, по-своему развил американский экономист Дж.Б.Кларк. На базе теории предельной полезности он создал учение о предельной производительности труда и капитала.
  Не удивительно, что эти альтернативные теории унаследовали характерные черты своих исходных основ - трудовой концепции стоимости и концепции предельной полезности. А именно: обе теории новой стоимости отражают глубинные эндогенные процессы, которые нельзя непосредственно наблюдать в хозяйственной практике. Этим, естественно, затрудняется понимание весьма абстрактных суждений и проверка их истинности. Вместе с тем важно разобраться с результатами научных попыток обнаружить внутренние экономические связи, присущие процессу производства.
 
  Теория прибавочной стоимости.
 
  Существо теории прибавочной стоимости можно представить в следующих положениях.
  Первое положение. Новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается ее создателям в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала. А Смит в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" утверждал: "Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая - на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы".1 При этом важно, что прибыль не является заработной платой за особый вид труда по надзору и управлению предприятием, тем более, что на крупных предприятиях такой деятельностью занимается управляющий. Прибыль определяется на совершенно иных началах: она зависит от величины стоимости употребленного капитала, который предприниматель рискнул пустить в дело.
  Второе положение. Капитал, который затрачивает предприниматель, распадается на две части, выполняющих разное предназначение. Одна часть идет на покупку средств производства, другая - на оплату труда наемных работников. Первый элемент капитальных затрат воплощает тот прошлый труд, который израсходован на иных предприятиях, поставивших данной фирме Вещественные факторы производства. Поэтому стоимость средств производства не может быть источником создания новой (добавленной) стоимости. Ее величина не изменяется в процессе созда|ния новых товаров и входит в их стоимость (как, например, стоимость пряжи включается в стоимость готовой ткани). Только второй элемент капитальных затрат является созидателем новой стоимости. К. Маркс в первом томе "Капитала" описал этот просе так: "Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда, в процессе производства не изменяет величины своей стоимости... Напротив, та часть капитала, которая
 
  1Антология экономической классики. В. Петти, А.Смит, Д.Рикардо.
  М-: 1993. С.119.
 
 
  превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость..."1

<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу