<< Пред.           стр. 12 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 достоинствами не подкреплённая. В самом деле, уверенность одного человека
 может просто гипнотизировать другого, да и на самого себя, будь то
 уверенность студента перед экзаменом, водителя перед ГАИшником, гуру перед
 верующим, и прочее и прочее...
 
  Это хорошо иллюстрирует фольклёр. Возьмем к примеру, сказку о лисе в
 ледяной избушке, и зайце в лубяной. Ранговый потенциал у лисы был очень
 высок - её убоялся и волк и медведь. Но у петуха он был ещё выше, и лиса
 сразу убежала. Хотя петух, даже с косой, не опаснее медведя.
 
  Фактически, альфа с большой решимостью, упорством и удовольствием
 занимается внутригрупповой борьбой, которая для него нередко становится
 самоцелью. Альфа без конфликта - как без пряника. Омеге эта борьба гораздо
 менее приятна - он более уступчив. Отсюда, можно также дать и другое
 определение рангового потенциала: Ранговый потенциал - это степень
 уступчивости (или, наоборот, конфликтности). Приемлемая для каждой особи
 величина конфликтной напряженности напрямую связана с ранговым потенциалом -
 чем ниже ранговый потенциал особи, тем менее напряжённый конфликт вызывает у
 неё дискомфортные ощущения.
 
  Различная уступчивость различных особей имеет очень важное
 биологическое значение - она позволяет снизить накал внутригрупповой борьбы,
 тем самым, избежать излишней гибели особей. Особенно, в условиях дефицита
 ресурсов, когда на всех всё равно не хватит, это позволит их
 сконцентрировать, и выжить хотя бы части особей. Выделение лидеров из
 высокоранговой среды - скорее побочный эффект борьбы за ресурсы.
 
  Можно также говорить о связях между ранговым потенциалом и силой
 инстинкта самосохранения - высокоранговые к самопожертвованию отнюдь не
 склонны, себя, как правило, любят, и свою шкуру берегут. Альфа может
 проявить великодушие, и защитить омегу от нападок, скажем сигмы, но
 бросаться в огонь, чтобы спасти кого-то другого - нет уж, увольте...
 
  Количество вакансий на иерархическом Олимпе ограничено по определению,
 и не зависит от среднего рангового потенциала. Другими словами, повысив
 каким-то образом ранговый потенциал всех, мы не увеличим количество
 высокоранговых. Сложится такая же иерархия, только более жёсткая и
 агрессивная.
 
  Вместе с тем, альтруизм "омег" тоже нужен популяции. Этот альтруизм
 открывает возможность консолидировать усилия всех особей группы в борьбе за
 существование, что особенно важно для видов, не слишком сильных физически.
 Именно это обстоятельство и препятствует неограниченному росту среднего
 рангового потенциала вида. Выживали не только сильнейшие особи, но и
 сильнейшие, самые слаженные группы. Современному цивилизованному обществу
 этот альтруизм нужен как воздух - без этого оно просто немыслимо. Сила
 человечества - именно в коллективизме. Однако, при всём при этом,
 соответствующие врожденные поведенческие программы у людей почему-то слабы и
 рецессивны (не доминантны). Видимо, дело в том, что на альтруистах уж очень
 легко паразитировать, и сколь-нибудь массовые проявления альтруизма тут же
 "съедаются" в дикой природе. Реальная почва для распространения альтруизма
 возможна только в цивилизованном обществе, основанном на рассудочных
 законах, да и то с оговорками. А для того, чтобы этот признак закрепился в
 генах, нужны или тысячи поколений, или искусственный отбор. У общественных
 насекомых массовый "альтруизм" достигнут благодаря полному отсутствию
 самостоятельности особи в принятии решений и абсолютной зависимости от
 группы. Собственно, поведение общественных насекомых нельзя назвать
 альтруистическим; это, скорее, поведение автоматов.
 
  Ранговый потенциал бывает исходный, фактический и визуальный. Исходный
 дается при рождении, он не подвержен воспитанию и влиянию внешней среды.
 Исходный потенциал определяется главным образом, наследственностью, и в
 меньшей степени - условиями внутриутробного развития. Фактический сильно
 зависит от обстоятельств. Он определяется исходным потенциалом и конкретной
 обстановкой, в которой оказалась особь. Обстоятельства могут
 воспрепятствовать реализации врождённого рангового потенциала, а могут
 способствовать его полному раскрытию, и даже усилению. Визуальный - это
 совокупность признаков, достаточных для срабатывания инстинктов у других (но
 обычно - не у всех) особей, так как на разных особей могут производить
 впечатление разные проявления высокого ранга. Визуальный может совпадать с
 фактическим, а может и не совпадать. Дело в том, что как уже было сказано
 выше, нервные структуры, реализующие инстинктивные модели поведения,
 возникли в глубочайшей древности - они весьма просто устроены и реагируют на
 обстановку очень поверхностно, шаблонно. Поэтому один - два ярких визуальных
 признака могут сработать, хотя в сущности ранг может быть и невысок. Хороший
 пример визуального ранга - низкоранговый петух с наклееным гребнем. Такого
 все другие петухи воспринимают как высокорангового, но стоит отклеить
 гребень, и он опять скатится вниз. Ещё пример: человек, страдающий
 нарциссизмом (влюбленностью в самого себя), может на кого-то из окружающий
 производить впечатление высокорангового. Но при этом он может быть напрочь
 лишен способности бороться за место под солнцем, что есть главный признак
 высокого ранга. Напротив, дружелюбный человек, пусть даже неплохо
 устроившийся в жизни, может производить впечатление низкорангового. То есть,
 даже своих первобытных целей, инстинктивные программы, в силу примитивности
 механизмов их реализации, достигают усредненно, с большими погрешностями.
 
  У взрослых иерархичность хорошо видна в условиях, когда гражданские
 права так или иначе ограничены. Это, например, тюрьмы; наши, увы,
 вооруженные силы с их дедовщиной; компании лиц с низкой культурой, и
 особенно, криминальными наклонностями, прежде всего оценивающие каждого
 нового человека с позиций его ранга, и крайне нетерпимые даже к намекам на
 неуважение.
 
  Характерным для высокоранговых является также неспособность ощутить
 свою вину. Именно неспособность, и именно ощутить. Образно говоря, в их
 мозгах нет тех извилин, в которых рождается ощущение своей вины; под
 давлением логических доказательств он может на словах согласиться с
 обвинениями, но ощущения вины он не испытает. Ярким пример - И. Сталин. Не
 упуская возможности совершить ошибку, он был искренне убежден, что в ней
 виноваты "враги", и эта его убежденность гипнотически передавалась почти
 всей стране.
 
  Часто уважительное к себе отношение человек с высокой примативностью
 подсознательно воспринимает как признак более низкого ранга, и начинает этим
 человеком помыкать, переходя к унизительному подчинению при встрече с более
 высокоранговым. Для таких людей получается, что середины нет - либо я
 помыкаю, либо мной.
 
  Это та почва, на которой растёт неприязнь низкокультурных людей к
 "интеллигентикам". Демонстрируя своей цивилизованностью вроде как невысокий
 ранг, такой человек не соглашается с предлагаемой ему ролью омеги! А это
 сбивает инстинкты с толку, и вызывает желание поставить "омегу" на место.
 Однако, не существует однозначной зависимости уровня цивилизованности и
 культуры от полученного образования и выполняемой работы, только
 вероятностная корреляция. Человек, вовсе необразованный, может иметь весьма
 высокую культуру, базирующуюся на низкой примативности. Ещё уместно
 подчеркнуть, что низкий ранг вовсе не равнозначен высокой культуре - высокая
 культура воспринимается как низкий ранг, обратное необязательно.
 
  Наверное, каждый из нас хоть однажды наблюдал такую картину: в
 общественный транспорт входит контролёр и пытается проверить билет у
 безбилетника с более высоким рангом в первобытной иерархии - и ничего не
 может с ним поделать, и более того, выглядит просто жалко, несмотря на своё
 служебное положение. Этот безбилетник излучает настолько глубокую и наглую
 уверенность с своей победе, что какая-то непонятная и даже мистическая сила
 заставляет контролера отступить. На рассудочном уровне, контролер полагает
 за лучшее не связываться с таким... Для высокорангового приемлем конфликт
 такой напряжённости, какая у низкорангового вызывает крайний дискомфорт.
 
  Иерархическую борьбу часто путают со стремлением к "собственной
 значимости". Человек, озабоченный собственной значимостью, не нуждается в
 унижении других людей; напротив, возвыситься в иерархии проще всего унизив
 окружающих. Думаю, каждый из нас много раз наблюдал, и даже испытывал на
 себе такое самоцельное стремление одних людей к унижению других.
 
  * * *
  Сохранять ранг всегда легче, чем повышать, поэтому искусственно
 созданные иерархии могут до определенной степени подменять естественные,
 самоорганизующиеся. Эта "определенная степень" определяется исходным
 ранговым потенциалом возглавляющего группу, и если он недостаточен, то в
 группе появляется т.н. неформальный лидер, вплоть до разрушения группы.
  Общественное положение и первобытный ранг тесно взаимосвязаны, но не
 определяют друг друга жёстко. Лицо, занявшее высокий пост, тем самым
 повышает свой ранг; с другой стороны, низкий исходный ранговый потенциал
 практически исключает хорошую карьеру. Если в силу каких-то случайных причин
 на высокой должности окажется человек с низким ранговым потенциалом, то он
 там долго не задерживается, или во всяком случае, не идёт выше.
 Человек-лидер отнюдь не тождественен альфе. Разумеется, ранг у лидера не
 может быть очень низок, но истинный лидер способен и готов взять на себя
 ответственность за всю группу (вплоть до страны), что предполагает
 определённую самопожертвенность, а это уже один из признаков низкого ранга.
 "Чистый" альфа непобедим во "внутриполитической" борьбе, лидер - во
 "внешнеполитической". Лидер - это, скорее, особый случай человека с
 повышенным, но не очень высоким рангом, и обязательно - с низкой
 примативностью. Общеизвестно достаточно примеров, когда мужчина, занимающий
 высокий пост, находится "под каблуком" у жены, чего с альфами не бывает
 (точнее, подкаблучность означает, что ранг жены выше ранга мужа при высокой
 примативности жены). Классический альфа, КАК БЫ возглавляя группу, живет
 сугубо своими интересами, а в минуту опасности, когда группа ищет у него
 защиты, бывает, проявляет трусость, малодушие, желание спрятаться за спины
 других (сильный инстинкт самосохранения!); вместе с тем, "чистые" альфы
 оказываются на высоких постах не менее, а то и более часто, чем истинные
 лидеры. В тяжёлые времена и проявляются истинные лидеры - простые альфы
 выпадают в осадок... Поэтому-то известная шутка М. Жванецкого "Я вами
 руководил - я отвечу за всё!" вызывает смех, ибо типичный руководитель -
 чаще всего альфа, и за других страдать не хочет в принципе. Как про такого
 сказал поэт:
 
  Лучше было б сразу в тыл его
  только с нами был он смел.
  Высшей мерой наградил его,
  трибунал за самострел
 Напомню, что в этой песне В. Высоцкого речь шла о начальнике тюрьмы,
 которого отправили на фронт вместе с заключенными. Он был безусловным
 "альфой", в силу, хотя бы служебного положения. Но вот по другую сторону
 фронта появляется нечто, чему глубоко плевать на его ранг - и у нашего
 "героя" срабатывает сильный инстинкт самосохранения...
  Вместе с тем, очень низкий ранг руководителю также противопоказан -
 "короля начинает играть свита", либо контроль над группой полностью
 утрачивается. Наглядный пример - русский царь Николай II. Ему не помогла
 даже его несомненно высокая культура. Вот вам один из минусов монархического
 государства - есть изрядная вероятность, что во главе его окажется личность
 с недопустимо низким рангом. Последствия этого хорошо известны из истории. В
 других случаях, за высший пост нужно так или иначе бороться, что уж очень
 низкоранговых отсеивает. Известная книга Никколо Макиавелли фактически
 содержит набор рекомендаций (вроде: Государь не должен оправдываться) по
 поддержанию визуального ранга руководителя на достаточно высоком уровне.
 
 О примативности и культуре
  Чем отличаются женская логика и железная?
  - Женская не ржавеет
  (старый анекдот)
  В отличие от большинства прочих животных, разные люди в разной степени
 подвержены влиянию своих инстинктов. Если какой-то человек вовсе не
 подвержен влиянию своих инстинктов, живет только рассудком - такой абсолютно
 не примативен (в реальной жизни такие не встречаются); Другой, полностью
 живущий одними чувствами, то есть всецело своим инстинктам подчинен -
 абсолютно примативен (а вот такие иногда бывают и в реальной жизни). Д.
 Зарайский вводит понятие "сила модели", которая есть показатель способности
 данной поведенческой программы доминировать среди ей подобных. Так вот,
 примативность - это степень доминантности инстинктивных моделей поведения по
 отношению к рассудочным.
 
  Зачатки непримативного поведения наблюдаются у многих высших животных,
 сколь - нибудь значимые проявления видны у приматов, но только у человека
 непримативность стала относительно массовым явлением.
 
  Понятие примативности отнюдь не тождественно понятию культуры -
 культура, с оговорками, есть скорее, нечто производное от примативности.
 Среди деятелей искусства, даже высочайшей культуры и порядочности, веско
 преобладают люди с высокой примативностью - такие люди живут в мире чувств.
 
  Хотя понятие "культура", интуитивно понятно без определений, его очень
 сложно сформулировать сколь-нибудь строго. Ясно лишь, что культура - продукт
 воспитания (в широком смысле слова); примативность есть нечто врождённое. У
 культурного человека первобытная мотивация подавлена воспитанием, и заменена
 требованиями законов и обычаев общества. Однако она может себя проявить в
 случаях, когда законы или обычаи ситуацию не определяют жёстко, оставляя
 какую-то свободу; под влиянием алкоголя, сильных душевных переживаний. Эти
 проявления тем чаще и сильней, чем выше примативность. Давний спор о физиках
 и лириках был, по сути, спором о примативности.
 
  Уровень примативности, как и ранговый потенциал, в основном
 детерминирован генетически; в меньшей степени - условиями внутриутробного
 развития. Он не зависит от уровня и рода образования, выполняемой работы и
 тому подобных показателей; бывает, что человек с серьёзным научным
 образованием в житейских вопросах может не доверять своим знаниям, больше
 полагаясь на чувства. И наоборот. Очень низкопримативный человек живет как
 бы вне первобытной иерархии; высокопримативный, напротив, очень чуток к
 рангу окружающих. Малейшее проявление окружающими уступчивости он
 воспринимает как сигнал к началу иерархической атаки; встреча же с чем-то
 (или кем-то), явно его превосходящим, вызывает у такого паралич воли и
 гнусное заискивание.
 
  Чем выше врождённая примативность ребёнка, тем больше требуется
 педагогических усилий для воспитания культурного человека; в следующем
 поколении всё повторяется снова. У такого культурного человека, чья культура
 достигнута только колоссальными педагогическими усилиями, могут родиться на
 редкость некультурные дети, ибо база осталась прежней. Новорождённый
 ребёнок, конечно же, лишен разума, и поэтому живет одними инстинктами
 независимо от врождённой примативности, но это не значит, что все младенцы
 примативны. Очень важный нюанс: примативность - не есть показатель силы или
 слабости рассудка; это степень доверия человека своему рассудку в
 практических ситуациях. Высокопримативный, но вместе с тем,
 высокорассудочный учёный может преспокойно сочетать серьёзнейшие научные
 знания с искренней религиозностью, которая (религиозность) восходит к
 инстинкту подчинения альфе.
 
  Как уже было сказано, женщины больше доверяют интуиции и чувствам, чем
 логическим умозаключениям, что и составляет специфическую женскую логику. То
 есть, среди женщин преобладают высокопримативные. Известно, что девушки
 лучше чем юноши, учатся в школах и других учебных заведениях, даже
 технического профиля. В ходе этого обучения не только читается теория, но и
 решаются практические задачи, проводятся лабораторные работы, и т.п. И
 девушки с этим всем тоже справляются лучше юношей! А вот когда приходит
 время применить эти знания не понарошку, то... мысль об этом просто не
 приходит в голову.
 
  То, что женщины в среднем более религиозны, обусловлено той же большей
 примативностью - высшего ранга, чем у Бога, просто не может быть, и плевать
 на то, что его не существует...
 
  Бесспорно, что человек, как социальное существо, очень многомерен, и
 его не втиснешь в пространство этих трех измерений: высокая-низкая
 примативность, альфа-омега и высокая-низкая культура. Однако интересные для
 нашей темы события разворачиваются в основном, именно в этом пространстве.
 
 
 О принцах и принцессах
  ЖЕНЩИНА - самка, у которой есть МУЖЧИНА;
  МУЖЧИНА - самец, у которого есть ДЕНЬГИ.
  (анекдот)
 
  Как жаль, что генералы женятся в
  лейтенантском звании!
  (из разговора старых дев)
  Такой исключительно важный для всего живого процесс, как размножение,
 разумеется, никак не мог быть оставлен без контроля инстинктов.
 Соответственно любовь, как сильнейшее из чувств, является голосом того
 самого первобытного инстинкта, который заставляет предпочитать для
 спаривания наилучшую особь другого пола.
 
  А каковы критерии этого предпочтения? Излишне доказывать, что эти
 критерии сохранились неизменными с первобытно-стадных времен, когда
 инстинкты и формировались. Можно сказать, что инстинкты в момент
 формирования "сфотографировали" существовавшее тогда положение дел, и
 продолжают сверяться с этой "фотографией" пока существует вид. Инстинкты,
 таким образом, позволяют выбрать превосходного, с первобытной точки зрения,
 партнера. А наиболее простым, и наиболее наглядным признаком превосходства
 является высокий ранг в первобытной иерархии. Вообще, у всех животных
 количество спариваний является наиболее простым и чётким количественным
 показателем ранга самца в иерархии. Для самок эта зависимость очень слабая,
 и скорее обратная.
 
  Принято считать, что альфа просто отнимает самку у беты (гаммы...),
 подобно тому, как он отнимает у него еду, однако правила поведения в
 иерархии соблюдают все участники группы, и самки тоже. Это значит, что
 отнимать самку в большинстве случаев просто не требуется - она сама,
 повинуясь заложенной в ней инстинктивной программе, предпочитает
 высокорангового самца. Не зря, говоря об идеальном женихе, женщины упоминают

<< Пред.           стр. 12 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу