<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  Подготовлен политический документ для Министра, описывающий политические выгоды реформы. Это позволило получить в лице Министра "спонсора" проекта. Решение этого вопроса явилось определяющим с точки зрения успеха данного проекта.
  Определение "спонсора" проекта позволило существенно снизить трудозатраты инициаторов проекта на его практическую реализацию. В этой связи, от Казначейства Франции участвовало в работе всего 3 человека, и этого было вполне достаточно.
  Распределение ролей в проектной группе:
 1. Руководитель проекта.
 2. Координатор работ по технологиям сбора налога.
 3. Ответственный специалист за переподготовку высвободившегося персонала.
  Одновременно, была получена возможность оперативного привлечения специалистов от других участников.
  Самая существенная проблема, решаемая в этом проекте - переподготовка высвободившегося персонала.
  Для решения проблемы переподготовки высвобождающегося персонала был привлечён на платной основе внешний консультант (за 90 дней его работы было заплачено 150 тысяч Евро).
  Проект был реализован за 6 месяцев.
 
 Нормативное обеспечение работ
 
  Специальные нормативные документы отсутствуют.
  По существующей практике нормативное регулирование осуществляется только в отношении больших инфраструктурных проектов.
  В данном проекте единственным нормативным документом была политическая записка в адрес Министра.
 
 Факторы успеха проекта
 
  Успех организации проекта зависел от следующих факторов:
  1. Четкой организацией работ, обеспеченной подуправлением 1.
  2. Поддержки ритма проекта (никто не должен расслабляться). Ритм проекта обеспечивался через планирование мероприятий, постоянное проведение оперативных совещаний, посвященных исполнению планов, а также через эффективное использование телефона, как средства мобильной связи с участниками работ.
  3. Предоставления всем участникам исчерпывающей информации о ходе работ (выпускался еженедельный информационный бюллетень).
  4. Максимального использования потенциала платного внешнего консультанта. (Жёсткий график его работы, за которую надо платить, существенно стимулировал весь проект. Если бы государственные служащие (участники проекта) работали медленно, то этот консультант мог бы постоянно простаивать. В то же время, как у же отмечалось, за его время надо платить, - возникает риск неэффективных затрат, за которые государственные служащие (участники проекта) несут персональную ответственность.)
 
 
 
 
 
 
 
 Управление проектами инфраструктурных реформ
 на региональном уровне
 По материалам презентаций господина Жана Франсуа Столла
 
 Проект упрощения уплаты налогов на примере
 Департамента Сена - Сен-Дени
 
 Общие сведения
 (в том числе характеристика объекта реинжиниринга)
  По значимости Департамент Сена - Сен-Дени 5-ый во Франции.
  На его территории проживает 195 народностей в лице 1,5 млн. человек. Это преимущественно мало обеспеченные, необразованные, плохо говорящие на французском языке люди (данная характеристика дана лично господином Жаном Франсуа Столлом).
  Уровень собираемости налогов 97,5 %.
  Суть работы Департамента - производство услуги (бухгалтерский учет, советы, контроль за использованием бюджетных средств).
  По мнению господина Жана Франсуа Стола, в работе Департамента качественные решения также важны, как и количественные.
  Оценку качества предоставляемых услуг должна оценивать внешняя, независимая организация - квалифицированный аудитор.
  В целом по Франции уже 10 органов прошли такую проверку (сертификацию).
 
 Подготовка проекта
 
  Подготовка проекта осуществлялась центральным аппаратом Министерства экономики, финансов и промышленности Франции.
  На основе опроса клиентов был подготовлен детальный план, включающий из 3 основных мероприятия:
 1. Упрощение взаимодействия клиентов с органами государственной власти путём унификации (стандартизации) предоставляемых услуг.
  Налогоплательщики пожелали:
  * лично встретиться с соответствующими сотрудниками Казначейства Франции;
  * в случае, если налогоплательщику не удалось встретиться с сотрудником Казначейства, - этот сотрудник должен налогоплательщику перезвонить,
  * в случае, если сотрудник не может в прямом диалоге дать какую-нибудь информацию - он должен предоставить её позже в письменном виде,
  * упростить процедуры уплаты налогов.
 2. Уплата подоходного налога путём списания налога с лицевого счета налогоплательщика.
 3. Предоставление отсрочек в уплате налоговых платежей при снижении их доходов.
 
 Цели и показатели проекта
 
  Сформулированы 9 показателей, сгруппированных в 3 группы:
 1. Упрощение контактов:
  * необходимо отвечать на все телефонные звонки (если сотрудника нет, - после 5-го звонка включается автоответчик - чем больше сообщений на автоответчике, тем хуже работа конкретного сотрудника; перезвонить клиенту обязаны не позднее, чем через 48 часов),
  * отвечать на письменный запрос налогоплательщика в срок не более 30 дней (почта в регионе доставляет корреспонденцию до любого адресата внутри региона за 24 часа), на электронное сообщение (письмо) - в срок не более 48 часов. Если ответа в указанный срок нет, - считается, что Казначейство Франции опоздало с ответом. Это связано с тем, что налогоплательщику предоставляется для оплаты налога фиксированный (ограниченный по времени) срок - 45 дней, в течение которого он должен получить ответы на все волнующие его в этой связи вопросы,
  * те службы Казначейства Франции, с которыми налогоплательщику нужно контактировать, должны быть доступны для этого налогоплательщика. Это означает, что органы казначейства должны быть открыты в течение всего времени их работы, и налогоплательщик сам определяет время его прихода в Казначейство Франции в течение этого времени (с 8.00 до 16.30, без перерыва на обед, с понедельника по пятницу).
 2. Упрощение процедур:
  * выйти на одну процедуру обращения в налоговую и казначейскую службу, даже, если задаётся вопрос в Казначейство Франции, относящийся к компетенции Налоговой службы Франции, Казначейство связывается с Налоговой службой и предоставляет от его имени ответ,
  * обеспечение соответствующих функций в электронном виде, - через Интернет. Например, налогоплательщик может платить налоги через Интернет,
  * любой документ должен быть получен налогоплательщиком через Интернет.
 3. Улучшение качества общения:
  * при любом общении представитель Казначейства Франции должен представляться, называя наименование органа Казначейства Франции и, в случае вопроса налогоплательщика, свою Фамилию и имя. При подготовке письменного ответа обязательно указывается должность,
  * в органе Казначейства Франции назначен "третейский судья" - человек, который разрешает спорные вопросы. Координаты таких людей указываются на всех бланках письменных ответов и публикуются в прессе. Этот человек обязан отвечать на все направленные в его адрес запросы в течение 35 дней,
  * оценка уровня удовлетворенности клиентов Казначейства Франции. Осуществляется с помощью периодических опросов клиентов. Результаты обрабатываются тем же органом Казначейства Франции, который проводил опрос.
 
 Практические мероприятия по реализации проекта
 
  Для решения этих задач осуществляются:
 * закупка соответствующего оборудования,
 * обучение персонала Казначейства Франции.
 
 Организация работ по реализации проекта
 
  Разработка этих планов и показателей осуществлялась центральным аппаратом Министерства экономики, финансов и промышленности Франции.
  От Казначейства Франции, на центральном уровне, организацией этой работы занималось подуправление 1.
  Внедрение было организовано в несколько этапов:
 1. Было проведено два совещания с представителями всех территориальных управлений, на которых были озвучены:
 * идеология реформ,
 * план внедрения.
 2. В каждом территориальном органе был назначен ответственный, которому были предоставлены все проектные документы и уже данный ответственный организовывал всю необходимую работу в соответствующем территориальном органе.
 3. Центральным аппаратом организованы контрольные мероприятия: целевые проверки ("контрольные закупки"), открыт телефон "доверия", по которому можно пожаловаться.
 
 
 Бюджетирование
 в Казначействе Франции
 (на примере Департамента Сена - Сен-Дени)
 По материалам презентаций господина Жана Франсуа Столла
 
 
 Общая информация
 
 
  Общий бюджет Казначейства Франции - 2,6 млрд. Евро.
 
  Бюджет Департамента Сена - Сен-Дени равен 45 млн. Евро. Из них 10 млн. Евро идёт на финансирование текущей деятельности, 35 млн. Евро - фонд заработной платы.
  Такие пропорции сохраняются практически для всех государственных учреждений:
  20 % - текущая деятельность,
  80 % - фонд оплаты труда.
 
  Управление по учету государственных финансов (Казначейство Франции) заключает с Бюджетным департаментом контракт на 3 года. В течение этого периода этот бюджет не меняется. Если в течение этого срока выполняются определенные контрактом показатели деятельности, Казначейство премируется. В том числе, каждый год должно быть обеспечено снижение численности Казначейства Франции на 2 %.
  В рамках этого контракта может быть пересмотрена структура и функции Казначейства Франции (по согласованию с другими государственными структурами, которые участвуют в перераспределении функций). Объем совокупных бюджетных расходов при этом не меняется.
 
  Полные издержки по исполнению бюджета должны быть оценены и публично известны (например, - издержки по исполнению доходной части бюджетов составляют ~ 25 % от общих расходов на содержание Казначейства Франции).
  Таким образом, очевидная экономия на персонале может быть собственным решением руководителя территориального органа перераспределена на текущую деятельность. Обратный процесс запрещён.
 
  По окончанию финансового года новый такой же по размеру бюджет должен быть обоснован.
 
  Если в рамках текущего бюджетного года достигнута экономия, то сумма экономии, в пределах 3 % всего бюджета Казначейства Франции может быть переведена на следующий год в счет увеличения бюджетных расходов следующего бюджетного года.
 
 Фонд оплаты труда
 
  В середине каждого бюджетного года делается оценка в потребностях персонала, прямо зависящая от оценки загрузки каждого работника.
  Разработана специальная программа, которая, при получении соответствующих первичных данных, автоматически проводит необходимые расчеты для каждого подразделения. Эта программа установлена в центральном аппарате Казначейства Франции (см. ранее представленную информацию).
  На основе расчетов численности, проведенных в автоматизированном режиме центральным аппаратом Казначейства Франции, территориальными подразделениями осуществляется расчет заработной платы.
  Эти расчеты направляются в центральный аппарат Управления учета государственных финансов, где рассматриваются и утверждаются.
  Пример: за 2004 год Департаменту Сены - Сен-Дени удалось сэкономить ~ 0,5 млн. Евро.
 
 Текущие расходы
 (общая информация)
 
  Нельзя экономить на арендных платежах и почтовых расходах.
  После формирования проекта бюджета, он направляется на утверждение в центральный аппарат Казначейства Франции.
  В начале года территориальный департамент получает право на расходы в размере 80 % запланированных бюджетных ассигнований.
 
  Сэкономленные средства в приоритетном порядке идут на премирование тех сотрудников, которые "принесли" эту экономию. При этом их заработная плата не увеличивается. Все средства идут на улучшение условий их труда (оборудование, мебель, др.).
  Люди могут быть поощрены только через аттестацию, по результатам которой они могут быть повышены в должности и в чине. В то же время, сокращение установленных сроков нахождения на соответствующей должности и в соответствующем чине может быть только на 3 месяца в год.
 
 
 Технологии сопровождения
 бюджетной учетной
 реформы
 По материалам презентации Лоранс Морет
 
 
  В 2001 году принят конституционный закон о введении с 1 января 2006 года новых бюджетных правил.
 
 Суть реформ
 
  1. Изменение бюджетной политики государства.
  Бюджет будет расписан не по Министерствам, а с точки зрения реализации конкретной политики.
  2. Внесение изменений в способы управления.
  Планируется реализация следующей концепции:
 "Исходя из имеющихся средств, достичь лучших показателей".
  3. Реформа учета.
  Переход на "трёхмерный" учет, аналогичный учету, который сейчас ведётся хозяйствующими субъектами (за исключением налогового учета - он не ведётся).
  Должен вестись учет анализа издержек на реализации конкретных направлений бюджетной политики. Это позволит Парламенту Франции лучше видеть и анализировать расходование бюджетных средств, с точки зрения конечной эффективности затрат. Такой подход также позволит внешним, независимым аудиторам эффективно работать в бюджетной сфере.
 
 Структура проектной команды
 
  В Управлении учета государственных финансов (Казначействе Франции) создано 2 новых подуправления - 6-е и 7-е.
 
  Задача 6-го подуправления:
  разработка норм, нормативов и внутреннего контроля процедур учета и отчетности.
  В подуправлении 3 отдела:
  6А - контроль и внутренний аудит,
  6Б - перестройка государственного учета,
  6В - внедрение новых технологий.
 
  Задача 7-го подуправления:
  создание новых структур, необходимых для реализации реформ.
  В подуправлении 4 отдела.
  Одна из задач - внесение изменений в инфраструктуру, которая должна заниматься учетом. Она должна включать людей, которые будут работать в Министерствах.
 
  Кроме того, в структуре Управления учета государственных финансов (Казначейства Франции) создана "Миссия по проведению изменений" (организации реформ и обучению персонала). Её задачи:
 * распространение информации (создание и распространение рекламных материалов (специальных и периодических, печатных и электронных), выпуск "словаря реформ"),
 * организационное обеспечение управленческих работ. Ежемесячно готовится План-календарь, который предоставляется Руководителю Казначейства Франции. В нём планируются встречи с руководителями структурных подразделений. Участвующих в реализации реформ, - это позволяет оперативно получать всю необходимую информацию о ходе реализации реформы. По результатам этих встреч готовиться наглядный графический отчет, представляемый руководителю Казначейства Франции. В этом отчете цветом выделяется статус мероприятий:
 * красным - работа, которая должна начаться,
 * жёлтым - текущая работа,
 * синим - завершаемая работа,
 * серым - законченная работа.
 В рамках этой задачи Миссия также организует семинары и совещания.
 * Подготовка и переподготовка кадров, осуществляемая на 3 уровнях:
 * знакомство с новыми понятиями (терминологией),
 * целевая профессиональная (функциональная подготовка), предназначенная для специалистов, которые должны выполнять конкретные работы по новым правилам,
 * подготовка к работе с новыми автоматизированными системами.
 
  Проектный сайт расположен в интранете и недоступен внешним пользователям.
 
  Для сопровождения реформ в регионах, в каждом территориальном управлении назначены "послы реформ". Задача этих людей - популяризация реформ в данном подразделении. На них также возложена задача координации работ по переподготовке служащих.
 
  Также созданы региональные комитеты по проведению реформы, в состав которых входят Префект (представитель Правительства в регионе), представители Казначейства Франции, других заинтересованных организаций и учреждений.
 
 
 Государственные закупки
 По материалам презентации господина Мишеля Поше
 
 
 Организация работ
 
 Общая информация
 
  При Министерстве экономики, финансов и промышленности есть специальный закупочный центр, осуществляющий размещение заказов для всего государственного (общественного) сектора (государственные организации, больницы, университеты, все местные органы власти, др.).
  С 7 января 2004 года все закупки регулируются специальными правилами, введенными в действие постановлением Правительства Франции.
  Внутренние правила Франции должны соответствовать директивам Евросоюза (ЕС).
  Основной принцип закупок - прозрачность процедур. Любое французское предприятие должно иметь равноправный доступ к государственному заказу. Начиная с определенной суммы (5,9 млн. Евро) в закупках может участвовать любая европейская организация.
  Осуществляется пересмотр функций государства. Если какая-либо функция не имеет стратегического значения для государства, и она может быть куплена на рынке, - она покупается на конкурсной основе на рынке.
  Должна быть обязательная реклама всех закупок.
  Закупки подразделяются на текущие и инвестиционные.
  В каждом бюджетном учреждении обязательно назначается человек, отвечающий за все закупки.
 
 Основные этапы работ
 
  1. Оценка потребностей.
  Осуществляется для текущих потребностей - на год, для инвестиционных - на весь период реализации.
  2. Группировка государственного заказа.
  Чем больше объем государственного заказа, тем выгодней для государства его можно разместить. В этой связи, прежде, чем начинать закупочные процедуры, необходимо оценить, - кому ещё в данный момент требуется закупить такую же продукцию. В то же время, проводится оценка, - не приведет ли "консолидируемая" закупка к разорению мелких поставщиков. Если есть риск, - заказ разумно дробится.
  3. Оценка применяемых процедур.
 Для инвестиционных закупок:
 До 230 тыс. Евро применяется упрощенная процедура.
 От 230 тыс. Евро до 5,9 млн. Евро - товары (работы, услуги) могут быть закуплены либо на конкурсной основе, либо закупка у единственного источника. Все, что свыше 5,9 млн. Евро - только на конкурсной основе, на подготовку предложений предоставляется 52 календарных дня, публикация в специальном издании Евросоюза (ЕС).
 Для текущих закупок (в рамках одного бюджетного года):
 До 90 тыс. Евро - закупка методом запроса котировок. Публикация в прессе не обязательна.
 Упрощённая процедура на сумму от 90 до 150 тыс. Евро. Публикация в специализированной прессе Правительства.
  4. Конкурс.
  Заказчик должен составить документ, в котором он должен подробно описать свои потребности в продукции, правилах её получения (условия поставки) и методологии оценки предложений участников.
  Оформленная оферта публикуется в прессе.
  Получение предложений. Предложения, полученные с опозданием, не рассматриваются. Предложения представляются в двух конвертах: в первом, который открывается первым, подтверждение квалификации участника и спецификация поставляемых товаров (работ, услуг); во втором - ценовое предложение. Ценовое предложение участников, не прошедших квалификацию или поставляющих не удовлетворяющие требованиям заказчика товары (работы, услуги), не вскрывается. Дисквалифицированные участники информируются о своей дисквалификации.
  Оставшиеся предложения ранжируются. Если после квалификационного отбора остался только один участник - он определяется победителем.
 
 Центр государственных закупок
 
  Центр государственных закупок - хозрасчетная организация, работающая в интересах всех организаций общественного сектора.
  Конкурс может проводить сама бюджетная организация, но при этом она несёт всю ответственность за эту работу. В этом случае Центр государственных закупок в работе не участвует.
  Если бюджетное учреждение не хочет (не может) проводить закупки, - оно может поручить эту работу Центру государственных закупок. В то же время, решение о приемлемости товара (работ, услуг) принимает конечный заказчик - соответствующее бюджетное учреждение.
  Контракт с поставщиком заключает Центр государственных закупок, а потом выставляет бюджетному учреждению цену с учетом своей прибыли, достаточной для возмещения понесённых расходов.
  Контракты с поставщиками заключаются на срок - максимум 3 года.
  Центр государственных закупок закупает только типовые товары (работы, услуги). Пример: Центр государственных закупок закупает преимущественно следующие услуги:
 * по охране объектов,
 * уборке помещений,
 * организации переездов.
  Центр государственных закупок проводит конкурсы без указания в оферте конечных заказчиков и точного объема товаров (указывается только ориентировочные объемы). На этих конкурсах определяется стоимость продукции, которая потом (с учетом "наценки" Центра государственных закупок) предоставляется всем организациям общественного сектора. Потенциальные государственные заказчики могут подтвердить свою заинтересованность в данной продукции и разместить через Центр государственных закупок заказ, исходя из результатов проведенного ранее конкурса (+ "наценка"). Это позволяет бюджетным учреждениям получать необходимые товары быстро, экономя время на практической реализации установленных конкурсных процедур.
  Центр государственных закупок может проводить закупки через "электронные" аукционы.
  Центр государственных закупок осуществляет постоянный мониторинг всех нормативных, правовых решений в государственном (общественном) секторе, которые влекут за собой необходимость закупок товаров (работ, услуг).
  В Центре государственных закупок работает 800 человек, из них государственные служащие - до 15 человек. В том числе, в Центре работают специалисты по конкретным предметным областям.
  Центр государственных закупок имеет 31 филиал.
  Годовой оборот ~ 600 млн. Евро.
  Всего на исполнении сейчас находится 1800 контрактов. В год, в среднем, заключается 70 принципиально новых контрактов.
 
  Данный отчет подготовлен в процессе работы делегации в Казначействе Франции (с 11 по 17 апреля 2005 года) и оформлен 18 апреля 2005 года.
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 5
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу