<< Пред.           стр. 11 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 Этап предварительного согласования места размещения объекта завершается утверждением материалов согласования решением уполномоченного государственного органа. Решение является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка. В семидневный срок с момента его принятия копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта выдается субъекту, заинтересованному в этом согласовании.
 Если собственник земли, землевладелец, землепользователь, арендатор не согласен с указанным решением, он может обжаловать его в десятидневный срок в вышестоящий государственный орган, а затем в суд, решение которого является окончательным.
 Закон не допускает финансирования проектно-изыскательских работ до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда (при возникновении спора). Законодательством субъектов РФ может быть установлен иной порядок предварительного согласования места размещения объекта.
 В случаях предоставления земель для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки, а также при предоставлении (передаче) земель гражданам в соответствии со ст. 28 ЗК РСФСР предварительное согласование места размещения объекта не производится.
 Решение о предоставлении земельного участка принимается и после утверждения проекта. Для принятия такого решения заинтересованный субъект обращается в государственный орган, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. На основе подготовленных материалов по изъятию и предоставлению земельных участков уполномоченный орган принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления. Копия решения (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается заинтересованному лицу в семидневный срок с момента его принятия.
 Если принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка, оно может быть обжаловано заказчиком в суд в исковом порядке в десятидневный срок. В таком же порядке может быть обжаловано решение об изъятии (выкупе) земельного участка. Истцом в этом случае является собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь, арендатор, не согласный с принятым решением об изъятии (выкупе) земельного участка. Обжалование решения приостанавливает его исполнение.
 Земли под строительство предприятий и иных объектов предоставляются, как правило, в бессрочное пользование. В бессрочное пользование предоставляются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
 Во временное пользование земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом землепользователям и арендаторам по договору. Арендаторами земли согласно действующему законодательству могут быть любые юридические и физические лица. Земли, предоставляемые во временное пользование, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности. Формы договоров на пользование землями, находящимися в федеральной собственности, утверждаются Правительством России, землями, находящимися в собственности субъектов РФ – правительствами субъектов Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. была утверждена форма Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения*. В нем предусматриваются условия, касающиеся предмета договора, срока его действия, арендной платы, определяются права и обязанности арендатора и арендодателя, ответственность сторон и порядок разрешения споров.
 ___________________________
 * Российская газета. 1992.15 апр.
 
 
 5.3. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами
 
 Требования к лицензированию пользования недрами определены как Федеральным законом от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах», так и специальным документом – Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г.
 Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке пользования недрами решается в зависимости от характера полезных ископаемых, вида работ, связанных с недрами, и вида пользования недрами. Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно, без специального разрешения.
 Некоторые виды работ, связанные с недрами, осуществляются без лицензий. К примеру, в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами получение лицензии не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на проведение указанных работ выдает Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение, а условия их проведения согласовываются исполнителями этих работ с органами местного самоуправления. К названным видам пользования недрами применяется упрощенная процедура оформления соответствующего права.
 В соответствии с предусмотренными законодательством о недрах видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и других видов пользования. Виды пользования недрами, на которые выдаются лицензии, рассмотрены более подробно в разд. VI учебника «Право природопользования». Закон допускает предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
 Какие конкретные объекты недр могут быть предоставлены в пользование в лицензионном порядке? Решение по этому вопросу подготавливают органы государственного управления в области использования и охраны недр, ведущие учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования. Они подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение этих объектов или зачисления их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.
 Подготовленные таким образом предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования подлежат согласованию с другими органами центральной исполнительной власти России. В согласовании участвуют Министерство экономики РФ, Министерство топлива и энергетики РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ (в части минеральных подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных), Федеральный горный и промышленный надзор России и другие государственные органы, которые принимают участие в процессе лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах. По результатам согласований перечень объектов недр, предлагаемых для предоставления в пользование, и условия их предоставления определяются совместно органом представительной власти субъекта РФ и федеральным органом государственного управления в области использования и охраны недр.
 Законодательство о недрах устанавливает различные основания предоставления недр в пользование. Законом «О недрах» (ст. 13, 101) предусмотрено, что недра могут быть предоставлены в пользование:
 1) на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;
 2) на основании решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;
 3) на основании решения Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ;
 4) в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных Законом;
 5) в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
 6) на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.
 Для получения лицензии на пользование недрами предприятие или физическое лицо обращается с заявкой в специально уполномоченный федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения. С такой заявкой могут обратиться также юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами в России.
 Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий. При этом они согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, – с государственными органами управления экономикой.
 Наряду с другими основаниями получения права пользования недрами, о которых говорилось выше, Федеральным законом «О выборах» предусмотрено предоставление лицензий на право пользования недрами путем проведения конкурсов и аукционов. Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов по каждому объекту или группе объектов лицензирования осуществляется органом представительной власти субъекта РФ совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования недрами может быть предоставлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса. При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.
 При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр.
 В предусмотренных Законом «О недрах» случаях лицензия предоставляется совместно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, либо самостоятельно федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением . Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.
 Лицензии на пользование недрами бывают срочными и без ограничения срока. Так, лицензии на пользование недрами для геологического изучения выдаются на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, – на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования – на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
 Лицензия на пользование недрами и другие документы, которые являются ее неотъемлемыми составными частями, должны содержать:
 • данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
 • данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
 • указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
 • указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
 • сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
 • условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
 • согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении;
 • соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
 • условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
 • порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
 Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе договора на условиях раздела продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону «О недрах ».
 Некоторые особенности лицензирования регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа установлены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации». Лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции, выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр. Предварительно они должны быть согласованы со специально уполномоченными на то федеральными органами по обороне, по рыболовству, по охране окружающей среды и природных ресурсов, по оборонным отраслям промышленности с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов – по пограничной службе, по науке и технической политике, по таможенному делу, федерального органа по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
 Наряду с другими данными в лицензию дополнительно должны включаться сведения:
 • об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга, взаимосогласованные методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;
 • о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
  • о страховании, консервации и ликвидации (уборке) установок и сооружений по завершении работ.
 Закон запрещает включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.
 Права и обязанности пользователя минеральных ресурсов континентального шельфа возникают с момента получения лицензии.
 Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Лицензия на пользование недрами предоставляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие осуществляется на основании земельного законодательства РФ и субъектов Федерации в порядке, рассмотренном выше в данном разделе учебника.
 В соответствии с горным законодательством участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр. Участок недр в виде горного отвода предоставляется также для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. Участок недр в виде геологического отвода предоставляется при выдаче лицензии на геологическое изучение недр.
 При определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие объект пользования, но должны быть определены и зоны технологического влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое). Горный отвод должен иметь ограничение по глубине. При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны.
 Определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра – с органами государственного экологического контроля и государственного санитарного надзора.
 
 5.4. Лицензионно-договорные основы права пользования водами
 
 Вопросы лицензирования водопользования решаются с учетом особенностей использования водных ресурсов для тех или иных целей. Водный кодекс РФ устанавливает, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, т.е. специальное водопользование, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок и взлетов воздушных судов.
 Водный кодекс РФ требует, чтобы при осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов учитывалось наличие водных ресурсов, потребности в них водопотребителей и состояние водных объектов.
 Водным законодательством предусмотрено два вида лицензии: распорядительная и на водопользование. Распорядительная лицензия представляет собой документ, на основании которого осуществляется переход права пользования водными объектами от одного лица к другому. Этот вид лицензии выдается водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшения состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство водных биоресурсов и др.).
  Лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными органами.
 Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г., уточняют, какие документы должны быть представлены заявителем в орган лицензирования с учетом видов водопользования. Так, некоторые дополнительные документы должны предоставляться для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды, для целей гидроэнергетики, для сброса сточных и (или) дренажных вод, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды. Для получения лицензии на водопользование с использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, требуется также предоставление лицензии на пользование недрами.
 В зависимости от способов и целей использования водного объекта лицензия на водопользование должна содержать:
 • сведения о водных объектах;
 • сведения о водопользователе;
 • сведения о водопотребителях;
 • указания на способы и цели использования водных объектов;
 • указание пространственных границ (координат) предоставляемых в пользование водных объектов или их частей, а при необходимости мест забора (сброса) воды;
 • сведения о лимитах водопользования;
 • сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
 • сроки действия лицензии;
 • требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды (ст. 49 ВК РФ).
 Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются Министерством природных ресурсов РФ. Лицензия на водопользование может быть выдана на срок до 25 лет.
 Особенностью лицензирования водопользования является то, что сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами. Такие права приобретаются на основании заключенного в соответствии с лицензией договора пользования водным объектом.
 Согласно Водному кодексу, после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным. Водное законодательство предусматривает следующие виды договоров пользования водными объектами:
 • договор долгосрочного пользования водным объектом, который может быть заключен на срок от 3 до 25 лет;
 • договор краткосрочного пользования водным объектом (до 3 лет);
 • договор установления частного водного сервитута (забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, водопоя скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и др.) (ст. 54 ВК РФ).
 Договор пользования водным объектом заключается между органом исполнительной власти субъекта РФ и водопользователем. Если водный объект расположен на территории нескольких субъектов РФ, договор пользования заключается со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов либо с их согласия с одним из них. Предмет договора – порядок использования и охраны водного объекта или его части.
 Водный кодекс требует, чтобы при оформлении лицензии на водопользование и заключении договора пользования водным объектом специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда и органы исполнительной власти субъектов РФ согласовали их условия между собой и с иными заинтересованными органами исполнительной власти (ст. 56). Органами исполнительной власти, с которыми согласуются условия лицензии и договора, являются органы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (в части согласования требования о предупреждении вреда окружающей среде), органы по охране недр (в части пользования подземными водами) и др.
 Договор пользования водным объектом должен заключаться в соответствии с лицензией на водопользование. В случае противоречия договора условиям лицензии он признается недействительным.
 Водный кодекс устанавливает некоторые обязательные условия, которые должен содержать договор пользования водным объектом. К ним относятся условия:
 • предусмотренные в лицензии на водопользование;
 • определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом;
 • устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом;
 • определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.
 Договор пользования водным объектом считается расторгнутым с момента уведомления сторон, заключивших его, об аннулировании лицензии на водопользование.
 
 5.5. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами
 
 Лесной кодекс РФ предусматривает ряд новых в сравнении с прежними Основами лесного законодательства РФ положений относительно регулирования прав пользования лесными ресурсами. К новациям прежде всего относится широкое применение договорных отношений в сфере лесопользования.
 Права пользования лесными ресурсами возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
 Договор аренды участка лесного фонда может быть заключен между лесхозом Рослесхоза (арендодатель) и лесопользователем (арендатором) на срок от одного года до сорока девяти лет. Аренда участка лесного фонда является платной. Договор аренды может регулировать осуществление одного или нескольких видов лесопользования. В соответствии с договором аренды добытые лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Лесной кодекс запрещает субаренду участков лесного фонда.
 Решение о предоставлении участка лесного фонда в аренду принимается органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Рослесхоза или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами Рослесхоза с участием органов местного самоуправления и лесопользователей.
 Участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории. При этом Лесной кодекс содержит условия, в соответствии с которыми лесопользователи длительное время (срок не уточнен) должны осуществлять свою деятельность на данной территории и иметь производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов.
 Предоставление участков лесного фонда в аренду должно проводиться гласно, с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории. К сожалению, это важное положение в Кодексе не развивается и не конкретизируется.
 Согласно Лесному кодексу участок лесного фонда предоставляется только при условии, что арендатор имеет лицензию на осуществление данной деятельности.
 В соответствии с гражданским законодательством договор аренды участка лесного фонда подлежит государственной регистрации. Он считается заключенным с момента регистрации (ст. 32 ЛК РФ).
 В договоре аренды участка лесного фонда указываются;
 • границы участка;
 • виды лесопользования;
 • объемы (размеры) лесопользования;
 • срок аренды;
 • размер арендной платы и порядок ее внесения;
 • обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;
 • порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ;
 • иные условия, предусмотренные лесным законодательством РФ и определенные по усмотрению сторон.
 За исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом, участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Организуются и проводятся конкурсы территориальными органами Рослесхоза. Для проведения лесного конкурса создается комиссия. В нее входят представители органа государственной власти субъекта РФ (председатель), территориального органа Рослесхоза (заместитель председателя), специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций. Выставляются участки лесного фонда на лесные конкурсы органом государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа Рослесхоза.
 Лицо, выигравшее конкурс, и организатор конкурса подписывают протокол о его результатах, на основании которого и заключается договор аренды участка лесного фонда (ст. 35 ЛК РФ).
 По решениям органов государственной власти субъектов РФ, принимаемым по представлению территориальных органов Рослесхоза, участки лесного фонда могут предоставляться в безвозмездное пользование (ст. 36 ЛК РФ). По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
 Лесной кодекс предусматривает также возможность заключения договора концессии участка лесного фонда (ст. 37). Сторонами такого договора являются Правительство России или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По этому договору одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для их вовлечения в эксплуатацию. Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам проведения конкурса или аукциона. Выставляются участки лесного фонда на конкурсы или аукционы Правительством России по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
 В договоре концессии участка лесного фонда указываются:
 • границы участка;
 • виды лесопользования;
 • объемы (размеры) лесопользования;
 • срок концессии;
 • обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;
 • порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг;
 • виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей;
 • обязанности инвестора по строительству и содержанию дороги других объектов инфраструктуры;
 • иные условия, предусмотренные законодательством РФ и определенные по усмотрению сторон.
 Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета. В соответствии с Лесным кодексом РФ (ст. 42) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
 Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды, договор безвозмездного пользования, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.
 Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев.
 Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю лесхозом ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Эти документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Он выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
 Лесорубочный билет является основанием для выдачи лесничеством ордера. На основании ордера лесопользователь осуществляет отдельные виды заготовки и вывозку древесины, заготовку второстепенных лесных ресурсов. Лесничество на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществлять отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
 Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на лесопользование, за исключением видов почвсопользования, указанных в ч. 6 ст. 42 ЛК РФ. Лесной билет на побочное лесопользование выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования – лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
 Согласно Лесному кодексу, участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года (ст. 43). В краткосрочное пользование они предоставляются лесопользователям либо по результатам лесного аукциона, либо на основании решений органов государственной власти субъектов РФ посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. На основании указанных документов леса могут предоставляться в пользование для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.
 В иных случаях участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесных аукционов, которые организуются и проводятся территориальными органами Рослесхоза. Состав аукционных комиссий утверждается органом государственной власти субъекта РФ. Лесные ресурсы на лесной аукцион выставляет орган государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа Рослесхоза. По результатам лесного аукциона оформляется протокол, который подписывается лицом, выигравшим аукцион, и его организатором. Протокол имеет силу договора. В нем указываются:
 • границы участка лесного фонда;
 • виды лесопользования;
 • объемы (размеры) лесопользования;
 • размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения;
 • иные условия лесного аукциона.
 
 5.6. Лицензионно-договорные основы права пользования
 объектами животного мира
 
 Особенности лицензирования пользования животным миром и развития договорных отношений в данной сфере предусмотрены Федеральным законом «О животном мире», Федеральным законом «О континентальном шельфе», Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г.; Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г., и другими актами. Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, регулируется постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г.
 Субъектами специального, т.е. на основании лицензии, пользования объектами животного мира являются как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные. Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в ней по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Граждане осуществляют пользование животным миром на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.
 В законодательстве, однако, подчеркивается, что приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории (акватории) отдается российским юридическим лицам и гражданам, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории (акватории), а также собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
 Дополнительные субъекты преимущественного права на использование живых ресурсов определены ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации». Это – представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов; население Севера и Дальнего Востока России в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью РФ; российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.
 Лицензии на пользование объектами животного мира выдают Департамент по рыболовству, а также Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и их территориальные подразделения.
 Специфика лицензирования пользования животным миром проявляется в том, что сама лицензия не дает права пользования а служит необходимой предпосылкой для заключения договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.
 По срокам действия лицензии подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства России или органа исполнительной власти субъекта РФ. Правительство РФ принимает решение о предоставлении в пользование объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, а органы исполнительной власти субъекта РФ – объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности.
 Существует достаточно сложная процедура получения долгосрочной лицензии юридическим лицом. Она урегулирована ст. 37 Федерального закона «О животном мире». Для получения лицензии заинтересованное юридическое лицо подает заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ. Этот орган принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. При этом дополнительно это решение согласовывается с заинтересованными субъектами – собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда. Согласовываются условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
 На основании согласования орган исполнительной власти субъекта РФ и юридическое лицо – пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.
 Согласно ст. 38 Федерального закона «О животном мире», долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать: а) сведения о пользователе животным миром; б) разрешенные виды пользования животным миром; в) перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование; г) границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром; д) срок действия лицензии; е) условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.
 Особенности лицензирования рыболовства регулируются специальными положениями применительно к промышленному рыболовству и деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений.
 Некоторые особенности лицензирования пользования объектами животного мира предусмотрены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 11). Лицензию на промысел живых ресурсов континентального шельфа могут получить как физические и юридические лица России, так и физические и юридические лица иностранных государств, иностранные государства и компетентные международные организации (иностранные заявители). При этом иностранные заявители могут использовать живые ресурсы континентального шельфа РФ в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы.
 Лицензия на промысел живых ресурсов выдается государственным органом по использованию рыбных ресурсов на основании заявки, представленной российским или иностранным заявителем соответственно на русском языке и языке своей страны. Этот орган в месячный срок со дня получения заявки информирует заявителя в месте, времени и порядке получения лицензии на промысел. В лицензии может быть отказано, о чем данный орган обязан уведомить заявителя. Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензий на промысел. Ими являются:
 · отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов живых ресурсов;
 · несоответствие содержания заявки на получение лицензий на промысел требованиям Федерального закона;
 · представление заявителем неверных сведений;
 · непредставление заявителем доказательств или гарантий того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для проведения промысла;
 · нарушения Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, допущенные заявителем в предыдущий сезон;
 · неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, штрафа и возмещения ущерба, предъявленных ему ранее органами охраны.
 Если государственный орган по использованию рыбных ресурсов принимает решение о выдаче лицензий на промысел живых ресурсов, он должен уведомить об этом специально уполномоченные федеральные органы по охране окружающей среды, а также федеральные органы: по пограничной службе, по таможенному делу и по обороне. Лицензии на промысел живых ресурсов действительны в течение календарного года в пределах установленного срока в указанных в них районах промысла на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел, должен находиться подлинник лицензии на промысел живых ресурсов.
 
 5.7. Особенности лицензирования деятельности
 по удалению отходов в окружающую среду
 
 Речь идет о лицензировании выбросов предприятиями загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных вод и размещения (захоронения) твердых отходов производства и потребления, захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра. Удаление отходов в окружающую среду регулируется в праве окружающей среды как вид пользования соответствующим природным ресурсом – атмосферным воздухом, водами, землями, недрами.
 Лицензирование данного вида деятельности регламентируется Законом «Об охране окружающей природной среды», природоресурсными актами законодательства, Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г., а также приказом Минприроды России от 18 июня 1996 г. «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г., Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г.
 Лицензии на удаление отходов в объекты окружающей среды выдают:
 Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы (на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ, кроме радиоактивных);
 • Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы (на водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных и/или дренажных вод, а также пользование недрами для захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра);
 • Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (на обращение с радиоактивными отходами).
 Гарантией, обеспечивающей выполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по удалению названных выше видов отходов, служит проведение государственной экологической экспертизы экологических обоснований соответствующих лицензий.
 Для получения лицензии (разрешения) предприятие подготавливает материалы их обоснования, включая:
 • заявление на получение лицензии на размещение отходов;
 • фактические данные об отходах, их размещении, утилизации;
 • проект нормативов ПДВ (ПДС), размещения отходов;
 • материалы, подтверждающие возможности размещения отходов с учетом класса токсичности;
 • сведения об оплате за размещение отходов за предыдущий год.
 С учетом специфики удаления отходов в природные среды законодательством устанавливаются требования относительно предоставления дополнительных материалов. Так, согласно Правилам предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии дополнительно должны быть представлены сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля (наблюдения) за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод; обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых вод.
 Для принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган проводит экспертизу представленных материалов, определяет условия действия лицензии и при необходимости проводит экологическое аудирование предприятия, обратившегося с заявлением.
 Лицензия выдается на срок не менее трех лет, но по просьбе заявителя срок ее действия может быть укорочен. Продление срока действия лицензии производится в том же порядке, как и ее получение.
 
 XII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
 ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
 
 1. Понятие и функции экологической сертификации
 
 Экологическая сертификация (экосертификация) – новое направление природоохранительной деятельности в России. Обязательная экологическая сертификация товаров (работ и услуг), на которые законом установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, введена с принятием 7 февраля 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей»*. Этим Законом Госстандарту России был придан статус головного органа по сертификации товаров (работ и услуг), в функции которого входят установление контроля за соблюдением правовых требований в этой сфере. В мае 1992г. Госстандарт России ввел по всей стране Систему сертификации ГОСТ (ГОСТ Р), определяющую порядок работ по обязательной сертификации, разработанную с использованием опыта зарубежных стран.
 __________________________
 * ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766. Ныне действует в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. (С8РФ. 1996. № 3. Ст. 140).
 
 Сертификация продукции в соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Экологическая сертификация – деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. При этом под экологическими понимаются требования, установленные в законодательных и иных нормативных актах в области природопользования и охраны окружающей среды.
 Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами – в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы – проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы – это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации – готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертификации является новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.
 С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг. Она способствует:
 • предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению вреда природной среде;
 • внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
 • производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;
 • созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;
 • совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью;
 • предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;
 • интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.
 Экологическая сертификация служит, таким образом, средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выборе экологически благополучной продукции; контроля безопасности продукции для окружающей среды жизни, здоровья и имущества; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя). Выступая в качестве инструмента защиты экологических и экономических интересов России, экологическая сертификация содействует вхождению России в мировое экономическое пространство, производству конкурентоспособной отечественной продукции, служит средством контроля за ввозом в страну экологически вредной продукции.
 Экологическая сертификация проводится в России в виде обязательной и добровольной. Она обязательна в случаях, установленных законодательством России и субъектов РФ. Проведение обязательной экологической сертификации означает, что государство берет на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей природной среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательством случаях. Для проведения обязательной экологической сертификации Госкомэкологии РФ составляет и утверждает Перечни объектов, подлежащих обязательной экосертификации.
 Для усиления государственного контроля за использованием экологически потенциально опасной продукции сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы (к их числу относятся и закупаемые за рубежом товары), отнесены Федеральным законом «Об экологической экспертизе» к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11).
 Обязательной сертификации подлежат также согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляются федеральным органом управления лесным хозяйством. Порядок проведения сертификации определяется Правительством РФ.
 Добровольная экологическая сертификация осуществляется в тех случаях, когда в законодательных актах РФ не предписана обязательная сертификация и проводится по инициативе заявителя-природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.
 
 2. Нормативные акты в области экологической сертификации
 
 Несмотря на новизну рассматриваемой правовой меры охраны окружающей среды, имеется ряд нормативных правовых актов, устанавливающих требования по экологической сертификации, хотя в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» о ней даже не упоминается. Трудно объяснить, почему, но не предусматривается правовое регулирование экологической сертификации и в проекте Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», подготовленном еще в Минприроды России и представленном Правительством РФ в Государственную Думу.
 Ряд конкретных требований в сфере экологической сертификации установлен Законом «О защите прав потребителей». В частности, Закон предусматривает, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке (ст. 7). В качестве гарантии соблюдения требования об обязательной сертификации товаров служит положение этого Закона, в соответствии с которым не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного, без информации о проведении его обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, указанным в п. 1 приведенной ст. 7. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.
 Наиболее общие требования относительно экологической сертификации установлены также в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг». Причем сертификация продукции, влияющей на состояние окружающей среды, выделена как одно из направлений сертификации.
 В целях создания условий, способствующих развитию конкуренции в области сертификации между организациями и предприятиями различных форм собственности, распоряжением Правительства РФ утверждена Программа демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации от 20 февраля 1995 г.* В данной Программе предусмотрено, что в рамках федеральной инновационной программы «Сертификация и метрология» предусматривается увеличить сеть аккредитованных испытательных лабораторий (центров), что позволит расширить испытательную базу для проведения сертификации и создать конкурентную среду в области как обязательной, так и добровольной сертификации.
 __________________________
 * СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 766.
 
 Имеется ряд подзаконных актов, регулирующих отношения по экологической сертификации. Это – постановление Правительства РФ от 27 марта 1994 г. «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии»; «Порядок проведения сертификации продукции», утвержденный постановлениями Госстандарта России от 1 декабря 1993 г. и от 21 сентября 1994 г.; Положение о порядке осуществления в г. Москве экологического контроля автотранспортных средств с введением экологического сертификата автотранспортного средства единого образца, утвержденное постановлением правительства Москвы от 18 июня 1996г.
 Детальное регулирование экологической сертификации на федеральном уровне осуществляется на основе ведомственных актов Государственного комитета по охране окружающей среды (Минприроды РФ). Наиболее значимыми актами являются:
 • Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации), утвержденные приказом Минприроды России от 23 января 1995г.;
 • Руководящие документы (РД) по природоохранной сертификации. Федеральная система природоохранной сертификации РД 001-93;
 • Перечень нормативно-методической документации, обеспечивающей процесс проведения экологической сертификации, включающий: Основные положения системы экологической сертификации; Положение о головном органе по экологической сертификации; Порядок проведения экологической сертификации; Положение о порядке выдачи экологических сертификатов; Положение о территориальных органах по экологической сертификации и порядок их аккредитации; Положение об испытательных лабораториях (центрах) и порядок их аккредитации; Положение о государственном реестре по экологической сертификации, порядок формирования и правила его ведения; Положение о знаке соответствия на экологическую безопасность; Номенклатура первоочередных объектов экологической сертификации; Оценка критериев экологической безопасности объектов экологической сертификации и пакет нормативных документов, содержащих количественные показатели этих критериев.
 
 3. Направления и объекты экологической сертификации
 
 Направления экологической сертификации определены Соглашением о взаимодействии Минприроды и Госстандарта России в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов, подписанным 31 марта и 5 апреля 1993 г., а также Основными направлениями работ по формированию системы экологической сертификации, разработанными в Минприроды России.
  В область экологической сертификации входят:
 1. Продукция (в том числе и та, которая сегодня сертифицируется в соответствии с экологическими требованиями в системе сертификации ГОСТ Р, но после создания системы экологической сертификации перейдет в нее).
 2. Технологические процессы:
 • направленные на добычу и заготовку природных ресурсов;
 • связанные с транспортировкой природных ресурсов, продукции и отходов;
 • связанные с хранением природных ресурсов, продукции и отходов;
 • направленные на извлечение (получение) веществ из природных ресурсов (технологические процессы получения металла в черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и т.п.);
 • связанные с машиностроением, приборостроением, использующие в качестве сырья продукцию предыдущих технологических процессов;
 • природоохранные, направленные на снижение негативных видов воздействий основного производства на окружающую среду.
 3. Отходы производства и потребления:
 • при добыче и заготовке природных ресурсов;
 • в процессе транспортировки природных ресурсов и продукции;
 • в процессе хранения природных ресурсов и продукции;
 • в основном технологическом процессе переработки природных ресурсов и продукции из них;
 • в природоохранном технологическом процессе, направленном на снижение негативных видов воздействия основного производства на окружающую среду.
 4. Природные ресурсы:
 • земельные ресурсы;
 • водные ресурсы;
 • ресурсы животного и растительного мира;
 • ресурсы недр и полезные ископаемые;
 5. Объекты окружающей среды:
 • охраняемые природные объекты (лесные массивы, водоемы, болота, другие определенные границами участки территорий и акваторий), предназначенные для сохранения и воспроизводства экосистем и отдельных видов природных ресурсов, флоры, фауны и ландшафтов;
 • природные объекты, предназначенные для хозяйственного использования.
 6. Экологические услуги:
 • по производству, установке, техническому обслуживанию природоохранного оборудования, ремонту контрольно-измерительных приборов природоохранного назначения;
 • по рекультивации, восстановлению, проведению санационных мероприятий;
 • по экологическому обучению, переподготовке кадров, повышению квалификации, экологическому аудированию.
 При составлении или уточнении состава объектов для экологической сертификации по каждому ее направлению должен быть установлен перечень соответствующих этим объектам природоохранных нормативных документов (ПНД), содержащих экологические требования, соответствие которым будет доказываться при проведении экологической сертификации этих объектов согласно определению понятия «экологическая сертификация соответствия».
 Так, по решению правительства Москвы одним из объектов обязательной экологической сертификации являются автотранспортные средства юридических лиц в части соблюдения ими требований стандартов по токсичности и дымности отработавших газов.
 
 4. Органы экологической сертификации
 
 Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является согласно Закону «О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России. Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.
 С учетом роли Госстандарта России в сертификации Главное управление экономики природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло в Госстандарт с предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов.
 Соглашение о взаимодействии, подписанное в апреле 1993 г., предусматривает его основные принципы и направления по вопросам экологической сертификации:
 • разработку и пересмотр нормативных документов, подготовку законопроектов и предложений о пересмотре действующих законодательных актов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающей среды;
 • обеспечение функционирования системы государственного метрологического контроля и надзора в области охраны окружающей среды;
 • организацию работ по обязательной сертификации объектов окружающей среды, природных ресурсов, отходов производства и потребления, продукции, товаров (работ и услуг), технологических процессов и аттестации производств по экологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.
 Существует достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая:
 • органы по экологической сертификации;
 • испытательно-аналитические лаборатории (центры).
 Возглавляет систему органов Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, который:
 • определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации, а также нормативные документы, на соответствие которым проводится экосертификация;
 • аккредитует органы по экосертификации и испытательно-аналитические лаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов и осуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;
 • ведет Реестр системы экологической сертификации;
 • устанавливает Знак соответствия системы экологической сертификации и правила его применения;
 • устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;
 • рассматривает апелляции по результатам экосертификации и аккредитации;
 • обеспечивает участников системы экологической сертификации и заинтересованные организации информацией по экосертификации;
 • взаимодействует с зарубежными и международными организациями по вопросам экосертификации, принимает решения о присоединении к международным системам и соглашениям по экосертификации;
 • обеспечивает принятие в установленном порядке решений о признании экосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;
 • осуществляет функции органа по экосертификации при его отсутствии;
 • осуществляет координацию работ в системе экологической сертификации и по ее взаимодействию с другими системами сертификации.
 Для выполнения названных функций Госкомэкология России создает ряд специальных подразделений: Руководящий комитет по экосертификации, Научно-техническую комиссию по экосертификации, Научно-методический центр системы экологической сертификации. На Госкомэкологии лежит задача координации их работы. В случае необходимости Госкомэкология привлекает к работе другие исследовательские и испытательные организации.
 При этом Руководящий комитет по экосертификации призван вырабатывать общую политику по развитию и совершенствованию системы экологической сертификации в стране и подготавливать программы по разработке природоохранных нормативов для целей сертификации.
 Научно-техническая комиссия по экосертификации, формируемая из представителей соответствующих подразделений Госкомэкологии России и органов государственного контроля и надзора других организаций в соответствии с их специализацией, аккредитованных органов по экосертификации, выполняет следующие функции:
 • обоснование выбора и организация разработки проектов нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится обязательная экосертификация;
 • рассмотрение предложений по актуализации нормативных документов, устанавливающих экологические требования и правила процедур этой сертификации для отдельных групп объектов;
 • взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации при Госстандарте России;
 • участие в проведении экосертификации отдельных групп объектов;
 • участие в рассмотрении материалов аккредитации органов по экосертификации и испытательно-аналитических лабораторий.
 Научно-методический центр системы экологической сертификации отвечает за:
 • подготовку предложений по совершенствованию и развитию системы экологической сертификации;
 • разработку проектов правил и процедур в системе экосертификации;
 • аккредитацию органов по экосертификации (по поручению федерального органа);
 • аккредитацию испытательно-аналитических лабораторий (центров);
 • подготовку и заключение (по поручению федерального органа) лицензионных соглашений с аккредитованными органами по экосертификации и испытательно-аналитическими лабораториями (центрами);
 • выполнение иных функций.
 Непосредственную деятельность по сертификации ведут органы по экологической сертификации. Они осуществляют, в частности, следующие функции:
 • формируют (комплектуют) и актуализируют фонд нормативных документов;
 • разрабатывают организационно-методическую документацию, необходимую для осуществления их деятельности;
 • принимают и рассматривают заявки на сертификацию;
 • готовят решения по ним и взаимодействуют с заявителями;
 • определяют в каждом конкретном случае испытательно-аналитическую лабораторию (центр) и орган по проверке (если она необходима) производства, организуют испытания и проверку производства;
 • сертифицируют объекты в закрепленной за органами по экосертификации сфере деятельности, выдают экосертификаты;
 • приостанавливают либо отменяют действие выданных заявителям экосертификатов;

<< Пред.           стр. 11 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу