<< Пред.           стр. 16 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 • защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;
 • государственные защитные лесные полосы;
 • ленточные боры;
  • леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
 • леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
 • леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
 • леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;
 • особо ценные лесные массивы;
 • леса, имеющие научное или историческое значение;
 • памятники природы;
 • орехово-промысловые зоны;
 • лесоплодовые насаждения;
 • притундровые леса;
 • леса государственных природных заповедников;
 • леса национальных парков;
 • леса природных парков;
 • заповедные лесные участки.
 К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования (ст. 57 ЛК РФ).
 Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение (ст. 58 ЛК РФ). Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, по которому при заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, определяемым федеральным органом управления лесным хозяйством.
 Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам лесов, так и перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического развития, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством (ст. 63 ЛК РФ).
 Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека (ст. 62), государственный учет лесного фонда (ст. 67), государственный лесной кадастр (ст. 68), мониторинг лесов (ст. 69), государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст. 70), обязательная сертификация лесных ресурсов (ст. 71), лесоустройство (ст. 72), договор аренды участка лесного фонда (ст. 31–35), договор безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36), договор концессии участка лесного фонда (ст. 37), лесорубочный билет, ордер и лесной билет (ст. 42), лицензирование права лесопользования (ст. 81), государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (ст. 76).
  Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесоразведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается установление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. Задачи по воспроизводству лесных ресурсов определяются лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством (ст. 89 ЛК РФ). Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала – обязанность как лесхозов, так и лесопользователей.
 Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одновременно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.
 Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особенности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования – заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регулирует ее применительно к двум видам – рубкам главного пользования и рубкам промежуточного пользования.
 В отношении рубок главного пользования ЛК РФ (ст. 113) устанавливает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касается рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, выборочными санитарными рубками, рубками реконструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошными санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубками для иных целей).
 Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наиболее эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред*.
 ___________________________
 * Крассов О.И. Основы лесного законодательства Российской Федерации. Комментарий. М., 1995. С. 3.
 
 В лесах второй группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные ресурсы.
 В лесах первой группы, экологически наиболее ценных лесах, проводятся рубки главного пользования, направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение экономических интересов.
 В лесах национальных парков, природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.
 В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму. При регулировании и проведении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешиваться в естественные процессы, происходящие в экосистеме заповедника.
 В горных лесах применяются способы рубок главного пользования с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов.
 Кроме того, при рубках и главного пользования, и промежуточного пользования заготовка древесины осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок, или наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным органом управления лесным хозяйством.
 Особенностями обладает правовое регулирование использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.
 Использование лесов, расположенных на землях обороны, регулируется с учетом того, что такие леса предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, определяется специальным законодательством РФ, но в соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях обороны, проводится совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и Минобороны России (ст. 132 ЛК РФ).
 Исходя из того, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на таких землях, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ. При этом в лесах, расположенных на землях городских поселений, допускается лишь проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством «городских» лесов ведется государственными органами субъектов РФ, Федеральной лесной службой и специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды (ст. 133 ЛК РФ).
 Регулируя рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, Лесной кодекс РФ исходит из того, что при этом должны обеспечиваться улучшение состояния растительности и выполнение ею своих функций. Такая растительность предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Допускается проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности.
 Что касается древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и землях водного фонда, предназначенной для защиты транспортных магистралей и каналов от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия транспорта, то Лесной кодекс РФ допускает рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на соответствующих землях.
 Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы использования лесных ресурсов в действительности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов*. Для производства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии – 52%, Западной Европе – 46%, США – 45%. В этих государствах по всей территории созданы четко действующие и разветвленные системы сбора макулатуры. В России существовавшая система пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается.
 _________________________
 * Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л.,Рандерс Й. Указ. соч. С. 81.
 
 
 6.2. Особенности правового режима растительного мира вне лесов
 
 Наиболее полно регулирование использования и охраны растительного мира осуществлено в лесном законодательстве. Что же касается растительного мира вне лесов, то отношения по поводу его объектов фрагментарно регулируются земельным, водным, горным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях. Так, Водный кодекс РФ (ст. 92) устанавливает обязанность водопользователей не допускать ухудшения среды обитания растительного мира. Для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 22) предусматривает создание ботанических государственных заказников, а в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира – дендрологических парков и ботанических садов. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений заносятся в Красную книгу РФ, в которой предусмотрен режим их использования и охраны.
 Нормативные правовые акты регулируют деятельность по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме растений, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ). В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г., такая деятельность может проводиться юридическими и физическими лицами лишь на основании лицензии. Лицензирование осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
 Важное экологическое значение, наряду с экономическим, имеют для охраны растительного мира постановления Правительства РФ от 17 мая 1995 г. «О неотложных мерах по охране лесов и оленьих пастбищ от пожаров в 1995 году» и от 26 февраля 1992 г. «О нормативах возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии, уничтожении или порче оленьих пастбищ».
 Уже в 70-е гг. ученые обосновали необходимость принятия самостоятельного закона «Об охране и использовании внелесной растительности»*. А.Б. Искоян, посвятившая свое исследование охране растительного мира, считает, что таким Законом следует:
 __________________________
 * Колбасов О.С. Основные направления правотворчества в области охраны окружающей природной среды // Советское государство и право. 1980. № 3. С. 72-77.
 
 • установить экологически обоснованные правила и нормы по охране, рациональному использованию и воспроизводству растительного мира;
 • ввести запреты и ограничения на пользование растительным миром, включая ограничения сбора диких растений, их цветов и т.п. для нужд населения и народного хозяйства, а также для ботанических коллекций и иных научных целей;
 • предусмотреть меры по предотвращению и пресечению самовольного пользования и иных нарушений порядка пользования растительным миром;
 • установить меры, обеспечивающие сохранение благоприятной среды произрастания диких растений, а также иные меры*.
 __________________________
 * Искоян А.Б. Указ. соч. С. 116-117.
 
 
 7. Особенности правового режима животного мира
 
 Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе «О животном мире». Это – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной свободы.
 Под охрану закона «О животном мире» берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Речь идет об объектах животного мира, выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках, которые на каком-то этапе интродуцируются в природную среду.
 Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.
 Животный мир издавна служит людям в качестве источника пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека. В преамбуле Федерального закона «О животном мире» животный мир объявляется достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.
 Законодательство о животном мире не предусматривает частной собственности на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Одной из характерных особенностей животного мира является миграция его объектов через границы субъектов РФ и государственную границу.
 В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Обратим внимание на то, что, обоснованно относя к предметам совместного ведения природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды, п. «к» ст. 72 Конституции РФ не называет законодательство о животном мире. Это позиция законодателя или пробел? Вопросы, не отнесенные к исключительному ведению России и совместному ведению РФ и ее субъектов, относятся в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции к предмету собственного правового регулирования субъектов РФ. Полагаем, что отсутствие в ст. 72 упоминания законодательства о животном мире – пробел в конституционном регулировании.
 Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия, формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О животном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.
 Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом «О животном мире» являются государственный учет, государственный кадастр (ст. 14), государственный мониторинг объектов животного мира (ст. 15), нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (ст. 17), государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18), экологическая экспертиза (ст. 20), государственный контроль в данной области (ст. 16).
 Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на:
 • сохранение видового многообразия животного мира;
 • охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
 • сохранение целостности естественных сообществ животных;
 • научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;
 • регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.
 Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
 По представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания исполнительные органы РФ и субъектов РФ в пределах их компетенции вправе принять решение об ограничении, приостановлении или полном запрете на определенных территориях и в акваториях или на определенные сроки осуществления отдельных видов пользования животным миром, а также пользования определенными объектами животного мира (ст. 21 Закона «О животном мире»).
 Так как возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл. III Федерального закона «О животном мире». Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
 Важным для обеспечения охраны животного мира является требование закона о том, что при размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
 Общие положения рассматриваемого Закона развиты в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 г., утвердившем «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с проводами и электрошока, воздействия элекромагнитных полей, шума, вибрации.
 В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:
 • выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;
 • установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;
 • устройство в реках или протоках западней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;
 • расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.
 С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в названном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.
 Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.
 При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.
 С целью предупреждения неблагоприятных последствий для животного мира и окружающей среды в законодательстве регулируются отношения по интродукции объектов животного мира в новые для себя экосистемы. Акклиматизация новых для фауны РФ объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований по охране окружающей среды.
 По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано также в регулировании численности объектов животного мира. Закон «О животном мире» предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а также порядок регулирования определяются специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.
 Наиболее распространенными видами пользования животным миром является охота и рыболовство. Возможности по предупреждению истощения животного мира в значительной степени связаны с регулированием осуществления этих видов деятельности.
 Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а также любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.
 Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как Закона «О животном мире», так и некоторых специальных нормативных правовых актов, включая Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 10 октября 1960 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Типовые правила охоты в РСФСР (1988 г.) и др.
 Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.
 Члены обществ охотников имеют право осуществлять любительскую и спортивную охоту с соблюдением установленных правил:
 • в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется учреждениями и организациями этих обществ,
 • в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется другими предприятиями и учреждениями, с разрешения их администрации,
 • а также в других охотничьих угодьях с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.
 Удостоверением на право любительской и спортивной охоты служат:
 • охотничий членский билет с отметками о сдаче испытаний по охотничьему минимуму и об оплате государственной пошлины;
 • путевка, выданная обществом в установленном порядке и
 • лицензия на отстрел или отлов соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) в места охоты.
 Членские охотничьи билеты выдаются: республиканскими союзами обществ охотников и рыболовов и их местными органами, другими уполномоченными организациями.
 Отстрел и отлов диких зверей и птиц при любительской и спортивной охоте производится по установленным нормам.
 В целях сохранения и воспроизводства диких зверей и птиц специально уполномоченные государственные органы по регулированию использования животного мира на территории охотничьих угодий могут ограничить или полностью запретить на определенные сроки добычу отдельных видов животных, применение некоторых видов орудий охоты и т.д.
 Порядок предоставления права на промысловое добывание диких зверей рассмотрен в разд. XI настоящего учебника «Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды ».
 Объекты охоты – дикая фауна в состоянии естественной свободы и входящая в государственный охотничий фонд. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ. Такой перечень утверждается Правительством РФ.
  Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г., включает следующие виды млекопитающих: волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, медведь, рысь, росомаха, барсук, куница, соболь, кидус, харза, кот дикий, ласка, горностай, солонгой, колонок, хорь, норка, выдра, заяц, дикий кролик, косуля, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, а также птиц – гусь, казарка, утка, глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, перепел, кеклик, фазан, улар, лысуха, кулик, саджа, голубь.
 Сроки охоты устанавливаются Правительством РФ. Правила охоты содержат перечень животных, охота на которых полностью запрещена или ограничивается какими-либо сроками. Этот перечень дополняется местными правилами.
 Охотничье хозяйство – отрасль народного хозяйства. Его составными частями являются государственный охотничий фонд и охотничьи угодья. Государственный охотничий фонд – совокупность зверей и птиц, находящихся на территории охотничьих угодий и служащих объектами охоты или воспроизводства с целью охоты. К охотничьим угодьям отнесены все земельные, лесные, водные площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц, входящих в состав охотничьего фонда.
 Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, является Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г.* (с изменениями и дополнениями).
 ___________________________
 * СП СССР. 1958. № 16. Ст. 127.
 
 Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.
 Все водоемы, которые используются или могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяется Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.
 Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются место, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.
 Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.
 Любительский и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.
 Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального использования и охраны животного мира является государственный контроль. Он организован с нарушением принципа, установленного Законом «О животном мире» (ст. 12), согласно которому недопустимо совмещение деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира. Функционирующие в системе Минсельхозпрода РФ департаменты по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и рыболовству как специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной животного мира связаны непосредственно с использованием охотничьих и рыбных ресурсов.
 Важную роль в развитии охотничьего и рыболовного спорта играет Российская ассоциация обществ охотников и рыболовов, их союзов, предприятий и организаций (Росохотрыболовсоюз). В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 7 июня 1993 г. Росохотрыболовсоюз является генеральным пользователем охотничье-рыболовных угодий РФ – ведущей в Российской Федерации организацией в области развития спортивной и любительской охоты и рыболовного спорта с сохранением за ним права выдачи охотникам и рыболовам членских охотничье-рыболовных билетов, путевок на охоту, рыбалку и иной отдых. Задачами ассоциации являются:
 • воспитание у членов общества бережного отношения к природе и ее богатствам;
 • активное участие в мероприятиях по охране и рациональному использованию охотничьих, рыбных и лесных богатств, воспроизводству диких животных и увеличению рыбных запасов, борьбе с браконьерством;
 • научно обоснованное ведение охотничье-рыболовного хозяйства, повышение продуктивности закрепленных охотничьих угодий и водоемов;
 • организация членов общества для добычи и продажи государству продукции охотничьего промысла и рыболовства, а также для сбора дикорастущих ягод, грибов, орехов, лекарственных растений; всемерное содействие в установленном порядке выполнению государственных планов закупок этой продукции;
 • пропаганда охраны природы, рационального использования природных ресурсов, передового опыта ведения охотничье-рыболовного хозяйства, охотничье-стрелкового и рыболовного спорта, охотничьего собаководства.
 В соответствии с возложенными задачами Росохотрыболовсоюз:
 • пользуется закрепленными охотничьими и рыболовными угодьями для ведения охотничье-рыболовного хозяйства, развития охотничьего и рыболовного спорта; проводит мероприятия по охране диких животных и рыбных запасов, улучшению кормовых, гнездовых и защитных условий для диких животных, увеличению численности полезных зверей и птиц, зарыблению закрепленных водоемов;
 • в закрепленных угодьях организует охоту на диких зверей и птиц, любительское и спортивное рыболовство;
 • организует отлов диких зверей и птиц и расселение их по плану, утверждаемому Департаментом охотничьего хозяйства;
 • добывает, закупает и продает государству пушнину, меховое сырье, мясо диких животных, рыбу и другие виды продукции охотничьего промысла и рыболовства, лекарственные растения, грибы, ягоды, орехи, а также добывает и заготавливает насадку и приманку для нужд любительского рыболовства;
 • создает общественную егерскую службу для проведения мероприятий по охране и воспроизводству диких зверей и птиц, увеличению рыбных запасов, а также для борьбы с браконьерством;
 • организует охотничьи и рыболовные хозяйства, сооружает и открывает тиры, стрелковые стенды, подсобные хозяйства, музеи, предприятия и мастерские по изготовлению и ремонту предметов охотничье-рыболовного снаряжения и сувениров на охотничье-рыболовную тему, оптово-закупочные торговые базы, магазины и ларьки для торговли охотничье-рыболовным снаряжением и сувенирами, создает звероводческие, кролиководческие, птицеводческие фермы и фермы для разведения диких зверей и птиц, а также питомники охотничьих собак, рыбопитомники, инкубационные цехи, прудовые и другие предприятия, хозяйства и сооружения, необходимые для практического осуществления задач обществ;
 • выполняет иные функции.
 Росохотрыболовсоюз располагает 3,5 тыс. охотничье-рыболовных хозяйств, 7 тыс. охотничьих и рыболовных баз, охотничьими угодьями.
 
 XVIII. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
 
 1. Особо охраняемые природные территории:
 история, цели образования, виды
 
 Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. На основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.) и особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.
 Вопросы правового режима экологически неблагоприятных территорий рассмотрены в разд. XIX, режим зон санитарной охраны – в разд. IX об экологическом нормировании. Здесь же мы остановимся на вопросе о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, находящихся под особой охраной.
 Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них – экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные. В Древней Руси выделение таких территорий как особо охраняемых диктовалось также военными соображениями.
 Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» – неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Потребность в этом появилась несколько веков назад. Уже с XVI в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. («Засека» – преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.
 В XVII в. по указу царя Алексея Михайловича, страстного любителя соколиной охоты, заповедными были объявлены семь островов у Мурманского побережья, где водились добываемые для царской охоты лучшие кречеты. Объявлялись заповедными и места царской охоты, где не позволялось охотиться никому, кроме царя. Так, в Шацком уезде запрещалось охотиться на оленей, а в подмосковных местах – в Соколиной роще и под селом Хвили (Фили) – запрещалось бить зверей и птиц*.
 ____________________________
 * Кутепов Н.И. Царская охота на Руси. Т. 2. СПб., 1894. С. 32.
 
 Заповедование служило не только защите личных интересов царя, но и явилось средством защиты экономических интересов государства. Так, именно казенные интересы заставили Московское правительство объявить заповедными с середины XVII в. целые районы Сибири. Это было связано с тем, что соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост. Соболиная охота в этих местах запрещалась.
 Петр I своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья*.
 __________________________
 * Российское законодательство Х-XX вв. Т. 5. С. 58.
 
 Круг интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире, чем в древности. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
 Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.
 а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.
 На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
 • осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
 • организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
 • осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
 • экологическое просвещение;
 • участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
 • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
 б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
 • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
 • сохранение историко-культурных объектов;
 • экологическое просвещение населения;
 • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
 • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
 • осуществление экологического мониторинга;
 • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
 в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:
 • сохранение природной среды, природных ландшафтов;
 • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
 • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
 г) Государственные природные заказники – территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
 • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
 • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
 • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
 • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
 • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
  д) Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
 е) Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
  ж) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
 з) Хотя в Законе «Об особо охраняемых природных территориях» зеленые зоны городов, в том числе лесопарковые защитные пояса, не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых природных территорий, но по существу они являются таковыми. В Законе «Об охране окружающей природной среды» этот вид включен в раздел «Особо охраняемые природные территории». Такие зоны выполняют средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
 и) К природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.
 Специфические категории особо охраняемых природных территорий могут быть предусмотрены природоресурсным законодательством. Так, в Водном кодексе РФ (ст. 118) говорится о том, что Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:
 • участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
 • водно-болотные угодья;
 • водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;
 • зоны охраны истока или устья водных объектов;
 • места нереста ценных видов рыб;
 • иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
 Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. Окружающую среду можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.
 Система особо охраняемых природных территорий в России находится в постоянном развитии. На январь 1996 г. в природно-заповедный фонд России входило 93 государственных природных заповедника (из них 87 находилось в ведении Минприроды России, 6 – в ведении РАН, Госкомвуза России и Минлесхоза Башкортостана), в том числе 18 биосферных, 30 национальных природных парков, 540 заказников, 1347 памятников природы. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» предусматривается расширение площадей государственных природных заповедников и национальных природных парков до 3% площади Российской Федерации.
 
 2. Законодательство об особо охраняемых
 природных территориях и объектах
 В Российской Федерации имеется достаточно развитое законодательство об особо охраняемых природных территориях. Оно включает Закон «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
 Новацией развивающегося земельного законодательства явилось выделение в Земельном кодексе РСФСР земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (ст. 4). Правовой режим этих разновидностей земель регулируется в разд. VI ЗК РСФСР.
 К землям природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нерестоохранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.
 К землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.
 К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения.
 Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов и т.д. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющиеся местом отдыха населения.
 Юридическое значение этих положений состоит в том, что, признав приведенный перечень земель в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.
 Наряду с законами принято значительное число подзаконных актов по вопросам особо охраняемых природных территорий. Один из наиболее важных– Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации». В соответствии с Указом сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики России. Указ содержит поручение Правительству РФ уточнить Проект рациональной сети государственных природных заповедников и национальных природных парков в стране. Особенно интересно то, что решение задачи расширения этих территорий будет достигаться согласно Указу в том числе за счет территорий бывших военных полигонов. Известно, что такие территории, как правило, деградированы и по своим экологическим характеристикам мало подходят для того, чтобы быть эталонами природной красоты и т.д.
 Важными являются также Указ Президента РФ от 10 октября 1995 г. «О Федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года» и нормативные акты, принятые Правительством России:
 • Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлением от 3 августа 1996 г.;
 • Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное постановлением от 3 августа 1996 г.;
 • постановление от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации»;
 • постановление от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»;
 • постановление от 11 октября 1993 г. «О мерах по усилению социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных природных парков»;
 •. постановление от 7 октября 1996 г. «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации».
 Ряд нормативных правовых актов принят Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ:
 • Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации, утвержденное приказом от 14 декабря 1992 г.;
 • Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденное приказом от 25 января 1993г.;
 • Примерные положения о государственных природных заказниках и памятниках природы, утвержденные приказом от 16 января 1996 г.
 При оценке системы нормативных правовых актов в данной сфере важно иметь в виду, что отношения по созданию и установлению правового положения каждого отдельного объекта как особо охраняемой природной территории регулируются индивидуальным актом, принимаемом уполномоченным органом. Примерами таких актов являются:
 • распоряжение премьера правительства Москвы от 12 мая 1992 г. «О создании природного парка «Битцевский лес»;
 • постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. «Об учреждении в Корякском автономном округе государственного природного заповедника «Корякский» Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации»;
 • постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. «Об учреждении в Эвенкийском автономном округе государственного природного заповедника «Тунгусский» Минприроды РФ».
 
 3. Правовой режим государственных природных заповедников
 
 Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники – первая форма особо охраняемых природных территорий.
  Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.
 Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает целый ряд мер. В этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.
 Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.
 В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
 На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
 • сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
 • поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
 • предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
 • осуществление экологического мониторинга;
 • выполнение научно-исследовательских задач;
 • ведение эколого-просветительской работы;
 • осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»),
 Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
 Однако на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.
 Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
 
 4. Правовой режим национальных и природных парков
 
 Национальные парки в России, в отличие от США, – относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 15 лет. Первые национальные природные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) – были созданы лишь в 1983 г.
 С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:
 • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
 • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
 • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
 • рекреационная, предназначенная для отдыха;
 • охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
 • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
 • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка (ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
 Запрещая на территории национального парка в принципе любую деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15) одновременно перечисляет определенные виды запрещенной деятельности. В этот перечень входят:
 • разведка и разработка полезных ископаемых;
 • деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
 • деятельность, влекущая изменения гидрологического режима;
 • предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
 • строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
 • рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
 • движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
 • организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
 • вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
  В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Вопрос о соблюдении этой нормы встал особенно остро при проведении государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования проектирования и строительства высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург – Москва. Трасса ВСМ согласно «Новгородскому» варианту строительства магистрали должна пересекать Валдайский государственный природный национальный парк и его охранные зоны на протяжении 20 км. Заказчик, правда, договорился о прокладывании трассы ВСМ в границах Валдайского национального парка в пределах полосы отвода существующей автомобильной дороги Санкт-Петербург – Москва. Полоса же отвода автомобильной дороги относится к землям транспорта, а не к землям парка. Но и такое решение является незаконным. Согласно п. 4 ст. 15 рассматриваемого Закона строительство новых хозяйственных объектов на землях, включенных в границы национального парка и не изъятых из хозяйственной эксплуатации, запрещается.
 Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.
 С учетом того, что национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.
 Соответствующая деятельность регулируется утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков и Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.
  Что касается порядка образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования государственных природных заповедников.
 В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки относятся к особо охраняемым территориям регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (ст. 19 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.
 В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
 Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
 
 5. Правовой режим государственных природных заказников
 
 Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
 При этом государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.
 Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
 На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни.
 Под угрозой применения установленных законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных заказников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.
 
 6. Правовой режим памятников природы,
 дендрологических парков и ботанических садов
 
 Территории, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения. В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов рф по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учредивших. Но они могут быть переданы специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие документы.
 Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с Правительством России.
 На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны.
 Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального или регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов власти РФ или представительных и исполнительных органов власти соответствующих субъектов РФ.
 В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
 Для обеспечения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов их территории могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:
 • экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;
 • научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
 • административную.
 
 7. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей,
 курортов и рекреационных зон
 

<< Пред.           стр. 16 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу