<< Пред.           стр. 19 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 • осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;
 • проведение с участием представителей заинтересованных сторон экологической экспертизы программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и иных проектов, реализация которых затрагивает или может затрагивать интересы двух или более сторон;
 • оказание содействия в разрешении экологических споров и др.
 В Межгосударственный экологический совет входят руководители природоохранных органов государств – участников Соглашения. Совет действует на паритетной основе и принимает решения на основе консенсуса.
 Важную роль в развитии природоохранительного сотрудничества в рамках СНГ призвана играть Межпарламентская ассамблея. В ее структуре создан Отдел по охране окружающей среды. Ассамблея выполняет совещательные, консультативные функции. Важнейшим полезным направлением ее деятельности является подготовка модельных законов в области природопользования и охраны окружающей среды. Развитие этого направления деятельности Межпарламентской ассамблеи будет способствовать решению двух сложных для выполнения отдельными государствами задач. Первая касается увеличения возможностей принять качественные национальные законы. Это особенно актуально с учетом дефицита в ряде государств юристов-экологов. Вторая – посредством разработки модельных законов обеспечивать гармонизацию принимаемого в рамках содружества законодательства в сфере окружающей среды, что предусмотрено Соглашением.
 
 7. Международная ответственность за экологические правонарушения
 
 Проблема международной ответственности государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка*. Под международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий.
 _________________________
 * Тимошенко А.С. Указ. соч. С. 165.
 
 Основанием применения международной ответственности служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и т.п.
 Важным элементом международного экологического правонарушения служит причинно-следственная связь между противоправным поведением субъекта международного права и причиненным экологическим ущербом. Существенное значение имеет вина правонарушителя. Одновременно в современной международной практике применяется и безвиновная или объективная (strict liability) ответственность.
 В соответствии с современным международным правом международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права. Это – международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, – такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.
 Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным деликтом, или ординарным правонарушением.
 В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.
 Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы*.
 _________________________
 * Международное право: Учебник. М., 1994. С. 214.
 
 Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно.
 Так, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила объективную ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти.
 Данная Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию Конвенция дает владельцу судна возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру гарантию банка или свидетельство, выданное международным компенсационным фондом, на сумму, соответствующую пределу ответственности, установленному Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может быть запрещено заходить или покидать порт государства – участника Конвенции.
 В Брюссельской конвенции установлен предел ответственности, равный 210 млн. условных золотых франков (2 тыс. франков за 1 регистровую тонну вместимости судна). Собственник судна может быть освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб:
 • явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления;
 • был всецело вызван действием или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб или
 • был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным действием правительства или другого органа власти, отвечающего за содержание в порядке огней и других навигационных средств.
  Женевская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (1989 г.), установила, что за ущерб, причиненный любым опасным грузом в ходе его перевозки, с момента инцидента ответственность несет перевозчик. Как и по Брюссельской конвенции, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления; вызван действием третьих лиц с намерением причинить ущерб.
 Особый пример возложения международной ответственности за вред, причиненный природной среде, представляет ответственность, применяемая вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных целях. Уже через несколько дней после начала войны действия иракских войск привели к разливу 6-8 млн. баррелей кувейтской нефти в воды Персидского залива. За 4 дня бомбардировок Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтяных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в резолюции № 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака перед иностранными государствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесенный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой резолюцией был создан фонд, средства в который должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его годовых доходов от добычи нефти. Эти средства предназначались для покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.*
 ___________________________
 * Вылегжанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответственность. М., 1993. С. 54.
 
 
 8. Международный экологический суд
 
 В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим вопросам».
 По инициативе группы юристов на учредительной конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд)*. Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.
 ___________________________
 * Колбасов О.С. Международный экологический суд // Государство и право. 1996. № 5. С. 158.
 
 Деятельность Международного экологического суда регулируется его уставом, в соответствии с которым суд разрешает международные споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в трех формах: а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации; б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе; в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.
 Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела.
 Круг лиц, которые могут обращаться в Международный экологический суд, неограничен. Это могут быть частные лица, общественные организации, государственные органы, включая правительства.
 Международный экологический суд может рассматривать широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или прекращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других – споры о защите экологических прав граждан.
 Рассмотрение дел в Международном экологическом суде основано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 
 ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 
 Об окружающей среде*
 ___________________________
 * Во избежание дублирования некоторые законы («О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе» и др.), объектом правового регулирования которых является окружающая среда, даны в разделе законодательства об окружающей среде, хотя своим предметом они имеют отношения, вынесенные в данном Приложении в отдельные разделы.
 
 Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992 г. № 10. Ст. 457.
 Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» //СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
 Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.
 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
 Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе»//СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии»//СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 2.
 Федеральный закон от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3348.
 Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.
 Федеральный закон от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст.3510.
 Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Утверждены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. // САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
 Указ Президента РФ от 1 апреля 1996г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15.Ст. 1572.
 
 О природных ресурсах
 
 Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. «Об охране атмосферного воздуха»//ВВС РСФСР. 1982. № 29. Ст. 1027.
 Земельный кодекс РСФСР. Принят 25 апреля 1991 г. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768.
 Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.
 Федеральный закон от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» // СЗ РФ. 1995.№ 10.Ст.823.
 Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
 Водный кодекс РФ. Принят 16 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №47.Ст. 4471.
 Лесной кодекс РФ. Принят 29 января 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 5.Ст. 610.
 Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. // Российская газета. 1992. 2 сент.
 
 В области экологических прав человека
 
 Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. №20. Ст. 641.
 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
 Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст.3921.
 Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
 Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
 Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
 Указ Президента РФ от 22 мая 1995 г. «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан» // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2031.
 Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О Главном управлении Президента Российской Федерации по вопросам конституционных гарантий прав граждан» // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1031.
 Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4886.
 
 В области собственности на природные объекты и ресурсы
 
 Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 26.
 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.3595.
 Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 11. Ст. 561.
 Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 14. Ст. 761.
 Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 19. Ст. 1048.
 Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» // САПП. 1993. № 51. Ст. 4932.
 Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» // СЗ РФ. 1996. № 8. Ст.740.
 Указ Президента РФ от 1 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст.1026.
 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 428.
 
 В области управления природопользованием и охраной окружающей среды
 
 Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
 Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712.
 Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст.224.
 Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4081.
 Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4082.
 Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 21. Ст. 2483.
 Положение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2605.
 Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Утверждено постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994г. // СЗ РФ. 1994. № 20. Ст.2280.
 Положение о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и ее состав. Утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 21. Ст. 2490.
 Положение о Правительственной комиссии по координации деятельности и оперативному решению вопросов в сфере охраны живых ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, Каспийского и Азовского морей и ее состав. Утверждено постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №17. Ст. 2008.
  Положение о Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности и ее состав. Утверждено постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №17. Ст. 2013.
 Положение о Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию и ее состав. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 8. Ст.949.
 Положение о Федеральной службе лесного хозяйства. Утверждено постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №8. Ст. 945.
 
 В области информационного обеспечения природопользования
 и охраны окружающей среды
 
 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
 Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»// Российская газета. 1993. 21 сент.
 Федеральный закон от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.
 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст.609.
 Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2864.
 Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информатизационном обмене» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст.3347.
 Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. «О президентских программах правовой информатизации» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст.3289.
 Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 1995. №49. Ст. 4775.
 Положение о мониторинге земель в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. // САПП. 1992. № 4. Ст.183.
 Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра. Утверждено постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. // Российская газета. 1992. 5 сент.
 Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» // СЗ РФ. 1994. № 25. Ст. 2711.
 Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №37. Ст. 3619.
 Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» // СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5335.
 Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5566.
 Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1443.
 Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1545.
 Положение о государственной системе научно-технической информации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 31. Ст. 3696.
 Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющейся федеральной собственностью. Утвержден постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4608.
 Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5410.
 
 В области экологического нормирования и стандартизации
 
 Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 917.
 Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Утвержден постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г.// САПП. 1992. № 6. Ст. 330.
 Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 860.
 Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» // Российская газета. 1997. 9 янв.
 Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. Утверждены постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 14. Ст.1636.
 
 Оценка воздействия на окружающую среду и
 экологическая экспертиза
 
 Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Утверждено приказом Минприроды РФ от 18 июля 1994 г.// Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1995. № 1. С. 3–8.
 Форма заключения государственной экологической экспертизы. Утверждена приказом Минприроды РФ от 28 сентября 1995 г. //Экологическое право России. Сборник нормативных документов / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 303–304.
 Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утверждена приказом Минприроды РФ от 29 декабря 1995 г. // Экологический вестник Москвы. 1996 № 4–6.
 Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4648.
 
 В области экологического лицензирования
 
 Порядок ведения лицензионной деятельности. Утвержден постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1995. №1. Ст. 69.
 Положение о порядке лицензирования пользования недрами. Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г.// ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст.1917.
 Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Утверждено постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3385.
 Положение о лицензировании топографо-геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 36. Ст. 3552.
 Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства. Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 40. Ст. 3820.
 Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений. Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 40. Ст. 3821.
 Положение о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений. Утверждено постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3921.
 Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996г. // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст.807.
 Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 10. Ст.937.
 Положение о лицензировании деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний человека. Утверждено постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1628.
 Положение о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1634.
 Положение о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3134.
 Положение о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №26.Ст. 3134.
 Положение о лицензировании деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения (генерирующими). Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №26. Ст. 3134.
 Положение о лицензировании деятельности в области мелиорации земель. Утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 38. Ст. 4441.
 
 В области экологической сертификации
 
 Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 26. Ст. 966.
 Закон РФ от 21 мая 1993г. «О таможенном тарифе» //ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. №23. Ст. 821.
 Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии» // САПП РФ. 1994. № 13. Ст. 999.
 Приказ Минприроды России от 23 января 1995 г. «Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации)» //Экологическое право России. Сборник нормативных документов. Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 380–403.
 Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 138.
 
 Об экономическом механизме природопользования и
 охраны окружающей среды
 
 Закон РСФСР от 13 декабря 1991 г. «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992 № 12. Ст. 599; 1993. № 4. Ст. 118; СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2823; Российская газета. 1997. 21 янв. и др.
 Федеральный закон от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.
 Постановление Правительства РФ от 29 июня 1992 г. «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации» // Экологическое право России. Сборник нормативных документов / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 415–420.
 Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изменениями от 27 декабря 1994 г.) // САПП РФ. 1992. № 10. Ст.726; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 190.
 Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации. Утверждено Минприроды России от 3 декабря 1992 г. и Российской государственной страховой компанией 20 ноября 1992 г. // Закон. 1993. № 3. С. 47–51.
 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст.135.
 Постановление Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. «О комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском районе и Тюменской области на 1997–2000 годы» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5471.
 Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. «О целевой программе «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье человека» // СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4629.
 Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. «О Федеральной целевой программе «Леса России» //СЗ РФ. 1997.№41. Ст.4706.
 Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» // СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4607.
 
 Об особо охраняемых природных территориях
 
 Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 15 окт.
 Указ Президента РФ от 6 июля 1994 г. «О природных ресурсах Черного и Азовского морей» (с изменениями от 1 марта 1996 г.) // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1190; СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1022.
 Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1994 г. и 23 апреля 1996 г.) // СП РФ. 1992. № 4. Ст. 25; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 190; СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2153.
 Положение о национальных природных парках Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 г. // САПП РФ. 1993. № 34. Ст. 3180.
 Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст.808.
 Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 2064.
 Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» // СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5014.
 Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Утверждено постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 5798.
 Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения. Утверждено постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 5799.
 Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. «О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области» // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2945.
 Примерное положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации. Утверждено приказом Минприроды РФ от 10 января 1996 г. // Экологическое право России. Сборник нормативных документов / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Изд-во БЕК,1997.С.656–659.
 Примерное положение о памятниках природы в Российской Федерации. Утверждено приказом Минприроды РФ от 10 января 1996 г. //Экологическое право России. Сборник нормативных документов / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 660-664.
 
 О режиме экологически неблагополучных территорий
 
 Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №15. Ст. 769.
 Закон РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»//ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №32. Ст. 1861.
 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
 Федеральный закон от 19 августа 1995 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3428.
 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30.Ст. 3588.
 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.
 Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. «О федеральной целевой программе снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994–1996 годы» // СЗ РФ. 1994. № 14. Ст.1629.
 Порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте. Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 августа 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2212.
 Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. «О дополнительных мерах по защите населения и других проблемах, связнных с подъемом уровня Каспийского моря» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст.202.
 Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» // СЗ РФ. 1995. № 4. Ст. 306.
 Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1995 г. «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1800.
 Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 46. Ст.4459.
 Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст.4563.
 Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав. Утверждено постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 758.
 Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России. Утверждено постановлением Госгортехнадзора России 19 мая 1993 г. // Российские вести.1993. № 124. 1 июля.
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
  Общая
 
 Барбара Уорд, РенеДюбо. Земля только одна. М., 1975.
 Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году. М., 1996.
 Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 году. М., 1997.
 Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы экологии России. М.,1993.
 Мерри Фешбах, Альфред Френдли-младший. Экоцид в СССР. Здоровье и природа в осадном положении. М., 1992.
 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
 Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.
 Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия Молодая, 1994.
 Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.
 
 Специальная
 
 Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. М., 1996.
 Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М.: Наука, 1985.
 Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука, 1990.
 Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М., 1996.
 Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Жаворонкова Н.Г., Колбасов О.С. Экологическое право: от идей к практике. М., 1997.
 Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996.
  Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферы. М.: Наука,1987.
 Вылегжанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответственность. М.,1993.
 Голиченков А.К. Организационно-правовые формы санитарно-экологического контроля в СССР. М., 1984.
 Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 1991.
 Дубовик О.Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. М.: Наука, 1984.
 Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М.: Наука, 1988.
 Земельное право России / Под ред. проф. В.В. Петрова. М.: Стоглавъ, 1995.
 Яковлева О.А., Мищенко В.Л., Устюкова В.В. Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций. М., 1996. (Зеленый мир. 1997. № 6)
 Козырь О.М. Правовые вопросы охраны окружающей среды от загрязнения агрохимикатами. М., 1989.
 Колбасов О.С. Экология: политика – право. М.: Наука, 1976.
 Колбасов О.С. Правовые исследования по охране окружающей среды в СССР. Итоги науки и техники. Серия «Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов». Т. 5. М.: ВИНИТИ, 1978.
 Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид. лит., 1997.
 Кравченко С.Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Львов, 1979.
 Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. Львов, 1988.
 Круглов В.В. Правовая охрана окружающей среды в промышленности. Свердловск, 1983.
 Круглов В.В. Правовые вопросы охраны окружающей природной среды. Учебное пособие. Часть 1, 2, 3. Екатеринбург, 1993, 1994.
 Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М.: Байкальская академия, 1992.
 Краснова И.О. Экологическое право США: исследование теории и практики развития. М., 1996.
 Крассов О.И. Право лесопользования в СССР. М.: Наука, 1990.
 Крассов О.И. Основы лесного законодательства Российской Федерации. Комментарий. М., 1995.
 Лисицын Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. М.: Агропромиздат, 1987.
 Малышева Н.Р. Охрана окружающей среды от шумового воздействия (правовые и организационные вопросы). Киев: Наукова думка, 1984.
 Малышева Н.Р. Гармонизация экологического законодательства. Киев, 1996.
 Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996.
 Муртазалиев A.M. Правовая охрана окружающей среды в бассейне Каспийского моря. Махачкала, 1997.
 Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1995.
 Петров В.В. Экология и право. М.: Юрид. лит., 1981.
 Право природопользования в СССР. М.: Наука, 1990.
 Правовая охрана окружающей среды в области промышленного производства. Киев: Наукова думка, 1986.
 Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. М.: Наука,1989.
 Робинсон Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. М.: Прогресс, 1990.
 Розовский Б.Г. Правовое регулирование рационального природопользования. Киев: Наукова думка, 1981.
 Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М.: Наука, 1986.
 Транин А.А. Охрана окружающей среды: проблемы развития буржуазного права. М.: Наука, 1987.
 Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. М.: Наука, 1991.
 Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М.: Международные отношения, 1970.
 Шаретдинов Э.Ф. Природоохранное законодательство Республики Башкортостан. Уфа, 1997.
 Шемшученко Ю.С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. Киев: Наукова думка, 1976.
 Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев: Наукова думка, 1989.
 Шестерюк А.С. Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

<< Пред.           стр. 19 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу