<< Пред. стр. 1050 (из 1179) След. >>
Семипалатинску и Омску. Число рейсирующих ныне пароходов - 120.Промышленное значение Т. тоже немаловажно. В городе 119 фабрик и зав., с
производством на 3000000 руб. Из них более значительны 3
судостроительные и механический завод (на 370000 р.), суконная фабрика
(на 100000 р.), 2 паров. мельницы (на 220000 р.), пивоваренный зав. (на
30000 руб.). До 70 кожевенных зав. (на 1200000 руб.), колокольный,
мыловаренные, шубные, свечные, салотопенные, экипажные, канатные,
кирпичные и др. заводы. Кожевенное производство завелось в Т. в начале
XVII в. поселившимися здесь бухарцами, которым обязано своим
возникновением и ковровое производство. Ремесленное производство имеет
кустарный характер; шитьем кожаной обуви, шапок, рукавиц, выделкой
мерлушек и шитьем из них мехов занимаются как мужчины, так и женщины; к
чисто женским работам принадлежат шитье белья, тканье ковров и выделка
беличьих шкурь и мехов; к мужским - кузнечное, слесарное, сундучное,
колесное и железное производства. Общее число ремесленников и кустарей
4000; из них до 2200 жнщ. Некоторые горожане занимаются земледелием и
огородничеством, работами на судах, пристанях и местных заводах.
Отхожими промыслами занято до 600 чел. Свидетельств на право торговли в
городе и уезде в среднем выдается до 800 в год. Городские доходы Т.
174000 р., расходы - 165000 руб. Слободка Решетниково, в 10 вер. от Т.,
сплошь заселена тюменскими мещанами, которые занимаются теми же
производствами, что и городские мещане; 10 кожевенных зав., с суммою
производства до 100 тыс. р. Т. основана на месте татарского городка
Чинги-тура в 1581 г. воеводами В. Сукиным, Ив. Мясным и письменным
головою Чулковым; они же здесь построили и первую в Сибири церковь.
Следы татарского города, в виде остатков вала и рва, до сих пор
сохранились еще в той части города, которую называют Царевым Городищем.
Церкви Спасская, Благовещенская и Троицкая, в монастыре, замечательны по
древности. Тюменский Троицкий м-рь основан в 1616 г. В соборной церкви
м-ря похоронен Тобольский митрополит Филофей Лещинский, известный
миссионер Зап. и Сев. Сибири.
Тягло - в Москов. Руси податная обязанность более или менее осевших,
состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих
размерах Т. не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось
выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более легким,
чем Т. В термине Т. нередко сливались все виды прямых налогов. В древних
грамотах Т. заменяется словом "тягость"; Т. облагался не член общины, а
определенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств.
Физическое или юридическое лицо, подлежавшее Т., должно было владеть
хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части.
Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда Т. стал
называться объект налога, участок пашни, надел. От Т. освобождала
гражданская служба по назначению от правительства, военная служба,
дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С
XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие
землевладельцы служилого класса не были свободны от Т. Привилегии
духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда
выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются
временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства
данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие,
бедные вдовы и пр. вовсе не входили в "разрубы и разметы" тяглой общины
и не записывались в Т. Вольные люди при заселении необработанной пустоши
также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров
капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в
условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от
Т. относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек,
пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны
крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения
льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати
исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся
крестьянская община и посадская община. Ср. Лаппо-Данилевский,
"Организация прямого обложения в Московском государстве и пр." (СПб.,
1890); Милюков, "Государственное хозяйство России в первой четверти
XVIII стол." (СПб., 1892); Дьяконов, "Акты, относящиеся к истории
тяглого населения в Московском государстве" (Юрьев, 1895 - 97).
Т. в духовенстве. Приходское духовенство, в своем духовном ведомстве,
в древней Руси, было податным классом, который был обязан Т. своему
владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми.
Выражение "тяглые попы" было официальным термином. Система кормления, на
которой построена вся древняя администрация, легла в основу и
епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство.
Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых
говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в
стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение
от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично
проявлялась в светской администрации, - с другой, со стороны духовенства
- в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть
жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на
другой, обложенный более легким сбором. Святительские дани и пошлины
платились священноцерковно служителями при самом производстве их в
духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый
ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в
стихарь, обязан был платить "ставленые пошлины". После резких обличений
стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г.
отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к
другой церкви каждый священнослужитель платил "перехожие деньги". Вдовые
попы и диаконы платили "епитрахильные" и "орарные" пошлины. Безместное
духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на
крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной "крестцовой". За явку
грамот новому архиерею платилась "явленая куница" или явочные деньги.
Все церкви платили в архиерейскую казну каждогодно "церковную дань" по
числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли
пошлины за "антиминсы" для новых церквей и "венечные" с браков. При
Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство
должно было платить ежегодно за архиерейский "подъезд", хотя бы архиерей
и не ездил по епархии. Кроме подъезда. оно платило еще "московский
подъем", для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со
сборами на архиереев соединялись еще особые сборы на их чиновников и
служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в
одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под
именем "десятильнича дохода". При поездках архиерейских чиновников
духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и
дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались
пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем "данских" и
"отвозных" денег, "с оброком куницы" и "писчего". Из этого перечня
пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в
отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие
прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах
архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит
сбор пошлин с духовенства, - и общий финансовый взгляд на управление,
который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во
всей своей силе. Тяжесть Т. вела к разнообразным уклонениям от него, и
вот - как в гражданской, так и в церковной администрации - является
гоньба за тяглым человеком, усиленные хлопоты о том, чтобы он не
оказался в избылых, не вышел из службы и из Т., строгости и правежи.
Архиепископ новгородский Феофил, предписывая (1477 г.) псковским
священникам платить пошлины без всякого забвения, грозит: "а которые
священницы не заплатят подъезда моего, и аз тем литургисати не велю". В
наказной грамоте Иоакима назначается штраф за утайку священниками
приходских дворов и земли или промыть по 2 руб. по 4 алт.11/2 ден. за
каждый утаенный двор; затем поповскому старосте предписывается собрать
церковную дань и все пошлины без недобора, а на ослушниках править без
всякой пощады. За неисправный платеж церковной дани патриарх Адриан
грозит священникам лишением мест. Количество сборов зависело от
усмотрения архиереев. Случалось, что церковь облагалась слишком высокими
сборами и поэтому долго оставалась вовсе без причта. Случалось и то, что
причт, соединясь с прихожанами, силой отбивался от сборов. В 1435 г. во
Пскове духовенство вместе с народом сильно поколотили владычных людей.
Тоже случилось в Вышгороде; горожане прибили и изувечили десятильника и
людей митрополита Ионы. Законным средством избавиться от тяжести
платежей были "жалованные грамоты", но архиереи давали такие грамоты
большей частью только таким церквям, которые находились в государевых
селах или в вотчинах уважаемых монастырей и сильных лиц. Кроме платежей
в архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданских
платежей и повинностей. Со своих земель оно должно было выставлять
ратников, давать деньги или припасы на военные нужды, поставлять корма и
подводы чиновникам, поддерживать мосты и дороги, исполнять повинность
городовую. Духовные лица, жившие на чужих землях, подлежали еще сборам в
пользу владельца. Жившие на черных землях тянули с черными людьми, т. е.
несли Т., платили оброк наместникам и другим чиновникам, деньги ямские,
стрелецкие, пищальные и др. Белою, свободною от платежей, считалась
только земля церковная, но и с нее духовенство должно было нести
некоторые платежи в чрезвычайных случаях, - во время войны и для выкупа
пленных. Из постоянных повинностей она не освобождалась от повинности
губной, т. е. содержания губного старосты. При Петре Великом старое
архиерейское Т. сделалось для духовенства тяжелее прежнего, потому что
попало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старых
платежей, явились еще новые в пользу школ и богаделен и на жалованье
вновь явившемуся военному духовенству; вместо личной военной службы, с
духовенства назначен особый государственный сбор, - с священнослужителей
- драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а с
причетников деньгами по рублю; явились новые повинности - караульная по
улицам, пожарная (отмененные в 1742 г.) и др. Все эти сборы с духовных
лиц производились, как и с крестьян, посредством жестоких правежей, с
большими запросами и взятками. В 1764 г., когда упразднено было в церкви
существование крепостного права, уничтожено старое Т., которое несло
духовенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, на
епархиальных чиновников и на школы были отменены; при освящении церквей
дозволено брать только 50 коп. за антиминс, а при поставлении
ставленников - по 2 руб. за поставление во диаконы и по 2-же р. за
поставление в священники; употребление ставленников на работы при
apxиерейских домах запрещено; в 1765 г. отменены сборы за венечные
памяти; в 1766 г. отменен сбор и подможных денег для полковых
священников. Остались сборы на содержание духовных правлений и на
поездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штаты
не назначили никаких сумм. См. П. В. Знаменский, "Приходское духовенство
на Руси. Повинности духовенства в древней Руси" ("Правосл. Обoзрениe",
1867, т. 1); "О сборах с низшего духовенства русского в казну
епархиальных архиереев в XVII и XVIII стол." ("Правосл. Собеседник",
1866, т. 1); Ив. Перов, "Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI
и XVII вв." (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, "Руководство к русской
церковной истории" (Казань, 1888).
Увертюра (о ouvrir - открывать) - музыкальное оркестровое сочинение,
служащее началом или вступлением оперы или концерта. Форма У. постепенно
и долго развивалась. Старейшая У. относится к 1607 г. Это - род
интродукции, которую Монтеверде приписал к своей опере "Орфей".
Отличаясь простейшей формой, эта У. была так коротка, что ее играли три
раза подряд. На некоторое развитие формы У. обратил внимание французский
композитор Люлли, но его У. не были обширны, так напр. У. к опере
"Армида" (1687) заключала в себе тридцать два такта. Форма так
называемой французской У. Люлли состояла из двух частей: Grave и Allegro
преимущественно фугированного. Иногда после Allegro следовало опять
Grave. Эта форма перешла в Италию, но при Александре Скарлатти в Италии
сложилась форма самостоятельной У. или так называемой симфонии. Она
состояла из Allegro, Andante и Allegro (повторение первого). Гендель в
своих ораториях расширил формы У., введя в нее три различные темы. Но в
некоторых ораториях, как напр. в "Мессии", он придерживался французской
формы У., т. е. составляя ее из Grave и следующие за ней фуги в скором
темпе. Еще большее внимание обратил на форму У. Глюк. Полного расцвета
достигает эта форма при Моцарте и Бетховене, у которых она облекается в
ясную форму сонаты или сонатины. Но не всегда они придерживались этих
форм в У., напр., У. к опере "Волшебная флейта" Моцарта и "Zur Weihe des
Hauses" op. 124 Бетховена написаны в форме свободной фуги. У. "Афинские
развалины" Бетховена написана в форме рондо. Отступления от
установившейся позднейшей формы У. встречаются преимущественно у
итальянских композиторов, напр. У. "Вильгельм Телль" Россини состоит из
четырех самостоятельных частей (медленной, скорой, медленной и быстрой),
содержание которых рисует сюжет оперы, хотя темы не взяты из самой
оперы. Многие У. к операм содержат темы, взятые из самих опер, но есть и
такие, которые написаны самостоятельно и имеют связь только в смысле
настроения. Образцовыми У. могут считаться следующие: к "Дон Жуану"
Моцарта, "Эгмонту" и "Фиделио" Бетховена, "Геновеве" Шумана, к
"Руслану", "Жизнь за Царя" Глинки, "Ромео и Джульетта" Чайковского, У.
Мендельсона, Вагнера, Рубинштейна, Шуберта и пр. Существуют У. в
качестве самостоятельных симфонических произведений - не оперные, а
концертные. В них форма шире, в особенности в смысле тематической
разработки. Сонатная форма У. отличается от той же формы первой части
симфонии тем, что в ней нет повторения первого отдела и что тематическая
разработка более сжата. Не следует смешивать У. со вступлением к опере,
так как последняя не имеет установившейся формы.
Д. С.
Углич - уездн. гор. Ярославской губ.; расположен по обоим берегам
Волги, преимущественно по правому; на левом не более 150 домов. Ширина
Волги здесь 100 саж.; переправа производится паромами. Берега крутые,
местность холмистая, весьма красивая и здоровая. С трех сторон город
окружен хвойным лесом. Жит. 9964. Церквей 24, монастырей 2. Зданий 384
камен. и 1038 деревян. Бывший княжеский двор, теперь площадь с 3
церквами, 2 колокольнями, присутственными местами и городским садом.
Главную историческую достопримечательность представляет дворец царевича
Димитрия, построенный кн. Андреем Васильевичем около 1462 г.,
реставрированный в 1890 - 92 гг. и обращенный в музей. Близ дворца
церковь царевича Димитрия, что на Крови. Здесь же стоит "ссыльный
колокол"; на нем вычеканена надпись: "Сей колокол, в который били в
набат при убиении благоверного царевича Димитрия 1593 году прислан из
гор. Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого
Спаса, что на торгу, а потом на софийской колокольне был часобитной весу
в нем 19 пд.". Городской Преображенский собор, первоначально деревянный,
построен в ХIII столетии кн. Романом Святым; нынешний каменный сооружен
в царствование Петра I. В соборе 2 серебряные гробницы: в первой
покоятся мощи св. кн. Романа, а во второй лежит покров царевича
Димитрия, вынутый из его гроба при открытии его мощей. В Алексеевском
м-ре - древняя церковь прекрасной архитектуры XV в.; в Богоявленском
женском - остатки крепости с древними чугунными пушками и пищалями и
развалины обширных кожевенных заводов.
- Учебные заведения: дух. учил., женск. прогимназия, гор. трехклас.
учил., 2 начальных и 5 црк. прих. школ. Благотворительных учреждений 12.
3 больницы на 71 кровать, врачей 6, фельдшеров 7, акушерок 7. Фабрик и
заводов 33 с производством на 776430 руб., при 559 рабоч. Главная -
писчебумажная "Копании угличской писчебумажной фабрики" (410 рабоч.,
производство на 698000 р.). Торговля незначительна. В навигацию 1899 г.
к У. прибыло 150 судов, отправлено 415 суд. Плотов прибыло 20,
отправлено 80. Грузов прибыло 654000 пд. на 415 тыс. руб.; отправлено
444 тыс. пд. на 439 тыс. руб. Торгово-промышленных заведений 313.
Торговые обороты - 2 млн. Две ярмарки, базары три раза в неделю.
Городской общ. банк. Из промыслов развиты шитье мешков для муки, вязанье
крестьянских чулок, постройка мелких судов, колбасное производство
(известна "угличская колбаса"), рыболовство. Город довольно опрятно
содержится, санитарное состояние его удовлетворительно. Городу
принадлежат 1926 дес. земли. Городские доходы за 1896 г. 40032 руб.,
расходы 41883 руб., в том числе на гор. управл. 7523 руб. и на учебн.
зав. 3955 руб.
История. У. один из древнейших городов России. Название получил, по
всей вероятности, от того, что Волга здесь делает угол. Местные летописи
подробно говорят о существовании У. во времена св. Ольги. Один из ее
родственников, боярин Ян, объезжая Русь, был в У. и, пленившись красотою
местности, построил себе здесь дом на крутом берегу Волги. До сих пор в
городе существует местность (ныне застроенная), по преданию носившая
название "Яново поле". Первое положительное летописное указание на У.
относится к 1148 г., когда, по поводу похода Изяслава с новгородцами на
кн. суздальского Юрия Всеволодовича, летописец говорит: "Придоста к
Кенятину и начаста городы его (Юрия) жечи и села... обапол Волгы и
поидоста оттоле на Углече поле, и оттуда на устье Мологи". В ХIII-XIV
вв. У. являлся главным городом угличского удельного княжества, которым
преемственно владели 23 князя. Двое из них, Роман Владимирович и
Димитрий Иоаннович, причислены церковью к лику святых. До разорения
поляками У., по словам летописцев, занимал пространство до 25 верст в
окружности, имел 3 собора, 150 приход, церквей, 12 монастырей, до 17000
тяглых дворов и около 40000 жит. По писцовым книгам (1674), У. стоял на
прав. берегу Волги и разделялся на 3 части: крепость или княжий город,
земляной или собственно город и стрелецкая слободы. Крепость была
рубленая в 2 стены из тесаного соснового леса, покрыта тесом; около
стены был ров, глубиной в 8 саж. и такой же ширины. О разорении У. Яном
Сапегою в супоньевской летописи говорится: "Зде умыслих изчести всех
убиенных окаянными папистами: во граде У. бысть убито разнаго звания
20000 чел.; священников, диаконов и церковнослужителей, по исчислении
церквей, до 500 чел.; сожжено и истреблено 10 мужских монастырей и 2
женских, а в оных 2 архимандрита, 8 игуменов и 2 игуменьи, монахов 500,
дев чистых и жен более 500. Церквей разорено и сожжено 150, мирских
домов до 12000. Всего же, по исчислению убиенных, повешенных,
потопленных и прочими смертями умученных, всякого звания, пола и
возраста до 40000, им же всем за веру Христову умершим подаст Господь
вечную память и покой". По мнению местного историка Ф. Кисселя, в
летописи говорится не об одном городе, а считаются церкви и жители во
всем угличском княжестве, именно при царевиче Димитрии. После разорения
У. поправлялся крайне медленно, страдая от сильных пожаров и от моровой
язвы. В 1777 г. назначен уездн. гор. Ярославского наместничества,
переименованного в 1796 г. в губернию.
С. Ш.
Угревые или угри (Anguillidae s. Muraenidae) - семейство рыб из
отверстопузырных (Physostomi). Тело вытянутое, цилиндрическое или
лентовидное, голое или с зачаточными (рудиментарными) чешуйками.
Заднепроходное отверстие лежит далеко от головы. Брюшных плавников нет,
непарные, если имеются, могут быть слиты между собою или разделены
выдающимся концом хвоста. Боковые части верхней челюсти образованы
несущими зубы верхнечелюстными костями, средняя - более или менее
слитыми с сошником и решетчатой костью межчелюстными. Плечевой пояс не
прикреплен к голове. Желудок со слепым мешком, но без придатков у
выхода. Половые органы без выводящих протоков. Многочисленные роды и