<< Пред. стр. 1066 (из 1179) След. >>
Ксантий с высоко поднятым символом Диониса и, наконец, шествует самхозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника
Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более
просторною перспективой, более шумною и многочисленною толпой
участников, более широким захватом веселья и перекрестных шутов, мы
получим ту фаллическую процессию (kwmoV), в смехотворных шутках которой
заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих
сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни
культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания;
они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как
южноиталийские мимы и Ателланы, с их литературным и народным наследием
(Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", 1899, СПб., стр.
134). Из этих отрешенных от форм культа положений, с их реальными
типами, возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира
фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь
же откровенною сатирою на личности и общественные порядки, объединили
разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых
процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции
(iJujalloV), и привешивали к длинному шесту; участники процессии
привязывали себе небольшие Ф, к шее и бедрам, наряжались в пестрые
костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в
греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в
пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью,
гласящею, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии.
при Птолемее Филадельфе, носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с
венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах
эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф., в
качестве амулетов, которым приписывалась чудодейственная сила -
прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinus
или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в
дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны.
Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение
привлекало в себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх,
Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался
в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца,
посвященного Либеру, Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей
злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему
городу через площадь; на свадьбе, новобрачная должна была сидеть на Ф.,
которому как бы приносила в жертву свое целомудрие. Вообще культ Ф., как
символа производительной силы, мы встречаем во многих религиях природы
как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии
эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая ее
пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (versos
ithyphallicus), представлявшем собою трохаическую триподию, cхема
которой была следующая: ?И?И?(ср. Sappho, fr. 84, 85). Н. О.
Фальцет (falset, falsetto - ит., fausset - фр., Fistel - нем.) - в
пении так называются верхние головные ноты (о способе добывания их см.
ниже), при которых дыхание скользит по связкам, слегка задевая их. Этот
звук, называемый также фистулой, представляет особенность
преимущественно мужских голосов. Звуки Ф. мягки, но далеко не так полны
и сильны, как звуки грудного или смешанного регистров. Хотя слово Ф. и
происходит от итальянского falso - фальшивый, фальсифицированный, - но
звуки Ф. не следует считать фальшивыми в смысле чистоты интонации: Ф.
является только фальсификацией натурального голоса, который не может
идти так высоко, как идет Ф. Фальцет применяется не только
певцамиспециалистами, но и в народном пении, напр. у татар или тирольцев
(у последних iodeln обозначает пение Ф.). Фальцетом в старинной
контрапунктической хоровой музыке назывался также голос (альт),
исполнявший контрапунктирующую мелодию выше тенора, которому поручалась
главная мелодия (cantus firmus). Н. С.
Фальцет - голосовой звук высокий и особого тембра, образование
которого еще не вполне выяснено. Ф. противопоставляется грудному голосу.
При последнем, отличающимся своей полнотой, голосовая щель бывает очень
узка и дыхательное горло и бронхи исполняют роль резонаторов, придающих
звуку грудной характер; при Ф. же голосовая щель широко раскрыта
вследствие расхождения голосовых связок, и потому для развития
фальцетных нот требуется более сильное дуновение и следовательно большее
выдыхательное усилие. К тому же при широко расставленных связках и
широко открытой голосовой щели бронхи и грудь в меньшей степени могут
служить резонатором гортанных звуков, вследствие чего Ф. лишен всякого
грудного оттенка. Но Вашер указывает, что гортанная щель суживается
одинаково как при грудных звуках, так и Ф., и что вся разница только в
том, что в первом случае голосовые связки вибрируют на всем своем
протяжении, тогда как во втором - только в своих передних частях. Таким
образом при Ф. происходит задержка колебаний известной части голосовых
связок, вследствие чего колеблется более короткая струна, дающая
естественно и более высокий звук. По мнению же знаменитого Иоганнеса
Мюллера, при нотах Ф. колеблются только края голосовых связок, тогда как
при грудных последние колеблются всей своей массой. При всем
разнообразии толкований несомненно только одно: что переход грудного
голоса в Ф. совершается путем мышечного маневра, но в чем он состоит в
сущности представляется еще невыясненным. И. Т.
Фанатизм - Слово fanaticus (в связи с fanum - священное место, храм)
имело в латинском яз. значение сходное с тем, какое принадлежит словам
святоша, ханжа, а затем значило иступленный, изуверный, сумасбродный,
яростный, иногда вдохновенный (carmen fanaticum). Существительным,
произведенным от этого прилагательного, раньше всего стали называть
такое подчинение какой-либо религиозной идее, которое сопровождается
готовностью ради ее жертвовать собою, но в то же время и от других
требовать безусловного ей подчинения. Ф. в области настроений - то же
самое, что догматизм в сфере мысли и деспотизм в сфере действий,
навязывающий другим подчинение чужой воде. Это - соединенное с страстным
возбуждением всего существа рвение в проведении идей и убеждений,
считаемых безусловно верными, хотя бы объективно они и не были
доказуемы. Все, что несогласно с догматом фанатика, он рассматривает как
нечто безнравственное, унизительное для человеческого достоинства,
оскорбительное для Божества и всего истинного и справедливого. Всякое
противоречие и даже простое сомнение принимается фанатиком за
преступление, заслуживающее строжайшего наказания. Обыкновенно Ф.
характеризуется искреннею убежденностью в абсолютной истинности
известных принципов и стойкою им верностью, но в громадном большинстве
случаев искренность соединяется здесь с неясностью мысли, а стойкость
переходит в упрямство. В самом понятии Ф. заключается и его осуждение,
как своего рода узости, ограниченности, упорства; никто не станет
называть себя фанатиком, но многие охотно применяют эту кличку к
особенно резким сторонникам противоположных воззрений. В язычниках
остававшихся верными своей религии, христиане видели только упорных
фанатиков, точно так же как и сами христиане, шедшие на мучения во имя
своей веры, были фанатиками в глазах римских властей. Священная
инквизиция осуждала фанатиков-еретиков, в свою очередь заслужив, однако,
славу одного из самых фанатических учреждений. Ф. может быть и не
религиозным, но ни одна сфера жизни не благоприятствует его развитию в
такой степени, как религия. Разные религии и секты - и даже одни и те же
религии и секты, но в разное время,
- или больше, или меньше фанатизируют своих последователей. Другою
областью, в которой с большою силою способен проявляться Ф. бывает
обыкновенно политика. Наиболее ярким примером политических фанатиков
могут служить якобинцы времен французской революции, которые были скорее
политической сектой, нежели политической партией, по упорному признанию
истинности лишь своих мнений, по неуважению к чужим убеждениям, как
заведомо ложным и преступным. Фанатизм возможен и в других сферах жизни.
Его противоположность, как другую крайность настроения, представляет
собою индифферентизм, среднее же положение между ними занимает
терпимость. Лучшее средство против Ф. - культура ума и воспитание в
людях уважения к человеческой личности.
Фанданго - национальный испанский танец. У многих древних народов
были танцы одного типа с Ф. В Испанию Ф. проник, вероятно, из Африки: в
па и позах Ф. весьма много общего с танцами негров. Кроме Испании, Ф.
распространен в Малой Азии, в Грузии и в Кашмире. Ф. танцуется всегда
под аккомпанемент кастаньет, иногда тамбурина и реже - гитары. Ф.
исполняется парою танцоров - мужчиною и женщиною; вначале танец идет
медленно, затем делается все живее и живее, превращаясь, наконец, в
пляску, полную огня и страсти. Музыка его мягкого и довольно грустного
характера, в 6/8, чаще в 3/4 в миноре. Форма коленный склад, имеет
среднюю часть - трио.
Фантазия - деятельность воображения, отличающаяся наибольшею
отрешенностью от условий действительности. Фантазия называется иногда
воображением построительным, в отличие от воспроизводительного,
состоящего главным образом в воссоздании пережитого. Психологической
основой Ф. является смена представлений, наименее регулируемая обычными
законами ассоциаций и рассудочной деятельности. Главными стимулами
возникновения и развития Ф. бывают обыкновенно отдельные идеи или
представления, получившие почему-либо особый интерес, чувства, аффекты и
разного рода органические ощущения. Эти последние обусловливают по
преимуществу фантастическое построение снов. По участию нашей воли в
развитии и смене фантастических представлений можно различать пассивную
и активную фантазию. Ф. пассивна, когда представления сменяют друг друга
совершенно помимо нашей воли, и наше созерцающее "я" играет
исключительно роль зрителя. В активной Ф. мы сознаем себя определяющими
ход представлений, выбирая из возникших в нас фантастических ассоциаций
ту или другую. Однако, эти два вида Ф. не могут быть друг другу
противополагаемы; напротив, первый вид может рассматриваться как
материал для второго. Самой типичной формой пассивной Ф. являются
сновидения. Смена образов происходит в снах вне всякой зависимости от
нашей воли и даже наши собственные действия весьма часто представляются
нам совершенно неожиданными и как будто совершающимися помимо нашей
воли. В снах фантастичность образов и развертывающихся картин достигает
наивысшей степени. Фантазия бодрствования никогда не достигает такой
причудливости и таких несообразностей в деталях своих построений, как Ф.
сна. Причину этого следует видеть с одной стороны в отсутствии во время
сна отрезвляющих восприятий внешнего мира, с другой - в полном
ослаблении деятельности рассудка. Не управляемые ни внешними, ни
внутренними закономерными принципами, чувственные элементы дремлющего
сознания естественным образом сплетаются в самые невероятные комбинации
и нарушают основные законы бытия. Однако, течение представлений во время
сна далеко не всегда бывает совершенно беспорядочным; обыкновенно оно
определяется какимнибудь наиболее активным и стойким элементом сознания.
Всякий отдельный образ может явиться организующим центром, в зависимости
от которого группируются и сменяются другие. Каждое чувство, напр.
страха, ожидания, нежности, любви, в свою очередь может обусловливать
череду образов, соответствующих его природе. Наконец, весьма часто
ближайшими причинами сновидений являются внутренние органические
ощущения и раздражения. Соответственно этим влияниям, определяющим
построение сновидений, может быть установлена целая классификация снов.
Такая классификация дана К. Шернером в его классическом сочинении по
данному вопросу: "Das Leben des Traums". Остроумную теорию сна дает
Шопенгауер в "Parerga". По его мнению, сновидение есть выражение
внутренней жизни организма, а именно возбуждений, идущих со стороны
симпатической нервной системы. Эти слабые возбуждения не доходят до
сознания бодрствующего интеллекта, занятого резкими впечатлениями
внешнего мира. Ночью, когда утомленный мозг предается покою и внешние
возбуждения не тревожат дремлющее сознание, внутренние возбуждения
становятся заметными для восприятия интеллекта, подобно тому как ночью
явственно раздается журчанье ручьев, заглушаемое шумом дня. Но так как,
по самой своей природе, интеллект может функционировать лишь в порядках
пространства, времени и причинности, то достигшие до его сознания
внутренние возбуждения принимают вид внешних восприятий. Роль Ф. в
бодрственном состоянии определяется главным образом ее участием в
художественном и научном творчестве. Ф., как деятельность созидающая
образы, является необходимым условием всякого художественного
творчества. Поскольку образы слагаются путем придумывания и
искусственного соединения элементов, они бывают лишены живости и
художественной правды. Ф. дает художнику необходимый запас образов и
намечает возможные способы их сочетания, построение же целого
определяется эстетическим чувством и основной идеей художественного
замысла. Поэтическое творчество может принимать характер совершенно
бессознательного процесса, в котором образы соединяются в художественное
единство помимо всякого контроля рассудочной и вообще критической
деятельности. Такое проявление доэтической фантазии (furor poeticus у
древних) характеризует собою наибольший подъем поэтического вдохновения
и имеет своим внешним выражением так называемую импровизацию.
Фантастическими построениями наиболее богат романтизм. Выдающимся
представителем этой области творчества является немецкий романтик Э. Т.
А. Гофман, умевший вкладывать в свои невероятные по фантастичности
образы глубокий идейный смысл. И в научном творчестве фантазия имеет
значение, как вспомогательное средство открытия научной истины. Конечно
, здесь Ф. наиболее регулируется критикой рассудка, сразу исключающего
невозможные с научной точки зрения предположения. Наибольшее применение
Ф. находит при создании гипотез в эмпирических науках и вообще при
исследовании причин в той или иной области явлений. Во всех подобных
случаях Ф. дает богатый материал возможных догадок и предположений, из
которых рассудок, путем логического анализа и эмпирической проверки.
извлекает все то, что может иметь научное значение. Таково участие Ф. и
в создании философских концепций, поскольку в этой области
гипотетические предположения могут выражаться в чувственных
представлениях, а не в отвлеченных понятиях. В некоторых философских
системах понятие Ф. приобретает весьма большое значение. В философии
Фрошаммера Ф. играет роль мирового созидающего принципа. У Канта
воображение и Ф. (productive Einbildungskraft) являются посредствующим
звеном между чувственностью и категориями рассудка. Ср. К. Scherner,
"Das Leben des Traums"; J. Volkelt, "Die Traum-Phantasie"; Strumpel,
"Die Natur und Entstehung der Traume"; N. Michaut, "De l'imagination";
E. v. Hartmann, "Aesthetik"; Рибо, "Творчество и воображение" (1900);
Lichtenberger, "Die Phantasie"; Schmidkunz, "Synthetische und
analytische Phantasie". С. Алексеев.
Фантазия - музыкальная форма, отступающая в своем построении от
установившихся музыкальных форм рондо и сонатной. Форма Ф. - свободная и
находятся в зависимости от желания композитора. Тем не менее построение
Ф. должно иметь известную логичность. Хотя симфонические поэмы Листа и
принадлежат к области Ф., тем не менее их музыкальная архитектура
отличается большою стройностью. Ф. писали Бах (хроматическая Ф. для
фортепиано), Лист (венгерская Ф. для фортепиано с оркестром), Бетховен
(Ф. для фортепиано, хора и оркестра, ор. 80), Даргомыжский (чухонская
Ф.). Пишутся Ф. для оркестра и на программы; в таком случае планировка
Ф. находится в зависимости от сюжета. К области Ф. относится
импровизации, в которой форма складывается экспромтом. Н. С.
Фантом - так называется в акушерстве сделанная из папье-маше и резины
модель туловища женщины, главным образом тазовой области ее, служащая
для упражнения в производстве акушерских операций.
Фанфара - небольшая музыкальная фраза, в форме предложения или
периода, для медных духовных инструментов, иногда в сопровождении
литавр. Характер преимущественно воинственный, ритм ясный, рельефный.
Мелодия Ф. сочиняется в характере натуральной гаммы. Ф. бывает
двухголосная, трех, четырех и более голосная. К разряду одноголосной Ф.
можно отнести военные сигналы. Ф. встречаются в военной, симфонической,
оперной, охотничьей музыке. Образчиком симфонической Ф. может служить Ф.
в увертюре Мендельсона "Морская тишь и благополучное плавание".
Характерные Ф. встречаются в операх Мейербера "Роберте" и "Гугенотах", у
Вагнера в "Лоэнгрине", "Тангейзере", "Кольце Нибелунгов" и пр. Ф.,
играемая на чествованиях, называется тушем. Н. С.
Фарандоль - национальный марсельский танец; представляет собою
подражание древнему греч. танцу, изобретение которого приписывается
Тезею. Ф. танцуется в 6/8 такта и отличается изяществом и игривостью.
Все танцующие пары, держась за руки, образуют вереницу, повторяя
движения первой пары. Ф. допускает бесконечное разнообразие фигур; его
интерес в значительной степени зависит от изобретательности кавалера
первой пары. Ф. популярен во всей южной Франции.
Фараон - титул древнеегипетских царей. Не желая называть священное
имя царя всуе, египтяне вместо него говорили "per-oh" - "Великий дом",
"дворец" . Это встречающееся бесчисленное множество раз в египетской
литературе наименование перешло в Ветхий Завет в форме Phar'o,
переданной 70-ю Faraw (ср. Иос. Флав., 8, 6, 2: "Ф. обозначает у египтян
царя"). В коптском "nерро" значит "царь". У христианских хронистов
(Малолы, Кедрина и др.) "Ф. " считалось собственным именем египетского
царя времен Исхода, почему его и носит у них преемник Сесостриса.
Фарватер - слово, происходящее, по-видимому, от английского "fair
water" - свободная вода. Ф. называется непрерывная полоса воды
определенной глубины, не менее наперед заданной величины, соединяющая
какие-нибудь водные пространства или вообще наиболее глубокая полоса
данного водного пространства, все равно где
- в реке, в заливе, проливе, или на открытом плесе. Очевидно понятие
о Ф. может относиться только к прибрежным водам, т. е. к тем, где
глубины могут быть так малы, что представляют опасность для
мореплавания. Ф. всегда каким-либо образом обставляются и обозначаются
или створными знаками на берегу, или вехами и баканами на воде. Глубина
Ф. на картах дается и на малую воду или там, где есть приливы, с
оговоркою на какой уровень.
Фарингит - воспаление слизистой оболочки зева - острое и хроническое.
Острый Ф. вызывается так назыв. простудой, заразными причинами,
употреблением некоторых лекарственных средств (йод, мышьяк, ртуть,
атропин). Слизистая оболочка зева особенно задней стенки глотки - при
остром Ф. сильно красна, сочна, бархатистого вида, припухша. Если
поражена главным образом небная занавеска, то на слизистой ее оболочке
видны небольшие желтоватого цвета возвышения припухших фолликулов,
которые через 1 - 2 дня могут распасться и дать небольшие круглые
плоские изъязвления, которые скоро заживают. Язычок при этом отечен,
иногда отекает и надгортанник. Если процесс сосредоточивается на
миндалинах, то последние краснеют и припухают. Такое заболевание их
носит название катаральной ангины . Слизистая оболочка носоглоточного
пространства при Ф. также нередко поражается. Глоточный миндалик
припухает. Слизистая оболочка при остром Ф. первое время суха, затем
покрывается слизистым и, наконец, гнойным отделением. Больные острым Ф.
испытывают сухость, царапины в горле, боли при глотании, иногда отдающая
в ухо, речь становится невнятной. Через некоторое время начинает обильно
выделяться слизистая, а впоследствии слизисто-гнойная и даже гнойная
мокрота. Процесс часто распространяется и на гортань; голос тогда
становится сиплым, больной кашляет. При лечении острого Ф. необходимо
воздержаться от курения, острых раздражающих кушаний, спиртных напитков.
Назначаются полоскания раствором поваренной соли, борной кислоты, на шею