<< Пред. стр. 1069 (из 1179) След. >>
Ф. сближается с легкой комедией, находящейся под влиянием итальянскойcommedia dell'arte ; но название Ф. сохраняется - и употребляется до сих
пор для обозначения легкой комедии с внешним комизмом случайных
положений, без притязаний на глубину и широту захвата. Явление вполне
сходное с французскими Ф. представляют собою немецкие "масляничные
представления" (Fastnachtspiele), из которых к лучшим относятся
произведения Розенолюта,. Ганса Фольца, Ганса Сакса. Хотя среди немецких
фарсов мы находим Рейхлиновского "Неnnо" - переделку Ф. о Пателэне -
однако, невозможно свести их к французскому источнику. Характерные черты
немецкого Ф. - те же: стремление возбудить веселость всеми средствами,
прежде всего разнузданной сальностью, затем издевательством над разными
сословиями, особенно над крестьянином. Ни драматической характеристики
отдельных лиц, ни изображения типов, ни последовательного развития
действия мы здесь не находим. Богата фарсами испанская литература начала
нового времени, куда они введены Хилем Висенте (ум. в 1557 г.);
образцовые произведения этого рода даны Сервантесом в его "Entremeses".
Итальянские Ф. охарактеризованы в статье Commedia dell'arte. Ср. Petit
de Juleville, "Les comediens au moyen age" (1885); "La comedie et les
moeurs en France au moyen age" (1886) и "Repertoire comique en France au
moyen age" (1886). Из известных нам французских Ф. 72 дошли в рукописном
сборнике лаВальера (XVI в.) и 61 - в печатном сборнике британского
музея, найденном в 1840 г. в Берлине и переизданном в "Ancien theatre
franсais", т. I - III (Bibl. Elzev.). Есть еще копенгагенский сборник
(1619), переизд. Picot и Nyrop (1880), и сборник Rousset (1612),
"Recueil des farces", изд. в Париже I e Roulx de Lincy et Michel, 1837.
"Адвокат Пателэн" издавался множество раз (перв. 1480), в переделках
текста или только заглавия ("Le nouveau Patyelin", "La vie et ie
testament du Maitre P. Pathelin", "La comedie des tromperies, finesses
et subtilites du Maitre Pierre Pathelin" и др.). Новые издания, с
вводными статьями и критическим текстом, даны Жофруа-Шато (1853),
Женэном (1854), П. Лакруа (1859), Фурнье (1872), который возобновил
пьесу на сцене Comedie-Franсaise, где она уже шла в 1706 г. в обработке
Brueys et Palaprat. Немецкие Ф. собраны Келлером в "Fastnachtspiele aus
dem XV Jahrh." (1853) и "Nachlesе (1858), Зельманом - в
"Mittelniederdeutsche Fastnachtspiele" (1885) и др. А Горнфельд.
Фартинг - медная монета в 1/4 пенса; для некоторых колоний чеканятся
1/2 и 1/4 Ф.
Фасоль (Phaseolus L.) - род растений из сем. бобовых-мотыльковых
(LeguminosaePapilionatae-Phascoleae). Цветоложе с чашевидным диском.
Крылья мотылькового венчика более или менее срощены с лодочкой, длинная
вертушка которой, а также тычинки и столбик спирально скручены. Боб
двустворчатый, между семенами с неполными перегородками из губчатой
ткани. Травянистые растения, чаще однолетние, большею частью вьющиеся, с
перистыми листьями. Листочков 3, очень редко 1. И весь лист, и каждый
листочек снабжен прилистниками. Цветы в пазушных кистях. Семена богаты
легумином и крахмалом. Около 150 видов в более теплых областях обоих
полушарий. Разводятся из-за плодов и семян - а некоторые виды также
из-за цветов - под названием турецких бобов. Из разводимых видов первое
место занимает Phaseolus vulgaris L., с многими разновидностями и
сортами, из которых одни - вьющиеся, другие - низкие. Родина этого вида
- Южная Америка. Phaseolus multiflorus Wilid, бобы цветущие, с красными
цветами, часто разводятся как красивоцветущее, вьющееся растение. Бобы
обыкновенные, конские или русские принадлежат к роду вика (Vicia Faba
L.). В. Тр.
Фатализм - вера в господство в мире и особенно в жизни неизбежного и
неотвратимого рока. Фаталистические представления весьма распространены
уже в народных мифологиях , причем роль решительниц предназначенной
каждому участи играют особые существа вроде греч. мойр или рим. парк .
Только позднее стало развиваться понятие о безличном роке или судьбе.
Главная особенность всех этих мифологических представлений - уверенность
в неизбежности назначенной участи, в неотвратимости того, что суждено:
"чему быть, того не миновать", или как говорит Геродот, "того, что
должно случиться по воле божества, не в силах отвратить человек". Такой
фаталистический характер получало иногда и христианское учение о
предопределении , напр. у бл. Августина (с некоторыми оговорками) и
особенно у Кальвина (без всяких смягчений). С особенною силою
фаталистический взгляд на абсолютное предопределение развился в исламе .
Основная формула всякого Ф. может быть выражена таким образом: "что бы
человек ни делал, с ним случится непременно то, что ему на роду
написано", безразлично, будет ли это приниматься за веление слепого рока
(судьбы) или за предначертание божественного промысла, заслужил ли
человек свою судьбу или, наоборот, она не стоит ни в каком отношении к
его поведению. Главное в Ф. - вера в то, что не только окружающие
человека обстоятельства и разные случайности, которым он подвергается,
но и самая воля человека подчинены некоторой высшей силе, направляющей и
внешние условия его жизни, и внутренние мотивы всего его поведения к
известному неотвратимому результату. Совершенную противоположность Ф.
представляет собою учение о свободе воли, допускающее, вопреки общему
закону причинности , возможность самостоятельного, т. е. ни от чего вне
воли не зависящего действий, или, что тоже, возможность причин, которые
уже не суть следствия других причин. Ф. и учение о полной свободе воли,
находясь во взаимном противоречии, одинаково устраняют возможность
научного предсказания: первое из этих учений допускает действие
некоторого рока, неизбежно осуществляющего свои предначертания, а другое
постоянно вводит в жизненный процесс беспричинные действия людей,
оказывающие, однако, влияние на общий ход вещей. Оба учения одинаково
далеки от понятия закономерности всего происходящего в мире и,
следовательно, от детерминизма, который признает существование у каждой
причины своей причины и т. д. (против учения о свободе воли) и вместе с
тем способность человеческой воли оказывать влияние на естественный ход
вещей и таким образом предотвращать многое, что этим естественным ходом
вещей неизбежно было бы создано (против Ф.). В практической жизни
фаталистическое настроение может приводить к противоположным
результатам; напр., мусульманскому Ф. приписывают как беззаветную
храбрость магометанских завоевателей, так и восточный квиетизм. И
действительно, если человеку не суждено умереть в данный момент, он
выйдет целым и невредимым из самой опасной битвы; если ему не суждено
умереть от чумы, ему не нужны никакие санитарные предосторожности,
которые, с другой стороны, не спасут тех, кому суждено умереть. От
религиозного или философского Ф. мало чем отличается Ф. исторический,
сводящийся к представлению исторического процесса как чисто рокового
сцепления события, совершенно независимого от людских намерений и
усилий. Такова, напр., точка зрения Льва Толстого в историкофилософских
рассуждениях "Войны и мира". Всякая теория исторического процесса ,
отрицающие какую бы то ни было роль личности в истории, заключает в себе
скрытый Ф., осуществление стихийными силами истории, и притом роковым
образом, некоторого общего плана, неизбежно ведущего к известному
результату. В. К.
Фатимиды (909 - 1171) - халифская династия, производившая себя от
сына Алия и Фатимы, Хосейна (Гусейна), но происходившая, как кажется, от
радикального реформатора секты исмаилитов Абдаллаха ибн-Меймуна Каддаха
или, точнее, от его внука Обейдаллаха Махдия (ум. 934). В 909 г. карматы
доставили Обейдаллаху власть над берберами в северной Африке, а в 969 г.
Джаухар, полководец Фатимид Моызза (953 - 975), завоевал для своего
государя Египет и южн. Сирию, сверг княжескую династию ихшидов и основал
укрепленный город Каир, куда с 972 г. Моызз перенес столицу фатимидск.
халифата. Правление Моызза замечательно материальным и умственным
развитием Египта и славно чрезвычайною терпимостью к иноверцам, что,
впрочем, естественно вытекало из духа исмаилитской секты. К 991 г., при
Азизе (975 - 996), была отнята у хамданидов сев. Сирия, после чего
фатимидский халифат стал простираться от Оронта до Марокко; впрочем,
фатимидский контроль над зап. провинциями (Тунисом и др.) после
перенесения столицы в Каир ослабел, и они сделались фактически
независимыми (туниская династия Зайридов), а Ф. остались собственно
егип.-сир. династией. Хаким (996 - 1021) объявил в 1009 г. указ о
равенстве официально господствовавшего вероисповедания итского
(исмаилитского) с соннитским, но по отношению к евреям и христианам он
резко нарушил исмаилитский принцип терпимости. С 1017 г. полоумный халиф
стал слепым орудием в руках основателей секты друзов и объявил себя
божеством. Его царствование было полно смут и грозило опасностью самому
существованию династии; но сын Хакима 3ахир (1021 - 1036), со своей
теткою-опекуншею Ситталь-мольк, опять восстановил порядок. Последующие
Ф. : Мостансыр (1036 - 1094), Мостали (1094 - 1101), Амир (1101 - ИЗО),
Хафиз (1130 - 1149), Зафир (1149 - 1154), Фаиз (1154 - 1160), Адыд (1160
- 1171). При них Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но
большею частью процветал и обогащался морскою торговлей; в Сирии же шли
крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию эйюбидов. В
1169 г. эйюбид Саладин низложил, вместе с своим братом, последнего Ф.
См. С. де Саси, "Expose de la rel. des Druzes" (П., 1838, т. 1);
Фурнель, "Les Berbers" (т. II); Гюйяр, "Un grand maltre des Assassins"
("Journ. Asiat." 1877 и отд.); P. Дози, "Essai sur l'hist. de l'islam."
(П., 1879, гл. IX; печатается дополненный рус. пер. Крымского);
Вюстенфедьд, "Gresch. der Fatimiden-Chalifen" (Геттинген, 1881); А.
Мюллер, "История ислама" (СПб., 1895, т. II, гл. III - IV). А. Крымский.
Фауна - совокупность животных форм земного шара или его части.
Животное население земного шара может быть разделено на две громадные
группы: Ф. морская и Ф. наземная. Первая, конечно, гораздо древнее, ибо
наземная Ф. развилась из морской. Наземная Ф. может быть рассматриваема
с различных точек зрения. С точки зрения чисто географической возможно
рассматривать Ф. по зоогеографическим областям по частям света, по
странам и более мелким районам. С точки зрения физико-географических
условий Ф. можно разделить на пресноводную (озерную, речную, болотную),
соленоводную (соленые озера), сухопутную, а последнюю разделять, следуя
тому же физико-географическому принципу, на лесную, степную, пустынную и
т. д. С точки зрения геологической можно делить Ф. сообразно тем или
другим геологическим периодам. Каждое такое деление определяет
совокупность форм, для него характерных, а иногда даже и исключительных.
В. М. Ш.
Фаэтон (FaeJwn, Phaethon - пылающий) - у Гомера эпитет Гелиоса, у
позднейших писателей также имя сына Гелиоса от Океаниды Климены. По
сказанию, поэтически разработанному древними писателями, Ф., желая
доказать свое происхождение от Гелиоса, обратился, при посредстве
Климены, к отцу, с просьбой предоставить ему на один день управление
солнечной колесницей. Гелиос, связанный клятвою, которую он дал
исполнить просьбу сына, вверил ему заветную колесницу, но слабый юноша
не сумел управиться с бессмертными конями и, не зная дороги, сбился с
пути, вследствие чего вселенная едва не была охвачена пожаром. Предвидя
несчастие, Зевс ударом молнии поразил безрассудного смельчака, тело
которого упало в Эридан. Сестры Ф. с отчаяния превратились в тополи, а
слезы их - в янтарь. Ср. "Ипполит" Еврипида, 735 и след.; Apollonius
Rhodius, "Argonautica", IV, 598 след.; "Метаморфозы" Овидия, I, 755
след., II, 1 - 367), а также Bangert, "De fabula Phaethontea" (Галле,
1885); Knaack, "Quaestiones Phaethonteae" (в "Philologischen
Untersuchungen", Б., 1885). В скульптуре Ф. чаще всего воспроизводился
на саркофагах (см. Wilamovitz и Robert в "Hermes'е" 1883).
Феб (FoiboV) - один из эпитетов древнегреческого бога Аполлона, как
божества света (joiboV - чистый, светлый, одного корня с jaoV, эол.
jauoV).
Февраль - У древних римлян februarius mensis назывался календарный
месяц, введенный, по преданию, Нумой Помпилием или Тарквинием Гордым.
Древнейший (ромулов) календарь, по которому год делился на 10 месяцев и
состоял из 304 дней, этого месяца, равно как и января, в себе не
заключал. Последовавшая при Нуме (или Тарквинии) реформа календаря имела
целью установить солнечно-лунный год (быть может, солнечно-лунный цикл);
для этого, между прочим, были введены два новых месяца, январь и
февраль, причем месяц Ф., которым заканчивался год, заключал в себе 28
дней (единственный древний месяц с четным числом дней; остальные месяцы
имели число дней нечетное, так как нечетное число, по верованию древних
римлян, приносило счастье). С 153 г. до Р. Хр. начало года было
перенесено на 1 января, и Ф. занял в порядке римских месяцев второе
место. Название месяца Ф. стоит в связи с обрядами очищения (februa,
februare), которые приходились на праздник Луперкалий (15 февр. = dies
februatus). Когда, при установлении солнечно-лунного цикла, понадобилось
введение вставных месяцев, эти последние вставлялись между 23 и 24
февраля (при 4-годовом цикле - на втором и четвертом году). При Юлии
Цезаре, который ввел четырехгодовой цикл, состоявший из трех годов по
365 и одного года в 366 дней, февраль последнего содержал 29 дней,
причем 23 февр. считалось седьмым днем домартовских календ (a. d. VII
Kal. Mart.), 24-е Ф. - шестым предыдущим, а 25 Ф. - шестым последующим
днем домартовских календ (а. d. VII Kal. Mart. posteriorem и priorem).
Так как этих шестых дней домартовских календ было два, то год, в котором
Ф. содержал 29 дней, назывался annus bissextus (отсюда annee bissextile
наше високосный год). Ср. Ideler, "Handbuch der mathematischen und
technischen Chronologie" (Берл., 1826); Mommsen, "D. Romische
Chronologie" (Берл., 1858); Matzat, "Romische Chronologie" (Берл.,
1883); Hartmann, "Der romische Kalender" (Лиц., 1883); Marquardt,
"Romische Sacralaltertumer" (Берл., 1885, стр. 270 - 287). H. О.
Февраль (латин. Februarius, греч. deuteroV mhn , нем. Februar, франц.
Fevrier, англ. February, итал. Febbraio; древнерусское название
февруарий; церковнославянское - снежень, бокогрей, сечень;
малороссийское лютый; польское Luty; у словенцев и иллирийцев - вельяча;
у хорватов - свечень; у вендов - свечник, сечень, друкник [второй]; у
сербов - свечковый; у словаков и чехов - унор; у болгар - малко сеч; в
русских летописях Ф. называется также свадебным месяцем; нынешнее
название перешло к нам из Византии) - второй месяц в году, имеет 28 ней,
в високосном году 29. По народным поверьям, почти всюду считается самым
тяжелым месяцем, особенно в високосные годы. Малороссы считают, что в Ф.
особенно несчастны пятницы: в эти дни нельзя мужчинам работать в поле, а
женщинам - прясть. Народные поговорки про Ф. : "вьюги, метели под Ф.
полетели", "Ф. сшиби рог с зимы", "январю батюшке морозы, Ф. метелицы";
"в Ф. зима с весной встретятся впервой"; "Ф. медведю в берлоге бок
нагреет"; "в Ф. солнце на лето поворотит"; "в Ф. от воробья стена мокра"
и пр. 2-го Ф. празднуется Сретение Господне; в этот день "встречаются
зима с летом" и о нем существует масса пословиц, поговорок и примет. На
"Сретение солнце на лето, зима на мороз"; "что Сретенский мороз! Батюшка
Ф. пришел, мужик зиму перерос"; "на Сретение снежок пригонит на весну
дожжок". Большинство поговорок предсказывает погоду. С удлинением дня на
Сретение меняется образ жизни крестьян; они перестают работать при огне,
женщины перестают прясть, начинаются приготовления к полевым работам.
День 2-го Ф. играет важную роль в жизни животных, домашних и диких: "на
Сретение коров выгоняют из хлевов для пригреву". 3-го Ф. варят соломату
("приехала соломата на двор, расчинай починки"), осматривают и чинят
летнюю сбрую. Между 3 и 11 Ф. ожидается семь крутых утренников. 5-го Ф.
пробегает коровья смерть по селам. 11-го Ф. молятся св. Власию о
покровительстве и защите домашнего скота. Поклонение Bлаcию стоит в
связи с древним языческим празднеством в честь "скотая бога" Велеса или
Волоса; доныне сохранился обряд опахивания для изгнания коровьей смерти,
15-го Ф. окликают звезды, чтобы овцы лучше неслись; с 25-го опасно спать
днем: "кто спит под вечер в Ф., тот наспит кумаху (лихорадку)"; 28го
обыкновенно бывают оттепели: "Василий капельник - с крыш каплет". Детей,
страдающих "овечьей одышкой" (раздутием живота), в этот день лечат,
заставляя овец переходить них. 29-е память препод. Касьяна римского -
самый несчастный день; " Касьян на что ни взглянет - все вянет "; "
Касьян на скот - скот дохнет, Касьян на траву - трава сохнет". Крестьяне
неофициально три раза в год празднуют память Касьяна, желая чем-либо
ублаготворить "немилостивого, скупого и завистливого" святого. Ср.
Сахаров, "Сказания русского народа" (СПб., 1885); А. С. Ермолов,
"Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и
приметах. Т. I. Народный месяцеслов" (СПб., 1901).
Федерация - тоже, что союзное государство. Ф. образуются в громадном
большинстве случаев посредством сплочения отдельных государств в одно
целое; иногда промежуточным звеном является конфедерация - союз
государств. Бывают, однако, случаи, когда в унитарном государстве
торжествует стремление к самостоятельности отдельных провинций, и оно
превращается в Ф. Так Мексика, бывшая под испанским владычеством единою
провинциею и оставшаяся унитарным государством по конституции 1813 г.,
обратилась в государство федеративное по конституции 1824 г. Точно также
Бразилия, унитарная в эпоху империи, превратилась в федеративную
республику. Все ныне существующие федеративные государства состоят из
отдельных государств, с вполне определенными территориями. В самое
последнее время, однако, в литературе и в политической жизни (именно в
политической жизни Австрии) возникла идея о Ф. национальностей. Главная
задача Ф. есть охрана самобытности государства; между тем на сохранение
самостоятельного бытия претендуют не только государства, но и - притом с
гораздо большею настойчивостью
- национальности. Границы между национальностями не только не
совпадают почти нигде с границами государств или провинций, но вовсе не
имеют территориального характера. Особенно верно это относительно
Австрии. В Богемии и Моравии, кроме господствующего чешского населения,
существует немецкое меньшинство; Силезия населена почти поровну чехами и
поляками и, кроме того, обладает значительным немецким меньшинством;
Галиция делится между русинами и поляками, тоже с значительною примесью
немцев и т. д.; наконец, евреи рассеяны повсюду, нигде не составляя
видного процента населения. Таким образом даже федеративная Австрия не
могла бы покончить с национальною враждою, и притом даже в том случае,
если бы при ее реорганизации вовсе не были приняты в соображение
исторические границы между коронными землями. Невозможно так перекроить
карту Австрии, чтобы создать Ф. из территорий с однородным национальным
населением. Поэтому, а также ввиду того, что национальный вопрос
является самым больным вопросом в Австрии, в литературе австрийского
государственного права возникла мысль организовать национальности в
Австрии так, как организуются церкви в Соединенных Штатах Сев. Америки,
т. е. объединить всех людей, принадлежащих к определенной
национальности, где бы (в пределах всего государства) они ни жили, и
предоставить в их ведение вопросы народного просвещения, языка и
культуры, а для решения всех остальных государственных вопросов (суд,
полиция и т. д.) соединить их в одну Ф. Наиболее полную теоретическую
разработку этого вопроса представил Synopticus ("Staat und Nation",
Вена, 1899). Туже идею начала разрабатывать часть австрийской
социал-демократии, которая на брюннском партейтаге 1899 г. предложила
подробный проект такой Ф. (предложение словенской социалдемократической
партии). Главные его пункты: "Австрия должна быть демократической Ф.
национальностей; каждый живущий в Австрии народ, независимо от обитаемой
им территории, должен представлять автономную группу, которая решает все
свои национальный задачи (культурные и касающиеся языка) совершенно
самостоятельно; территориальные области должны иметь чисто
административный характер и не иметь никакого влияния на национальные
отношения; в государстве все языки должны быть совершенно равны". Проект
встретил ожесточенную оппозицию в среде самой социал-демократической