<< Пред. стр. 1078 (из 1179) След. >>
откровением - и в этом его значение. Его вера в универсальную разумностьслова Божия, выразившаяся и в его экзегетике , и в его учении о Логосе,
сделала его учителем и предшественником последующих апологетов и
богословов, особенно александрийской школы. Философское учение Ф.
сводится к богословию. Божество познается путем отрицания всяких
частных, конечных определений и; аргументы скептиков, направленные
против таких определений, вполне основательны. Оно выше всякого
понимания; только тот, кто отрешается от всего конечного, от мира, от
себя самого, от своих чувств и своего разума, находит Божество в момент
экстаза. Ее имея никаких качественных определений, Божество не есть,
однако, бессодержательная отвлеченность. Вместе с писанием Ф.
приписывает Ему атрибуты благости, могущества, ведения и пр. в
бесконечной степени; только он понимает их не как качества, общие
Божеству с другими существами, а как свойственные Ему силы. Поскольку
Оно есть существо всереальное, конечные существа могут приобщаться к
отдельным Его силам и определяться ими, как качествами; само же оно, как
полнота бытия, ничему не причастно, имеет в Себе все и всему дает от
своей полноты: в этом состоит Его всемогущество. Таким образом, впервые
в философии формулируется идея абсолютного монотеизма. Однако,
отвлеченность греческой теологии, колебавшейся между пантеизмом стоиков
и дуализмом платоников, отразилась и на учении Ф., который посредствует
между ними. Его Бог трансцендентен, безусловно отличен от мира по своему
существу; но вместе с тем Он раскрывается в нем, имманентен, присущ ему
в своих силах и своем слове. Поскольку Божество трансцендентно миру,
последний является чуждым и противоположным Ему; он сотворен из
предвечной материи, бесформенной, безвидной, косной, которая
представляется как хаотическая масса вещества и противополагается
Божеству, как пассивное начало - деятельному. Между миром и
трансцендентным Божеством посредствуют силы Божества, образующие и
проникающие мир: Его благость, могущество, справедливость, мудрость или
слово. В учении об этих силах сказываются и философские , и религиозные
традиции, монизм и дуализм, платонизм и стоицизм; отсюда сбивчивость и
неясность понятий. Вопервых, помянутые силы, как чистые энергии
Божества, не имеют по отношение к Нему никакой самостоятельности,
особности, личности; во-вторых, они относятся к миру, как силы,
действующие в нем, образующие его материю - подобно формам Аристотеля
или "сперматическим логосам" стоиков; в третьих, они отличаются и от
Бога, и от мира, являясь как бы тварно-личными посредниками между Богом
и миром
- духами, которых сам Ф. сравнивал с ангелами иудеев или демонами
платоников. Все антропоморфизмы Писания, все конкретные образы Его
относятся к силам Божества, а не к его существу. Верховною из этих сил
является Слово (Логос), которое всех их совмещает в себе. Так же, как и
они, это Слово может рассматриваться с троякой точки зрения: как
бессамостная энергия Божества, как душа и связь мира (стоический логос),
как тварно-личный посредник между Богом и миром. Оно определяется как
разум Божий, идея всех идей, образ Божества, первородный сын Божий,
второй бог (JeoV, в отличие от o JeoV); оно есть, далее, первообраз
вселенной, мирозиждительная сила, душа, облекающаяся телом мира;
наконец, оно - верховный архангел, посредник, наместник Бога,
царственный первосвященник.
В космологии Ф. развивает популярную теодицею стоиков, в психологии
следует платонизирующим стоикам. Он толкует библейское сказание о
грехопадении в платоническом смысле: души существуют до своего
воплощения, которое рассматривается как падение и пленение. Тело есть
могила, темница души, чувственность - корень греха; откуда аскетическая
тенденция этики Ф., где он сближается не только со стоиками, но и с
современными ему киниками, в стремлении к умерщвлению чувственности и
упрощению жизни. Мораль Филона выходит, однако, за пределы всей
греческой философии, получая новую, религиозную окраску. Она проникнута
сознанием греховности человека, неспособного побороть чувственность и
спастись собственными силами; единственным источником добра является
Бог. Добродетели суть Его "насаждения", дары Его благодати; ему одному
принадлежит хвала за них. Путь к добру есть послушание Богу, подражание
Богу, отречение от всего конечного, самоотречение; высшая цель есть
мистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза.
Литература. Главнейшие издания Филона: Margey (1742), Aucher
(1822-26: соч., coхранившиеся в армянской версии), Cohn und Wendland
(полное критическое издание, с 1896 г.). См. Zeiler, "Philos. d.
Griechen", III, 3; Schurer, "Gesch. d. jud. Volkes im Zeitalter Jesu
Christi" (1898, т. III, 487 и cл.); кн. С. Трубецкой, "Учение о Логосе"
(1900, 77 сл.); Siegfried, "Philo v. Alexandrien als Ausleger des А. Т."
(1875); Drummond, "Philo Judaeus" (т. I и II, 1888); Myретов, "Философия
Ф. Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе"
(1885). Кн. С. Н. Трубецкой.
Финал - в музыке номер, служащий концом большого музыкального
сочинения - оперы, оперного акта, симфонии, сонаты и пр.; но
преимущественно принято называть Ф. заключительный номер в опере. Ф.
состоит из различных вокальных и инструментальных пьес, сольных и
хоровых, соединенных в одно целое помимо какойлибо установившейся формы,
но в зависимости от сценических требований и текста, на который пишется
Ф. Очень часто в Ф. входит вокальный ансамбль. Н. С.
Финиковая пальма (Phoenix L.) - род растений из сем. пальм, подсем.
Соrуphinae. Частью деревья, частью приземистые кусты, с
перистораздельными листьями. Растения двудомные. Чашечка кубковидная,
лепестков 2, в мужских цветах 6 тычинок, в женских 6 стаминодий и 3
свободные пестика, из которых большею частью только один дает ягодный
плод с одним семенем; на внутренней стороне семени глубокая борозда, в
середине находится зародыш; белок роговой. 11 видов в Африке, Аравии, в
Азии от Евфрата через Индию до Зондских островов и Кохинхины. Настоящая
финиковая пальма (Phoenix dactylifera L.) - дерево со стволом в 10-20
метров. Родина ее Канарские острова, оазисы Сахары, Аравии и
юго-западная Азия. Плоды ее - всем известные финики. Для достижения
более успешного плодоношения арабы уже в древности вешали срезанные
мужские початки на женские деревья и тем способствовали опылению и
оплодотворению. Листья Ф. пальм в южной Европе употребляются при
богослужении в вербное воскресение. Из индийской Ph. silvestris Roxb.
приготовляется пальмовое вино "тари".
Б. Тр. Финский залив - восточная часть Балтийского моря, глубоко
вдающаяся в материк. На С Ф. залив омывает Финляндию и отчасти
С.-Петербургскую губ., с В и Ю - губернии Петербургскую и Эстляндскую. С
З морской границей залива считают линию, соединяющую мыс Гангэудд на
берегу Финляндии и маяк Дагерорт на острове Даго. Длина залива от
Невской губы до меридиана Дагерорта составляет 240 морских миль,
наибольшая ширина залива 65 морских миль на меридиане Нарвской губы, к З
от Нарвской губы залив постепенно суживается и перед входом в Балтийское
море ширина его уменьшается до 40 морских миль. Берега. Южный берег от
Невской губы направляется к З невысокими и песчаными буграми,
переходящими в возвышенности, то круто спускающиеся к морю, то отходящие
от него. Дойдя до так называемой Шепелевой горы, берег заворачивает к Ю
и образует губу Капорскую, названную по имени области и древнего замка,
развалины которого расположены вблизи речки Систы, впадающей в названную
губу. За Капорской губой, кончающейся мысом Колгания, берег образует
новую губу Лугскую, названную по имени реки Луги, впадающей в нее. По
восточному берегу губы тянется хребет довольно высокой Сойкиной горы,
состоящей из двух возвышенностей. За Лугской губой берег образует
лесистый полуо-в Кургальcкий, а далее Нарвскую губу, принимающую в себя
реку Нарову. Берег Нарвской губы низменный, песчаный и покрыт хвойным
лесом, несколько далее от берега идут отлогие возвышенности. Направляясь
к З от Нарвской губы, берег сначала делается круче и утесистее, а затем
становится снова невысоким и образует целый ряд заливов, из которых
наиболее значительны: Кунда, Кашпервик, Монвик, Папонвик, Колковик,
бухта Ревельская, Рогервик (Балтийский порт) и др. Перед началом залива
Рогервик, берег образует мыс Пакерорт, отличающийся своим неприступным
обрывом значительной высоты. При выходе залива в море конечными
границами служат о-ва Вормс и Даго. Северный берег Ф. залива, начиная от
мыса Дубовского (близ Сестрорецка), идет к З, постепенно возвышаясь, и
спускается к морю террасой. За мысом Стирсудденом берег направляется на
NNW к Биэркэ-Зунду, оставляя у воды низменную закраину шириною от
нескольких сажен до полуверсты и более. Местами берег здесь представляет
не одну, а две или даже три террасы, который с моря, благодаря лесу,
кажутся одним сплошным высоким берегом. Лес здесь по преимуществу
некрупный, сосновый, а у Биэркэ - березовый; часто прибрежная полоса,
шириной до нескольких верст, лишена сплошного леса и покрыта
кустарниками. Вскоре за мысом Стирсудденом начинаются так называемые
шхеры, состоящие из многочисленных больших и малых островов, обыкновенно
довольно высоких и покрытых сосновым лесом, частью же имеющих вид голых
скал из красноватого гранита. Между отдельными островами разбросаны
подводные и надводные камни. Проход в шхерах возможен для судов только в
сопровождении опытных лоцманов. Островов в Ф. заливе очень много. Из
более значительных островов, кроме шхерных, упомянем Котлин с городом
Кронштадтом, Сескар, Лавенсари, Соммерс, Нарген, Гогланд, Оденсхольм и
др. кроме того на всем пространстве разбросано много банок и мелей.
Рельеф дна. От устьев Невы до острова Котлива глубина постепенно
увеличивается от 8 и 10 до 20 и местами до 21 и 22 фт. За о-вом Котлином
к З по фарватеру глубина возрастает до 20 сажен (сажени везде морские (6
фт.)), у южного же берега, в губах Капорской и Лужской, глубина от 5 до
16 сажень. Близ острова Сескара глубина на середине залива неровная,
иногда между 20 и 22 саженями встречаются возвышения с глубиной в 1215
саж., а между 9 и 10 саженями попадаются ямы до 20 и даже до 29 сад. От
Сесвара до Гогланда глубина увеличивается до 35-40 саж. От Гогданда к З
глубина сначала очень непостоянна. Между глубинами в 37-27 сажен
попадаются пятна в 16, 14 и 12 сажен, далее же к мысу Суропу (за
Ревельской бухтой) глубина несколько ровнее и увеличивается до 40, 44 и
50 сажень; от Суропа до о-ва Оденсхольм глубины от 27 до 60 сажен, при
чем глубокие места подходят довольно близко к южному берегу, в двух
милях от которого встречаются глубины до 30 сажень. От ова Оденсхольма
до выхода в Балтийское море глубины постепенно увеличиваются до 70
сажен. Грунт Ф. залива илистый и песчаный и весьма часто каменистый, при
этом на больших глубинах чаще встречается ил, а на малых - песок с
камнем. Течение в Ф. заливе связано с ветрами, причем поверхностные
течения достигают иногда скорости от 1/2, до 11/2, морских миль в час и
даже более; после сильных югозападных ветров бывает заметно течение из
шхер на SW, доходящее до 3 морских миль в час. При продолжительных
штилях в заливе существует слабое течение в З; течение это зависит от
избытка прибыли пресной воды над убылью ее от испарения. Всего заметнее
течение на З в восточной части залива, причем на меридиане мыса
Стирсуддена отделяются две ветви, из которых одна идет на NW к
Биэркэ-Зунд, а другая на SW в Капорскую губу; течение ощутительно также
в западной части залива, в особенности к Ю от Оденсходьма, где оно
постепенно заворачивает в Моон-Зунд; при свежих западных ветрах течение
направляется к В. При выходе из Ф. залива в Балтийское море заметно
южное течение, идущее из Ботнического залива. После свежих юго-западных
и северо-восточных ветров временные течения в Ф. заливе замечаются у
о-вов Сомерса и Лавенсари; на СВ в Выборгскую губу и к Ю в Нарвскую
губу. Изменения уровня. Из 26-летних наблюдений в Кронштадте удалось
подметить правильные изменения уровня, имеющие характер
приливо-отливных, амплитуда которых, однако, не достигает двух дюймов.
При штилях уровень воды по наблюдениям в Кронштадте стоит, обыкновенно,
ниже среднего на 31/2 дм., что зависит от преобладания в заливе вообще
западных ветров над восточными, вследствие чего средний уровень стоит
выше, нежели уровень при штиле. В годовом ходе колебания уровня залива
наблюдается некоторая правильность, как и вообще во всем бассейне
Балтийского моря. В Кронштадте, например, из многолетних наблюдений
видно, что с августа по январь средний уровень держится выше
нормального; март, апрель и май уровень ниже нормального, остальное же
время он близок к ординару. При юго-западных ветрах и близких к атому
румбов вода идет на прибыль, при противных ветрах, наоборот. Наибольшая
амплитуда высоты воды, зависевшая от ветров и имевшая место во второй
половине истекшего столетия, доходила в Кронштадте более чем до 13 фт.:
16 (28) авг. 1890 г. вода поднималась выше ординара на 7 фт. 7 дм., а 9
(21) сент. 1883 г. она падала на 5 фт. 8 дм. ниже среднего уровня. Чтобы
судить о том, как двигается волна высокой воды по Ф. заливу, мы приведем
данные 16 ноября 1897 г. ("Записки по гидрографии", вып. XIX, ст. М.
Рыкачева: "О наводнениях в С.-Петербурге" и пр.).
Наблюдений температуры воды в заливе немного. В настоящее время
ведутся наблюдения на станциях морского ведомства в Кронштадте, на о-ве
Гогланде, в устье Наровы, на о-ве Сескаре, в Ревеле, на о-ве Оденсхольме
и на С о-ва Даго (маяк Тахкона); кроме того наблюдения ведутся на
плавучих маяках и некоторых станциях финляндского маячного ведомства. По
6-ти летним наблюдениям в Кронштадте температура поверхности воды
достигает в июле 18,9° Ц., зимой температура нулевая. В Ревеле по 3-х
летним наблюдениям максимальная температура в августе 16,6° Ц. и
минимальная в январе 0,2°. О температуре на глубинах Ф. залива мы имеем
сведения из наблюдений адмирала С. О. Макарова, произведенных им на
пароходе "Витязь" в сентябре 1886 г. и летом 1889 г.
Льды. Ежегодное замерзание залива бывает лишь в восточной его части
от Невской губы до Гогланда, причем залив начинает замерзать у
Кронштадта с конца ноября (время дано по новому стилю), а у Гогланда к
концу января. Период вскрытия идет в среднем от конца марта до конца
апреля. Западная часть Ф. залива, вдали от шхер, замерзает только в
более суровые зимы и то на короткое время (от 20 до 40 дней). Период
плавающих льдов в среднем тянется от конца декабря и начала января до
конца апреля. В июле на глубинах температура ниже, чем в сентябре и
замечается прибыль температуры ближе ко дну. Это очевидно влияние более
тяжелой и соленой волы, проникающей в Балтийское море из Немецкого.
Соленость воды. Соленость поверхностей воды Ф. залива постепенно
увеличивается от Невской губы до входа в Балтийское море; в Кронштадте
поверхность воды, вообще говоря, пресная, а у Дагерорта она имеет
удельный вес 1,0046. Соленость воды с глубиной увеличивается. Так, в
Кронштадте на глубине 4 метров уже обнаруживается соленая вода.
Замерзание в шхерах идет в следующем порядке: прежде всего в начале
декабря замерзают шхеры в N части залива и спустя три недели замерзание
доходит до Аландских шхер на западе. Вскрытие идет в обратном порядке: в
среднем в конце апреля вскрываются Аландские шхеры, затем через неделю
вскрываются шхеры у югозападного побережья Финляндии; на востоке залива
шхеры вскрываются на три недели позже чем на западной границе залива.
Открытое море вблизи шхер вскрывается в среднем на три недели ранее
последних, а замерзает позже на месяц.
Ветра. Преобладающее направление ветров в западной части Ф. залива
осенью и зимой является южное, весной юго-зап., летом - западное; в
восточной части осенью и зимой юго-зап., весной юго-зап. и зап. и летом
зап. Наибольшей силы ветра достигают по преимуществу осенью и зимой.
Наибольшее число бурь в Ф. заливе бывает в октябре, преимущественно, от
юго-запада. Туманов в Ф. заливе всего больше зимой (максимум в январе) и
всего меньше летом (минимум в июле). Плавание по Ф. заливу весьма
удобно, так как он хорошо обставлен маяками, башнями и
предостерегательными знаками, общее число которых доходит до 300. Для
прохода по шхерам имеются опытные лоцмана. У берегов Ф. залива
расположены весьма значительные порты: С.-Петербургский, Кронштадтский,
Ревельский, Гельсингфорский; менее значительны Усть-Наровский,
Балтийский, Выборгский и др. По южному берегу Ф. залива тянется
Балтийская жел. дорога, соединяющая рельсовым путем порта залива; по
северному - сеть финляндских жел. дорог; близ С.Петербурга - приморская
Сестрорецкая жел. дорога. Из С.-Петербурга, Ревеля и Гельсингфорса
направляется много постоянных пароходных линий как в русские, так и
заграничные порта.
С. Cоветов.
Фирн - зернистый снег, продукт изменения от продолжительного действия
солнечных лучей снега, покрывающего горные вершины. Ф. отличается от
снега меньшим блеском и большею плотностью, отдельные зерна Ф. тусклы,
округлы, равномерной величины, под микроскопом представляют прозрачный
лед с многочисленными, но незначительной величины пузырьками воздуха.
Под влиянием последовательного таяния и смерзания зерна Ф. цементируются
замерзающей в промежутках водой и Ф. превращается в еще более плотный,
белый, богатый воздушными пузырьками, неяснозернистый фирновый лед,
постепенно переходящий при дальнейшем уплотнении в голубой прозрачный
ледниковый лед.
Фисташковое дерево (Pistacia vera L.) - из сем. Anacardiaceae,
небольшое деревцо, с сероватою корою и с непарно-перистыми листьями, о 3
- 5 яйцевидных, тупых или заостренных листочках; желтоватые однополые
цветки собраны в пазушные метелки; околоцветник простой, тычинок 2 - 3,
пестик с коротким трехрасщепленным столбиком и с продолговатой завязью,
плод - костянка; семя белковое. Плоды, богатые маслом, известны под
именем фисташек (сирийских орешков)и употребляются как лакомство и как
пряность; кроме того идут на добывание масла. Ф. дерево культивируется
по берегам Средиземного моря (у нас в Крыму и на Кавказе), дико
встречается в Сирии и Месопотамии; Планшон полагает, что это дерево -
только культурная разновидность P. Perebinthus (скипидарного дерева).
С. Р.
Фишер (Куно Fischer) - известный немецкий историк философии, род. в
1824 г. в Силезии. В 1850 г. открыл курс в Гейдельберге, но ему было
запрещено чтение лекций, без объяснения причин. Это распоряжение вызвало
всеобщее негодование; только дармштатский клерикальный орган, в
анонимной статье, пытался оправдать образ действия правительства. С 1856
до 1872 г. Ф. состоял профессором иенского унив., а затем перешел в
Гейдельберг, где и в настоящее время продолжает привлекать
многочисленную аудиторию своими блестящими лекциями. Наиболее
замечательные из его сочинений: "Diotima; die Idee des Schonen" (1849),
где в форме писем излагаются основные начала гегельянской эстетики; "Die
Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre" (2-е изд., 1865), где Ф.
излагает свою систему логики и метафизики, чрезвычайно близко
придерживаясь Гегеля, хотя и претендует на самобытную разработку
философских проблем; "Geschichte der neueren Philosophie" (3-е изд.
1898) - превосходный труд, охватывающий историю рационализма XVIII в.
(Декарт, Спиноза, Лейбниц - первые два тома), философию Канта (III и IV
т.), учения ближайших последователей Канта и философию Фихте (V т.),
философию Шопенгауэра (VI т.), философию Шеллинга (VII т.) и, наконец,
систему Гегеля (VIII и IX тт.). Фишера, при изложении истории философии,
занимает главным образом не история проблем (ван Виндельбанда, в
"Geschichte der Philosophiе", и Ренувье, в "Esquisses d'une
classification des systemes philosophiques"), не историко-культурное
изучение условий возникновения и развития философских учений (Бенн,
Гомперц) и не экономическое истолкование философии (Элейтеропулос,
Паттен). У Ф. на первом плане три задачи: 1) усвоение духа данной
системы, 2) выяснение связи данной системы с личностью ее творца
("Lebensauffassung") и 3) выяснение связи данной системы с другими
системами мысли. Особенно крупны заслуги Ф. в разъяснении значения