<< Пред.           стр. 1078 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 откровением - и в этом его значение. Его вера в универсальную разумность
 слова Божия, выразившаяся и в его экзегетике , и в его учении о Логосе,
 сделала его учителем и предшественником последующих апологетов и
 богословов, особенно александрийской школы. Философское учение Ф.
 сводится к богословию. Божество познается путем отрицания всяких
 частных, конечных определений и; аргументы скептиков, направленные
 против таких определений, вполне основательны. Оно выше всякого
 понимания; только тот, кто отрешается от всего конечного, от мира, от
 себя самого, от своих чувств и своего разума, находит Божество в момент
 экстаза. Ее имея никаких качественных определений, Божество не есть,
 однако, бессодержательная отвлеченность. Вместе с писанием Ф.
 приписывает Ему атрибуты благости, могущества, ведения и пр. в
 бесконечной степени; только он понимает их не как качества, общие
 Божеству с другими существами, а как свойственные Ему силы. Поскольку
 Оно есть существо всереальное, конечные существа могут приобщаться к
 отдельным Его силам и определяться ими, как качествами; само же оно, как
 полнота бытия, ничему не причастно, имеет в Себе все и всему дает от
 своей полноты: в этом состоит Его всемогущество. Таким образом, впервые
 в философии формулируется идея абсолютного монотеизма. Однако,
 отвлеченность греческой теологии, колебавшейся между пантеизмом стоиков
 и дуализмом платоников, отразилась и на учении Ф., который посредствует
 между ними. Его Бог трансцендентен, безусловно отличен от мира по своему
 существу; но вместе с тем Он раскрывается в нем, имманентен, присущ ему
 в своих силах и своем слове. Поскольку Божество трансцендентно миру,
 последний является чуждым и противоположным Ему; он сотворен из
 предвечной материи, бесформенной, безвидной, косной, которая
 представляется как хаотическая масса вещества и противополагается
 Божеству, как пассивное начало - деятельному. Между миром и
 трансцендентным Божеством посредствуют силы Божества, образующие и
 проникающие мир: Его благость, могущество, справедливость, мудрость или
 слово. В учении об этих силах сказываются и философские , и религиозные
 традиции, монизм и дуализм, платонизм и стоицизм; отсюда сбивчивость и
 неясность понятий. Вопервых, помянутые силы, как чистые энергии
 Божества, не имеют по отношение к Нему никакой самостоятельности,
 особности, личности; во-вторых, они относятся к миру, как силы,
 действующие в нем, образующие его материю - подобно формам Аристотеля
 или "сперматическим логосам" стоиков; в третьих, они отличаются и от
 Бога, и от мира, являясь как бы тварно-личными посредниками между Богом
 и миром
  - духами, которых сам Ф. сравнивал с ангелами иудеев или демонами
 платоников. Все антропоморфизмы Писания, все конкретные образы Его
 относятся к силам Божества, а не к его существу. Верховною из этих сил
 является Слово (Логос), которое всех их совмещает в себе. Так же, как и
 они, это Слово может рассматриваться с троякой точки зрения: как
 бессамостная энергия Божества, как душа и связь мира (стоический логос),
 как тварно-личный посредник между Богом и миром. Оно определяется как
 разум Божий, идея всех идей, образ Божества, первородный сын Божий,
 второй бог (JeoV, в отличие от o JeoV); оно есть, далее, первообраз
 вселенной, мирозиждительная сила, душа, облекающаяся телом мира;
 наконец, оно - верховный архангел, посредник, наместник Бога,
 царственный первосвященник.
 
  В космологии Ф. развивает популярную теодицею стоиков, в психологии
 следует платонизирующим стоикам. Он толкует библейское сказание о
 грехопадении в платоническом смысле: души существуют до своего
 воплощения, которое рассматривается как падение и пленение. Тело есть
 могила, темница души, чувственность - корень греха; откуда аскетическая
 тенденция этики Ф., где он сближается не только со стоиками, но и с
 современными ему киниками, в стремлении к умерщвлению чувственности и
 упрощению жизни. Мораль Филона выходит, однако, за пределы всей
 греческой философии, получая новую, религиозную окраску. Она проникнута
 сознанием греховности человека, неспособного побороть чувственность и
 спастись собственными силами; единственным источником добра является
 Бог. Добродетели суть Его "насаждения", дары Его благодати; ему одному
 принадлежит хвала за них. Путь к добру есть послушание Богу, подражание
 Богу, отречение от всего конечного, самоотречение; высшая цель есть
 мистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза.
 
  Литература. Главнейшие издания Филона: Margey (1742), Aucher
 (1822-26: соч., coхранившиеся в армянской версии), Cohn und Wendland
 (полное критическое издание, с 1896 г.). См. Zeiler, "Philos. d.
 Griechen", III, 3; Schurer, "Gesch. d. jud. Volkes im Zeitalter Jesu
 Christi" (1898, т. III, 487 и cл.); кн. С. Трубецкой, "Учение о Логосе"
 (1900, 77 сл.); Siegfried, "Philo v. Alexandrien als Ausleger des А. Т."
 (1875); Drummond, "Philo Judaeus" (т. I и II, 1888); Myретов, "Философия
 Ф. Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе"
 (1885). Кн. С. Н. Трубецкой.
  Финал - в музыке номер, служащий концом большого музыкального
 сочинения - оперы, оперного акта, симфонии, сонаты и пр.; но
 преимущественно принято называть Ф. заключительный номер в опере. Ф.
 состоит из различных вокальных и инструментальных пьес, сольных и
 хоровых, соединенных в одно целое помимо какойлибо установившейся формы,
 но в зависимости от сценических требований и текста, на который пишется
 Ф. Очень часто в Ф. входит вокальный ансамбль. Н. С.
  Финиковая пальма (Phoenix L.) - род растений из сем. пальм, подсем.
 Соrуphinae. Частью деревья, частью приземистые кусты, с
 перистораздельными листьями. Растения двудомные. Чашечка кубковидная,
 лепестков 2, в мужских цветах 6 тычинок, в женских 6 стаминодий и 3
 свободные пестика, из которых большею частью только один дает ягодный
 плод с одним семенем; на внутренней стороне семени глубокая борозда, в
 середине находится зародыш; белок роговой. 11 видов в Африке, Аравии, в
 Азии от Евфрата через Индию до Зондских островов и Кохинхины. Настоящая
 финиковая пальма (Phoenix dactylifera L.) - дерево со стволом в 10-20
 метров. Родина ее Канарские острова, оазисы Сахары, Аравии и
 юго-западная Азия. Плоды ее - всем известные финики. Для достижения
 более успешного плодоношения арабы уже в древности вешали срезанные
 мужские початки на женские деревья и тем способствовали опылению и
 оплодотворению. Листья Ф. пальм в южной Европе употребляются при
 богослужении в вербное воскресение. Из индийской Ph. silvestris Roxb.
 приготовляется пальмовое вино "тари".
  Б. Тр. Финский залив - восточная часть Балтийского моря, глубоко
 вдающаяся в материк. На С Ф. залив омывает Финляндию и отчасти
 С.-Петербургскую губ., с В и Ю - губернии Петербургскую и Эстляндскую. С
 З морской границей залива считают линию, соединяющую мыс Гангэудд на
 берегу Финляндии и маяк Дагерорт на острове Даго. Длина залива от
 Невской губы до меридиана Дагерорта составляет 240 морских миль,
 наибольшая ширина залива 65 морских миль на меридиане Нарвской губы, к З
 от Нарвской губы залив постепенно суживается и перед входом в Балтийское
 море ширина его уменьшается до 40 морских миль. Берега. Южный берег от
 Невской губы направляется к З невысокими и песчаными буграми,
 переходящими в возвышенности, то круто спускающиеся к морю, то отходящие
 от него. Дойдя до так называемой Шепелевой горы, берег заворачивает к Ю
 и образует губу Капорскую, названную по имени области и древнего замка,
 развалины которого расположены вблизи речки Систы, впадающей в названную
 губу. За Капорской губой, кончающейся мысом Колгания, берег образует
 новую губу Лугскую, названную по имени реки Луги, впадающей в нее. По
 восточному берегу губы тянется хребет довольно высокой Сойкиной горы,
 состоящей из двух возвышенностей. За Лугской губой берег образует
 лесистый полуо-в Кургальcкий, а далее Нарвскую губу, принимающую в себя
 реку Нарову. Берег Нарвской губы низменный, песчаный и покрыт хвойным
 лесом, несколько далее от берега идут отлогие возвышенности. Направляясь
 к З от Нарвской губы, берег сначала делается круче и утесистее, а затем
 становится снова невысоким и образует целый ряд заливов, из которых
 наиболее значительны: Кунда, Кашпервик, Монвик, Папонвик, Колковик,
 бухта Ревельская, Рогервик (Балтийский порт) и др. Перед началом залива
 Рогервик, берег образует мыс Пакерорт, отличающийся своим неприступным
 обрывом значительной высоты. При выходе залива в море конечными
 границами служат о-ва Вормс и Даго. Северный берег Ф. залива, начиная от
 мыса Дубовского (близ Сестрорецка), идет к З, постепенно возвышаясь, и
 спускается к морю террасой. За мысом Стирсудденом берег направляется на
 NNW к Биэркэ-Зунду, оставляя у воды низменную закраину шириною от
 нескольких сажен до полуверсты и более. Местами берег здесь представляет
 не одну, а две или даже три террасы, который с моря, благодаря лесу,
 кажутся одним сплошным высоким берегом. Лес здесь по преимуществу
 некрупный, сосновый, а у Биэркэ - березовый; часто прибрежная полоса,
 шириной до нескольких верст, лишена сплошного леса и покрыта
 кустарниками. Вскоре за мысом Стирсудденом начинаются так называемые
 шхеры, состоящие из многочисленных больших и малых островов, обыкновенно
 довольно высоких и покрытых сосновым лесом, частью же имеющих вид голых
 скал из красноватого гранита. Между отдельными островами разбросаны
 подводные и надводные камни. Проход в шхерах возможен для судов только в
 сопровождении опытных лоцманов. Островов в Ф. заливе очень много. Из
 более значительных островов, кроме шхерных, упомянем Котлин с городом
 Кронштадтом, Сескар, Лавенсари, Соммерс, Нарген, Гогланд, Оденсхольм и
 др. кроме того на всем пространстве разбросано много банок и мелей.
 Рельеф дна. От устьев Невы до острова Котлива глубина постепенно
 увеличивается от 8 и 10 до 20 и местами до 21 и 22 фт. За о-вом Котлином
 к З по фарватеру глубина возрастает до 20 сажен (сажени везде морские (6
 фт.)), у южного же берега, в губах Капорской и Лужской, глубина от 5 до
 16 сажень. Близ острова Сескара глубина на середине залива неровная,
 иногда между 20 и 22 саженями встречаются возвышения с глубиной в 1215
 саж., а между 9 и 10 саженями попадаются ямы до 20 и даже до 29 сад. От
 Сесвара до Гогланда глубина увеличивается до 35-40 саж. От Гогданда к З
 глубина сначала очень непостоянна. Между глубинами в 37-27 сажен
 попадаются пятна в 16, 14 и 12 сажен, далее же к мысу Суропу (за
 Ревельской бухтой) глубина несколько ровнее и увеличивается до 40, 44 и
 50 сажень; от Суропа до о-ва Оденсхольм глубины от 27 до 60 сажен, при
 чем глубокие места подходят довольно близко к южному берегу, в двух
 милях от которого встречаются глубины до 30 сажень. От ова Оденсхольма
 до выхода в Балтийское море глубины постепенно увеличиваются до 70
 сажен. Грунт Ф. залива илистый и песчаный и весьма часто каменистый, при
 этом на больших глубинах чаще встречается ил, а на малых - песок с
 камнем. Течение в Ф. заливе связано с ветрами, причем поверхностные
 течения достигают иногда скорости от 1/2, до 11/2, морских миль в час и
 даже более; после сильных югозападных ветров бывает заметно течение из
 шхер на SW, доходящее до 3 морских миль в час. При продолжительных
 штилях в заливе существует слабое течение в З; течение это зависит от
 избытка прибыли пресной воды над убылью ее от испарения. Всего заметнее
 течение на З в восточной части залива, причем на меридиане мыса
 Стирсуддена отделяются две ветви, из которых одна идет на NW к
 Биэркэ-Зунд, а другая на SW в Капорскую губу; течение ощутительно также
 в западной части залива, в особенности к Ю от Оденсходьма, где оно
 постепенно заворачивает в Моон-Зунд; при свежих западных ветрах течение
 направляется к В. При выходе из Ф. залива в Балтийское море заметно
 южное течение, идущее из Ботнического залива. После свежих юго-западных
 и северо-восточных ветров временные течения в Ф. заливе замечаются у
 о-вов Сомерса и Лавенсари; на СВ в Выборгскую губу и к Ю в Нарвскую
 губу. Изменения уровня. Из 26-летних наблюдений в Кронштадте удалось
 подметить правильные изменения уровня, имеющие характер
 приливо-отливных, амплитуда которых, однако, не достигает двух дюймов.
 При штилях уровень воды по наблюдениям в Кронштадте стоит, обыкновенно,
 ниже среднего на 31/2 дм., что зависит от преобладания в заливе вообще
 западных ветров над восточными, вследствие чего средний уровень стоит
 выше, нежели уровень при штиле. В годовом ходе колебания уровня залива
 наблюдается некоторая правильность, как и вообще во всем бассейне
 Балтийского моря. В Кронштадте, например, из многолетних наблюдений
 видно, что с августа по январь средний уровень держится выше
 нормального; март, апрель и май уровень ниже нормального, остальное же
 время он близок к ординару. При юго-западных ветрах и близких к атому
 румбов вода идет на прибыль, при противных ветрах, наоборот. Наибольшая
 амплитуда высоты воды, зависевшая от ветров и имевшая место во второй
 половине истекшего столетия, доходила в Кронштадте более чем до 13 фт.:
 16 (28) авг. 1890 г. вода поднималась выше ординара на 7 фт. 7 дм., а 9
 (21) сент. 1883 г. она падала на 5 фт. 8 дм. ниже среднего уровня. Чтобы
 судить о том, как двигается волна высокой воды по Ф. заливу, мы приведем
 данные 16 ноября 1897 г. ("Записки по гидрографии", вып. XIX, ст. М.
 Рыкачева: "О наводнениях в С.-Петербурге" и пр.).
  Наблюдений температуры воды в заливе немного. В настоящее время
 ведутся наблюдения на станциях морского ведомства в Кронштадте, на о-ве
 Гогланде, в устье Наровы, на о-ве Сескаре, в Ревеле, на о-ве Оденсхольме
 и на С о-ва Даго (маяк Тахкона); кроме того наблюдения ведутся на
 плавучих маяках и некоторых станциях финляндского маячного ведомства. По
 6-ти летним наблюдениям в Кронштадте температура поверхности воды
 достигает в июле 18,9° Ц., зимой температура нулевая. В Ревеле по 3-х
 летним наблюдениям максимальная температура в августе 16,6° Ц. и
 минимальная в январе 0,2°. О температуре на глубинах Ф. залива мы имеем
 сведения из наблюдений адмирала С. О. Макарова, произведенных им на
 пароходе "Витязь" в сентябре 1886 г. и летом 1889 г.
  Льды. Ежегодное замерзание залива бывает лишь в восточной его части
 от Невской губы до Гогланда, причем залив начинает замерзать у
 Кронштадта с конца ноября (время дано по новому стилю), а у Гогланда к
 концу января. Период вскрытия идет в среднем от конца марта до конца
 апреля. Западная часть Ф. залива, вдали от шхер, замерзает только в
 более суровые зимы и то на короткое время (от 20 до 40 дней). Период
 плавающих льдов в среднем тянется от конца декабря и начала января до
 конца апреля. В июле на глубинах температура ниже, чем в сентябре и
 замечается прибыль температуры ближе ко дну. Это очевидно влияние более
 тяжелой и соленой волы, проникающей в Балтийское море из Немецкого.
  Соленость воды. Соленость поверхностей воды Ф. залива постепенно
 увеличивается от Невской губы до входа в Балтийское море; в Кронштадте
 поверхность воды, вообще говоря, пресная, а у Дагерорта она имеет
 удельный вес 1,0046. Соленость воды с глубиной увеличивается. Так, в
 Кронштадте на глубине 4 метров уже обнаруживается соленая вода.
  Замерзание в шхерах идет в следующем порядке: прежде всего в начале
 декабря замерзают шхеры в N части залива и спустя три недели замерзание
 доходит до Аландских шхер на западе. Вскрытие идет в обратном порядке: в
 среднем в конце апреля вскрываются Аландские шхеры, затем через неделю
 вскрываются шхеры у югозападного побережья Финляндии; на востоке залива
 шхеры вскрываются на три недели позже чем на западной границе залива.
 Открытое море вблизи шхер вскрывается в среднем на три недели ранее
 последних, а замерзает позже на месяц.
  Ветра. Преобладающее направление ветров в западной части Ф. залива
 осенью и зимой является южное, весной юго-зап., летом - западное; в
 восточной части осенью и зимой юго-зап., весной юго-зап. и зап. и летом
 зап. Наибольшей силы ветра достигают по преимуществу осенью и зимой.
 Наибольшее число бурь в Ф. заливе бывает в октябре, преимущественно, от
 юго-запада. Туманов в Ф. заливе всего больше зимой (максимум в январе) и
 всего меньше летом (минимум в июле). Плавание по Ф. заливу весьма
 удобно, так как он хорошо обставлен маяками, башнями и
 предостерегательными знаками, общее число которых доходит до 300. Для
 прохода по шхерам имеются опытные лоцмана. У берегов Ф. залива
 расположены весьма значительные порты: С.-Петербургский, Кронштадтский,
 Ревельский, Гельсингфорский; менее значительны Усть-Наровский,
 Балтийский, Выборгский и др. По южному берегу Ф. залива тянется
 Балтийская жел. дорога, соединяющая рельсовым путем порта залива; по
 северному - сеть финляндских жел. дорог; близ С.Петербурга - приморская
 Сестрорецкая жел. дорога. Из С.-Петербурга, Ревеля и Гельсингфорса
 направляется много постоянных пароходных линий как в русские, так и
 заграничные порта.
  С. Cоветов.
  Фирн - зернистый снег, продукт изменения от продолжительного действия
 солнечных лучей снега, покрывающего горные вершины. Ф. отличается от
 снега меньшим блеском и большею плотностью, отдельные зерна Ф. тусклы,
 округлы, равномерной величины, под микроскопом представляют прозрачный
 лед с многочисленными, но незначительной величины пузырьками воздуха.
 Под влиянием последовательного таяния и смерзания зерна Ф. цементируются
 замерзающей в промежутках водой и Ф. превращается в еще более плотный,
 белый, богатый воздушными пузырьками, неяснозернистый фирновый лед,
 постепенно переходящий при дальнейшем уплотнении в голубой прозрачный
 ледниковый лед.
  Фисташковое дерево (Pistacia vera L.) - из сем. Anacardiaceae,
 небольшое деревцо, с сероватою корою и с непарно-перистыми листьями, о 3
 - 5 яйцевидных, тупых или заостренных листочках; желтоватые однополые
 цветки собраны в пазушные метелки; околоцветник простой, тычинок 2 - 3,
 пестик с коротким трехрасщепленным столбиком и с продолговатой завязью,
 плод - костянка; семя белковое. Плоды, богатые маслом, известны под
 именем фисташек (сирийских орешков)и употребляются как лакомство и как
 пряность; кроме того идут на добывание масла. Ф. дерево культивируется
 по берегам Средиземного моря (у нас в Крыму и на Кавказе), дико
 встречается в Сирии и Месопотамии; Планшон полагает, что это дерево -
 только культурная разновидность P. Perebinthus (скипидарного дерева).
  С. Р.
  Фишер (Куно Fischer) - известный немецкий историк философии, род. в
 1824 г. в Силезии. В 1850 г. открыл курс в Гейдельберге, но ему было
 запрещено чтение лекций, без объяснения причин. Это распоряжение вызвало
 всеобщее негодование; только дармштатский клерикальный орган, в
 анонимной статье, пытался оправдать образ действия правительства. С 1856
 до 1872 г. Ф. состоял профессором иенского унив., а затем перешел в
 Гейдельберг, где и в настоящее время продолжает привлекать
 многочисленную аудиторию своими блестящими лекциями. Наиболее
 замечательные из его сочинений: "Diotima; die Idee des Schonen" (1849),
 где в форме писем излагаются основные начала гегельянской эстетики; "Die
 Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre" (2-е изд., 1865), где Ф.
 излагает свою систему логики и метафизики, чрезвычайно близко
 придерживаясь Гегеля, хотя и претендует на самобытную разработку
 философских проблем; "Geschichte der neueren Philosophie" (3-е изд.
 1898) - превосходный труд, охватывающий историю рационализма XVIII в.
 (Декарт, Спиноза, Лейбниц - первые два тома), философию Канта (III и IV
 т.), учения ближайших последователей Канта и философию Фихте (V т.),
 философию Шопенгауэра (VI т.), философию Шеллинга (VII т.) и, наконец,
 систему Гегеля (VIII и IX тт.). Фишера, при изложении истории философии,
 занимает главным образом не история проблем (ван Виндельбанда, в
 "Geschichte der Philosophiе", и Ренувье, в "Esquisses d'une
 classification des systemes philosophiques"), не историко-культурное
 изучение условий возникновения и развития философских учений (Бенн,
 Гомперц) и не экономическое истолкование философии (Элейтеропулос,
 Паттен). У Ф. на первом плане три задачи: 1) усвоение духа данной
 системы, 2) выяснение связи данной системы с личностью ее творца
 ("Lebensauffassung") и 3) выяснение связи данной системы с другими
 системами мысли. Особенно крупны заслуги Ф. в разъяснении значения

<< Пред.           стр. 1078 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу