<< Пред.           стр. 109 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

  - словом за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте
 называлось "гениальностью", а на языке поклонников и критиков
 Марлинского получило ироническое название "бестужевских капель". И
 наряду с этим - совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и
 ее требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились)
 и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения.
 Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу
 аристократически изящных "высших натур", - князей Лидиных, Греминых,
 Зездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви
 или адскими муками ревности и ненависти, - людей, "чело" которых
 отмечено особою печатью сильной страсти. Они выражают свою душевную бурю
 блестящим, напыщеннориторическим языком. в театрально-изысканной позе; в
 них "все, о чем так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют
 женщины, в чем так стараются притворяться любовники, - кипит, как
 растопленная медь, над которою и самые пары, не находя истока,
 зажигаются пламенем... Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она
 увлекает и жжет все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел
 препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котел даже холодное
 море"... "Природа", говорит один из этих героев Марлинского, - "наказала
 меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни
 навык; огненная кровь текла в жилах моих"... "Я. готов", говорит другой,
 "источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки"...И ни в том, ни
 в другом, ни в десятом из этих эффектных героев, в действительности, -
 нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера,
 типа. Все они - бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией
 беллетриста романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блестками
 вычурного слога. Белинский справедливо определил Марлинского, как талант
 внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и еще
 более быстрого падения в литературе. В самом деле, им зачитывались и
 восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя
 в повестях сначала Пушкина, потом - Гоголя, поставивших писателю совсем
 иные требования, практически указавших на необходимость свести
 литературу с ее отвлеченных высот на почву действительной жизни. Как
 только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил
 о своем желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических
 прикрас, - он уже не мог по прежнему восхищаться "летальностью"
 Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт.
 
  Лучшими из повестей Марлинского считаются: "Фрегат Надежда",
 "Аммалатбек", "Мулла Нур" и "Страшное Гадание". В его повестях из
 кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и
 нравов, но действующие среди этой обстановки татары и черкесы наделены
 чрезвычайно "неистовыми" байроновскими чувствами. Стиль и характер
 Марлинского имели в свое время большое влияние на нашу изящную
 литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро
 довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры,
 нельзя не заметить, что его манера, до известной степени, отразилась и в
 повестях Пушкина ("Выстрел"), и в "Герое нашего времени" Лермонтова, и
 еще более - в драмах последнего.
  Бестужевы и Бестужевы Рюмины, графы и дворяне. - В начале
 пятнадцатого века жил Гавриил Бестужев. Сын его, Яков Гаврилович
 Бестужев получил прозвище Рюма. В 1477 г. Матвей Бестужев ездил послом
 от Иоанна III в Орду к хану Ахмету. Осип Иванович, прозванием Образец,
 убит в походе против казанского царя в 1487 г., а брат его, Илларион
 Иванович утонул в том же походе. Андрей Иванович жалован от Иоанна
 Грозного поместьем в московском уезде 2 октября 1550 г. Он подписался в
 1565 году в пятидесяти рублях у поручной записи по боярине Иване
 Петровиче Якове Захарьине. Михаило Михайлович находился воеводою в
 полоцком походе 1651 г. Иван Дмитриевич послан был 29 декабря 1610 и 30
 января 1611 г. из Смоленска в польский стан с отказом Смоленска изменить
 России и присягнуть Польше. Михаило Григорьевич в 1660 г. находился при
 дворе царя Алексея Михайловича. В XVII ст. многие члены этого дома
 служили в стольниках, дворянах московских и стряпчих. Так, Алексей и
 Дмитрий Ивановичи были стольниками царицы Прасковьи Федоровны. Иван
 Прокофьевич был патриаршим стольником. В 1699 г. восемнадцать Бестужевых
 владели населенными имениями и четверо из них жили стольниками Петра I.
 В 1701 г. Петр Михайлович Бестужев и ближние его родичи получили от
 Петра и дозволение писаться Бестужевыми Рюмиными. - Петр Михайлович
 родился 28 июля 1664 г. Из записок историю графа Миллера видно, что в
 1701 г. Петр Михайлович был воеводою в Симбирске. В 1705 г. он был
 послан Петром и в Вену и Берлин; в 1712 г. определен гофмейстером к
 вдовствующей герцогине Курляндской Анне Иоановне для заведования и
 управления ее делами. Пробыв на этой должности год с небольшим,
 Бестужеву, в 1713 г., велено было отправиться в Гагу для присматривания,
 как сказано в указе, политических дел. В 1715 г. он был снова определен
 обергофмейстером к Анне Иоановне. В 1717 г. старался доставить
 герцогство Курляндское вейсенфельдскому герцогу Иоанну, а в 1718 г.
 бранденбургскому маркграфу Фридриху Вильгельму, но старания его были
 безуспешны и кроме неудачи в этих делах он получил в 1720 г. запрещение
 вмешиваться в дела внутренним, а велено ему было исполнять только свои
 обязанности, донося о любопытных событиях рижскому генерал губернатору,
 князю Репнину. В 1725 г. В. 4 декабря велено было приехать с герцогинею
 в С.-Петербуг. В следующем году Бестужев содействовал избранию Морица
 Саксонского в герцоги Курляндские, но и тут последовала неудача: Мориц
 имел соперником всесильного Меньшикова. Бестужев был выслан за это из
 Митавы и только заступничество Анны Ивановны спасло его от преследования
 Меньшикова. Тем не менее в 1728 г. он был арестован и под стражею
 препровожден в С.-Петербург. Тогда обнаружилось его корыстолюбие,
 подтверждавшееся письмом самой Анны Ивановны к Петру II, что "Бестужев.
 Рюмин расхитил управляемое им имение и ввел ее в долги неуплатные". Не
 смотря на это, за него вступились два сына, бывшие тогда министрами при
 польском и датском дворах. По вступлении на престол Анны Иоановны, Петр
 Михайлович был назначен губернатором в Нижний Новгород. Недовольный
 таким назначением, Бестужев высказывал недовольство дошедшее до
 императрицы. Едва приехал он в губернию, как получил приказание
 отправиться в деревню. По словам Манштейна, несчастие Бестужева
 произошло, благодаря Бирону. Ссылка его продолжалась до 29 августа 1737
 г. В этом году, за верную службу сыновей, дозволено ему жить на свободе
 в Москве или в деревнях, где пожелает. В 1740 г. впал в немилость
 меньшой сын Бестужева, но вступившая вскоре на престол императрица
 Елисавета Петровна пожаловала его вице-канцлером и возвела вместе с
 отцом и братом в день коронования своего 25 апреля 1742 г. в графское
 достоинство. Вскоре после этого граф Бестужев скончался. От брака с
 Евдокией Ивановной Тальциной, дочерью адмирала, он имел дочь Аграфену
 Петровну, бывшую за князем Никитою Федоровичем Волконским и двух
 сыновей, знаменитых государственных деятелей: гр. Михаила Петровича и
 гр. Алексея Петровича.
  Граф Михаил Петрович род. 7 сентября 1688 г., воспитывался в Берлине
 и с молодости начал службу при дворе Петра I. Благодаря своему уму и
 образованию он приобрел расположение Петра и в 1705 году был отправлен в
 Копенгаген секретарем посольства. В 1712 году был пожалован
 камер-юнкером, а в 1720 году назначен резидентом в Лондон. В это время
 работы Бестужеву было не мало, так как Англия заключила в том же 1720
 году наступательный и оборонительный союз со Швецией против России,
 забыв таким образом заключенную ею с Петром I конвенцию 17 - 23 октября
 1715 г. в Грибсвальде. Бестужев по этому случаю подал английским
 министрам записку, в которой напоминал о неприкосновенности нарушенного
 условия; 15 ноября был совет и на нем постановлено объявить российскому
 резиденту, чтобы он чрез восемь дней выехал из королевства за то, что
 вручил записку не королю (бывшему впрочем в отлучке), а министрам 23
 числа Б. оставил Лондон, отправился в Гагу, где и находился до весны
 1721 г. По заключении Нейштадскато мира со Швецией в 1721 г., он был
 назначен министром в Стокгольм. Он деятельно содействовал признанию в
 1723 году Швецией российского двора императорским, а в 1724 г. подписал
 оборонительный союз между Россией и Швецией на двенадцать лет. В
 следующем году Б. был отозван из Швеции императрицею Екатериною и. в
 1726 г. отправлен в Польшу в качестве чрезвычайного посланника. В 1730
 г. императрица Анна переместила его в Берлин. В 1732 г. его снова
 перевели в Швецию. 5 авг. 1735 г. он возобновил со шведскими сенаторами
 договор, постановленный в 1724 г еще на двенадцать лет. Во время миссии
 Бестужева в Стокгольме, именно 28 июня 1739 г., последовало убийство
 шведского Mайора Пинклера, возвращавшегося из Константинополя в Швецию с
 выданными ему визирем подлинными обязательствами Карла ХII. Он был убит
 в Силезии, близ Христианштадта, капитаном Кутлером (уроженцем Силезии) и
 поручиком Левицким. Они были за это сосланы в Сибирь, заключены в тюрьму
 и только при императрице Елисавете Петровне были освобождены. Нужно
 заметить, что по долгу службы своей Михаил Петрович донес русским
 министрам об отправлении Цинклера в Константинополь, препроводив к ним и
 портрет его. Тогда Швеция находилась в дружбе с султаном и кроме того 22
 декабря заключила с ним союзный и оборонительный договор. В Стокгольме
 Б. грозила опасность: в убийстве Цинклера винили русский двор; раз народ
 устремился к дому русского посланника, перебил стекла и только,
 благодаря вовремя принятым мерам, толпа была рассеяна и порядок
 восстановлен. В 1741 г., в июле месяце, шведский министр выехал из С.
 Петербурга под предлогом устройства собственных дел. Приказано было
 поэтому Бестужеву оставить Стокгольм, и ехать сперва в Гамбург, а потом
 в Ганновер. Но он не успел выехать из шведской столицы: 24 июля Швеция
 объявила войну России и к русскому посланнику приставлен был караул. С
 прибытием в Стокгольм Нолькена, Бестужев получил свободу. Уничтожив свои
 дипломатические бумаги, он отправился 7 числа сперва в Гамбург, а потом
 в Ганновер. Здесь он имел свидание с королем английским и старался,
 чтобы к заключенному между Англией и Россией 3 апр. 1741 г. договору
 была прибавлена еще одна и притом важная статья: о высылке в Балтийское
 море английской эскадры в случае, если Франция окажет помощь Швеции. Но
 вступление императрицы Елисаветы Петровны на престол остановило
 переговоры и он выехал в Варшаву, куда был назначен в качестве
 полномочного министра вместе с тайным советником бароном Кейзерлингом,
 но в дек. был отозван в С. Петербург. В 1743 г. Б. вступил в супружество
 с вдовствовавшею графинею Анною Гавриловною Ягужинскою, дочерью великого
 канцлера Головкина. Вскоре ее постигло несчастье, в июле месяце она была
 арестована по повелению императрицы за участие в открытом заговоре и 29
 августа того же года осуждена: к наказанию кнутом, урезанию языка и к
 ссылке. После этого гр. Михаил Петрович (который также содержался под
 караулом по делу жены своей) уехал заграницу. В следующем 1744 г. 16
 февр. он был назначен посланником в Берлин, откуда был снова перемещен
 сначала в Польшу полномочным министром и затем чрезвычайным послом к
 Венскому двору. В 1752 г. Б. был отозван в Петербург, но на дороге
 заболел и явился в Петербург только через три года, именно в 1755 году.
 В следующем же 1756 г. он был назначен чрезвычайным послом во Францию,
 где скончался 26 февраля 1760 г. По желанию покойного, тело его было
 перевезено в Россию.
  Меньшой брат его, граф Алексий Петрович , родился в Москве 22 мая
 1693 г. Воспитывался вместе с братом своим заграницей. В 1712 г. он был
 отправлен, в числе других лиц русского посольства, на конгресс в Утрехт.
 После того с разрешения имп. Петра I Алексей Петрович поступил на службу
 к курфюрсту Ганноверскому, который пожаловал его камер-юнкером. Когда
 курфюрст Георг и взошел на английский престол, он отправил Бестужева в
 качестве посланника к Петру. Чрез три года Б. был отозван в Pоссию. В
 1718 г. поступил обер-камерюнкером к вдовствовавшей герцогине
 Курляндской, Анне Иоановне, но через два года был назначен резидентом в
 Дании, в 1731 г. его переместили резидентом же из Дании в Гамбург. Б.
 ездил в Киль, осмотрел архивы герцога Голштинского и вывез в Петербург
 много интересных бумаг, между которыми была духовная имп. Екатерины и. В
 конце 1734 г. Бестужев был перемещен снова в Данию, благодаря
 расположению к нему Бирона, Б.: едва приехав в Копенгаген, был
 аккредитован посланником при нижнесаксонском дворе и пожалован тайным, а
 в 1740 году, 25 марта, действительным тайным советником, с повелением
 явиться в Петербург для присутствия в кабинете. Бирону, для противовеса
 графу Остерману, нужен был ловкий человек, а таким и был Бестужев. В
 благодарность за это, Бестужев содействовал в назначении Бирона регентом
 Российской империи на время малолетства Иоанна Антоновича. 8 ноября 1740
 г. пал Бирон. С падением его пострадал и Бестужев, который был заключен
 в Шлиссельбургскую крепость. Не смотря на старания запугать его, Б.
 совершенно оправдался и его освободили, но только лишили должностей. По
 вступлении на престол императрицы Елисаветы Петровны, благодаря
 ходатайству друга своего, лейб-медика Лестока, граф Алексей Петрович был
 пожалован в короткий промежуток времени 1741 - 1744 г. в вицеканцлеры,
 сенаторы, и главные директоры над почтами, орденом св. ап. Андрея
 Первозванного, и наконец великим канцлером. Достигнув высокого звания
 канцлера и не имея соперников, Бестужев-Рюмин шестнадцать лет управлял
 Россией. Он был расположен к Венскому двору, ненавидел Пруссию и
 Францию. Последствием его ненависти к Пруссии была разорительная война
 против Фридриха Великого, стоившая России более трехсот тысяч человек и
 более тридцати миллионов рублей. Наследник престола Петр Федорович,
 почитатель Фридриха, ненавидел Бестужева; в свою очередь и Петр
 Федорович был ненавидим канцлером, так что, когда родился Павел
 Петрович, то Бестужев вздумал лишить родителя престола и упрочить его за
 Павлом Петровичем, под опекунством Екатерины. В 1757 г. тяжкая болезнь
 постигла Елисавету. Бестужев, думая, что императрица уже не встанет,
 самовольно написал генерал-фельдмаршалу Апраксину возвратиться в Россию,
 что Апраксин и исполнил. Но Елисавета Петровна оправилась от болезни.
 Разгневанная на Бестужева за его своеволие, императрица 27 февраля 1758
 г. лишила канцлера чинов и знаков отличий. Виновником его падения был
 любимец наследника, камергер Брекдорф. Алексей Петрович был удален в
 принадлежащее ему село Горстово, Московской губернии. Его приговорили к
 смерти, но государыня заменила этот приговор ссылкою. Ссылка канцлера
 продолжалась до водворения императрицы Екатерины II. Он был вызван в
 Петербург и Екатерина возвратила опальному чины, ордена и переименовала
 в генерал-фельдмаршалы. Кроме того, последовал Высочайший указ, в
 котором была обнародована невинность Бестужева-Рюмина. С 1741 - 57 Б.
 участвовал во всех дипломатических делах, договорах и конвенциях,
 которые Россия заключила с европейскими державами. В 1763 году он
 напечатал в Москве сочиненную им книжку: "Утешение христианина в
 несчастии, или стихи, избранные из Священного Писания". Эту же книжку в
 последствии Бестужев напечатал в С.-Петербурге, в Гамбург и Стокгольм на
 французском, немецком и шведском языках. Преосв. Гавриилом она была
 переведена на латинский язык. Манштейн говорит про Бестужева, что он был
 ума разборчивого, приобрел долговременною опытностью навык в делах
 государственных, был чрезвычайно трудолюбив; но вместе с тем горд,
 хитер, мстителен, неблагодарен и жизни невоздержной.
  А. Д. Бестужев-Рюмин - заведовавший московским вотчинным архивом в
 момент разгрома Москвы французами, в 1812 г. Ему удалось спасти
 Вотчинный архив после личных переговоров с Наполеоном, но зато он должен
 был согласиться (хотя долго и отказывался) вступить членом в устроенный
 Наполеоном муниципальный совет, за что, наравне с другими лицами,
 бывшими в списке этого совета, был подвергнут впоследствии гр.
 Расточиным и министром юстиции преследованию за измену. Дело его
 разбиралось в особой комиссии, но кончилось ничем: он не был осужден, но
 лишился места в вотчинном департаменте. Для разъяснения этого дела, он
 написал: "Краткое описание происшествий в Москве в 1812 г." (напеч. в
 "Чтениях М. О. ист. и древн.", 1859, кн. 2, извлечение отсюда сделано Н.
 А. Поповым, в ст. : "Французы в Москве в 1812", пом. в "Русск. Архиве"
 за 1875 и 1876 гг.). В защиту Б., один из его сослуживцев по архиву, Н.
 С. Налетов представлял начальству записку (напеч. в "Чтениях", там же,
 стр. 90 - 92), а сам Б. подавал отдельное объяснение министру юстиции
 (напеч. Там же, стр. 164 - 169). Ср. "Описание документов и бумаг,
 хранящ. в моск. архиве мин. юстиции" (М., 1889, 1 - 45).
  Бетховен (Людвиг van Beethoven) - величайший композитор XIX стол.,
 род, 16 дек. 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг фан Б. был
 капельмейстером, а отец Иоганн фан Б. - тенором в курфюрстской капелле.
 В. проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая семейная
 обстановка имела большое влияние на характер Б. и сделала его смолоду
 мрачным и замкнутым. Для его умственного развития было сделано лишь
 самое необходимое, а музыкальное образование велось неправильно; с
 другой стороны, однако, Б. встретил участие и поддержку людей
 посторонних, именно в семействе Брейнинга (начиная с 1783 г.).
  Первыми учителями музыки Б. были его суровый отец, а затем Гобоист
 Пфейфер. Музыкальные успехи Б. вскоре обратили на него всеобщее
 внимание, особенно же приводила всех в изумление его уже в то время
 блестящая игра на фортепиано, соединенная с необыкновенною способностью
 к импровизации. В игре на органе Б. усовершенствовали придворный
 органист фан дер Эдень и капельмейстер Нэфе, и уже в 1785 году с
 восшествием на престол курфюрста Макса Франца II он был назначен
 придворным органистом, оставаясь в то же время альтистом в оркестре.
 Усердно занимаясь композицией, Б. Пробовал уже свои силы и в создании
 более крупных сочинений, из которых особенную известность получили
 рыцарск. балет и большая кантата. Путешествие его в Вену весною 1778 г.,
 которое доставило Б. мимолетную встречу с Моцартом, было
 непродолжительно. Вскоре после возвращения Б. из Вены скончалась его
 мать (Мария Магдалина В., рожденная Кевериг, из Кобленца), и домашние
 дела сложились еще хуже. Тогда по ходатайству графа Вальдштейна,
 курфюрст рушился осенью 1792 г. отправить Б. на несколько лет в Вену,
 чтобы дать ему возможность докончить свое музыкальное образование под
 руководством Гайдна. Кроме Гайдна, Б. получал указание в от Шенка,
 автора комической оперы "Деревенели цирюльник", а после отъезда Гайдна в
 1794 г. в Англию, Б. прослушал теоретический курс у Альбрехтсбергера, в
 области же вокальных сочинений пользовался руководством Сальери.
 Благодаря рекомендации курфюрста, В. был принят в аристократическом
 обществе. Князь Лихновский взял его к себе в дом, граф Разумовский
 предоставил в его распоряжение свой квартет,. а князь Лобковиц
  - свою капеллу. Б. так успел сжиться с Веной, что за исключением
 одного выезда в Прагу и Берлин в 1796 году, он никогда более не покидал
 ее. Лето Б, проводил где-нибудь в окрестностях Вены, среди скромной
 обстановки и в постоянном общении с природой, которую страстно любил и
 которая его вдохновляла когда он отдыхал от обычных трудов.
  Заняв вскоре после прибытия в Вену первое место в ряду танистов, на
 что он имел неоспоримое право, особенно благодаря своему уникальному
 дару импровизации, Бетховен, после выхода в свет в 1795 г. первых своих
 значительных произведений, трех фортепианных трио, приобрел и славу
 первостепеннейшего композитора. С того времени он не переступал
 проявлять прирожденную ему уникальную творческую силу, которая
 развивалась в целом ряде разнообразных сочинений, отличавшихся как
 глубиною, новизною формы и содержания, так и неистощимым богатством
 изумительной изобретательности. В последовательном ходе творческого
 процесса Бетховен сначала овладел разнообразными формами камерной
 музыки, работал над сонатою (для одного фортепиано и с сопровождением
 других инструментов), которую он развил до ее полного художественного
 значения, над квартетом (всего квартетов Б. сочинил шестнадцать), и
 затем выработанные в этой области приемы он перенес в оркестровую
 музыку, став таким образом создателем инструментальной музыки в широком

<< Пред.           стр. 109 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу