<< Пред.           стр. 11 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 амстердамские издания того же характера. Это по мнению Грота ("Спорные
 вопросы русского правописания от Петра Великого доныне", С.-Петербург,
 1876) главным образом поразило Петра и подало ему первую мысль о
 преобразовании церковной печати для светских изданий. Одним из главных
 его сотрудников в этом деле должен был быть сам Копьевич, который в 1700
 г. основал в Амстердаме свою собственную типографию. Первые известия о
 введении гражданки сообщил Тредьяковский в сочинении под заглавием:
 "Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии
 старинной и новой". Тут Тредьяковский является одним из первых
 реформаторов русского правописания хотя впрочем его реформы не были
 приняты. Петр велел вылить в Амстердаме новый шрифт, который был
 привезен в Россию в 1708 г., но этот шрифт признан был не вполне
 удобным, и уже с 1710 года начались его изменения. Одна из главнейших
 реформ того времени последовала 1735 г. по распоряжению Академии Наук;
 она состояла в следующем: буква "зело" была изгнана, а на ее место
 введено "земля"; отменены были тоже "кси" и V (ижица), хотя впрочем эта
 последняя снова в скором времени была возвращена; прибавлена была буква
 и, и снова введено существовавшее уже раньше в России э; наконец тогда
 постановили одинаково пишущиеся слова, вроде з_амок и зам_ок, отмечать
 ударением (Пекарский, "Наука и литература при Петре Великом"). Наконец в
 1758 г. последовали новые перемены; эта реформа была проведена
 учрежденным при академии "Российским собранием" и все постановления по
 этому предмету были изданы как обязательное руководство для типографий
 двумя записками Тауберта и Шумахера. Тогда звук и постановили изображать
 тремя знаками: и, i, y, а именно: и и постановили писать перед
 согласными, i - перед гласными и в иностранных словах, кроме греческих,
 где на месте о пишется y. Кроме того тогда ввели новый знак Ю для звука,
 который после стал изображаться посредством ё; этот последний знак был
 придуман и введен в употребление Карамзиным. С тех пор уже не
 создавалось перемен в русской азбуке, хотя некоторые ученые старались
 теоретически изменять ее в разных направлениях. Так прежде всего надо
 обратить внимание на то, что русская азбука, как и вообще всякий алфавит
 не вполне отвечает требованиям живого языка, в особенности, если желать
 точно передавать звуки литературного русского языка и - что еще важнее -
 всевозможные оттенки русских говоров. Поэтому ученые прибегают к
 различным облегчающим дело способам, в особенности же к диакритическим,
 т. е. надстрочным значкам. Эти же способы употреблялись в известное
 время для польских книг, назначавшихся для народных училищ; тут надо
 было звуки польского языка изобразить русскими буквами. От этого времени
 остались у нас там сочинения, как например В. Ю. Хорошевского "Русский
 букварь для польских детей" (Варшава, 1876) или "Элемента р для дзеци
 вейских", но вскоре это дело было совсем оставлено без дальнейшего хода.
 Вместе с тем некоторые из славянофилов желали создать общеславянскую
 азбуку, которая, по их мнению, послужила бы всего скорее к сближению
 родственных племен и лучшему пониманию литературных произведений
 соседей. В этом направлении особенно известен труд Гильфердинга:
 "Общеславянская азбука с приложением образцов славянских наречий",
 изданная в Петербурге 1871 г. Попытка эта тоже не привела ни к каким
 результатам. Наконец, в последнее время русская азбука начинает
 применяться и к другим, менее родственным и совсем неродственным языкам.
 Так, некоторые русские лингвисты начинают в своих сочинениях
 транскрибировать санскритские, зендские и др. слова русским алфавитом,
 но важнее то, что официально запрещено всем, кроме Академии, печатать
 литовские книги в границах Российской Империи латинским алфавитом, и
 разрешается только русско-литовская печать. Так мы видим, что русская
 азбука мало по малу начинает выступать за пределы русского языка и даже
 славянских наречий. Западные славяне употребляют латинский, более или
 менее прилаженный к своим языкам, алфавит; русская же азбука
 употребляется за пределами России еще в Болгарии, и ее ввел с некоторыми
 изменениями и в Сербию Вук Степанович Караджич.
  Азовское море - северо-восточный боковой бассейн Черного моря, с
 которым оно соединяется Керчь-Еникальским проливом (Босфор Киммерийский
 в древности, шириною в 4,2 км, т.е. 3,9 версты). В древности оно
 называлось у Греков MaiwtiV, у Римлян Palus Macotis, у Скифов Каргалук,
 у Меотов Темеринда (зн. мать моря); далее у Арабов Нитшлах или
 Бараль-Азов, у Турок Барьял-Ассак или Бахр-Ассак (Темно-синее море), у
 Генуэзцев и Венециан Mare delle Zabacche (Mare Таnе). Крайние точки А.
 м. лежать между 45°12'30" и 47°17'30" сев. широты и между 59°29'26" и
 56°54'31" вост. долготы от Ф. Самая большая его длина 343,2, самая
 большая ширина 231,2 км.; окружность 1472,2 км или 1370 верст; оно
 занимает поверхность 37604,6 кв. км. и суживается в северо-восточном
 углу в Таганрогский залив. В это вычисление поверхности не входят
 острова, заним. 107,9 км. Острова на А. море следующие: Бирючий (92,4
 км.); Обиточная коса (5,8), Федотова коса (3,4) и без названия, севернее
 косы Федотовой (6,2). Его берега вообще плоски и песчаны, только на
 южном берегу встречаются холмы вулканического происхождения, которые
 местами переходят в крутые передовые горы. Западный берег составляет
 песчаная Арабатская коса, длиною в 95 км. Вода содержит очень мало соли;
 на Таганрогском рейде она употребляется даже для питья. Морые мелко и
 опасно для судоходства, вследствие множества ила, наносимого с
 северо-востока Доном, с северо-запада Услюкою, Молочною, Бердянкою,
 Мокрою, Калмиусом и Миусом, с востока Мокрым Кагальником; но торговля на
 А. поднялась в нынешнее время, с тех пор как Таганрог двумя железными
 дорогами (в Харьков и Воронеж) соединен с русским материком, а железной
 дорогою из Калача в Царицын достигнуто прямое сообщение между Доном и
 Волгою. Кроме расположенного выше дельты Дона Ростова, единственные
 гавани у А. - Таганрог, Мариуполь и Бердянск. Самая большая глубина моря
 около 14 м, средняя 6,5-13 м, самая малая на таганрогском меридиане,
 всего 3,8 м. Морские течения находятся в зависимости от дующих здесь
 очень сильных северо-восточных и юго-западных ветров и весьма часто
 поэтому меняют направление. По причине большего количества пресной воды,
 море легко замерзает и вследствие этого несудоходно с декабря до
 половины апреля. Весною вода значительно прибывает, что облегчает
 судоходство даже большим кораблям. А. весьма важно для России
 вследствие, с одной стороны своего многорыбия, а с другой - постоянно
 возрастающих торговых сношений. Среднее годовое число входящих в гавани
 А. кораблей простиралось в 1866 - 71 г. до 2662 с 362951 тонною; более
 половины их приходилась на Таганрог, 558 на Бердянск, 296 на Керчь, 263
 на Мариуполь. Береговых лодок пришло 6807, отошло 6832. Русский торговый
 флот А. состоит из 1210 кораблей с 40658 тоннами.
  Нечто совершенно своеобразное представляет собою боковой бассейн
 Сиваш, или Гнилое море, чрезвычайно соленая, стоячая вода, полная
 мелями, пересеченная песчаными лавами и совершенно непригодная для
 судоходства. Эта принадлежащая к Таврической губернии и занимающая 2632
 кв. км. водяная и болотная поверхность отделена от А. имеющею почти 110
 км. длины, узкою и весьма низкою Арабатскою стрелкою. Только узким, но
 длинным в 40 км. Геническим проливом Сиваш соединен с морем; на
 северо-западном же конце он отделен от части Черного моря, называемой
 Мертвым морем, имеющим 9 км. ширины Перекопским перешейком. Самая южная
 часть моря, имеющая около 75 км. длины, в средине не глубже 1,2 метра,
 делается у обоих берегов все мельче и мельче и оканчивается на них, как
 совершенное болото. Около Арабата оно совершенно мелко, а на самом узком
 месте, перед дельтою главной реки Крыма Салгиря, распростирается мель,
 через которую не может перейти ни одно судно. Как скоро (летом) потоки
 Крыма высыхают и быстрое испарение уменьшает запас воды Сиваша, на его
 берегах образуется большое количество соляных кристаллов.
  Азот (хим. знак N, атомный вес - 14) - один из химических элементов;
 бесцветный газ, не имеющий ни запаха, ни вкуса; очень мало растворим в
 воде. Удельный вес его 0.972. Пикте в Женеве и Кальете в Париже удалось
 сгустить азот, подвергая его высокому давлению при весьма низких
 температурах. А. заключается в свободном состоянии в атмосферном воздухе
 в количестве 79 частей по объему, 76,8 частей по весу, в смеси его с
 
 кислородом, и кроме того в каменном угле (около 0,75 проц.); он входит в
 состав аммиака, азотной кислоты, белка, казеина, крови, шерсти и всех
 органических образований животного и растительного царства; особенно
 много его в мочевине, в кофеине и теобромине, а также в алкалоидах
 (хинин, морфин, стрихнин, бруцин, атропин и т.д.). А. не способен
 поддерживать ни дыхания, ни горения, трудно вступает в соединение с
 другими элементами, и почти никогда не соединяется с ними прямо.
 Получить А. можно из воздуха отнятием от последнего кислорода фосфором;
 сжигая фосфор под колоколом, наполненным воздухом и погруженным в воду.
 В чистом виде А. получается при пропускании через водный раствор
 аммиака, хлора или еще лучше при кипячении концентрированного раствора
 азотисто-аммиачной соли, разлагающейся при этом на воду и азот.
 Важнейшие соединения А. суть 1) с кислородом: закись азота, окись азота,
 азотистая кислота, азотноватый ангидрид и азотная кислота; 2) с
 водородом: аммиак (и органические производные его, как напр. анилин) и
 гидроксиламин; 3) с углеродом: циан или синерод.
  Азотная кислота (acidum nitricum, acide azotique) - крепкая водка или
 селитряная кислота, HNO3 или NO2OH - одна из важнейших минеральных
 кислот. В природе в свободном состоянии не встречается, а всегда только
 в форме азотнокислых солей, так в виде азотнокислого аммония в воздухе и
 дождевой воде, особенно после гроз, затем в виде азотнокислого натра в
 чилийской или перуанской селитре и азотнокислых калия и кальция в
 верхних слоях пашни, на стенах конюшен, в низменностях Ганга и других
 рек Индии. Азотная кислота получается разложением натровой селитры,
 концентрированной серной кислотою при нагревании, причем образующаяся
 кислота переходит в холодильник в виде бесцветной жидкости удельного
 веса 1.55, начинающей закипать около 86°; пары ее на воздухе дымятся,
 они в высшей степени едки, обладают сильно кислыми свойствами. С водой
 
 образует несколько гидратов. Один из них имеющий удельный вес 1,32 и
 содержащий от 50 - 52 проц. азотной кислоты часто зовется в общежитии
 крепкой водкой. Кроме того существует ангидрид азотной кислоты N2O6,
 получаемый действием хлора на азотносеребряную соль, а также отнятием
 элементов воды от азотной кислоты действием фосфорного ангидрида.
 Азотная кислота легко отдает свой кислород другим телам, вследствие чего
 представляет сильного окислителя и растворителя для многих металлов и
 неметаллов. Содержащие азот органические вещества, как напр. кожа, рог,
 шерсть и шелк, окрашиваются при стоянии с азотной кислотой в желтый
 цвет. Смесь азотной кислоты с азотноватыми ангидридами имеет
 красно-желтый цвет и называется красной дымящейся азотной кислотой
 (acidum nitricum fumans); она имеет уд. вес 1,520 - 1,525. Азотная
 кислота имеет множество применений, самых разнообразных, так напр., она
 массами идет на приготовление азотнокислого серебра (ляписа, адского
 камня), употребляемого в фармацевтическом и фотографическом деле,
 помощью ее же готовится из бензола и нитробензола (исходного вещества
 для фабрикации анилина и фуксина), нитроглицерин, хлопчатобумажный
 порох, пикриновая кислота, фталевая кислота, ализарин, гремучее серебро
 и т.п.
  С основаниями азотная кислота образует азотнокислые соли или нитраты,
 которые все (за исключением основного азотнокислого висмута) растворимы
 в воде и будучи брошены на раскаленный уголь дают более или менее
 сильную вспышку. Важнейшие из них - азотнокислый калий (селитра),
 азотнокислый натр (чилийская селитра), азотнокислый аммоний,
 азотнокислое серебро (ляпис, адский камень) и азотнокислое железо,
 употребляемое, как протрава в красильном деле при окраске шелка.
  Аист (Ciconia) - птица из сем. голенастых. Длинные обнаженные ноги,
 покрытые сетчатою кожею; клюв длинный, прямой, конический; передние
 пальцы соединены между собою широкою плавательною перепонкою, пальцы
 короткие с розоватыми когтями; на голове и шее местами голая кожа. В
 Европе два вида: черный (С. nigra) и белый (С. alba); первый встречается
 в Восточной Европе, покрыт темнокоричневыми перьями; второй за
 исключением крыльев и плеч покрыт белыми перьями) клюв и ноги красные.
 Птицы перелетные, в Среднюю Европу прилетают в феврале и марте. Кроме
 Европы встречаются вообще в восточном полушарии. По прилете поселяются в
 прежних гнездах, которые устраивают из сухих сучьев па вершинах деревьев
 и на крышах; любят местности. обильные водою, в наибольшем количестве
 встречаются в Голландии, в Фрисландии и Южной Саксонии. В Англии их
 вовсе нет. Так как аистов не преследуют, то они очень доверчивы и
 подходят близко к жилищам своею горделивою походкою. Полет сильный. Пишу
 их составляют рыба, лягушки, ящерицы, змеи, улитки, дождевые черви,
 полевые мыши, кроты, насекомые, а также и птенцы; поэтому считается
 птицею полезною. Яиц кладет 4 - 5, белого цвета и величиною около 8 см.
 Голос слабый, звуки производить хлопаньем челюстей; только птенцы, сидя
 в гнезде, производят писк или что-то вроде чириканья. Молодого А. легко
 сделать ручным. Живет очень долго. Длина белого А. от конца клюва до
 оконечности хвоста почти 1,3 м., а когда стоит, то имеет в вышину 1 м. В
 Африке и Азии встречаются соответствующие означенным некрасивые зобастые
 аисты (Leptopilus) с голою шеею; из них марабу часто можно видеть в
 зоологических садах.
  Айвазовский (Иван Константинович), профессор живописи и лучший
 русский маринист, род. 17 июля 1817 г. в Феодосии. Еще будучи мальчиком
 он обратил своими рисунками на себя внимание и благодаря стараниям
 некоторых, заинтересовавшихся им лиц, попал в качестве пансионера в
 академию художеств в 1833 г. Первым его учителем в области живописи
 "морских видов" был Филипп Тоннер, от которого он перенял необходимый
 для начала механизм писания воды, впоследствии однако ж оставленный.
 Первой работой его в этом роде был "этюд воздуха над морем", написанный
 в 1835 г., за который он получил 1-ю серебряную медаль. С тех пор А.
 посвятил себя исключительно этому роду живописи. Ежегодно с этой целью
 делал он ряд поездок то по Финскому заливу, то по Черному морю, изучая
 эффекты освещения и природу моря, и действительно достиг блестящих
 результатов. Особенно помогала ему при этом его необыкновенная
 художественная память, воспроизводившая через долгий промежуток времени
 какой-нибудь подсмотренный момент в природе во всей его начальной силе и
 полноте. Этим объясняется отсутствие повторений и монотонности в
 картинах А. В 1840 г. А. поехал в Италию, а затем посетил
 последовательно Германию. Францию, Англию и Испанию. Везде картины его
 производили необычайный эффект и слава А., как замечательного
 художникамариниста, установилась повсеместно. Из работ А. перечислим:
 "Высадка десанта в доме Субания" и "Вид Севастополя" (1840 г.),
 купленные государем; "Неаполитанская ночь", "Буря" и "Хаос", написанный
 им в Риме. "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и
 "Остров Капри", награжденные на Парижской выставке 1843 г. и доставившие
 А. звание академика. За "Виды Черного моря" и "Монастырь св. Георгия",
 А. признан в 1847 г. профессором. В 1857 г. на парижской выставке за
 "Четыре богатства России" наш маринист получил орден почетного легиона.
 Из последующих картин назовем: "Зима", "Камыши на Днепре", "Стадо овец
 во время урагана". Из новейших картин А. наиболее замечательны:
 "Всемирный потоп", "Момент сотворения Мира" (1864), "Цепь Кавказских
 гор"(1871). Выставка его картин во Флоренции (1874) возбудила восторг, и
 флорентийская академия художеств предложила ему написать свой портрет
 для помещения с галерее палаццо Питти, где собраны портреты
 знаменитейших художников с эпохи Возрождения. (Из русских художников
 такой чести удостоился только Кипренский 1783 - 1836). Во время
 русско-турецкой войны 1877 А. написал новую серию картин, а в 1880 г.
 уже была выставка новых его картин, посвященных различными эпизодам
 жизни Колумба. 26 сент. 1887 г. отпразднован 50-летний юбилей служения
 А. искусству; юбиляр принес в дар Академии "Пушкин на берегу моря",
 написанную им вместе с И. Е. Репиным. (См. Булгaкoвa, "Haши художники"
 т. I, Спб. 1890).
  Академии, в значении ученых обществ, бывают или частные, так
 называемые свободные А., или основанные и содержимые на счет государства
 публичные институты. И те, и другие сходны в том, что занимаются наукою
 не для практических целей, а для ее самой. Первою академиею подобного
 рода был основанный Птолемеем и музей в Александрии. По образцу его,
 евреи с конца 1 в. стали устраивать свои А. в Ябне и Тибериаде в
 Палестине, в Нагардее, Суре и Пумбедите в Мессопотамии и Вавилонии,
 служившие рассадниками талмудической учености, а позднее подобные
 заведения стали устраивать в своих резиденциях и арабские халифы, как
 напр. Аль-Манзор и Аль-Мамун. Основанная Карлом Великим, по совету
 Алкуина, академия распалась после смерти императора. В продолжение
 следующих столетий на Западе мы не находим и следа академий. Наука и
 ученость укрывались в монастырях. Академия изящных искусств, основанная
 во Флоренции (1270) Брунетто Латини, учрежденное Фридрихом II
 Сицилийским в Палермо (в 1300 г.), общество для занятия итальянской
 поэзией и основанная в 1323 г. в Тулузе Academie des jeux floraux
 посвящались лишь поэзии и искусству стихосложения. Только с возрождением
 науки и искусства, с половины XV в., в противоположность церковной и
 монастырской замкнутости и стесненности, стали возникать общества ученых
 и научно образованных людей, стремившихся к более свободному общению
 умов. Первым из таких обществ с гуманистической тенденцией следует
 считать основанную в 1433 г. в Неаполе Ант. Беккаделли из Палермо
 академию, достигшую особенного процветания, благодаря Г. Г. Понтано и
 потому обыкновенно называемую Academia Pontaniana. Но еще более важное
 значение имела Academia Platonica во Флоренции, учрежденная в 1474 г.
 Лоренцом Медичи и считавшая в числе своих членов таких лиц, как
 Марсилиус Фицинус, Пико делла Мирандолда, Макмавелли и Анджело Полищано.
 Она занималась преимущественно философией Платона, облагорожением
 итальянского языка и изучением Данте и служила образцом для многих
 других обществ подобного рода, образовавшихся в течение XVI в. во всех
 более значительных городах Италии. Академия эта, однако, просуществовала
 лишь до 1521 г. Преимущественно очищению и облагорожению итальянского
 языка посвятила себя Academia della Crusca, основанная в 1582 г. во
 Флоренции поэтом Граццини и приобревшая большое влияние, благодаря
 изданному ею словарю. Ученые цели преследовала основанная в 1560 г. в
 Неаполе Academia secretorum naturae для изучения естественных наук,
 скоро, однако, подавленная церковью. По образцу ее, была учрежденная
 князем Чези в 1609 г. Accademia de'Lincei в Риме, к членам которой
 принадлежал и Галилей; она закрылась после смерти Чези (в 1632). Кроме
 того, заслуживают упоминания относящиеся к тому периоду Academia
 antiquaria в Риме, основанная в 1498 г. Помпонием Лэтом, но подвергшаяся
 преследованиям папы Павла II за ересь и языческое направление, и
 филологическая академия, учрежденная Алдом Мануцием в 1495 г. в Венеции,
 принесшая много пользы критическим изданием древних классиков. Все эти
 многочисленные общества в Италии. были свободные А., хотя и
 покровительствуемые часто государями, но не содержимые на счет
 государства. Из Италии, вместе с гуманизмом, А. перешли и в другие
 страны Европы. Так, в 1490 г. Иог. Клем. фон Дальберг, по побуждению
 Конрада Цельтеса основал в Вормсе императорскую Sodalitas Celtica или
 Rhenana, а сам Конрад Цельтес, около того же времени, учредил Sodalitas
 literaria Danubiana, с 1498 г. перенесенную в Вену. В то время, как A.
 della Crusca послужила образцом для немецких лингвистических обществ
 XVII в., естественнонаучные общества дали образец Royal Society of
 London (учрежденному в 1645 г., как частное общество) и германской
 Леопольдино-Каролинской академии.
  Во Франции понятие Академии получило очень важное значение после
 того, как Гишелье в 1635 г. превратил скромное частное общество в

<< Пред.           стр. 11 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу