<< Пред.           стр. 1125 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 sprachyergleichende Abhandlungen" (Б., 1836); Потт, "Die quinare und
 vigesimale Zabimethode bei Volkern aller Welttheile, nebst ansfubrlichen
 Bemerkungen ubег die Zahiworter Indogermanischen Stammes" (Галле, 1847);
 его же, "Die Sprachverschiedenheit in Europa an den Zahlwortern
 nachgewiesen, sowie die quinare und vigesimale Zahlmethode" (там же,
 1868): Э. Шрадер, "Ueber den Ursprung und die Bedeutung der Zahlworter
 in der indoeurop. Sprache" (Стендаль, 1854); Zebetmayr, "Verbalbedeutung
 der Zahlworter, als Beitrag zur Beleachtung des ursprungl. Verhaitnisses
 der indogerm. Sprachen zum semit. Sprachstamme" (Лпц., 1854); В.
 Вакернагель, "Ueber Zahl nnd Ziffern" (Michaelis, "Zeitschr. fur
 Stenographie", 1855); Benloew, "Recherches sur l'origine des noms de
 nombre japhetiques et semitiques" (Гиссен, 1861); Краузе, "Ueb. den
 Ursprung nnd die Bedeutung der Zahlworter" ("Zeitschr. f. osterreich.
 Gymnasien", 1865); И. Шмидт, "Ueber einige numeralia multiplicativa"
 (Куна, "Zeitschr. f. vergl. Sprachforschung", т. XVI); Эд. Мюллер,
 "Sprachvergleichendes ub. die Numeralia" (Флекейзена, "Jahrbucher f.
 class. Philologie", T. 97); Асколи, "Ueb. eine Gruppe indogermanischer
 Endungen" ("Kritische Studien"); Шерер, "Zur Geschichte der deutschen
 Sprache" (2-е изд., стр. 576 и сл.); Остгофф, "Formassociation bei
 Zahlwortern" ("Morphologische Untersuchungen", 1); Баунак,
 "Formassociation bei den indogerm. Numeralien etc." (Куна, "Zeitschr. f.
 vergl. Sprachforschung", т. XXV); Бругман, "Die Bildung der Zehner und
 der Hunderter in den idg. Sprachen" ("Morphologische Untersuchungen", т.
 V); Вундт, "Volkerpsychologie" (т. 1, ч. 2, Лпц. 1900, стр. 24-31); Фриц
 Шульце, "Psychologie der Naturvolker" (1900, стр. 56).
 Сравнительнограмматическое освещение: Бопп, "Vorgleich. Grammatik der
 indogerm. Sprachen" (т. II, 3); А. Шлейхер, "Coinpendium der vergleich.
 Grammatik" (4 изд.); Бругман, "Grundriss der vergleich. Grammatik der
 indogerm. Sprachen" (т. II, ч. 2, стр. 463-510, Страсбург, 1892), где
 указана и прочая литература по отдельным индоевроп. языкам.
  О. Б-ч.
  Число. -Для того, чтобы описать совокупность однородных предметов,
 надо указать, какие предметы и сколько их. Напр. на этом столе лежат
 пять карандашей, в этой комнате семь стульев, в этом шкафу двести
 тридцать шесть книг,.. Слова: пять, семь, двести тридцать шесть,... суть
 числа. В отличие от чисел другого рода, числа, получаемые при счете
 однородных предметов, наз. целыми положительными.
  Чтобы описать какую-нибудь величину, указывают отношение данной
 величины к другой с ней однородной, называемой единицей. Приняв напр.
 длину сантиметра за единицу можно сказать, что длина этого стола равна
 ста шестидесяти одному сантиметру, Здесь сто шестьдесят один есть Ч.
  Величины не всегда могут быть описаны при помощи чисел целых
 положительных. Необходимо понятие о Ч. расширить и ввести числа дробные,
 отрицательные, иррациональные и комплексные.
  Вполне достаточно чисел рациональных и иррациональных, чтобы описать
 всякую длину.
  Если мы желаем описать не только длину, но и направление данного
 прямолинейного отрезка, то необходимо обратиться к числам отрицательным
 или комплексным.
  Всякое целое Ч., больше единицы, есть сумма равных слагаемых, из
 которых каждое равно единице. Напр. 5=1+1+1+1+1.
  Ч. наз. первоначальным или простым, если оно не есть сумма равных
 слагаемых больших единицы. Легко составить ряд простых чисел при помощи
 так называемого решета Эратосфена.
  Составное Ч. есть сумма равных слагаемых. Напр. 15=5+5+5.
  Единица не принадлежит ни к простым, ни к составным числам.
  Д. С.
  Чистики - (Cepphus) - род птиц из семейства гагарковых или чистиковых
 (Аlсidae), близкий к кайрам, от которых отличается тем, что оперение
 носовых ямок никогда не достигает переднего края ноздрей. Прямое почти
 до вершины ребро тонкого, сжатого с боков клюва на конце резко
 загибается книзу. Ч., как и кайры (Uria), представляют полярных птиц, но
 никогда не собираются в большие стаи и не населяют птичьих гор. Они
 держатся небольшими стайками возле скалистых берегов, не улетая далеко в
 море. Летом каждую ночь проводят на берегу, зимой же нередко ночуют на
 воде, в открытом море. Плавают очень легко, но в особенности поражают
 быстротой, с которой они ныряют; под водой плавают почти так же быстро
 как и на воде. Полет их - прямой и очень быстрый, но высоко в воздух они
 почти никогда не поднимаются. Питаются мелкими рыбами, причем часто
 охотятся на рыб сообща, окружая стаю рыб правильной цепью. На земле, как
 кайры, держатся вытянувшись кверху; ходят по земле не охотно, хотя и без
 труда. Яйца (обыкновенно два) откладывают, не раньше второй половины
 мая, прямо в щели утесов без всякого гнезда. Окраска яиц грязно-белого
 или зеленоватого цвета с темно-бурыми и серыми пятнами у тупого конца.
 Два вида Ч., полярный и атлантический. Ч. (С. mandti и С. grylle),
 водящиеся возле берегов Европы, весьма похожи друг на друга по окраске.
 Летнее оперение - черное с белым пятном на крыльях, которое образовано
 белыми кроющими перьями крыла. Эти перья у атлантического Ч., в отличие
 от полярного, не сплошь белые, а с черными основаниями. Зимой крылья и
 хвост остаются черными, а остальное оперение заменяется белым, причем от
 черного цвета сохраняются местами на верхней стороне тела - отдельные
 пятна, полоски и пестринки, которых у атлантического Ч. бывает больше,
 чем у полярного. Оба вида, в особенности полярный Ч. - кругополярные
 птицы, но атлантический Ч. представляет более южный вид, спускающийся
 зимой к югу даже до северных берегов Франции, тогда как полярный зимует
 - в Беринговом море и в сев. частях Атлантического океана.
  Ю. Вагнер.
  Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч.
 представляет собой одно из характерных отличий римско-католической
 церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души
 скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются
 прямо в рай. души людей; отягченных смертными грехами, направляются в
 ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и,
 однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч.,
 промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне.
 Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч.
 будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников,
 попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудет
 в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов.
 Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и
 видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство
 признает реальное существование этого огня. Для доказательства
 существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной
 жизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1)
 "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто
 скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"
 (Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потому
 что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть"
 (1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение между
 грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной.
 Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают в
 буквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не только
 от ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи
 месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на
 земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там
 может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в
 распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать
 вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое
 распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных
 указаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев,
 которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление
 о Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в
 действительность того огня, о котором говорит ап. Павел в выше
 приведенном месте. Бл. Августин высказал предположение, что души могут
 подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между
 смертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение
 как догмат, а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей
 западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой
 Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г.
 и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли
 учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенный
 места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие
 на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр.
 Матф. XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., а
 учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более
 спиритуалистический характер.
  Б.
  Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. с
 православным учением о мытарствах; но последние - только образные
 представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из
 Ч. - в рай, путь из мытарств - и в рай; и в ад. Впрочем, в основной
 своей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православным
 учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходство
 это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших,
 подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение
 грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них.
 По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное
 освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и
 благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому
 учению, души умерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самых
 чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение
 правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого
 латинская учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений,
 как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того,
 что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о
 молитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью. См.
 Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов"
 ("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264); Н. Беляев,
 "Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань,
 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения
 папского догмата" (Казань, 1878); Е. Успенский, "Обличительное
 богословие" (изд. 3, СПб., 1895).
  Чистотел (Chelidonium majus L.) - многолетняя трава из сем. маковых
 (Рараveraceae), дико растущая по сорным местам. около заборов по всей
 России, в Зап. Европе, Азии. Стебель ветвистый до 60 стм. высотой.
 Нижние листья перистые, верхние перисто-раздельные, с округлыми или
 яйцевидными надрезанногородчатыми долями (у разнов. laciniatum доли
 надрезанные). Желтые цветы собраны в зонтики. Тычинок много, пестик
 один, завязь одногнездная, многосемянная; плод - стручковидная
 коробочка, вскрывающаяся двумя створками. Все растение богато
 оранжево-желтым млечным соком. В народной медицине Ч. употребляется для
 залечивания ран и порезов (млечным соком), от лихорадки, падучей, для
 удаления бородавок и пр.
  С. Р.
  Чита - областной город Забайкальской области, на левом берегу р.
 Читы, недалеко от впадения ее в реку Ингоду; станция железной дороги в 2
 вер. от города. К 1900 г. в Ч. считалось 11500 жителей (6900 мжч. и 4600
 жнщ.). Жилых домов 1412, преимущественно деревянные. Церквей 9, женский
 Богородский монастырь; католическая каплица, еврейская синагога. Мужская
 и женская гимназии, епархиальное женское училище, центральное
 миссионерское училище при архиерейском доме, училища ремесленное,
 городское 3-классное, 2 приходских, воскресная, 3 церковно-приходских,
 военно-фельдшерская и войсковая повивальная школы. Детский приют.
 Читинское церковное братство, забайкальское отделение общества попечения
 о семьях ссыльно-каторжных, забайкальский областной переселенческий
 комитет, общество попечения об учащихся. Отделение приамурского отдела
 Импер. русского географического общества; при нем имеются музей и
 библиотека. Читинское общество врачей, кружок любителей пения,
 забайкальский отдел общества охоты. 5 библиотек и читален. Официальная
 газета - "Забайкальские Областные Ведомости", выходящие ежедневно.
 Читинский военный полугоспиталь на 125 кроватей, войсковая казачья
 больница с отделением для умалишенных и городская лечебница. Улицы не
 мощены и плохо освещены. Телефонная сеть. Станция императорского
 института экспериментальной медицины. 2 гостиницы, 2 общественных
 собрания. Городской земли 9020 дес. В Ч., служащей средоточием торговли
 значительной части Забайкальской области, быстро развивается
 торгово-промышленная деятельность. Городские доходы ежегодно растут; в
 1898 г. они составляли 69000 руб., в 1902 г. достигли 105000 руб.,
 расходы - 96000 руб. Ежегодный оборот городской торговли - около 3 милл.
 руб. Фабрик и заводов 9, из них шубный и кожевенный с оборотом до 150000
 руб.; другие заводы - мыловаренные и свечные. Отделение государственного
 и агентура русско-китайского банков.
 
  История. На месте города в XVIII стол. существовал небольшой казачий
 острог с 26 жилыми домами и 300 душ жителей. Острог этот был назначен в
 1827 г. местом ссылки декабристов, для чего на месте прежнего здания
 этапа была выстроена новая тюрьма, при постройке которой трудились и все
 находившиеся здесь заключенные. Декабристы прожили в этой тюрьме 31/2 г.
 За это время бедный острожек превратился в порядочное селение, обязанное
 своим благоустройством личным трудам тех же декабристов: ими были
 прорыты водосточные канавы, засыпаны овраги; само благосостояние местных
 жителей поднялось, благодаря присутствию состоятельных поселенцев. До
 настоящего еще времени одна из городских улиц называется "Дамской", в
 память того, что здесь жили в частных и своих домах приехавшие за
 сосланными мужьями-декабристами Трубецкая, Волконская, Муравьева,
 Анненкова, Нарышкина и Давыдова. С образованием в 1851 г. Забайкальской
 области, Ч. избрана была областным городом. В августе 1899 г. здесь была
 первая забайкальская сельскохозяйственная и промышленная выставка.
 
  Читинский уезд, занимая центральное положение в Забайкальской
 области, граничит к СВ с Якутской областью. Большая его часть
 расположена на возвышенном нагорье. По юго-зап. и зап. его границам
 проходит Становой или Яблонный хребет, переходящий севернее гор. Читы
 совершенно в пределы уезда, простираясь между pp. Куренгой и Нерчей к СВ
 до границы Якутской области, в которую входит. Средняя высота этого
 хребта на ЮЗ достигает до 4000 фт. при перевале через него Забайкальской
 железной дороги около гор. Читы до 3400 фт. а еще далее до 3200 фт. В
 юго-западной части от горной группы Чокондо, которая в высшей своей
 точке (горе того же имени) возвышается до 8260 фт. между pp. Ингодой и
 Ононом простирается хребет Даурский. К С от него между pp. Ингодой и
 Аленгуем тянется Занкинский хребет. Юго-восточную часть уезда заполняют
 отроги Адун-Челонского хребта, а сев.-вост. часть уезда между р. Читой и
 Нерчей отроги левобережного Нерчинского горного хребта. Южная и
 юго-восточная части уезда представляют довольно обширные низменности и
 степные пространства; так на р. Турге, впадающей в р. Онон, лежит
 Тургинская степь, между pp. Ононом и Агой простирается на 300 вер. в
 длину, на 100 вер. в ширину Агинская степь, перерезанная невысокими
 горами и холмами, в которых заключаются медные и оловянные
 месторождения; эта степь изобилует озерами и прекрасными пастбищами,
 перемежающимися с березовыми перелесками. Главными реками уезда могут
 считаться Ингода и Онон. Ингода всецело принадлежит уезду, начинаясь в
 юго-зап. углу уезда в Чокондской группе гор река орошает юго-зап. его
 часть, от впадения в нее реки Читы пересекает уезд поперек в восточном и
 юго-восточном направлении до соединения своего с р. Ононом, где они
 образуют р. Шилку, протекающую в юго-восточном направлении до границы
 Нерчинского уезда. Ингода в половодье река сплавная, но несудоходная. По
 южной и восточной окраине уезда протекает река Онон, берущая начало в
 Монголии. В обе эти реки впадает много рек, из них главнейшие - Чита и
 Кручина - впадают в р. Ингоду с левой стороны, Аленгуй и Тура с правой;
 в Онон впадают слева Иля и Ага, а справа - Турга и Унда. По
 северо-западной границе уезда протекает река Витим с значительным правым
 притоком Каренгой или Куренгой, принадлежащей уезду всецело. Озер
 соленых и горько-соленых много, особенно в пространстве между pp. Ононом
 и Агой, из них более известное соленое Горбунское озеро; из пресноводных
 более значительное озеро Кенонское в 10 вер. от города Читы.
 
  Климат уезда континентальный, характеризуется сухостью воздуха,
 жарким летом и холодными, малоснежными зимами; вообще температура
 воздуха с ноября по март стоит ниже нуля, в прочие же месяцы выше;
 средняя годовая температура гор. Читы + 1,28°, самого холодного месяца
 января - 27°, самого теплого - июля +18,5°. Осадками уезд вообще беден;
 их более всего летом в июле и августе, тем не менее нередко лето
 сопровождается засухой - бездождием и суховеями. В общем климат Ч. у.
 здоров, эпидемии здесь редки. Пространство Ч. уезда - 112746 кв. вер.
 или 10548650 дес.
 
  Население. В Ч. уезде 141154 жит. (мжч. 75502, жнщ. 65512). На 1 кв.
 версту приходится 1,18 жит.; на 100 жнщ. - 117 мжч. Дворян - 541,
 духовных - 384, городских сословий - 4650, крестьян - 38700, казаков -
 8750, инородцев (преимущественно бурят - 71955, ссыльно-поселенцев -
 9930, иностранцев - 90, разночинцев - 1350, воинских чинов - 4804.
 Православных - 56%, буддистов ламаитов - 41%, католиков - 1/2%, евреев -
 1/2%, проч. - 2%. В Ч. уезде в 1895 г. считалось земли: усадебной 3722
 дес., огородной и садовой 1755 дес., пахотной 758800 дес., лугов и
 сенокосов 605600 дес., лесов 1700000 дес., земли удобной, но
 неразработанной 2600000 дес. и вовсе неудобной 369000 дес.
 
  Земледелие и скотоводство составляют главное занятие населения
 Читинского уезда. В 1900 г. было посеяно разного рода хлебов 46113 чета.
 и картофеля 3557 четв. Скотоводством занимаются преимущественно буряты.
 В уезде числилось в 1899 г. лошадей 161420, крупного рогатого скота -
 371930 год., овец и коз - 382620, свиней - 19950; у бродячих тунгусов
 есть кроме того олени. Скотоводство вообще делает успехи и количество
 домашних животных увеличивается ежегодно по крайней мере на 5%. Более
 всего скота имеют буряты; у них приходится домашнего скота по 17 голов
 на душу, тогда как у крестьян и казаков - не более двух. Местный рогатый
 скот - мелкий и маломолочный; лошади хотя небольшого роста, но
 чрезвычайно выносливы и не прихотливы. Овцы курдючные, мелкорослые и с
 грубой шерстью, которой получается по 21/2 фн. с головы. Огородничество
 развито слабо; им занимаются преимущественно русские. Садоводство и
 пчеловодство в зачаточном состоянии. Лесной промысел ограничивается
 заготовкой дров и небольшим сплавом леса в плотах в Амурский край. Сбор
 кедровых орехов производится для местных потребностей, Звероловный
 промысел в упадке; им занимаются в сев.-зап. и сев.вост. частях уезда
 бродячие тунгусы. Рыболовство существует как подспорье к домашнему
 хозяйству. Извозный промысел с проведением Забайкальской железной дор. и
 ветви к Китайской границе совсем упал. Кустарная промышленность слабо
 развита. Некогда процветавшая в уезде золотопромышленность ныне в
 упадке. Золотые прииски расположены по системам pp. Ингоды, Нерчи и
 Онона. Еще недавно на этих системах разрабатывалось до 29 золотых

<< Пред.           стр. 1125 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу