<< Пред. стр. 1142 (из 1179) След. >>
время, Ш. всего более нравились " Швейцарское семейство" Вейгеля,"Медея" Керубини, "Иоанн Парижский" Буальдье, "Сандрильона" Изуарда и
особенно "Ифигения в Тавриде" Глюка. Итальянской оперой, которая была в
его время в большой моде, Ш. интересовался мало; только "Севильский
цирюльник" и некоторые отрывки из "Отелло" Россини прельщали его. Как
утверждают биографы, Ш. в своих сочинениях никогда ничего не изменял,
потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в
расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни,
несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно
тогда он написал симфонию с-dur и мессу es-dur. При жизни он не
пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса
манускриптов, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и
пр.). см. Kreisse, "Franz Shubert" (Вена, 1861); von Helborn, "Franz
Schubert"; Risse, "Franz Schubert und seine Lieder" (Ганновер, 1871);
Aug. Reissmann, "Franz Schubert, sein Leben und seine Werke" (Б., 1873);
H. Bbarbedette, "F.Schubert, sa vie ses oeuvres, son temps" (П., 1866);
m-me A.Audley, "Frans Schubert, sa vie et ses oeuvres" (П., 1871).
Н.С.
Шубин (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, род. 17 мая
1740г. в Куроостровской вол., против Холмогор. Зимою 1759 г. пришел,
подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. с обозом трески. По
ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к
скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в
придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в
академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора
Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя
серебряными медалями, малою в 1763 г. и большою в 1765 г., а в 1766 г.
окончил этот курс с золотою медалью и в следующем году отправлен для
дальнейшего своего усовершенствования в Париж, в качестве пенсионера
академии. В Париже Ш. обратил на себя внимание французской академии,
которая ходатайствовала пред императрицей Екатериною II чрез Фальконета
о продлении срока его пенсионерства для того чтобы он имел возможность
посетить Рим. В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в
Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в СПб.,
он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым
схожим из всех (наход. в Имп. Эрмитаже) и после того постоянно, в
течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и
для кн. Г. А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего
покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики; но интриги
товарищей Ш. по специальности, Гордиева и Ф. Щедрина, долго, во все
время управления академией И. Бецкого, мешали Ш. получить высшее
художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не
имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г.
академия возвела его в профессоры. Он умер в СПб., 12 мая 1805 г. Кроме
других достоинств, произведения Ш. отличаются особенно мягкостью
передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии худож.
украшена превосходною статуей Екатерины II, исполненной Ш. для кн.
Потемкина. Из прочих его работ известны: бюсты русских полководцев:
Шереметева, Румянцева, Суворова и адмир. Чичагова, в Имп. Эрмитаже,
барельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и
Петровском дворце, в Москве, и бюст кн. Безбородка.
Шувалов (Иван Иванович, 1727-97) - русский государственный деятель.
Уроженец г. Москвы, с ранних лет хорошо знавший иностранные языки Ш. уже
в 1749 г. начинает играть роль при дворе имп. Елизаветы Петровны,
которая в конце своего царствования сделала его генерал-адъютантом и
членом конференции (тогдашнего государственного совета). Он нередко
объявлял сенату и высшим чиновникам именные повеления; к нему обращались
в затруднительных случаях, когда нужно было особенное распоряжение
императрицы: через него подавались просьбы и доклады на Высочайшее имя.
Ш. действовал всегда бескорыстно, мягко и со всеми ровно и добродушно,
благодаря чему у него почти вовсе не было врагов. Он отказался от
предложенных ему императрицею графского титула и обширных поместий; не
принял и предложения о выбитой в честь него медали. Главная заслуга Ш.
заключается в покровительстве, оказанном им образованию. Самым видным
делом его было учреждение по плану, составленному им вместе с
Ломоносовым, первого русского университета, в Москве, для всех сословий,
с двумя гимназиями при нем (1755). Как первый "куратор" московского
университета, Ш. входил во все подробности его строя и положения;
особенно трудился над улучшением преподавания как в университете, так и
в гимназиях, для чего приглашал иностранных ученых, отправлял молодых
русских людей для усовершенствования за границу, по возвращении откуда
последние занимали профессорские кафедры в университете (таковы были
Зыбелин, Вениаминов, Третьяков, Десницкий и др.), и "ради успешного
распространения знаний" устроил университетскую типографию, в которой
печатались заведенные им же "Московские Ведомости". По его же инициативе
возникли в 1757 г. академия художеств и в 1758 г. казанская гимназия.
Академия возникла из учеников, которые, по распоряжению Ш., готовились
для этой цели в московской гимназии и находились под его
непосредственным ведением до 1763 г. Впоследствии из-за границы он
выслал для академии снятые по его распоряжению формы лучших статуй в
Риме, Флоренции и Неаполе. Особенным покровительством Ш. с самого начала
пользовался Ломоносов, воспевший его в нескольких своих одах и
"рассуждениях". При непосредственном участии и наблюдении Ш. появилась в
свет составленная Вольтером "Histoire de l empire de Russe sous Pierre
le Grand". С воцарением Екатерины II положение при дворе Ш. пошатнулось,
и он в 1763 г. уехал за границу, где пробыл 14 лет. За границей он был
всюду принимаем с великими почестями и предупредительностью, всячески
старался помогать русским художникам и ученым, и исполнил личное
поручение императрицы Екатерины ходатайством перед папою о замене
папского нунция в Варшаве Дурини лично известным Ш., и им же указанным
папе, Грампи. Возвращение в 1777 г. Ш. на родину было приветствовано в
печати целым рядом хвалебных стихотворений, среди которых особенно
замечательно "послание" Державина. Императрица назначила его
обер-камергером и сделала одним из любимых своих собеседников. У него
постоянно собирались кн. Дашкова, Завадовский, Храповицкий, Козодавлев,
Янкевич, Дмитриев, Шишков, Оленин, Державин и др. С кн. Дашковой он
разделял труды по изданию "Собеседника любителей российского слова";
один из первых восхищался стихами Державина и содействовал его
известности. Замеченный им на акте московского университета Е. И.
Костров трудился над переводом Илиады, живя в доме Ш. Ему много обязаны
Фонвизин, Богданович, Херасков. В 1784 г. он выдвинул известного
крестьянинасамоучку Свешникова. Сам Ш. писал немного: ему принадлежат
лишь несколько переводов и стихотворений или без подписи, или под чужим
именем. Ср. Н. Бартенев, "Биография И. И. Шувалова" (М., 1857).
В. Р-в.
Шувалов (Петр Иванович, граф, 1711-62) - русский госуд. деятель,
генералфельдмаршал. Начал службу камер-пажем при дворе Цесаревны
Елизаветы Петровны; за содействие возведению ее на престол пожалован в
действительные камергеры; затем сделан был сенатором и в 1746 г.
возведен в графское достоинство Российской империи. Сначала Ш.
командовал армейскою дивизиею, расположенною в окрестностях
С.-Петербурга, а затем обсервационным корпусом, им же сформированным.
Был конференц-министром, управлял артиллерийскою и оружейною
канцелярией, усовершенствовал артиллерию и устроил несколько оружейных
заводов. благодаря влиянию на императрицу его жены Мавры Егоровны и
двоюродного брата Ивана Ивановича Ш., он пользовался неограниченною
властью во все царствование Елизаветы Петровны: без его согласия не
решалось важное государственное дело, особенно в области экономического
строя и военной организации. В 1753 г. Ш. представил сенату утвержденный
императрицею проект уничтожения внутренних таможен и застав и повышения,
взамен этого дохода, пошлин на привозимые из-за границы товары.
Незадолго до смерти Елизаветы Петровны он настаивал на составлении
нового Уложения, сообразно с потребностями и обычаями народа, и на
всеобщем размежевании земель. Бескорыстным государственным деятелем он
не был: много заботился о своих личным интересах, нередко в ущерб и
государству, и частным лицам - напр. выхлопотал себе исключительное
право на отпуск за границу леса, сала, ворвани, а также монополию
тюленьего промысла. Ведя роскошную жизнь, оставил долгу в казну более
миллиона рублей. Л. Р-в.
Шуман (Роберт-Александр Schumann) - знаменитый германский композитор,
род. 8 июня (27 мая) 1810 г., в саксонском городе Цвикау, ум. 29 (17)
июля 1856 г. Композиторский дар проявился в Ш. очень рано. Его
импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по
гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится
истинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил в
Лейпцигский унив., но занятия юридическими науками не особенно удачно
подвигались вперед, так как Лейпциг - этот музыкальный центр Германии -
давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828 -
29 г., относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Ш.
перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе,
далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для
университетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело.
Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большим
знатоком музыки, советовавшим Ш. обратить внимание на свой талант, а
также письмо Вика к матери Ш., убеждавшего ее согласиться на перемену
карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Ш.: в 1830 г.,
переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначала
он занялся игрою на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев
привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции.
Занятия у теоретика Дорна до 1832 г., изучение сочинений Баха, обширное
знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали
многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально
восприимчивую натуру Ш. и уже в 1833 г. он выступил с ор. 7, impromptu
ор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений.
В 1834 г. он предпринял издание газеты: "Neue Zeitschrift fur Musik",
восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и
убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты
Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную
оценку своих дарований. Журнальная деятельность Ш. продолжались до 1844
г. В 1854 г. статьи его о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием
("Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker", нов. изд.. Лпц., 1875).
В 1834 - 35 гг. Ш. закончил свои бессмертные произведения для фортепиано
- симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны:
сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17,
"Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана",
"Faschingschwank" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836 - 39 гг.
был у Ш. так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинять
все дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Ш. в то
время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист
и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Ш.
стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью
он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг
читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Ш.
познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал
изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur,
которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлением
Мендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Ш. на Кларе
Вик, в 1840 г., совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной
музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы
творчества Ш., были написаны в течение одного года, в том числе
знаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 г. Ш. написал свою первую
симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием
четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и
финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая
первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Ш.
обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета,
посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных,
посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 г.
Ш. перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату
"Рай и Пери", на слова Томаса Мура., принятую как в Лейпциге, так и
Дрездене с энтузиазмом. В том же году Ш. начал сочинение музыки к
"Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала
дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена.
Путешествие в Россию, куда Ш. сопровождал свою жену, имело
благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была
исполнена первая симфония Ш., но особого значения, в смысле успеха
композиций Ш., его поездка по России не имела. В 1845 г. Ш. принялся за
контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c,
h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт
a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847 - 48 г. он написал оперу
"Геновефа", в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося
успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к ней с большим
уважением. Окончив оперу, Ш. с увлечением принялся за сочинение музыки в
"Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilder
aus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно
в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рождения
Гете. С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Ш. в
Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Ш.,
хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды
его сочинений. Ко времени пребывания Ш. в этом городе относятся: третья
симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская
невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование
Розы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,
Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для
фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для
скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 г. имя Ш. настолько уже стало
популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его
произведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь успех средний. Зато
в следующем году успех концертов из сочинений Ш. в Голландии превзошел
все ожидания. Ш. всегда отличался сдержанностью, молчаливостью,
преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации,
во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему
тему. В 1852 г. появились первые признаки душевной его болезни, скоро
достигшей полного развития. Помещенный в 1854 г. в санаторий близ Бонна,
Ш. скончался через два года. В 1880 г., на сумму, полученную с трех
концертов, был поставлен памятник Ш. на его могиле в Бонне. -
Композиторская деятельность Ш. продолжалась 24 года (1830 - 53). Первые
10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в
которых Ш. сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с
красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии
романтика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Ш.
особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений
Ш., даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Как
богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной
прелести, выразительности и широты, Ш. стоит на большой художественной
высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее
гениальным произведениям Ш., отличающимся богатым музыкальным
содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия
с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт
а-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Ш. перешел к вокальной.
На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой
области Ш. выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую,
сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он,
так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил
их в звуках. Аккомпанементу Ш. придавал особое значение и ставил его в
органическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьянная
партия. Для своих романсов и песней Ш. пользовался стихами Кернера,
Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий
вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Ш. был Гейне,
стихотворения которого в особенности вдохновляли Ш. В области симфонии,
за которую Ш. взялся после романсов, он не стал мировым композитором;
тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной
литературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами и
своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в
большинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Ш.
заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и
образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur,
так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Ш. хотел
назвать весеннею симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко
музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с
тематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". В
камерной музыке и в концертной Ш. дал замечательные образцы, способные
вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры.
Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для
фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Ш. вполне: его опера
"Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических
условных приемов, более подходила в натуре Ш. : его "Рай и Пери" - одно
из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и
музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Ш.
(мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем
истинно духовный композитор. Деятельность Ш. охватывает почти все
области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы
вложил Ш. в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал,
испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным
ранний конец его творчества. Ш. умер 46 лет, в том возрасте, когда
многие другие художники только входят в более широкую область
деятельности. cm. Wasielewski, "Robert Schumann" (Бонн, 1880); A.
Reiszmann, "Robert Schumann, sein Leben und seine Werke" (Б., 1879); P.
Spitta, "Ein Lebensbild Robert Schumann's" (Лпц., 1882); П. Трифонов,
"Роберт Шуман" (СПб., 1885); Амброз, "Жизнь и произведения Роберта
Шумана" (русский перев. в журн. "искусство", СПб., 1860); А. Волховская,
"Роберт и Клара Шуман" (СПб., 1899). Н. С.
Шумский (Сергей Васильевич) - талантливейший артист московской сцены.
Род. в семье московского мещанина Чеснокова в 1821 г. и ребенком
поступил в театральное училище, где обратил на себя внимание осмысленной
игрой в роли актера Шумского (водев. Хмельницкого: "Первый дебют актрисы
Троепольской"). Директор Кокошкин оставил за ним эту фамилию. Выпущенный
из училища в 1848 г., Ш. играл незначительные роли, совершенствуясь под
руководством Щепкина. Недолго пробыв в Одессе, где ему были поручены
более видные роли, он вернулся в Москву и быстро выдвинулся вперед,
заняв, после исполнения в "Женитьбе" и "Ревизоре" ролей Кочкарева и
Хлестакова, одно из первых мест в труппе. С каждым годом он все больше
имел успех в ролях фатов, повес, комических старичков, водевильных
персонажей с переодеваниями, и создавал настоящие типы в пьесах
Тургенева, в "Свадьбе Кречинского", в "Карьере" Королева, в "Приемыше"
кн. Кугушева, в драмах и комедиях А. А. Потехина, в пьесах Мольера. В
середине 50-х годов, гастролируя в Петербурге, он занимал амплуа
Сосницкого, Мартынова, Самойлова и, кроме Мартынова, не уступал никому
пальму первенства. По словам авторитетного театрала, "нельзя себе
представить ничего уморительнее и оригинальнее созданного Ш. типа