<< Пред. стр. 1147 (из 1179) След. >>
В "Илиаде" она называется то "блестящей", то "темной"; она наводит ужаси даже молния не в силах одолеть её. Наряду с этим представлением,
сохраняющим следы первоначальной природной символики, Э. считается
произведением Гефеста. В руках "эгидодержавного" Зевса Э. - не
оборонительное и не наступательное оружие, а символ ужаса, который бог
наводит на своих врагов. Позднее видели в Э. "козью" шкуру,
принадлежавшую козе Амальтее - оружие Зевса в борьбе его с титанами. В
произведениях искусства Э. изображалась как кожаный щит с узорами,
напоминающими металлические украшения, и змеями. Э. Афины также имела
космическое значение, поскольку названная богиня считалась
олицетворением небесной атмосферы и ее грозных явлений. Э. Афины
снабжалась головой Горгоны.
Эгоизм - этот термин может иметь два не вполне совпадающие значения:
1) эгоизм в смысле теоретическом - точка зрения, признающая реальность
сознания других людей, помимо сознания познающего субъекта, или
несуществующей, или научно недоказуемой. Есть догматический и
критический солипсизм. Начало догматическому солипсизму положил Декарт
("Princ. phil.", I, 4; "Medit.", I). Такие же мысли встречаются у
Мальбранша и Фенелона. Последний говорит: "Не только все эти тела,
которые, как мне кажется, я воспринимаю, но сверх того и все духи,
которые, как мне кажется, находятся в общении со мною... могут вовсе не
быть реальными, быть чистейшею иллюзией, которая всецело совершается
лишь во мне; быть может, я единственное существо в мире ("De l'exist. de
Dieu", стр. 119). Термин "эгоист", в смысле теоретического солипсиста,
впервые, по-видимому, употреблен Вольфом. В философии XIX в. термин
"эгоизм" в смысле теоретическом заменяется словом "солипсизм", слову же
"эгоист" придается исключительно моральное значение. Начало критическому
солипсизму положено Кантом. В его "Метафизике" есть следующее
замечательное место: "Тот, кто утверждает, что нет никакого существа,
кроме него, есть метафизический эгоист, эгоиста такого рода нельзя
опровергнуть доказательством на том основании, что он не позволяет
заключать от действия к причине. Феномены могут даже иметь в основании
многие другие причины, которые производят подобные действия. Возможность
двух причин, вызывающих то же действие, препятствует доказать
метафизическим эгоистам, чтобы что-нибудь существовало, кроме них. Кант
хочет этим сказать, что проявления чужой одушевленности могут без
логического противоречия быть истолковываемы эгоистом как закономерный
результат движений, выполняемых мертвым автоматом природы. К
теоретическому солипсизму в ХIХ в. близко подходят Фихте и Шопенгауэр,
хотя последний и замечает что эта точка зрения принимается всерьез
"только в сумасшедшем доме". В новейшее время критический солипсизм
признается неопровержимым, с научной точки зрения, многими (Вундт,
Фолькельт, Кяуфман и др.); его прямыми сторонниками являются Шуберт
Зольдерн и Александр Введенский ("О пределах и признаках одушевления",
1892). 2) Эгоизм моральный или практический есть такой взгляд на
человеческое поведение, по которому единственным мотивом человеческих
действий является удовлетворение личных потребностей, т. е. стремление к
личному благополучию. Однако, такое широкое определение морального
эгоизма, охватывающее учения софистов, циников, киренаиков, эпикурейцев,
Гобсса, Спинозы, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, М. Штирнера, Бентама, Джона
Ст. Милля, Мейнонга и Шуберта-Зольдерна, не исключает глубоких различий
в развитии этого общего положения. Поэтому моральный эгоизм может или
провозглашать основной пружиной поведения удовлетворение грубых личных
чувственных потребностей (Ла-Меттри), или удовлетворение тонких личных
потребностей, в состав которых может входить и удовлетворение
потребностей других, вследствие совпадения личных выгод с общественными
(Бентам), или в силу желания избежать неприятности, причиняемой видом
чужого страдания (Гельвеций), или в силу удовольствия, получаемого из
сознания превосходства над страждущим, которому сочувствуешь и помогаешь
(Руссо), или в силу того, что, живя от рождения в общественной среде, мы
привыкаем поступаться собственными интересами ради чужих, и последние
образуют с первыми такую неразрывную ассоциацию что входят в мотивацию
наших поступков (Джон Милль), или в силу того, что эта привычка
фиксировались в нас путем эволюции и стала унаследованным
предрасположением (Спенсер) и т. д. Поэтому сторонник эгоистической
мотивации человеческих действий; может вовсе не быть защитником
узкоэгоистической морали; достаточно вспомнить Гюйо и Фейербаха.
Теоретический Э. не связан необходимо с моральным в узком смысле слова.
Примером этого может служить Шуберт-Зольдерн. Шуберт-Зольдерн считает
чужие состояния сознания данными мне лишь в качестве моих; с другой
стороны, он говорит: "я не знаю никакого другого конечного мотива, как
удовольствие". "В корне ошибочно говорить: мне доставляет удовольствие
чужое удовольствие, ибо это чужое удовольствие, поскольку оно вообще
может иметь значение, есть мое удовольствие, и это положение следовало
бы выразить так: мне доставляет удовольствие мое собственное
удовольствие что было бы или плеоназмом, или абсурдом. Совершенно
ошибочно также, когда социальный Э. рассматривает чужое удовольствие,
как нечто такое, что возбуждает во мне удовольствие, и через это впервые
получает для меня ценность, ибо чужое удовольствие есть непосредственно
мое удовольствие и имеет непосредственную ценность, а не впервые в
качестве возбудителя удовольствия. Поэтому альтруизм по своей ценности
не зависит от Э., но совершенно однороден с ним и координирован: они оба
замкнуты в общем единстве сознания, во всеохватывающем "я". Вся разница
здесь лишь в наличности промежуточных звуков и движений. Без "ты" не
было бы и эмпирического "я", без твоих страданий не было бы и моих.
Нравствен тот., кто понял что чужие радости - его радости, чужие
страдания - его страдания; безнравствен - кто недостаточно познал чужие
чувства и признал их своими". Зиммель, в своей критике книги
Шуберта-Зольдерна "Grundlagen einer Ethik", указывает в вышеприведенном
рассуждении 2 quaternio terminorum: I) А) всякое чувство благополучия,
какое только во мне имеется, по своей природе равнозначно всякому
другому, какое я испытываю. В) Счастье других существует лишь во мне,
ибо оно может иметь ко мне отношение лишь как мое представление. С)
Следовательно, счастье другого непосредственно есть также мое счастье и
между ними нет никакой противоположности природы и ценности. Здесь в
меньшей посылке "я" понимается в смысле сверхиндивидуальном. II) А)
Всякое чувство удовольствия, какое я представляю, действует, мотивируя
мое поведение. В) Твое удовольствие, представляемое мною, существует
лишь как мое представление. С) Твое удовольствие есть мотив моего
поведения. Здесь в большой посылке разумеется настоящее удовольствие, а
в меньшей - не непременно таковое, но и холодная мысль. Наконец, по
Шуберту-Зольдерну выходит, что чем лучше знаешь, тем больше способен
любить человека, что крайне сомнительно. Альтруизм - понятие
противоположное эгоизму; Ог. Конт характеризует им бескорыстные
побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.
Понятие альтруизма охватывает чувства сострадания, сорадования и
деятельной любви. До Конта альтруизм называли чувством симпатии
(Кэмберленд, Шэфтсбюри, Гутчесон, А. Смит, Руссо). Конт не выводит
альтруизм из полового чувства, как Руссо, Фейербах, Литтре и Гюйо, но
считает его первичным инстинктом, рядом с Э. См. Иодль "История этики";
Eislerе Worterbuch der philosophischen Begriffe" (ст. Egoismus, 1899);
Гюйо, "Мораль Эпикура" и "Современная английская мораль"; Simmel,
"Einleitung in die Moralwissenschaflen" (1896); Schubert-Soldern,
"Grundlagen einer Ethik" (1887); Sidgwick, "Methods of Ethics". И.
Лапшин.
Эдельвейс (Gnaphalium Leontopodium Scop. или Leontopodium alpinum
Cass., из сем. Compositae) - одно из самых известных альпийских
растений. Густое беловойлочное опушение покрывает все растение, особенно
выделяясь на его верхних узколанцетных листьях, которые в виде звезды
окружают соцветие, заканчивающее собою не ветвистый стебель. Головки
цветов окружены покрывалом из сухих, на конце перепончатых листочков.
Середину головок занимают обоеполые трубчатые цветки, которые, благодаря
недоразвитию завязи, функционируют только как тычиночные. Плодущими
цветками являются нитевидные женские, которые располагаются обыкновенно
по краю головки. Длинные сухие волоски Э., наполненные воздухом,
скручены и перепутаны в густой войлок, который предохраняет растение от
высыхания, защищая листья его от сухого ветра, губительно действующего
на растения скал и горных карнизов с тонким слоем почвы, где обыкновенно
и обитают Э. Кроме Альп, Э. встречается в горах Туркестана, на Алтае, в
Забайкалье и на крайнем востоке Сибири. В. А. Д. Эдикул (aediculum,
уменьшительное от aedes) - по этимологическому смыслу слова всякое
небольшое строение у древних римлян, как частного, так и сакрального
назначения. Но в обиходе слово это приобрело ограниченное значение и
стало обозначать небольшой храм, часовню. Очень часто Э. составлял
дополнение к главному, большому храму и помещался в его ограде, служа
для менее торжественных жертвоприношений тому же божеству, которому
посвящено и главное святилище. Так, известен Э. Виктории при храме
(aedes) той же богини в Риме. Помпейская живопись дает нам изображения
таких же часовен, но стоящих совершенно отдельно, независимо от главного
храма, и имеющих, следовательно, значение самостоятельного священного
места (templum). Небольшие размеры не позволяют, конечно, отправлять в
Э. культ данного бога с подобающей торжественностью; небольшой храмик
служит только помещением для статуи бога; поэтому Э. этого типа
посвящаются главным образом второстепенным богам. Существование в
римской религии значительного числа местных богов, культ которых тесно
связан с определенным местом, таковы гении улицы, квартала (lares
соmрitales и т. п.), наконец, боги покровители семьи, дома и т. д.,
требовало значительного количества святилищ, приуроченных к этим местам.
Разумеется, размеры этих святилищ должны были быть очень незначительны и
даже форма часовни, миниатюрной копии храма, не всегда являлась
осуществимой. Суррогатом Э. является ниша в стене дома, отделенная
снаружи архитектурным орнаментом. Две колонки по бокам поддерживают
фронтон, в самой же нише помещается статуэтка бога. Только это
стремление хотя бы в орнаментированном виде напомнить фасад храма
указывает на генетическую связь уличных или домашних святилищ с отдельно
стоящей часовней. Таким путем слово Э. приобретает значение ниши, в
которой помещается изображение какого-нибудь бога. Так как надобности
культа требуют присутствия в одном и том же храме алтарей нескольких
богов, то, естественно, для разграничения святилищ каждого употребляется
Э. в последнем значении слова. Необходимость создать в одном храме
несколько меньших, обратить самое здание лишь в футляр для последних,
приводит к тому, что каждая ниша храма становится особым Э. Таковы хотя
бы ниши Пантеона в Риме. Э. становится равнозначен приделу, капелле, в
уменьшенных размерах. С другой стороны, постоянное профанирование
античного храма, служившего, как известно, не только целям религиозного
характера, но и коммерческим, и политическим, создает необходимость
отвести внутри храма уголок, куда бы не проникала мирская суета, где бы
статуя и алтарь бога могли быть защищены от секуляризующих
повседневностей. Внутри храма выстраивается другой, маленьких размеров
храм, который и становится собственно святилищем, и в этом смысле Э.
называется та часть храма, которая имеет уже чисто религиозное
назначение. Католический табернакл, вмещающий главный алтарь,
представляет лишь развитие и продолжение этой формы Э. Становясь
центральным местом в храме. Э. сосредоточивает в себе главные
художественные и иные ценности и украшается с особым усердием. Между тем
другая его разновидность, создавшаяся под влиянием приноровления к
условиям места, ниша для уличных или домашних богов, естественно,
стремится упроститься. Часто вместо настоящей статуи в него помещается
лишь живописное изображение почитаемого бога (или богов, так как часто
один и тот же Э. посвящается двум или трем богам, напр., бог покровитель
семьи и изображение умершего предка). Отсюда один шаг к замене
архитектурной орнаментировки ниши живописными имитациями. Наконец,
процессии, занимавшие видное место в античном культе, требовали особой
формы небольшого портативного подобия храма, в котором могла бы
помещаться участвующая в процессии статуя бога. Э. давал довольно
значительное разнообразие форм уменьшения и стилизации архитектурного
типа храма. И портативный Э. явился лишь копией одной из них, а именно
ниши. Терракотовый или каменный ящик с архитектурно орнаментированной
передней, открытой стороной - вот наиболее простой способ создать для
бога подвижный храм. Впрочем, у нас нет никаких оснований предполагать,
чтобы эта форма портативного Э. являлась исключительной. Археологические
находки позволяют только констатировать ее распространенность. Как уже
было замечено, в одном Э. иногда помещалось несколько богов, причем
далеко не всегда это делалось из необходимости сэкономить место. В иных
случаях Э. служил внешней объединяющей формой, которая имела назначением
подчеркнуть внутреннее единство, связывающее воедино нескольких богов.
Так, нахождение в одной нише Юпитера, Юноны и Минервы в капитолийском
храме подчеркивало родство этих богов между собой, выдвигало их, как
триаду. Кроме литературных описаний Э. у различных авторов и дошедших до
нас образцов, напр., в Помпее, для ознакомления с формой их имеют
большое значение и монеты, которые умещали на себе изображение Э.
удобнее, чем изображение целого храма, и, быть может, медальеры
пользовались ими, как символическим (pars pro toto) способом намекнуть
на настоящий храм. Ср. статьи С. Рейнака в "Dictionnaire des
Antiquitйs", Daremberg'a и Saglio. З. С - C-ский.
Эдинбург (Edinburgh) - главный город Шотландии, под 55°57'23" сев.
шир. и 3°11' зап. шир. от Грин., в 3, 2 км. от южного берега Фортской
бухты. Средняя температура самого теплого месяца +14,6° Ц., самого
холодного +3° Ц. Жителей в 1901 г. 316479 (в 1801 г. - 66544 чел.). Э.
славится своим живописным положением на трех прибрежных холмах, отрогах
Пентландгилля, между р. Лейт и горой Тронь Артура (251 м.), спускающейся
к З от Э. крутыми склонами (Салисбери-Крэг). Город распадается на южный,
старинный, с очень узкими улицами и высокими (до 10 этажей) домами (XVI
в.), где теперь ютятся бедные классы населения, и на новый, правильно
построенный (с 1768 г.) город. Овраг, разделяющий обе части города
(бывшее озеро Лох-Нор), разделан под парк. Обе части города соединяются
мостами. Лежащая у подножья горы Артурова Трона часть города С.-
Леонардгилль и югозападная часть города Дарли заселены рабочим
населением. Предместья (Ньюингтон, Грэндж, Мерчистон, Морнингсайд и
др.), лежащие к Ю от города, имеют дачный характер. В центре города
старый замок, расположенный на холме в юго-западном углу огромного
парка; с замка открывается живописный вид на море и город. На восточной
окраине города находится мрачный замок Голируд, резиденция шотландских
королей. Здание бывшего парламента, с 1707 г. место суда высшей
инстанции (Supreme Court), с библиотекой (442 т. томов); дом реформатора
шотландской церкви Джона Нокса; городская обсерватория. Из 150 церквей
Э. наиболее замечательны собор С. Мэри, с башней в 90 м. выш., в
ранне-готическом стиле и церковь С. Джильс (ХIV - XV вв.). Памятники
королевы Виктории, принца Альберта, королей Карла II и Георга IV, Питта,
Веллингтона, Нельсона, Давида Юма, Вальтера Скотта, Роберта Бернса,
Дёгальда Стюарта, Ливингстона. В новой части города замечательны здания
государственного архива (Register office), здание национальной галереи и
музея. Университет, основанный в 1583 г. Всех профессоров и доцентов 55,
студентов и студенток 2814. Университетская библиотека содержит 210 т.
томов и 8000 рукописей. Ботанический университетский сад. Две высших
средних школы, 3 духовных и 3 учительских семинарии, 2 медицинских и 2
ветеринарных школ. техническое училище, рисовальная школа. Королевский
институт (музеи и библиотека), промышленный музей. Много учебных
обществ. Э., крупный центр учено-литературной деятельности Шотландии,
издавна получил прозвание "Северные Афины". Журналы "Edinburgh Review"
(теперь издается в Лондоне) и "Blackwood's Magtеzin" имеют всемирную
известность. В промышленном отношении Э. не занимает выдающегося
положения, хотя 23 % населения работают в различных промышленных и
ремесленных заведениях. Первое место занимают, заведения графической
промышленности: около 100 типографий, много литографий, переплетных
заведений и словолитен. Пивоваренные, винокуренные, писчебумажные и
стеклоделательные заводы; экипажное производство и изготовление готового
платья. Значительная книжная торговля (150 фирм).
История. Э. ведет свое название от Эдвина, короля Нортумбрии (616 -
633). Древнейшая часть города - замок Э. Кэстль - назывался прежде
Maiden-Castle (лат. Castrum рuellarum - Девичий замок), так как в нем
воспитывались дочери пиктских королей. В Х веке упоминается под именами
Dun Caden, Edin и Edwinsburg. В середине XV века Э. сделался резиденцией
Стюартов и главным городом Шотландии; тогда же город был укреплен.
Парламент правильно стал собираться в Э. с 1436 г. В 1296, 1544 и 1650
гг. Э. был взят английскими войсками. В 1745 г. Э. был осажден
претендентом Карлом Эдуардом. Город почти весь сгорел в 1530 и 1701 гг.
Ср. Andersen, "History of Edinburgh" (1856); Gillies, "Edinburgh past
and present" (1886); "Memorials of Edinburgh" (1891); Dalzel, "History
of the university of Edinburgh" (1862).
Эдип (OidipouV) - потомок Кадма, из рода Лабдакидов, сын фиванского
царя Лая, и Иокасты или Эпикасты, излюбленный герой греческих народных
сказаний и трагедий, в виду множества которых очень трудно представить
миф об Э. в его первоначальном виде. Согласно наиболее распространенному
сказанию, оракул предсказал Лаю о рождении сына, который убьет его
самого, женится на собственной матери и покроет позором весь дом
Лабдакидов. Поэтому, когда у Лая родился сын, родители, проткнув ему
ноги и связав их вместе (от чего они опухли: OidipouV с опухшими
ногами), отослали его на Киферон, где Э. нашел пастух, приютивший
мальчика и принесший его затем в Сикион или Коринф, к царю Полибу,
который воспитал приемыша, как собственного сына. Получив однажды на
пиру упрек в сомнительности происхождения, Э. обратился за разъяснениями
к оракулу и получил от него совет - остерегаться отцеубийства и
кровосмешения. Вследствие этого Э., считавший Полиба своим отцом,
покинул Сикион. На дороге он встретил Лая, затеял с ним ссору и в
запальчивости убил его и его свиту. В это время в Фивах производило
опустошения чудовище Сфинкс, задававшее несколько лет подряд каждому
загадку и пожиравшее всех, кто ее не отгадывал. Э. удалось разгадать эту
загадку (какое существо утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух,
а вечером на трех? Ответ - человек), вследствие чего Сфинкс бросился со
скалы и погиб. В благодарность за избавление страны от продолжительного
бедствия, фиванские граждане сделали Э. своим царем и дали ему в жены
вдову Лая, Иокасту - его собственную мать. Вскоре двойное преступление,
совершенное Э. по неведению, открылось, и Э. в отчаянии выколол себе
глаза, а Иокаста лишила себя жизни. По древнему сказанию (Гомер,
Одиссея, XI, 271 и след.) Э. остался царствовать в Фивах и умер,
преследуемый Эриниями. Софокл рассказывает о конце жизни Э. иначе: когда
открылись преступления Э., фиванцы, с сыновьями Э., Этеоклом и
Полиником, во главе, изгнали престарелого и слепого царя из Фив, и он в
сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон
(в Аттике), где в святилище Эриний, которые наконец, благодаря
вмешательству Аполлона, смирили свой гнев, кончил свою полную страданий
жизнь. Память о нем считалась священною, а могила его была одним из
палладиев Аттики. Как действующее лицо, Э. выведен в трагедиях Софокла:
"Царь Эдип" и "Эдип в Колоне" (обе трагедии имеются в стихотворном
русском переводе Д. С. Мережковского. СПб., 1902), в трагедии Еврипида
"Финикиянки" (стихотв. русский перевод И. Анненского, "Мир Божий", 1898,
№ 4) и в трагедии Сенеки "Эдип". Было немало и других поэтических
произведений, занимавшихся судьбою Э.: сюда относятся не дошедшие до нас
сатирическая драма Эсхила "Сатирический Сфинкс", трагедии Эсхила,