<< Пред.           стр. 168 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 весовой части - достаточно, чтобы перевести в красящее вещество более
 200000 ч. соли анилина. Техника нашла подходящие способы и источники для
 получения сравнительно изрядных количеств ванадиевых соединений; так,
 напр., в шлаках, остающихся после переработки некоторых руд, содержится
 иногда свыше 1,5% ванадия, так что из 14 кило таких шлаков получают до
 250 гр. сырой метаванадиево-аммиачной соли (Витц, ). Ср. классическое
 исследование Роско: "Untersuchungen uber Vanadin" ("Lieb. Ann. Suppl.-B.
 ", VI, 77 и VII, 70).
  В. Редзко.
  Вандалы - народ германского происхождения, примыкающий в
 восточногерманской (готской, вандальской) группе и упоминаемый впервые у
 Плиния (I в. по Р. X. ). В древнейшем научно установленном месте
 жительства их - по обоим берегам среднего течения Одера, куда они
 пришли, вероятно, с берегов Балтийского моря, - они распадались на две
 резко различавшиеся части, асдингов и силингов, славшихся в одно
 политическое целое лишь в Испании, в начале V века. Воспоминание о
 силингах сохранилось в названии "Силезии", представляющем славянскую
 переделку этого имени. Горная цепь, отделяющая Богемию от Силезии, носит
 во II в. по Р. Хр. название "Вандальских гор". Выселение вандалов с
 берегов Одера на юг началось во второй половине II века. Они принимают
 участие в маркоманской войне, и в 174 г. император Марк Аврелий отводит
 асдингам земли в Дакии. В этом движении участвовали, вероятно, и
 силинги, хотя прямых указаний на последних мы не имеем. В Дакии вандалы
 оставались до тридцатых годов IV века; за все это время мир с римлянами
 был прерван, насколько известно, только один раз, в 271 году, при
 Аврелиане. При заключении мира во главе вандалов находим двух королей,
 из которых один, вероятно, асдинг, другой - силинг. Из Дакии вандалы
 были вытеснены готами, которые, под предводительством короля Гебериха
 (331 - 337), нанесли им сильное поражение, причем пал король асдингов
 Визимар. Вандалы обратились за помощью к императору Константину, который
 перевел весь народ на правый берег Дуная, в Паннонию. За это они должны
 были поставлять империи вспомогательные войска (вандалы славились своею
 конницею). Но и в Паннонии они оставались не долго. В самом начале V
 века, теснимые вероятно гуннами, они, под предводительством Годегизеля
 (ванд. Godagisl, вероятно короля асдингов), направляются всем народом
 вверх по Дунаю к Рейну, в Галлию. К ним по дороге присоединилась часть
 свевов (т.е. маркоманнов, живших в нын. Богемии) и часть алан (тюркского
 племени); те и другие сохраняли, пока, политическую независимость.
 Король Годегизель пал уже в 406 г., в борьбе с франками на Рейне, после
 чего соединенные полчища вандалов, свевов и алан, опустошив Галлию,
 перешли через Пиренеи в цветущую Испанию, которую разделили между собой
 по жребию. Асдинги (с королем Гунтарихом - ванд. Guntharix - во главе),
 вместе с свевами, получили северо-западную часть полуострова (Галлецию),
 аланы поселились в средней и юго-западной полосе (Лузитании), наконец
 силинги (с королем Фридубальдом, ванд. Fridubalth) получили южную часть
 (Бетику). Память о пребывании их здесь сохранилась в названии
 "Андалузия". Римское правительство было принуждено признать это
 положение дел официально, но втайне изыскивало средства отделаться от
 непрошеных гостей; в 416 г. оно призвало на помощь против вандалов
 вестготского короля Валью, который действительно победил силингов и,
 взяв в плен их короля, отослал его к императору. Лишенные вождя и
 ослабленные непосильной борьбой, силинги отказались от политической
 независимости и добровольно подчинились королю асдингов. Точно также
 поступили в 418 г. аланы, король которых тоже пал в борьбе с готами.
 Власть короля асдингов, носящего с этого времени титул короля вандалов и
 алан сильно возросла вследствие этих событий. Тем не менее вандалы
 недолго оставались в Испании: в 427 г. римский наместник в Африке,
 Бонифаций, восставший против правительства, пригласил вандалов в Африку,
 одну из самых цветущих провинций Римской империи, обещая уступить им
 часть ее. Вандалы приняли это предложение, и в мае 429 г. король
 Гензерих (вернее - Гейзарих, ванд. Geisarix), брат и преемник Гунтариха,
 павшего в 427 г., со всем своим народом (по одним данным - 50000, по
 другим - 80000 душ) переправился через Гибралтарский пролив. Бонифаций,
 успевший тем временем примириться с императрицей Плацидией, матерью
 Валентиниана III, хотел склонить его к возвращению; но было уже поздно.
 Почти не встречая серьезного сопротивления, Гейзарих быстро занял
 большую часть римских владений; его завоевания были официально признаны
 за ним договором, заключенным с Римом в 434 г. В 442 г. Валентиниан
 уступил ему и Карфаген, город, занятый вандалами, впрочем, уже тремя
 годами раньше: сюда была перенесена теперь резиденция королей. В 450 г.
 Гейзарих, пользуясь смутами, возникшими в Риме, занял и разграбил этот
 город, при чем пострадали главным образом католические церкви, сокровища
 которых все были увезены вандалами. Этому событию вандалы обязаны тем,
 что имя их стало нарицательным для обозначения диких, ничего не щадящих
 грабителей. Между пленниками, увезенными Гейзарихом в Африку, находилась
 и императрица Евдокия, вдова Валентиниана, с двумя дочерьми: одну из
 последних, Евдокию, король впоследствии выдал замуж за своего сына
 Гунариха (ванд. Hunarix). Вслед за тем Гейзарих занял и те области в
 Африке, которые еще оставались во власти римлян. После многочисленных
 войн и хищнических набегов на все провинции империи, прилегавшие к
 Средиземному морю, Гейзарих умер в 477 г. Его преемником был его старший
 сын Гунарих (477 - 484), царствование которого ознаменовано, с одной
 стороны, падением военного могущества вандалов, с другой - жестоким
 преследованием католиков (вандалы были приверженцами арианизма) и членов
 царской династии, казавшихся королю опасными. После него царствовал его
 племянник Гунтамунд (ванд. Gunthamund, 484 - 496), затем брат последнего
 Тразамунд (ванд. Thrasamund, 496 - 523), вернувший царству вандалов, на
 время, прежний блеск и славу. Его поддерживал остготский король Теодорих
 Великий, на сестре которого, Амалафриде, он был женат. По смерти его
 престол занял слабохарактерный Гильдерих (ванд. Hildirix, 526 - 530); он
 покровительствовал католикам и, в противоположность своим
 предшественникам, искал союза с Византией. Его двоюродный племянник
 Гелимер (ванд. Geilamir), воспользовавшись неудовольствием национальной
 партии, сверг его с престола, чем дал императору Юстиниану повод
 вмешаться в дела Вандальского королевства. Гелимер был последним королем
 вандалов (530 - 534). В июне 533 г. в Африку явился полководец
 Юстиниана, Велизарий, и уже в мае 534 г. он мог вернуться в Византию,
 разрушив царство вандалов и взяв в плен царя Гелимера. Остатки вандалов,
 не истребленные византийским оружием; бесследно исчезли среди туземного
 населения Северной Африки. Такое быстрое падение и бесследное
 исчезновение Вандальского государства
  - Велизарий почти не встретил мужественного отпора - было бы,
 конечно, невозможно, если б ему не предшествовало полное физическое и
 нравственное истощение всего народа. Отрезанные от общения с
 родственными племенами, овладев богатейшею провинцией, в которой
 сохранялись во всей силе традиции изысканной и роскошной жизни Рима
 цветущих времен империи, вандалы всецело предались удовольствиям и
 наслаждениям, которые допускало их господствующее положение в стране. В
 изнеженности и роскоши они, не зная меры, превзошли в скором времени
 своих учителей, богатых африканских провинциалов. Уже король Гейзарих
 рядом строгих эдиктов старался остановить это увлечение, грозившее
 навсегда погубить силу его народа, но тщетно. Византийский историк
 Прокопий, провожавший Велизария в его походе и составивший подробное
 описание войны его против вандалов, живо рисует нам нравственный упадок
 этого народа, некогда сильного и наводившего страх и ужас на своих
 врагов ("О Вандальской войне", кн. II, глава 6). Один только царственный
 род асдингов, в лице Гелимера и ближайших его сподвижников, являет
 пример геройской храбрости: народ же весь погружен в роскошь и разврат.
 Само собой разумеется, что рядом с этим шла сильная романизация
 вандалов, несмотря на религиозный антагонизм между варварами-арианами и
 римлянамикатоликами. Знатные вандалы усердно изучали латинский язык и
 поэзию; короли окружали себя латинскими поэтами. Тем не менее родной
 вандальский язык не был забыт: на нем продолжали говорить и петь;
 предание рассказывает, что Гелимер, видя безвыходность своего положения,
 сложил песню о своей горькой судьбе. Цельных памятников вандальского
 языка до нас не дошло; мы имеем только ряд собственных имен и начало
 одной вандальской молитвы. Этих скудных сведений, однако, достаточно,
 чтобы составить почти полную фонетическую картину вандальского языка. Из
 них явствует, что язык вандалов представляет самостоятельную ветвь
 восточной или готской отрасли германских наречий. F. Papencordt,
 "Geschichte der wandalischen Herrschaft in Afrika" (Берлин, 1837); F.
 Dahn, "Die Konige der Germanen" (т. I, Мюнхен); его же, "Urgeschichte
 der german. u. roman. Volker" (T. I, Берлин, 1881); I. Fridlander, "Die
 Munzen der Wandalen" (Лейпциг, 1849); F. Wrede, "Ueber die Sprache
 derWandalen" (Страсбург, 1886).
  Ф. Браун.
  Ванилин (хим.) - пахучее начало ванили, кристаллическое вещество
 состава С8Н8О3. Блестящие, бесцветные, игольчатые кристаллы,
 содержащиеся в лучших сортах ванили, отождествляли прежде с бензойной и
 коричной кислотой; но Гоблей (1858 г.) показал их самостоятельность и
 придал веществу название "ванилин". В. содержится также в сиамском
 росном ладане и, в незначительных количествах, в некоторых сортах
 свекловичного сахара - сырца. Из ванили В. получают посредством
 извлечения спиртом и эфиром и окончательно очищают вещество
 перекристаллизацией из лигроина (петрольного эфира), в котором В. почти
 не растворим на холоду. В. представляет бесцветные одноклиномерные иглы,
 с запахом и вкусом ванили, плавящиеся при 80° - 81°; в струе угольной
 кислоты он кипит, не разлагаясь, при 285°; легко растворим в горячей
 воде, а в особенности в алкоголе, эфире и т.п.; возгоняется без
 разложения; с хлорным железом дает синюю окраску. Хотя Carles точно
 определил состав ванилина, но химическая природа вещества оставалась
 неразгаданной вплоть до работ Тиманна и Гарманна, получивших ванилин
 искусственно из кониферина. Несмотря на кислую реакцию, способность
 вступать в соединение со щелочами и разлагать углекислые соли, В.
 оказался вовсе не кислотой, а феноло-альдегидом, именно моно-метильным
 эфиром протокатехинового альдегида, в котором фенольный водный остаток
 расположен по отношению к альдегидной группе в положении пара:
  Такое сложное строение В. явилось как непосредственный вывод из
 целого ряда синтезов вещества и его отношений к другим, уже изученным
 соединениям. При нагревании с соляной кислотой до 200° В. дает хлористый
 метил , СН3Сl, и протокатехиновый альдегид С6Н3 (ОН)2СОН, а при
 сплавлении с едким калием - протокатехиновую кислоту. Как альдегид он
 восстановляется при обработке амальгамой натрия в ванилиновый алкоголь
 С6Н3(ОН) (ОСН3) СН2ОН, кристаллизующийся в призмах, плавящихся при 115°,
 а при окислении во влажном воздухе медленно переходит в ванилиновую
 кислоту С6Н3(ОН)(ОСН3)СООН, представляющую иглы, с темп. пл. 207°.
 Фенольная натура ванилина проявляется в способности его вступать в
 соединение с щелочами, причем, конечно, получаются соответствующие
 металлические производные - феноляты. В. можно получить искусственно,
 различными путями. По общей реакции образования альдегидов, смесь
 известковых солей ванилиновой и муравьиной кислот дает при нагревании
 ванилин. Действуя хлороформом и едким калием на гуаякол, монометильный
 эфир пирокатехина, С6Н4(ОН)(ОСН3), Тиманн и его ученики получили также
 ванилин:
  С6Н4(ОН) (ОСН3О)+СНСl3+3КОН=3КСl+С6Н3(ОН)(ОСН3)СОН+2Н2O
  Далее, близкое по составу с ванилином вещество (фенол) эйгенол,
 С6Н3(ОН)(ОСН3)(С2Н5) содержащийся в гвоздичном масле, дает при окислении
 хамелеоном в щелочном растворе ванилин. Но исторически (и практически)
 особенно важен переход кониферина в ванилин, на котором основан и
 заводской способ получения этого последнего. Кониферин - вещество,
 довольно широко распространенное в природе; оно находится в камбиальном
 соке хвойных и представляет глюкозид кониферильного алкоголя, т. е.
 сочетание последнего с глюкозою. В присутствии эмульсина происходит
 присоединение воды к этому кристаллическому глюкозиду, при чем он
 распадается на сочетанные в нем части: глюкозу и кониферильный алкоголь
 C16H22O8+H2O = C6H12O6+C10H12O3. Так же, только скорее, действуют при
 кипячении слабые кислоты, но осмоляют (полимеризуют) выделяющийся при
 этом алкоголь. И алкоголь (кристаллическое вещество) и продукты его
 осмоления, при окислении хромовой кислотой дают, между прочим, ванилин .
 Таким образом можно прямо, как и поступают на практике, окислять
 кониферин двухромокалиевой солью и серной кислотой, не выделяя
 предварительно алкоголя. Состав последнего выражается формулой
 С6Н5(ОН)(СН3О)(С3Н4. ОН); при окислении, остаток (С3Н4ОН) превращается в
 альдегидную группу (СОН) и таким образом совершается переход в ванилин.
 Подобно многим альдегидам, В. дает кристаллическое соединение с кислою
 сернистокислою щелочью, нерастворимое в эфире. Этим пользуются на
 практике для определения количественного содержания. ванилина в ванили и
 в тех продажных смесях (чаще всего с сахаром), которыми ныне заменяется
 природная ваниль.
  В. Редзко.
  Ваниль - Плоды вьющегося растения из семейства ятрышниковых
 (Orchideae) - Vanilla planifolia Andr. (не V. aromatica Sw., как часто
 указывается). Родина этого растения восточная Мексика; но оно разводится
 и в Вест-Индии, на о. Яве, о. Бурбоне, о. св. Маврикия; даже в
 европейских оранжереях были получены доброкачественные плоды.
 Обыкновенно культура ванили связана с культурой шоколадного дерева, на
 коре которого и сидит растение. Еще перед полным созреванием плоды
 снимаются и сушатся. Приятный запах ванили зависит от присутствия
 ванилина. Более плохой сорт ванили дает V. pompona Schied.
  В. Т - ль.
  Ванкувер (Джордж Vancouver) - английский мореплаватель, родился в
 1758 году, вступил в 1771 году с английский военный флот, принял участие
 во втором и третьем путешествиях Кука, в 1791 г. был назначен
 начальником большой морской экспедиции. В. сначала исследовал зап. берег
 Южной Америки, Сандвичевы острова и затем два раза был на зап. берегу
 Северной Америки и соседних островах между 39° и 51° с. ш., которые
 исследовал очень подробно. Возвратившись в Англию, до смерти (в 1797 г.)
 был занят описанием своего путешествия, которое вышло под названием:
 "Voyage of Discovery to the North Pacific Ocean" (Лондон, 1798).
  А. В.
  Вараны (Varanidae) - семейство ящериц, которое населяет всю Индию до
 Австралии и Африку. Они покрыты крепкими чешуями, имеют длинный хвост,
 на всех ногах по 5 пальцев с сильными когтями и принадлежат к числу
 крупнейших представителей отряда ящериц (Lacertilia), так как некоторые
 из них достигают почти двух метров в длину. Одни из В. живут в сухих
 местах, в норах, другие преимущественно по берегам вод; они очень
 подвижны, быстро бегают, могут превосходно плавать, питаются мышами,
 насекомыми и т.п., их мясо и яйца высоко ценятся как пища. Имя В.
 означает по-арабски просто ящерицу; но его переделали на немецком языке
 в Warner, предостерегатель, или Warneidechse, предостерегающая ящерица,
 а это слово, в свою очередь, перевели на латинский язык словом Monitor.
 Обыкновеннейший тип есть В. нильский (Monitor s. Polydaedalus
 niloticus); желтоватый с черными пятнами, желтыми и зелеными точками и
 черными и желтыми кольцами на хвосте; населяет почти всю Африку. Полезен
 истреблением яиц крокодилов.
  Н. Кн.
  Варварские законы, или варварские правды (leges barbarorum) -
 сборники права отдельных германских племен, называемые leges barbarorum
 в противоположность leges romanae. Некоторые из этих сборников именуются
 pactus, ewa, edictus; так, алеманский свод носит часто название Pactus
 Alemannorum, свод права франков - хамавов - Ewa Chamavorum,
 лонгобардский сборник - Edictus Langobardorum. Эти вторичные названия
 очень важны, с полной очевидностью указывая происхождение сборников.
 Дело в том, что тем сборникам, которые являются результатом официальной
 кодификации, произведенной по инициативе и при непосредственном участии
 короля, соответствует наиболее название edictus; те записи обычного
 права, которые сделаны по решению народного собрания выборными сведущими
 людьми (sapientes, legislatores), всего точнее обозначаются германским
 словом ewa; те своды, появление которых есть результат договора,
 соглашения между народом и королем, очень удобно могут быть обозначены
 термином pactus. Большая часть сохранившихся до нас сборников
 "варварских законов" принадлежит, по своему происхождению, к последней
 категории.
  Временем появления сводов германских законов нужно считать период от
 половины V-го до средины IX века. Соприкосновение германцев с
 римско-христианской культурой было тем импульсом, который заставил новые
 народности облечь свое обычное право в письменные формулы. Косвенным
 образом это доказывается следующими фактами: а) тем, что язык всех
 сборников - латинский; б) что первые своды права являются у народностей,
 ранее других вошедших в тесные отношения с римским миром - именно, у
 франков салических и рипуарских, алеманнов, баварцев и т.д.; в) что
 позже всего создались сборники у тех германцев, которые далеко стояли от
 римской образованности; так, у фризов, саксов, англов и веринов
 (турингов) появляются писанные законы лишь в VIII - IX в. Почти во всех
 сборниках права первоначальный текст с течением времени подвергался
 значительным изменениям и дополнениям, в виду того, что сборники служили
 сводами действующего права и постоянно должны были отражать в себе
 перемены, вырабатывавшиеся жизнью в юридических отношениях.
  По содержанию эти сборники далеко не полно представляют материал
 обычного права германских племен; в них мы встречаем только те
 положения, в закреплении которых, по-видимому, была настоятельная
 необходимость. Главную их часть занимает перечисление преступлений и
 наказаний; встречаются также постановления относительно
 судопроизводства; изредка попадаются и гражданско-правовые узаконения.
 Законоположения государственного права находятся лишь, в небольшом
 числе, в рипуарском, алеманском и баварском сводах. Характерной чертою
 всего германского племенного права является принцип личности права (ему
 противополагается принцип территориальности права); так, по известному
 сборнику права, напр. по салическому, мог судиться только тот, кто
 принадлежал по крови к данной, т.е. салическо-франкской народности. В
 виду господства этого принципа римляне (или галло-римляне) судились по
 римским законам, при чем в государствах вестготов и бургундов появились,
 в параллель германским сводам, особые сборники под названием: "Lex
 Romana Visigothorum", "Lex Romana Burgundionum". Почти все "варварские
 законы" можно найти, в хороших изданиях, в отделе "Leges" у Перца в
 "Monumenta Germaniae".
  С. С.
  Варвары. - Этим именем (barbaroi) греки называли всех не
 принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения.
 Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех
 не-римлян и не-греков barbari; но в конце империи, в виду частых
 столкновений с германцами, этот термин преимущественно прилагался к
 последним. Он настолько вошел в жизненный оборот, что сами германцы
 стали называть себя barbari, как можно видеть из их юридических
 памятников. Впоследствии германцы и другие народы Запада, желая
 обозначить грубость, жестокость и вообще низкое культурное развитие
 восточных народов, называли их тем же именем. В настоящее время это
 слово сделалось вполне нарицательным и нередко употребляется в
 общежитии; необходимо, однако, иметь в виду, что правильное
 словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином

<< Пред.           стр. 168 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу