<< Пред.           стр. 179 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 основание "Билля о правах" (Bill of Rights), на котором до сих пор
 покоятся конституционные права Англии.
  Лучшее издание хартий Генриха I, Иоанна и Генриха III дано в
 "Statutes of the Realm" (Volume I, 1810). Здесь мы находим и facsimile
 Великой хартии. В основание текста положен оригинал, хранящийся в
 линкольнском соборе (Lincolina), которому официальная комиссия издателей
 (Record Commission) отдала преимущество перед двумя списками,
 принадлежащими Британскому музею. Статуты и хартия Эдуарда I переизданы
 затем "The Statutes, Revised Edition" (Vol. I, Лондон, 1870). Из старых
 издании важно Blackstone, "The Great Charter" (Оксф., 1759). Для
 широкого круга публики назначено издание Stubbs, "Select Charters"
 (Оксфорд). Для истории и истолкования Великой хартии см. Gneist,
 "Englische Verfassungsgeschichte" (русский перевод под ред. С. А.
 Венгерова); Stubbs, "The Constituonal History of England" (Vol. I и II);
 Pauli, "Geschichte von England" (т. III). Русский перевод хартии с
 истолкованием дал Ясинский: "История Великой хартии в XIII ст." (Киев,
 1888).
  Е. Щепкин.
  Великий могол, великие моголы - титул, данный европейцами государям
 знаменитой тюрской династии, основанной султаном Бабуром и около 3
 столетий властвовавшей в Индии. Сами бабуриды этого титула не
 употребляли, потому что ничего общего с монголами не имели. Бабур
 называл себя турком, гордился этим происхождением и по-монгольски не
 знал, записки же свои писал на тюркском (джагатайском) языке. Европейцы
 впервые узнали о бабуридах от персиян, которые джагатайских тюрков,
 обитавших за Аму-Дарьей, называли могул, т.е. монголами, а западные
 ученые, не разобрав дела, сочинили империю Великих моголов. Настоящий же
 титул бабуридов был падшах, заимствованный у персиян и принятый Бабуром
 в 1506 г., вместо прежнего "султан".
  Н. В.
  Великий князь. - Этот древнейший титул русских государей, как
 кажется, установился не вдруг. У различных славянских племен глава
 племени носил разные названия: жупана, князя и пр. У племен русских
 славян также существовало для главы, начальника племени или рода,
 название князя. Новгородские славяне приглашают к себе Рюрика с братьями
 княжить и володеть ими; при Игоре и Ольге у древлян видим туземных
 князей, которые были там, конечно, еще до призвания Рюрика. Но когда
 князья стали называться великими, для обозначения особенного их
 положения, для отличия от других князей, - положительно сказать нельзя.
 Первые князья в летописях называются большею частью просто князьями.
 Рюрик нигде не называется великим и только однажды назван "старейшим",
 но и то, кажется, по отношению к братьям, по летам (Лавр. по 2-му изд.,
 20). Олег, как и следующие за ним князья до Ярослава, также большею
 частью называются просто князьями, и только иногда великими: так, в 912
 году русские послы заключили мир и ряд с греками "от Олега, великого
 князя русского". Но в тоже время великими князьями называются и
 наместники князя по городам: в 907 г. Олег брал с греков уклады, между
 прочим, и на разные города: "по тем по городам седяху велиции князи"
 (ibid. 30). летописное название первых князей великими следует, кажется,
 признать произвольным: летописцы могли назвать, напр., Олега великим,
 так сказать, задним числом, по примеру современных им старейших князей.
 Только впоследствии, когда род Рюрика размножился и когда каждый из
 членов этого рода должен был принять участие в пользовании и управлении
 Русской землей с родовым титулом князя, по прямому происхождению от
 Рюрика, необходимость заставила чемнибудь отличить старшего князя от
 других. К титулу "князь", с образованием уделов, начинают прибавлять
 отличительные эпитеты "старейший" и "великий" (ibid. 41). Титул
 "великого" не давал князю никаких действительных прав над прочими
 удельными князьями. Великий князь пользовался некоторыми преимуществами,
 но исключительно почетными: для других князей он был "в отца место", но
 без отцовской власти; по общим делам, касающимся всей земли, он мог
 созывать князей на съезды, на которых ему предоставлялось почетное
 первенство; в походах против общего неприятеля он также первенствовал.
 Но в управление уделами других князей он не вмешивался, ведая только
 свое Киевское княжество, носившее, по князю, также титул великого. В
 дела уделов великий князь, и по личному праву старейшего, и по
 требованию других удельных князей, мог вмешиваться только в случаях
 общего правонарушения, когда заинтересованы были все князья. Между
 последними соблюдались степени старшинства, с которым соединялось право
 на обладание тем или другим уделом, а потом и самым великим княжеством,
 которое не было наследственным в одной семье, а переходило от одного
 князя к другому, по родовому старшинству, нарушение которого,
 обыкновенно, сопровождалось кровавыми распрями. Преимущества соединенные
 с титулом великого князя, были действительными только в руках лиц
 сильных волей, энергичных, каковы Владимир Мономах, сын его Мстислав и
 друг. Великий князь имел право суда, как отец или третейский судья, над
 младшими; это видно из слов Ростислава Юрьевича, обращенных к великому
 князю Изяславу Мстиславичу: "а ты мене старей, ты меня с ним и суди"
 (Пол. собр. р. лет. I, 41). Мало того: Мономах и сын его Мстислав
 изгоняли нелюбимых ими князей. Единолично великий князь не мог
 постановлять приговоров относительно других князей; а если такие случаи
 бывали, то другие князья могли требовать от него отчета и даже
 уничтожения состоявшегося приговора: "... аще ти вина, коя была нан,
 обличил бы и перед нами, и упрев бы и створил ему; а ноне яви вину его
 оже ему створил еси" (ibid. 111), говорили Мономах и Олег и Давид
 Святославичи вел. кн. Святополку-Михаилу и Давиду, ослепившим Василька
 теребовльского.
  С течением времени, вследствие сильных междоусобий за великокняжеский
 стол и перехода Киева от одного князя к другому, часто не по праву
 старшинства, значение Киевского княжества, как великого, стало
 умаляться, и вместе с тем теряла почву мысль о неразрывном соединении
 великокняжеского титула с обладанием Киевским княжеством. По смерти Юрия
 Долгорукого, сын его Андрей принял великокняжеский титул. Киев, когда
 Боголюбский взял его приступом и посадил в нем младшего брата своего
 Глеба, низведен был на степень простого удела, каким и остался бы, если
 бы Андрей Боголюбский, отвлеченный от юга делами на северовостоке, не
 упустил его из своих рук. Последующие Киевские князья, независимые от
 владимиро-суздальского князя, продолжали, уже только по традиции, носить
 титул великого, так что в XII - XIII вв. было два великих князя на Руси:
 один во Владимире на Клязьме, другой - в Киеве. Так продолжалось до
 нашествия татар, когда Киев потерял всякое значение, между тем как на
 севере великокняжеский титул сохранился в роде Юрия Долгорукого. Титул
 этот зависел теперь от хана, который не сообразовался ни с какими
 правами по старшинству. Это обстоятельство, хотя сначала не совсем и не
 вдруг, разрушило прежние, южные представления о праве старшинства на
 великокняжеский стол и помогло утвердиться великокняжескому достоинству
 в младшей московской линии потомков Ярослава Всеволодовича, и притом в
 нисходящей линии, по праву первородства. Теперь великий князь, хотя и
 первый слуга хана, его наместник, пользовался среди других князей не
 одними только почетными преимуществами, но и действительными: владея
 своим личным уделом, он владел и великим княжеством Владимирским и
 землей Новгородской, как наместник хана; именем последнего он мог
 вмешиваться в дела других удельных князей своей области; потом уже
 лично, по собственному произволу, приводил их "под свою руку", более или
 менее властно распоряжался в их уделах, пользовался их военными силами,
 собирал с них дань для хана или ордынский выход. - Рядом с великим
 князем владимирским, были еще великие князья в Тверской и Рязанской
 землях; но между первым и последними была большая разница. Великий князь
 владимирский был, по воле хана, великим князем "всей Руси", между тем
 как тверские и рязанские сами назывались и со стороны других князей
 признавались великими только в их землях, по отношению к удельным
 князьям их земель; эти великие князья признавали владимирского, а потом
 московского великого князя "старейшим братом". Уничтожение южнорусских
 понятий о праве на великокняжеское достоинство привело, наконец, к тому,
 что титул великого князя и великого княжества стал неразрывным с
 Московским княжеством и его князем, что определенно обозначилось при
 Василии Темном, когда в спорах за великокняжеское достоинство
 претенденты старались занять не Владимир, а Москву. - Титул великого
 употребляли и некоторые удельные князья в том случае, когда уделы их,
 дробясь на более мелкие, становились почему-либо более или менее
 обособленными от великого княжества Владимирского, а потом Московского.
 Так великими называются и в летописях и в родословных некоторые из
 ярославских князей (напр., Иван Васильевич), а стол их - старым,
 старейшим; так же назывались и смоленское князья. Очевидно, здесь титул
 "великий" усваивался только местно, старшим князем в общем уделе,
 выделившем из себя более мелкие уделы. Но особенное стремление к
 усвоению этого титула замечается у суздальско-нижегородских князей,
 решительно стремившихся к полному обособлению от Москвы. Так было в
 Южной и Северо-Восточной Руси. Но оставалась еще Западная Русь. Эта
 последняя объединилась в одно целое под властью князей литовских,
 которые, с Гедимина, стали называться также великими князьями и даже
 князьями "всея Руси", в качестве каковых становились соперниками великих
 князей Северной Руси. Вскоре титул великого князя литовского соединился
 с достоинством польского короля, а московские князья, по свержении
 татарского ига, приняли титул царей, который они давали прежде ханам. В
 настоящее время название великого князя сохраняется в полном титуле
 русского императора, который, кроме того, носит этот титул как государь
 Финляндии (см. Соловьев, "Истор. отношений между князьями"; Сергеевич,
 "Князь и вече"; Забелин, "Домашний быт русских царей", гл. I и др.). А.
 Э.
  В настоящее время титул В. кн. и сопряженное с ним наименование
 импер. высочеством принадлежит, в силу учреждения о Имп. фамилии 2 июля
 1886 г. (Св. Зак. т. I ч. I, по прод. 1886 г.), сыновьям, братьям и, в
 мужеском поколении, внукам императоров; по учреждению же 1797 г. титул
 этот принадлежал, в мужеском поколении, и правнукам и праправнукам
 императора. Помимо общих прав и обязанностей членов Императорского дома,
 великим князьям присвоены еще следующие особые права и преимущества: 1)
 им предоставлен указанный титул; 2) ордена св. Апостола Андрея
 Первозванного, св. Александра Невского, Белого орла, св. Анны первой
 степени и св. Станислава первой степени они получают при крещении; 3)
 они имеют определенные свои флаги, на основании морских уставов; 4) при
 проезде через крепости или во время присутствия во флоте им отдаются
 почести по уставам воинским и морским, если будет на то собственное их
 изволение; 5) им предоставлены особые гербы, большой и малый, с отличием
 великих князей - младших сыновей императора от великих князей - внуков
 императора. Великим князьям производится особое содержание на основании
 следующих правил. На содержание великих. князей-сыновей царствующего
 императора до их совершеннолетия определяется для каждого в год по 33000
 р., которые отпускаются из сумм государственного казначейства. Во всех
 остальных случаях суммы, предназначенные на содержание великих князей,
 отпускаются из удельного ведомства, а именно: каждому сыну царствующего
 императора (кроме наследника), по достижении совершеннолетия,
 назначается на содержание по 150000 руб. в год и, сверх того,
 единовременно на устройство помещения один миллион руб.; по вступлении
 же в брак, императором дозволенный, определяется по 200000 рублей и на
 содержание дворца по 35000 рублей ежегодно. Великим князьям-внукам
 императора, до совершеннолетия или до брака, императором дозволенного,
 отпускается по 15000 руб. в год; по достижении же совершеннолетия, если
 они до того не вступят в брак, они получают по 150000 руб. в год и,
 кроме того, единовременно 600000 р. на устройство помещения. О рождении,
 вступлении в брак и кончине великих князей возвещается во всенародное
 известие манифестами. О совершеннолетии, браке, гражданских
 правоотношениях и об уголовных законах, охраняющих жизнь, свободу,
 здоровье и честь великих князей.
  Великая четыредесятница или Великий пост - время строгого
 воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи.
 Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в
 пустыне. В. четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии
 называемого "чистым". Не считая Вербного воскресения, во всей Великой
 четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен
 особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку
 наступления: 1-ой, 2-ой и т.д. седьмицей Великого поста. Богослужение
 отличается тем, что, во все продолжение В. четыредесятницы, по
 понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни
 не случается праздника), а читаются и поются Часы. По средам и пятницам
 совершается литургия преждеосвященных даров, в воскресние - Василия
 Великого, а по субботам
  - обычная, Иоанна Златоуста. Особенной службой отличаются: пятница
 первой недели (память Феодора Тирона и благословение Колива); четверг
 пятой недели - читается житие Марии Египетской и поют Великий канон;
 суббота 5-ой недели, назыв. "акафистной" - в похвалу Богородицы
 совершается "неседальное пение". Среда четвертой, Крестопоклонной недели
 называется "преполовением" св. Четыредесятницы (в просторечии
 "средокрестье"). В. четыредесятница установлена в первые века
 христианства. В католической церкви Четыредесятница начинается со
 средины первой недели В. поста, называемой пепельною (Aschermittwoch,
 Mercredi des Cendres), вследствие обычая посыпать пеплом голову при
 богослужении, введенного папою Григорием Великим.
  Великое переселение народов. Начало его относят обыкновенно ко
 времени вторжения (около 372 года) гуннов в Европу. Но передвижения
 германских племен и попытки некоторых из них приобрести себе земли для
 поселения в римских провинциях начались гораздо ранее (движение кельтов
 на Италию в IV в. до Р. X., на Грецию и далее; до Малой Азии
 включительно - в III в.; вторжение кимвров и тевтонов в Италию во II в.
 до Р. X.). Со времени же маркоманской войны (165 - 180 г. по Р. X.)
 напор германцев на римские границы продолжался уже непрерывно в
 продолжение всего III и IV веков, пока в V веке они не проникли в самые
 отдаленные провинции (в Испанию, даже в Африку) и не образовали новых
 государств. Причинами, вызывавшими передвижение целых племен, были напор
 других народов и недостаток земли, при постоянно увеличивавшемся
 населении. Прежде других прорвали восточную римскую границу и завладели
 частью римской территории алеманны. Алеманны (семноны Тацита) жили ранее
 в Бранденбургской марке, потом переселились на югозапад, по смерти
 императора Аврелиана (умер в 275 г.) наводнили римские Agri decumates
 (Баден и Вюртемберг), но были вытеснены оттуда Пробом, по смерти
 которого они снова, и уже окончательно, овладели этой областью. В V веке
 алеманны завоевали на левом берегу Рейна Эльзас и северную Швейцарию, а
 на восток распространились до р. Леха. В 496 г. они были покорены
 франками. Еще на первоначальной родине алеманнов ближайшими восточными
 соседями их были бургунды, занимавшие тогда Познань. После переселения
 алеманнов на юго-запад, бургунды двинулись в том же направлении и
 поселились по верхнему Майну и Пегницу. В 413 г. римляне уступили им
 часть левого берега Рейна, а в 443 г. - Савойю, откуда бургунды
 расселились далее на Ю. и З. и образовали по течению pp. Роны и Соны
 королевство, существовавшее до 634 г., когда им овладели франки.
  К восточной группе германских племен принадлежали готы, жившие
 первоначально по нижнему течению Вислы, около Балтийского моря. Во
 второй половине второго века они постепенно расселились к юго-востоку,
 до Черного моря. Племя готов делилось на две части: вестготы жили по
 Пруту, Бугу и Днестру, а остготы - далее к востоку от первых. Около 372
 года кочевое дикое племя гуннов покорило алан, живших в степях крайнего
 юго-востока Европы, и вместе с последними двинулось на остготов.
  Остготский король Германрих, создавший перед тем на востоке Европы
 обширное государство покорением некоторых славянских и финских племен,
 умер во время борьбы с гуннами (373), и тогда часть остготов подчинилась
 гуннам, а часть покинула родину. Между тем вестготы, также угрожаемые
 гуннами, по договору с императором Валентом, перешли в 376 году за Дунай
 на римскую почву, в качестве союзников империи. В 401 г. Аларих,
 провозглашенный взбунтовавшимися вестготами королем, двинулся из Иллирии
 в Италию и сильно опустошил ее. В 408 году он снова явился в Италии,
 опустошил ее, взял и разграбил самый Рим (410). После его смерти Атаульф
 отвел вестготов в Галию, часть которой, именно Аквитанию, они получили
 во владение по формальному договору с императором Гонорием (419). Из
 союзного Вестготского государства скоро образовалось первое
 самостоятельное Германское королевство на римской почве. Впоследствии
 вестготы завладели всею Испанией.
  Другая ветвь готов, остготы, вместе с герулами, ругами и гепидами,
 находилась под властью гуннов до смерти Аттилы. В 488 г. остготы (вместе
 с ругами), под предводительством короля Теодориха, двинулись в Италию,
 где предводитель германских наемников, герул Одоакр, прекратил в 476 г.
 существование Западной Римской империи и образовал первое варварское
 королевство на итальянской почве. В 493 г. Одоакр принужден был сдаться
 королю остготов. Полвека спустя королевство Остготское было завоевано
 полководцами Юстиниана.
  К одной племенной группе с готами принадлежали вандалы, которые,
 вместе с аланами и свевами, заняли Испанию. Из Испании вандалы в 429 г.
 перешли в Африку, где основали королевство. Между тем в Италии
 владычество византийцев продолжалось недолго. В 668 г. явились там
 лонгобарды и завоевали постепенно большую часть полуострова. Лонгобарды
 первоначально жили на севере Германии, между Везером и Эльбой, потом
 перешли на средний Дунай, где они участвовали в Маркоманнской войне. По
 уходе остготов в Италию лонгобарды явились в Паннонии, потом примкнули к
 аварам, победили герулов, уничтожили королевство гепидов и наконец
 основали в Италии государство, существовавшее до завоевания его Карлом
 Великим. В начале VI века племя баваров, происшедшее от маркоманнов,
 квадов и норисков (вероятно, с примесью восточногерманских племен),
 жившее в Богемии и принадлежавшее, по-видимому, одно время к королевству
 герулов, переселилось на юго-запад, в Придунайскую область, носящую и
 теперь его имя. Между тем восточная половина Германии (до Эльбы),
 значительно опустевшая с уходом большей части живших там германских
 племен, постепенно была занята славянами. С уходом гуннов славяне
 распространились постепенно на всем пространстве от Ольты до Дона, далее
 в Богемии, Кроации, Боснии, Сербии и в других частях Балканского
 полуострова. С приходом, в VII в.; болгар в страну по нижнему Дунаю, а в
 IX в. - венгров в область среднего Дуная, закончились так долго
 длившиеся передвижения племен, и Европа приняла этнографически, в
 главных чертах, тот вид, который она представляет в настоящее время.
 Следует упомянуть еще о норманнах, с IX в. сильно беспокоивших многие
 части Западной Европы; их набеги составляют как бы последние, отголоски
 великого переселения. Результатом описанных событий было образование,
 чрез смешение различных (главным образом римского и германского)
 элементов, новых народностей (французы, итальянцы, испанцы и др.), новых
 язык. и неизвестных дотоле политических, общественных, правовых форм,
 определивших развитие средневековой Европы.
 
  Литература: "Geschichte der Volkerwanderung", von E. Wietersheim
 (Лейпц., 1859
  - 1864); "Die Geschichte der Volkerwanderung", von R. Pallmann (Гота,
 1863 и Вейм. 1864): "Die Konige der Germanen", von F. Dahn (Mюнx., 1861
 - 76); "Urgeschichte der germanishen und romanischen Volker", von F.

<< Пред.           стр. 179 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу