<< Пред.           стр. 218 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при
 невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот,
 навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его
 сочинении о душе человека и животных), что психические и физические
 процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия,
 которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть
 взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии - мышлении, и основном
 телесном - протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той
 же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда,
 а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие
 разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении
 "System der Philosophic" мы находим следующие основные мысли: 1)
 упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познания
 В. признает представление, которое есть вместе с тем и предмет
 представления (Vorstellungsobject), т. е. такой модус действительного
 бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом
 протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему
 познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных
 состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума; а не
 что-нибудь данное. По-кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или
 трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное
 познание (Wahrnehmungserkenntniss), в котором В., по следам Канта,
 различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму,
 представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познания
 ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень - рассудочное
 познание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которые
 обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления:
 расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя
 зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей
 ступени - в разумном познании (Vernunfterkenntniss) наше мышление
 переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух
 направлениях - абсолютной целости (Tolalitat) и абсолютной
 (элементарной) единичности; отсюда происходят космологические,
 онтологические и психические идеи, которые В. частью признает, как
 гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное
 всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в
 смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании
 В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается
 лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою
 (освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между
 формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме
 того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому
 присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент:
 отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только
 процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только
 духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная,
 создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука,
 искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные
 элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой
 центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит
 только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора:
 бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет для
 В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма
 относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов
 философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест.
 Заслуживает внимания последний труд В.- большая весьма обстоятельная и
 (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в
 издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты
 гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых,
 как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так
 называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно
 отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий
 гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить
 эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.
 
  Сочинения Вундта: "Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmungen"
 (Лейпц., 1862); "Vorlesungen uber die Menschen- und Thierseele" (Лейпц.,
 1863; русск., перев. Е. Кемни-ца, Спб., 1865); "Lehrbuch d. Physiologie
 d.Menschen" (1865, 4 изд., 1878): "Die physika-lischen Axiome und ihre
 Beziehung zum Causalprincip" (Эрланген, 1866); "Untersuchungen zur
 Mechanik d. Nerven und Nervencentren> (1871); "Grundzuge der
 physiologischen Psychologie" (Лейпц., 1873-74; 3-е изд. 1887;франц.
 перев. Е. Ronvier, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880);
 "Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart" (Лейпц., 1874;
 русск., перевод в "Знании", 1876, 10); "Einfluss der Philosophie auf die
 Erfahrungswissenschaften" (Лейпц., 1876); "Der Spiritismus" (Лейпц.,
 1879); "Logik" (Штуг., 1880- 83); "Essays" (Лейпц., 1885): "Ethik"
 (Штутг., 1886, русск., перев. в "Русск. Богат.", 1887-88); "System der
 Philosophie" (Лейпц., 1889); "Philosophische Studien" (с 1881 -сборник
 статей Вундта и его учеников).
 
  Литература о В.: Henri Lachelier. "La Theorie de connaissance de
 Wundt" ("Revue philosophique", 1880, X); J. Baumann, "Wundt's Lehre vom
 Willen u. sein animistischer Monismus" ("Philosoph. Monatsh." 1881); O.
 Flugel "Ueber Wundt's Erkenntnisslehre" ("Z. f. Exacte Phil." XII,
 1883); H. Lachelier, "Les lois psychologiques dans l'ecole de Wandt"
 ("Revue phil." XIX, 1885); Achelis, "Wandt's Philosophie" ("Z. f. Phil.
 u. philos. Kritik", 1887); его же, "W. Wandt" ("Nord u. Sud", 1887); А.
 Бао, "Нравственные воззрения Вундта" (вып. I, Воронеж, 1889); "Идеал
 новейшей этики" ("Вопросы филологии и психологии", кн. 7); "Логическая
 теория Вундта" ("Русское Богатство", 1884); Л. Оболенский, "Система
 философии В." ("Русское Богатство", 1889); А. Волынский, <Заметка об
 этике Вундта"("Северный вестник", 1889); его же, "Наука и философия",
 критический обзор главнейших произведений В." ("Северный Вестник",
 1890); Г. Челпанов, "Общие результаты психометрических исследований
 лейпцигской психологической лаборатории и их значение для психологии"
 ("Русская Мысль", 1889); Я. Колубовский, "Психологическая лаборатория
 В." ("Русское Богатство", 1890).
  Вл. Соловьев.
  Вход Господень в Иерусалим - событие из последних дней земной жизни
 Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы
 богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со
 всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от
 прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о себе,
 как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его
 царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко
 ценилось и ценится на Востоке. В. произошел 9 нисана. Ученики, чтобы
 выразить свое высокое почтение к своему Учителю, сняли с себя плащи и
 сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу
 свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это
 было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествие
 двинулось чрез гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117
 псалма): "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!
 Осанна в вышних!" Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо и
 громко зарыдал (eklausen, по выражению евангелистов) при мысли о гибели,
 ожидающей город (Ев. от Луки, XIX, 42 - 44). Торжественная встреча
 Христа возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ее
 устройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети ученикам
 твоим!" Христос, пользуясь обычным в Иудейской литературе выражением,
 отвечал им: "Если они умолкнут, то камни возопиют". Когда шествие
 приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен был
 необычайным волнением. - "Кто это?" - спрашивали жители, и приверженцы
 Христа восторженно отвечали: - "Это Иисус, пророк из Назарета
 Галилейского". По обычаю, Христос направился к храму и там дети,
 вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: -
 "Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили Его внимание
 на это, то Он отвечал им: - " Разве вы никогда не читали: из уст
 младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". Событие это празднуется в
 так называемое вербное воскресенье. Ср. Иннокентия, "Последние дни жизни
 Иисуса Христа"; Фаррара, "Жизнь Иисуса Христа"; Дидона, "Иисус Христос"
 (оба сочинения имеются на русском языке).
  А. Л.
  Праздник входа в Иерусалим Спасителя, в неделю цветную (вербное
 воскресeниe), совершался в Москве особенно пышно в XVI веке. Крестный
 ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к
 собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании
 установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и
 начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и
 крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными
 цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.); самые великолепные деревья
 были при патриархе Иоакиме, работы немецкой и стоили несколько сот
 тогдашних рублей. Патриарх сидел на осляти, которое вел за узду царь, в
 одежде и регалиях первого наряда. По возвращении крестов к Успенскому
 собору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г.
 обряд этот был ограничен, а с кончиною патриарха Адриана совсем
 прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы,
 для раздачи в Успенском соборе.
  Вши (Pediculina) - подпорядок отряда бескрылых насекомых (Aptera).
 Вши - маленькие, лишенные крыльев насекомые с коротким, втяжным,
 мясистым хоботком и широкими режущими, заостренными щетинками, с неясно
 расчлененной грудью и с 7 - 9-членистым брюшком, паразитирующие на
 наружных частях тела млекопитающих. Их широкое, сплюснутое,
 продолговато-круглое бескрылое тело имеет большею частью сероватый цвет;
 грудь их неясно отделяется от брюшка; но голова весьма резко
 разграничена, шарообразна или яйцевидна; у одних она сзади сужена в виде
 шеи; а у других задняя часть ее широка и прямо прилегает к первому
 грудному членику. На голове находятся короткие, нитевидные,
 пятичленистые сяжки; два простых глазка, и колющие ротовые органы,
 состоящие из мясистого хоботка, снабженного крючочками и подпираемого
 двумя хитиновыми палочками, и из полого выдвижного колющего шипа
 (вероятно, срощенные верхние и нижние челюсти); сам хоботок есть
 сращение верхней и нижней губ. Грудь мала; членики ее не ясны. У вшей,
 как и у всех насекомых, три пары ног, прикрепляющихся к груди; лапка их
 двухсуставчатая; последний членик ее крючкообразный, снабжен одним
 коготком, который может пригибаться к первому членику лапки. Брюшко
 широкое, 7 - 9 членистое. В. - весьма сильные насекомые, с хорошо
 развитыми мускулами, в особенности груди и конечностей. Их нервная
 система состоит из головного мозга и из брюшной цепи, образуемой тремя
 весьма близко прилегающими друг к другу узлами. Пищеварительные органы
 состоят из пищепровода, большого двулопастного желудка, тонкой и толстой
 кишки, оканчивающейся на заднем конце тела в порошицу. У начала тонкой
 кишки с каждой стороны находится по два мальпигевых сосуда. Кровеносная
 система не представляет никаких особенных отличий и состоит, как и у
 всех насекомых, из трубчатого сердца, лежащего на спине и сообщающегося
 с коротенькой аортой. Дыхательная система со стоит из трубочек -
 дыхательных трубочек или трахей, - анастомозирующих и разветвляющихся по
 всему телу и сообщающихся с дыхальцами, расположенными по бокам брюшка и
 груди. Мужские половые органы представляют два семенника, два
 семяпровода, соединяющиеся в семяизвергательный канал, который
 оканчивается в penis. К семяизвергательному каналу присоединяются
 выводные протоки двух придаточных железок (слизеотделительные железы).
 Женские половые органы состоят из двух яичников, двух яйцепроводов,
 открывающихся во влагалище, к которому присоединяются две
 слизеотделительные железы и канал одного большого семяприемника. Самцы
 В., встречающееся гораздо реже самок, меньше и стройнее последних и
 имеют более явственную голову. Вши вообще имеют незначительную величину
 - от 0, 8 до 4, 5 мм. длины. Окраска - беловатая, серая, желтоватая,
 бурая. В. живут на теле человека и различных млекопитающих и питаются их
 кровью. У некоторых млекопитающих бывает по нескольку различных видов
 В., напр. у быка 2 вида, у человека - 3. Всего охотнее В. держатся на
 густо покрытых волосами частях тела, и присутствие их обнаруживается
 зудом, который вызывают их уколы и ползание. Оплодотворенная самка
 прикрепляет свои яички (гниды) к волосам хозяина. Молодые вылупляются из
 яиц совершенно похожими на родителей и развиваются без превращения,
 подвергаясь трем линькам. Размножение В. идет довольно быстро. Левенгук
 показал, что одна самка вши платяной в короткое время может произвести
 5000 молодых В.. которые могут размножаться уже через две недели по
 вылуплении. Известно 4 рода и около 30 видов.
  Род вошь (Pediculus) имеет пятичленистые сяжки, 7-членистое брюшко,
 шееобразно утонченную заднюю часть головы и удлиненное брюшко. Вошь
 головная (P. capitis). Самец имеет 1 - 1, 5 мм., самка - 1,8 - 2 мм.
 длины. Пепельно-серого цвета; брюшко яйцевидное, с буроватыми краями
 члеников. По наблюдениям Муррея, окраска ее изменяется соответственно с
 цветом кожи той человеческой расы, на которой она живет. Самка кладет до
 50 грушевидных яиц, из которых через 6 - 8 дней вылупляется молодь.
 Молодые через 18 дней становятся вполне взрослыми. Вошь платяная (P.
 vestimenti) имеет 2 - 3, 5 мм. длины; самцы меньшие; грязно-белого или
 бело-серого цвета. Брюшко удлиненное, покрытое редкими волосками. Живет
 на маловолосистых или голых местах шеи, затылка и туловища человека.
 Яйца откладывает в складки и швы белья.
  Род кровохлебка (Haematopinus) имеет пятичленистые сяжки, 8 -
 9-членистое брюшко, голову без шееобразного сужения; грудь явственно
 отделена и уже брюшка. Известно около 15 видов, паразитирующих на
 различных млекопитающих, преимущественно копытных. Кровохлебка свиная
 (Н. suis) имеет от 3 до 4, 5 мм. длины; буро-желтого цвета; голова очень
 удлиненная, край передней и задней части головы темно-бурый; брюшко
 буро-желтое, серое или бурое; широкое. Паразитирует преимущественно на
 задних ногах свиней. Кровохлебка бычачья (Н. eurys ternus) имеет 1, 5
 мм. длины, блестящего бурого цвета. Голова короткая, спереди
 округленная; ширина груди более ее длины; брюшко яйцевидное, сероватое.
 На рогатом скоте преимущественно на голове и на шее. Кровохлебка собачья
 (Н. piliferus) имеет 2 мм. длины голова и грудь желтые или буро-желтые;
 брюшко желто-серое или светло-желтое, снизу густо покрытое
 бледно-желтыми волосками. Род плащица (Phthirius). Сяжки пятичленистые.
 Брюшко 6-членистое; второй членик его, образуемый слиянием 3 члеников,
 имеет 3 дыхальца; грудь гораздо шире головы и почти не отделяется от
 брюшка. Брюшко короткое и широкое. Передние лапки одночленистые. Плащица
 лобковая (Phthirius inguinalis s. pubis) серо-желтого или серо-белого
 цвета. Самец имеет 0,8 - 1 мм., самка до 1, 5 мм. длины. Паразитирует на
 лобке, груди, под мышками, в бороде и бровях у человека. Род Pedicinus
 имеет трехчленистые сяжки; брюшко 9 членистое, эллиптическое; все ноги
 равной длины. Phthirius eurygaster красноватого цвета. Паразитирует на
 некоторых обезьянах.
  Вшей прежде относили, а некоторые и теперь относят к отряду
 полужестококрылых (Hemiptera), но большинство соединяет их вместе с
 мехоедами (Mallophaga) в отряд бескрылых.
 
  Литература. Важнейшая литература о В.: Landois, "Untersunchungen uber
 die auf dem Menschen schama rotzenden Pediculinen" ("Zeitschrift f.
 wiss. Zool. ", Bd. XIV, 1864 и Bd. XV, 1866), Brull, "Zur feineren
 Anatomie der Lause" ("Wiener med. Wochenschr." 1866); Piaget, "Les
 Pediculines" (Лейден, 1884); Strobelt, "Anatomie und Physiologie von
 Haematopinus tenuirostris" (Дюссельдорф, 1882).
  Э. Брандт.
  Вывих (luxatio) кости. - такое повреждение, когда одна из костей
 подвижного сустава выходит из суставной сумки и, не приходя в свое
 естественное положение, остается в частях, окружающих сустав. Причиной
 вывиха в огромном большинстве случаев является механическое насилие,
 причем для разрыва суставной сумки, связок и разъединения концов костей
 требуется большая сила. Вывихи, все-таки, наблюдаются реже, чем другие
 травматические повреждения, напр. переломы костей, ушибы и растяжения. В
 петербургских городских больницах за пять лет (1886 - 90 г.) было
 пользовано от вывиха 837 лиц обоего пола, а от перелома костей
 (fractura) 3295 обоего пола, от растяжения 627 обоего пола (см.
 "Статистический Ежегодник, Спб." за 1886 - 90 гг.) Наичаще вывихам
 подвергаются суставы конечностей, как наиболее подвижные и наиболее
 подвергающиеся внешним влияниям. Случаи вывихов наичаще происходят при
 производстве тяжелых работ, при падении с высоты; по этой причине они
 встречаются чаще у мужчин, чем у женщин (по данным петербургских больниц
 на 274 мужчины пришлось 63 женщины); у лиц среднего возраста чаще, чем у
 детей и стариков. Кроме травматического внешнего насилия, вывихи
 происходят (но чрезвычайно редко) еще самопроизвольно при сильных
 мышечных сокращениях, например, при судорогах в эклямпсии, при
 уремических припадках и т.д. К самопроизвольным вывихам могут быть
 отнесены и вывихи, наблюдаемые при болезненных поражениях сустава и
 окружающих его частей (водянка сустава, туберкулезные, фунгозные,
 кариозные процессы и т.д.). Наблюдаются еще В. врожденные (luxationes
 congenitae), главным образом в тазобедренном суставе; причина их - или
 неправильное анатомическое развитие, или разные болезненные процессы в
 самом начале жизни ребенка.
  Смотря по характеру В., изменения в суставе представляются
 различными. При вывихах от внешнего насилия всегда имеется разрыв
 суставной сумки; конец вывихнутой кости, выходя из сустава, разрывает
 окружающие сустав ткани, вызывает иногда обильное кровотечение, и
 случается, что разрыв тканей бывает полный, и конец кости выпячивается
 наружу. Пострадавшие ткани воспаляются, находящаяся в них кость,
 вызывает в клеточных элементах сильное раздражение, возбуждает
 жизнедеятельность, и в результате - вокруг кости последовательно
 образуется настоящая волокнисто-соединительная ткань. При длительном
 вывихе вокруг кости вырастает как бы новая суставная сумка из
 волокнистой ткани, которая затем настолько уплотняется, что кость
 приобретает возможность двигаться, находя в ней опору; в конце
 вывихнутой кости, в головке, происходят также значительные изменения, и
 образуется так называемый "ложный сустав". Скорое вправление В. и
 восстановление нормальных условий сустава представляется, в виду
 вышеуказанных условий, делом чрезвычайно важным. Иногда, и при недолго
 продолжавшемся вывихе, он легко повторяется; получается наклонность к
 так называемым привычным вывихам. Общие признаки В. следующие; изменение
 в форме сустава, значительное затруднение и даже полная невозможность
 активного движения, сильная боль, припухлость окружающих сустав частей,
 иногда кровоподтеки. Пораженный сустав оказывается, обыкновенно, толще и
 шире, чем здоровый; на нем видны углубления и выступы там, где на
 здоровом суставе их нет. Вывихнутая конечность то короче, то длиннее,
 смотря по смещению конца кости; положение и направление конечности также
 изменяется.
  В случаях сложных, когда вместе с вывихом имеется перелом кости, или
 ушиб с сильной припухлостью или напряжением мышц и т. п., определить В.
 удается не легко. Главными при распознавании отличительными признаками
 В. от перелома являются крепитация, т.е. шум, образующийся при трении
 друг об друга концов переломанных костей, и ненормальная, легкая

<< Пред.           стр. 218 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу