<< Пред. стр. 245 (из 1179) След. >>
особенного внимания: "Очерки истории медицины" С. Ковнера (вып. II.Киев, 1883). Перевода "Г. сборника" на новейшие языки имеется несколько
изданий; на рус. язык переведены книги "О древней медицине" и
"Афоризмы". А. Л. - ий.
Гирке (Оттон Gierke) - очень известный современный юрист, профессор
германского права в Берлине, один из немногочисленных последовательных
германистов в духе Эйхгорновской ветви исторической школы. По мнению Г.,
лишь позитивное, историческое право, живущее в органических общественных
союзах, и прежде всего в народе, есть действительно существующее и
нормальное право. Рационалистическое же "естественное право", основой
которого является суверенная личность - мечта, осуществление которой
ведет к гибели общества. Право, поэтому, всегда национально; творец его
- "народный дух", особенности которого отражаются на праве. Последние
выражены определенно и в национальном герм. праве. Основная его черта -
склонность к ассоциации, корпоративной жизни, ставящей личность в связь
с общественными интересами и сочетающей право с обязанностью. Герм.
право, поэтому, не знает ни суверенного государства, ни суверенной
личности; оно не проводит различия между публичным и частным правом.
Зато публичному герм. праву чужд абсолютизм; в нем "дует веяние
естественно правовой мечты", "присутствует идея личной свободы". Частное
герм. право - вполне социальное: "оно проникнуто идеей общности", в него
просочилась "капля социалистического масла". Удовлетворить нарождающимся
потребностям гражданской жизни римское право неспособно. Его вещное
право с доминирующей идеей безграничной собственности - "не только не
социальное, но антисоциальное право"; его обязательственное право,
преследуя только интересы оборота и в совершенстве обработанное
технически, "отдает неопытного обывателя - в руки ловкого дельца,
мелкого ремесленника и крестьянина - в руки крупного предпринимателя,
рабочего - в руки капиталиста"; семейное же и наследственное - покоятся
на идеях, совсем не схожих с национальными. Мысли об особенностях герм.
права обоснованы Г. в его больших сочинениях: "Das deutsche
Genossenschaftsrecht" и "Die Genossenschaftstheorie and die deutsche
Rechtssprechung", содержащих богатый исторический и современный
судебно-практический материал. Критика современного романистического
права представлена Г. в соч., посвященных разбору нового проекта
обшегерм. уложении: "Der Entwurf eines burgerlichen Gesetzbuches und das
deutsche Recht", "Die sociale Aufgabe des Privatrechts",
"Personengemeinschaften und Vermogensinbegriffe in. dem Entwurfe" и т.
д. В этих последних сочинениях современные гражданско-правовые идеалы
неосновательно смешиваются с национальными особенностями герм. народного
духа; но, помимо этого недостатка, критика Г. - очень заметное явление в
современной литературе. Кроме названных сочинений, Г. принадлежат:
"Naturrecht u. deulsches Recht" и "Johannes Althuslus und die
Entwickelung der naturrechtlichen Staatstheorien". Издаваемые им
"Untersuchungen zurdeutschen Staats- und Rechtsgesch. " представляют
собрание монографий по истории германского права. В русской литературе
изложение воззрений Г. сделано было Бруном в "Русской Мысли" 1890 г. №
10 и Гервагеном в "Юридическом Вестнике" 1891 г. №№ 7 - 8. Критику его
теории обществ. союзов см. у Sobm'a, "Die dentsche Genossenschaft"
(1889). В. Н.
Гирландайо (Ghirlandaio) - прозвище нескольких итал. (флорент.)
художников, из которых особенно известны два: 1)Доменико Г, (1449 - 94).
Его отец Томазо Бичарди славился в свое время, как искусный золотых дел
мастер; сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды, которые он делал
для головного убора девушек, были в большой моде и что вследствие того
было дано ему прозвище "гирляндщик" (ghirlandaio), перешедшее и на его
сыновей и внука. Доменико Г. первоначально готовился быть также золотых
дел мастером, но рано обнаружил замечательные способности к живописи.
Учителем его в ней был А. Бальдовинетти. К самым ранним произведениям
этого мастера принадлежат фрески, исполненные им в Риме, но от этих
работ сохранилось только "Призвание к апостольству св. Петра и Андрея";
затем, фресковый лик блаженного Иеронима в црк. Оньисанте во Флоренции,
на котором все окружающее блаженного Иеронима представляет картину
полнейшего домашнего затишья, в манере тогдашних нидерландских
художников; наконец "Тайная Вечерь" в трапезе Оньисанте, в которой
заметно удачное стремление придать каждому лицу отдельный индивидуальный
характер. Гораздо выше является Г. в фресках часовни Сассетти, в церкви
Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска.
Лучшее из этих изображений - смерть св. Франциска. Торжественное
расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение
сострадательного участия в лицах, и совершенство технического
выполнения, - все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях
на дисках своеобразная манера Доменико Г. не так заметна; при том в них
неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного
цвета. Тем не менее, в числе этих картин встречаются весьма
замечательные, как, напр., "Поклонение волхвов" в церкви флорентийского
воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся
в флорентийской акд. Одна из картин, помеченная 1485 годом, "Поклонение
пастырей" с языческим саркофагом, заменяющим ясли. "Посещение св. Девы"
находится в Лувре. "Мадонна" в сиянии с четырьмя святыми, в берлинском
музей. Доменико Г. довел направление искусства своего времени до
особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова -
вот что преимущественно выдается в произведениях Г., а именно помещение
в церковно-исторических изображениях портретов современников для
увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве
зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к
главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в
греческой трагедии. Г. обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний
обычный костюм и окружает их богатой флоретийской архитектурою с умно
рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно
природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в
стенописных работах Г. обличают небывалое совершенство. Г.
усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того он считается
основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. - 2) Ридольфо Г.
(1488 - 1661), сын предыдущего, живописец, ученик своего дяди, Давида Г.
и ФраБартоломмео, подвергшийся потом влиянию Л. да-Винчи и Рафаэля. По
манере он во многом напоминает этого последнего во флорентийский период
его деятельности, как то особенно видно в двух картинах, хранящихся в
Уффициях: "Воскрешение св. Зиновием умершего отрока" и "Перенесение тела
св. Зиновием в Флорентийский собор". Картины замечательны в особенности
по экспрессии голов. Из других произведений Ридольфо Г. известны:
"Увенчание Пресвятой Девы" (Лувр), женская головка (Питти), в церкви
Санта-Спорито во Флоренции, "Несение Креста". В петербургском Эрмитаже
находятся две сомнительные картины Ридольфо Г. : "Св. Семейство" (№ 30)
и "Богоматерь с Младенцем" (Кроу и Ковальказелле приписывают их скорее
Микеле да-Ридольфо или Мариано да-Пешиа). В. Ч.
Гистология - наука о тончайшем, микроскопическом строении животных и
растений. Так как предметом Г. является изучение строение организмов, то
она не может быть резко отграничена от анатомии; обе науки переходят
друг в друга, когда речь идет об изучении строения таких организмов,
которые стоят на границе изучаемых при помощи микроскопа и изучаемых
невооруженным глазом. Хотя еще в XVII столетии Левенгук и Мальпиги
занимались уже изучением тончайшего строения животных и растений, но
настоящее значение Г. получила лишь со времени Шванна и Шлейдена,
которые установили (в 80-х годах настоящего столетия) учение о клеточке.
Развитие этой науки шло параллельно с усовершенствованием микроскопов и
вспомогательных приборов к ним, с другой стороны чрезвычайно важное
значение имело для Г. применение в ней физических и химических методов
исследования, породившее особые отрасли ее: гистофизику и гистохимию.
Изучение отношения живой клеточки, основного элемента организма, к
физическим (тепловым, электрическим и т. д.) и химическим воздействиям,
а также отношение мертвых клеточек к различным реагентам позволили с
значительной подробностью исследовать жизнь и строение как клеточки, так
и слагающихся из них тканей и органов. Способы изолирования клеток
позволяют получить отдельно составные части тканей и органов, способы
фиксирования позволяют сохранить гистологические элементы в том виде,
какой они имели при жизни; различные красящие вещества, неодинаково
относящиеся к различным составным частям клеточек и тканей, позволяют
заметить многочисленные подробности их строения; просветляющие вещества
делают предмет прозрачным и доступным для изучения под микроскопом в
целом виде; методы инъекций позволяют ближе изучить расположение
различных полостей сосудов и тела и т. д. В последние десятилетия
получило огромное значение в Г. применение методов приготовления тонких
разрезов с помощью микротомов; исследуемый организм или отдельный
кусочек ткани подвергают действию фиксирующих веществ для того, чтобы
гистологические элементы сохранили по возможности свое естественное
строение, затем объект уплотняют с помощью различных реактивов (спирт,
хромовая кислота и др.), окрашивают, пропитывают каким либо твердеющим
веществом (напр. парафином) и разрезывают на ряд чрезвычайно тонких
разрезов, которые и наклеиваются в последовательном порядки на стекла и
изучаются под микроскопом. Иногда ткани для приготовления разрезов
замораживают; окраска не всегда применяется до приготовления разрезов, а
иногда красятся разрезы уже наклеенные на стекло. Микротомами можно
данный объект разложить на последовательный ряд разрезов, весьма тонких
(обыкновенно от 0,01 до 0,001 милл.) и проведенных в каком угодно
направлении. При высоком развитии упомянутых выше методов
гистологической техники способ этот в чрезвычайной степени облегчает
решение самых трудных гистологических и эмбриологических задач и,
несмотря на свою новизну, успел уже блестящим образом отразиться на
развитии зоологии и в частности эмбриологии. Не меньшее значение имело
развитие гистологической техники и для медицины. Важнейшие сочинения по
гистологии и гистологической технике: Leydig, "Lehrbuch d. Histologie
des Menschen und d. Thiere" (Франкфурт, 1857); Kolliker, "Handbach d.
Gewebelebre" (5 изд., 1867); Stricker, "Lehrbuch d. Lebre von d.
Geweben" (1868 - 72, 2 изд.): Frey, "Handb. d. Hist und Histochemie des
Menschen" (5 изд., 1876); "Grundzuge d. Histol. " (8 изд., 1885; на
русском языке: "Основания Гистологии", Москва, 1879); Ехzег, "Leitfaden
bel der mikroskopischen Untersuchung" (2 изд., 1878; на русском яз. :
"Руководство к микроскопическому исследованию тканей"); Klein,
"Grundzuge d. Hist. " (перев. с англ., 1886; на рус. языке "Основы
гистологии", 1890); Stohr, "Lehrbuch d. Hist. mit Einschluss d. mikrosk.
Technik" (1886): Ranvier, "Traite technique d'histologie" (Париж, 1875 -
1877; на русском языке "Технический учебник гистологии", два перевода
1877 и 1883); Лавдовский и Овсяников, "Основания к изучению
микроскопической анатомии человека и животных" (1887 - 1888); Arth.
Bollees Lee et F. Hennegay "Traitе des methodes techniques de l'anatomie
microscopique" (1886) - содержит весьма полный свод гистологической
техники до 1886 г. Н. Кн.
Гистрионы - так назывались у римлян актеры. Когда в 364 г. до Р. Хр.
в Риме появилась чума, то. в числе других средств для умиротворения
богов, обратились впервые к театральным представлениям (ludi scenici),
исполнителями которых были приглашенные из Этрурии актеры. Эти
представления состояли только из танцев, под звуки флейты. Исполнители
были актеры по ремеслу и назывались заимствованным из этрусского языка
словом histriones, которое и вытеснило местное римское название
ludiones. Когда около 240 г. после Р. Хр. Ливий Андроник положил
основание римскому драматическому искусству, название histriones перешло
на исполнителей (actores) этих новых драм, комедий и трагедий; оно же
было присвоено исполнителям в пантомимах, который во времена империи
получила большее распространение, чем собственно драматические
представления. Г. образовали из себя труппы (greges), кто желал дать
народу зрелища, тот обращался к лицу, стоявшему во главе такой труппы,
обыкновенно также актеру. Вознаграждено (inercedes) гистрионов поднялось
до такой высоты, что Тиверий счел необходимым сократить его. Женские
роли исполнялись мужчинами и только в позднейшие времена империи в них
начали выступать и женщины. Народ выражал одобрение Г. хлопанием в
ладоши (plausus), порицание - свистом (sibilus). Одним из известнейших
римских Г. был Росций, защитником которого выступил Цицерон в одной из
дошедших до нас речей. Г. принадлежали большею частью к классу
вольноотпущенников, но между ними встречались и рабы.
Гит (англ. heat) - скаковой прием в скачках с перескачками (т. е.
когда лошадь получает приз, если приходит определенное число раз
первой). "Мертвый гит" (Deadheat) - случай, когда лошади подходят к
призовому столбу "голова в голову".
Гитара - струнный музыкальный инструмент с ручкою (грифом),
постоянными ладами и резонансовым ящиком, имеющим плоское дно и
вогнутости на боках, верхний и нижней деке инструмента. Г. имеет круглый
голосник на верхней деке и кишечные струны, из которых более низкие
обмотаны металлической канителью. Сходство современной Г. с испанскою
пятихоровою, т. е. десятиструнной, у которой по две струны строятся в
унисон с кифарой (cythara), дает возможность придти к заключению, что Г.
распространилась по Европе из Испании. Некоторые полагают, что кифара
была занесена в Испанию маврами. Г. была известна во Франции уже с XI
в., под названиями guiterne, guistеrne, guihtern и т.д. Название
guitarre, т. е. гитара, является уже после ХIII-го в. В конце XVIII века
Г. была любимым инструментом в Германии. К этому же времена относится
изобретение клавишной Г. (TastenGuitarre). По словам Штеллина, Г.,
вместе с мандолиною, была занесена в Россию итальянцами в царствование
императрицы Елизаветы Петровны, но в это время не распространилась в
русском обществе. В конце 1790 г. известный виртуоз в Вильне, Андрей
Осипович Сихра, усовершенствовал Г., прибавив к ней седьмую струну; его
же следует считать изобретателем кварт-гитары, которая строится квартою
выше семиструнной. Семиструнная Г. Сихры приобрела особенную
популярность в России. В начале XIX ст. Сихра издавал в Москве "Journal
pour la guitarre it sept cordes";кроме того, он издал "Экзерсиции" и
"Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары",
посвященную его ученику В. И. Маркову, автору сочинения "Полная школа
для семиструнной гитары, с приложением пьес для вновь
усовершенствованной десятиструнной гитары в указанием ее строя" (1812).
Еще до появления десятиструнной Г., Ляхов прибавил восьмую и девятую
струну к Г. Сихры. Обширное описание Г., со многими рисунками, см. в
труде профессора. А. С. Фаминцына: "Домра и сродные ей музыкальные
инструменты русского народа. М. П.
Глава (а также маковица) - верх церкви, крыша на стропильных фермах,
устроенная над сводом увенчивающего здание барабана. Эта архитектурная
форма впервые встречается в индийских пагодах и мечетях, в которых имеет
вид луковицы, перешедшей потом в русский стиль. В романских в готических
храмах - Г. конусообразные, остроконечный, четырехгранные и
многогранные. В стилях классическом и ренессанс Г. имеет форму полу
эллипсоида и снабжена вверху, так назыв. фонарем, т. е. маленьким
барабаном, с окнами для освещения купола (напр., Казанский и
Исаакиевский соборы в СПб.). В византийском стиле Г. имеет форму
шарового сегмента, часто с отогнутыми наружу краями. В арабской
архитектуре - форма Г. грушевидная, в грузинской и армянской -
пирамидально-многогранная. Русский стиль усвоил себе луковицеобразную
форму, иногда с шейкою (греческий Никольский монастырь в Москве), иногда
с сильным приплюснутием (Благовещенский и Троицкий соборы, там же).
Числу глав над русскою церковью придается символическое значение: одна
глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три - во имя Пресв.
Троицы, пять - обозначало Христа, главу церкви, и четырех евангелистов,
семь - семь таинств или семь вселенских соборов, девять - чины
ангельские, тринадцать - Христа и апостолов. До XVII ст. в России
строились также пирамидальные Г., но они были запрещены патриаршими
грамотами. Т.
Глагол - в индоевропейских языках часть речи, означающая не
постоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное и
существительное), а, наоборот, известный преходящий признак,
свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени. В
морфологическом (формальном) отношении Г. разнится от имени личными
окончаниями, различением залогов (действительного, среднего и
страдательного: activum, medium, passivum), обозначением наклонений
(modus) и времен. Таким образом отличительных морфологических признаков
у Г. довольно много, вследствие чего могут быть такие формы Г., у
которых есть только часть этих признаков, а так известные как формы Г.
могут иметь и характеристические морфологические признаки имен, т. е.
означение падежей и различение грамматического рода, то отсюда следует,
что резких, абсолютных границ между Г. и именем провести нельзя.
Вследствие этого есть полная возможность различных переходов и смешений
между этими двумя главными грамматическими категориями. Обыкновенно
главным морфологическим признаком Г. считают личные окончания, хотя
имеются глагольные формы и без них (напр., 2 лицо повелит, греч. jere,
санскр. bhara, где находим чистую основу настоящего времени). Для
вышеуказанного различия в значении между Г. и именем прилагательным (а
также именем существительным, употребленным предикативно или
атрибутивно) личные окончания не имеют особого значения: так нет особой
разницы между я царь и я царствую. Имя прилагательное также иногда может
быть употреблено для обозначения известного преходящего признака и
поэтому приближается к Г. Наоборот, иногда и Г. может употребляться для
обозначения состояния (продолжительного). До известной степени эта
взаимная близость Г. и имени объясняется их общим происхождением из
одних корней. Г. возник в праиндоевропейскую эпоху, путем слияния в одно
целое (агглютинации) известных словесных форм с личными местоимениями.
Первоначально на месте Г. было, таким образом, предложение, в котором
форма слова служила сказуемым, а местоимение подлежащим. После слияния
их в одно целое, местоимения, стоявшие всегда после слова, низошли на
степень простых окончаний (так называемых личных). Из этого, однако, еще
не следует, чтобы все личные окончания индоевропейских Г. имели
местоименное происхождение. После того, как указанный выше процесс
агглютинации закончился, в глагольные системы могли попадать формы иного
образования и сживаться с ними так ж хорошо, как и исконные. Так
латинское окончание 2-го лица множ. - mini (например, amamini),
представляет собой простой суффикс причастия, как в греческом
lego-meno-V, множ. lego-menoi и т.д. Обыкновенно различают два рода форм
Г. : 1) глагольные формы в собственном смысле, так назыв. verbum finitum
(происходящие именно из слияния основ с местоимениями, т. е. из простых
предложений), и 2) отглагольные имена или verbum infinitum. К первому
классу принадлежат формы изъявительного (indicativus), сослагательного
(conjuctivus), инъюнктива, желательного (optativus и precativus) и
повелительного (imperativns) наклонений; ко второму - так называемое
неопределенное и достигательное наклонены (infinitivns, supinum),
герундий и различные причастия (participium). Формы так назыв. verbum
infinitum представляются именными формами, большею частью именами
действующего лица или действия (nomina agentis. и actionis), которые,
однако, отличаются от имен в действительном значении этого слова
известными характеристическими свойствами Г. (оттенки времени и рода
действия, управлении зависящими словами и т. д.). Причастия, весьма
разнообразные по своему образованию, имелись уже в индоевропейском
праязыке приблизительно в таком же виде, как в отдельных индоевропейских
языках; напротив, большинство форм неопределенного наклонения возникло
уже после разделения индоевропейского праязыка на отдельные