<< Пред. стр. 249 (из 1179) След. >>
познании, Erkenntnisslehre) - философская дисциплина, исследующая вопросо возможности и условиях истинного знания.
Гностицизм (гностика, гнозис или tuocwn) - так называется
совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые
появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные
факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы,
разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской)
мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы
неоплатонизм, герметизм, Г. отличается признанием христианских данных, а
от настоящего христианства - языческим пониманием и обработкою этих
данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в
еврейской религии. В этом последнем отношении Г. стоит в особенно резкой
противоположность к иудействующим сектам в христианстве с одной стороны,
а с другой стороны - к каббале, которая представляет языческую обработку
специфически еврейских религиозных данных. Некоторые писатели, напр.
Баур, говорят об "иудейской гнозе" (помимо каббалы), но это более
соответствует априорным схемам этих писателей, нежели исторической
действительности.
I. Происхождение Г. Общие условия для возникновения Г., как и других
сродных явлений, были созданы тем культурно-политическим смешением
различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое
начато было персидскими царями, продолжалось македонянами и завершено
римлянами. Источник гностических идей в различных языческих религиях с
одной стороны и учениях греческих философов - с другой, ясно сознавался
с самого начала и подробно указан уже автором Filosojoumena, хотя в
частности не все его сближения одинаково основательны. Несомненно, во
всяком случае, что те или другие национальнорелигиозные и философские
факторы в различной мере участвовали в образовании тех или других гн.
систем, а также то, что в различные комбинации уже существовавших идей
привходила, с большею или меньшею силою и оригинальностью, и личная
умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем
и школ. Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания
гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по чужому, притом
полемическому изложению. Это предоставляет большой простор гипотезам, из
которых одна заслуживает упоминания. В нынешнем веке некоторые ученые
(напр., ориенталист И. И. Шмидт) ставили Г. в специальную связь с
буддизмом. Достоверно тут только: 1) что со времени походов Александра
Македонского Передняя Азия, а чрез нее и весь греко-римский мир,
сделались доступны влияниям из Индии, которая перестала быть для этого
мира неведомою страною и 2) что буддизм был последним словом восточной
"мудрости" и доныне остается самою живучею и влиятельною из религий
Востока. Но с другой стороны исторические и доисторические корни самого
буддизма далеко еще не вскрыты наукою. Многие ученые не без основания
видят здесь религиозную реакцию со стороны темнокожих до-арийских
обитателей, а этнологическая связь этих индийских племен с культурными
расами, издавна населявшими Нильскую долину, более чем вероятна. Общей
племенной почве должен был соответствовать и общий фон религиозных
стремлений и идей, на котором в Индии, благодаря воздействию арийского
гения, образовалась такая стройная и крепкая система, как буддизм, но
который и в других местах оказывался не бесплодным. Так. обр. то, что в
Г. приписывается влиянию индийских буддистов, может относиться к более
близкому воздействию их африканских родичей, тем более, что высший
расцвет Г. произошел именно в Египте. Если внешняя историческая связь Г.
специально с буддизмом сомнительна, то содержание этих учений несомненно
показывает их разнородность. Помимо различных, чуждых буддизму
религиозных элементов, Г. вобрал в себя положительные результаты
греческой философии и в этом отношении стоит неизмеримо выше буддизма.
Достаточно указать на то, что абсолютному бытию буддизм дает только
отрицательное определение Нирваны, тогда как в Г. оно определяется
положительно как полнота (плирома). Несомненную связь с Г. имеет другая,
ничтожная по своему распространению сравнительно с буддизмом, но во
многих отношениях весьма любопытная религия мандейцев или сабиев (не
смешивать с сабеизмом в смысле звездопоклонства), доныне существующая в
Месопотамии и имеющая свои священные, древнего происхождения, хотя и
дошедшие до нас в более поздней редакции книги. Эта религия возникла
незадолго до появления христианства и находится в какой-то невыясненной
связи с проповедью св. Иоанна Крестителя; но догматическое содержание
мандейских книг, насколько его можно понять, заставляет видеть в этой
религии прототип Г. Самое слово манда, от которого она получила
название, значить по-халдейски тоже, что греческое gnvsiV (знание).
II. Основные черты Г. В основе этого религиозного движения лежит
кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и
относительного бытия, бесконечного и конечного. Г. есть кажущееся
спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей
дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого
целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех
гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в
сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не
приобретает. Жизнь мира основана только на хаотическом смешении
разнородных элементов (sugcusiV arcikh), и смысл мирового процесса
состоит лишь в разделении (diakrisiV) этих элементов, в возвращении
каждого в свою сферу. Мир не спасается; спасается, т. е. возвращается в
область божественного, абсолютного бытия, только духовный элемент,
присущий некоторым людям (пневматикам), изначала и по природе
принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения
цел и невредим, но без всякой добычи. Ничто из низшего в мире не
возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не
одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки
лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий
характер системы. Наиболее трезвый философский ум между ними - Василид -
отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению
и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель
мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы
каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого
помышления и понятия о чем-нибудь высшем.
С этою основною ограниченностью Г. логически связаны и все прочие
главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на
свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть
плод более аналитической, нежели синтетической работы ума. Гностики
разделяют или оставляют разделенным все то, что в христианстве (а
отчасти и в неоплатонизме) является единым или соединенным. Так идея
единосущной Троицы распадается у гностиков на множество
гипостазированных абстракций, которым приписывается неравномерное
отношение к абсолютному первоначалу. Далее, все гностические системы
отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием,
отделяя непроходимою пропастью верховное Божество от Творца неба и
земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение
Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю
полноту абсолютного и относительного бытия, Г. не признает: он допускает
только Бога, казавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом. Это
учение о призрачном богочеловеке, или докетизм, так же характерно для
гностической христологии, как разделение между верховным Божеством и
творцом мира - для Г. теологии. Призрачному спасителю соответствует и
призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает, благодаря
пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического
семени, которое случайно в него попало и после Христова явления
извлекается из него. Г. не знает "нового неба и новой земли"; с
выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей
конечности и отдельности от Божества. С единством Бога и Христа
отрицается в Г. и единство человечества. Род людской состоит из трех, по
природе безусловно разделенных, классов: материальных людей, погибающих
с сатаною - душевных праведников, пребывающих навеки в низменном
самодовольстве, под властью слепого и ограниченного Димиурга, - и
духовных или гностиков, восходящих в сферу абсолютного бытия. Но и эти
от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают чрез дело
спасения, ибо они входят в божественную плирому не в полноте своего
человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом
элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.
Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного
разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются
два противоположные направления, одинаково оправдываемые Г. : если плоть
безусловно чужда духу, то нужно или совсем от ее отрешиться, или же
предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может
повредить недоступному для нее пневматическому элементу. Первое из этих
направлений - аскетизм - более прилично для людей душевных, а второе -
нравственная распущенность - более подобает совершенным гностикам или
людям духовным. Впрочем, этот принцип не всеми сектами проводился с
полною последовательностью. Итак, Г. характеризуется непримиримым
разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого
мира, наконец между составными частями в человеке и человечестве. Все
идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в
Г., но только в разделенном состоянии, на степени антитез.
III. Классификация гностических учений. Указанный. основной характер
Г. по степени своего проявления может служить руководством и для
естественной классификации гностических систем. Неполнота источников и
хронологических данных с одной стороны и значительная роль личной
фантазии в умозрении гностиков - с другой, допускают лишь крупные и
приблизительные деления. В предлагаемом мною делении логическое
основание совпадает с этнологическим. Я различаю три главные группы: 1)
существенная для Г. непримиримость между абсолютным и конечным, между
Божеством и миром является, сравнительно, в скрытом и смягченном виде.
Происхождение мира объясняется неведением или ненамеренным отпадением
или отдалением от божественной полноты, но так как результаты этого
отпадения увековечиваются в своей конечности, и мир с Богом не
воссоединяется, то основной характер Г. остается и здесь во всей силе.
Творец неба и земли - Димиург, или Архонт, - является и здесь совершенно
отдельным от верховного Божества, но не злым, а только ограниченным
существом. Этот первый вид представляется Г. египетским, сюда
принадлежат как зачаточная форма Г., и учение Керинфа (современника ап.
Иоанна Богослова и "наученного в Египте", по свидетельству св. Иринея),
так и самые богатые содержанием, наиболее обработанные и долговечные
учения, а именно системы Валентина и Василида - Платона и Аристотеля
гностицизма, с их многочисленными и разнообразно разветвленными школами;
сюда же должно отнести египетских офитов, оставивших вам памятник своего
учения, на коптском языке, в книге: "Пистис София".
2) Гностическое раздвоение выступает с полною резкостью, именно в
космогонии: мир признается прямо злонамеренным созданием
противобожественных сил. Таков гнозис сиро-халдейский, куда принадлежат
азиатские офиты или нахашены, ператы, сифиане, каиниты, элкесаиты,
последователи Юстина (не смешивать со св. Иустином философом и
мучеником), затем Сатурнил и Вардесан; связующим звеном между египетским
и сиро-халдейским гнозисом могут служить последователи Симона Волхва и
Менандра.
3) Гнозис малоазийский, представляемый, главным образом, Кердоном и
Маркионом; здесь гностические антитезы выступают не столько в
космогонии, сколько в религиозной истории; противоположность - не между
злым и добрым творением, а между злым и добрым законом (антиномизм),
между ветхозаветным началом формальной правды и евангельской заповедью
любви.
IV. Источники и литература: "PistiV Sojia", изд. Петерманна; св.
Иринея Лионского пять книг против ересей (многократно издавались со
времен Эразма Роттердамского: есть русский перевод священника П. А.
Преображенского, М. 1871); Ипполита, "ўElegcox kata paston airesewn",
первое изд. Е. Miller (Оксфорд, 1851; англ. перевод в собрании
"Antenicene Christian library"); Климента Александрийского, в
"Строматах" и в "ўEpitomai ek tvn Qeodotou ktl". - Значение
второстепенных источников имеют сочинения против гностиков Тертуллиана,
св. Епифания и блаж. Феодорита. Важнейшие сочинения о Г. с конца
прошлого века: Munter, "Versuch uber die christi. Alterthumer der
Gnostiker"; Neander, "Genetische Entwickelung d. gnost. Syst. "; Matter,
"Histoire critique du Gn. "; J. J. Schmidt, "Verwandschaft der gn. Lehre
mit den Rignssyst. des Or. "; Mohler, "Ursprung des Gn. "; Baur, "Die
christi. Gnosis". Все эти сочинения значительно устарели. Из новейших
исследователей Г. следует назвать Hilgenfeld'a и в особенности Harnack'a
("Zur Quellenkritik der Gesch. d. Gn. " и др.). На. русском языке есть
замечательное сочинение прот. А. М. Иванцова-Платонова: "Ереси и расколы
первых трех веков", посвященное преимущественно Г., но, к сожалению,
остановившееся на первом томе (исследование источников). Владимир
Соловьев.
Гну (Catoblepas) - род животных из подсемейства антилоп (Antilopina),
сем. полорогих, Cavicornia, подотряда жвачных Ruminantia, отряда
парнокопытных млекопитающих, Artiodactyla. Туловище Г. напоминает
лошадь, голова похожа на бычачью. Ноздри прикрыты как бы крышечкой; у
обоих полов сжатые, широкие, покрытые рубцами рога, загнутые вперед и в
стороны, с концами загнутыми вверх; хвост покрыт длинными волосами и
напоминает лошадиный; над носом щетка длинных волос; на шее и на щеках
волоса удлинены в виде гривы; на остальном теле гладко лежащие волоса.
На месте слезных ямок железистые бородавки. Один из видов этого рода Г.,
Catoblepas gnu Sund., достигает общей длины тела (вместе с хвостом) до
2, 8 м.; длина хвоста без волос 50 см., вместе с волосами 80 - 90 стм.;
высота в плечах 1,2 м. Основной цвет темный серо-бурый; грива на затылке
беловатая; длинные волосы над носом, на горле и груди бурые; венец щетин
вокруг каждого глаза белый; волоса хвоста у корня серо-бурые, на концах
беловатые. Самка по окраске ничем не отличается, но ростом меньше и рога
ее слабее; новорожденные телята безрогие, но уже имеют гриву. Г. живет в
южной Африки большими стадами, предпринимает по степям большие
странствования; в южн. Африке нет животного быстрые Г. Они очень
любопытны и приближаются ко всякому предмету, возбудившему их внимание.
Их поведение и движения крайне странны и забавны; они напоминают то осла
или лошадь, то корову. Бегут иноходью. Самки приносят одного детеныша, к
кот. нежно привязаны. Пойманные Г. в неволе не приручаются. Охота на
ними довольно трудна, вследствие чрезвычайной быстроты их бега; мясо
очень вкусно. Второй вид этого рода, полосатый Г., Catoblepas taurina Н.
Sm., заметно крупнее первого: общая длина тела доходит до 3 м., выс. в
плечах 1, 6 м. Отличается также более покатой спиной и более длинной
гривой. Основной цвет темный пепельно-серный, с явственными черными
поперечными полосами; грива и хвост черные. Полосатый Г. живет также в
южной Африке, но идет далее на С, до области Верхнего Нила. Держится
преимущественно в травянистых равнинах. По образу жизни не отличается от
обыкновенного.
Г.
Гоббс (Фома Hobbes) - знаменитый английский философ, род. в 1688 г.
Отец его, английский священник, познакомил сына с древними писателями:
8-ми лет Г. перевел "Медею" Еврипида латинскими стихами; 15-ти лет
поступил в оксфордский университет, изучал схоластическую философию и
научался презирать Аристотеля. В качестве воспитателя молодого
Кавендиша, впоследствии гр. Девонширского, путешествовал по Франции и
Италии. По возвращении в Англию сблизился с Баковом, политические
взгляды которого, вероятно, имели влияние на Г. В 1628 г. Г. перевел
Фукидида, чтобы убедить своих сограждан в опасностях демократии.
Совершил еще два путешествия на материк, благодаря которым познакомился
со многими выдающимися лицами, напр., с Галилеем, Гассенди, Мерсенном.
Последний побудил Г. написать замечания о сочинениях Декарта, вызвавшие
весьма презрительное суждение Декарта о Г. Когда началась борьба между
Карлом I в парламентом, боязливый Г. вновь уехал в Париж в оставался
около 13-ти лет на материке. В 1642 г. Г. издал, в ограниченном числе
экземпляров, "Decive", вошедшую впоследствии в состав его "Elementa
philosophica". Эта книга понравилась сыну Карла I (впоследствии Карлу
II). Г. сделался его учителем математики и, по словам Бэрнета, имел
пагубное влияние на будущего короля. В 1650 г. Г. издал "Трактат о
человеческой природе", а в 1651 г. - "Левиафан". "Левиафан" повредил Г.
во многих отношениях. Роялисты усмотрели в "Левиафане" оправдание
узурпации Кромвеля; теологи негодовали на Г. за его отзывы о религии.
Возвратясь в Англию, Г. сблизился с Кромвелем, но политической роли не
играл; он жил в обществе Гарвея, Сельдена и др. и издал в 1665 г. "De
соrроrе", в 1668 г.
- "De homine". По смерти Кромвеля, опасаясь смут, Г. снова бежал в
Париж, но реставрация сделала возможным его возвращение. Карл II ничего
не сделал для своего учителя; в 1666 г. "Левиафан" был запрещен. Г.
имели многих поклонников, но и многих врагов, напр. Валлиса,
критиковавшего, как математические, так в политические учения Г.
Полемика с Валлисом в неприятности теологического характера заставили Г.
покинуть Лондон и поселиться в деревне. В 1668 г. он издал свои
сочинения; перед смертью он написал автобиографию латинскими стихами и
перевел Гомера. Ум. в 1679 г., на 91 году от роду, несмотря на то, что
появился на свет семимесячным ребенком и всю жизнь был весьма слабого
здоровья. Полное собрание его сочинений, английских и латинских, издано
в 1889 г. в Лондон ("Opera philosophica latina" и "English Works").
Философия Г. представляет собой весьма талантливо и последовательно
проведенное механическое мировоззрение, со всеми его крайностями и со
всей односторонностью. Философию Г. отождествляет с наукою вообще и
видит в ней познание следствий из причин и причин из следствий,
приобретенное путем умозаключений. Он делит ее на логику, на "первую
философию" (Г. удерживает старый Аристотелевский термин, разумея науку
об общих идеях, времени, пространстве причин etc.), на геометрию, физику
и астрономию и на гражданскую философию, трактующую о человеке и
государстве.
Единственный предмет философии (в науке) - тела, ибо только тела
существуют; всякое тело конечно и только конечное может быть познано.
Бог непознаваем и не составляет предмета науки, а есть объект теологии,
веры. Точно также не может быть предметом науки душа, ибо она не имеет
реальности. Орудием науки является мышление, состоящее в сравнении и
различении, в сложении в вычитании. Мышление, таким образом, сводится к
вычислению, логика - к математике. Такое ограничение для Г. возможно и
естественно, ибо всю реальность он свел к телам, а качества тел - к
движениям, рассмотрение которых вполне исчерпывается математическим
вычислением. Это основное воззрение Г. вытекает из сенсуалистических
посылок. Движения вызывают во внешних органах впечатления, впечатления
вызывают движения внутри вас, благодаря чему возникают идеи. Все наше
познание состоит из идей. Связь идей становится тем более прочной и
воспроизведение их тем более легким, чем чаще они воспроизводились
вместе. Основой ассоциации идеи служит физиологическая связь между
следами движений. Сравнение, соединение и разделение перерабатывает
первоначальные идеи в другие более сложные и отвлеченные, подобно тому,
как идеи последовательных чисел мы получаем из соединения идей отдельных
единиц. Соединять мы можем только те идеи, которые были получены
деятельностью внешних чувств; поэтому идей бестелесных предметов у нас
быть не может. Все наши идеи касаются лишь конечных предметов; идея же
бесконечности обозначает или нашу неспособность положить предел
увеличению количеств, или же просто неопределенность ограничения.