<< Пред.           стр. 261 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 сказывается уже необыкновенная артистичность и отделка стиха,
 составляющая главную прелесть поэзии Г. и доставившая ему название "magi
 cien es lettres franсaises", как гласит Бодлэровское посвящение ему
 "Flears da Маи". Самое законченное поэтическое произведение Г. - его
 "Emaal et Cameep", отводящие ему одно из самых выдающихся мест в
 французской поэзии. Сборник этот состоит из 55 пьес, над которыми поэт с
 любовью работал в часы досуга последние 20 лет жизни; каждая из них
 действительно отделана как драгоценный камень и вмести с тем проникнута
 искренностью; все стихотворения связаны с каким-нибудь личным
 воспоминанием, с чем-нибудь пережитым.
  Забота о средствах к существованию сделала Г. журналистом, и в этом
 он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 г. и до самой смерти Г.
 вел еженедельный драматически фельетон, сначала в "Presse" Б. Жирардена,
 потом в "Journal Officiel". Он написал, кроме того, нисколько книг
 критического и историколитературного содержания, из которых самая
 выдающаяся - "Grotesques" (1844), в которых автор "открыл" нескольких
 давно забытых поэтов XV и XVI вв., как Биллона, Скюдери, Бержерака,
 Сент-Амана, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и
 артистически передать духовный облик писателя; стиль книги делает ее
 образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами
 отличаются его "Histoire du ro mantisme" и "Rapport snr les progrеs de
 la poesie franсaise", отличающиеся к тому же, как и "Grotesques",
 беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного
 фанатизма.
  Кроме поэта, критика и романиста Г. совмещал в своем лице еще
 страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу - в том числе
 Россию, которой посвящены "Voyage en Russie" (1866) и "Trеsors d'art de
 la Rassie" (1860 - 63) - и Восток и описавшего свои путевые впечатления
 в ряде художественных очерков ("Voyage d'Espagne", "Italia", "L'Orient"
 и др.). Они отличаются необычной для большинства путешественников
 точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы. В общем Г. - в
 истинном смысле слова полиграф, создавший в 40 лет писательской жизни
 изумительную массу сочинений на самые разнообразные сюжеты.
 Библиографический перечень написанного им (Spoelberch de Loveioul,
 "Histoire des oenvres de T. G.", 1887), занимает 2 тома. Конечно, его
 драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их,
 впрочем, собрана в "Histoire de l'art dramatiqae en France depuis 25
 ans", 1859). Но его романы, описания путешествий, критические
 произведения и, главным образом, его стихотворения обеспечили ему
 первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное
 преклонение пред чистотой и законченностью формы, его терпеливое,
 тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его
 родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев. "Emaux
 et Camеes" Г. принадлежат к одной категории с "Poemes Barbares" Леконта
 де Лиля, "Bonheur" Сюлли Прюдома и др. Беззаветно преданный поэзии, он
 мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь стеснен был
 материальными заботами и ненавистное ему журнальной работой. Это клало
 отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах
 видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нем
 поэтические замыслы. Ср. Emile Bergerat, "Theophile G." (1879);.
 Feydeau, "Theophile G." (1874). На русск. яз. перев. романы "Без вины
 виноват" и "Малитона" (в "Библ. для Чтения", 1877).
  З. Венгерова.
  Гофман (Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Hoffmann) - знаменитый нем.
 романтик, род. в 1776 г. в Кенигсберге. Мать его была очень нервная
 женщина, отец - человек очень способный, но беспорядочный. Родители Г.
 разъехались, когда ребенку было всего 3 года; он воспитывался под
 влиянием своего дяди юриста, человека умного и талантливого, но фантаста
 и мистика. Г. рано выказал замечательные способности к музыке и
 живописи, так что считался чудо-ребенком; в школе учился прекрасно, хотя
 и тратил много времени на рисованье и музыку. Прекрасно окончил курс
 юрид. наук в кенигсбергском унив., хотя не чувствовал к юриспруденции
 особого расположения и продолжал усердно заниматься искусствами. Сдав в
 1800 г. блистательно свой последний экзамен, он получил место ассессора
 в Познани, где широкое гостеприимство поляков впервые приучило его к
 кутежам. Г. всюду был желанным гостем, как остроумный собеседник,
 отличный музыкант и талантливый карикатурист. Карикатуры сильно
 повредили его служебной карьере. Благодаря им, он попал в Плоцк на
 гораздо худшее место. Вследствие женитьбы на очень доброй и преданной
 польке, Г. в скучном Плоцке снова сделался "порядочным" человеком. К
 этому же времени относятся его первые литературный попытки в журнале.
 Коцебу: "Freimutiger". В 1804 г. Г. был переведен советником в Варшаву;
 здесь он сошелся с Гитцигом, своим будущим биографом, и с романтиком
 Захариею Вернером; здесь же он основал музыкальное общество, зал
 которого украсил своей живописью. Вскоре после иенского сражения все
 прусские чиновники в Варшаве были уволены от службы. Г. поехал в Берлин,
 с партитурами нескольких опер в портфеле и с намерением всецело отдаться
 искусству; но он не нашел ни сбыта своим произведениям, ни уроков.
 Наконец, ему удалось получить вместо капельмейстера в Бамберге; но дела
 театра шли так плохо, что Г. принужден был бросить его и перебиваться
 частными уроками и музыкальными статьями. В 1810 г. один его знакомый,
 Гольбейн, взялся восстановить бамбергский театр; Г. помогал ему, работая
 как композитор, дирижер, декоратор, машинист, архитектор и начальник
 репертуара; но через два года Гольбейн отказался от антрепризы, и театр
 закрылся. Г. снова начал бедствовать. 26 ноября 1812 г. он пишет в
 дневнике: "продал сюртук, чтоб пообедать". С начала 1813 г. дела его
 пошли лучше: он получил маленькое наследство и предложение занять место
 капельмейстера в Дрездене. Страшные дни августовских битв Г. пережил в
 Дрездене: он испытал на себе все ужасы войны, но был бодр духом и даже
 весел, как никогда; он около этого времени собрал свои
 музыкально-поэтические очерки, написал несколько новых, очень удачных
 вещей и приготовил к печати род сборника своих произведений под
 заглавием: "Phantasiestucke in Callot's Manier. Blatter aus dem
 Tagebuche eines reisenden Enthusiasten" (Бамберг, 1814 - 1815; на
 русском языке из этого сборника переведена очень характерная повесть: "
 Золотой горшок", в "Московском Наблюдателе" за 1839 г., 1). Жан-Поль
 Рихтер нашел в Г. сродный себе талант и написал предисловие к 1 тому;
 книга имела значительный успех. Скоро Г. потерял место капельмейстера,
 переехал в Берлин и снова поступил в гражданскую службу. Здесь он
 встретился с Гитцигом, который познакомил его с берлинскими романтиками,
 поэтами и художниками. Место советника в камергерихте вполне его
 обеспечивало и в то же время оставляло ему много досуга, так что его
 творческий талант, поддерживаемый успехом, мог развернуться во всей
 силе. Но он слишком привык к цыганской жизни и губил себя излишествами.
 Чувствуя отвращение к чинным "чайным" обществам, Г. проводил большую
 часть вечеров, а иногда и часть ночи в винном погребке, где около него
 всегда собиралась веселая компания. Расстроив себе вином и бессонницей
 нервы, Г. приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его
 воображением, иногда приводили в страх его самого; тогда он будил жену,
 которая присаживалась с чулком к его письменному столу. А в узаконенный
 час, если это был служебный день, Г. уже сидел в суде и усердно работал.
 Более крупные произведения Г. быстро следуют одно за другим в таком
 порядке: "Чертов эликсир. Бумаги, оставшиеся после брата Медарда
 капуцина" (1816 - 1816); "Ночные повести" (1817, "Nachtstucke"; на
 русский язык переведена "Иезуитская церковь в Г.", "Московский Вестник",
 1830, VI); "Удивительные страдания одного директора театра. Из устного
 предания" (1819; в основе ряд фактов из деятельности Гольбейна); "Крошка
 Цахес, прозванный Киноварь" (1819, пер. в "Отечественных Записках",
 1844, т. ХХХVI); "Серапионовы братья" (1819 - 21; перев. на русск. языки
 два раза - во второй раз Гербелем и Соколовским, СПб., 1873 - 1874, как
 первые 4 книги "Полного собрания сочинений Г.", которое, к сожалению, не
 пошло далее); "Жизненные воззрения кота Мурра, вместе с фрагментарной
 биографией Иоганна Крейслера в случайно собранных макулатурных лист."
 (1820 - 22; перев. Н. Кетчером 1840); "Принцесса Брамбилла" (1821);
 "Мейстер Фло, сказка в семи приключениях двух друзей" (1822, перев. в
 "Отеч. Зап." 1840 г., т. XIII). В 47 лет от роду силы Г. были истощены
 окончательно; у него развилось нечто вроде сухотки спинного мозга; но и
 на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Он ум. 26
 июня 1822 г.
  Если б одна напряженность и богатство фантазии делали поэта, Г. был
 бы первым поэтом в мире; но так как от поэта требуется еще глубокое
 понимание действительности и художественно верное воспроизведение ее, то
 Г. - только первый из немецких романтиков чистого типа. Он подводит
 итоги немецкому романтизму и является самым полным выразителем лучших
 его стремлений, которым он придал небывалую до тех пор яркость и
 определенность. Самое ненавистное для Г. понятие - филистерство. Это
 понятие очень широкое, целое мировоззрение; в нем заключается и
 самодовольная пошлость, и умственный застой, и эгоизм, и тщеславие
 (жизнь на показ, "как люди живут"), и грубый материализм, и все
 нивелирующий формализм, превращающий человека в машину, и педантизм,
 доходящий до того, что человек даже и влюбляется, и предложение делает
 по книге Томазиуса. Первое условие для того, чтобы освободиться от
 давящих рамок этой филистерской пошлости и сохранить живую душу, -
 "детски благочестивое поэтическое настроение"; только обладая этим
 талисманом, можно верить, любить людей и природу и понимать поэзию; а
 понимать поэзию - значить понимать все, так как "поэзия есть высшее
 знание". Поэзия есть вместе с тем и высшая нравственность; она может
 исходить только из чистой, любящей души, и до ее нельзя добраться
 никакими ухищрениями ума; в поэзии отождествляется прекрасное, истинное
 и нравственное: вместе с тем она есть и высшее счастье. Это счастье
 доступно не одним только избранным натурам, а всем не опошленным людям.
 Детям, исключая нравственных уродов, открыт путь в царство поэзии, пока
 они живут согласно с природой, которая для них служит и лучшим собранием
 игрушек, и лучшей учительницей. Юноша, который "грезит с открытыми
 глазами" - истинный богач и счастливец, хотя бы у него не было гроша в
 кармане, истинный поэт, хотя бы он не написал ни строчки стихов; но горе
 ему, если он начнет стыдиться своих мечтами, увлечется пошлыми
 удовольствиями, выгодой и тщеславием. Он устроит свою карьеру, но
 потеряет свой талисман и будет считать чудаками всех, кто остался детски
 чист душою, исполнен веры и любви; сам же он проживет всю жизнь
 филистером, и только разве перед смертью вспомнить с тоскою, как Тадеус
 Брокель, что и он когда-то был знаком с Неизвестным Дитятею и летал с
 ним в царство поэзии.
  Свое мировоззрение Г. проводит с замечательною последовательностью в
 длинном ряде бесподобных в своем роде фантастических повестей и сказок,
 в которых он искусно сливает чудесное всех веков и народов с личным
 вымыслом, то мрачным и болезненным, то грустно трогательным, но чаще
 грациозно веселым и шаловливо насмешливым. Он умеет внушить и взрослому
 читателю интерес к этой пестрой фантастике, посредством соединения сверх
 естественного с обыденным и даже пошлым: у него привидения принимают
 желудочные капли, феи угощаются кофе, колдуньи торгуют яблоками и
 пирожками, герцоги и графы овощного царства режутся звёздочками и
 кладутся в суп и т. д. Крайняя прозаичность немецкой жизни является
 сереньким фоном, на котором тем резче выделяется яркость красок его
 фантастики. Таким образом этот ультра-романтик является и
 ультра-реалистом. Как психолог, Г. отмежевал себе область неопределенных
 чувств, неясных стремлений, необыкновенных ощущений, магнетических
 влияний, страшного и болезненно трогательного; бред, галлюцинация,
 безотчетный страх, потеря душевного равновесия - любимые мотивы его
 тонких психологических этюдов. Как новеллист, историк и этнограф, он -
 великий мастер своего дела: в глубь средних веков он спускается
 неохотно, но эпоху Реформации в и XVII веке воспроизводит превосходно;
 итальянские нравы и природу описывает так, как будто десятки лет прожил
 в Италии. Но, верный жизни в подробностях, он в общем везде обращает ее
 в пеструю сказку. Другая темная сторона поэзии Г. - его стремление
 приводить читателя в трепет, внушать ему веру в господство каких-то
 мрачных сил. Третий его недостаток - полное и сознательное равнодушие ко
 всяким социальным вопросам; его антипатия к тенденции переходить в
 возмутительный со стороны столь живого человека квиетизм. Зло,
 существующее в мире, представляется ему непоправимым даже в частных
 случаях, так как участь человека зависит не от него самого и не от его
 ближних, а от судьбы. Лучшие люди пусть уходят из это то мира в страны
 горные, в мир сверхчувственных наслаждений, а другие пусть живут в своей
 грязи, как хотят. Но, к счастью для себя и читателей, Г., как поэт, не
 может вечно держаться на такой олимпийской высоте - а когда он
 спускается на землю, он является другом человечества и горячим
 проповедником всепрощающей любви. Немецкая критика не очень высокого
 мнения о Г., и в Германии влияние его не было сильно: там в его время
 предпочитали романтизм глубокомысленный и серьезный, без примеси едкой
 сатиры, а следующее поколение усиленно занялось политикой и поэзия стала
 тенденциозной и утилитарной. Зато вне отечества Г. имеет огромное
 историческое значение. Французские романтики гораздо больше научились от
 него, чем от Шлегелей и Тика; во Франции, как и в Италии, он один из
 любимых писателей до 60-х годов включительно; в С. Америке он имел массу
 переводчиков и подражателей. В России один из образованнейших писателей
 пушкинского периода, Антоний Погорельский (А. Л. Перовский), автор
 "Монастырки"; находится в своих первых произведениях под
 непосредственным влиянием Г. Белинский (III, 532) называет Г. "одним из
 величайших немецких поэтов, живописцем невидимого внутреннего мира,
 ясновидцем таинственных сил природы и духа, воспитателем юношества,
 высшим идеалом писателя для детей". Другой талантливый критик 50-х
 годов, Дружинин, считает Перегринуса Тисса Г. одним из величайших
 созданий мировой поэзии. Но всего интереснее влияние Г. на одного из
 величайших русских романистов, Ф. Достоевского. Достоевский не только
 перечитал всего Г. и порусски, и по-немецки, и вдохновлялся им именно в
 ту пору, когда слагались его литературные вкусы (в 1838 г.), но и в
 излюбленном произведении первого периода своей деятельности, "Двойник",
 очевидно подражает ему, не теряя, конечно, при этом своей
 оригинальности. Мало того: много позднее, в самых крупных произведениях
 Д - ского замечается поразительное сходство с Г. и во взглядах, и в
 литературных приемах. Оба они одинаково любят детей и чудаков и не любят
 холодных, сдержанных жрецов "приличия", поклонников успеха и "деловых
 людей", всецело отдавшихся "полезному"; оба превозносят не подкрашенную
 природу на счет культуры; оба принижают разум перед сердцем; оба в
 повествовании любят неожиданности; у обоих кроткая идиллия внезапно
 сменяется порывом все уничтожающей бури и наоборот; знаменитое: "тут
 произошло нечто совсем неожиданное" Достоевского часто дословно
 встречается у Г. (напр., "Выбор невесты"); оба любят сопоставлять
 трагическое и страшное с мелочным и обыденным; оба любят сны,
 предчувствия, галлюцинации; сфера психологических наблюдений
 Достоевского есть нечто иное, как расширение и углубление сферы
 наблюдений Г., реализованных на данной почве и в данную эпоху. Все, что
 говорит Белинский о странности и причудливости гения Г. всецело
 относится и к Достоевскому - но далеко не все свойства великого русского
 романиста можно указать у немецкого романтика. Первое изд. сочинений Г.
 - "Ausgewahite Schriften" (Берлин, 1827 - 1828); его вдова Михелина
 прибавила к ним потом еще дополнение. Новейшее модное издание - "Sammtl.
 Schriften, mit Federzeichnungen v. Theod. Hosemann" (Б., 1871
  - 73). Прекрасная биография Г. написана его другом, J. E. Hitzig:
 "Aus H's Leben and Nachlass" (Б., 1823). Ср. Funck, "Aus dem Leben
 zweier Dichter. Ernst Theod. Wilb. Н. und Fr. Grottlob Wetzel" (Лпц.,
 1836). Ср. также биографию Г., написанную Rochlitz'ем при франц.
 переводе его "Contes posthumes, par Champtlenry" (П., 1856).
  А. Кирпичников.
  Гоцци (Карл, граф Gozzi) - итальянский драматург и поэт Венеции.
 Написал несколько стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл в
 прозе и автобиографические записки: "Memoire inutili" (бесполезные
 записки); но все это давно забыто и известность Г. зиждется на его
 деятельности, как драматурга. И в этом отношении, однако, авторитет,
 которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии, в пору
 процветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его в
 настоящее время - исключительно историколитературное. Драматическая
 деятельность Г. выразилась, главным образом, в энергетическом, можно
 даже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони, которой он
 усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию)
 совершенно упустил из виду все что было чисто национального в комедиях
 Гольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям последнего
 возвысить первобытную и грубую "Commedia dell'arte" на степень
 художественной "комедии характеров", увидев и здесь еретическое
 посягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точка
 Г. была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степени
 фальшивым. Г. осуждал Гольдони, напр., за то, что он "представлял на
 сцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ее
 осязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателю
 изяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегда
 нравится...". В противодействие Гольдониевской "комедии характеров", Г.
 ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) - старое,
 малоупотребительное итальянское слово
  - и которые представляют собой соединение старого "балаганного"
 элемента с романтическим: первого - в виде сохранения, но в довольно
 изуродованном виде, старых "стоячих масок", второго - в массе
 волшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее к
 пантомимам, балетам и т. п. Ко всему этому надо присоединить и
 полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой же
 из этих пьес ("L'amore delle tre Melarance"), направленной против
 Гольдони; за нею последовали "Ворон", "Турандот" (впоследствии перев.
 Шиллером), "Король Олень", "Женщина Змея", "Зеленая птичка", которую
 автор назвал "философской сказкой" и в главных действующих лицах которой
 - двух новых философах - ополчился против новой французской философии.
 Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатические
 нападки. Fiabe Г. в течение десяти пятнадцати лет пользовались
 значительным успехом в массе публики, благодаря их чисто внешнему
 интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей.
 Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду "комедий
 или трагикомедий", которых написал больше двадцати и большинство которых
 имеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категории
 произведений Г. в настоящее время не появляется на итальянской сцене
 почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к ним, как к пьесам
 вообще "не хорошим", находит в них постоянное присутствие "интереса,
 жизни и веселости". Между тем как часть современной Г. критики
 признавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (и
 притом итальянская) критика произнесла ему строгий, но во многих
 отношениях справедливый приговор: "Гоцци", - говорит Угони
  - "обладал большим талантом и фантазиею, но это был враждебный
 культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabe
 принизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в них
 принципы полного обскурантизма". Наиболее полное собрание соч. Г. изд. в
 Венеции 1802 г. Ср. Margini, "Carlo G. e ie fiabe" (1876).
  П. В - рг.
  Гош (Лазарь Hoche) - франц. полководец (1768 - 97). 14 лет от роду,

<< Пред.           стр. 261 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу