<< Пред. стр. 268 (из 1179) След. >>
народ, смиряли господствующий класс, или же изменениями общественногостроя в демократическом смысле. Время тирании - преимущественно VII и VI
вв. до Р. Х. Из тираний наиболее известные: коринфская, сикионская,
мегарская, афинская, сиракузская, древнейшая аргивская (Фидон).
Древнейшее письменное законодательство Залевка в Локрах эпизефирских
относится к воловине VII века. Говоря вообще, греческие тираны, шедшие
обыкновенно навстречу действительным нуждам народа, вначале помогали
народу сломить сопротивление олигархически настроенной знати, и только с
течением времени они или потомки их, забывая происхождение тирании и
преследуя личные цели, возбуждали против себя всеобщую ненависть. Имя
тирана стало позорным, и насильственные действия против него почитались
достохвальнейшим проявлением патриотизма и гражданской доблести.
Завершением политической эволюции в большинстве греческих общин была
демократ. форма правления в Г. наиболее устойчивая и в культурном
отношении наиболее плодотворная. Гораздо менее удачны были опыты
социального или экономического переустройства, сводившиеся обыкновенно к
уничтожению долговых обязательств и к переделу земель, или к кровавым
схваткам между достаточными гражданами и неимущими.
Хотя общей истории Г. не имела, но в разное время сильнейшая община
становилась во главе значительной части отдельных общин, определяя
судьбу их и влияя косвенно и на прочие общины: это бывало и в
доисторический период. В историческое время раньше других приобрела
преобладающее положение община спартанская после того, как дружина дорян
восторжествовала окончательно над ахеянами Лаконики и усвоила себе
военно-политическую организацию, известную под именем Ликургова
законодательства. Только спартанцы, потомки дорийских завоевателей,
составляли полноправное гражданство; население завоеванное, во много раз
превосходившее число завоевателей и рассеянное по Лаконике в городах и
деревнях, низведено было дорянами к положению обывателей, периэков, без
политических прав; в огромном большинстве это были ахеяне. Еще более
многолюдную массу составляли гелоты (илоты), государственные рабы,
прикрепленные к землям спартанцев и на них работавшие. Число земельных
участков, розданных спартанцам от государства, предание определяло в
9000, число участков периэков - в 30000; гелотов был не меньше 200000.
Необходимость обеспечить за собою приобретенное продолжительною борьбою
господствующее положение внутри Лаконики и оградить его от посягательств
извне, непрестанное ожидание волнений в среде покоренных и рабов,
обратили Спарту в военный лагерь, а спартанцев в постоянную военную
дружину, всегда готовую к борьбе с внешним и внутренним врагом.
Воспитание детей и все правила жизни взрослых граждан и даже гражданок
направлялись к поддержанию такого положения общины. Равенство и простота
в образе жизни, безусловная покорность властям, физическая крепость и
храбрость почитались непременными чертами спартанского гражданина; с
ними совмещались грубость нравов, умственная косность, непомерное
самомнение и подозрительность. Государственная организация спартанцев
сложилась своеобразно из элементов двоякого рода: одни были наследием
общеэллинской старины, насколько можно судить по гомеровским поэмам,
другие - продуктом исключительных обстоятельств, в каких очутилась
дорийская дружина в Лаконике. Самое раздвоение царской власти между
представителями двух домов, Еврипонтидами и Агиадами, было, кажется,
выражением полюбовного соглашения между двумя царственными родами:
пришлым, дорийским, и туземным, ахейским. Цари были почетными богатыми
представителями общины, возводившими себя к самому Гераклу; они
чествовали богов от имени государства, но политическим значением должны
были поступиться в пользу родовых старейшин и потом пятичленной коллегии
эфоров. Хотя носителем верховной власти было собрание всех спартанцев не
моложе 30-летнего возраста, которое одно давало силу решениям старейшин,
выбирало и членов совета, и эфоров, и прочих должностных лиц, требовало
отчета от последних по истечении срока службы, - но на самом деле
правление в Спарте было олигархическое, и впоследствии Спарта всегда
благоприятствовала олигархии в других греческих общинах, и, где только
могла, вводила олигархическое правление, на место ли единоличной власти
тиранов, или демократии. Правительственный почин и обсуждение
мероприятий, а равно высшая судебная власть принадлежали так назыв.
герусии, 30членной коллегии старцев, в состав которой, как председатели
ее, входили и два царя. Всякий спартанец, не моложе 60-летнего возраста,
мог быть выбран в герусию и оставался в звании геронта до конца дней.
Ничтожно было в сравнении с герусией значение народного собрания, где
отвергались или принимались большинством присутствующих предложения
герусией, где право слова принадлежало только председательствующим
(царям), где счет голосов утвердительных и отрицательных допускался
только в исключительных случаях, обыкновенно же голосование состояло в
шумных криках: "да" или "нет", и по силе возгласов вопрос решался в
утвердительном или отрицательном смысле. Однако, столь пассивная роль
народа в управлении слишком противоречила гордому настроению каждого
спартанца и властному положению спартанской общины в стране - и вот, уже
к концу VIII века до Р. Хр. первенствующим учреждением в государстве
становится эфорат, созданный в интересах народа и, как воплощение
народной воли, быстро приобретавший перевес и над царями, и над
герусией, контролировавший действия всех властей и привлекавший
должностных лиц, не исключая царей, к ответственности. Военное дело,
финансы, суд, администрация - все было в зависимости от эфоров. Силу
эфората не могли сокрушить несколько веков спустя смелые и народом
любимые цари, Агис и Клеомен, задачею своей жизни ставившие благо того
же народа.
Успехи оружия и расширение сферы влияния в Пелопоннесе не замедлили
оправдать достоинства организации, соединяющейся с именами Ликурга и
Феопомпа и прочно установившейся в IX-VIII вв. до Р. Х. За покорением
ахеян в долине Еврота следовало обращение Мессении в собственность
спартанской общины, а жителей ее - в гелотов. Гегемонии Аргоса, когда-то
сильнейшего в Пелопоннесе государства, по имени которого названы все
греческие войска в Троянском походе, наступил конец: зависевшие от
Аргоса города перешли под главенство Спарты. То же случилось со многими
городами и селениями аркадян, а более значительные дорийские государства
- Коринф, Сикион, Мегара - искали дружественного союза с Спартою.
Сила Спарты признана была далеко за пределами Пелопоннеса, как в
собственной Греции, так и в колониях, и даже в варварских землях. Такого
положения она достигла ко второй половине VI века. Низвержение тирании
во многих городах с помощью спартанского оружия окружало имя Спарты
ореолом освободительницы эллинов.
Однако, ко времени борьбы с персидскими царями усилилось другое
греческое государство, ионийское в демократическое, на сторону которого
во время борьбы перешло сочувствие эллинов. Государство это - Афины.
Открытая в 1890 г. Афинская Полития Аристотеля, по времени составления
относящаяся ко второй половине IV в. до Р. Х. и дошедшая до нас на
папирусе конца I в. по Р. Х., изменяет некоторые из установившихся было
в науке представлений об афинских учреждениях и их истории, изобличает
несостоятельность других, подкрепляет третьи (наиболее обстоятельный
обзор литературы этого трактата на русском языке - в статье профессора
Бузескула в "Ж. М. Н. Пр.", 1892, июль). Царское управление в Афинах
сменилось олигархическим около 752 г. до Р. Х., когда верховный
правитель, архонт, стал выбираться на 10 лет сначала из царственного
рода медонтидов, а потом из всех эвпатридов. Дальнейшим усилением
олигархии было разделение власти архонта между тремя, а позже между
девятью должностными лицами с тем же именем и сокращение срока их службы
до одного года. Случилась эта перемена в 683 г. Власть законодательная и
судебная принадлежала ареопагу. "Совету ареопагитов принадлежали охрана
законов, ведение важнейших государственных дел, верховный суд и расправа
в случаях нарушения общественного порядка. Из знатных и богатых
выбирались архонты, а из архонтов - по истечении срока службы -
составлялся ареопаг" (Аристотель). Тот же совет ареопагитов назначал
годичных архонтов на должность. VII веку принадлежит и разделение Аттики
на 48 участков (навкрарий), по 12 в каждой филе, причем население
навкрарии обязано было поставлять и содержать одно военное судно. В
родовых группах, кроме знати, имевшей в своих руках и большую часть
земель, были еще ремесленники и торговцы (демиурги) и земледельцы
(геоморы); те и другие составляли народную массу, обделенную
политическими правами и притесняемую богатыми землевладельцами. Важною
уступкою со стороны олигархии было писанное законодательство Драконта
(621 г.), хотя оно узаконяло олигархический порядок управления.
Полноправными гражданами объявлены были все, на собственный счет
содержавшие себя в рядах тяжеловооруженных; им предоставлялось участие в
народном собрании, в совете и в низшей администрации. Действительная
власть оставалось привилегией немногих, тем более, что малоземельное и
безземельное большинство населения было обременено долгами в нуждою;
граждане покидали родину, продавались в рабство или шли в кабалу к
богатым. "Скорбь проникает мне в душу, когда гляжу я на старейшую землю
ионян", восклицал Солон. "Пресытившиеся довольством, смирите в себе
жестокое сердце и высокомерие ваше введите в границы". Освободить народ,
спасти родину, устроить государство поручено было всеми партиями Солону
(594 г. до Р. Х.), "лучшему из граждан по личным достоинствам и общему
уважению, а по состоянию принадлежавшему к средним людям".
Предварительно он уничтожил долговые обязательства (сейсахфия), отменил
кабалу за долги в настоящем и запретил ее на будущее время, регулировал
меры, вес и монету. Существовавшему раньше его делению граждан по
имущественному цензу на пентакосиомедимнов (получавшие с своих полей не
меньше 500 мер плодов или 500 метретов жидких продуктов), всадников
(получавшие не меньше 300 мер или метретов), зевгитов (не меньше 200
мер) и фетов (все прочие граждане), - этому делению Солон придал большую
определенность и первостепенное политическое и финансовое значение;
прежние деления граждан, родовые и сословные, утрачивали прежнюю силу,
хотя формально и не упразднялись. Движимое имущество и деньги не
принимались законодателем во внимание, так что республика продолжала
оставаться земледельческою, и богатые, но безземельные граждане
относились, наравне с бедняками, к последнему классу. Должности архонтов
и казначеев были доступны только пентакосиомедимнам, все остальные -
гражданам первых трех классов. Ареопаг перестал назначать архонтов; к
ним применена была двойная система выборов: избрание в каждой филе 10
кандидатов и потом определение посредством жребия 9 лиц на должности
архонтов. За ареопагом осталось, кроме судебной компетенции в делах об
убийстве, верховное наблюдение за целостью основ демократии и за точным
исполнением законов, а равно суд над государственными преступниками.
Пополнялся ареопаг прежним способом, из бывших архонтов. В созданный
теперь совет 400 каждая из 4 древних фил посылала 100 своих членов,
очевидно - из граждан первых трех классов. Государственные тягости
распределены были между классами пропорционально правам каждого из них.
Четвертому, наиболее многолюдному классу граждан предоставлялось только
участие в народном собрании и в судах. Если народное собрание, экклесия,
носитель верховных прав государства, не получило еще в действительности
того значения, каким пользовалось впоследствии, то народный суд - высшая
судебная инстанция в государстве, исправлявшая и отменявшая решения
должностных лиц, снимавшая отчет с этих последних по окончании срока их
службы, - представлял, по выражению Аристотеля, сильнейший оплот
демократии; посредством суда народ становился во главе государ.
управления. Достоинства Солоновского законодательства оценены были
только с течением времени, когда демократическое правление утвердилось
прочно и народная масса оказалась достаточно сплоченною и способною
отстаивать свои права от посягательств знати или тиранов. В эпоху их
издания солоновские законы не примирили партий и полного удовлетворения
не дали ни одной из них. Спокойствие длилось 4 года, а затем последовали
новые смуты, среди которых республика дважды оставалась без высшего
представителя исполнительной власти, архонта; в 581 г. архонтом назначен
некий Дамасия, пробывший самовольно в должности 2 года и 2 месяца.
Солоновская конституция была почти отменена, о чем свидетельствуют
события, следовавшие за насильственным смещением Дамасии с должности
архонта: выбраны были 10 архонтов по старым, досолоновским сословиям.
Обращение вспять не успокоило умов. Борющиеся партии сложилась теперь
независимо от исконных и солоновских делений граждан, по территориям, от
которых и получили свои наименования: педиаков, паралиев и диакриев. Во
главе последних стал Пизистрат, в 560 г. присвоивший себе единоличную
власть тирана. Тирания Пизистрата и сыновей его в Афинах продолжалась
всего, с перерывами, 49 лет, до 511 г. до Р. Х. Есть все основания
полагать, что при первом из тиранов, отличавшемся народолюбием,
мягкостью управления и уважением к законам страны, законодательство
Солона впервые обнаружило присущие ему достоинства и способность к
дальнейшим органическим изменениям, в согласии с новыми потребностями и
новыми отношениями граждан. Тем чувствительнее были для афинян насилия и
правонарушения, допущенные во время тирании Гиппархом и особенно после
его смерти, Гиппием. Когда, наконец, тирания была низвергнута и
некоторое время спустя народная партия восторжествовала (508), вождь ее,
алкмеонид Клисфен, провел ряд реформ, с одной стороны сильно
демократизировавших республику, а с другой - теснее сплотивших ее
граждан во имя общегосударственных интересов. Родовую группировку
населения законодатель оставил нетронутой, но над нею он создал
организацию политическую и территориальную, которая, отрицая всякие
различия и притязания, основанная на происхождении, давала окончательный
перевес общим интересам республики над стремлениями отдельных местностей
или родовых групп. Основу нового устройства составляло деление Аттики,
для политических целей и для заведывания местными нуждами, на околотки
(демы), которые во многих случаях совпадали с древними родовыми
участками или тесно примыкали к ним, и в многовековых привычках народа,
в освященных стариною и религией преданиях и именах находили для себя
оправдание и крепкие устои. Реформами Клисфена, опиравшегося на
историческое прошлое, были одновременно спасены и единство Аттики, как
политической общины, и местные вольности поселков и городков; из
наследия прежних времен он взял то, что могло быть изменено в
приспособлено к новым потребностям. Законы Солона охранили население
Аттики от разорения и кабалы; законами Клисфена сбережены на многие века
условия привольной общественное жизни в отдаленнейших уголках Аттики и
создана возможность постоянного высокого патриотического настроения всей
массы афинского гражданства. Из древних историков Геродот прекрасно
угадал подъем духа в афинских гражданах, коим сопровождалось
восстановление демократии, а из новых ученых Дж. Гроту принадлежит почин
глубокой оценки всей важности Клисфеновых реформ. Число демов Геродот
определяет в 100, Страбон, для последующего времени
- в 174. В этих маленьких поселениях всеобщинные дела ведались самим
населением или через посредство должностных коллегий и отдельных лиц.
Дем, представляя собою основу политического строя республики, и в тоже
время был лучшей школой для афинского гражданина. Несколько демов
образовали триттий, служившую главным образом для военных целей, а из
трех триттий, расположенных в трех областях Аттики, слагалась
территориальная фила, которых было 10. Они отняли у родовых фил всякое
политическое значение и, благодаря разбросанности своих составных частей
по всей стране, не могли служить местом и целью действия какой-либо
одной партии, наподобие педиаков или диакриев; государственное единство
Аттики получило решительный перевес над партикуляристическими
стремлениями отдельных областей. В ближайшей связи с новыми филами
находилась вся организация республики: административная, военная,
финансовая и судебная. Принадлежность к дему означала звание гражданина;
все демоты, по достижении 18-ти летнего возраста, получали право участия
в верховном государственном учреждении - в народном собрании; на демах
же оставалась обязанность выбирать членов высшей совещательной коллегии,
совета 500. Зачисление в тот или другой дем имело силу гражданского
рождения; демотическое имя гражданина оставалось за ним навсегда, пока
существовал самый дем его, передаваясь неизменно по наследству от отца к
сыновьям. Все же дем был политическим, а не родовым делением, и Клисфену
возможно было приумножить число демотов, т.е. полноправных афинских
граждан, метеками и иного рода новыми людьми. В соответствии с филами,
наиболее свидетельствовавшими о преобладании государства над
всевозможными делениями страны, находилась вся система управления
республики, прежде всего десятичная коллегиальность магистратов; но
филам же делились 500 булевтов на десять пританий и распределялись
присяжные судьи (гелиасты, дикасты). Ради охраны новой конституции был
учрежден остракизм. В таком виде афинская республика, когда ей пришлось
защищать самое существование свое в борьбе с персидскими царями и
немного раньше со Спартою и несколькими другими эллинскими
государствами, блестяще выдержала испытание. Новому порядку вещей
благоприятствовали сами боги: Клисфен склонил на свою сторону
дельфийское прорицалище; патронами демов объявлены были местные божества
или герои, новые филы вверены заботам древних царей и героев Аттики в
названы их именами (Эрехфеида, Эгеида, Пандионида, Леонтида, Акамантида
и др.). Около 550 г. до Р. Хр. царь Лидии Крез покорил своей власти
многие города малоазийских греков, которые, с завоеванием Лидийского
царства Киром, перешли во власть царей Персии (548). Материковая Г.
только через посредство своих колоний пришла в столкновение с Персией. В
самом начале V в. восставшие азиатские греки, с Милетом во главе,
обратились за помощью к метрополии; афиняне и эретрийцы послали им
нисколько своих кораблей. Восстание кончилось полной неудачей: колонии
были снова покорены персами к 496 г. до Р. Хр. Тогда царь Дарий решил
покарать афинян и подчинить своей власти прочих эллинов. Первый поход
персов на Г. кончился крушением флота их у горы Афона (493). Второй
поход, под предводительством Датиса и Артаферна, кончился торжеством
афинян и обращением их республики земледельческой и отчасти промышленной
в сильнейшее государство Г., торговое и морское. В двух победах,
Марафонской (12 авг. 490) и Саламинской (20 сент. 480), сломивших
могущество персидских царей в спасших Европу от порабощения и одичания,
главными героями были афиняне, с их полководцами и государственными
мужами: Мильтиадом, Аристидом, Фемистоклом. Миллионные полчища Дария и
Ксеркса были уничтожены горстью греков, одушевленных любовью к родине и
ее учреждениям, сильных военным искусством и дисциплиною, равно как и
талантами военачальников. Если раздробление Г. на множество мелких
республик, не забывавших своих домашних распрей даже в пору общей
опасности, грозило гибелью древнегреческой образованности в столкновении
с деспотией, то и спасением своим в это время Г. обязана была больше
всего тому настроению и умственному превосходству, которые воспитывались
в мелких греческих республиках, особенно в афинской демократии. Уже в
47в г. до Р. Хр. Афины стали во главе ионийского союза, в главное
предводительство военными силами эллинов в борьбе с персами перешло,
малопомалу, от Спарты к Афинам. Важные заслуги Афин перед всей Г.,
сильный флот, гениальные полководцы, с одной стороны, а с другой -
надменное обращение Спарты с союзниками, недостаточность ее морских сил
для продолжения войны с Персией, предательские сношения Павсания с
врагами Г. - таковы были обстоятельства, благодаря которым Спарта все
больше утрачивала значение первенствующего в Г. государства, а Афины,
отстроившиеся после двукратного пожара, укрепленные и соединенные с
Пиреем в один город, приобретали руководящую роль в Г. Кроме Аристида и
Фемистокла, политическому росту афинской республики много содействовал
своим примирительным поведением и громкими победами над персами Кимон.
Победы у р. Евримедонта в Памфилии (465) и близ кипрского Саламина (449)
надолго очистили Эгейское море от персидского флота. Начало