<< Пред.           стр. 278 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 еретиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество бороться
 против преследований. Часть дворян-кальвинистов, под руководством
 Лареноди, составила заговор, с целью потребовать от короля свободы
 совести и удаления Гизов, а в случай отказа - силою захватить короля и
 заставить его передать управление расположенным к кальвинизму: Бурбонам,
 Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; король бежал из
 Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие
 погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были
 уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные
 собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе
 того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для
 кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания
 генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям
 этого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в плен
 Бурбонов, а Кондэ, за участие в заговоре, был приговорен к казни. Смерть
 Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX, в 1561 г.,
 издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к
 ереси. Для прекращения вражды между католиками и Г., был устроен между
 ними религиозный диспут в Нуасси, который, однако, не привел к желанному
 соглашению. Так называемый триумвират, из герцога Гиза, коннетабля
 Монморанси и маршала Сент-Андре, стремился к подавлению реформации, и
 ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только
 был издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободного
 богослужения, Франциск Гиз напал при Васей на толпу Г., собравшихся в
 сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было
 началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с
 переменным счастьем и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое
 подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставлена
 свобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала,
 однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почти
 все прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньи
 рушились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт и двор
 бежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в
 Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя
 полгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католических
 народных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ и
 Колиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г.
 Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец.
 протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке, в
 1567 г., католики, под начальством маршала Таванна, разбили Г. на
 голову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогда
 Г. в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска
 своего сына, Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией,
 Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось
 завладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам.
 Наконец, умиренная партия взяла верх, и в том же году был заключен
 Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода
 вероисповедания. Для большей гарантии, в руках Г. оставлены крепости
 Ларошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобрести доверие Г.,
 Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха
 Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной
 поддержки нидерландского восстания. Колиньи был назначен главным
 начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции
 водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская, вместе с
 принцем Кондэ и Генрихом Наваррским, безбоязненно могла приехать в
 Париж, на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбу
 была приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался,
 по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской
 политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение;
 да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его
 влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. Многие
 Г. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели,
 Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, они
 закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог
 Анжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., по
 которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах им
 была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира,
 умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добиться
 низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский
 (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих
 Наваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством в
 Страсбург.
  При Генрихе III начались снова преследования Г., и война
 возобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедший
 снова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецким
 корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на
 стороне Г., рушился на выгодный для них мир, по которому, за исключением
 Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем
 должностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцог
 Генрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король, на
 блуаских генеральных штатах, сам стал во главе лиге, и тогда снова
 возгоралась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что
 Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих
 Г., в решил в 1579 г. заключит мир в Пуатье, которым восстановлены были
 все прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставило
 королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся
 предоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцати
 укрепленных мест. После смерти младшего брата короля, ближайшие права на
 трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал
 допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и
 папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола
 старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издать
 Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у
 Г., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем
 исповедывавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение
 месяца. Г. взялись снова за оружие и возникла восьмая религиозная война,
 известная в истории под именем "войны трех Генрихов". Протестантская
 Германия поддержала Г. присылкою войск, Англия - деньгами. Генрих
 Наваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря на
 это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт,
 лишавший права на франц. престол лиц не катол. вероисповедания. После
 смерти Генриха III, Генрих Наваррский, в силу наследственного права,
 стад законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную
 борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана
 корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством
 Г., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы
 повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг., с некоторыми
 добавлениями . Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих
 заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII и
 подтвердил этот эдикт, тем не менее Г., под влиянием честолюбивого
 дворянства, поддержала восстание принца Генриха II Кондэ и успокоились
 только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г.
 катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол.
 религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратить
 католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. В
 виду неподчинения их эдикту, король сам прибыл в Беарн и силою заставил
 привести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне и
 взялись за оружие, но, вследствие неспособности своих предводителей,
 терпела постоянные поражения. Тем не менее, заключенный в Монпелье мир
 предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ;
 запрещалось только без предварительного согласия короля устройство
 религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г.
 восстали снова; их флот, под начальством Субиза, разбил королевский
 флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное
 поражение. После непродолжительного перемирия война снова возгоралась.
 Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной
 твердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срыть
 крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана
 была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье и
 Мазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но Людовик
 XIV, мало помалу, начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбера
 их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый
 Нантский эдикт не был отменен, в 1685 г. Множество Г. спаслось тогда
 бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция
 потеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты
 радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и
 промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г., в Севеннских
 горах, такт. назыв. восстание камизардов . Несмотря на все стеснительные
 меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV, по настоянию
 иезуитов, издал несколько новых декретов против еретиков; но дух
 гуманности пустил на столько глубокие корни, что даже королевские
 чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г.
 правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив
 все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками,
 недействительными и предписав произвести их вновь католическому
 духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное
 мнение заставило правительство взять свое постановление обратно.
 Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права,
 которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их
 равноправность и даже реставрация признала за реформатами свободу
 совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда,
 в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то
 здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима,
 вследствие подстрекательства ультрароялистов в ультрамонтанов, были
 отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не
 повторялись. На русском яз. о протестантском движении во Франции есть
 капитальные труды проф. И. В. Лучицкого: "Феодальная аристократия и
 кальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции",
 в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальным
 движением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина:
 "Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции".
 De Felice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. des
 assemblies politiques des reformes en Fr."; Puaux, "Hist. de la reforme
 franсaise"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les gnerres civiles";
 Kitipfel, "Le colloque de Poissy"; Remusat, "La SainteBarthelemy";
 Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVI
 siеcle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; von
 Pollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von der
 Bartholomaensnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacre
 of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".
  Гудеа - один из древнейших владетелей (патиси) халдейской Циргуллы
 (?), много памятников которого найдено в 1877 - 80 г. de Sarzech в Телло
 (между проч., голова из диорита, бронзовая фигура, каменные плиты с
 надписями; изданы de Sarzech, в его "Dеcouvertes en Chaldee", П., 1884).
 Он воздвиг храмы Истаре и Нинепу. Памятники его находят и в других
 местах. Гоммель полагает, что царствование его относится ко времени
 более раннему, чем царей Ура, т. е. к концу IV или началу III
 тысячелетия до Р. X. О художественной стороне его памятников писал Reber
 в "Zeitschrift fur Assyriologie".
  Б. Т.
  Гудок - старинный русский народный смычковый трехструнный музык,
 инструмент, с плоскими декою и спинкою, без вырезов по бокам. Две струны
 строились в унисон, а одна квинтою вверх. На Г. играли как на
 виолончели. Описание Г. можно встретить в сочинениях Гютри и
 Разумовского. При Екатерине II Г. был довольно распространен в южной
 России, Малороссии и низовых губерниях. В настоящее время Г. почти
 исчез. Трехструнная скрипка сибирских якутов, описанная Миддендорфом,
 есть, по всей вероятности, видоизмененный Г., занесенный из России. В
 Астраханской губ. камышовая дудка, сопель, свирель называются тоже Г.
  Гудон (Жан-Антуан Houdon) - знаменитый франц. скульптор (1741 -
 1828). Проведя детство в художественной обстановке школы des eleves
 proteges, где его отец был привратником, еще 10 - 12 летним он начал
 упражняться в леплении. Вскоре он был принять в ученики акд. живописи и
 скульптуры, и в возрасте 15 лет уже получил в награду сер. медаль. В
 1761 г., за эскиз барельефа: "Царица Савская", удостоен большой, римской
 премии, с правом семилетнего пребывания в Италии на казенный счет. В
 Италии исполнил модель для изучения человеческой мускулатуры, обратившую
 на него всеобщее внимание а послужившую ему этюдом для статуи Иоанна
 Крестителя, а также изваял статуи "Весталка" и "Св. Бруно"; последнее
 произведение, отличающееся естественной простотой и пластическим
 спокойствием, явилось провозвестником нового направления в скульптуре.
 По возвращении в Париж, Г., на, основании исполненных им работ, был
 избран в 1769 г. в сопричисленные к акад. живописи и ваяния, а в 1777
 г., за мраморную фигуру "Морфей", возведен в звание академика. Первым
 значительным произведением Г. по возвращении во Францию был портретный
 бюст Дидро, привлекший. к художнику заказы со стороны герцога
 СаксенГотского и императрицы Екатерины. Для первого Г. исполнил
 несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы - ее бюст
 (1773 г.); кроме того, русский посланник при французском дворе, кн.
 Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М. Д. и
 А. Д. Голицыных (находятся в Богоявленском монастыре, в Москве). Что ему
 было доступно изображение нежной наивности и чистой красоты, Г. доказал
 бюстом молодой девушки, известным под назв. "La Petite Lise" (у г.
 Ефруси, в Париже). В парижском салоне 1777 г. число произведений Г.
 равнялось половине всех вообще выставленных скульптур, и с этого времени
 определилась его роль, как предводителя франц. скульптурной школы.
 Гудоновские портреты королевского сем., надгробный памятник гр. Эннери и
 барельеф для церкви св. Женевьевы относятся к этой эпохе. В следующие
 затем годы исполнены Г. два бюста Мольера, из которых один отличается
 идеальностью, а другой, наоборот, реалистичностью, портрет Руссо,
 поразительный по сходству и характерности выражения. Однако, ни одно
 произведение Г. не имело такого успеха в публике, как воспетая поэтами и
 расхваленная художественными критиками статуя "Дианы" (мраморный
 экземпляр ее неполн, в 1780 г., нах. в Имп. Эрмит.; бронзовый, исполн. в
 1790 г. - в луврском музее, в Париже). Из многих статуй и бюстов
 Вольтера, работы Г., особенно замечательна изображающая его сидящим (в
 фойе Theatre Francais в Париже, повторение в Имп. Эрмитаже). В 1785 г.
 Г. взял от франц. правительства полугодовой отпуск и отправился в
 Америку, дабы изваять, по заказу С. Ам. Шт., статую Вашингтона. По
 возвращении своем в Париже, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. В 1792 г.
 Г. был избран в адъюнкт проф. акд., затем вступил в члены национального
 наст. Имп. Наполеон, покровительствовавший Г., заказал ему свою статую,
 которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением
 Г. был бюст имп. Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 г. До
 1823 г. Г. оставался в должности проф. королевской акад. Кроме выше
 упомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы:
 "La fileuse" (1788), "L'ete" (1785), статуя св. Схоластики (переделанная
 в "Философию"); бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина имя.
 др. В Имп. Эрмитажи, сверх бюстов Дидро, Вольтера и статуй Дианы и
 фернейского философа, хранятся еще бюсты Даламбера и двух малолетних
 дочерей кн. Голицына. Воспитанный во вкусах и воззрениях эпохи Людовика
 XV, Г., однако, вскоре примкнул к направлению, поставившему себе задачей
 более строгое и правильное вникновение в античные образцы, и, благодаря
 значительности своего таланта, достиг самостоятельности, сделавшей его
 вождем скульптурной школы в эпоху Людовика XVI. Его пластические образы
 явились полным выражением художественных идеалов этой эпохи и
 пользовались восторженным признанием со стороны публики до появления
 Давида, псевдоклассицизм которого сменил направление Г. Эта перемена
 совпала с его возвращением из Америки. Стараясь приноровиться к новым
 требованиям общественного вкуса, он потерял свою оригинальность и впал в
 подражательность.
  А. Н. - в.
  Гужон (Жан Goujon) - франц. ваятель (1510 - 72). Первоначальное
 художеств, образование получил во Франции; путешествовал потом по
 Италии, где изучал античную скульптуру. По возвращении своем во Францию
 подчинился влиянию господствовавшего тогда вкуса. Его первое известное
 произведение - статуя, известная под названием: "Диана" - аллегорический
 портрет Дианы де-Пуатье, герцогини Валантенуа. Статуя эта украшала
 портал замка Ане. Диана изображена нагою и лежащей с луком в руке,
 облокотившеюся на шею оленя; ее куафюра состоит из кос, в которые
 вплетены драгоценные каменья; возле нее - собака. Эта группа так
 понравилась королю Генриху II, что он поручил Г. другие скульптурные
 работы в замке Ане. Г. украсил скульптурами также: Экуанский замок
 (Есоаеn); отель Карнавале, в Париже, где впоследствии жила г-жа Севинье;
 парижскую ратушу, в которой обращали на себя внимание резанные им из
 дерева панно: "Двенадцать месяцев"; затем, ворота Сент-Антуан - четырьмя
 великолепными барельефами: "Сена", "Марна", "Уаза" и "Венера, выходящая
 из волн" (находятся в настоящее время в Лувре). Для церкви монастыря
 францисканцев (cordeliers) Г. изваял замечательный барельеф: "Снятие со
 Креста". Наконец, ему принадлежит в Париже "Фонтан Нимф", известный
 также под назв. Fonlaine des Innocents, начатый при Францискей I и
 оконченный при Генрихе II. По мнению Бернини, "этот фонтан есть лучшее
 произведение французской скульптуры, как по удивительной гармоничности
 между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу. Замечательны
 также гужоновские скульптурные украшения той части Лувра, которая была
 построена П. Леско. Г. был кальвинист и убит в Варфоломеевскую ночь в
 1572 году. В Лувре находятся следующие произведения Г.: барельефы ворот
 св. Антуана, "Смерть и Воскресение", "Христос"; бронзы, украшавшие собою
 входную дверь замка Ане; скульптурные украшения спальни Дианы де-Пуатье,
 и, наконец, знаменитая группа Дианы. В Мальмезоне, бывшем дворце
 императрицы Жозефины, находилась другая Диана Г., представленная
 стоящей, с луком в руке. Существенные черты таланта Г. заключаются в
 необыкновенно развитом чувстве изящества и понимании женской грации;
 кроме того, у него нет соперников в изображении юношеских форм. К этим
 качествам присоединяется понимание условий монументальной
 декоративности, своеобразной, изящной и поэтической.
  В. Ч.
  Гук (Robert Hooke) - английский физик (1635 - 1722). Отец его,
 пастор, готовил его первоначально к духовной деятельности, но потом, в
 виду слабости здоровья мальчика и проявляемой им способности к занятию
 механикою, предназначил его к изучению часового, мастерства.
 Впоследствии, однако, молодой Г. получил интерес к научным занятиям, и
 вследствие этого был отправлен в вестминстерскую школу, где успешно
 изучал языки латинский, греческий, еврейский, но в особенности
 интересовался математикою и выказал большую способность к изобретениям
 по физике и, механике. Способность его к занятиям физикою и химиею была
 признана и оценена учеными оксфордского унив., в котором он стал
 заниматься с 1653 г.; он сначала сделался помощником химика Виллиса, а
 потом известного Бойля. В течение своей 87-ми летней жизни Роберт Г.,
 несмотря на слабость здоровья, был неутомим в занятиях, сделал много

<< Пред.           стр. 278 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу