<< Пред. стр. 296 (из 1179) След. >>
Однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан,заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену
за нужные ему товары. Громадные богатства, полученные по разделу (четыре
завода, которые он потом продал купцу Яковлеву, до 10000 душ крестьян,
более 10 сел и деревень, несколько домов и пр.), и доброе сердце сделали
П. Д. одним из значительнейших общественных благотворителей. На
пожертвованные им 1107000 р. основан московский воспитательный дом. Им
же учреждено спб. коммерческое училище, на которое он пожертвовал 250000
руб. (1772). Когда стали открываться народные училища и главные нар.
уч., П. Д. пожертвовал на них 100000 р. С именем его связывается также
учреждение ссудной казны. - Брат Прокофия, Никита Акинфиевич (1724 -
1789), отличался любовью к наукам и покровительствовал ученым и
художникам. Он издал "Журнал путешествия в чужие края" (1786), в котором
много верных замечаний, указывающих на широкую наблюдательность автора.
Состоял в переписке с Вольтером; в 1779 г. учредил при акд. художеств
премию-медаль "за успехи в механике". Внук Акинфия Д., Николай Никитич
(1773-1828), начал службу адъютантом при кн. Потемкине во время второй
турецкой войны; построил на свой счет фрегат на Черном море. В 1807 г.
пожертвовал дом в пользу гатчинского сиротского института. В 1812 г.
выставил на свои средства целый полк солдат ("Демидовский"). В 1813 г.
подарил московскому университету богатейшее собрание редкостей и в том
же году построил в Петербурге четыре чугунных моста. Живя с 1815 г.
почти постоянно во Флоренции, где он был русским посланником, он,
однако, много заботился о своих заводах, принимал меры к улучшению
фабричной промышленности в России, развел в Крыму виноградные, тутовые и
оливковые деревья; в 1819 г. пожертвовал на инвалидов 100000 руб., в
1824 г., по случаю наводнения в Петербурге, на раздачу беднейшим жителям
- 50000 р.; в 1825 г. - собственный дом для "Дома Трудолюбия" и 100000
р. Составил во Флоренции богатейшую картинную галерею. Благодарные
флорентинцы за основанные им детский приют и школу поставили ему
памятник (1871). Павел Григорьевич (1738 - 1821), внук Никиты
Демидовича, образование получил в геттингенском университете и
фрейбергской академии. Много путешествовал по Зап. Европе. "За обширные
познания в натуральной истории и минералогии" Екатерина II пожаловала
его в советники берг-коллегии. Находился в переписке с Линнеем, Бюффоном
и другими заграничными учеными; составил замечательную
естественно-научную коллекцию, которую, вместе с библиотекой и капиталом
в 100000 руб., подарил московскому унив. (1803). Когда в 1802 г. был
издан манифест об учреждении министерств, заключавший в себе, между
прочим, призыв к пожертвованиям на дело образования в России, Д. одним
из первых откликнулся на него. В 1803 г. на пожертвованные им средства
(3578 душ крестьян и 120000 р.) основано "Демидовское высших наук
училище" (теперь Демидовский юридический лицей). В 1805 г. он
пожертвовал для предполагаемых университетов в Киеве и Тобольске по
50000 р.; тобольский капитал к 80-м годам возрос до 150 тысяч руб. и
пошел на учреждение томского унив., в актовой зале которого поставлен
портрет Д. В 1806 г. он пожертвовал моск. университету свой минцкабинет,
состоявший из нескольких тысяч монет и медалей. В Ярославле ему
поставлен памятник, открытый в 1829 г. Павел Николаевич, старший сын
Николая Никитича, егермейстер (1798 - 1841). Он несколько лет служил
губернатором в Курске и прослыл благотворителем края. Во время холеры
1831 г. построил в Курске четыре больницы; на его счет воздвигнут
памятник поэту Богдановичу. Известен, как учредитель так называемых
"Демидовских наград", на которые жертвовал при жизни и назначил выдавать
в течение 25-ти лет со времени его смерти по 20000 р. ассигнациями или
5714 руб. сер. ежегодно. - Анатолий Николаевич (сын Николая Никитича,
1812 - 70). Большую часть своей жизни прожил в Европе, изредка лишь
приезжая в Poccию. Крупнейшие его пожертвования: 1) основание
"Демидовского дома призрения трудящихся" в СПб., на что им дано более
500000 р.; 2) основание "Николаевской детской больницы", на которую он
пожертвовал, вместе с братом Павлом Николаевичем, 200000 руб. В 1841 г.
он женился на племяннице Наполеона I, сестре принца Наполеона, Матильде.
Купив княжество Сан-Донато, близ Флоренции, он стал называться князем
Сан-Донато, но только за границей. На его счет снаряжена была в 1837 г.
ученая экспедиция в южную Россию (обзор ее результатов издан под
заглавием: "Esquisse d'un voyage dans la Russie meridionale el la
Crimee", (1838; русский пер. М., 1853); он же дал средства на
путешествие по России франц. художника Durand (1837), составившего и
издавшего в Париже альбом видов: "Voyage pittoresque et archeologique en
Russie". Под псевд. Nil-Tag, Д. поместил о России ряд писем в "Journal
des Debats" и издал их отдельною книгой: "Lettres sur l'Empire de
Russie". - Павел Павлович (1839 - 85), сын Павла Николаевича, окончил
курс в юридическом факультете спб. унив., служил в посольствах парижском
и венском, был советником губернского правления в КаменецПодольске, с
1871 по 1876 г. был киевским городским головой. Во время русскотурецкой
войны 1877 - 78 г. был чрезвычайным уполномоченным спб. общества
"Красного креста". На его средства издавалась одно время в СПб. газета
"Россия". В 1883 г. он написал брошюру "Еврейский вопрос в России".
Унаследовал от бездетного дяди, Анатолия Николаевича, титул князя
Сан-Донато, утвержденный за ним Государем в 1872 г.
Литература о Д. : "Жизнеописание Акинфия Николаевича Д.", сост.
Григорием Спасским (СПб., 1833); "Pyccкиe люди" (изд. Вольфа, СПб.,
1866, т. I); Шубинский, "Исторические очерки и рассказы" (СПб., 1892);
"В память столетнего юбилея СПб. коммерческого училища", Комарова (СПб"
1872); "Биография Прок. Ак. Д." ("Всемир. Иллюстрация", 1872, № 208);
"Родословная Демидовых и письма Прок. Акинф. Д." ("Русский Архив" за
1873, № II); Карнович, "Замечательные богатства частных лиц в России"
(СПб., 1874); "Биография Павла Григор. Д.", сост. Головщиковым (в
"Ярослав. Губ. Ведомостях" за 1869 г., № 26 и 27); "Знаменитые из
Демидовых" ("Перм. Губ. Вед." 1870 г. № 70); Дербянин, "Историческое
описание горных дел в Poccии"; Герман, "Историч. обозрение
Колывано-Воскресенских заводов"; Свиньин, "Воспоминание о Ник. Ник. Д."
("Отеч. Зап.", 1829 г., ч. 39); Muller, "Notice sur la vie politique et
privee de Nic. Nik. D." (Пар., 1830); "Биография Павла Григ. Д." ("Ж. M.
Н. П." 1822, ч. 1); "О ученой жизни и деятельности Павла Григ. Д."
("Моск. Губ. Вед." 1844, № 20); "Памяти Павла Павлов. Д. кн. Сан-Донато"
(СПб., 1886); "Демидовы, основатели горного дела в России", Огаркова
(СПб., 1891).
И. Рудаков.
Демография - народоописание (от греч. dhmoV - народ и grajw - пишу).
Слову Д. придается различное значение в Германии и во Франции. Впервые
оно было употреблено Гильяром (Achille Guillard, "Elements de
statistique humaine ou Demographie comparee" (Пар., 1855), по которому
Д. или статистика изучает физическое, экономическое, политическое и
нравственное состояние государства. Германский теоретик статистики,
Рюмелин определяет Д. как описательное (ахенвалль-шлецеровское)
направление статистики, в противоположность математическому направлению
Зюсмильха-Кетле, за которым он сохраняет наименование статистики (в
тесном смысле). Таким образом, по Рюмелину Д. имеет своей задачей
положительное изучение народа и государства, и в этих пределах
излагается в сочинениях как "статистических", так и "географических".
Энгель не признает основного различия между двумя названными
направлениями статистики и определяет Д. как науку, имеющую своей
задачей изображение социальных и политических отношений народа, в смысле
государственного или иного и др. человеческого общежития. Ср. статью его
в "Zeitschrift des Preuss. Statistischen Bureau's" (11 Jahrg. 1871), а
также Rumelin, "Reden und Aufsatze" (1875; Neue Folge 1881); Meitzen,
"Geschichte. Theorie und Technik der Statistik" (1886). Во Франции, под
влиянием Бертильона, название Д. упрочилось за тем отделом статистики,
который имеет своим предметом состав и движение населения. По
определению Бертильона, Д. есть наука, имеющая своей задачей изучение
человеческих общежитий (des collectivites humaines). Она исследует
население с двух точек зрения: во-первых, анализирует состав населения -
это Д. статическая, как бы анатомия общества; во-вторых, изучает
перемены, происходящие в составе населения путем рождения и смерти - это
Д. динамическая, как бы физиология социального организма. У нас термин
Д., в значении, приданном ему Бертильоном, хотя и употребляется, но не
получил всеобщего признания; он заменяется выражениями: статистика
населения, статистика народонаселения. В общем наши статистики (А. И.
Чупров, Ю. Э. Янсон) придерживаются воззрений и деления Бертильона. Так
Ю. Э. Янсон в своей "Сравнительной статистике населения" (СПб. 1893)
различает статику населения, исследующую численность и состав населения
по полам, возрастам, семейному состоянию, занятиям, хозяйственному
положению и физическим его свойствам, и динамику населения, которая
изучает движение населения, выражающееся в поступательной замене одних
поколений другими, в силу естественных процессов вымирания и нарождения
(главнейшим социальным условием последнего является брачность), и в
перемещении масс населения из одних местностей в другие (механическое
движение населения).
А.Я.
Демократия. - Слово Д. происходит от греческих dhmoV и kratia -
буквально народовластие. Им обозначаются: 1) государственное устройство,
где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят на первом
плане, и 2) самые народные массы, раз они сознанием общности интересов
или другими условиями объединены в класс, ведущий борьбу за преобладание
или за реформы в свою пользу. Аристотель (в "Политике") классифицировал
государства по двум признакам: 1) субъекту власти и 2) направлению его
деятельности. В монархиях власть принадлежит одному лицу, в
аристократиях - нескольким, просто в политейях - многим. Когда власть
перестает действовать в общих интересах и начинает руководствоваться
своекорыстными побуждениями, правильные формы правления вырождаются в
неправильные (parekbaseiV) - тиранию, олигархию и Д. или охлократию.
Впоследствии название Д. установилось за Аристотелевой политейей, а
охлократии - за ее неправильной формой, и в таком виде классификация, в
древности вполне соответствовавшая действительности, вошла в древнюю и
средневековую литературу. Только у Полибия и Цицерона появилась еще
смешанная форма госуд. устройства, образец которой видели в Риме. На
рубеже новой истории (у Макиавелли, напр.) принцип классификации по
целям, преследуемым правительством, подвергся строгой критике, а с
развитием представительных форм госуд. устройства и с новым пониманием
демократического принципа - и вовсе был оставлен.
В демократиях древней Греции (наиболее типичною из них были Афины)
каждый свободный гражданин, по достижении совершеннолетия, имел право
принимать активное участие в обсуждении общественных дел; каждый мог
быть избран для отправления любой общественной должности,
административной, судебной или военной; суд производился всенародно.
Моментом, определяющим понятие Д. в древности, было, таким образом,
участие каждого свободного гражданина в управлении, но не личная
свобода; напротив, власть государства над личностью и собственностью
даже свободных граждан была весьма велика, а личная свобода (в
современном смысле) весьма ограничена. Еще менее определялась Д.
равенством, оно совершенно нарушалось рабством, да и в среде свободных
граждан существовали очень важные сословные деления (напр., в Афинах
различались эвпатриды, феты и др.). Позже эти деления, правда, исчезают,
но заменяются разделением по богатству, которое имело не только
экономический, но и юридический характер (в законодательстве Солона,
напр.) и вело за собою различие в государственных правах и обязанностях.
Борьбою низшего класса против высшего нередко пользовались отдельные
лица, которым, при поддержке низших, удавалось добиваться единоличной
власти. Таким образом уже в древней Греции мы видим примеры монархии
демократической по своему происхождению и по своим стремлениям, если не
по организации. История Д. в Риме довольно похожа на ее историю в
Греции. В начале мы видим, как и в Греции, царскую власть, рядом с
которой стоят, во-первых, сенат, во-вторых - народ, собирающийся по
куриям. Но это не была еще Д. ни в древнем, ни в современном смысле
слова; в древнем - потому что власть все-таки принадлежала одному лицу,
в современном - потому что в куриатских комициях участвовали лишь главы
патрицианских семей. Цари, стремясь к расширены власти, опирались на
плебс: но борьба кончилась их поражением и установлением чисто
аристократической республики. Однако, плебс мало-помалу отвоевывал себе
право за правом, как в области гражданского и уголовного права, так и в
области политической. С получением плебеями доступа к жреческим
должностям исчезло сословное различие, и Рим стал Д. в древнем смысле
слова. На смену сословной розни является рознь экономическая; она
приводит к победе цезаризма, опирающегося на пролетариат, над
республикой демократической (или смешанной, по терминологии Полибия) по
своим политическим формам, но решительно враждебной интересам бедных
классов населения.
В средние века на первый план истории выступают новые народы. У
славянских племен общественные дела решаются на вече. Всего ярче
выразилось и всего дольше у русских славян сохранилось вечевое
устройство в Новгороде. Демократическое начало было проведено в
организации государственной власти в Новгороде довольно последовательно
- быть может последовательнее, чем в греческих демократиях, потому что
невольничество и разделение сословий, хотя и существовали, но не играли
такой роли. У германских племен демократическое начало было проведено
слабее. Германские государства (civitates) сами решали все касавшиеся их
вопросы на собраниях полноправных граждан; там же выбирались герцоги
(военачальники) и короли, власть которых сперва была весьма слаба.
Первоначально демократические, народные собрания мало-помалу
превратились в собрания исключительно аристократические, что шло
параллельно с феодализацией политического быта. Очагом нового развития
демократических принципов (в современном смысле слова) во всей зап.
Европе явились города, с своим промышленным и торговым населением, хотя
и тут весьма рано настоящая Д. (popolo minuto в Италии и т. п. ) была
отодвинута на задний план патрициатом (popolo grasso в Италии и т. п.).
На горожан опирались короли в своей борьбе с феодализмом; но когда
политическое значение дворянства было сломлено, королевская власть,
мало-помалу сделавшаяся абсолютной, отказалась от своего союза с
демократическими элементами общества и стала поддерживать социальные
привилегии духовенства и знати. В это именно время в юридических и
политических науках оставляется аристотелевская классификация
государственных форм, как совершенно несоответствующая обстоятельствам.
На смену ей появляется деление по источнику власти и правам правящих лиц
- на монархии неограниченные, монархии ограниченные и республики. На
смену понятия о Д., как форме государственного устройства, является
понятие о демократических (в противоположность аристократическим) идеях
или началах, на которых может быть построена всякая государственная
форма; можно с таким же правом говорить об аристократической республике
или демократической монархии, как и обратно.
Несмотря на торжество аристократической и неограниченной монархии,
демократические идеи не заглохли. В течение XVIII века они сильно
распространились и сделались более сознательными в среде городского
населения или так называемого третьего сословия. Наиболее смелым
выразителем этих идей был Ж. Ж. Руссо, который клал в основу
желательного государственного строя полное равенство всех граждан. Он
даже прямо отдавал предпочтение непосредственной Д., какая существовала
в античном мире. Вообще, в так назыв. философском XVIII в. были сильны
демократические стремления, относившиеся отрицательно не только к
абсолютным монархиям, поддерживавшим аристократические привилегии, но и
к тогдашним республикам (Швейцария, Нидерланды, Венеция, Генуя), в
которых власть принадлежала высшим сословиям, а не всему народу. Впервые
демократические стремления осуществились в Сев. Америке. Населенные
преимущественно религиозными и политическими эмигрантами из Англии, где
в XVII в. обнаружилось сильное демократическое движение, английские
колонии в Сев. Америке с самого начала своего существования управлялись
демократически. Свергнув владычество Англии, они явились первым образцом
большой демократической республики в современном смысле слова, и притом
Д. представительною, а не непосредственною, как Афины или Рим. Рабство,
существовавшее до 1865 г. в южных штатах, резким диссонансом, однако,
нарушало демократический характер не только этих штатов, но и всего
союза. В Европе осуществление демократических стремлений было начато
французской революцией. В эту эпоху их носительницею было "третье
сословие" или буржуазия. Теперь во всех государствах Зап. Европы вся или
значительная доля верховной государственной власти принадлежит народу, и
власть народа комбинируется различными способами с наследственною
властью монархов. Народ осуществляет свою власть посредством избрания
верховного законодательного корпуса, парламента, или одной его палаты;
этому же корпусу, в большей части конституционных государств (видное
исключение составляет Германия), принадлежит контроль над деятельностью
исполнительной власти. В государствах республиканских, кроме того, и
глава исполнительной власти обязан своею властью народному избранию,
хотя обыкновенно не непосредственному (так в Соед. Штатах избирают
президента особые избиратели, во Франции - две палаты парламента; в
Швейцарии президент союзного совета, роль которого до некоторой степени
похожа на роль президента республики, также избирается двумя палатами
союзного собрания). Министры, при посредстве которых управляет президент
в республиках или монарх в конституционных монархиях, назначаются, de
jure (за исключением Швейцарии), главою исполнительной власти; но
некоторые низшие должностные лица (напр., мировые судьи) могут быть
выбираемы народом, прямо или посредственно, даже в неограниченных
монархиях. Участие народа в законодательной деятельности государства в
Швейцарском союзе и в швейцарских кантонах сказывается еще в форме
referendum'a, т. е. всенародного голосования некоторых законов, принятых
законодательным корпусом. Этим Швейцария до некоторой степени сближается
с древними непосредственными Д.
Что касается избирательного права, то оно не всегда бывает
демократическим. Право иметь своих представителей в законодательном
корпусе может принадлежать определенным классам общества не
пропорционально числу голосующих, а в известной, законом определенной
пропорции (Австрия); оно может быть ограничено или находиться в
определенном соотношении с имущественным цензом (Англия, Пруссия, и
др.). Во многих государствах высшие классы, кроме участия в выборе
членов низшей палаты парламента, имеют своим исключительным органом еще
верхнюю палату. Демократическое начало всецело господствует в
избирательном праве лишь тогда, когда оно всеобщее (suffrage universel).
Таково оно в Германской империи, во Франции, в Соедин. Штатах.
Стремление к suffrage universel обнаруживается и в других государствах.
Рабочие добились его принятия (с неважным ограничением) в Бельгии
посредством стачки 1893 г.; за него в 1891 - 1892 г. высказались люди,
стоящие ныне во главе английского правительства; демократические
элементы Австрии и Германии настойчиво требуют его проведения в
последней - в местных сеймах, городах и общинах, а в первой - и для
выбора представителей в законодательное собрание. Демократизация
гражданского права выражается в постепенном сглаживании тех неравенств,
которые существовали в прежние времена между лицами разных сословий в
праве владения недвижимыми имуществами, производства торговли, занятия
ремеслом, еще раньше, в брачном праве - и т. д. В уголовн. праве и
процессе различия между сословиями на Западе почти всецело отошли в