<< Пред.           стр. 308 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 держать при себе проповедников своей веры, и у них отнято было право
 занимать государственные должности. Конституция 1717 г. лишила Д. права
 заседать в сейме, комиссиях и трибуналах и запретила им составлять
 конфедерации для преследования своих религиозных целей; в 1719 г.
 посол-лютеранин был удален из сейма. Лишенные возможности принимать
 деятельное участие в государственной жизни Речи Посполитой, стесненные в
 отправлении своих религиозных обрядов, принужденные в некоторых вопросах
 церковной практики подчиняться решениям католического духовенства (как,
 напр.; в деле браков, по отношению к которым государственные чиновники
 руководились исключительно каноническими правилами католической церкви),
 занимая униженное положение перед католиками, Д. не могли уже
 рассчитывать с полной вероятностью на спокойное пользование своими
 имениями и даже на личную безопасность. Несмотря на то, что конституция
 1717 г. обеспечивала им неприкосновенность их имений и равенство перед
 судом, в практике повседневной жизни и эти обещания закона часто
 оставались мертвой буквой. В том положены, в каком находились теперь
 диссиденты, им трудно было отстаивать свои права. Не раз, пользуясь
 этим, нафанатизированная иезуитами чернь безнаказанно совершала
 нападения на Д., грабила их церкви и дома и убивала их самих. Такое
 отношение польского законодательства к Д. достигло своего апогея в
 конфедерации и pacta conventa 1733 г., по которым у Д. отняты были все
 почти гражданские права и за переход из католической религии в
 какую-либо другую угрожал изгнанием из государства. Но и вообще для Д.
 право пребывания в Польше могло представляться не особенно прочным,
 после того как сейм в 1658 г. постановил изгнать из Польши социниан,
 или, как они назывались в Польше, ариан, дав им два года на устройство
 их дел, и это изгнание действительно состоялось, хотя и несколько позже
 назначенного срока. В руках Д. оставалось еще одно средство для защиты
 своих прав, хотя и считавшееся незаконным, но, благодаря быстро шедшему
 вперед разложении польского государственного организма, практиковавшееся
 в течение XVII и XVIII вв. всеми польскими партиями - обращено к
 иностранным державам; к нему они и прибегли, а для этих держав, особенно
 для России, дело польских Д. сделалось орудием подчинения Польши своему
 влиянию и власти. После избрания на польский престол Станислава Августа
 Понятовского и отказа его дядей Чарторыйских побудить сейм к заключению
 союза с Россией, послы русский, прусский, английский, шведский и датский
 представили польскому двору настойчивые ходатайства за Д. (понимая под
 этим именем и православных), а когда польское правительство отказалось
 принять их во внимание, стараниями русского посла Репнина была устроена
 радомская конфедерация, которой, с помощью русских войск, навязали те же
 ходатайства. Сейм был вынужден в 1768 г. принять варшавский договор,
 согласно которому Д. получали право свободного отправления религиозных
 обрядов и право назначения на все должности, исключая королевского
 достоинства. При смешанных браках сыновья должны были принимать религию
 отца, а дочери - религию матери. Вспышка религиозного фанатизма польской
 шляхты, породившая барскую конфедерацию, привела к первому разделу
 Польши. Права Д. в сохранившейся части Польши были опять несколько
 сокращены: они не могли занимать мест министров и сенаторов, в
 посольской избе не могло быть более 3 Д.; точно также несколько
 ограничены были и права Д. по отношению к постройке церквей, отправлению
 богослужения, употреблению колоколов и т. д. С этими правами дожили Д.
 до уничтожения Речи Посполитой, одною из видных причин которого они
 послужили. См. Кареев, "Очерк реформационного движения в Польше" (1887);
 Любович, "История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии" и
 "Начало католической реакции и упадок реформации в Польше" (1890);
 Жукович, "Кардинал Гозий" (1883).
  М - н.
  Диссонанс - соединение двух и более звуков, не удовлетворяющее, не
 успокаивающее музыкальное чувство, вследствие того, что их вибрации или
 колебания редко совпадают. Д. требует перехода или так называемого
 разрешения в консонанс. При двухзвучном сочетании диссонансами считаются
 следующие интервалы: секунды (большая, малая, увеличенная), терция
 (уменьшенная), кварты (чистая, увеличенная), квинты (увеличенная,
 уменьшенная), секста (увеличенная), септимы (большая, малая,
 уменьшенная), ноны (большая, малая). Каждому из этих Д. соответствует
 особое разрешение; так, напр., при секунде большой, нижний звук идет на
 1/2 тона или тон вниз, верхний - остается на месте или идет на чистую
 кварту вверх (разрешение в терцию большую или малую или в сексту большую
 или малую). Диссонирующими аккордами считаются те, которые заключают в
 себе Д., как, напр., уменьшенное, чрезмерное трезвучия, все
 септ-аккорды,. все нон-аккорды.
  Н. Соловьев.
 
  Диссонанс (физическое объяснение). - Объяснение Д., по Гельмгольцу,
 сводится к явлению звуковых дрожаний или ударов (battements, Stosse,
 Schwebungen), вызываемых одновременным звучанием двух тонов, мало
 отличающихся между собою по высоте. Эти дрожание звука обусловливаются
 тем, что две звуковые волны, достигая уха, попеременно то взаимно
 совпадают и этим усиливают звук, то противодействуют друг другу, когда
 сгущение одной из в их налагается на разряжение другой, причем звук
 ослабляется. Происходит при этом, следовательно, прерывистый звук, ряд
 звуковых ударов, или дрожание тона. Если, например, числа колебаний в 1
 секунду двух источников звука будут 512 и 508, то в каждую секунду
 первому из них будет соответствовать число колебаний на 4 больше, нежели
 второму, а в 1/4 секунды превышение колебаний будет 1. Через 1/4 сек.,
 поэтому, колебания будут приходить в прежние взаимные условия. Через 1/8
 сек., напротив, условия будут как раз противоположные - будет
 последовательное чередование между усилением и ослаблением звука. В 1
 сек. будут, следовательно, 4 удара (т. е. 4 усиления звука). Вообще
 число ударов будет равно разности между числами колебаний двух
 источников звука. Такие дрожания звука производят вообще неприятное
 впечатление на нервы уха, подобно тому, как мерцание света неприятно для
 глаза. Это неприятное ощущение особенно сильно, когда число звуковых
 ударов в 1 сек. заключается между 30 и 40. Дрожания звука вызываются,
 разумеется, не только основными тонами, но также и сопровождающими их
 всегда высшими гармоническими тонами. На основании сказанного легко
 теперь понять, почему, напр., чистая октава звучит хорошо, а не вполне
 чистая очень неприятна для слуха. В самом деле, представим себе, что
 имеются у нас два источника звука, составляющие октаву, причем число
 колебаний одного будет 200, а другого 400 в 1 сек. Числа колебаний,
 соответствующие их высшим гармоническим (второстепенным) тонам, мы
 получим, умножив последовательно данные числа на 2, 3, 4 и т. д. Таким
 образом будем иметь соответствующие числа
 
  Для 1-го тона 200 400 600 800 и т. д.
  Для 2-го тона 400 800 :::
 
  Отсюда видно, что 2-й тон будет как бы только усиливать некоторые из
 высших гармонических 1-го тона. Неприятных дрожаний звука при этом не
 будет и сочетание этих обоих тонов даст полный консонанс. Если же числа
 колебаний не будут составлять между собою чистой октавы (т. е. отношение
 между ними не будет в точности равно 2), напр., пусть число колебаний
 2-го источника будет 420, вместо 400, то тогда получим для 1-го тона Для
 1-го тона 200 400 600 800 и т. д.
  Для 2-го тона 420 840 :::
 
  При этом 420 и 400 дадут 20 дрожаний в 1 сек., а 840 и 800 дадут 40
 дрожаний; ушные нервы будут раздражаться неприятным образом и оба тона
 дадут Д.
  Н. Гезехус.
  Дисциплина, вообще совокупность мер и правил, обязательных для всех,
 входящих в состав известного организованного целого. Д. называются также
 отдельная отрасль науки или преподавания.
  Дисциплина (воинская). - Под воинской Д. разумеется совокупность
 условий, определяющих взаимные отношения между военными начальниками и
 их подчиненными. Из этого определения видно, что начало Д. вытекает из
 принципа военной иерархии и что содержание понятию воинской Д. дает не
 только отношение подчиненных к начальникам, но и начальников к
 подчиненным - иными словами, что понятие воинской Д. не совпадает с
 понятием воинской подчиненности (субординации). Принцип военной иерархии
 состоит в том, значение каждого лица в войске определяется в зависимости
 от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении
 все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от
 верховного вождя, и каждый вышестоящий, по отношению ко всем
 нижестоящим, является начальником, а каждый нижестоящий, по отношению
 вышестоящим - подчиненным. Принимая от начальника веления верховного
 вождя, подчиненный обязан полным ему повиновениям. Это - первая
 обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия
 воинской Д. Второй признак - обязанность подчиненного уважать
 начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в
 подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его
 приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник
 является проводником велений вождя. Поэтому повиновение должно быть
 полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы
 служебных отношений не может быть почитаем обязательным к исполнению
 начальническим приказом. Уважение, также в смысле юридической
 обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения; оно служит
 внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает
 подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных
 знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере
 отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных. Обязанности
 начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной
 формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в
 мирное время - подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное
 воспитание, - они крайне многообразны и не имеют столь резких
 характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко
 переплетаются с обязанностями начальника, как органа административного
 военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности
 начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием: 1)
 линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения
 и признававшей идеалом солдата-автомата; 2) системы комплектования войск
 вербовкою и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными
 элементами, и 3) былых условий общ. жизни, когда подавление личности в
 войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска,
 - исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Д., как на
 совокупность только тех условий, кот. определяют отношения подчиненных к
 начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от
 такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе
 отожествление понятия Д. с понятием подчиненности.
  Действующий русск. закон (ст. 1 Дисц. устава 1888) дает широкое
 определение понятию воинской Д.: воинская Д. состоит в строгом и точном
 соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому, говорится
 далее, она обязывает точно и беспрекословно исполнять приказания
 начальства, строго соблюдать чинопочитание, сохранять во вверенной
 команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не
 оставлять проступков и упущений подчиненных без взыскания. Требуя от
 подчиненных беспрекословного исполнения приказаний начальников, закон
 наш, однако, не распространяет принципа обязательности начальнического
 приказа на приказ противозаконный. Хотя на это прямого указания в Д.
 уставе не имеется, но ст. 2 Уст. ссылается на 69 ст. Воинского устава о
 наказ., которая категорично провозглашает, что деяние, учиненное во
 исполнение заведомо для подчиненного противозаконного приказания
 начальника, преступно. На вопрос, обязателен ли приказ, выходящий из
 сферы служебных отношений - действующий закон прямого ответа не дает.
 Чинопочитание, состоящее, по определению ст. 3 Дисциплинарного уст., в
 оказании должного уважения начальнику и старшему в чине, обязательно как
 на службе, так и вне службы. Обязанности начальника по отношению к
 подчиненным перечислены в ст. 4 Д. уст.: он должен в сношениях с
 подчиненными быть справедливым, отечески пещись о благосостоянии
 вверенной ему команды, входить в нужды своих подчиненных, быть в
 потребных случаях их советником и руководителем, избегать всякой
 неуместной строгости, не оправдываемой требованиями службы, а также
 развивать и поддерживать в каждом офицере и солдате сознание о высоком
 значении воина, призванного к защите престола и отечества от врагов
 внешних и внутренних. Ср. М. Драгомиров, "Учебник тактики" (СП б. 1891);
 П. ГудимЛевкович, "Курс элементарной тактики" (СП б. 1887), а также др.
 учебники тактики и военной администрации и В. Кузьмина-Караваева,
 "Характеристика общей части уложения и Воин. устава о наказ." (СП б.
 1890).
  К.-К.
  Дифирамб (diJuramboV) - особый вид древнегреческой лирики,
 развивавшийся в связи с вакхическим культом Диониса, или Вакха,
 названный одним из эпитетов этого божества и отражавший на себе черты
 бога вина, необузданного веселья и душевных страданий. Местами
 первоначального происхождения Д. предание называло Фивы, Наксос, Коринф,
 издревле прославленные чествованием Диониса. По словам Платона, рождение
 Диониса было древнейшим предметом дифирамбических песнопений,
 посвященных различным событиям из жизни этого божества-героя. Как
 народная песня или восторженная импровизация, зарождавшаяся среди
 праздничного шума и общего возбуждения, Д. составлял исконную
 принадлежность Дионисова культа; напротив, литературная обработка его
 началась сравнительно поздно: наиболее раннее упоминание о Д.
 встречается в отрывке (77) Архилоха, поэта начала VII в. до Р. X., а
 Ариан, Лас и Пиндар, к именам которых предание приурочивало самое
 изобретение Д., создали совершеннейшие образцы его, установили прочно
 его форму и содержание, равно как и способы его исполнения. Они
 распространили дифирамбическую манеру обработки сюжетов на другие
 божества, на многих героев и героинь, жизнь которых, многострадальная и
 полная приключений, способна была настроить поэта на такой же лад, как и
 приключения Диониса. Названные поэты жили в VI и V вв. до Р. X. Согласно
 с характером культа, которому он принадлежал по преимуществу, Д., в
 цветущую пору своего развития, представлял собою гармоническое сочетание
 поэзии, музыки, танцевальных движений, мимики; в самом тексте Д.
 соединялись элементы лирики, эпоса и драмы, ибо здесь была и повесть о
 приключениях героя, и лирические излияния по поводу рассказанных
 событий, и драматический диалог между исполнителями Д. Торжественность
 тона, состоявшая в подборе изысканных слов и смелых оборотов, отвечала
 первоначальному назначению Д. - служит выражением праздничного
 настроения почитателей Диониса, легко переходившего в состояние
 исступления, неудержимого веселья или горя. Что было плодом собственного
 религиозного возбуждения у поэтов более ранних, каковы Лас, Симонид,
 Пиндар, Вакхилид, то обращалось нередко у их преемников в ходульную
 напыщенность и смешную высокопарность. От Аристофана, противника всяких
 новшеств, дошли до нас образчики насмешек над позднейшими дифирамбиками.
 Довольно обстоятельное определение Д. дает Прокл ("Chrestom." 14, "Phot.
 Bibl." р. 320). Огромная литература Д., за весьма скудными исключениями
 потеряна; тем ценнее сохранившийся изящный отрывок Д. Пиндара ("Dion. de
 compos, verb." 22).
  Литературная история Д. начинается с опытов Ариона, уроженца
 обильного виноградниками Лесбоса, прибывшего в Коринф ко двору Периандра
 (628 - 585) из южной Италии, где память греч. героев праздновалась с
 большою торжественностью. С этого времени Д. составлялись поэтами с
 соблюдением характерных особенностей в стихотворной композиции, в
 подборе выражений и в музыкальном аккомпанементе и назначались для
 мимического исполнения так наз. циклическими хорами в определенные
 праздники Диониса, вокруг жертвенника; дифирамбическим инструментом была
 флейта. Д. хор состоял впоследствии из 50 человек. Ариону принадлежало
 составление хоров из сатиров, ближайших спутников божества, называвшихся
 козлами (tragoi), откуда и термин trag-odiа - песня козлов, сатиров, а
 также распространение Д. на других героев и богов, хотя это последнее
 приписывалось и более позднему поэту, Ласу; наконец, к Ариону следует
 приурочивать начатки трагедии и в том смысле, что в Д. лирические части
 стали правильно чередоваться с рассказом корифея хора (exarcwn) о
 приключениях героя. Во всяком случае Д. принадлежит важная роль в
 истории трагедии и театра: он не только разработал стихотворные формы,
 пригодные для античной драмы, но приготовил в большой мере и сценическую
 обстановку ее. Высшего развития Д. достиг в Афинах, где ежегодный
 чествования Диониса со времени Пизистрата и сыновей его получили
 грандиозные размеры: здесь только примыкавшая к Д. трагедия имела
 гениальных мастеров и произвела на свет бессмертные образцы; здесь же Д.
 продолжал развиваться, независимо от драмы, в том направлении, какое
 дано было ему другом Гиппарха, Ласом из Германы. Поэт, композитор и
 учитель музыки, Лас усилил музыкальный аккомпанемент Д. и освободил этот
 вид лирики от дробления на строфы и антистрофы, благодаря чему
 открывался простор самым сложным ритмическим образованиями и
 обеспечивалось дальнейшее самостоятельное развитие музыки и мимического
 искусства; в этой форме Д. благотворно воздействовал на успехи греч.
 музыки вообще. Первенствующее значение в трагедии принадлежало тексту, в
 дифирамбе - музыке. Лас устроил публичные состязания дифирамбических
 хоров на Дионисовых празднествах. Впоследствии драматические
 представления на так наз. больших Дионисиях в Афинах предварялись
 состязаниями дифирамбических хоров детей и взрослых мужчин; блестящая
 постановка этих хоров составляла одну из тяжелых повинностей для богатых
 граждан. В Афинах исполнялся и Д. Пиндара, ученика Ласа; здесь выступала
 многочисленные дифирамбические поэты, по происхождению при надлежавшие
 различным частям Эллады. В позднейшей древности некто Дамагет из
 Гераклеи посвятил особое сочинение дифирамбическим поэтам. Уцелевшие
 названия Д. указывают на разнообразие их по содержанию: "Данаиды".
 "Одиссей", "Ниоба", "Персефона", "Гименей" и т. п. Благодаря
 многосторонности содержания и той легкости, с какою музыка Д.,
 господствовавшая над текстом, приспособлялась к новым вкусам и понятиям,
 этот вид лирики, хорошо известный Цицерону и Горацию, замер только со
 смертью того культа, часть которого он составлял. См., кроме общих
 курсов истории греч. литературы и поэзии: Lutke, "De Graеc. dithyrambis
 et poetis dithyrambicis" (Б., 1829) и Schmidt, "Diatribe in dith.
 poetarumqne dith. reliquias" (Б., 1845).
  Ф. Мищенко.
  Дифтерит (Dyphteritis) - гнилая жаба, острое заразное заболевание,
 обусловливаемое поступлением в организм инфекционного начала - особого
 вида микроба, лишь недавно изученного немецким бактериологом Леффлером,
 имеющего вид маленькой, неподвижной, слегка искривленной палочки. Он
 отличается чрезвычайной жизнеспособностью и способностью упорного
 противодействия различным внешним агентам, напр., высушиванию. Микроб
 отделяет крайне ядовитые продукты (токсины, токсальбумины), гибельно
 действующие на животный организм. Как общее заболевание с местной
 локализацией процесса на какой-либо слизистой оболочке тела, в зеве,
 гортани, носу, прямой кишке и т. п., или на поверхности раны, Д.
 известен давно. Распространяется обыкновенно эпидемиями, хотя в
 некоторых местностях встречаются почти постоянно отдельные спорадические
 случаи. Эпидемия Д. наблюдались почти во всех странах, во всякое время

<< Пред.           стр. 308 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу