<< Пред. стр. 336 (из 1179) След. >>
произрастая с светолюбивою сосною; выполняет роль почвозащитной породы,в смешении же с березой очень часто страдает от охлестывания ее почек
ветвями этой породы. Из хвойных одна Е. пригодна для живых изгородей.
При естественном возобновлении Е., вследствие плохой устойчивости ее
против действия ветра, ведение семенных лесосек весьма затруднительно;
точно также нельзя оставлять семянников и вести рубки кулисную и
площадками в шахматном порядке, но сплошная рубка лесосечными полосами в
30 - 50 саж. ширины, с обсеменением от соседнего, остающегося на корне
насаждения - "от стены" - при соблюдении надлежащих правил, бывает
весьма успешна относительно естественного возобновления. Из мер
искусственного возобновления и при лесоразведении посев (в борозды и
сплошной) теперь редко применяется, вследствие легкости и дешевизны
посадки, как 1 летн. саженцами (под кол) прямо из гряды питомника, так и
2 - 4 летних из школы, большею частью с обнаженными корнями. Кроме
засухи, мороза и ветра Е. повреждается также навалом снега. Из
растительных паразитов на ней встречаются: на всходах - Phytophtora
omnivora; на хвое - Chrysomyxa abietis Ung. и Aecidium abietinum Alb. et
Schw. (последняя в Архангельской губ. занимает тысячи квадратных верст и
известна там под названием "ржавчи"); в коре и древесине пня и корней -
опенок (Agaricus melleus L.) и Trametes radiciperda R. Hrtg., и ствола -
Trametes pini (причина красной гнили), Polyporus vaporarius и др. Между
насекомыми повреждают у Е.: корни - Melolontha vulgaris, М.
hippocastani, Gryllotalpa vulgaris; кору - Hylobius abietis и Н.
pinastri; луб и заболонь - Bostrychus typograpbus, В. amitinus и
chalcographus; древесину - Xyloterus lineatus; почки и хвою - Ocneria
monacha, и молодые побеги
- Hylobius abietis.
Древесина обыкновенной Е. без ядра или сердца, мягкая, мало
смолистая, блестящая, легкоколкая, с прямыми волокнами, часто
предпочитается сосновой, как, напр., на половые доски, стропила для
крыш, днища судов и т. п. Она доставляет резонансовый лес и пригодна для
переработки в бумажную массу; как дрова - посредственных качеств. Кора
употребляется для дубления кож. 2) Сибирская. Е. (Picea obovata Ledeb.).
Ботанические ее признаки - форма шишек и вид нижних краев чешуек -
достаточно уже исследованы (ср. "Лесн. Журнал", 1872, работа 9. А.
Теплоухова и О. Kihiman's, "Pflanzenbiologische Studien aus
RussischLappland" в "Acta societatis pro faune et flora fennica", VI,
1891); точно также существует указание на различие между ее всходами и
Е. европ. (исследование Федоровича в "Лесн. Журн." 1876 и 1880).
Выяснено, что она встречается почти на 2/3 площади северных лесов
(напр., на р. Печоре), где растет в "пармах" - смешанных насаждениях с
пихтою, березою и осиною, на глинистой, известковой и каменистой, свежей
или сырой, почвах, и, вследствие климатических и почвенных условий, не
достигает размеров крупного строевого леса, пригодного для эксплуатации.
Древесина ее плотнее, чем у Е. европейской. 3) Кавказская или восточная
Е. (Picea orientalis Carr., Abies orientalis Poir., Pinus orientalis L.)
- свойственна исключительно зап. части Кавказского перешейка; образует
обширные леса в Батумской области, Гурии, Мингрелии, Имеретии, Сванетии
и в районе реки Куры (Ахалцыхский и Горийский уезды); встречается в
Черноморском округе, Дагестане и восточной части Терской области. В
горах попадается единично на высоте 2500 фт.; обширные же ее насаждения
лежат в полосе 4500 - 7000 фт., нередко заканчивая там собою лесную
область. Часто достигает толщины 5 - 7 фт. при высоте 150 - 180 фт. и
сохраняет вполне здоровую древесину и хороший рост в 400 - 500 летнем
возрасте. Растет, как чистыми, постоянно сомкнутыми обширными
насаждениями, так и в смеси с буком, сосною и грабом, при чем запас
насаждений до 150 куб. саж. на десятине. Восточная ель избирает
исключительно затененные склоны, преимущественно глубокие, закрытые
ущелья; к составу почвы безразлична, но нуждается во влаге, и потому,
при неумелом ведении рубок (напр., в Грузии), засыхает целыми участками
и очень часто страдает от ветровала. Древесина белая, мягкая, легкая и
прочная, предпочитается на Кавказе всем другим хвойным породам, как лес
строевой, пильный и для разных мелких поделок; из смолистых пней и
корней заготовляется местными жителями лучина - квери по-грузински (ср.
Я. С. Медведев, "Деревья и кустарники Кавказа", 1883). 4) Из
американских видов наиболее рекомендуются для разведения в России: а)
Белая Е. (Piсеа alba Lk., Abies canadensis Mill, A. alba Mchx., Pinus
canadensis Durr., P. laxa Ehrh., P. glauca Mnch., P. alba Ait.),
оказавшаяся более пригодною для возращения в наших южных (донских)
степях, чем европейская Е.; б) Красная Е. (Picca гubra Lk.), и в) Черная
Е. (Picea nigra Lk., Abies nigra Mchx., A. denticulata Poir., Pinus
nigra Ait., P. Mariana Durr.).
В. Собичевский.
Енотовидная собака (Canis procyonoides Gray) - зверь из семейства
псовых (Canidae), отряда хищных млекопитающих (Carnivora). Формою
вытянутого тела на коротких ногах скорее напоминает куницу, чем род
Canis; морда короткая, узкая и острая; хвост короткий, пушистый,
прямостоячие, короткие унии, почти спрятанный в меху. Густой и длинный
мех, с богатым подшерстком, буроватого цвета; голова и бока шеи
бледно-зеленые; позади плеч по большому, бледно-желтому пятну. Длина
тела 70 - 80 см., из коих на хвост приходится 10 см. высота в загривке
20 см. Водится в Японии и Китае, от Кантона до Амура; особенно
многочисленна в области верхнего Амура и его притоков. Держится по
преимуществу в долинах рек. Ведет бродячую жизнь; на добычу выходит
главн. обр. ночью. Питается преимущественно мышами и рыбой, но также и
различными растительными веществами: ягодами, плодами и др. На зиму
впадает в спячку, забираясь в покинутые лисьи норы или глубокие ямы; но
зимний сон непродолжителен и даже не всегда наступает. Местные уроженцы
едят мясо Е. соб.; мех употребляется главн. обр. на шапки.
В. Ф.
Енот (Procyon lotor Desm.), или раккун, или полоскун - животное из
сем. медведей (Ursidae), отряда хищных млекопитающих (Carnivora). У Е.
широкая голова с короткой острой мордой; длинный хвост; ноги с голой
подошвой; на всю подошву Е. опирается, однако, лишь при стоянии, при
ходьбе же опирается на одни пальцы. Коренных зубов 6/6. Длина туловища
65 см., длина хвоста 25 см., высота в загривке 30 - 35 см. Шерсть
желтовато-серая с примесью черного; от лба до кончика носа тянется
черно-бурая полоса; вокруг глаза черно-бурое пятно; пушистый хвост
одинаковой толщины на всем протяжении, серо-желтого цвета с черно-бурыми
кольцами и концом. Водится в Северной Америке; живет в лесах, около рек
и озер. На охоту выходит преимущественно ночью; день проводит на
деревьях или в дуплах. Превосходно лазает по деревьям; может, как
обезьяна или ленивец, бежать по горизонтальному сучку, вися на нем вниз
спиною. По своей пище Е. - животное всеядное; он пожирает плоды, овощи,
птиц и птичьи яйца, насекомых, мелких млекопитающих. Нередко забирается
в птичники фермеров. Он ловит также рыбу и собирает на берегу моря раков
и моллюсков. У него привычка обмакивать пищу в воду и тереть между
лапами (откуда название полоскун). Вообще он с большою ловкостью
пользуется передними лапами, как руками, и подносит ими пищу ко рту,
сидя на задних лапах. Е. преследуют из-за ценного меха; ежегодно
добывают в Америке до 600 - 800 тыс. енотовых мехов. Мясо Е.
употребляется в пищу. Течка происходит в конце зимы; в мае месяце, после
9 - 10 недельной беременности, самка приносит 4 - 6 детенышей, для
которых устраивает ложе в дупле. Пойманный в молодости, Е. скоро
становится очень ручным, но не привязывается к людям. - Другой, близкий
вид Е. (Procyon саncrivorus Desm.) живет вдоль вост. берега Южной
Америки; он такое же всеядное животное, как и предыдущий, но отдает
особенное предпочтение крабам, добываемым на морском берегу.
В. Ф.
Епископ (EpiscopoV - букв. надзиратель, блюститель). В древней Греции
это имя носили политические агенты, которых Афины посылали в союзные
государства для наблюдения за выполнением ими союзных договоров. В
христианском мире это название усвояется третьей, высшей степени
церковной Иерархии, совмещающей в себе всю полноту апостольский власти.
Не только в Святом Писании, но и в творениях отцов церкви II и III века,
по причине не установившейся еще терминологии, название епископа часто
усвояется пресвитеру, а иногда (напр. Деян. 1, 20) апостолам и даже
(напр. 1 Петр. II, 25) самому Иисусу Христу; наоборот, пресвитерами
нередко именуются епископы и апостолы. Несомненно, однако, что
епископство, как особая, высшая степень церковной иерархии, учреждено
еще в век апостольский. По блаж. Иерониму, название епископа, в
специальном смысле слова, получило начало после беспорядков в коринфской
церкви (около 60 г.), вызвавших Послания ап. Павла к коринфянам. В
послании Климента Римского (69 г.) имя Е. употребляется еще в применении
и к пресвитерам. Игнатий Антиохийский (ум. 107) и Тертуллиан (ок. 200
г.) употребляют название епископа в нынешнем значении этого слова. Уже в
так называемых пастырских Посланиях ап. Павла к Тимофею и Титу, писанных
в 65 и 66 годах, епископство является ясно очерченным во всех
существенных своих чертах, с вполне обозначенными отличиями его от
пресвитерства, как и от апостольства. Оно представлено здесь как
завершительный акт устроения церкви, выразившийся в образовании
поместных церквей (коринфская, галатийская, фессалоникийская, ефесская,
критская), для которых и были поставлены епископы, с их отличительным
правом поставлять, чрез рукоположение, пресвитеров и диаконов. В отличие
от пресвитеров, управлявших общинами под непосредственным наблюдением
апостолов, Е. являются самостоятельными, полномочными правителями
церквей. От апостолов, с другой стороны, они отличаются тем, что
призванием первых было устроение церкви вселенской, для чего им даны
были чрезвычайные благодатные дарования от самого И. Христа (Лук. VI,
13), а епископам, призванным к управлению церквами поместными, дана,
чрез апостолов, лишь полнота благодатных даров таинства священства. В
первый момент истории церкви апостолы (напр. ап. Иаков в Иерусалиме),
сначала всецело, а потом большею частью, сами отправляли в церкви
функции епископского надзора и пресвитерского служения, имея при себе
лишь диаконов; затем они учредили степень пресвитеров (о ней в первый
раз упоминается через десять лет по учреждении диаконов; Деян. XIV, 23),
а после всего уже епископов, как своих заместителей и преемников в
основанных ими поместных церквах. Эти первые епископы были вполне
независимы в своих действиях, образуя, под верховною властью апостолов,
один чин равных друг другу высших представителей церквей. Строгого
разграничения епископий в первое время не было. Средоточием церковного
управления сначала был Иерусалим (Деян. XI, 22, XV, 2, 22, XXI, 17 - 19;
Гал. II, 12 и др.). Позже вне Иудеи особенным уважением пользовались
церкви основанные непосредственно апостолами. Свои названия эти церкви
заимствуют или от гражданских округов (напр., церкви азийские), или от
части округа или провинции (напр. церкви македонские), или от гл. города
округа (напр. церкви фессалоникийская, ефесская). Среди нескольких
епископов целой области еще при апостолах епископ главного ее города
представляется главным. Так, оставляя церкви Азийского округа, апостол
призывает к себе пастырей главного их города - Эфеса, чтобы чрез них
преподать наставления для всех пастырей округа; желая дать распоряжение
для церквей Ахаии, он обращается с речью к церкви ее главного города,
Коринфа. Существенною принадлежностью епископского управления в век
апостольский является существование при нем совета пресвитеров
(presbuteriou), который, впрочем, не имел сам по себе ни
законодательной, ни судебной, ни церковно-административной власти, а был
совещательным и исполнительным органом епископского управления. В
следующий за веком апостольским период церковной истории каждая
этнографическая разновидность, из вошедших в состав Греко-Римской
империи, составляет отдельную поместную церковь, которая имеет в своем
составе несколько епископских округов, состоящих из так наз. парикий
(paroikia) - епископий наименьших размеров, так что епископии имелись не
только в главных городах провинций, но и в малых городах и даже иногда в
незначительных селениях. Число их, чем дальше, тем больше умножалось, по
мере увеличения числа христиан среди той или иной народности. В конце IV
века соборами Лаодикийским (прав. 57) и Сардикийским (прав. 6) было
запрещено без особенной нужды умножать число епископий и ставить
епископов в малые города и селения. Хотя и равные между собою, епископы
каждого народа отдают преимущество чести первому между нами, каким
считался сначала старший по времени рукоположения, позже - старший по
важности города, в котором он епископствовал (в церковном или в
гражданском отношении. Преимущество чести перешло в преимущество власти:
апостольское правило (39-е) усвояет старейшему епископу право наблюдения
за тем, чтобы правящая деятельность каждого епископа не выходила за
пределы его епископского округа, хотя в то же время и первенствующему
епископу правила эти запрещают делать какие-либо распоряжения,
касающиеся целой церкви поместной, без согласия всех ее епископов. Так
возникли в церкви учреждения: с одной стороны - первенствующего епископа
(примаса), с другой стороны - соборов, как высшей инстанции в управлении
поместной церкви, прототип которой был дан еще в апостольском
Иерусалимском соборе (в 51 г.). В первобытной церкви существовало
выборное начало при поставлении епископов. Народ и клир епископии, по
предварительном совещании, намечали кандидата на сиротствующую кафедру и
представляли его собору епископов области, который, по удостоверении в
его добрых качествах, требуемых церковными правилами, посвящал его в
епископы. Это участие клира и мирян в избрании Е., чем дальше, тем
больше ослабевало. В конце VI века оно было ограничено, участием в
выборах лишь клира и лучших граждан, которые избирали трех кандидатов и
представляли их митрополиту, для выбора и постановления одного из них. В
XII в. избрание епископов происходило уже вовсе без участия мирян и
клира, собором одних епископов, который выбирал трех кандидатов и
представлял, для окончательного избрания одного из них, митрополиту, при
замещении кафедры митрополита - патриарху, при замещении кафедры
патриаршей - императору. В русской церкви до половины XV в. митрополиты
избирались в Константинополе. После падения Константинополя русские
митрополиты, а потом патриархи, избирались собором русских пастырей в
том порядке, какой соблюдался в Константинополе. Избрание епископа в
удельно-вечевой период зависело от митрополита с собором и стольного
князя. В Новгороде избрание "владыки" было делом веча и высшего
духовенства города: окончательный выбор из трех кандидатов, избранных
вечем, производился посредством жребия. Со времени утверждения в России
единодержавия, все епископы избираются высшею церковною властью (прежде
- соборами, под председательством митрополита или патриарха, ныне - св.
Синодом) и утверждаются Высочайшею властью. Память о существовавшем в
первобытной древности участии клира и мирян в избрании Е. доселе живет в
существующем чине епископского посвящения, именно в троекратном пении
клиросом (изображающим при богослужении народ) слова: аксиос, т. е.
достоин (избранный - епископства).
Епископская власть, как она предначертана в св. Писании и
первоначальных, основных, канонах церкви, в древности всегда была
предметом особенно заботливой охраны со стороны церкви. "Без епископа ни
пресвитер, ни диакон ничего да не совершают". "Без Е. нет церкви". "Кто
не с Е., тот не со Христом". Позже Е. усвояется название начальников
церкви - principes ecclesiae, arconteV ekklhsivn. После того как
христианство получило покровительство светской власти, разные права Е. и
взаимные их отношения начинают занимать много места в соборных
постановлениях. Подробная регламентация Иерархических отношений была
совершенно необходима, в виду значительного числа епископов и дробления
епархий. Из первоначальной, церковно-общинной формы, когда Е. управляет
епископией отечески, широко пользуясь содействием не только совета
пресвитеров, но и самой паствы, возникает мало-помалу сложная
организация, в которой власть Е. является обставленною целой системой
бюрократических должностей и учреждений ("эконом" и "великий эконом",
"скевофилакс" и "великий скевофилакс", "хартофилакс", "великий
хартофилакс" и т. д.). Эта поместная (византийская) форма церковного
управления в позднейшее время (в России) изменилась в
епископально-консисториальную, в которой первоначальный образ Е., как он
предначертан в посланиях апостольских и разъяснен в последующих
канонических постановлениях соборов вселенских и поместных, сохранен
ненарушимо.
Развитие внешнего Иерархического строя всей церкви совершалось, с
древнейших времен, в следующих формах. Вышеупомянутые первенствующие Е.,
если они получали свои преимущества чести и власти потому что были
епископами главных областных городов, называвшихся, на
гражданско-административном языке, митрополиями, получали титул
митрополита, который, по мнению одних, был им усвоен лишь со времени
Никейского собора (проф. Н. Заозерский), по мнению же других (проф. Н.
Суворов, вслед за анонимным автором статьи "Правосл. Собеседника" 1858
г.: "Обозрение форм поместного управления") - значительно раньше.
Несомненно, что те права и преимущества, какие соединены были с этим
титулом, были присущи некоторым областным Е. еще в III в. Киприан, кроме
Карфагена, считал под своею властью Нумидию и обе Мавритании: Ириней
Лионский был областным иерархом всей Галлии; епископы Александрии
управляли церквами Египта, Ливии и Пентаполя. Е. ефесский имел местное
значение в церквах малоазийских, кесарийский - в палестинских, римский -
в западных. 1-ый вселенский собор названы митрополитов усвоил Е. Рима,
Антиохии, Александрии и Кесарии, недостаточно точно разграничив при этом
пределы их областей, который не раньше как 2-м вселенским собором были
приурочены к гражданско-административному делению греко-римской империи.
Митрополичьи преимущества чести (но не власти) были усвоены также Е.
новой столицы - Константинополя. Чтобы согласовать права митрополитов
разных категорий (митрополитов епархий в митрополитов диоцезов), второй
вселенский собор определил важные церковные дела в каждой области решать
собором всех Е. области. Права митрополитов были следующие: 1) он
наблюдал за церковным порядком всей провинции и за своевременным
замещением в ней вакантных епископских кафедр и управлял делами
последних до избрания Е.; при избрании совершал рукоположение, вместе с
Е. области; 2) созывал поместные соборы и председательствовал в них; 3)
принимал жалобы носы и до на Е. области и устанавливал порядок суда над
ними; принимал апелляции на суд епископский, даже на решение нескольких
Е.; 4) Е. области ничего важного не могли предпринимать без его согласия
и должны были возносить его имя в своих молитвах; 5) он имел право
посещения и обозрения всех епископий своей области; 6) никто из духовных
лиц без дозволительной грамоты за его подписью не имел права являться ко
двору; 7) он объявлял в своей области царские постановления по делам
церковным. Во то же время власть митрополита имела ограничения: он не
должен был простирать своих притязаний далее пределов своей области; в
делах, касающихся целой области, он ничего не мог сделать без согласия
собора Е. области, на котором, в случае разноглася, дела решались не его
голосом, а большинством голосов; он не мог судить Е. без собора, сам же
был и поставляем, и судим собором своих Е.; его приговоры, хотя бы
постановлены были совместно с собором, подлежали апелляции к большему
областному собору (позже - к патриарху). Кроме Е. главных городов, волею
императора в звание митрополита были возводимы Е. и малых городов, хотя
это звание было в таком случае лишь титулом. Когда, при новом
административном делении Греко-Римской империи (при Константане В.),
главные города области сделались столицами диоцезов, Е. этих столиц,
имевшие власть над другими Е. целого диоцеза, получили, кроме звания
митрополита, титул архиепископа. Если в диоцезе было несколько
подведомственных архиепископу митрополитов, пред которыми он имел