<< Пред.           стр. 34 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 искусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной стороне храма,
 перед изображением божества. В Риме А. были воздвигаемы не только
 отдельным богам, но и героям, а впоследствии даже императорам. Их место
 нахождения не ограничивалось у греков и римлян храмами, а они были также
 воздвигаемы на улицах, площадях. в священных рощах и у священных ручьев.
 И у евреев, не смотря на Моисеев закон, дозволявший жертвоприношение
 только во храме, удержался до времен Вавилонского плена древний обычай
 воздвигать А. на возвышениях. так много посещаемыми местами
 жертвоприношений были: Рама, Галгал, Вефиль и Мицпа. У евреев алтари
 различались между собою по форме и архитектуре, смотря по особым целям,
 для которых они служили. Были А. для сожигания жертвенных животных, А.,
 на который только возжигались фимиамы и хлебные - А., на которые
 возлагались бескровные жертвы. Весьма отличны от этих древних А.
 христианской церкви; здесь А. был первоначально столом, на котором
 справлялась вечеря любви; до конца II-го в. А. и оставался поставленным
 в церкви столом, на котором распределялось Причастие и совершались
 другие церковные службы. В виде построенных уже - А. появились у
 христиан, по всей вероятности, только во времена Константина Великого.
 Предписание обращать их всегда к востоку, происходит, говорят, еще от
 Папы Сикста II (ум. в 258 г.); в VI в. вошло в обычай украшать их
 крестом, со времен же Григория VI сделалось в римской церкви обычаем
 ставить по несколько А. Самый главный из них, высокий алтарь, сохранил
 свое место на возвышении, в романских церквах часто украшенном
 балдахином и снабженном ступенями; другие ставились у колонн, на
 восточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах.
 Обыкновенная форма готического А. - крылообразна (Flugelaltar), внутри с
 пластическими, снаружи с рисованными украшениями; но часто встречаются
 А., украшенные и внутри живописью. Архитектурная форма А. различается по
 стилям. Алтарный стол покрывается скатертью различных цветов, смотря по
 различным церковным праздникам; на А. находятся: крест, цветы и свечи.
 Для исполнения церковных треб, в дороге, в походе и т. п. употребляется
 переносный алтарь, стоящий на деревянном постаменте. Во время реформации
 число алтарей в каждой церкви ограничено до одного; из швейцарских
 церквей они даже совсем удалены. Поэтому и теперь в лютеранских церквах
 находится только один алтарь, в кальвинистских только простой,
 снабженный крестом, стол.
  В православной церкви алтарем называется часть храма, предназначенная
 для священнослужителей и отделенная от средней части храма высоким
 иконостасом. В нем находится престол (Jusiasthrion - алтарь, по
 терминологии западной) в виде равностороннего прямоугольника, с
 положенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или в
 антиминсе полагается часть св. мощей, в воспоминание древнехристианского
 обычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престол
 покрывается свящ. одеждами (срачица, индития, илитон). В алтаре
 находится также, обыкновенно, жертвенник или особый стол для совершения
 проскомидии. В каждом храме может быть несколько алтарей и престолов. На
 одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.
  Алтын - старинный русский монетный счет, название которого получилось
 от татарского слова алты (шесть). До Петра I алтыны у нас не чеканились,
 но велся только счет на алтыны: по курсу в алтыне считалось от трех до
 шести денег. При Петре I были выпущены первоначально в 1704 г. алтыны из
 хорошего серебра, потом в 1711 и 1712 гг. выпущены алтынники из серебра
 70 пробы, а в 1718 выпущены нечеканенные, а тисненные алтынники, против
 пробы девка - из золотника 5, алтын (указ 24 января 1718, №3148), затем
 было разъяснено, что алтынники и копейки должны быть делаемы из серебра
 38 пробы, тогда как рублевики, полтинники и гривенники делались из
 серебра 70 пробы (№3164). Но алтынники ходили недолго. Императрица
 Екатерина I, хотя и повелела 26 мая 1725 вновь выпустить серебряные
 алтынники низшей пробы (1/2), но уже 15 июня от этой монеты отказалась,
 дав указ: "новую монету из той пробы, из которой прежде указом повелено
 было делать алтынники, ныне делать гривенники, а алтынников не делать"
 (№4909).
  Так как алтын постоянно оставался монетным счетом (и теперь еще
 имеется пятиалтынный, 15 к.), то в переносном смысле алтынником стали
 прозывать человека особенно любившего алтыны, вообще стремившегося
 правдами и неправдами нажить деньги. Отсюда образовался и глагол
 алтынничать - стремиться к наживе путем обмана, обсчитывания, взяток.
  Алупка - татарская деревня на южн. берегу Крыма, в 15 км. к
 юго-западу от Ялты; славится великолепным дворцом кн. Воронцова,
 построенным в живописнейшей местности, в готическо-мавританском стиле из
 крымского гранита и зеленого камня (по плану английск. архитектора
 Блора), и окруженным роскошнейшею тропическою растительностью. В
 виноградниках его насчитывают до 104 т. виноградных лоз лучших
 иностранных пород. Выше дворца расположен сад с гротами, естественными
 пещерами; кратером потухшего вулкана и огромными, необыкновенно
 причудливой формы, скалами, между которыми разбиты прелестные аллеи.
 Отсюда открывается чудный вид на море и на высокий Ай-Петри (1234 м.).
 На близлежащих высоких скалах видны хорошо сохранившиеся фундаменты и
 толстые стены древнего укрепления. В окрестностях А. выламывается
 мрамор.
  Алфавит является последним явлением в истории письма. Этим названием
 обозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянном
 порядке и передающих приблизительно полно и точно все отдельные звуковые
 элементы, из которых составлен данный язык. Алфавит в первый раз
 является у финикиян, когда они заняли дельту Нила и познакомились с
 египетским письмом. Это могло случиться за 2000 лет до Р. Хр.; но самый
 древний финикийский писанный памятник относится ко времени ок. 1000 лет
 до Р. Хр., когда царствовал сидонский царь Ашманозар; другие же
 древнейшим памятником считают надпись моабитского царя Мении. От
 финикиян переняли алфавит греки: они оставили без резких перемен форму
 финикийских букв, сохранили: их звуковое значение, даже их названия и
 порядок, в котором следуют одни за другими. Притом некоторые знаки
 оказались излишними и напротив некоторые звуки греческой речи не могли
 быть передаваемы финикийскими знаками. Должно было создать несколько
 новых знаков, которые в различных местах имели разнообразную форму и
 выражали не везде один и тот же звук; когда и кем были изобретены эти
 знаки - неизвестно; древние традиции, касающийся этого вопроса, не
 заслуживают доверия. По этим оттенкам греческие алфавиты, (которых
 название по первым буквам alja, beta стало общим для всех звуковых
 систем), разделяются на нисколько систем, сходных одна с другою в
 отношении порядка и формы букв, но различных по их количеству и
 звуковому их значению; ср. Киргхоф, "Studien zur Geschichte des
 griechischea Alphabeten".
  От греческих взяли начало италийские алфавиты, а именно: этрусский,
 умбрийский, осский, латинский, фалискийский. Сначала они почти ничем не
 различались от греческих, но со временем стали больше приноровляться к
 местным требованиям языка и вместе с тем по форме и значению букв
 удаляться от греческого первообраза; потом же все пропали, кроме
 латинского. С другой стороны греческий алфавит дал начало еще
 албанскому, обоим церковнославянским и готскому Ульфилы, занявшему
 притом часть форм у рун . Позднейшее так называемое готическое письмо,
 которым писались и печатались западноевропейские (и западнославянские)
 книги в средние века, происходит не из древнего готского Ульфилы, прямо
 из латинского.
  Латинский алфавит с течением времени распространился по всем частям
 света. Из него произошла, как мы уже сказали, немецкая готическая, так
 называемая "швабака", где только форма букв осталась перемененною. В
 остальных случаях форма букв осталась без резких перемен, но изменяется
 только в частностях с целью пополнить требования разных многочисленных
 языков, которые письменно этими буквами выражаются. Теперь даже все
 больше и больше входит в употребление транскрипция разных всевозможных
 алфавитов латинскими буквами, и на основании латинского письма некоторые
 ученые стремятся сложить всеобщий алфавит, которым можно бы выразить
 всевозможные оттенки человеческой речи. Вообще, отношение письма к языку
 представляется не совсем правильным и точным; идеал алфавита таков,
 чтобы он мог отлично служить каждому без исключения языку. Но так как
 оттенков звука в многочисленных языках чрезмерное количество, то
 требуется тоже и чрезмерное количество отдельных знаков. Даже в одном
 языке один и тот же знак выражает несколько различных, хотя и близких
 звуковых оттенков: так напр. русское о или е не всегда одинаково
 выговариваются. В виду этого неудивительно, что у различных народов,
 которые приняли латинскую систему, явилась потребность известных перемен
 в алфавите, вызванных уже слишком убедительными требованиями языка, но
 вместе с тем у этих народов латинский алфавит не отвечает в такой
 степени местным нуждам, как такие богатые специальные алфавиты в роде
 напр. санскритского или зендского. Тем не менее, количество основных
 знаков латинского алфавита осталось везде почтя неизмененное, но за то
 люди прибегли к другим способам: второстепенным надстрочным или
 подстрочным значкам и группировке отдельных знаков.
  Из славянских народов латинский алфавит употребляют все западные; а
 из южных - также хорваты и словенцы; вообще латинский алфавит
 распространился везде с католицизмом. В этих странах конечно тоже
 употребляются оба способа увеличения числа знаков, о которых мы
 говорили. В чешском алфавите однако имеют перевес диакритические знаки,
 в польском же - господствует группировка, т. е. соединение двух или
 нескольких букв. Так напр. чешские знаки: с, z, s, е, выражаются в
 польском языке посредством: cz. z, sz, ie; в русском же посредством
 самостоятельных знаков: ч, ж, ш, е. В древних и новых (писанных
 латинским шрифтом) литовских. книгах употребляются в общем знаки по
 польской системе. Систему знаков в польском алф. хотели сделать более
 рациональною некоторые ученые, как Паркош XV в. или новые, напр. Фр.
 Малиновский и Э. Богуславский, но эти попытки не прививаются.
  Есть еще несколько алфавитов темных по происхождению, как:
 санскритские, зендский, клинообразный, турецкий, арабский, армянский,
 рунические и т. д. Много алфавитов приведено в сочинении Бадгорна:
 "Alphabete der orientalischen undoccidentalisehen Sprachen" (12 изд.,
 Нюренберг, 1880).
  Алхимия (араб. Al-kimia - производится или от слова kemi, туземного
 (коптского) названия Египта, или от греческого cumoV - жидкость, сок) -
 так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия.
 Но с тех пор, как эта последняя получила научную обоснованность и
 облеклась в формы точного знания, прежним, старинным термином стали
 обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и:
 серебро, во что собственно и замыкалась задача химии до XVI столетия.
 Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология
 к астрономии. Задачею средневековых алхимиков было приготовление двух
 таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь
 желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный
 из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством
 превращать в золото не только серебро, но и неблагородные
 (несовершенные) металлы, как напр. свинец, ртуть и т. д. " носил
 название философского камня, красного льва, великого эликсира или
 магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей: жизни и
 жизненным эликсиром". Этому средству приписывалась могучая сила: оно
 должно было не только облагораживать металлы, но и служит универсальным
 лекарством; раствор его, в известной степени разведенный, так называемый
 золотой напиток (аurum. potabile), принятый внутрь в малых дозах, должен
 был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более
 продолжительной. Другое таинственное средство, уже второстепенное по
 своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, или:
 малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро
 все неблагородные металлы. Находивших философский камень звали адептами.
  Родиной алхимии является древний Египет; римский император Диоклетан
 повелел в 296 г. после Р. X. предавать сожжению все египетские рукописи,
 касающиеся искусства делать золото. Последующие алхимики ведут начало
 своей науки от Гермеса Трисмегиста, почему искусство делать золото
 называлось также герметическим. В IV веке нашей эры задача превращения
 металлов в золото ревностно преследовалась ученой александрийской
 школой. Писатель, выступающий под псевдонимом Демокрита, очевидно
 принадлежавший к семье александрийских ученых, с своим сочинением
 "Physica et mystica" положил начало длинному ряду чисто алхимических
 произведений. Такого рода труды появлялись по большей части под именами
 известных философов, (каковы Платон. Пифагор и т. д.) с тем, чтобы
 обратить на себя внимание и обеспечить себе успех, но, вследствие обилия
 метафор и странной номенклатуры, они мало доступны пониманию. Греки были
 учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию и давших ей вместе с
 именем тот вид, который она в существенных чертах сохранила и
 впоследствии. В этом последнем отношении труды араба Абу-Музы
 Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером, составляют целую
 эпоху. Он жил в Севилье, в конце VIII-го и в начале IХ-го столетия, и
 был вероятно грек, обращенный в ислам. Наиболее замечательная из его
 работ: "Summa perfectionHs magisterii in sua natura", переведенная на
 латинский яз. (Рим, между 1490 - 1520; Данц., 1682; франц. в
 "Bibliotheque des philosophes chimiques" Салмона, 2 тома, Пар., 1672 -
 78). Из этого сочинения видно, что во времена Гебера в основе химии
 лежала гипотеза о сложности, или, другими словами, металлы считались
 телами меняющейся природы. Следуя Геберу, все они как бы состоят из
 меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно придать то, что у них
 недостает и отнять то, что находится в избытке.
  Запад воспринял алхимию от арабов в Х-м или ХI-м столетии; от них
 заимствованы были как формы, так и элементы знания. Так как в те времена
 каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то
 нередко в истории алхимии встречаем мы имена славных философов и
 богословов. Знаменитые схоластики Альберт Великий и Рожер Бакон были
 также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арпольдо деВилланова,
 выдающийся врач, умерший в 1314 г., издал более 20 алхимических трудов.
 Раймунд Луллус , известнейший алхимик XIII и XIV столетий, был, как
 говорят, автором 500 сочинений главным образом алхимического содержания.
 Оракулом алхимиков XV столетия и последующего времени является
 бенедиктинец Василий Валентин (около 1415), который может считаться
 наиболее выдающимся в те времена и вообще последним ученым с чисто
 алхимическим направлением. Уже Парацельса нельзя причислить к типическим
 алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки не
 отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. С XVI века
 между алхимиками замечается рознь в преследуемых целях и от ученых, еще
 нe вполне разставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями,
 отделяется многочисленный класс, по большей части странствующих
 авантюристов, злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать
 золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Знать и
 владетельные князья были главным образом жертвою их обмана. В XV, XVI и
 XVII столетиях многие коронованные особы ревностно занимались алхимией.
 Так напр., многие английские короли, а в особенности Генрих VI, в
 правление которого, благодаря стараниям целой шайки делателей золота,
 страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл,
 игравший в этом случай роль золота, был по всей вероятности медной
 амальгамою. Подобным же образом около этого времени действовал и Карл
 VII во Франции, в сообществе с известным Жаком ле-Кёр (Jacques ie
 Соeur). Даже женщины, как напр. императрица Варвара, вдова императора
 Сигизмунда, стоит в списках адептов. Император Рудольф II (1576 - 1612)
 был меценатом странствующих алхимиков и его резиденция представляла
 центральный пункт алхимической науки того времени. Любимцы императора
 называли его германским Гермесом Трисмегистом и его пример нашел
 подражание главным образом при соседнем саксонском дворе. Курфюрст
 Август Саксонский и его супруга Анна Датская производили опыты - первый
 в своем дрезденском "Зодотом дворце" (Goldhaus), а супруга его - в своей
 роскошно устроенной лаборатории на своей даче (Fasanengarten) в
 Аннабурге. Дрезден долго оставался столицею государей,
 покровительствующих алхимии, и эта последняя в особенности служила
 предметом ревностного изучения в то время, когда соперничество за
 польскую корону требовало значительных денежных расходов. Берлинский
 двор при курфюрсте Иоанне Георге также служил ареной для шарлатана
 Леонарда Турнгейсера, который однако должен был бежать из Берлина. Более
 чем 100 лет спустя появился в Дрездене Иоанн Фридрих Беттхер, который
 хотя и не добыл золота, но зато получил впервые в 1704 г., во время
 своего ареста, коричневый яшмовый фарфор, а в 1709 г. и белый фарфор.
  Алхимия в Польше не имела никогда многих и славных адептов: первый
 алхимик появился здесь в XV в. по имени Винкентий Ковский, в XVI
 столетии жил другой с немецкой фамилией Зухтен. Самым славным из них был
 живший в XVII в. Михаил Сендзивой, который однако не сделал никаких
 самостоятельных открытий. Он род. 1566 г. в Сонче, а в 1604 г. является
 уже в Саксонию, где освобождает из тюрьмы шотландского алхимика Сетона и
 привозить его в Краков. Благодарный Сетон, хотя не открыл ему своих
 тайн, но дал небольшое количество чудесного порошка; Сендзивой женился
 на его вдове и получил весь порошок; оставшийся после Сетона. С помощью
 этого средства он обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда
 III в Кракове, о чем существуют исторические свидетельства, и был
 приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немножко
 порошку, сам совершил чудесную перемену, в память чего велел поместить
 на стене таблицу с надписью: "Faciat hoc quispiam alius, quod fecHt "
 SendUvogius polonus". ("Пускай попробует кто либо сделать то, что сделал
 поляк Сендзивой"). В Вюртемберге князь Фридрих принимал его с высшими
 почестями, но завидовавший ему алхимик Мюленфельс тайно захватил его,
 посадил в темницу и отнял порошок. Когда это было открыто, Мюленфельс в
 наказание был повешен, но Сендзивой не получил обратно порошка, которого
 сам сделать не умел, поэтому попал в нищету и сделался простым
 шарлатаном. Одним из последних адептов того времени является Каэтан,
 называемый графом Руджиеро, родом неаполитанец, сын крестьянина; он
 подвизался при мюнхенском, венском и берлинском дворах, пока не окончил
 своих дней в 1709 г. в Берлине на виселице, украшенной мишурным золотом.
 За ним следовал еще один английский врач Джемс Прайс, заявивший перед
 королевским обществом наук, что ему удалось получить красный и белый
 порошок, посредством которого можно превращать ртуть, по желанию, в
 золото и серебро. Когда же от него стали настойчиво требовать
 доказательств его искусства, он отравился в 1783 г. С его смертью
 алхимия однако не прекратила своего существования. Еще в начале XIX
 столетия в Германии было алхимическое общество, (называвшееся
 "герметическим обществом"), основанной Кортумом в Бохуме (автором
 Иобсиады), публиковавшее труды свои в "Deutschen ReuchsanzeUger". При
 нынешнем состоянии научной химии, когда металлы рассматриваются, как
 элементы, т. е. как химически простые тела, - получать золото возможно
 только из тел, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы
 можно разложить, то и в таком случай с уверенностью можно сказать, что
 пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которым следовали
 алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из
 неблагородных металлов, хотя этому твердо верили в средние века, столь
 отличавшиеся верой в чудесное. Но как бы ни была химерична преследуемая
 алхимиками цель, своими опытами, которые они необходимо должны были
 производить массами, алхимики принесли химии существеннейшую пользу, а
 именно положили начало этой науке. Ср. Вертело (Berthelot), "Les
 origHnes de l'alchimie". (Нарижь, 1885); того же автора: "Introduction a

<< Пред.           стр. 34 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу