<< Пред.           стр. 372 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Они начинались торжественною помпой, жертвами; ночи проходили в пении,
 танцах и театральных представлениях. Заканчивались игры пением особого
 Carmen Saeculare, исполнявшегося хором из 27 мальчиков и такого же числа
 девочек. В 17 г. до Р. X. Carmen Saeculare сочинено было Горацием. 9) L.
 Augustales - 3 различных праздника в честь императора Августа: первый
 справлялся в день его рождения, второй в день благополучного возвращения
 из путешествия по Востоку, третий был учрежден после смерти его в честь
 его, как Divus Augustus. Ср. Friedlander, "Darstellungen aus der
 Sittengeschichte Roms" (II, 227 сл.) и его же - у Marquardt-Mommsen'a:
 "Handbuch d. Rom. Altertumer" (VI).
  II. Увеселительные игры частного характера у греков и римлян.
 Лексикограф Полидевк (IX, 9) перечисляет до полусотни разных родов игр,
 бывших в употреблении у греков, из которых около половины детские,
 как-то: куклы, лошадки и т. п. Самые употребительные игры взрослых: 1)
 игра в кости или зернь (astragalismoV, alea). Кости имели четыре
 поверхности с номерами: 1. 3. 4. 6. Четыре такие кости клали в небольшой
 сосуд и, выбрасывая на стол, смотрели, какие цифры на верхних ребрах.
 Лучшим метанием считалось то, при кот. все 4 цифры были разные (Venus),
 худшим, - если везде стоял 1. Иногда костям придавали правильную
 кубическую форму с номерами от 1 до 6 (tesserae). Игра эта считалась
 азартною и когда шла на деньги, называлась также cubeia, была запрещена
 и производилась в особых притонах, называвшихся также cubeia, или
 skirajeia; 2) игра, вроде наших шашек и шахмат - petteia, от камушков
 pettoi, которые заменяли шашки, или poliV, так как напоминала отчасти и
 игру, называющуюся осада крепости. Задача игрока состояла в том, чтобы
 запереть противнику ходы. У римлян подобная игра называлась 1.
 latrunculorum, или duodecim scriptorum; 3) чет и нечет (artiazein,
 ludere par impar), азартная игра, тожественная современным, состоящим в
 угадывании числа денег и т. п., зажатых в руке, пальцев (мора) и т. д.;
 4) игра в мяч (sjairistikh) упоминается уже у Гомера. Играли по двое и
 более человек. Иногда делились на два враждебные лагеря. Некоторые роды
 И. в мяч принимали вид прямо упражнений с гигиеническими целями, напр.
 раскачивание грудью большого полого мяча, висящего с потолка; 5)
 KottaboV, преимущественно греческая игра, допускавшаяся в веселых
 компаниях, за попойкой, и потому считавшаяся несколько непристойною для
 людей степенных. Состояла в искусном выплескивании капель вина аз сосуда
 в другой сосуд, или на особый прибор, вроде канделябра с статуэткою
 (ManhV) наверху. Жидкость должна была задеть металлическую пластинку,
 лежащую на голове статуэтка и сбросить ее в подставленный сосуд, при том
 так, чтобы он издал при этом звук. Несколько приборов коттаба найдено в
 некрополях Этрурии, но среди римлян, по крайней мере в хорошо известные
 нам эпохи, игра эта не была распространена. см. Becker, "Charikles" (т.
 II, стр. 38, 362) и "Gallus" (П, стр. 79; III, стр. 454; обе кн. Беккера
 перев. на русск. яз.); Ohlert, "Ratsel und Gesellschaftspiele der alten
 Griechen" (1886); Richter, "Die Spiele der Griechen and Romer" (1887).
  А. Щ.
  У народов романских и германских общественные И. не были так
 разнообразны; у германцев в древнейшую эпоху в большом ходу были только
 военные И. для упражнения юношей. У славян (восточных) общественные И.,
 называемые духовными писателями игрищами, сопровождали какой-либо
 языческий обряд, а потом стали приурочиваться к какому-либо
 определенному времени. Наиболее распространены были кулачные бои, бега,
 скачки, метания копий, стрельба из лука и др. Победителя получали
 награды и выигрывали заклады. Церковь карала отлучением предававшихся
 игрищам. В большом ходу с древнейших времен были И., имевшие целью
 выигрыш (зернь, карты и др.). У женщин и девиц по настоящее время
 большою любовью пользуются хороводы, ведущие начало с отдаленной
 древности. Став предметом исследования этнографов, русские И. вошли в
 разные сборники: Сахарова, "Сказания русского народа" (СПб., 1885);
 Терещенко, "Быт русского народа" (ч. IV); Сементовский, "Обзор игр в
 Полтавской и Черниговской губ." ("Маяк", 1843, т. XI); Максимович, "Дни
 и месяцы украинского селянина" ("Русская Бес.", 1856); Маркевич, "Обычаи
 и поверья малороссиян" (1860); Moszynska, "Kupajlo", в "Zbior wiadom. do
 antrop. krajow. " (1881); Исаевич, "Детские игры в окрестностях
 Переяслава" ("Киев. Старина", 1887); Иванов, "Игры крестьянских детей в
 Купянском у." ("Сборн. Истор. Филолог. Общ. при харьк. унив.", т. II).
  В. Р - в.
  Игрушечное производство. - Желание подражать старшим в их действиях
 так сильно у детей, что во все времена родители снабжали их подобиями
 действительных предметов игрушками. И. находят как между остатками
 свайных построек, так и в позднейших развалинах и гробницах. Первое
 место между И., конечно, занимают изображения людей и животных - куклы,
 по старинному "живуля". Классическая кукла еще сравнительно недавнего
 времени была "тряпичная", свернутая из тряпки с пришитыми руками и
 нарисованным лицом. Куклы великобританской императрицы Виктории, недавно
 переданные в музей, были все тряпичные, хотя очень элегантно одетые.
 Восковые головы и руки не долго были в моде вследствие своей
 непрочности. Головы из "папье-маше" еще и теперь изготовляются
 кустарями, но далеко превзойдены неломающимися куклами из смеси желатина
 с глицерином, патокою и краскою, составленною на подобие массы для
 типографских валков, фарфоровыми головками Жюмо в Париже в их
 подражаниями. Ремесло игрушечника не самостоятельное, чуть ли не все
 ремесла применяются к этому делу, только характер работы меняется; тут
 требуется не прочность и добросовестность работы, а дешевизна и
 достаточная степень внешней отделки. Так, напр., существует особая
 "игрушечная окраска", она с виду походит на масляную, но делается на
 клею, с достаточною примесью мела для грунта, и только покрывается
 дешевым лаком из раствора канифоли в скипидаре. У нас большие игрушечные
 мастерские существуют в обеих столицах и в Риге, но очень много дешевых
 И. изготовляется кустарями под Москвой, особенно около Сергиевского
 посада. Самые изящные И. парижские; там же в обычае к новому году
 пускать в разносную продажу по бульварам дешевые, нового образца И.,
 непременно отличающиеся чем либо оригинальным, которые, в случае успеха,
 распространяются потом по всему свету. В Швейцарии изготовляются во
 множестве разные И. и музыкальные ящики. В Германии лучший сорт И.
 делается в Нюрнберге, Штуттгардте и Берлине, похуже - в Вюртемберге и
 Тюрингене, а самые дешевые - в Рудных горах Саксонии. Обороты
 игрушечного производства считаются десятками миллионов.
  В. Лермантов.
  Игуаны (Iguanidae) - семейство ящериц из подотряда толстоязычных
 (Crassilinguia). Зубы, приросшие к внутренней поверхности челюсти,
 округленные у корня, сжатые с боков и широкие на конце; клыков не бывает
 почти никогда; часто бывают нёбные зубы; голова покрыта щитками, тело
 чешуйками, расположенными по большей части поперечными рядами; пальцы
 обыкновенно свободны, всегда по 5 на передних и задних ногах. Очень
 многочисленное (в 1883 г. известно 55 родов с 235 видами) семейство,
 живущее в Америке, особенно Ю. Распадаются на две группы: 1) древесные
 И. (Dendrobatae) с тонким, сжатым с боков или трехгранным телом, длинным
 хвостом и тонкими конечностями, живущие на деревьях, и 2) наземные И.
 (Humivagae) с круглым или приплюснутым телом, хвостом по большей части
 лишь средней величины или коротким и по большей части укороченными
 конечностями. К древесным принадлежит род И. (Iguana). Тело тонкое,
 хвост очень длинный и сжатый с боков, спина и хвост с продольным
 гребнем, на горле большой, сжатый с боков мешок, пальцы очень длинны;
 зубы в челюстях зазубренные, есть и нёбные. Крупные быстрые ящерицы,
 живущие преимущественно около воды и хорошо плавающие. От человека
 убегают, но в случай крайности храбро защищаются. Питаются растениями и
 насекомыми; мясо и яйца съедобны; яйца, величиною с голубиные,
 откладываются в ямку в песке. 5 видов, водящихся в Вест-Индии и Южной
 Америке, составляют предмет ревностной охоты; пойманные - сначала ведут
 себя очень бешено, но потом хорошо приручаются. Обыкновенная И. (I.
 taberculata), с крупным щитком под ухом; на спине преобладает зеленый
 цвет, бока с бурыми окаймленными желтыми полосками; брюхо
 зеленовато-желтое, хвост с бурыми и желто-зелеными кольцами. Длина 1,75
 м., из которых 1,25 м. приходятся на хвост. Водится в Вест-Индии и Южной
 Америке. К этой же группе принадлежит Василиск. Весьма замечательна по
 своему образу жизни ящерица, водящаяся в большом количестве на
 Галапагосских островах, похожая по виду на И. - Amblyrhynchus s.
 Oreocephalus cristatus, длиною около 0,9 м., грязно-черного цвета, с
 укороченной головой, покрытой сверху пирамидальными щитками; вдоль спины
 зубчатый гребень, хвост сильно сжать с боков. Превосходно плавает,
 змеевидно изгибая тело без помощи ног и значительно удаляется от
 берегов, возвращаясь, в случае опасности, на прибрежные скалы; питается
 исключительно морскими водорослями (Ulva). Это единственная
 действительно морская ящерица. Из наземных И. замечателен род
 Phrynosoma. Тело толстое, короткое, плоское, похожее на тело жабы;
 голова короткая и плоская; плоский, широкий при основании, хвост короче
 тела; ноги очень коротки, с мало развитыми, зазубренными на краях
 пальцами; на горле поперечные складка; на затылке и боках тела шиповатые
 чешуи. Их не менее 9 видов, водящихся в Америке к западу от Миссисипи,
 от Мексики до Дакоты. Все живородящие, рождают 7 - 8 детенышей. Очень
 медленны в движениях, легко привыкают к неволе и приручаются. P.
 Orbiculare-Taпайаксин сверху светло-буроватого цвета, с беловатой
 продольной полоской по средине и по 4 больших черных пятна по бокам.
 Длина 10 см., хвост 3,8 см. Водится в Мексике, в сухих солнечных
 местностях, питается насекомыми (особенно муравьями и жуками) и
 улитками.
  Н. Кн.
  Игумен (греч. - предводительствующий) - название начальственного лица
 в монастыре, в древности всякого монастыря, по штатам 1764 г. в России -
 монастыря третьеклассного. Начальственные права и должностные
 обязанности его те же, какие имеет всякий настоятель монастыря. Отличие
 его от архимандрита (настоятеля монастыря первоклассного и
 второклассного) лишь в том, что при богослужениях он облачается в
 простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит
 облачается в мантию с "скрижалями", наперсный крест, палицу и митру.
  Н. Б.
  Идеал - представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении.
 В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и
 конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. государства, И.
 гражданина и т. д. В этом общем смысле И. обыкновенно противополагается
 действительности, как чему то несовершенному. Такое противоположение
 может приниматься в трояком смысле: 1) И., противоречащий
 действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию; 2)
 действительность, несоответствующая И., будет безусловно отвергаться как
 бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами
 может пониматься как задача их примирения, т. е. преобразовании
 действительности по И., или воплощения его в действительности. Первые
 два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают И.
 по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает
 действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или
 пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему
 взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на И.
 осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую,
 усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное
 воплощение И. и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда
 полагаются произвольные пределы этому процессу - это обыкновенно
 означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших
 интересов и страстей. Особое значение имеет понятие И. в области чистого
 искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах,
 т. е. создание конкретных И.. В общее употребление слово И. стало
 входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом,
 благодаря Шиллеру.
  Вл. С.
  Идеализм, -ист (от греч. через лат. idealis) - имеет много различных,
 но связанных между собою значений, которые могут быть расположены в
 последовательный ряд по мере углубления понятия. 1) В самом обыкновенном
 и поверхностном смысле под И. разумеют наклонность к более высокой, чем
 следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е. к идеализации
 действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который
 верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их
 поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными
 побуждениями; в этом значении И. есть почти синоним оптимизма. 2) Далее
 И. называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными,
 умственных и нравственных - над материальными. 3) Сродный с этим, но
 более глубокий смысл получает И., когда им обозначается сознательное
 пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в
 могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка.
 Указанные три вида принадлежат к И. психологическому, выражающему
 известное душевное настроение и субъективное отношение в
 действительности практической. Далее следуют различные типы И.
 собственно философского, представляющего некоторое теоретическое
 отношение ума к действительности, как мыслимой. 4) И. Платоновского или
 дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух
 областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных
 сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого,
 только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей
 призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе
 самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю,
 представляющую нечто среднее между бытием и небытием. 5) Этот осадок
 реализма окончательно уничтожается в И. Берклеевского типа; здесь
 единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое
 божеством с одной стороны и множеством тварных умов - с другой;
 действием первого на последних возникают в них ряды и группы
 представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см.
 ниже), из коих некоторые более яркие, определенные и сложные суть то,
 что называется телами или вещественными предметами; таким образом весь
 физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть
 только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов
 приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида И. (Платона и
 Берклея) обозначаются иногда как И. догматический, так как он основан на
 известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших
 познавательных способностей. С такою критикою связан 6) И. англ. школы,
 своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения
 отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных
 субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических
 явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей
 или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных
 объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в
 прошлом (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было
 достоверным познанием. Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм
 Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал 7) И.
 трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме
 зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в
 своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого
 познания, именно формами чувственности (пространством и временем),
 категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы
 доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями
 нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений
 лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот
 собственно Кантовский И. называется критическим; дальнейшее его развитие
 породило три новые вида трансцендентального И.: 8) субъективный И.
 Фихте, 9) объективный И. Шеллинга и 10) абсолютный И Гегеля. Основное
 различие между этими четырьмя видами трансцендентального И. может
 выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира.
 По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою
 содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас
 неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную
 границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному
 созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя
 граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund
 и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни
 объект, а тожество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний
 остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет
 ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое
 самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском И.,
 сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться
 указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним
 и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в
 сфере чистого мышления, т. е. все примирено только в отвлеченной мысли,
 а не на деле. Эта непреложная граница философского И. есть, впрочем,
 граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела
 стать на место всего. Для действительного оправдания И. должно
 обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи,
 т. е. истины, в человеческой и мировой жизни.
  Владимир Соловьев.
  Идеология - метафизическая философия, понимаемая как учение об идеях.
 см. Destutt de Tracy, "Elements d'ideologie" 1801 - 15). К этому
 направлению примыкает школа Кузена. Слово И. в этом значении не
 сохранилось в философской терминологии. Более употребительно (особенно
 во Франции) другое значение, введенное Наполеоном I, который называл
 идеологами всех тех, которые на какихнибудь принципиальных основаниях
 противились практическим требованиям текущей политики.
  Вл. С.
  Идея. - В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная
 сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему
 явлению. У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее
 никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума -
 завершать высшим единством всякое рассудочное познание. У Гегеля
 своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с упразднением
 их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне
 процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого
 разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя.
 У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию
 кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение:
 идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и
 простые представления.
  Вл. С.
  Идиллия (от греческого слова "эйдиллион", буквально - "маленькая
 картина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной)
 поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы.
 Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт простых
 людей, приходящих в непосредственное общение и соприкосновение с
 природой. И. иногда называется пастушеской или "буколической поэзией";
 это неточно, так как содержание И. пастушеским бытом не исчерпывается.
 Сюжет всякой И. дает поэту возможность провести параллель между
 утонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также - делать
 воззвание к возвращении горожанина на лоно природы в к естественности в
 сфере людских отношений. Идиллия возникает позднее остальных родов
 литературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов. Уже

<< Пред.           стр. 372 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу