<< Пред. стр. 372 (из 1179) След. >>
Они начинались торжественною помпой, жертвами; ночи проходили в пении,танцах и театральных представлениях. Заканчивались игры пением особого
Carmen Saeculare, исполнявшегося хором из 27 мальчиков и такого же числа
девочек. В 17 г. до Р. X. Carmen Saeculare сочинено было Горацием. 9) L.
Augustales - 3 различных праздника в честь императора Августа: первый
справлялся в день его рождения, второй в день благополучного возвращения
из путешествия по Востоку, третий был учрежден после смерти его в честь
его, как Divus Augustus. Ср. Friedlander, "Darstellungen aus der
Sittengeschichte Roms" (II, 227 сл.) и его же - у Marquardt-Mommsen'a:
"Handbuch d. Rom. Altertumer" (VI).
II. Увеселительные игры частного характера у греков и римлян.
Лексикограф Полидевк (IX, 9) перечисляет до полусотни разных родов игр,
бывших в употреблении у греков, из которых около половины детские,
как-то: куклы, лошадки и т. п. Самые употребительные игры взрослых: 1)
игра в кости или зернь (astragalismoV, alea). Кости имели четыре
поверхности с номерами: 1. 3. 4. 6. Четыре такие кости клали в небольшой
сосуд и, выбрасывая на стол, смотрели, какие цифры на верхних ребрах.
Лучшим метанием считалось то, при кот. все 4 цифры были разные (Venus),
худшим, - если везде стоял 1. Иногда костям придавали правильную
кубическую форму с номерами от 1 до 6 (tesserae). Игра эта считалась
азартною и когда шла на деньги, называлась также cubeia, была запрещена
и производилась в особых притонах, называвшихся также cubeia, или
skirajeia; 2) игра, вроде наших шашек и шахмат - petteia, от камушков
pettoi, которые заменяли шашки, или poliV, так как напоминала отчасти и
игру, называющуюся осада крепости. Задача игрока состояла в том, чтобы
запереть противнику ходы. У римлян подобная игра называлась 1.
latrunculorum, или duodecim scriptorum; 3) чет и нечет (artiazein,
ludere par impar), азартная игра, тожественная современным, состоящим в
угадывании числа денег и т. п., зажатых в руке, пальцев (мора) и т. д.;
4) игра в мяч (sjairistikh) упоминается уже у Гомера. Играли по двое и
более человек. Иногда делились на два враждебные лагеря. Некоторые роды
И. в мяч принимали вид прямо упражнений с гигиеническими целями, напр.
раскачивание грудью большого полого мяча, висящего с потолка; 5)
KottaboV, преимущественно греческая игра, допускавшаяся в веселых
компаниях, за попойкой, и потому считавшаяся несколько непристойною для
людей степенных. Состояла в искусном выплескивании капель вина аз сосуда
в другой сосуд, или на особый прибор, вроде канделябра с статуэткою
(ManhV) наверху. Жидкость должна была задеть металлическую пластинку,
лежащую на голове статуэтка и сбросить ее в подставленный сосуд, при том
так, чтобы он издал при этом звук. Несколько приборов коттаба найдено в
некрополях Этрурии, но среди римлян, по крайней мере в хорошо известные
нам эпохи, игра эта не была распространена. см. Becker, "Charikles" (т.
II, стр. 38, 362) и "Gallus" (П, стр. 79; III, стр. 454; обе кн. Беккера
перев. на русск. яз.); Ohlert, "Ratsel und Gesellschaftspiele der alten
Griechen" (1886); Richter, "Die Spiele der Griechen and Romer" (1887).
А. Щ.
У народов романских и германских общественные И. не были так
разнообразны; у германцев в древнейшую эпоху в большом ходу были только
военные И. для упражнения юношей. У славян (восточных) общественные И.,
называемые духовными писателями игрищами, сопровождали какой-либо
языческий обряд, а потом стали приурочиваться к какому-либо
определенному времени. Наиболее распространены были кулачные бои, бега,
скачки, метания копий, стрельба из лука и др. Победителя получали
награды и выигрывали заклады. Церковь карала отлучением предававшихся
игрищам. В большом ходу с древнейших времен были И., имевшие целью
выигрыш (зернь, карты и др.). У женщин и девиц по настоящее время
большою любовью пользуются хороводы, ведущие начало с отдаленной
древности. Став предметом исследования этнографов, русские И. вошли в
разные сборники: Сахарова, "Сказания русского народа" (СПб., 1885);
Терещенко, "Быт русского народа" (ч. IV); Сементовский, "Обзор игр в
Полтавской и Черниговской губ." ("Маяк", 1843, т. XI); Максимович, "Дни
и месяцы украинского селянина" ("Русская Бес.", 1856); Маркевич, "Обычаи
и поверья малороссиян" (1860); Moszynska, "Kupajlo", в "Zbior wiadom. do
antrop. krajow. " (1881); Исаевич, "Детские игры в окрестностях
Переяслава" ("Киев. Старина", 1887); Иванов, "Игры крестьянских детей в
Купянском у." ("Сборн. Истор. Филолог. Общ. при харьк. унив.", т. II).
В. Р - в.
Игрушечное производство. - Желание подражать старшим в их действиях
так сильно у детей, что во все времена родители снабжали их подобиями
действительных предметов игрушками. И. находят как между остатками
свайных построек, так и в позднейших развалинах и гробницах. Первое
место между И., конечно, занимают изображения людей и животных - куклы,
по старинному "живуля". Классическая кукла еще сравнительно недавнего
времени была "тряпичная", свернутая из тряпки с пришитыми руками и
нарисованным лицом. Куклы великобританской императрицы Виктории, недавно
переданные в музей, были все тряпичные, хотя очень элегантно одетые.
Восковые головы и руки не долго были в моде вследствие своей
непрочности. Головы из "папье-маше" еще и теперь изготовляются
кустарями, но далеко превзойдены неломающимися куклами из смеси желатина
с глицерином, патокою и краскою, составленною на подобие массы для
типографских валков, фарфоровыми головками Жюмо в Париже в их
подражаниями. Ремесло игрушечника не самостоятельное, чуть ли не все
ремесла применяются к этому делу, только характер работы меняется; тут
требуется не прочность и добросовестность работы, а дешевизна и
достаточная степень внешней отделки. Так, напр., существует особая
"игрушечная окраска", она с виду походит на масляную, но делается на
клею, с достаточною примесью мела для грунта, и только покрывается
дешевым лаком из раствора канифоли в скипидаре. У нас большие игрушечные
мастерские существуют в обеих столицах и в Риге, но очень много дешевых
И. изготовляется кустарями под Москвой, особенно около Сергиевского
посада. Самые изящные И. парижские; там же в обычае к новому году
пускать в разносную продажу по бульварам дешевые, нового образца И.,
непременно отличающиеся чем либо оригинальным, которые, в случае успеха,
распространяются потом по всему свету. В Швейцарии изготовляются во
множестве разные И. и музыкальные ящики. В Германии лучший сорт И.
делается в Нюрнберге, Штуттгардте и Берлине, похуже - в Вюртемберге и
Тюрингене, а самые дешевые - в Рудных горах Саксонии. Обороты
игрушечного производства считаются десятками миллионов.
В. Лермантов.
Игуаны (Iguanidae) - семейство ящериц из подотряда толстоязычных
(Crassilinguia). Зубы, приросшие к внутренней поверхности челюсти,
округленные у корня, сжатые с боков и широкие на конце; клыков не бывает
почти никогда; часто бывают нёбные зубы; голова покрыта щитками, тело
чешуйками, расположенными по большей части поперечными рядами; пальцы
обыкновенно свободны, всегда по 5 на передних и задних ногах. Очень
многочисленное (в 1883 г. известно 55 родов с 235 видами) семейство,
живущее в Америке, особенно Ю. Распадаются на две группы: 1) древесные
И. (Dendrobatae) с тонким, сжатым с боков или трехгранным телом, длинным
хвостом и тонкими конечностями, живущие на деревьях, и 2) наземные И.
(Humivagae) с круглым или приплюснутым телом, хвостом по большей части
лишь средней величины или коротким и по большей части укороченными
конечностями. К древесным принадлежит род И. (Iguana). Тело тонкое,
хвост очень длинный и сжатый с боков, спина и хвост с продольным
гребнем, на горле большой, сжатый с боков мешок, пальцы очень длинны;
зубы в челюстях зазубренные, есть и нёбные. Крупные быстрые ящерицы,
живущие преимущественно около воды и хорошо плавающие. От человека
убегают, но в случай крайности храбро защищаются. Питаются растениями и
насекомыми; мясо и яйца съедобны; яйца, величиною с голубиные,
откладываются в ямку в песке. 5 видов, водящихся в Вест-Индии и Южной
Америке, составляют предмет ревностной охоты; пойманные - сначала ведут
себя очень бешено, но потом хорошо приручаются. Обыкновенная И. (I.
taberculata), с крупным щитком под ухом; на спине преобладает зеленый
цвет, бока с бурыми окаймленными желтыми полосками; брюхо
зеленовато-желтое, хвост с бурыми и желто-зелеными кольцами. Длина 1,75
м., из которых 1,25 м. приходятся на хвост. Водится в Вест-Индии и Южной
Америке. К этой же группе принадлежит Василиск. Весьма замечательна по
своему образу жизни ящерица, водящаяся в большом количестве на
Галапагосских островах, похожая по виду на И. - Amblyrhynchus s.
Oreocephalus cristatus, длиною около 0,9 м., грязно-черного цвета, с
укороченной головой, покрытой сверху пирамидальными щитками; вдоль спины
зубчатый гребень, хвост сильно сжать с боков. Превосходно плавает,
змеевидно изгибая тело без помощи ног и значительно удаляется от
берегов, возвращаясь, в случае опасности, на прибрежные скалы; питается
исключительно морскими водорослями (Ulva). Это единственная
действительно морская ящерица. Из наземных И. замечателен род
Phrynosoma. Тело толстое, короткое, плоское, похожее на тело жабы;
голова короткая и плоская; плоский, широкий при основании, хвост короче
тела; ноги очень коротки, с мало развитыми, зазубренными на краях
пальцами; на горле поперечные складка; на затылке и боках тела шиповатые
чешуи. Их не менее 9 видов, водящихся в Америке к западу от Миссисипи,
от Мексики до Дакоты. Все живородящие, рождают 7 - 8 детенышей. Очень
медленны в движениях, легко привыкают к неволе и приручаются. P.
Orbiculare-Taпайаксин сверху светло-буроватого цвета, с беловатой
продольной полоской по средине и по 4 больших черных пятна по бокам.
Длина 10 см., хвост 3,8 см. Водится в Мексике, в сухих солнечных
местностях, питается насекомыми (особенно муравьями и жуками) и
улитками.
Н. Кн.
Игумен (греч. - предводительствующий) - название начальственного лица
в монастыре, в древности всякого монастыря, по штатам 1764 г. в России -
монастыря третьеклассного. Начальственные права и должностные
обязанности его те же, какие имеет всякий настоятель монастыря. Отличие
его от архимандрита (настоятеля монастыря первоклассного и
второклассного) лишь в том, что при богослужениях он облачается в
простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит
облачается в мантию с "скрижалями", наперсный крест, палицу и митру.
Н. Б.
Идеал - представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении.
В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и
конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. государства, И.
гражданина и т. д. В этом общем смысле И. обыкновенно противополагается
действительности, как чему то несовершенному. Такое противоположение
может приниматься в трояком смысле: 1) И., противоречащий
действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию; 2)
действительность, несоответствующая И., будет безусловно отвергаться как
бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами
может пониматься как задача их примирения, т. е. преобразовании
действительности по И., или воплощения его в действительности. Первые
два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают И.
по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает
действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или
пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему
взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на И.
осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую,
усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное
воплощение И. и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда
полагаются произвольные пределы этому процессу - это обыкновенно
означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших
интересов и страстей. Особое значение имеет понятие И. в области чистого
искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах,
т. е. создание конкретных И.. В общее употребление слово И. стало
входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом,
благодаря Шиллеру.
Вл. С.
Идеализм, -ист (от греч. через лат. idealis) - имеет много различных,
но связанных между собою значений, которые могут быть расположены в
последовательный ряд по мере углубления понятия. 1) В самом обыкновенном
и поверхностном смысле под И. разумеют наклонность к более высокой, чем
следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е. к идеализации
действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который
верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их
поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными
побуждениями; в этом значении И. есть почти синоним оптимизма. 2) Далее
И. называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными,
умственных и нравственных - над материальными. 3) Сродный с этим, но
более глубокий смысл получает И., когда им обозначается сознательное
пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в
могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка.
Указанные три вида принадлежат к И. психологическому, выражающему
известное душевное настроение и субъективное отношение в
действительности практической. Далее следуют различные типы И.
собственно философского, представляющего некоторое теоретическое
отношение ума к действительности, как мыслимой. 4) И. Платоновского или
дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух
областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных
сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого,
только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей
призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе
самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю,
представляющую нечто среднее между бытием и небытием. 5) Этот осадок
реализма окончательно уничтожается в И. Берклеевского типа; здесь
единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое
божеством с одной стороны и множеством тварных умов - с другой;
действием первого на последних возникают в них ряды и группы
представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см.
ниже), из коих некоторые более яркие, определенные и сложные суть то,
что называется телами или вещественными предметами; таким образом весь
физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть
только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов
приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида И. (Платона и
Берклея) обозначаются иногда как И. догматический, так как он основан на
известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших
познавательных способностей. С такою критикою связан 6) И. англ. школы,
своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения
отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных
субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических
явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей
или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных
объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в
прошлом (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было
достоверным познанием. Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм
Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал 7) И.
трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме
зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в
своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого
познания, именно формами чувственности (пространством и временем),
категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы
доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями
нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений
лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот
собственно Кантовский И. называется критическим; дальнейшее его развитие
породило три новые вида трансцендентального И.: 8) субъективный И.
Фихте, 9) объективный И. Шеллинга и 10) абсолютный И Гегеля. Основное
различие между этими четырьмя видами трансцендентального И. может
выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира.
По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою
содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас
неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную
границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному
созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя
граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund
и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни
объект, а тожество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний
остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет
ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое
самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском И.,
сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться
указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним
и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в
сфере чистого мышления, т. е. все примирено только в отвлеченной мысли,
а не на деле. Эта непреложная граница философского И. есть, впрочем,
граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела
стать на место всего. Для действительного оправдания И. должно
обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи,
т. е. истины, в человеческой и мировой жизни.
Владимир Соловьев.
Идеология - метафизическая философия, понимаемая как учение об идеях.
см. Destutt de Tracy, "Elements d'ideologie" 1801 - 15). К этому
направлению примыкает школа Кузена. Слово И. в этом значении не
сохранилось в философской терминологии. Более употребительно (особенно
во Франции) другое значение, введенное Наполеоном I, который называл
идеологами всех тех, которые на какихнибудь принципиальных основаниях
противились практическим требованиям текущей политики.
Вл. С.
Идея. - В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная
сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему
явлению. У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее
никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума -
завершать высшим единством всякое рассудочное познание. У Гегеля
своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с упразднением
их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне
процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого
разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя.
У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию
кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение:
идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и
простые представления.
Вл. С.
Идиллия (от греческого слова "эйдиллион", буквально - "маленькая
картина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной)
поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы.
Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт простых
людей, приходящих в непосредственное общение и соприкосновение с
природой. И. иногда называется пастушеской или "буколической поэзией";
это неточно, так как содержание И. пастушеским бытом не исчерпывается.
Сюжет всякой И. дает поэту возможность провести параллель между
утонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также - делать
воззвание к возвращении горожанина на лоно природы в к естественности в
сфере людских отношений. Идиллия возникает позднее остальных родов
литературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов. Уже