<< Пред.           стр. 379 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 за границы подобные вещи конфискуются, а владельцы их подвергаются
 штрафу; запрещается выставлять на показ восковые фигуры Иисуса Христа,
 Богоматери, а также фигуры оскорбительные для священного сана.
 Нехристиане хотя и допускаются до наследования И., но не иначе; как с
 обязательством по истечении шести месяцев передавать их со всеми
 украшениями людям православным или в храмы. Изображение креста,
 сделанное кем-либо на земле или песке, на дороге, должно "разметать".
 И., особенно чествуемые, позволяется из храма переносить в дома
 обывателей, но не иначе, как на руках или в карете и без пения. И.,
 оглашаемые в народе чудотворными, отбираются в ризницы кафедральных
 соборов, впредь до удостоверения в указанном порядке их чудотворности,
 после чего поставляются для общего чествования в храмах или часовнях. В
 деревнях священники обязаны наблюдать, чтобы И. в домах сохранялись в
 чистоте.
 
  Литература христианской иконографии весьма обширна. Кроме старых соч.
 Чиампи "Vetera monumenta" (Рим, 1690), Мамахия "Orig. et antiquitates
 christ. " (Рим, 1751), известны издания Даженкура, "Storia dell arte"
 (1826); Дидрона, "Иконография Бога"; Рауля-Рошета, "Premier memoires sur
 les antiquit. chretiens
  - peintures des catacombes" (П., 1836); Росси, "Roma
 subterranea";архим. Христофора, "Древнехристиан. иконография"
 ("Православное обозрение", 1886); "Иконография гробниц"(т. же 1875);
 Кондакова, "История Византийского искусства и иконографии" (1876; перев.
 на франц. яз.); В. Маркова, "Древнее иконописание в России" ("Нрав.
 Обозр. ", 1885); Мансветова, "О стенописи московского и владимирского
 Успенских соборов" ("Приб. к творениям св. отцов", 1883); Покровского,
 "Древнеязыч. и христиан. искусство"; "Добрый пастырь в древнехрист.
 символике" (три статьи в "Хр. Чтении" 1878); "Евангелие в памятниках
 иконографии" (СПб., 1892); "Памятники визант. иконографии и искусства"
 ("Хр. Чтение", 1893 - 1894); еп. Порфирия Успенского, "О древних
 византийских подлинниках" (в "Трудах Киев. дух. акад."); Григорова,
 "Древнерусский иконописный подлинник" ("Зап. Имп. Арх. Общ. ", 1884);
 "Об иконописании", "О христ. живописи" ("Прав. Собеседник", 1865 -
 1366), Бердникова, "О символич. изображениях на христ. археологич.
 памятниках" (т. же, 1869); Пономарева, "К вопросу об иконописании" ("Хр.
 Чтение", 1880); митроп. Филарета, "О древних иконах и о древнем
 подлиннике" ("Душепол. Чтение", 1868); свящ. В. Владимирского, "Об
 иконописании" (статьи в "Душеп. Чтении". 1866 - 1869).
  Н. Барсов.
  Иконоборство - движение против почитания икон, возникшее и Византии в
 первой половине VIII века и продолжавшееся почти до середины IX века. В
 VIII веке каноническая формулировка иконопочитания еще не была
 установлена, и самое иконопочитание часто принимало преувеличенный,
 грубый характер; как рассказывает один источник начала IX в. (см. ст. Ф.
 И. Успенского в "Ж. М. Н. Пр." 1891 г. январь, стр. 141 и сл.), многие
 церковные люди и миряне не только воздавали иконам такое же поклонение,
 как честному и животворящему кресту, но и "возлагали на эти иконы
 полотенца и делали из икон восприемников своих детей при святом
 крещении. Желая принять монашеский сан, многие предпочитали отдавать
 свои волосы не духовным лицам, а складывать их при иконах. Некоторые из
 священников и клириков скоблили краски с икон, смешивали их с причастием
 и давали эту смесь желающим вместо причащения. Другие возлагали тело
 Христово на образа и отсюда причащались святых таин. Некоторые, презрев
 храмы Божии, устраивали в частных домах алтари из икон и на них
 совершали священные таинства". Такие преувеличения, навлекавшие на
 христиан упреки в идолопоклонстве, особенно со стороны магометан,
 которые в это время не только энергично распространяли свою враждебную
 всякому иконопочитанию религию, но и требовали от подвластных себе
 христиан прекращения поклонения иконам (ср. "Theophanis Chronographia",
 ed. Bonn., v. I, p. 617 - 618) вызвали противодействие со стороны имп.
 Льва III Исаврийского (717 - 741); - замечательного полководца,
 администратора и законодателя, стремившегося - вместе с военной борьбой
 против арабов - и о распространении христианства среди магометан (и
 евреев) и не стеснявшегося властно вмешиваться в вопросы церковной
 жизни. С 726 г. он выступил против иконопочитания, приказывал снимать,
 выламывать и закрашивать иконы (приводимые обыкновенно известия о
 содержании "постановлений" Льва III от 726 и от 728 г. требуют поправок
 - см. В. Г. Васильевский, "Русско-византийские отрывки", в "Журн. Мин.
 Нар. Пр." 1877 г., Июнь, стр. 296 сл.). Эти распоряжения вызвали среди
 иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров -
 иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), к
 которым принадлежали, главным образом, духовенство и особенно монахи,
 массы простого народа и женщины всех классов общества, большое
 раздражение; при уничтожении икон происходили схватки и побоища.
 Население собственной Греции (Эллады) и Цикладских островов,
 провозгласив нового императора, подняло восстание, окончившееся,
 впрочем, полной победой энергичного Льва III; немало жителей внутренних
 частей империи, не желая мириться с ересью, бежали на окраины
 государства; значительная часть итальянских владений Византии с г.
 Равенной отдалась под власть Лангобардов; папа Григорий II отказался
 подчиняться требованиям императора в объявил И. ересью (такой же
 политики держался и его преемник Григорий III); константинопольский
 патриарх Герман смело обличал Льва в ереси, на настоянии императора
 подписать эдикт против икон ответил отказом вводить что-нибудь новое в
 делах веры без вселенского собора и, наконец, сложил с себя патриаршую
 власть; на Востоке самым сильным противником И. явился в эту эпоху
 знаменитый Иоанн Дамаскин. Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев,
 опираясь на войско и придворную аристократию, составлявших главный оплот
 партии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов -
 сокрушителей, сожигателей икон, как их называли противники), а также
 находивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до конца
 царствования поддерживал И. Сын и преемник его Константин V Копроним
 (841 - 775) еще с большей энергией выступил против иконопочитания, не
 смотря на трудную борьбу (в начале царствования) с православной партией,
 выставившей против него нового императора, его зятя Артавазда, который в
 течение почти 2 1/2 лет (741 - 743) владел Константинополем. Желая более
 определенно провести иконоборческие идеи, и подготовив к этому умы путем
 "народных собраний" (- ср. В. Г. Васильевский, в "Журн. Мин. Нар.
 Просв." 1877, июнь, стр. 286 - 287, 310), Константин в 754 г. созвал во
 дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем
 (Скутари) большой собор, на котором было более 300 епископов (но,
 однако, не присутствовало ни одного представителя патриарших кафедр).
 Здесь было определено, что "восстановлять образы святых посредством
 материальных красок и цветов есть дело бесполезное, праздное и даже
 богопротивное и диавольское", но что, "вместо того следует заботиться о
 подражании на деле святым", добродетели которых "должны служить как бы
 одушевленными иконами", молитве и предстательства которых следует
 испрашивать согласно с церковным преданием (ср. Васильевский, ibid.,
 стр. 312 - 313). Между тем стремления Константина вели его к
 покровительству приверженным павликианству "сириянам и армянам", которые
 переселялись в европейскую часть империи, усиливая здесь восточный
 элемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах), и к
 раздражению против монашества. Константин не только стал подвергать
 (вероятно, не ранее 761 г.) открытому гонению и мучениям отдельных
 представителей монашества (св. Стефана Нового), но преследовал,
 по-видимому, и самый институт монашества; благодаря этому, усиливалась
 эмиграция греческого монашества, бежавшего, главным образом, в южн.
 Италию и на сев. берега Черного моря. Не смотря на усиление оппозиции (в
 которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), И.
 держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына,
 более умеренного Льва IV Хазара (775 - 780). Только в регентство жены
 его Ирины (за малолетством его сына, императора Константина VI (780 -
 790) партия иконопочитателей, находившая сочувствие в императрице (как и
 вообще в большинстве знатных женщин), одержала верх. После возведения в
 константинопольские патриархи Тарасия (784 г.) было решено созвать
 вселенский собор для восстановления иконопочитания. В августе 786 г. был
 открыт собор в Константинополе, но войско, оплот иконоборцев, выказало
 такое сопротивление деятельности собора, что участвовавшие в нем должны
 были разойтись. Под благовидным предлогом переместив столичное войско в
 провинции и отпустив ветеранов на родину, составив новое войско и
 поставив над ними преданных себе начальников, Ирина, в сентябре 787 г.,
 созвала в Никее VII вселенский собор, отвергнувший постановления собора
 754 г., подвергшие анафеме иконоборцев и установивший иконопочитание: не
 должно было оказывать иконам преклонения, приличествующего только Богу,
 но их подобало чтить совершенно так же, как и святой, животворящий крест
 (почитание которого не отвергалось иконоборцами), подобало
 прикладываться к ним, преклонять пред ними колена, воскурять фимиам,
 возжигать свечи; обращаться к ним с молитвой. Иконоборцы, однако, не
 терпели, по-видимому, преследований в смутную эпоху правления
 Константина VI и Ирины (до 802 г.), а тем менее в царствование Никифора
 (802 - 811), возбуждавшего недовольство православной партии и особенно
 монахов не только своими финансовыми играми, но и терпимостью к
 павликианам; и лишь в короткое царствование имп. Михаила I (811 - 813),
 находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (также и
 павликиане) стали подвергаться гонениям. Плохой администратор и
 неудачный полководец, Михаил, был низвергнут солдатами, которые возвели
 на его место энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813 -
 820). Этот восточный по происхождению император снова стал на сторону И.
 Сломив деятельную оппозицию духовенства (константинопольского патриарха
 Никифора, созвавшего поместный собор для защиты иконопочитания, и
 особенно св. Феодора Студита, деятельно поддерживавшего православных и
 смело порицавшего императора), Лев созвал в 815 г. собор, отменивший
 постановления VII вселенского собора и восстановивший определения собора
 754 г.; тогда возобновилось уничтожение икон, преследование монахов,
 эмиграция на Восток и в Италию. Преемник Льва, Михаил II Косноязычный
 (Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политики
 терпимости относительно иконопочитателей: он дал амнистию всем,
 потерпевшим за иконопочитание (между прочим, Феодору Студиту), и издал
 постановление, требовавшее, чтобы "никто не смел приводить в движение
 язык свой ни против икон, ни за иконы", "чтобы молчание было правилом во
 всем, что напоминает иконы". Однако, и в это царствование произошло
 восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия.
 Постановление Михаила II оставалось в силе, а при его преемнике, имп.
 Феофиле (829 - 842), который, однако, снова стал энергично преследовать
 иконопочитателей. Лишь по смерти Феофила в регентство (за малолетством
 имп. Михаила III) его жены Феодоры и других лиц (между ними Мануила,
 дяди императрицы), византийское духовенство, при посредстве Мануила,
 действовавшего, вероятно, из политических соображений (см. Ф. И.
 Успенский, в "Ж. М. Н. Пр.", 1891, янв., стр. 130 - 131), убедило
 императрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановить
 последнее. Был свергнут приверженец ереси, патриарх Иоанн VII, и на его
 место возведен защитник иконопочитания, Мефодий, подвергшийся
 преследованию при Феофиле. Под его председательством (ср. Ф. И.
 Успенский, ibid., стр. 109 - 110) состоялся в 842 г. собор, утвердивший
 и одобривший все определения VII вселенского собора и подвергший снова
 отлучению иконоборцев (исключение было сделано для Феофила); тогда же
 был установлен и впервые совершен (19 февр. 842 г.) чин провозглашения
 вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам,
 совершаемый в православной црк. и до нашего времени в неделю
 православия. В Италии И. постоянно находило себе резкий отпор в папах,
 при чем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовали
 усилению их притязаний, а еретичество императоров, которым папы
 отказывались повиноваться, усилению независимости последних. Но во
 Франкском государстве, в так называемом Libri Carolini, на франкфуртском
 соборе 794 г. и на парижском 825 г. был выражен взгляд, объявлявший
 всякое церковное служение перед иконами за идолопоклонство, но не
 отрицавший их значения, как украшения церкви и средства поддержания
 благоговения.
 
  Главными источниками по истории И. служат, кроме летописей Феофана
 (еd. Bonn., ex rec. I. Classeni, 1889 - 41, vv. 2; во 2-м т. помещен
 латинский перев. Феофана, так назыв. "Anastasii bibliothec. historia
 tripertita", ex rec. J. Bekkeri; нов. изд. de Boor, Лпц., 1883 - 85, vv.
 2; есть русский перев. Оболенского и Терновского, помещ. в "Чт. в. Общ.
 Ист. и Др. Росс., 1886 - 87 гг. и отдельно), продолжатели Феофана
 ("Theoph. continuat"., ed. J. Bekker, Bonn, 1838), патр. Никифора (ed.
 Bonn., ex rec. J. Bekkeri, 1837, вместе с Пав. Силенциарием и Георг.
 Писидой); ed. de Boor, Лпц., 1880), Георгия Амартола ed. (Muralt,
 Petropol., 1859), Migne: "Patrologiae cursus completus ser. Graeca", t.
 110, 1863), Генезия (ed. Bonn., ex rec. C. Lachmanni, 1834; Migne, "P.
 c. c., s. G.", т. 109, 1863) и др., общим недостатком которых является
 резко враждебная И., затемняющая ход событий и характер движения точка
 зрения, акты VII вселенского собора (Labbe, "Sacrosancta Concilia", VII
 и русский пер. "Деяния вселенских соборов", т. VII, Каз., 1873);
 сведения, заключающиеся в церковных анналах Барония (для И. см. тт. XII,
 XIII, XIV) и жития святых, из которых некоторые разработаны в
 исследованиях академии; В. Г. Васильевского, "Руссковизантийские
 отрывки". Литература по истории И. бедна. Кроме устаревших общих
 изложений Лебо, Гиббона, Финлея, Гфререра и мало опередившего их
 Герцберга ("Geschichte d. Byzantiner und d. Osmanischen Reiches", Берл.,
 1883, в коллекции Онкена), не менее устаревшей "Geschichte der
 bildersturmenden Kaiser" Шлоссера (Франкф. на Майне, 1812), церковных
 историй Газелера, Неандера и пр. (а также "Истории последних 4
 вселенских соборов" А. Лебедева), нужно указать на имеющие выдающееся
 значение и проливающие часто совершенно новый свет на вопрос
 многочисленные работы академика В. Г. Василевского о Византии, а также
 работу Ф. И. Успенского ("Константинопольский собор 842 г. и утверждение
 православия", "Ж. М. Н. Пр.", 1891, янв." переп. в сочин. "Философское и
 богословское движение в Византии", СПб., 1892). При недостаточной
 разработанности истории И., как относительно происхождения этого
 движения, так и относительно его характера и значения, существуют
 значительные разногласия: одни видят в нем широкое прогрессивное
 движение, целую социальную, политическую и религиозную революцию,
 опиравшуюся на античный эллинские начала, сохранившиеся на востоке
 империи, откуда шла реформа и были родом императоры иконоборцы (Лев III,
 Константин V, Лев IV, Лев V, Феофил); другие, не отрицая значения
 восточных элементов в И., склонны видеть, наоборот, в восстановлении
 православия победу европейских, более культурных элементов. Вопрос об
 отношении И. в магометанству и к различным христианским ересям также
 мало выяснен.
  Ф Смирнов.
  Иконография (греч.) - описание древних или новейших изображений,
 преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные
 образы, в живописи, скульптуре, гравюре, мозаике в т. д.; напр., И.
 Петра Великого - описание портретов этого государя; И. Геркулеса -
 описание его изображений в памятниках искусства.
  Иконописание, или иконопись - на Руси и православном Востоке,
 мастерство писать религиозные изображения, образы, предназначенные быть
 чествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей. Составляя особую
 отрасль живописи, И., тем не менее, существенно отличается от этого
 искусства в общепринятом смысле слова. Живопись
  - каково бы ни было ее направление, реалистическое, или
 идеализирующее - основывается на непосредственном наблюдении природы,
 берет из ее формы и краски и, предоставляя, в большей или меньшее
 степени, простор творчеству художника, невольно отражает в себе его
 индивидуальность; напротив того, И., не обращаясь за справками к натуре,
 стремится лишь неуклонно держаться принципов, освященных преданием,
 повторяет давно установленные, получившие, так сказать, догматическое
 значение типы изображений и даже, в отношении технических приемов,
 остается верным заветам старины; исполнитель таких произведений,
 иконописец (изограф), является совершенно безличным работником, шаблонно
 воспроизводящим композиции и формы, однажды навсегда указанная ему и его
 собратам и, если имеет возможность выказать в чем-либо свое мастерство,
 то единственно в тщательности и тонкости работы. Такой характер И.
 получило в Византии в зависимости от установления православием
 непоколебимых догматов веры в неизменных церковных обрядов; отсюда
 перешло оно в Италию, где пользовалось уважением и отпечатлевалось на
 местном искусстве до наступления эпохи Возрождения: будучи перенесено из
 Греции, вместе с христианством, в наше отечество, оно прочно привилось в
 нем и до сего времени занимает у нас множество рук и пользуется в
 народной массе предпочтением пред религиозною живописью в духе
 зап.-европ. художественных школ. Оставляя в стороне собственно
 византийское И., бросим беглый взгляд на историю этого искусства в
 России. Известно, что равноапостольный вел. кн. Владимир принял св.
 крещение в Херсонесе, привез оттуда в Киев церковные книги, сосуды и
 иконы. Вслед затем, образа греческого письма стали то и дело привозиться
 на Русь, как необходимые для удовлетворения религиозной потребности
 новообращенных и для украшения созидаемых храмов. С другой стороны,
 великие князья, заботясь о благолепии этих последних, вызывали из Греции
 мастеров, искусных в писании ликов на досках и в выкладке их мозаикою на
 стенах. Эти пришлые художники, разумеется, нашли себе многих учеников
 среди русских. Однако, из древнейших наших иконописцев известен только
 один - киево-печерский монах препод. Алимпий, преставившийся в начале ХП
 в. Каково было его искусство - судить невозможно, так как достоверных
 его произведений не сохранилось. Равным образом, трудно составить себе
 точное понятие о том, каково было наше И. до нашествия татар. С
 несомненностью можно только заключить, что русские уже успели в эту пору
 перенять у греков их технические приемы, что, хотя не все они имели
 случай учиться у византийских художников, однако неуклонно подражали
 греческим образцам. Во времена татарского владычества И. нашло себе
 приют в монастырях, которым поработители русской земли не только не
 делали никаких насилий, но и оказывали покровительство; в особенности
 это искусство было поддерживаемо иерархами нашей церкви, из которых
 некоторые занимались им сами, каковы напр. митрополиты Петр и Киприан.
 Прототип его оставался византийский, но к нему уже в это время начали
 примешиваться, особенно в Новгородской, Псковской и
 Суздальско-Владимирской областях, некоторые черты западного влияния. По
 слиянии русских княжеств в единодержавное государство, его жизнь,
 сосредоточенная в Москве и проникнутая живым чувством благочестия,
 благоприятствовала успехам И., которое с конца XV в. видоизменяется еще
 более, позволяя себе заметные отступления от древнего стиля. Причиною
 тому были, с одной стороны, постоянно усиливавшийся наплыв иностранных
 (немецких и итальянских или фряжских) художников, а с другой - то
 обстоятельство, что сношения России с Грецией, утратившей и свою
 независимость, и свое богатство, сократились, а греческое искусство
 упало до такой степени, что уже не могло доставлять образцов для русских
 иконников. Греческие духовные сановники, вместо того, чтобы дарить, как
 бывало пред тем, нашим царям драгоценные иконы, стали сами просить о
 присылке им образов русского письма. В XVI в XVII стол. уже образовалось

<< Пред.           стр. 379 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу