<< Пред.           стр. 419 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 дух русского языка и проявил в своих сатирах такое глубокое знание
 современной ему русской жизни. Первоначальными его учителями были греки,
 но уже на седьмом году его жизни в семью К. поступил воспитателем один
 из наиболее даровитых студентов Заиконоспасской акд., Иван Ильинский.
 Кн. Дмитрий К., любивший литературу и сумевший внушить эту любовь и
 Антиоху, в духовном завещании отказал всё своё имущество тому из своих
 сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям,
 причем он имел в виду именно Антиоха, "в уме и науках от всех лучшего".
 Действительно, остальные братья оказались людьми заурядными; вкусы
 Антиоха разделяла только его сестра Марья, что и послужило основанием их
 дружбы на всю жизнь. Переписка брата с сестрой во время продолжительного
 отсутствия первого из России (см. Шимко, "Новые данные к биографии А. Д.
 К. и его ближайших родственников", СПб., 1891) бросает яркий свет на
 настроение этих двух людей, мягких и гуманных в такое время, когда
 окружавшее их общество отличалось дикостью и жестокостью. Переписка эта
 и в других отношениях имеет большое значение для характеристики К.: она
 разъясняет, почему он отказался от выгодного брака с богатейшей невестой
 того времени, княжной Варварой Алексеевной Черкасской, дочерью
 влиятельного государственного человека. Причиной этому было нежелание
 отказаться от литературных и научных занятий. Дипломатической
 деятельности К. посвятил себя главным образом потому, что пребывание за
 границей давало ему возможность расширить свое образование и в то же
 время освобождало его от непосредственного участия в политической
 борьбе, сопряженной с кознями и интригами. Любовь К. к науке имела
 утилитарный характер, в петровском духе: он дорожил и самой наукой, и
 своей литературной деятельностью лишь настолько, насколько они могли
 приблизить Россию к благополучию, а русский народ - к счастью. Этим,
 главным образом, определяется значение К., как общественного деятеля и
 писателя. На тринадцатом году жизни он потерял отца. Домашнее
 образование К. дополнилось кратковременным пребыванием в
 греко-славянской акд. и в акд. наук. Последняя оказала К. несомненную
 пользу. Особенно он ценил лекции Бернулли и Гросса и на всю жизнь
 сохранил большое расположение к математике и этике. Но своим обширным
 образованием он в значительной степени обязан лично себе. Еще юношей он
 внимательно следил за европейской литературой, по самым разнообразным
 отраслям знания. Об этом свидетельствуют собственноручные его пометки в
 календаре за 1728 г. Задаваясь, еще в ранней молодости, вопросом о
 средствах распространены в России знаний, пригодных для жизни, и об
 искоренении невежества и суеверий, он признавал наиболее важным
 учреждение школ и считал это задачей правительства. Прельщенный могучей
 деятельностью Петра, К. возлагал все свои надежды на монархическую
 власть и очень мало рассчитывал на самостоятельный почин духовенства и
 дворянства, в настроении которых он усматривал явное нерасположение или
 даже ненависть к просвещению. В самых сильных своих сатирах он
 ополчается против "дворян злонравных" и против невежественных
 представителей церкви. Когда, при воцарении императрицы Анны Иоанновны,
 зашла речь о предоставлении политических прав дворянству (шляхетству),
 К. решительно высказался за сохранение государственного строя,
 установленного Петром Великим. 1 января 1732 г. К. уехал за границу,
 чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней
 политической жизни России он участия более не принимал, состоя
 первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в
 Париже. Деятельность К., как дипломата, ещё мало исследована; даже ещё
 не издано полное собрание его реляций; пока вышел только первый том, под
 редакцией проф. Александренко, обнимающий первые два года
 дипломатической деятельности К. в Лондоне ("Реляции из Лондона", М.,
 1892). Лучшей оценкой трудов К. на этом поприще являются работы
 Стоюнина: "Кн. А. К. в Лондоне и Париже" ("Вестн. Евр." 1867 и 1880),
 далеко, однако, не исчерпывающие вопроса. Автор подробно говорит о
 неблагоприятных условиях, которыми был окружен К., как дипломат; о
 недостатке материальных средств, урезывании или задержке более чем
 скромного жалованья, разносторонних поручениях, обременявших К. (в роде
 "приискания искусной прислуги" или "покупки езженных лошадей"), - но он
 недостаточно оттеняет, что К. всё-таки успел собрать богатый материал и
 давал своему правительству отчеты, поражающие широтой взгляда и
 всесторонней оценкой политических деятелей и условий. Литературная
 деятельность К. началась очень рано. Уже в 1726 г. появилась его
 "Симфония на Псалтирь", составленная в подражание такому же труду
 Ильинского: "На четвероевангелие". В том же году К. переводит с
 французского "Некое итальянское письмо, содержащее утешное критическое
 описание Парижа и французов" - книжечку, в которой осмеиваются
 французские нравы, уже тогда постепенно проникавшие к нам. В 1729 г. К.
 переводит философский разговор: "Таблица Кевика-философа", в котором
 выражены взгляды на жизнь, вполне соответствующие этическим воззрениям
 самого К. В том же году появляется и первая его сатира, столь
 восторженно встреченная Феофаном Прокоповичем и сразу установившая между
 ними самый тесный союз. Некоторые биографы стараются изобразить дело
 так, как будто союз между Прокоповичем и К. состоялся на почве общей
 вражды к Голицыну и что как Прокопович, так и К. преследовали личные
 цели,
  - первый, опасаясь за свое политическое влияние, второй, негодуя на
 несправедливость Голицына, влиянием которого отцовское наследие, т.е.
 состояние в 10000 душ, досталось брату К., кн. Константину К.,
 женившемуся на дочери кн. Голицына (см. "Древняя и Новая Россия" 1879
 г., т. X, статью Корсакова о процессе кн. Константина К. с мачехой,
 урожденной княжной Трубецкой). На самом деле Прокопович и К. не могли
 сочувствовать Голицыну, как представителю старой боярской партии,
 относившейся враждебно к реформам Петра; личные соображения играли тут
 весьма второстепенную роль. Это видно уже из того, что К. нисколько не
 воспользовался своим участием в перевороте 1730 г. для личного
 обогащения, хотя это было бы для него не трудно. Посвящая первой сатире
 (характерно озаглавленной: "На хулящих учение") восторженные
 стихотворения, лучшие представители нашей церкви, Прокопович и Кролик,
 всенародно поспешили признать, что считают тесный союз с 20-летним
 преображенским поручиком вполне естественным и законным, когда тот, в
 талантливых стихах, ополчается вместе с ними против врагов Петра и его
 просветительного дела. Все дальнейшие сатиры (их всего 9) составляют
 только более подробное развитие мыслей, изложенных в первой. Первое
 место в них занимает народ, с его суевериями, невежеством и пьянством,
 как основными причинами всех постигающих его бедствий. Подают ли высшие
 сословия хороший пример народу? Духовенство мало чем отличается от
 самого народа. Купечество думает только о том, как бы обмануть народ.
 Дворянство к практическому делу совершенно неспособно и не меньше народа
 склонно к обжорству и пьянству, а между тем признает себя лучше других
 сословий, удивляется, что ему не хотят предоставить власть и влияние.
 Администрация по большей части продажна. К. бичует не одних только
 представителей низшей администрации: вчера еще "Макар всем болваном
 казался", а сегодня он временщик, и картина сразу изменяется. Сатирик
 наш обращается с словом горькой правды и к представителям власти. "Малож
 пользы тебя звать хоть сыном царским, буде в нравах с гнусным ты же
 равнишься псарским". Он с большим мужеством и с необычайной для его
 времени силой стиха провозглашает, что "чист быть должен, кто туда, не
 побледнев, всходит, куда зоркие глаза весь народ наводит". Он считает
 себя и других вправе смело провозглашать такие мысли, потому что
 чувствует себя "гражданином" (это великое слово им впервые введено в
 нашу литературу) и глубоко сознает "гражданский" долг. К. следует
 признать родоначальником нашей обличительной литературы. Он первый
 смеялся у нас "смехом сквозь слезы" (это выражение также введено им
 впервые в нашу литературу), и смеялся им в такое время, когда, казалось,
 всякое сколько-нибудь свободное слово было просто немыслимо. 1729 и 1730
 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности К.
 Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры
 (первые 3) но и перевел книгу Фонтенеля: "Разговоры о множестве миров",
 снабдив её подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего
 рода литературное событие, потому что выводы её коренным образом
 противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете
 Петровне она была запрещена, как "противная вере и нравственности",
 кроме того, К. переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в
 посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям
 од, причем, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения
 тех надежд, которые русский "гражданин" возлагает на представителей
 власти. Такой же характер имеют и его басни. Он же впервые прибег к
 "эзоповскому языку", говоря о себе в эпиграмме: "На Эзопа", что "не прям
 будучи, прямо всё говорить знаю", и что "много дум исправил я, уча
 правду ложно". После переезда за границу К., за исключением разве первых
 трех лет, продолжал обогащать русскую литературу новыми оригинальными и
 переводными произведениями. Он писал лирические песни, в которых давал
 выражение своему религиозному чувству или восхвалял науку, знакомил
 русскую читающую публику с классическими произведениями древности
 (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и др.), продолжал писать
 сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или указывал на
 здравые педагогические приемы (сат. VIII), предрешая, до известной
 степени, задачу, осуществленную впоследствии Бецким; указывал и на идеал
 хорошего администратора, озабоченного тем, чтобы "правда цвела в пользу
 люду", чтобы "страсти не качали весов" правосудия, чтобы "слезы бедных
 не падали на землю" и усматривающего "собственную пользу в общей пользе"
 (письмо к кн. Н.Ю. Трубецкому). Он переводил и современных ему писателей
 (напр. "Персидские письма" Монтескье), составил руководство к алгебре и
 рассуждение о просодии. К сожалению, многие из этих трудов не
 сохранились. В письме о "сложении стихов русских" он высказывается
 против господствовавшего у нас польского силлабического стиха и делает
 попытку заменить его тоническим, более свойственным русскому яз.
 Наконец, он пишет и религиозно-философское рассуждение, под заглавием:
 "Письма о природе и человеке", проникнутое глубоким религиозным чувством
 человека, стоящего на высоте образованности. Мучительная смерть очень
 рано прервала эту кипучую деятельность. К. скончался 31 марта 1744 г., в
 Париже, и погребён в московском Никольском греческом монастыре.
 Литература, посвященная К., ещё невелика. К собранию его сочинений,
 вышедшему под редакцией П.А. Ефремова, приложена биография К.,
 составленная Стоюниным. Самой обстоятельной критической статьей о К. всё
 ещё остается статья Дудышкина, помещенная в "Современнике" (1848). Свод
 всего написанного о К. и попытку самостоятельного освещения его
 политической и литературной деятельности у Сементковского: "А. Д. К.,
 его жизнь и литературная деятельность" (СПб. 1893 г.; биографическая
 библиотека Ф.Ф. Павленкова) и "Родоначальник нашей обличительной
 литературы" ("Ист. Вестник", март, 1894 г.). Сатиры К. переведены
 аббатом Венути на французский яз. ("Satyres du pr. Cantemir", 1746) и
 Шпилькером на немецкий ("Freie Uebersetzung der Satyren des Pr.
 Kantemir", Берл., 1752).
  P. Сементковский.
  Кантор - певец, в особенности церковный, учитель церковных хоров. В
 IV ст. в католической церкви были К. (cantores et lectores), певшие и
 читавшие псалмы и гимны при богослужении. В VI в., при Григории Великом,
 были К. при певческих школах. В IX ст. при Карле Великом учреждены такие
 же школы с К. в Германии. Место К. в XVIII ст. в Германии считалось
 очень видным; напр. великий И. С. Бах был К. в Лейпциге. В настоящее
 время при церковных школах на Западе также существуют К. В православной
 црк. регент хора - тот же К. В синагогах певец при богослужении
 называется К.
  Н. С.
  Канцона (la canzone, от латинского cantio) - название старейшей формы
 итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso) и старо
 французской (chanson) поэзии. Для неё иногда употребляется специальное
 название Canzone Petrarchesca или Toscana, в отличие от позднейших форм,
 Canzone Pindarica и Anacreontica. К. - лирическое стихотворение в
 несколько строф (stanze), которые имеют совершенно то же количество
 стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно
 кончаются строфой более короткой. У Петрарки в К. не более 10 и не менее
 5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф.
 Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и
 20. Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили
 соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм
 сначала было свободно; впоследствии пример Данта и ещё более - Петрарки,
 стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью в 11 стоп,
 перемежаясь изредка 7-стопными, а при лёгком и весёлом содержании -
 большей частью 7-и стопные. Заключительная строфа наз. ripresa (принятие
 вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata
 (возвращение) или просто chiusa (заключение) и заключавшая в себе
 обыкновенно обращение поэта к стихотворению, - обычай провансальской
 поэзии, - редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильных
 форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная)
 или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа, сама по себе,
 была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему в
 остальных строфах. Позднейшие поэты оставили эту слишком искусственную
 форму. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа Canzone
 Petrarchesca. Уже Тассо, для соединения строф, ввёл различные
 стихотворные "игрушки", которые он называл catene (цепи) и monili
 (ожерелья). Ещё более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera),
 которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами и
 строфами с произвольной рифмой, проложили дорогу К.-анакреонтикам, по
 образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в коротких
 строфах. В подражание Пиндару, в ХVI в. возникла Canzone Pindarica или
 alla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно и
 особенно у Киабреры. Она составлена из одно- или многократной комбинации
 3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют друг
 другу в построении. Так называемая Canzone a ballo или Ballata, которую
 не следует смешивать с северной "балладой", столь же стара как и Canzone
 Petrarchesca и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой же
 тип стихотворений был в ходу и в Провансе, и северной Франции. Эта К.
 пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу или
 строфы один голос, после чего опять вступал хор и т.д.; строфу в ней
 заканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род стихов
 и предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone а ballo
 особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де'Медичи; особый род их
 назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332
 г. Антонио да Темпо: "Summa artis rithmici" (изд. Grion, Болонья, 1869)
 и около 1850 г. Джидино да СоммаКампанья, в "Trattato dei ritmi volgari"
 (изд. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, "Grammatik der
 ital. Sprache" (Галле, 1844).
  Канцона (canzone, canzona) - песнь, музыкальное сочинение на
 лирическое стихотворение. Самая старинная К. относится к VII в.; она
 была сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря II
 над саксами. В Италии этот род музыки давно распространен. К.
 преимущественно пишется для одного голоса. К. называется также, в
 инструм. музыке, небольшое сочинение с плавной певучей мелодией. Canzone
 a ballo (ballata) - старинная плясовая итальянская песня. Canzone sacra
 - духовная песнь. Канцонетта (canzonino) - небольшая песня. Canzonaccia
 - площадная песня. Canzoniere - собрание песен.
  Н. С.
  Каньоны (canones) - так назыв. в Сев. Америке речные долины и овраги,
 имеющие вид глубоких ущелий с отвесными или очень крутыми стенами.
 Наиболее известен Большой К. реки Колорадо в Аризоне с многочисленными,
 впадающими в него боковыми К. Отвесные стены большого К. достигают
 местами 1000 и 2000 м. высоты и состоят из известняков и песчаников
 палеозойской группы, а в более низких горизонтах даже из твердого
 гранита.
  Б. II.
  Канюк, конюх, зимник (Archibuteo lagopus, - сокол) - представитель
 рода, близкого к сарычу и отличающегося вполне оперенными цевками.
 Другие признаки рода: короткий, высокий, загнутый от основания клюв,
 восковица покрытая щетинками, кроме промежутка между ноздрями, довольно
 острые крылья, достигающие до конца хвоста и прямой хвост средней длины.
 4 вида этого рода водятся в Европе, Азии и Сев. Америке. К. длиной 65
 стм.; оперение его представляет разнообразную смесь белого, желтоватого,
 красно-серого, бурого и буро-черного цвета. К. гнездится главным образом
 на крайнем Сев. Европы, Азии и Америки, особенно в полосе тундр, а зимой
 перекочевывает к Ю, достигая средней и Южн. Европы, Туркестана и
 предгорий Тянь-Шаня. Главную пищу его составляют лемминги и родственные
 им грызуны; зимой он, кроме мышей, нападает иногда на куропаток и др.
 более крупных животных. Гнездо устраивается на деревьях или просто на
 холмике среди тундры; кладет 4 - 5 яиц; птенцы, в случае опасности,
 притворяются мертвыми.
  Н. Кн.
  Капелла у католиков и англикан - молитвенное сооружение небольшого
 размера, предназначенное для общественной церковной службы, для
 чествования какой либо святыни, для молитвы отдельного семейства и т.п.
 К. представляет собой или особое здание, или же входит в состав другого
 храма. В последнем случае, она помещается в различных его частях, напр.
 в абсиде (абсидальные К.), в боковых кораблях и т.д. Иногда К.
 составляет пристройку к церкви, не имеющую с ней никакой органической
 связи. В церквях византийского и латинского стилей К. встречаются весьма
 редко; в храмах романской архитектуры они представляют явление обычное.
 Из числа самостоятельных К. наиболее замечательна по своей архитектуре
 Sainte Chapelle, в Париже, сооруженная в 1242 - 47 гг. Петром Монтеро.
 Затем следует упомянуть Сикстинскую К., в ватиканском дворце, в Риме,
 замечательную по находящемуся в ней "Страшному Суду" Микеланджело.
  А. А. С.
 
  Капелла (музык.; итал. capella, франц. chapelle). - В капеллах
 собирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые и
 получили название капеллы. Хор папы и придворные церк. хоры получили
 тоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей были
 церковные хоры, называвш. "государевыми певчими" или дьяками. В XVIII
 ст. придворный церковный хор стал именоваться К. В этом столетии
 выдающимся директором певческой К. был Бортнянский; при нём вышел закон,
 допускавший исполнение в церкви только произведений Бортнянского и
 других авторов, им одобренных. За Бортнянским следуют два директора
 Львовы; при последнем, Алексее Федоровиче, К. издала октоих, обиход
 нотного церковного пения, сокращенный ирмологий знаменного распева,
 ирмосы воскресные, ирмосы сокращенного греческого распева, воскресные
 утренние антифоны греческого распева, утреню греческого распева. При
 Н.И. Бахметеве продолжалось издание духовных переложений, а в 1893 г.
 место заведующего придворной К. получил М.А. Балакирев, при котором
 обращено внимание на упорядочение научных классов К., теоретических и
 оркестрового. При А.Ф. Львове должность капельмейстера К. занимал (1837
 - 1839) Глинка, написавший для неё "Херувимскую". Капелла дала
 нескольких выдающихся деятелей, как напр. Березовского (1745 - 1777),
 Бортнянского (1751 - 1825), Воротникова. В более позднее время К. дала
 скорее хороших регентов, чем композиторов. Цвет одеяния дьяков -
 вишневый с золотом - сохранился и по настоящее время. К. в широком

<< Пред.           стр. 419 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу