<< Пред.           стр. 42 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Derotremata, но не имеют жаберного отверстия; б) водяные саламандры или
 тритоны (Tritonidae) с широким, плоским, веслообразным хвостом,
 окаймленным кожистым плавником; живут во всех лужах и канавах)
 собственно саламандры (Salamandridae) с круглым хвостом; рождают живых
 детенышей; 3) третий отряд заключает в себе бесхвостых A. (Ecaudata sive
 Batrachia), к которым принадлежат лягушки и жабы
  В доисторические времена А. встречались уже в каменноугольном периоде
 и притом в весьма причудливых формах, из которых некоторые до такой
 степени напоминают рыб, что даже известнейшие знатоки ископаемых рыб,
 как напр. Агассис, были введены в заблуждение; другие формы по своим
 огромным конусообразным зубам, костяным бляшкам и т. п. приближаются к
 пресмыкающимся, более всего к крокодилам. В этом отношении особенно
 замечательны т. н. Лабиринтодонтовые, названный так потому, что вещество
 их зубов представлялось извилисто слоистым, на подобие свернутого куска
 толстой материи. Не менее замечательна исполинская саламандра из
 пресноводных известняков Онингена, близ Боденского озера, Andrias
 Scbeuchzeri, скелет которой известный ученый Шейхцер принял за
 окаменелого четырехлетнего ребенка. И в современной эпохе встречаются
 животные (напр. Лепидозиры в Амазонской реке, Ргоtopterus в р. Гамбии,
 Ceratodus в Австралии), которые хотя и принадлежат к рыбам по своим
 плавниким и чешуйкам, но с другой стороны по своему дыхательному
 аппарату, состоящему из легких. принадлежат к А., а потому относятся
 естествоиспытателями то к первому, то ко второму массу. Эти ныне
 существующие формы доказывают, что А. занимают переходную ступень между
 рыбами с одной и пресмыкающимися с другой стороны. На основании этого
 соображения, а также внутреннего строения, Гексли соединил рыб и А. в
 одну большую группу ихтиопсид (рыбоглазых).
  Амфибрахий (греч.), т. е. краткий на обоих концах - название
 трехсложной стопы, у которой средний слог долгий, а первый и третий
 короткий: -напр. сухая крапива.
  Амфитеатр (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римлян
 овальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных между
 собою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверей
 и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком арена, свободное
 эллиптическое, приспособленное к форме всего здания, пространство, на
 котором происходили бои. Под ареной часто находились разные пристройки.
 Кругом арены шла массивная каменная ограда, на которой, для более верной
 защиты от зверей, укреплялась еще решетка. Позади этой ограды
 возвышались ступеньками ряды сидений, из которых нижние предназначались
 для сенаторов, всадников и т. д., а верхние, отодвинутые назад, для
 народа. Лестницы, ведшие к этим сидениям, открывались наружу под
 колоннадами, которыми было окружено все здание. По-видимому первый
 каменный А. был выстроен в Кампании. Самый древний, дошедший до нас,
 находится в Помпее. В Риме бои первоначально происходили на форуме, но в
 44 г. до Р. X. Цезарь выстроил обширный А. для боя гладиаторов; это было
 деревянное здание и по окончании представлений его сломали. Каменный А.,
 воздвигнутый Статилием Тавром в царствование Августа (29 до Р. X.), по
 крайней мере, отчасти состоял еще из дерева, так как он был уничтожен
 пожаром при Нероне. Деревянный А., построенный при Тиeepiе в Фидене,
 обрушился и похоронил под своими развалинами 50000 чедовек. А. в
 Пиаченце, самый обширный во всей Италии, сгорел во время гражданской
 войны между Вителием и Оттоном. После этого Веспасиан и Тит воздвигли в
 Риме знаменитый Колизей, величественные развалины которого еще и теперь
 вызывают всеобщее изумление. По своей архитектуре несколько напоминает
 Колизей, уцелевший даже внутри А. в Вероне, который носит там название
 арены. Кроме этих больших А., почти каждый значительный город во всех
 римских провинциях, особенно в Италии, Галлии, Испании, Африке, имел
 свои маленькие А. Всего менее их было в Греции.
  Амьен - главный город французского департамента Соммы и прежней
 Пикардии, лежит в плодородной, отлично возделанной равнине, на берегу
 имеющей здесь весьма извилистое течение Соммы, в узловом пункте многих
 линий Северной ж. д. и на Соммском канале. В А. (1881) 67874 жит.,
 местопребывание архиепископа, апелляционного и коммерческого судов;
 город защищен старою цитаделью, принадлежащею к крепостям третьего
 разряда; имеет университет, лицей, духовную семинарию, много учебных
 обществ, интересный архив, библиотеку с 15000 томов и ботанический сад.
 Город выстроен хорошо и правильно, с большими, широкими и превосходно
 вымощенными улицами; худо отстроена только нижняя часть его, населенная
 ремесленниками и рабочими и пересекаемая 11 каналами. Старые крепостные
 городские валы обращены в прекрасные бульвары, окружающие весь город и
 на севере продолжающиеся до Соммского канала; кроме того украшению
 города много содействует Ла-Готуа со своими липовыми аллеями и
 бассейном, имеющим 150 м. в поперечнике. Собор, построенный в 1220-88
 гг. архитекторами Робертом деЛюзархом, Тома де-Кормон и его сыном Рено,
 - прекраснейшее и наилучшее сохранившееся из старинных зданий Франции,
 имеет 138 м. в длину и 61 м. в ширину с главною башнею в 130 м. вышины и
 двумя недоконченными боковыми башнями, с звучащими подобно колоколам
 колоннами, прекрасными хорами, великолепными оконными украшениями,
 отличными рельефными работами, статуями и 110 художественно сделанными
 стульями на хорах. Перед собором поставлена бронзовая статуя известного
 проповедника крестовых походов, Петра Амьенского. В церкви Сен-Реми
 находится гробница коннетабля Ланнуа и его супруги. Кроме того
 замечательны ратуша, т. н. Водяной дворец (для водоснабжения города),
 оконченный в 1864 г. постройкою музей, одно из величайших зданий
 Франции, с 200 картинами новейших французских мастеров, древностями
 Пикардии и садом, а за предместьями прежний августинский монастырь
 Сент-Ашёля. Последний был обращен впоследствии в иезуитскую коллегию,
 которая до 1830 имела более 1000 учеников, но после июльской революции
 была упразднена, и теперь место ее занимает пансион. А. значительный
 фабричный и торговый город, славящийся особенно своими шерстяными
 тканями, а также своими прядильнями и красильнями, своими фабриками
 бумажных материй, бархата, пике и проч. Под именем Samarobriva А. был
 известен как главный город амбианов в бельгийской Галлии еще во время
 Цезаря. От дочери графа Рауля Вермандуа А. перешел в графу Филиппу
 Фландрскому, который в 1185 уступил его французскому королю Филиппу
 Августу. В 1435 графство Амьенское было отдано королем Карлом VII
 бургундскому герцогу Филиппу Доброму, но в 1477 королем Людовиком ХI
 снова соединено с французской короной. 11 марта 1597 город был захвачен
 врасплох испанцами, но освобожден королем Генрихом IV, после
 четырехмесячной осады. 27 марта 1802 Жозеф Бонапарте, маркиз Корнваллис,
 Азара и Шиммелы Геннинк подписали в амьенской городской думе Амьенский
 мир, которым должны были кончиться распри между Англией, Францией,
 Испанией и Батавской республикой. В силу этого окончательного мира,
 которому предшествовал заключенный в Лондоне 1 окт. 1801 прелиминарный
 договор, Англия из своих завоеваний получила острова Цейлон и Тринидад;
 кроме того для ее остались открытыми гавани мыса Доброй Надежды. Франция
 возвратила свои колонии, а в Гвиане ее границей с Бразилией был назначен
 Араовари. Остров Мальту решено было возвратить Мальтийскому ордену.
 Испания и Батавская республика получили обратно свои колонии, за
 исключением Цейлона и Тринидада. Французы обязались очистить Рим,
 Неаполь и остров Эльбу, Оранский дом должен был получить вознаграждение.
 Владения Порты были признаны в том состоянии, в котором они находились
 до войны, признана была также ее верховная власть над республикой
 Тонических островов и над Египтом, вследствие чего султан Селим, 13 мая
 1802, формально присоединился к Амьенскому миру. Но этот мир вскоре
 возбудил в Англии общее неудовольствие, которое стало возрастать вместе
 с быстрыми успехами Наполеона. В виду опасности лишиться всякого влияния
 на дела европейского материка и господства на Средиземном море, в
 английской нации созрела мысль начать новую войну. За отказом оставить
 свои притязания на Египет и Мальту и уничтожить литературу эмигрантов,
 10 мая 1803 последовал ультиматум Англии, требовавший вознаграждения
 изгнанного Наполеоном короля сардинского, очищения острова Лампедузы и
 вывода французских войск из Батавской и Гельветической республик. Когда
 французское правительство отклонило это требование, Англия 22 мая 1803
 г. снова объявила войну.
  К замечательным событиям новейшей истории города А. принадлежит
 битва, в которой 27 нояб. 1870 часть первой германской армии, под
 начальством Мантейфеля, одержала решительную победу над французской
 северной армией, состоявшей почти из 40000 чел. Последняя, незадолго
 перед тем сформированная генералом Бурбаки в Лилле из летучих
 гвардейских батальонов, имела назначением двинуться, под главным
 начальством генерала Фарр, к Парижу, чтобы вместе с французской луарской
 армией принудить неприятеля сиять осаду французской столицы. Еще 23
 нояб. авангард 3-й прусской кавалерийской дивизии встретил при Ле-Кенеле
 передовые отряды северной: армии и отбросил их к А. То же самое
 произошло 24 нояб. при Мезьере с 6 французскими батальонами,
 выступившими с артиллерией из А. Наконец, 27 ноября пруссаки увидели на
 юго-востоке от приведенного в оборонительное положениее и снабженного
 укрепленным лагерем города Амьена всю северную армию. Прусские войска
 состояли из 8-го прусского армейского корпуса (генерала Гёбена) и частей
 1-го прусского армейского корпуса, причем 8-й корпус составлял левое, а
 части 1-го-правое крыло. Центр прусской позиции находился в Морейле,
 небольшом городе на дороге из А. в Компьень, в 15 км. к югу от Соммы. В
 центре позиции французов находился их сильно укрепленный лагерь. Их
 левое крыло опиралось на железную дорогу, в направлении к
 Вильер-Бретонне, а правое крыло стояло между Бовом и Дюри. Левое
 прусское крыло (8-й армейский корпус) начало утром нападение с северной
 стороны, отбросило неприятеля, действовавшего преимущественно пехотой, с
 позиции на позицию, причем войска неоднократно ходили в штыки и 9-й
 гусарский полк уничтожил один неприятельский батальон. Правое прусское
 крыло должно было взять высоты Жантелля и Вильер-Бретонне и само
 подверглось нападению неприятельского корпуса, поставленного для
 прикрытия Корби. В этом сражении французы энергически сопротивлялись
 нападающим, но у них вовсе не было кавалерии; при всем том пруссаки лишь
 медленно подвигались вперед. Взятие приступом сильно укрепленного окопа
 при Вильер-Бретонне 44-м пехотным полком дало здесь делу решительный
 оборот, между тем как 3-я кавалерийская дивизия на правом крыле
 производила общую атаку. После десятичасового боя французы были
 отброшены к А., который они очистили при приближении пруссаков, чтобы
 продолжать отступление в направлении к Аррасу. Они потеряли более 3000
 чел. убитыми и ранеными и 800 пленными, а также 9 орудий и 2 знамени. 28
 ноября генерал Гёбен без боя занял город, а 80 ноября, после короткого
 сопротивления, сдалась и цитадель с 11 офицерами, 400 нижними чинами и
 30 орудиями. Потери пруссаков убитыми и ранеными состояли из 74 офицеров
 и 1300 нижних чинов. В А. были найдены значительные запасы провианта,
 заготовленные для парижского населения на случай, если б удалось
 прорвать линию обложившей Париж прусской армии.
  Анабиоз - так называется в физиологии замечательное явление,
 состоящее в том, что некоторые низшие растения и животные, будучи
 заморожены или совершенно высушены в безвоздушном пространстве, и таким
 образом. казалось бы, окончательно лишенные всякой жизни, при
 благоприятных условиях, под влиянием тепла, света, воздуха и влажности,
 оживают вновь, не теряя даже способности размножаться. Чаще всего можно
 наблюдать А. у засушенных инфузорий и коловраток, иногда даже у
 замороженных лягушек и рыб. От мнимой смерти или омертвения это
 состояние отличается тем, что, тогда как там все-таки остается хотя
 незначительный признак жизнедеятельности, здесь нельзя заметить ни
 малейшего проявления жизни; дыхание и пищеварение прекращаются при этом
 совершенно, но при оживлении возобновляются и продолжаются затеи
 совершенно правильно.
  Анаконда (Eunectes murinus) - змея из семейства удавов (Pythonidae).
 Самая крупная из всех змеи, достигает в длину до 10 метров. Сверху она
 черновато зеленого цвета с двумя рядами бурых спинных пятен;
 снизу-матового светло-желтого цвета с черными пятнами, по бокам желтые
 пятна с темной каймой. Эта змея живет под тропиками, в больших реках и
 болотах (а также по берегам их) Южной Америки. Пищу ее составляют рыбы,
 гады и мелкие млекопитающиеся. Туземцы усердно преследуют ее из-за ее
 вкусного мяса.
  Анакреон - один из выдающихся греческих лириков, род. в Теосе в Иoнии
 и был приглашен Эаком на Самос обучать его сына Поликрата музыке. Когда
 Поликат в 632 году до Р. X. сделался властителем острова Самоед. А.
 остался при его дворе, и здесь его поэзия, воспевающая радости жизни,
 любовь и вино, достигла полного расцвета. По свержении Поликрата (522
 г.) А. был взят Гиппархом, сыном Пизистрата, в Афины на специально для
 него снаряженном корабле; здесь он близко сошелся с самим Гиппархом, с
 Ксантиппом, отцом Перикла, и многими другими знатными афинянами. Из
 Афин, которые он покинул или тотчас же по убиении Гиппарха (514), или по
 изгнании Гипния, он, кажется, отправился сначала в Лариссу в Фессалии, к
 Эхеркратиду, династу из рода Алейадов Последние годы жизни он провел, по
 всей вероятности, в родном городе Теосе, или в Абдерах; умер около. 495
 г. по Р. X., как говорят, 85 лет от роду; теосцы выбили его изображение
 на своих монетах и показывали, как достопримечательность, его гроб,
 который был впрочем, может быть только так наз. cenotajion. В афинском
 акрополе, рядим с статуей Ксантиппа, А. была воздвигнута статуя в виде
 опьяневшего певца. Возможно, что в вилле Боргезе в Риме одна из статуй
 есть копия с находившейся в Теосе статуи А. в сидячем положении. Из
 стихотворений А., писанных на ионическом диалекте и самыми
 разнообразными размерами, дошли до нас только отрывки, которые собрал и
 издал Т. Берк, как "Anacreontis carminum reliquiae" (Лейпциг, 1834), а
 также в его "Роеtae lyrici graeci", 3-й т., (Лейпциг, 1867). Ошибочно
 имя А. перешло на собрание 60 песенок (anacreontea), написанных коротким
 стихом (частью каталектически-ямбический диметр , частью
 анакдастически-ионический дим. ), которых только незначительная часть
 относится еще к александрийской эпохе; большею же частью эти песенки
 относятся к римской и ранней византийской эпохам. Они были часто
 издаваемы (у Борка, в его "Poetae lyrici graeci", 4-й т., (Лейпциг,
 1867) и переведены на немецкий язык (К. Ушнером, Берлин, 1864 и Ед.
 Мёрике, Штутгарт, 1869). Стихотворения А. были изданы на русском и
 греческом языках: неизвестного переводчика, С.-Петербург, 1794 года;
 перевод Ивана Мартынова С.-Петербург, 1801 года.
  Анаксагор-один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и
 знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X. С ранних лет он
 отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему
 богатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственной
 жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А.
 переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал
 излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его
 учениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид. Стараясь объяснять
 естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение,
 землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов.
 Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только
 Красноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. А.
 поселился в Лампсаке, где и умер в 428. "Не я потерял Афины, а афиняне
 потеряли меня" гордо говорил он. В противоположность элеатам, для
 объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не
 одну первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленное
 множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий
 (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни
 переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых
 состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные,
 первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и
 однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, омфомерии А. не
 похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела,
 потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т.
 п. Омфомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначально
 выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным,
 материально мыслимым началом-разумом (nouV, ум), и этим движением,
 отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. А.
 учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещь
 отличается от другой только преобладанием какого-нибудь одного
 первоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным с
 остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как начало
 жизни. Благодаря этому признанию духовного начала, многие считали А. за
 первого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовном
 начале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочинений
 собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). См. Брейер, "Die
 Philosophie des A." (Берл., 1840), Зевор, "Dissertation sur la vie et la
 doctrine d'A.", (Пap., 1843); К. Гоффман, "Ober die Gottesidee des A.,
 Sokrates una Platon", (Вюрцб., 1860); Гладиш, "A. und die Israeliten",
 (Лейпц., 1864). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права"
 (Т. II, Спб., 1889, стр. 251-293).
  Анаксимандр (греч.) - математик и философ, сын Праксиада, род. в
 Милете 611, умер 546 до P. X. Между всеми греческими мыслителями
 древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде
 воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и
 начало всего сущего. Но между тем, как другие ионийцы за такое начало
 признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п А. учил,
 что первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (toapeiron,
 бесконечное), вечным движением которого выделились первичные
 противоположности тепла и холода, сухости и влага и к которому все опять
 возвращается. Творение есть разложение бесконечного. По его
 представлению, это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же
 воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно
 изменяются, тогда как целое остается неизменным. Этим переходом от
 определенности материального объяснения вещей к отвлеченному
 представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов. См.
 Сейдел, "Der Fortschritt der Metaphysik unter den altestenjon.
 Philosophen", (Лейпциг, 1861). Как собственно он пользовался своей
 гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об этом имеются
 лишь отрывочные сведения. Холод, в соединении с влагою и сухостью,
 образовал землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к
 высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. Солнце находится в высшей
 небесной сфере, больше земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из
 которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется,
 происходить затмение. Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше земли; при
 наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит
 тогда, когда она совсем перевернется. А. первый в Греции указал на
 наклонение эклиптики и изобрел солнечные часы, при помощи которых
 определял линии равноденствия и солнечные повороты. Ему приписывают
 также составление первой географической карты Греции и изготовление
 небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы
 вселенной. См. Шлейермахер, "Uber А.", (Берл., 1815). О близкой связи
 его космогонии с восточными умозрениями см. Бюсген, "Uber das apeiron
 des A.", (Висбад., 1867). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии
 права".
  Анализ, т. е. разложение, расчленение. В философии, в
 противоположность синтезу, анализом называют логический прием
 определения данного понятия, когда это понятие разлагают по признакам на
 составные части, чтобы таким образом сделать познавание его ясным в
 полном его объеме. Аналитическим понятием называется такое, которое

<< Пред.           стр. 42 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу