<< Пред. стр. 421 (из 1179) След. >>
главные действующие лица - Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг.- карикатурны; но К. метко попал в больное место современного ему
общества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса,
разрешенная имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и
даже при Александре I не сразу получила права гражданства.
Бантыш-Каменский передаёт следующий эпизод, которому был сам свидетелем.
Когда в 3 действии Хватайко поёт: "Бери, большой тут нет науки; бери,
что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб
брать?" - зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из
присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и
восклицали: "это вы! это вы!" Популярность "Ябеды" в начале текущего
столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии
обратились в поговорки. Последующие переводные и подражательные
драматические произведения К. не имеют значения; одной из них: "Станорев
или мнимая неверность" сам автор посвятил следующую эпиграмму:
Никто не мог узнать из целого партера,
Кто в Станореве смел так осрамить Мольера;
Но общий и согласный свист
Всем показал, что то - К.
Из лирических стихотворений К., который в свое время пользовались
значительным успехом, лучшие: "В память береста" и "Обуховка", где автор
обнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. К. пытался,
несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр, в
переводе греческих и римских авторов, размером простонародных русских
песен. Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей.
Сочинения К. изданы в 1849 г. Смирдиным.
Б. Глинский.
Каподистрия (граф Иоанн) - русский и греческий государственный
деятель, род. в 1776 г. на о-ве Корфу, где отец его, Антон К., потомок
семьи, выселившейся в конце XIV в. из городка Капо д'Истрия, занимал
разные почетные должности на службе у венецианского правительства, Иоанн
К., окончив курс философии и медицины в падуанском университете,
поступил на дипломатическую службу на родине. В 1802 г. ему было
поручено объехать большую часть Тонических о-вов, ввести там русские
гарнизоны и устроить гражданское управление. В 1803 г. он был назначен
статс-секретарем республики Ионических о-вов по иностранным делам, в
1807 г. - начальником милиции. Тильзитский мир (1807), заменивший
русское управление французским, разбивал карьеру К. на родине; он
перешёл на русскую службу и был причислен к коллегии иностранных дел
(1809). Через два года он был определён секретарём русского посольства в
Вене, затем вёл дипломатическую переписку Чичагова; на него же было
возложено поручение выработать проект устройства Бесарабии, только что
присоединенной к России. В 1813 г. К. сопровождал имп. Александра I в
качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию, с
поручением привлечь её к союзу против Наполеона. Удачное исполнение
поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные К. на венском
конгрессе, обеспечили ему быструю карьеру. В 1815 г. ему пожаловано
звание статс-секретаря; в 1816 г. он сделался русским министром иностр.
дел и занимал эту должность до 1822 г. Он работал для укрепления союза
между Францией и Россией и старался удерживать Александра от увлечения
идеями Священного Союза; между прочим, К. противился, но без большой
энергии, вмешательству в борьбу партий в Неаполе. В эту эпоху началось
греческое революционное движение. К., как грек, ему сочувствовал, но,
как дипломат и карьерист не решался действовать энергично, и остался на
службе, когда Россия, в виду движения, руководимого Ипсиланти, приняла
явно враждебное Греции положение. Скоро, однако, роль К. стала слишком
фальшива; Меттерних интриговал против К., и ему пришлось уехать в
Швейцарию, в бессрочный отпуск (отставку он получил в 1827 г.). Ещё
раньше дважды отвергнув предложение гетерии стать во главе её (хотя в
1814 г. он сам основал гетерию филомузов), К. и теперь оставался
зрителем борьбы, поддерживая инсургентов лишь деньгами и бессильным
заступничеством при европейских дворах. 11 апр. 1827 г. народным
собранием в Трезене гр. I. К. был избран на 7 лет cubernhthV'ом Греции
(это слово было переведено в рескрипте имп. Николая I гр. Гейдену словом
"председатель греческого правительства"; несмотря на неточность
перевода, название "президент" установилось за К.). Новый президент
переждал, однако, Наваринскую битву, обеспечившую свободу Греции, и лишь
18 янв. 1828 г. прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами
начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия, в
официальных и частных письмах, настаивал на том, чтобы было спрошено
мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов
народных собраний, подобранных президентом; но честолюбивые замыслы К.
не увенчались успехом. Принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии
король бельгийский) отказался однако, не без влияния со стороны К., от
предложенной ему короны. В числе врагов К., созданных его политикой,
была семья Петробея (Мавромихали), посаженного им в тюрьму. Сын и брат
Петробея, Георгий и Константин Мавромихали жившие в Навплии под надзором
полиции, напали на К. 9 окт. 1831 г. и убили его. Константин Мавромихали
был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской
миссии, но был выдан и казнен. Кроме общих сочинений по истории Греции в
XIX в., см. Mendelsohn Bartholdy, "Graf J. К." (Берл., 1864); Betant,
"Correspondance du compte J. С." (Женева, 1839); qeotoco, "O I. К. en
Kejallhnia cai ai staseiV authV 1800 - 1802" (Корфу, 1889); Теплов, "Гр.
И. К." (СПб., 1893, и в "Историч. Вестнике", 1893, 8 - 9).
В. Водовозов.
Каприччио (capriccio - ит.) - каприз, музыкальное сочинение, в
котором автор не подчиняется установившимся формам, а слагает его по
своей фантазии. В К. темы оригинальные, резко выдающиеся,
контрастирующие. К. пишут для сольного инструмента, а также для
оркестра. В первом случае К. нередко имеет форму этюда, в которой
проводится один мотив с резким очертанием или в виде виртуозной пьесы
(Capriccio Мендельсона для фортепиано с оркестром, ор. 22); во втором
случае в К. встречаются несколько контрастирующих тем. Из русских
композиторов К. писали: Глинка (увертюра "Аррагонская хота", которую он
раньше назвал Capriccio brillante), Рубинштейн (Valse-caprice и пр.),
Чайковский (итальянское К.), Римский-Корсаков (испанское К.) и пр. В
начале прошлого столетия фугообразное произведение, свободное от
установленных правил фуги, называлось К.
И. С.
Каптерев (Петр Федорович) - изв. писатель по теоретической педагогике
и психологии, преподавал некоторое время философские предметы в
Александровском лицее, училище правоведения и на спб. женских
педагогических курсах, но вынужден был оставить преподавательскую
деятельность и поступил на службу в Собственную Его Величества
канцелярию по учреждениям Императрицы Марии. В настоящее время К.
Преподаёт педагогику в некоторых частных женских гимназиях и принимает
деятельное участие в редактировании "Воспитания и Обучения",
"Образования" и "Педаг. Листка" (при "Детском Чт."). В области
психологии он примыкает к англ. исследователям. Отдельно изданы:
"Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и
воспитательниц" (СПб. 1877, труд компилятивный, но во многих отношениях
полезный; 2-е совершенно переделанное издание начало выходить с 1883 г.,
но не пошло дальше 1-й части; многие отделы второй напечатаны в виде
журнальных статей); "Дидактические очерки" (СПб. 1885); "Из истории
души" (СПб. 1890). Из многочисленных статей К. более выдаются: "Этюды по
психологии народов" (мифология, как первоначальное религиозное и научное
мировоззрение человечества, "Знание", 1874, 10); "Как образовать стойкий
характер?" ("Семья и Шк.", 1874, 10); "О детских типах" ("Пед. Сбор.",
1885, 3); "Педагогика - наука или искусство?" (там же, 1885, 12);
"Детские годы С. Т. Аксакова" (психологопедагогический этюд, там же,
1890, 3); такой же этюд о детстве Обломова ("Жен. Обр." 1891, 3); "Новое
направление в педагогике" ("Пед. Сбор.", 1891, 3); "Об общественных
задачах образования" ("Рус. Шк." 1892, 1 и 2); "О национальном
образовании" ("Образов." 1892, 9); "О разнообразии и единстве
общеобразовательных курсов" ("Пед. Сбор." 1893, 1); "О подражательности
в политическом и педагогическом отношениях" ("Образ." 1893, 7 - 8);
"Школа и школьники XVII в." (там же, 1894, 2); "О характерных
психических свойствах женщин" (публичные лекции, там же, 1894, 4 - 10);
целый ряд статей по психологии ребенка в "Жен. Образ." (1891, 8),
"Образ." (1892, 2 и 3), "Воен. и Обуч." (1893, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12) и
"Рус. Шк." (1894, 1 и 2).
Я. К.
Капуцин (Tropaeolum L.), более известный в садоводстве под ложным
названием настурции - род красивых травянистых растений из семейства
журавельниковых, Geraniaceae, и их подсемейства пеларгониевых; впрочем,
некоторыми ботаниками род этот выделяется в самостоятельное семейство -
Tropaeolaceae с единственным родом Тr. Всего известно до 40 видов, все
из Америки. Это однолетние и многолетние травы, с сочными слабыми
стеблями, то стелющиеся и распростертые по земле, то лазящие (но не
вьющиеся в строгом смысле этого слова) и цепляющиеся за посторонние
предметы или за другие растения при помощи легко раздражимых, гибких и
сочных черешков своих листьев (но не стебля). Листья у большинства
щитовидные (т. е. черешок прикреплён около середины поверхности листовой
пластинки) с длинными черешками, по форме округлые или слабо угловатые,
у некоторых рассечённые различно. Цветки у большинства крупные,
расположены одиночно в углах листьев, на длинных ножках. Они
неправильные, двусимметричные (зигоморфные), имеют сходство с капюшоном
монахов капуцинов. Самой крупной и ярко окрашенной частью является
чашечка или самая наружная, внешняя часть, из пяти неодинаковых долей;
верхняя доля больше всех и вытянута внизу в длинный шпорец, на дне
которого есть медовые железки; прочие 4 чашелистика меньшей величины,
равны попарно, и с бахромками при основании; лепестков 5, мелких, а за
ними 8 тычинок (из 10 недоразвиты 2); из трехгнездой завязи образуется
трехраздельный плод, распадающийся на односемянные костянковидные
плодики; семена без белка, с толстыми семядолями прямого зародыша. Цветы
желтые, оранжевые и красные, от 2 до 7 стм. в поперечнике. Мед,
находящийся в шпорце, привлекает насекомых; пыльники тычинок
раскрываются ранее созревания рыльца завязи того же цветка (это так наз.
протерандрия), причём прежде других бывает готова тычинка прямо над
входом в шпорец; насекомое уносит на спине цветневую пыльцу и переносит
её на другие цветки, где она может пристать только к зрелому липкому
рыльцу, причём у таких цветков тычинки уже высыпали ранее свою пыльцу и
отогнулись вбок. Растения с острым соком (откуда, между прочим, и
название "испанский кресс", "капуцинский кресс"), ради которого
цветочные почки и молодые плоды Тr. majus употребляются как каперсы. К.
- одно из популярнейших грунтовых растении садоводства, разводимое в
огромном числе садовых помесей и разновидностей.
Из однолетних видов чаще встречается в садах обыкновенный крупный К.
- Тr. majus L., с большими красными или оранжевыми цветами разных
оттенков и цельнокрайними слабо угловатыми листьями, известный более чем
в 20 сортах или разновидностях (varietates); это кустистый вид с
развилистыми довольно толстыми стеблями; особенно красивы приземистые
формы (var. nana), между которыми выделяется "императрица Индии"
(Empress of India) с черновато-зелёной листвой и тёмно-красными,
чрезвычайно яркими цветами; из прочих сортов упомянем: пятнистый
- оранжевый с пурпуров. пятнами (Тг. majus var. variegatum hort.),
медно-красный или бронзово-красный (Tr. m. v. aeneum hort.), Регелевский
пурпурно-фиолетовый (Tr. m. у. Regelianum hort.), голубовато-розовый (v.
coeruleo-roseum hort.), золотистый низкорослый (v. aureum nanum hort.),
огненно-красный (v. fulgens hort.) и бледно-желтый (v. albidum hort.).
Ближайший к описанному дикий вид Тг. minus L., почти смешался с ним в
ряду своих помесей, но отличается более мелкими цветками, также и
листьями, несущими тонкие острия на концах жилок. Из прочих дикорастущих
американских видов образовано много помесей или гибридных форм как с
основным видом Tr. majus L., так и между собой. Таков особенно Tr.
Lobbianum Hook: из Колумбии - высоко вьющееся растение с округлыми
листьями и оранжевокрасными цветками, величиной около 2 стм. (3/4 дм.) в
поперечнике, нижние доли чашечки мелкие и зубчатые; его помеси с Tr.
majus, известные вообще под именем Tr. hybridum (Tr. Lobbianum hybr.)
или вьющихся настурций, дали много красивых вьющихся форм с окраской
цветов от беловато-палевого до огненно-красного (Hookeri, Geant des
batailles, Napoleon III, Kotschyanum multiflorum, Queen Victoria,
Triomphe d'Hyeres), очень употребительных для украшения стен, террас,
беседок и пр. Для той же цели очень часто разводится самостоятельный вид
- К. мексиканский, Tr. peregri num Jacq. (= Tr. Smithii DC), из Новой
Гренады, тоже вьющийся, но листья у него рассечены дланевидно на 5
лопастей; цветы на очень длинных ножках, чашечка карминово-оранжевая с
зелёным кончиком шпорца, лепестки желтые, бахромчатые, с красными
жилками. Замечателен по оригинальности цветов К. пальчатый Tr. digitatum
Karst. (=Tr. Gartnerianum), из Колумбии, тоже очень высоко вьющийся;
листья 5-пальчатые, жилки их, а также стебли в некоторых местах красны,
чашечка с 5 заострённо-овальными зелёными долями, шпорец киноварного
цвета, лепестки золотистые, бахромчатые, тычинки с зелёными пыльниками в
виде булавочных головок. Все вышеуказанные однолетние виды разводятся
всего лучше посевом семян в конце апреля в рыхлую питательную землю,
роскошно разрастаются и цветут обильно всё лето.
Многолетние виды снабжены корневыми клубнями, при помощи которых и
разводятся; это по большей части оранжерейные формы, очень прихотливые и
требующие внимательного ухода. Таков, напр., перуанский К. бледноцветный
Tr. albiflorum Nob., с сизыми нитевидными стеблями, чашечка сизо-зелёная
с жёлтым шпорцем, лепестки белые с красноватыми жилками, чилийский К.
трехцветный, Tr. tricolorum Sw., с очень мелкими 5-пальчатыми листьями,
имеет кубышчатую киноварную чашечку с изогнутым шпорцем и синими
кончиками её долей, лепестки золотистые короткие; на него похож К.
клубненосный, Tr. tuberosum Rz. et Pav., но у этого вида сами цветочные
ножки тоже ярко-красные. Наконец, у К. зонтичного, Tr. umbellatum Hook.,
красно-оранжевые цветы собраны на извилистых ножках в зонтичные пучки,
шпорец короткий, на конце зелёный.
А. А.
Капуцины (по лат. Capucini ordinis fratrum minorum) - ветвь
францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к
остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Он основан в
1525 г. миноритом Басси в Урбино, утвержден в 1528 г. папой Климентом
VII и в 1529 г. получил чрезвычайно строгий устав. Когда генеральный
викарий ордена, Окино, перёшел в протестанство (1543), ордену грозило
упразднение; это заставило его всецело посвятить себя на службу папству.
Бедность часто соединяется у К. с недостатком образования; они
справедливо называются пролетариями между монахами. Особенно известны их
шутовские народные проповеди (капуцинады). Одежду их составляет бурого
цвета власяница, с пришитым к ней капюшоном, и веревочный пояс, с
висящей на нём верёвкой для бичевания; они носят длинные бороды и
сандалии на босых ногах. Распространившись с 1573 г. во Франции, с 1592
г. в Германии и Швейцарии, с 1606 г. в Испании, они в 1619 г. получили
отдельных генералов. В конце XVIII в. они почти исчезли, но в последнее
время снова увеличились в числе в католических странах. В 53 провинциях
у них считается 533 монастыря (12 - в миссионерских провинциях), 239
странноприимных домов, 50 заведений для послушников, свыше 3000 патеров
и более 2500 послушников. Ср. "Chronica provinciae helveticae ordinis
Capucinorum" (Золотурн, 1884 - 87).
Карабинеры (сагаbiniers), первоначально "карабены" - род войск,
прежде всего явившийся в Испании, потом во Франции, где К. имели
значение легкой пехоты и конницы. В имперских войсках, а затем в Австрии
К. существовали с XVI в.; в 1798 г. последние карабинерные полки
переименованы в кирасирские. В прусской армии название К. служило знаком
отличия, применяясь к 10 лучшим всадникам и стрелкам в каждом эскадроне.
В России К. появились при Екатерине II (1763), к концу царствования
которой их было 16 полков. Имп. Павел I переименовал 6 из этих полков в
драгунские, остальные - в кирасирские. При Александре I, в 1803 г.,
название К. дано отборным рядовым всей конницы, вооружённым сперва
штуцерами, а впоследствии карабинами, по 4 человека во взводе. В 1816 г.
переименованы в карабинерные все 7 гренадерских егерских полков, и с
того же времени стали учреждаться еще "учебные" карабинерные полки,
приготовлявшие для армии унтерофицеров, музыкантов, барабанщиков и
состоявшие в ведении особого инспектора. В настоящее время у нас К.
вовсе. нет. Из других европейских армий они сохранились, по названию,
только в итальянской, где корпус К. составляет полицию вообще и военную
в особенности (вроде наших жандармов).
Караваджо (da-Caravaggio) - прозвище двух итальянских живописцев: 1)
Полидоро Кальдара (Caldara, yм. в 1543). Явившись в Рим без всяких
средств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая в
Ватикане и постоянно сталкиваясь в Рафаэлем и его учениками. начал сам
заниматься живописью. Вскоре настолько усовершенствовался в ней, что
мог, совместно со своим другом Матурино, украсить работами сграффитто
фасады многих из римских дворцов; эти, дошедшие до нас лишь в гравюрах,
фризы исторического или мифологического содержания отличаются
археологической точностью деталей, жизненностью рисунка и тонкостью
отделки. В 1527 г., он прибыл в Неаполь и не только нашел там работу, но
даже основал свою школу. К этому времени относится хранящаяся ныне в
Неаполитанском муз. его картина: "Несение креста", отмеченная здравым
реализмом, повлиявшим позднее на направление неаполитанской школы. Тот
же успех встретил художника и по переселении его в Мессину, где он
впоследствии погиб от руки убийцы. Картины его довольно редки. Одна из
них - "Гладиаторы" - в Имп. Эрмитаже (№1647). 2) Микель-Анджело Америги
(Amerighi), также Америджи и Меризи (1569 - 1609), сын каменщика, начал
свою карьеру отцовской профессией;. получив первоначальное
художественное образование в Милане, усердно подражал в Венеции
Джорджоне, был учеником Чезари в Риме, откуда, в 1606 г., пришлось ему
бежать, точно также как и из многих других мест, вследствие разных
столкновений, в которые попадал по причини своего необузданного нрава и
которые очень часто кончались смертью его противников. Получив от папы
помилование он умер на пути из Неаполя в Рим. В художественной
деятельности К. замечаются две эпохи. К первой принадлежит большинство
его бытовых картин: сцен народной жизни, изображений шинков с их
завсегдатаями, цыган, игроков в карты и кости, солдат, сильно походящих
на разбойников, и других сомнительных личностей, в кругу которых нередко
приходилось вращаться художнику. Сюда, между прочим, относятся:
"Предсказательница" (в Капитолийском музее), "Шулеры" (гал. Шьярра, в
Риме), "Девушка, играющая на лютне"(в Лихтенштейнск. гал., в Вене),
"Мандолинист" (№ 217, в Импер. Эрмитаже), а также "Отдых на пути в
Египет" (гал. Дория, в Риме). Произведения этой эпохи отличаются тонкой
наблюдательностью, живостью реализма и прекрасным, светлым, золотистым
колоритом, близким к колориту венецианцев. Со времени пребывания К. в
Риме замечается поворот в его манере ко второму стилю, поражающему
резкостью света и густотой теней; недостатки этой манеры несколько
искупаются энергией выражения и своеобразной силой колорита и светотени.
К этому периоду относится большинство его больших религиозных картин,
как напр. "Призвание ап. Матфея", "Мученическая смерть св. Матфея" (в
церкви С.-Луиджи, в Риме), "Обращение ап. Павла", "Распятие св. Петра"
(в С.-Мария-дель-Пополо, в Риме), "Успение Богородицы" (в Лувре),
"Христос в Еммаусе" (в Нац. гал., в Лондоне), "Положение во гроб" (в