<< Пред. стр. 431 (из 1179) След. >>
рас), на которые распадается туземное население Остиндии с глубокойдревности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в
представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. и
резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о
"кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или других классов
европейского общества. Нужно, однако, заметить, что упомянутая
обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и строга, как
её изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью
довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде К. несомненно
ещё не существовали и начали возникать только во второй его половине,
когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину Ганга.
При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными
обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили
и покорили чёрное туземное население, принадлежавшее к низшей (в
культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к
побеждённым и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй.
В древнейшем ведийском периоде, при однородности этнографического
состава (вероятно - ещё небольшого) арийского народа ведийских индусов,
не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости
и в то время, когда арийцы и не арийцы находились в положении воюющих
сторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо
сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и победители,
вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с
покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus
vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают
себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей,
покорённой. Таким образом, в основе К. лежит этнографическое различие,
которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив
принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим
культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему
приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской
мифологии высшая К. - брахманы - выводится из уст Брахмы, воины -
Кшатрии - из его рук, купцы - Вайшья - из бёдер, а ремесленная К. -
Шудры - из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип
разграничения двух различных народностей мог быть строго проведён на
практике даже в древнейшие времена арийского господства в сев. Индии.
Смешанные браки (законные и незаконные) всётаки были неизбежны; по
закону Ману, индус может брать себе в жёны женщин из своей и из любой
низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой
с ним К., а дети жён из других низших К. попадают в презренные смешанные
К. Таким образом, арийская кровь всё-таки проникала в жилы неарийского
населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые
пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли
акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать,
уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении
расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше
текло неарийской крови. В результате современное индусское население
Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух
(точнее трех) рас, которое не могло быть задержано никакими
законодательными и социальными учреждениями в роде замкнутых,
обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее время
большинство высших, "дважды рожденных" К. - брахманов, раджпутов
(прежних кшатриев) и вайшья - не отличается ничем особенным в цвете
кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не
претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших
К., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы,
приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, к
арийскому идеалу красоты. Таким образом, К. оказались бессильны
остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной
линии между белой и чёрной расой превратились в установление,
стремившееся помешать примеси чёрной крови к белой (кастовый строй
средневековой Индии милостивее к детям, рождённым от высшего отца и
низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в ещё более
поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер
замкнутых корпораций или цехов, с строго определенным родом занятий.
Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но
самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось
только в ослаблении чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам,
утвердившийся в сев. Индии, в свою очередь, расшатал и ослабил
перегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии К.
всё-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только
христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны
были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди
христиан туземцев К. доселе продолжают существовать. Разнообразие
занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение
общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность
какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других
странах, сначала узаконенная государством и освящённая затем обычным
правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К. Но
число К. и их членов среди ремесленников, сравнительно с высокими
цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.),
гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже
другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии
более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего
кастового устройства, с его четырьмя главными К., сохранилась в
известной чистоте только одна главная К. - брахманов. К. кшатриев,
заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, часто
подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице
самых низших К., члены которых, на вопрос о происхождении, всегда
уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении. Две другие К.,
по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новых
К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских
названий. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье, следует
прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта: "Ostindische
Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut. Morgenland. Gesellsch.",
XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе
индийских официальных изданий и подробная статистика К. См. ещё
прекрасные статьи Сенара, в "Revue des deux Mondes" (1894); Risley,
"Tribes and Castes of Bengal"; Sherring, "Hindu tribes and Castes"
(Кальк. 1880); Hopkins, "The mntual relation ot the 4 castes according
to the Manavadharmacastram" (Лпц., 1881); W. Hunter, "Orissa" (Лонд.,
1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872); Ochs,
"Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs of
People of India" (Л., 1817); Kitts, "A compendium of the castes and
tribes found in India" (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, "Relations
ef the priests to the other classes of indian society in the Vedic age"
("Journ. of Asiat. Soc.", 1867); Weber, "Collectanea ueber die
Kastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra" ("Indische Studien", т. X,
1868). Туземные известия о происхождении К. собрал и разобрал Muir:
"Original Sanscrit-Texts on tne Origin and History of the People of
India" (Л., т. 1, 1869, 2 изд.) С. Б - ч.
Касыда - форма лирического стихотворения, выработанная арабской
поэзией незадолго до Мохаммеда. По преданию, она изобретена поэтом
Мохальхалем, сыном Рабиэ: он написал первую К., в память умершего своего
брата Колейба. К. сменила собой "реджез", отличаясь от него и по
содержанию, и по форме. Реджез - стихотворение вполне лирическое, К. же
допускает описание природы, женской красоты, нравов и т. п. эпический
элемент. По форме, К. представляет длинную нить стихов, оканчивающихся
всегда на одну какую-нибудь неизменную рифму. Каждый стих состоит из
двух полустиший, причём рифмуется только второе полустишие. Точно так же
построена и газель, но она не может быть длиннее 13 стихов, а К. всегда
отличается длиной. Из арабской поэзии К. перешла и в персидскую, и в
турецкую. Ориенталисты очень часто, хотя не точно, переводят "К."
термином "элегия". См. Ahlwardt, "Ueber Poesie u. Poetik der Araber"
(Гота, 1856). A. E. K.
Каталани (Catalani, по мужу Valabregue, Angelica) - знаменитая
итальянская певица (1779 - 1849), обязанная громадным успехом во всей
Европе феноменальному голосу (сопрано), черезвычайно красивого и чистого
тембра, доходившему до редкой высоты (соль в третьей октаве).
Колоратурное пение К. отличалось большою лёгкостью, уверенностью,
чистотой. В виртуозных пьесах бравурного характера К. не имела соперниц.
Громадный успех К. имела в Париже и в особенности в Лондоне, где её
гонорар за один сезон в театре достиг, в 1806 г., 180 тысяч франков -
цифры небывалой для того времени. При Людовике XVIII и позднее К.
управляла итальянской оперой в Париже. Концертировала, между прочим, и в
России. См. "Ueber madame Valabregue-Catalani" (Лейпциг, 1816), "Signora
Angelica Catalani" (Гамбург, 1819) и др.
Н. С.
Каталог (греч.) - роспись, список. Древние грамматики дали название
К. росписи вооруженных сил ахеян, содержащейся во второй книге Илиады
(catalogoV nevn - К. кораблей). В произведениях, приписываемых Гeзиoду и
до нас дошедших лишь в отрывках, были catalogoi gunaikvn (К. жен) -
роспись матерям героев. Подобного рода К. сделались общим правилом в
эпической поэзии древних. В настоящее время название К. дают перечням
предметов, относящимся к области науки и искусства, как-то звезд,
памятников древностей, предметов, входящих в состав естественнонаучных
коллекций или находящихся в музеях, картинных галереях, на выставках, но
прежде всего росписям книг. Книжный К. имеет или значение указателя
литературы, или же перечня книг, находящихся в данной библиотеке. В
последнем случае К. служит инвентарём, на основании которого
производится ревизия библиотеки, и вместе с тем даёт указания к быстрому
в верному отысканию книги, имеющейся в библиотеке. К. более обширных
библиотек, в особенности таких, в которых те или иные отделы отличаются
богатством и хорошим подбором книг, являются также весьма ценными
библиографическими указателями. Во всякой благоустроенной библиотеке
должны быть три К.: К. приобретений, алфавитный и систематический,
каждый из этих К. должен удовлетворять всем требованиям библиографии, а
последние два должны ещё давать указание на место нахождения данной
книги в библиотеке. Общепринята, по своим практическим удобствам,
система подвижных карточных К.: о каждой книге все нужные сведения
выписываются на отдельной карточке; карточки располагаются в желаемом
порядке и хранятся в особых ящиках; устраиваются ещё подвижные,
дугообразной формы, металлические прутья, которые пропускают через ряд
карточек и затем замыкают, так что карточки, удобно передвигаемые по
прутьям, не могут менять своих мест, но всегда могут быть
перетасовываемы. Система составления К. (каталогизация) является
труднейшим вопросом библиотековедения. В алфавитном К. книги
располагаются в азбучном порядке заглавий, но чаще - авторов;
псевдонимы, анонимы и инициалы по возможности раскрываются; при
размещении анонимных трудов неизвестных авторов руководствуются главным
именем существительным заглавия, при отсутствии же его - первым словом
заглавия. Из многочисленных систем составления систематического К.
большим распространением пользуется в новейшее время библиографическая
система, предложенная Отто Гартвигом и проведённая им в университетской
библиотеке в Галле. Она основана на распределении всех сфер знания по
наукам естественным и гуманитарным, при чём география занимает
переходную ступень, и представляет следующие главные отделы: труды,
относящиеся до истории книг и книжного дела, и содержания
энциклопедического; общее языкознание и восточные языки; классическая
филология; новая филология; изящные искусства; философия; педагогика,
история культуры и наука о религии; богословие; правоведение;
государственные науки; исторические вспомогательные науки; история;
землеведение; общие труды по естествознанию и математические науки;
физика и метеорология; химия; естествознание; сельское хозяйство,
лесоводство и технология; медицина. При составлении по этой системе К.
для менее обширных библиотек, многие родственные отделы могут быть
объединены, напр., вспомогательные историч. науки - с историей. Попытку
объединить принципы К. алфавитного и систематического представляют собою
американск. Dictionary Catalogues: под расположенными в азбучном порядке
главными словами приводится соответствующая литература, опятьтаки в
азбучном порядке авторов. Кроме указанных общих К., ведутся ещё К.
специальные, напр. К. инкунабулов, рукописей, гравюр, портретов,
периодических изданий. В спб. Императорской публичной библиотеке
ведутся: 1) К. приобретений и 2) в каждом отделении библиотеки особый
карточный К. (в отделении Rossica ведётся и систематический К.).
Необходимость печатных К. представляется вопросом спорным, поскольку
речь идёт не о рукописях. Что касается последних, то издание краткого,
хотя бы инвентарного К. рукописей, хранящихся в данной библиотеке,
составляет её общепризнанную нравственную обязанность, так как в
противном случай рукописи эти совершенно пропадают для науки. Многие из
К. рукописей представляют собою обширные и весьма ценные исследования;
таковы у нас труды Бычкова, Востокова, Горского и Невоструева, Строева.
В последние годы правительства отдельных государств принимают меры к
изданию описаний всех рукописей, хранящихся в библиотеках данной страны.
Мысль об этом была высказана Рюлльманом (Rullmann, "Herstellung eines
gedrukten Generalkatalogs der Manuskripten-schatze im Deutschen Reiche",
Фрейб., 1875), но впервые осуществлена во Франции, а затем и в Пруссии,
где проф. Вильгельм Мейер приступил к изданию "Verzeichniss der
Handschriften im preuss. Staate" (т. 1, Берл., 1893). Издание К.
печатных книг сопряжено с большими расходами и может повлечь за собою
значительное уменьшение средств библиотеки, а добытые результаты не
будут соответствовать затраченным усилиям: К. скоро становятся
устарелыми, печатание дополнений затрудняет справки. Сама возможность
распространения среди публики печатных К. может иметь место лишь по
отношению к К. небольших библиотек: печатные К. более обширных библиотек
должны бы обнимать многие сотни томов. Британский музей ещё в 1787, 1813
- 19, a затем в 1840-х годах делал попытки печатания своего К., но они
кончились неудачей. Тем не менее в 1882 г. британский музей вновь
приступил к печатанию общего своего К. ("British Museum Catalogue of
printed Books", Лонд., 1882 и сл.), который должен служить основой для
исчерпывающего К. англ. печатной литературы. Это грандиозное издание,
которое должно обнимать до 2000 томов, надеются закончить ещё в текущем
столетии. Парижская национальная библиотека печатала только К. некоторых
своих отделов: Histoire de France (11 т., 1855 - 1879) и Sciences
medicales (3 т., 1857 - 89). Спб. императорская публичная библиотека
изд. в 1873 г. систематический К. отделения Rossica; К. этого отделения
за последующие годы остаётся в рукописи. Кроме того пет. К. приобретений
на иностранных языках (доведён до 1890 г.).
Литература приведена в ст. Библиотековедение (III, 813). Ср. ещё F.
Nizet, "Les саtalogues des bibliotheques publiques" (Брюсс., 1888) и A.
Grasel, "Grundzuge der Bibliothekenlehre" (Лпц., 1890).
Катапульта (catapulta, (katapelthV) - метательное орудие в древности;
отличалась от баллисты тем, что последняя выкидывала громоздкие массы,
обыкнов. камни, К. же служила для больших стрел, которые направлялись не
вверх (palintona), а горизонтально (euJutona). К. имела вид арбалета;
стрела лежала в желобке, тетива была из крученых кишок и натягивалась
при помощи особого ворота; осадные К. подвозились на платформах с
колёсами. К. метала стрелы диаметром от 0,074 - 0,148 м. и длиной 0,67 -
1,37 м., впереди обитые железом, иногда и зажжённые стрелы, называвшиеся
фалариками. При каждой К. находилось 2 чел. команды; стрелы пробегали
расстояние от 300 до 400 м. Впоследствии К. стали называться, наравне с
камнемётными орудиями, баллистами; в настоящее время ещё в верхней
Баварии арбалет называется Ballester. Греки называли К. и инструмент
пытки (в роде дыбы).
Катар - различные формы и степени воспаления слизистых оболочек,
выстилающих многие органы и полости тела. Характерное явление при К. -
примесь к воспалительному эксудату и клеткам, эмигрировавшим из сосудов,
эпителиальных клеток самой слизистой оболочки, секрета последней и её
желёз. Благодаря поверхностному положению слизистых оболочек, выделения
при К. всегда отлагаются на ней, при чём они представляют различный
характер, смотря по преобладанию в них тех или других элементов; так
различают слизистый, слизисто-гнойный, гнойный, бленнорройный, когда
преобладание гнойного секрета очень резко, фибринозный и пр. К.
Фибринозный К. называется иначе крупозным, при чём на слизистых
оболочках находят более или менее эластические пленки, сидящие
обыкновенно весьма плотно, и удаление которых нередко сопровождается
повреждением самой слизистой оболочки, что зависит от глубокого
разрушения всего эпителиального покрова, иногда вплоть до самой
соединительной ткани. При прочих формах К. - дело ограничивается лишь
разрушением или слущиванием поверхностных слоев эпителия, тогда как
нижние, так наз. запасные клетки остаются неповрежденными. Если
раздражение было незначительно и длилось недолго, то очень скоро
образуется новый эпителий и К. исчезает, но обыкновенно при К. являются
условия, препятствующие быстрому восстановлению пораженной ткани,
новообразующиеся клетки разрушаются или склеивающее их вещество
растворяется, так что они не могут прикрепиться и, не достигнув полного
развития, примешиваются к катаральному отделению. По течению К.
различают острый и хронический. При первом болезненные явления быстро
разрешаются и ткань принимает свой нормальный вид. При втором,
обыкновенно развивающемся из первого, наступают более глубокие
изменения, при чём слизистая оболочка утолщается, набухает; цвет её
изменяется и постепенно из бледно-розового может перейти в серый,
коричневатый, даже аспидный. Смотря по органу, слизистая оболочка
которого поражена К., ему дают различные названия, как напр., ангина,
бронхит, уретрит, конъюнктивит, ларингит, гастрит и т. д. Лечение К.
обусловливается особенностями поражённого органа и степенью страдания.
При острых формах, как общее правило, заботятся о покое пораженной части
тела и об уменьшении воспалительных явлений; при хронических нередко
прибегают к раздражающим средствам, чтобы вызвать сильный прилив крови к
больной слизистой оболочки и тем содействовать более быстрому всасыванию
развившихся стойких болезненных элементов.
Катаракта - так назыв. всякое помутнение хрусталика или сумки его,
что вызывает различные степени расстройства зрения и обусловливается
различными болезнетворными причинами. Хрусталик, будучи одной из
преломляющих сред глаза, служит не только для проведения световых лучей
к сетчатке, но также и для приспособления к зрению на различных
расстояниях. Он отличается своею совершенною прозрачностью, у молодых
субъектов бесцветен, а в старческом возрасте окрашен в светло-жёлтый
цвет; консистенция его довольно плотная, упругость весьма значительная.
Хрусталик состоит из сумки и заключающегося в ней содержимого,
центральные и периферические отделы которого разнятся как в физическом,
так и в оптическом отношениях; первые образуют ядро хрусталика, вторые -
кортикальные слои его. Сумка хрусталика представляет вполне замкнутую,
совершенно прозрачную оболочку, которая при нормальных условиях
проходима для жидкостей, а при болезненных - и для клеток. Хрусталик
совершенно лишён сосудов и нервов, а потому получает свой питательный
материал не прямо из крови, а через посредство окружающего жидкого
содержимого глазного яблока, причём диффузия совершается, вероятно,
через сумку. Предполагают (Deutschmann), что при нормальных условиях