<< Пред.           стр. 436 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 новых истин веры - они уже высказаны в Св. Писании, - но служит
 свидетельством вечного присутствия Христа в человеке; он указывает
 добро, отдаляет от греха и никогда не противоречит ясному смыслу Св.
 Писания и разуму. Фокс немедленно принялся распространять это учение,
 впадая в мистические восторги и предоставляя другим логическое развитие
 учения из высказанного им начала. Его били, бросали в него камнями,
 сажали в тюрьму, но, не смотря на все преследования, число его
 последователей быстро увеличивалось. Когда Кромвель распустил парламент
 (1653) и рассеялась надежда "святых" на скорое осуществление их мечты о
 царстве Божием на земле, горячие индепенденты приняли учение о новых,
 непрерывных откровениях Божиих; благодаря этому, квакерство быстро
 распространилось по всей Англии; ревностные сторонники "внутреннего
 света" отправлялись, для проповеди, даже в отдалённые страны. Фокс сам
 посетил Америку и указал на неё своим последователям; Вильям Пенн,
 которому принадлежат большие заслуги во внутренней организации
 квакерских общин, купил у английского правительства земли на Делаваре и
 основал там квакерскую колонию. В наше время общины К. особенно
 распространены в Англии и Сев. Американских Соед. Шт.; кроме того, они
 существуют в Голландии, Германии (близ Пирмонта) и в торговых городах
 Норвегии. Так как К. ни в каком случае не приносят присяги и упорно
 отказываются от обязанностей военной службы, то везде, где они
 существуют, их слово признается равносильным присяге, а вместо военной
 службы они платят известные подати. Систематическую разработку учению К.
 дал Роберт Барклэ, в своих сочинениях: "Саtechismus et fidel confessio"
 (179) и "Theologiae vere christianae apologia". Не мало сделал для этого
 и Пенн. Признавая великое значение "внутреннего голоса" и его согласие с
 Св. Писаниям, К. не отрицают и земной мудрости, "ибо Христос пришёл не
 угасить, а очистить языческое знание"; в Пифагоре, Платоне, Плотине
 горел "внутренний свет". Всякое гонение за веру преступно. Проповедь
 должна быть свободным выражением вдохновения, которое может нисходить на
 каждого верующего; "друзья" отрицают, поэтому, необходимость духовенства
 и осуждают сбор десятины и вообще всякое вознаграждение за толкование и
 распространение Св. Писания. В местах, где К. собираются для совещаний и
 общей молитвы (meetinghouses), нет ни алтарей, ни образов; пение и
 музыка изгнаны. Хотя проповедовать может каждый член общины, не исключая
 и женщин, но на самом деле правом этим пользуются только люди,
 заслужившие общее уважение и доверие. В прежних собраниях вздохи, шедшие
 crescendo, стоны и кривляния были обыкновенным явлением; теперь в
 собраниях царствует глубокая тишина, прерываемая только голосом
 проповедников; иногда, если ни на кого из присутствующих не сходит
 вдохновение, проповеди не бывает. К. не допускают никаких обрядов и не
 признают таинств. Они не отрицают совершенно крещения водою, но считают
 его излишним. Браки совершаются через простое обещание сожития и
 верности, в присутствии старшин. Погребение происходит без всяких
 церемоний, причём родственники умершего не надевают траура. Вместо
 памятников и эпитафий, в назидание следующим поколениям составляются и
 печатаются биографии тех людей, добродетели которых заслужили общее
 признание. Устройство квакерских общин основано на чисто демократических
 началах. Важные частные и общественные дела решаются избранными
 представителями. Подчиняясь законам государств, к которым они
 принадлежат по рождению, К. не участвуют, однако, в народных торжествах
 по случаю побед, осуждают торговлю оружием и порохом, агитируют против
 смертной казни и против дуэли. Во время войны Северо-Америк. Штатов за
 освобождение многие К. взялись за оружие и образовали отдельную общину
 "свободных и воинственных (free and fighting) друзей". Признавая
 совершенное равенство и братство между людьми, К. в своих сношениях с
 властями и знатными лицами не употребляют выражений, принятых обычаем, а
 означают только должность или сан, всех называя: ты. Они верят в
 постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. С XVIII века
 К. начинают употреблять все усилия для уничтожения торговли неграми и
 рабства. В 1754 г. "друзья" решили исключить из своей среды всех,
 имевших рабов. Между К. нет нищих: каждый здоровый член должен работать;
 для больных и дряхлых существуют больницы и странноприимные дома. От
 членов, совершивших бесчестный поступок, община отрекается. Брачные
 обязанности соблюдаются строго. В ребёнке родители уже уважают будущего
 человека и основывают на этом свою систему воспитания. До конца XVIII в.
 частная жизнь К. была очень однообразна и бедна наслаждениями, потому
 что из неё изгонялись искусства. Теперь молодые К. участвуют в
 общественных увеселениях, занимаются изящными искусствами, литературой и
 т. п.; зато число членов, выходящих совсем из общины или образующих
 новые подразделения секты, увеличивается.
 
  Литература. Кларксон, "A portraiture of Quakerism" (Лондон, 1806);
 Эрнст Бунзен, "William Реnn" (Лпц., 1854); Лодс, "Etude historique et
 critique sur ie Quakerisme" (Страсбург, 1857); Вейнгартен, "Die
 Revolutionskirchen Englands" (Лпц., 1868); Грановский, "Квакеры"
 ("Сочинения", т. 1).
  М. В.
  В Россию К. явились впервые в конце XVII в. в лице Квирина Кульмана,
 сожженного в Москве. В 1743 г., а затем синодским указом 9 дек. 1756 г.
 "квакерскою ересью" названа секта хлыстов, хотя происхождение последних
 едва ли имеет какую-либо связь с историей К.; поводом к этому, вероятно,
 послужило некоторое сходство основного учения К. об озарении от Духа с
 учением наших хлыстов о воплощениях и вдохновении, вызываемых, как и у
 К., посредством различных телодвижений. Ср. Сырцов, "Сибирские К. в
 XVIII в." (106. 1882 - оттиск из "Тобольск. Епарх. Ведом."); Гурьев,
 "Расстриги девки-квакереи" ("Русск. Вестн." 1881, № 8). Петру I К.
 представлялись дважды во время пребывания его в Лондоне; государь
 отнёсся к ним весьма внимательно и, будучи заграницей, не упускал случая
 побывать на квакерском богослужении. Менее случайный характер имели
 сношения с К. Александра I, в мистическом настроении которого квакерские
 идеи находили много отголосков. Александр I познакомился с К. в Лондоне
 в 1814 г. В 1818 г. К. Грелье и Аллен приезжали в Петербург и были
 приняты государем, который с ними молился. В 1822 г. импер. Александр
 имел в Вене новое свидание с Вильямом Алленом, этим неутомимым борцом
 против невольничества, который с помощью русского императора надеялся
 достигнуть своей заветной цели - объявления негроторговли равносильною
 пиратству. В 1824 г. прибыл в Петербург К. Томас Шиллите, который дважды
 молился с государем. Ср. Пыпин, "Император Александр I и К." ("Вестн.
 Европы" 1869, № 10); "Записки К. (Грелье) о пребывании в России"
 ("Русская Старина", 1874, № 1).
  Квалификация (ново-лат.) - вообще обозначение признаками. В уголовном
 праве под К. разумеют выделение, по особым, вину отягощающим признакам,
 некоторых видов из целого рода преступлений, так, убийство, кража,
 родовые преступления, отцеубийство, убийство беременной женщины, кража
 со взломом - видовые квалифицированные преступления. В законодательстве
 нашем признаки К. именуются обстоятельствами особо увеличивающими вину.
 От общих обстоятельств, увеличивающих вину, особо увеличивающие вину
 обстоятельства отличаются тем, что 1) входят в состав законных признаков
 (квалифицированного) преступления и изменяют его свойства и 2)
 определяются не в общей, а в особенной части Уложения, в статьях о том
 преступлении, к которому относятся. О признаках К., при постановке
 вопросов о виновности, должно быть или упомянуто в главном вопросе, или
 же поставлены отдельные частные вопросы. Уложение о наказ. по отношению
 к каждому почти преступлению устанавливает квалифицированные его виды.
 Основанием К. служат самые различные моменты. Так, при убийстве, система
 К. которого отличается особою сложностью, такими моментами служат:
 свойства объекта, способ совершения преступления, руководящие
 преступником побуждения, обстоятельства повторения и соучастия. Телесное
 повреждение квалифицируется или по последствиям его, или по объекту;
 кража - или по субъекту, или по предмету, или по обстановке её (место,
 время и способ совершения). В эпоху процветания смертной казни, более
 тяжкие преступления влекли за собою и квалифицированную смертную казнь:
 она или была особо мучительная, по самому способу лишения жизни, или же
 соединена была с какими-либо дополнениями, обрядовыми или мучительными.
  А. Я.
  Кваренги (Джакомо Quarenghi или Guаrenghi) - известный архитектор и
 живописец (1744 - 1817), сын и внук живописца, род. в Бергамо, сперва
 учился живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал
 архитектуру. Будучи 35 лет от роду, приехал в СПб. искать счастья при
 дворе Екатерины II. Ещё до своего отъезда из Италии построил манеж в
 Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской, в Вене. По
 поручению Екатерины II, К. построил в СПб. здание государственного
 банка, эрмитажный театр и арку, соединяющую этот театр с зданием Старого
 Эрмитажа. Павел I назначил К. архитектором Высочайшего двора и поручил
 ему построить дом на Дворцовой Набережной, в приданое Анне Петровне
 Лопухиной. В Царском Селе К. построил Александровский дворец,
 представляющий в плане два квадрата, связанные параллелограммом, с
 крыльцами в середине здания, украшенными колоннами, и здание театра в
 саду близ Большого дворца. При Александре I он построил здание Смольного
 института, соединив новую постройку с монастырём, сооружённым граф.
 Растрелли. По проекту К. (1803) построена спб. Мариинская больница для
 бедных. Из последних работ К. выдаются: английский дворец в Петергофе,
 манеж К. - гв. конного полка (в СПб.) и триумфальные ворота за Нарвской
 заставой, воздвигнутые по случаю вступления в СПб. гвардии после взятия
 Парижа. Работы К. исполнены в духе новой итальянской школы, с её
 изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, совершенно непригодным
 для северных стран, где колонны, столь любимые К.. отнимают много света,
 и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях К.
 всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Состоял почётным вольным
 общником имп. акд. художеств. Ум. в СПб., 18 февраля 1817 г. В Милане, в
 1821 г., его сыном изданы его планы и пр. "Fabbriche е Disegni di
 Giacomo Guarenghi". Ср. "Зодчий" (1872, № 5). Ум.
  Квартет (quartetto - ит., quatuor - фр., Quartett - нем.) -
 музыкальное сочинение для четырёх голосов (мужской К. - 1-й тенор. 2-й
 тенор, 1-й бас, 2-й бас; женский К. - 1-е сопрано, 2-е сопрано, 1-й
 альт, 2-й альт: смешанный К. - сопрано, альт, тенор, бас) или
 инструментов. Вокальный К. менее обширен по объёму и пишется в
 простейших формах; инструментальный, в особенности струнный (1-я
 скрипка, 2-я скрипка, альт, виолончель) состоит из нескольких частей:
 1-я в скором темпе, в сонатной форме, 2-я - в медленном темпе, в
 простейшей форме рондо, З-я - менуэт или скерцо, в форме песни, с трио,
 4-я - в скором темпе, в форме рондо или сонатной форме. Начиная с Гайдна
 квартетная музыка получила художественное развитие. Моцарт, Бетховен
 обогатили квартетную литературу гениальными произведениями. К. писали
 также Шпор, Онслов, Мендельсон, Шуман, Глинка, Рубинштейн, Чайковский,
 Бородин и др. Н. С.
  Квебек (Quebec) - третий по населению город во всей Канаде, столица
 провинции того же имени, при впадении р. Чарльз в р. св. Лаврентия.
 Средняя зимняя температура - 12° Ц, летняя 20° Ц., средняя годовая 4,5°
 Ц. К. красиво раскинулся на возвышенном нагорье, составляющем сев. берег
 р. св. Лаврентия; город делится на верхний и нижний, верхний сильно
 укреплён. Нижний город - коммерческий и деловой. По обоим берегам реки
 пристани, склады и магазины. Улицы К. вообще узки и неправильны, дома
 каменные, старинные - с отвесными черепичными крышами, новые - красивой
 архитектуры. Памятники англ. ген. Вульфу и франц. ген. Монкальму, павшим
 при взятии К. в 1759 г. Из общественных зданий лучшие - парламент,
 римско-католический и англик. соборы, шотл. црк. св. Иоанна. Всего 19
 церквей, из которых 7 католических. Катол. унив. Лаваля; м-рь урсулинок
 и ещё несколько других женских обителей; несколько академий; канадский
 институт механиков; несколько учёных и литературных обществ; 6 газет, из
 них 3 на франц. языке. Несколько богоугодных заведений, 5 банков.
 Главная отрасль промышленности
  - кораблестроение; фабрики чугунных, железных, гуттаперчевых и
 кожевенных изделий. Главный предмет вывоза - строевой лес, доставляемый
 на плотах по р. Оттава и св. Лаврентия; на берегу последней много
 лесопильных заводов. Жит. 63090. В 1535 г., когда К. посетил француз Жак
 Картье, он был ещё небольшой индейской деревушкой. В 1608 г. Шамплен
 основал здесь город, который сделался столицей Канады в 1669 г. В 1690
 г. англичане тщетно пытались вновь овладеть К., но в 1759 г. это удалось
 ген. Вульфу. В след. году маркиз Водрель пытался взять К. обратно, но
 должен был снять осаду. Во время войны за независимость Сев.-Ам. Шт., в
 конце 1775 г., К. был осаждён американцами но, после неудачного штурма,
 осада заменена блокадой, которая в мае 1776 г. была снята.
  Квинта (Quinte) - интервал, расстояние двух звуков на 31/2 тона, а
 также пятая ступень или доминанта в восходящей диатонической гамме,
 считая снизу. К., заключающая в себе 31/2 тона, называется чистою.
 Уменьшенная К. на 1/2 тона меньше чистой, увеличенная - на 1/2 тона
 больше чистой. В гармонии К. называется третья нота не обращённого
 терцеобразно построенного аккорда. К., находящаяся в верхнем голосе
 аккорда, даёт ему положение К. Находясь в нижнем голосе, К. служит
 основанием следующих обращённых аккордов: кварт-секст-аккорда (46,
 второе обращение трезвучия), терц-кварт-аккорда (34, второе обращение
 септаккорда), кварт-квинт-аккорда (45, второе обращение нон-аккорда).
 Квинт-секст-аккордом (56) называется первое обращение септаккорда, в
 котором септима отстоит от основания на квинту. К. параллельные
 образуются при прямом движении голосов, постоянно отстоящих на этом
 интервале, например:
 
  1-й голос do re mi 2-й голос fa sol la
 
  Движение голосов чистыми параллельными К. запрещается. К. скрытые
 образуются при прямом движении голосов, при переходе их из какого-нибудь
 интервала в чистую К. Такие К. допускаются при сродстве аккордов и
 плавном движении верхнего из голосов, образующих скрытые К. Квинтовый
 круг есть сопоставление гамм, из которых каждая со своими соседними
 находится в доминантовом отношении и отстоит от них на К. Двигаясь по
 квинтам вправо от лада do, мы получаем гаммы с постепенно нарастающим
 числом диезов. Двигаясь по К. влево от лада do, получаем гаммы с
 постепенно нарастающим числом бемолей. К. называется также первая струна
 скрипки. Н. С.
  Квинтет (Quintett - нем., quintetto - ит., quintuor - франц.) -
 музыкальное сочинение для пяти голосов или пяти инструментов. Форма и
 размеры те же, что в квартете. В струнном К. пишут или две партии для
 альтов, или две партии для виолончелей. К. писали Моцарт, Шуберт,
 Онслов, Боккерини и пр. И. С.
  Квинтэссенция (Quinta essentia или Quintum corpus, pempton svma,
 пятая сущность или пятое тело) - так у римских и у средневековых
 философов назывался эфир, который в пифагорейской школе был присоединён,
 в качестве пятой стихии (или пятого простого тела), к четырём стихиям
 Эмпедокла. В разговорном яз. Квинтэссенция употребляется для обозначения
 самой тонкой и чистой сущности чего бы то ни было.
  Квитка (Григорий Федорович; псевд. - Основьяненко) - известный
 малорусский писатель, род. в 1778 г. в с. Основе, под Харьковом, и почти
 всю свою жизнь провёл в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет
 слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился
 на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году
 в подгородный Куряжский м-рь и пробыл здесь около 4 лет; по оставлении
 монастыря, вёл в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлёкся
 общественной деятельностью и театром. Открытие харьковского унив. в 1805
 г. внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 г. возник
 в Харькове постоянный театр, и К. принял в нём самое широкое и
 разностороннее участие, в качестве актера, драматурга и потом историка
 этого театра. В том же году, по инициативе Квитки, возникло
 благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение
 всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в
 институт благородных девиц. К. жертвовал на это дело свой труд и
 денежные средства. С 1816 по 1821 г. в Харькове выходил "Украинский
 Вестник" - первый харьковский журнал, под редакцией К., Филомафитского и
 Генорского. Тогда же К. помещает в "Украинском Вестнике" и в "Вестнике
 Европы" небольшие рассказы и стихи; но всё написанное им в это время
 слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное
 дарование К. проявил лишь в начале 30-х годов, преимущественно в
 повестях на малорусском языке: "Марусе", "Солдатском патрете",
 "Сердешной Оксане", "Мертвецком Велыкдне", "От тоби и скарб",
 "Козир-дивка", "Добре робы - добре и буде" и затем в оперетке "Сватанье
 на Гончаривци". доныне одной из самых репертуарных пьес малорусской
 сцены. Кроме того, К. написал ряд повестей и исторических рассказов на
 русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман "Пан
 Халявский". К. обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий -
 вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской
 жизни. Малорусские повести его написаны превосходным языком, чистым,
 простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка
 имел благотворное влияние на читателей, в смысле развития в них
 гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в
 значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из
 классных дам института благородных девиц. В конце жизни К. очень
 огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских
 повестях, сравнительно с малорусскими довольно слабых. К. умер в 1843 г.
 О К. существует довольно обширная литература; она указана кратко в
 "Справоч. Словаре" Геннади (II, 125 - 126) и в "Российск. Библиография"
 (1881, кн. 1), гораздо подробнее в "Покажчике" г. Комарова, в 1 т.
 сборника "Рада" (417 - 421). После издания этих указателей о К. ещё
 напечатано много крупных статей; главные: Н. И. Петров. "Очерки истории
 украинской литературы XIX ст."; Н. П. Дашкевич - академическая рецензия
 на предыдущее сочинение; Огоновский (в "Ист. русск, литер.", III); Н. Ф.
 Сумцов, "К. как этнограф" ("Киев. Старина" 1893, VIII); Д. И. Багалей,
 "К. как историк" (там же); В. П. Науменко, "Обзор критик на сочин. К."
 (там же). "Письма" К. изд. в "Рус. Стар." (1893) и "Киев. Стар." (1893,
 XI - XII). Из старых биографий наиболее подробная и ценная - Г. П.
 Данилевского (в "Украинской Старине"). Собрание сочинений К. издано в
 1887 г., в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли,
 Н. Сумцов.
  Quorum - необходимое для законности решения число членов какого-либо
 собрания, особенно в парламенте.
  Квота (Quote, Sechstel - Land der Hofsfeldarbeiter) - название той
 части мызной (помещичьей) земли в Лифляндской губ. (Sechstel - в
 Эстляндской губ.), которая облагается податями, между тем как остальная
 мызная земля от них свободна. К. назначена для обеспечения батраков
 (Hofsfeldarbeiter, Knechte, Lostreiber). С XIV ст. в Прибалтийском крае
 все земли делились на "мызную" (Hofesland) и "крестьянскую" (Bauerland).
 Деление это вытекало не из юридических, а из бытовых оснований, так как
 юридически когда-то вся земля принадлежала помещику, ордену или церкви.
 Тем не менее крестьянская земля, по обычаю, была даже наследственною.
 Она, в отличие от "мызной", называлась и называется "повинностною", так
 как поземельного налога крестьяне платили и платят в 5 - 6 раз больше
 помещиков, а земские повинности целиком лежали и лежат на крестьянах. В
 1840 г. было издано первое "Крестьянское положение" для Лифляндской
 губ., установившее неприкосновенность крестьянской земли, нарушенную
 было положением 1819 г., которое предоставляло помещикам неограниченное

<< Пред.           стр. 436 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу