<< Пред.           стр. 452 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 кашель и т. д.); далее студенты навещают больных, приобретают навык в
 методике объективного исследования и в умении собрать подробный анамнез
 (распрос больного). К. практически знакомит студентов со многими
 способами лечения - гидротерапией, наложением повязок., вправлением
 вывихов, на ложением акушерских щипцов, электризацией, массажем и др.
 
  Контингент больных зависит от специальности К. Но не всякий больной
 может расчитывать на помещение в соответствующую К., так как для
 преподавания практической медицины в систематическом изложении
 необходимо известное распределение больничного материала. Недостающий
 материал стационарных больных восполняется амбулаторными больными,
 посещающими К. в определенные дни приемов для приходящих больных.
 
  Материльная организация должна быть устроена во всех отношениях
 безукоризненно с тем, чтобы учащиеся стремились подражать такому
 образцовому учреждению в своей будущей врачебной деятельности. К. должна
 быть безупречным лечебным заведением и, вместе с тем, школой, ручающейся
 за дальнейший прогресс медицины и врачебной науки.
  Д. Каменский.
  Клинопись - название, вошедшее в науку с начала XVIII в. (введено
 Кемпфером) для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями
 долины Тигра и Евфрата и распространившихся от них по всей Передней
 Азии, до времен господства так назыв. финикийского алфавита. Название
 соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо
 только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в
 древнейших надписях, шумерийских и первых вавилонских царей, носит все
 черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений
 и благодаря материалу - глине и камню, знаки приобретали менее
 закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных
 утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях,
 причем заимствованное из Вавилонии в Ассирию письмо, развиваясь
 независимо, получило несколько иной, хотя, в общем, и сходный вид.
 Изобретение К. принадлежит древнейшим, досемитическим обитателям страны
 - шумерам. Это доказывается: а) несоответствием ее семитическим языкам,
 вследствие отсутствия строго различавшихся в них эмфатических знаков,
 смешению шипящих и свистящих и т. п.; б) употреблением идеограмм в
 фонетическом значении, не соответствующем семитическому языку (напр.
 идеограмма для слова "вода" как фонетический знак читалась не "му", а
 "а"); в) существованием в глубокой древности несемитического языка,
 оставившего памятники, иногда с семитическим переводом; г) косвенно -
 несемитическими именами понятий, относящихся к писанию в
 ассиро-вавилонском языке. Попытки Галеви, Делича и их школ доказать
 семитическое происхождение К. не могут быть названы удачными. К. -
 письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых
 наиболее употребительных около 300; в числе их более 50 идеограмм, ок.
 100 знаков для простых слогов и 130 - для сложных; есть знаки для цифр,
 по шестидесятичной и десятичной системам. Большинство знаков имеет по
 два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко, рядом с
 шумерийским, они приобретали и семитическое значение, иногда же
 изображали и смежные понятия (напр. "солнце" - bar и "светить" - lah).
 Письмо, по сложности, одно из самых неудобных; тем не менее, в силу
 культурного влияния его родины, оно было заимствовано почти всеми
 соседними народами - эламцами, каппадокийцами, доарийскими армянами
 (знаменитые ванские надписи) и около XV века до Р. Хр. было
 дипломатическим на Востоке, будучи употребляемо даже фараонами для
 сношений с их азиатскими вассалами. Телль-эль-амарненская находка
 заключает в себе, между прочим, обширные клинообразные письма на
 неизвестном языке из стран Митанни (между Оронтом и Евфратом) и Арсафи,
 донесения из Финикии и Палестины на вавилонском языке, с ханаанскими
 примесями, и, наконец, пропись, по которой учились египетские писцы.
 Покорившие Вавилон персы заимствовали, вместе со многими другими
 элементами культуры, и К., избрав из нее около 40 знаков и превратив их,
 по упрощении, в алфавитные. Древнейшие памятники К. (Телло) заходят за З
 тысячелетие до Р. Хр., позднейшие относятся ко времени первых
 Селевкидов. В Европе впервые познакомились с К. в начале XVII в.,
 благодаря трудам путешественника Pietro della Valle, списавшего
 несколько персеполитанских знаков. Все троязычные надписи в Персеполе
 списал Карстен Нибур (1765), которому удалось различить три рода К. и
 определить алфавитный характер первого рода; найти к нему ключ выпало на
 долю Гротефенда (1802), разобравшего с гениальным остроумием имена
 Дария, Ксеркса, Гистаспа и Ормузда. Дальнейшие открытия принадлежат
 норвежцу Раску, Бюрнуфу, Гольцману, в то время, как находившийся на
 персидской службе офицер Генри Раулинсон дошел самостоятельно до важных
 результатов, работая на месте над бегистунской троязычной надписью,
 которую скопировал и разобрал (1836 - 49). Так как результаты его работ
 были подтверждены независимыми открытиями Гинкса и Опперта, то разбор
 первого рода К. можно было считать оконченным. Язык его оказался
 древнеперсидским, близким зендскому. Вторым родом занимались датчанин
 Вестергаард, Норрис, Опперт, Мордтманн и Ленорман. Этo - язык не
 семитический и не арийский; ученые называли его то мидийским, то
 скифским, то эламским. Изучение его было оставлено, вследствие того, что
 богатые находки Ботты и других на месте древних Ассирии и Вавилонии
 обнаружили сходство надписей этих стран с третьим родом, который, по
 важности и интересу, обратил на себя особое внимание ученых. Первые шаги
 в этом направлении принадлежат шведу Левенштерну (1845), высказавшему
 мнение о необходимости приступить к делу с помощью семитических языков и
 определившему несколько знаков. Затем де Сольси и Лонперье составили
 таблицу знаков, не зная, однако, их чтения; Гинкс первый угадал их
 силлабическое значение. Раулинсон дошел, опять-таки самостоятельно, до
 тех же результатов, и в 1851 г. издал копию З-ей части Бегистунской
 надписи, с переводом. Работы Опперта, Тальбота и Менана также немало
 содействовали дальнейшему движению науки, так что 25 мая 1857 г. в
 Лондоне могло состояться знаменитое заседание, во время которого были
 сравнены независимые друг от друга переводы одной надписи
 Тиглат-Палассара, сделанные, по поручению британского музея,
 Раулинсоном, Гинксом, Оппертом и Тальботом и оказавшиеся почти
 тождественными. С этого времени разбор клинописи следует считать
 упроченным. - Что касается проармянской К., то надписи, упоминаемые еще
 Моисеем Хоренским, замеченные в 1836 г. Saint Martin, списанные Шульцем
 и изданные в 1840 г. во Франции, только в 1881 г. подверглись
 правильному и успешному изучению со стороны Сэйса и проф. Патканова.
 Много света пролили на них труды Бэлька и Лемана. Язык их, по-видимому,
 имеет сходство с грузинским. - Каппадокийские надписи подвергались
 изучению В. С. Голенищева, а письма Митанни
  - марбургского проф. Йензена, который находит их язык родственным
 проармянскому.
 
  Литература. Введение в труд Hommel'я, "Gesch. Babyloniens-Assyriens"
 (Сб. Онкена); Kaulen, "Assyrien und Babylonien" (1882); Астафьев,
 "Древности Вавилоно-Ассирийcкие"; труды Опперта; Schrader, "Die assyr.
 babyl. Keilinschriften" (Лпц., 1872); "Zur Fragenach d. Ursprung der
 babylon. Cultur"; Halevy, "Recherches crit. sur l'origine de la
 civilisation babyl." (II. 1876) и другие труды; Delitzsch, "Assyrische
 Grammatik", "Assyr. Worterbuch"; Патканов, "Клинообразные надписи Вана"
 (в "Журн. Мин. Нар. Просв."); Sayce, "The cuneiform inscriptions of Wan"
 (Л., 1882); Golenischeff, "Les tablettes cuneiformes Cappadociennes"
 (Спб.).
  Б. Тураев.
  Клио (Kleiw) - одна из 9 муз, муза истории; изображается обыкновенно
 со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытый
 папирус; рядом с ней стоит корзина с свитками рукописей, иногда
 аттрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком
 во времени.
  Клир (klhroV, clerus) - причт, духовенство. К. в обширном смысле
 называется состав духовных лиц, по правилам христианской церкви
 посвященных на служение в ней, в менее обширном - совокупность всех
 духовных лиц церкви, за исключением архиереев, также - состав
 священно-церковнослужителей при определенном церковном учреждении (при
 церкви приходской, соборной, домовой). Название klhroV в применении к
 духовенству и в отличие от laoV - совокупности мирян, усвоено от
 упоминаемого в Свящ. Писании (Деян. 1, 23-26) способа избрания на
 апостольское служение, посредством жребия, ап. Матфия. Состав К.,
 способы принятия в К., условия посвящения, права, обязанности, положение
 и отношения клириков слагались в первоначальной церкви согласно учению,
 примерам и указаниям апостолов, практикой или обычаями и затем правилами
 церкви. На основании апостольского учения и предания и правил вселенской
 церкви установились общие начала канонического положения К.,
 соблюдавшиеся, развивавшиеся и сохранившиеся до настоящего времени, не в
 одинаковом виде, в церквах православной, р.католической,
 армяно-григорианской и в других древних восточных, а отчасти и в
 некоторых церквах позднейшего происхождения (англиканской, шведской,
 финляндской и до некоторой степени лютеранско-немецкой). Различные
 стороны правового положения К. и клириков к истории различных стран,
 поместных и вероисповедных церквей, сверх общих правил, сложившихся во
 время образования законодательства вселенской церкви, определялись еще
 местными обычаями и узаконениями, как церковными, так и
 государственными. Различными соотношениями факторов, действовавших на
 историческое развитие К. в разные времена и в разных странах и церквах -
 вероучение, правила вселенской, поместных и вероисповедных церквей и
 государственных законодательств - объясняются разности в составе и
 конструкции К. в различных странах и церквах, как в истории, так и в
 действующем праве современных церквей православной и
 римско-католической. По правилам православной вселенской церкви, в
 состав К. входят два класса лиц: церковнослужители (uphretai, klhrikoi в
 тесном смысле) и священнослужители (ierwmenoi, ieratikoi). Первые
 поставляются на служение церкви через обряд ceiroJesia или определяются
 и причисляются в К. распоряжениями церковной власти, на основании
 местного законодательства церковного и государственного. В древней
 церкви в их состав в разных местностях включались иподиаконы, певцы,
 чтецы, аколуфы, экзорцисты, остиари, труждающиеся (kopiatai), екдики,
 нотарии, defensores и т. п. Большая часть этих видов К. не удержалась в
 истории православных поместных церквей. В древней России к клирикам
 причислялись дьяки, поддъяки, дьячки, пономари и другие "церковнии
 людие"; назывались они общим именем "причетников", которое удерживается
 и доселе. В XVIII и XIX вв. к разряду причетников, кроме дьячков и
 пономарей, принадлежали, по законодательству государственному, служители
 при различных церковных учреждениях (соборных церквах), положенные по
 штатам под разными именованиями (певчих, свещеносцев, звонарей, сторожей
 и др.). В 1869 г. узаконено признавать в К. один вид церковнослужителей,
 именно псаломщиков. В современном праве всех поместных православных
 церквей клириками в тесном смысле называются лица, "получившие
 посвящение на служение церкви вне алтаря" - иподиаконы, чтецы и певцы; в
 некоторых церквах к ним причисляются приготовляющиеся к поступлению в
 священные должности, состоящие под руководством епископов или допущенные
 к участию в богослужении церковном (в румынской церкви); в других
 церквах клириками считаются те, которые носят церковные звания и
 должности - как духовные, так и светские лица. В состав
 церковнослужителей или клириков, через религиозный обряд посвящения
 ceiroJesia), совершаемый епископом, по правилам вселенской церкви не
 могут быть принимаемы: непринадлежащие к церкви, судившиеся и обвиненные
 в преступлениях против христианской нравственности, правил церкви и
 государственных законов, самооскопители, состоявшие или состоящие в
 незаконном браке, находящиеся в браке с иноверными, не обладающие
 правами гражданской свободы (рабы, состоящие под заключением и т. п.),
 одержимые болезнями душевными (бесноватые) и телесными, препятствующими
 исполнению обязанностей в служении церкви, не приготовившиеся к сему
 служению и не испытанные епископом в поведении и в подготовке к
 церковному служению. Положительные условия, требуемые от кандидата на
 звание клирика, следующие: узаконенный правилами местной церкви возраст,
 принадлежность к православному вероисповеданию, безукоризненное
 нравственное поведение, установленная правилами или обычаями местной
 церкви степень образования, подготовленность и расположение к церковной
 службе, телесное здоровье и душевное состояние, необходимое для
 исполнения обязанностей клирика. К особенностям положения клириков в
 церкви относятся: подсудность их церковному суду по церковным делам,
 правам и отношениям, подчиненность и послушание церковной власти по
 должности, содержание от должности и преимущественное перед мирянами,
 при равных условиях, право на посвящение в священный сан дьякона.
 Гражданские, государственные и общественные права определяются
 законодательством государства. Церковные права клириков прекращаются
 увольнением от должности по собственному желанию или по распоряжению
 церковной власти, по приговору церковного суда и в случае осуждения по
 уголовному преступлению. Священнослужителями называются такие духовные
 лица православной церкви, которые посвящены на служение церкви через
 таинство священства посредством рукоположения - ceirotonia - и имеют
 своим назначением распространять и утверждать в людях учение
 христианской веры и начала христианской нравственности, совершать
 богослужение и таинства и участвовать в устройстве и управлении
 церковном. К классу священнослужителей, по различию трех степеней
 священства, принадлежат дьяконы, пресвитеры и епископы. В степень
 дьякона не могут быть посвящены такие лица, которые не могут быть
 приняты в клирики (церковнослужители), а также не достигшие 25-ти лет,
 не отличающиеся безупречной жизнью, необладающие степенью знаний,
 определенной правилами поместных церквей, двоеженцы, женившиеся на вдове
 или на разведенной от брака или на порочной девице, вступившие в брак,
 подлежащий признанию недействительным, предполагающие вступить в брак
 после посвящения, имеющие в своей семье членов неправославной веры и не
 подготовленные к посвящению предварительной службой в клире или
 соответственным ей служением церкви (в учительской должности), или
 воспитанем и хиротезией. К степени дьяконской в некоторых поместных
 церквах причисляются и иподьяконы, которые, в таком случае, посвящаются
 на условиях, равных с дьяконами. В пресвитерскую степень не могут быть
 посвящены такие лица, которые не могут быть дьяконами, но, сверх того,
 от кандидатов в пресвитеры требуются: возраст не ниже 30 лет (VI всел.
 пр. 14), образовательный богословский ценз, установленный обычаями или
 правилами поместных церквей, предварительное служение в церкви,
 состояние в степени дьякона и твердость в вере и в беспорочной жизни,
 засвидетельствованная испытанием на исповеди. Особенные условия,
 требуемые от кандидата в епископы, сверх установленных для посвящаемых в
 пресвитерский сан, суть следующие: испытанная не менее, как в течение 4
 лет, верность православию, степень знаний в священном писании и в
 канонах церкви, достаточная для разъяснения их другим людям, состояние в
 сане пресвитерском, свобода от супружества, отсутствие телесных
 недостатков (глухота, недостатки в речи), могущих препятствовать
 исполнению епископских обязанностей, и, по распространенной во многих
 поместных церквах практике, предварительное, прежде посвящения,
 пострижение в монашество (особенные церковные права и обязанности
 каждого вида священнослужителей см. Диаконы, Пресвитеры, Епископы).
 Особенности правового положения всех священнослужителей, по правилам
 вселенской церкви, следующие: 1) они не могут принимать на себя мирских
 попечений и вдаваться в народное управление, т. е. занимать должностей в
 государстве, земстве, обществе и в заведывании имениями частных лиц; 2)
 не могут вступать в брак, быть поручителями за других, поверенными и
 ходатаями в чужих делах, за исключением дел церкви и малолетних, под их
 опекой состоящих; 8) они состоят по всем церковным делам, правам и
 отношениям в повиновении, подчиненности и подсудности церковной власти,
 также и по обвинению в таких уголовных преступлениях, которые
 несовместимы с саном священнослужительским. На основании этих принципов
 регулируется юридическое положение священнослужителей православной
 церкви в поместных церквах и разных странах законодательством
 государственным и местно-церковным. Права священнослужителей теряются:
 добровольным сложением сана с разрешения церковной власти, по приговорам
 церковных и государственных судов, вследствие обвинения в преступлениях,
 а права епископские, сверх того - принятием пострижения в схиму.
 
  Источники и литература. "Книга правил свв. апостол, вселенских и
 поместных соборов и св. отец" (изд. 1862); "Прибавление к Духовному
 Регламенту о правилах причта церковного" (М., 1856, стр. 95 след.); "О
 должностях пресвитеров приходских" (25 изд., М., 1853); Шагуна, "Краткое
 изложение канонического права" (СПб., 1872, cтр. 218 - 237, 257 - 262);
 Бердников, "Краткий курс церковного права" (Каз., 1888, стр. 40 - 48);
 Д-р Милаш, "Православно-церковное право" (Задар, 1890, стр. 283 - 278).
  Римско-католическая церковь с XII века присвоила себе исключительную
 власть, независимо от государства, определять и узаконять в церкви и
 государстве положение и права К как особого состояния церковного (Status
 ecclesiasticus); но в нoвейшие вpeмeнa государственное законодательство
 всех стран ограничивает многие привилегии К., усвояемые ему р.
 католической иерархией. По каноническому праву р.-катол. церкви, К.
 предназначается к исключительному управлению в церкви и разделяется на
 clerus saecularis и regularis .Способами вступления и принятия в К.
 служат tonsura (пострижение) и ordinatio (посвящение). Эти способы столь
 же необходимы для приобретения прав клирика, как крещение - для
 вступления в состав членов церкви. Церковью принято семь степеней
 посвящения. По различию степеней клирики носят разные названия,
 приобретают различные права и разделяются на ordines minоres - низших
 клириков, к которым принадлежат ostiarii, lectores, exorcistae,
 acolythae, принимаемые через tonsura, и на ordines majores, к которым
 относятся subdiaconi, diaconiet presbyteri. Выше пресвитерского сана
 стоит orao episcoporum, члены которого получают сан посредством
 cousecratio episcopalis. Для принятия в К. установлены условия со
 стороны принимаемого (ordinandus) и принимающего (ordinarius) и
 основания (tituli ordinationis). Для вступления в К. требуется со
 стороны вступающего абсолютная способность быть клириком и наличность
 определенных качеств. Неспособными к вступлению в К. признаются
 некрещенные и женщины. Препятствиями к принятию в К. служат личные
 недостатки кандидатов, называемые irregularitates. Irregularitates -
 двоякого рода: ex defectu и ex delicto. Irregularitates ex defectu: a)
 def. natalium - происхождение от незаконного брака; b) def. libertatis,
 по которому не могут быть приняты в клир рабы, крепостные, супруги без
 согласия жен, обязанные отчетностью по управлению общественными кассами
 или чужими имениями; с) def. aetatis - недостаток возраста, который
 определен для принятия в ordines majores в 21, 22 и 24 года, а для
 посвящения в епископы - в 30 лет; d) def. corporis, препятствующий
 исполнению важнейших обязанностей клирического звания или несовместный с
 его достоинством; е) def. scientiae - недостаток образовательного ценза,
 установленного на Tpиентском соборе; f) def. animi, - T. е. болезнь
 душевная; g) def. sacramenti, по которому не принимаются лица, бывшие в
 двух последовательных браках, женатые на вдовах и т. п.; b) def.
 perfectae lenitatis
  - недостаток мягкосердия, предполагаемый в лицах, участвовавших в

<< Пред.           стр. 452 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу