<< Пред. стр. 452 (из 1179) След. >>
кашель и т. д.); далее студенты навещают больных, приобретают навык вметодике объективного исследования и в умении собрать подробный анамнез
(распрос больного). К. практически знакомит студентов со многими
способами лечения - гидротерапией, наложением повязок., вправлением
вывихов, на ложением акушерских щипцов, электризацией, массажем и др.
Контингент больных зависит от специальности К. Но не всякий больной
может расчитывать на помещение в соответствующую К., так как для
преподавания практической медицины в систематическом изложении
необходимо известное распределение больничного материала. Недостающий
материал стационарных больных восполняется амбулаторными больными,
посещающими К. в определенные дни приемов для приходящих больных.
Материльная организация должна быть устроена во всех отношениях
безукоризненно с тем, чтобы учащиеся стремились подражать такому
образцовому учреждению в своей будущей врачебной деятельности. К. должна
быть безупречным лечебным заведением и, вместе с тем, школой, ручающейся
за дальнейший прогресс медицины и врачебной науки.
Д. Каменский.
Клинопись - название, вошедшее в науку с начала XVIII в. (введено
Кемпфером) для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями
долины Тигра и Евфрата и распространившихся от них по всей Передней
Азии, до времен господства так назыв. финикийского алфавита. Название
соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо
только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в
древнейших надписях, шумерийских и первых вавилонских царей, носит все
черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений
и благодаря материалу - глине и камню, знаки приобретали менее
закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных
утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях,
причем заимствованное из Вавилонии в Ассирию письмо, развиваясь
независимо, получило несколько иной, хотя, в общем, и сходный вид.
Изобретение К. принадлежит древнейшим, досемитическим обитателям страны
- шумерам. Это доказывается: а) несоответствием ее семитическим языкам,
вследствие отсутствия строго различавшихся в них эмфатических знаков,
смешению шипящих и свистящих и т. п.; б) употреблением идеограмм в
фонетическом значении, не соответствующем семитическому языку (напр.
идеограмма для слова "вода" как фонетический знак читалась не "му", а
"а"); в) существованием в глубокой древности несемитического языка,
оставившего памятники, иногда с семитическим переводом; г) косвенно -
несемитическими именами понятий, относящихся к писанию в
ассиро-вавилонском языке. Попытки Галеви, Делича и их школ доказать
семитическое происхождение К. не могут быть названы удачными. К. -
письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых
наиболее употребительных около 300; в числе их более 50 идеограмм, ок.
100 знаков для простых слогов и 130 - для сложных; есть знаки для цифр,
по шестидесятичной и десятичной системам. Большинство знаков имеет по
два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко, рядом с
шумерийским, они приобретали и семитическое значение, иногда же
изображали и смежные понятия (напр. "солнце" - bar и "светить" - lah).
Письмо, по сложности, одно из самых неудобных; тем не менее, в силу
культурного влияния его родины, оно было заимствовано почти всеми
соседними народами - эламцами, каппадокийцами, доарийскими армянами
(знаменитые ванские надписи) и около XV века до Р. Хр. было
дипломатическим на Востоке, будучи употребляемо даже фараонами для
сношений с их азиатскими вассалами. Телль-эль-амарненская находка
заключает в себе, между прочим, обширные клинообразные письма на
неизвестном языке из стран Митанни (между Оронтом и Евфратом) и Арсафи,
донесения из Финикии и Палестины на вавилонском языке, с ханаанскими
примесями, и, наконец, пропись, по которой учились египетские писцы.
Покорившие Вавилон персы заимствовали, вместе со многими другими
элементами культуры, и К., избрав из нее около 40 знаков и превратив их,
по упрощении, в алфавитные. Древнейшие памятники К. (Телло) заходят за З
тысячелетие до Р. Хр., позднейшие относятся ко времени первых
Селевкидов. В Европе впервые познакомились с К. в начале XVII в.,
благодаря трудам путешественника Pietro della Valle, списавшего
несколько персеполитанских знаков. Все троязычные надписи в Персеполе
списал Карстен Нибур (1765), которому удалось различить три рода К. и
определить алфавитный характер первого рода; найти к нему ключ выпало на
долю Гротефенда (1802), разобравшего с гениальным остроумием имена
Дария, Ксеркса, Гистаспа и Ормузда. Дальнейшие открытия принадлежат
норвежцу Раску, Бюрнуфу, Гольцману, в то время, как находившийся на
персидской службе офицер Генри Раулинсон дошел самостоятельно до важных
результатов, работая на месте над бегистунской троязычной надписью,
которую скопировал и разобрал (1836 - 49). Так как результаты его работ
были подтверждены независимыми открытиями Гинкса и Опперта, то разбор
первого рода К. можно было считать оконченным. Язык его оказался
древнеперсидским, близким зендскому. Вторым родом занимались датчанин
Вестергаард, Норрис, Опперт, Мордтманн и Ленорман. Этo - язык не
семитический и не арийский; ученые называли его то мидийским, то
скифским, то эламским. Изучение его было оставлено, вследствие того, что
богатые находки Ботты и других на месте древних Ассирии и Вавилонии
обнаружили сходство надписей этих стран с третьим родом, который, по
важности и интересу, обратил на себя особое внимание ученых. Первые шаги
в этом направлении принадлежат шведу Левенштерну (1845), высказавшему
мнение о необходимости приступить к делу с помощью семитических языков и
определившему несколько знаков. Затем де Сольси и Лонперье составили
таблицу знаков, не зная, однако, их чтения; Гинкс первый угадал их
силлабическое значение. Раулинсон дошел, опять-таки самостоятельно, до
тех же результатов, и в 1851 г. издал копию З-ей части Бегистунской
надписи, с переводом. Работы Опперта, Тальбота и Менана также немало
содействовали дальнейшему движению науки, так что 25 мая 1857 г. в
Лондоне могло состояться знаменитое заседание, во время которого были
сравнены независимые друг от друга переводы одной надписи
Тиглат-Палассара, сделанные, по поручению британского музея,
Раулинсоном, Гинксом, Оппертом и Тальботом и оказавшиеся почти
тождественными. С этого времени разбор клинописи следует считать
упроченным. - Что касается проармянской К., то надписи, упоминаемые еще
Моисеем Хоренским, замеченные в 1836 г. Saint Martin, списанные Шульцем
и изданные в 1840 г. во Франции, только в 1881 г. подверглись
правильному и успешному изучению со стороны Сэйса и проф. Патканова.
Много света пролили на них труды Бэлька и Лемана. Язык их, по-видимому,
имеет сходство с грузинским. - Каппадокийские надписи подвергались
изучению В. С. Голенищева, а письма Митанни
- марбургского проф. Йензена, который находит их язык родственным
проармянскому.
Литература. Введение в труд Hommel'я, "Gesch. Babyloniens-Assyriens"
(Сб. Онкена); Kaulen, "Assyrien und Babylonien" (1882); Астафьев,
"Древности Вавилоно-Ассирийcкие"; труды Опперта; Schrader, "Die assyr.
babyl. Keilinschriften" (Лпц., 1872); "Zur Fragenach d. Ursprung der
babylon. Cultur"; Halevy, "Recherches crit. sur l'origine de la
civilisation babyl." (II. 1876) и другие труды; Delitzsch, "Assyrische
Grammatik", "Assyr. Worterbuch"; Патканов, "Клинообразные надписи Вана"
(в "Журн. Мин. Нар. Просв."); Sayce, "The cuneiform inscriptions of Wan"
(Л., 1882); Golenischeff, "Les tablettes cuneiformes Cappadociennes"
(Спб.).
Б. Тураев.
Клио (Kleiw) - одна из 9 муз, муза истории; изображается обыкновенно
со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытый
папирус; рядом с ней стоит корзина с свитками рукописей, иногда
аттрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком
во времени.
Клир (klhroV, clerus) - причт, духовенство. К. в обширном смысле
называется состав духовных лиц, по правилам христианской церкви
посвященных на служение в ней, в менее обширном - совокупность всех
духовных лиц церкви, за исключением архиереев, также - состав
священно-церковнослужителей при определенном церковном учреждении (при
церкви приходской, соборной, домовой). Название klhroV в применении к
духовенству и в отличие от laoV - совокупности мирян, усвоено от
упоминаемого в Свящ. Писании (Деян. 1, 23-26) способа избрания на
апостольское служение, посредством жребия, ап. Матфия. Состав К.,
способы принятия в К., условия посвящения, права, обязанности, положение
и отношения клириков слагались в первоначальной церкви согласно учению,
примерам и указаниям апостолов, практикой или обычаями и затем правилами
церкви. На основании апостольского учения и предания и правил вселенской
церкви установились общие начала канонического положения К.,
соблюдавшиеся, развивавшиеся и сохранившиеся до настоящего времени, не в
одинаковом виде, в церквах православной, р.католической,
армяно-григорианской и в других древних восточных, а отчасти и в
некоторых церквах позднейшего происхождения (англиканской, шведской,
финляндской и до некоторой степени лютеранско-немецкой). Различные
стороны правового положения К. и клириков к истории различных стран,
поместных и вероисповедных церквей, сверх общих правил, сложившихся во
время образования законодательства вселенской церкви, определялись еще
местными обычаями и узаконениями, как церковными, так и
государственными. Различными соотношениями факторов, действовавших на
историческое развитие К. в разные времена и в разных странах и церквах -
вероучение, правила вселенской, поместных и вероисповедных церквей и
государственных законодательств - объясняются разности в составе и
конструкции К. в различных странах и церквах, как в истории, так и в
действующем праве современных церквей православной и
римско-католической. По правилам православной вселенской церкви, в
состав К. входят два класса лиц: церковнослужители (uphretai, klhrikoi в
тесном смысле) и священнослужители (ierwmenoi, ieratikoi). Первые
поставляются на служение церкви через обряд ceiroJesia или определяются
и причисляются в К. распоряжениями церковной власти, на основании
местного законодательства церковного и государственного. В древней
церкви в их состав в разных местностях включались иподиаконы, певцы,
чтецы, аколуфы, экзорцисты, остиари, труждающиеся (kopiatai), екдики,
нотарии, defensores и т. п. Большая часть этих видов К. не удержалась в
истории православных поместных церквей. В древней России к клирикам
причислялись дьяки, поддъяки, дьячки, пономари и другие "церковнии
людие"; назывались они общим именем "причетников", которое удерживается
и доселе. В XVIII и XIX вв. к разряду причетников, кроме дьячков и
пономарей, принадлежали, по законодательству государственному, служители
при различных церковных учреждениях (соборных церквах), положенные по
штатам под разными именованиями (певчих, свещеносцев, звонарей, сторожей
и др.). В 1869 г. узаконено признавать в К. один вид церковнослужителей,
именно псаломщиков. В современном праве всех поместных православных
церквей клириками в тесном смысле называются лица, "получившие
посвящение на служение церкви вне алтаря" - иподиаконы, чтецы и певцы; в
некоторых церквах к ним причисляются приготовляющиеся к поступлению в
священные должности, состоящие под руководством епископов или допущенные
к участию в богослужении церковном (в румынской церкви); в других
церквах клириками считаются те, которые носят церковные звания и
должности - как духовные, так и светские лица. В состав
церковнослужителей или клириков, через религиозный обряд посвящения
ceiroJesia), совершаемый епископом, по правилам вселенской церкви не
могут быть принимаемы: непринадлежащие к церкви, судившиеся и обвиненные
в преступлениях против христианской нравственности, правил церкви и
государственных законов, самооскопители, состоявшие или состоящие в
незаконном браке, находящиеся в браке с иноверными, не обладающие
правами гражданской свободы (рабы, состоящие под заключением и т. п.),
одержимые болезнями душевными (бесноватые) и телесными, препятствующими
исполнению обязанностей в служении церкви, не приготовившиеся к сему
служению и не испытанные епископом в поведении и в подготовке к
церковному служению. Положительные условия, требуемые от кандидата на
звание клирика, следующие: узаконенный правилами местной церкви возраст,
принадлежность к православному вероисповеданию, безукоризненное
нравственное поведение, установленная правилами или обычаями местной
церкви степень образования, подготовленность и расположение к церковной
службе, телесное здоровье и душевное состояние, необходимое для
исполнения обязанностей клирика. К особенностям положения клириков в
церкви относятся: подсудность их церковному суду по церковным делам,
правам и отношениям, подчиненность и послушание церковной власти по
должности, содержание от должности и преимущественное перед мирянами,
при равных условиях, право на посвящение в священный сан дьякона.
Гражданские, государственные и общественные права определяются
законодательством государства. Церковные права клириков прекращаются
увольнением от должности по собственному желанию или по распоряжению
церковной власти, по приговору церковного суда и в случае осуждения по
уголовному преступлению. Священнослужителями называются такие духовные
лица православной церкви, которые посвящены на служение церкви через
таинство священства посредством рукоположения - ceirotonia - и имеют
своим назначением распространять и утверждать в людях учение
христианской веры и начала христианской нравственности, совершать
богослужение и таинства и участвовать в устройстве и управлении
церковном. К классу священнослужителей, по различию трех степеней
священства, принадлежат дьяконы, пресвитеры и епископы. В степень
дьякона не могут быть посвящены такие лица, которые не могут быть
приняты в клирики (церковнослужители), а также не достигшие 25-ти лет,
не отличающиеся безупречной жизнью, необладающие степенью знаний,
определенной правилами поместных церквей, двоеженцы, женившиеся на вдове
или на разведенной от брака или на порочной девице, вступившие в брак,
подлежащий признанию недействительным, предполагающие вступить в брак
после посвящения, имеющие в своей семье членов неправославной веры и не
подготовленные к посвящению предварительной службой в клире или
соответственным ей служением церкви (в учительской должности), или
воспитанем и хиротезией. К степени дьяконской в некоторых поместных
церквах причисляются и иподьяконы, которые, в таком случае, посвящаются
на условиях, равных с дьяконами. В пресвитерскую степень не могут быть
посвящены такие лица, которые не могут быть дьяконами, но, сверх того,
от кандидатов в пресвитеры требуются: возраст не ниже 30 лет (VI всел.
пр. 14), образовательный богословский ценз, установленный обычаями или
правилами поместных церквей, предварительное служение в церкви,
состояние в степени дьякона и твердость в вере и в беспорочной жизни,
засвидетельствованная испытанием на исповеди. Особенные условия,
требуемые от кандидата в епископы, сверх установленных для посвящаемых в
пресвитерский сан, суть следующие: испытанная не менее, как в течение 4
лет, верность православию, степень знаний в священном писании и в
канонах церкви, достаточная для разъяснения их другим людям, состояние в
сане пресвитерском, свобода от супружества, отсутствие телесных
недостатков (глухота, недостатки в речи), могущих препятствовать
исполнению епископских обязанностей, и, по распространенной во многих
поместных церквах практике, предварительное, прежде посвящения,
пострижение в монашество (особенные церковные права и обязанности
каждого вида священнослужителей см. Диаконы, Пресвитеры, Епископы).
Особенности правового положения всех священнослужителей, по правилам
вселенской церкви, следующие: 1) они не могут принимать на себя мирских
попечений и вдаваться в народное управление, т. е. занимать должностей в
государстве, земстве, обществе и в заведывании имениями частных лиц; 2)
не могут вступать в брак, быть поручителями за других, поверенными и
ходатаями в чужих делах, за исключением дел церкви и малолетних, под их
опекой состоящих; 8) они состоят по всем церковным делам, правам и
отношениям в повиновении, подчиненности и подсудности церковной власти,
также и по обвинению в таких уголовных преступлениях, которые
несовместимы с саном священнослужительским. На основании этих принципов
регулируется юридическое положение священнослужителей православной
церкви в поместных церквах и разных странах законодательством
государственным и местно-церковным. Права священнослужителей теряются:
добровольным сложением сана с разрешения церковной власти, по приговорам
церковных и государственных судов, вследствие обвинения в преступлениях,
а права епископские, сверх того - принятием пострижения в схиму.
Источники и литература. "Книга правил свв. апостол, вселенских и
поместных соборов и св. отец" (изд. 1862); "Прибавление к Духовному
Регламенту о правилах причта церковного" (М., 1856, стр. 95 след.); "О
должностях пресвитеров приходских" (25 изд., М., 1853); Шагуна, "Краткое
изложение канонического права" (СПб., 1872, cтр. 218 - 237, 257 - 262);
Бердников, "Краткий курс церковного права" (Каз., 1888, стр. 40 - 48);
Д-р Милаш, "Православно-церковное право" (Задар, 1890, стр. 283 - 278).
Римско-католическая церковь с XII века присвоила себе исключительную
власть, независимо от государства, определять и узаконять в церкви и
государстве положение и права К как особого состояния церковного (Status
ecclesiasticus); но в нoвейшие вpeмeнa государственное законодательство
всех стран ограничивает многие привилегии К., усвояемые ему р.
католической иерархией. По каноническому праву р.-катол. церкви, К.
предназначается к исключительному управлению в церкви и разделяется на
clerus saecularis и regularis .Способами вступления и принятия в К.
служат tonsura (пострижение) и ordinatio (посвящение). Эти способы столь
же необходимы для приобретения прав клирика, как крещение - для
вступления в состав членов церкви. Церковью принято семь степеней
посвящения. По различию степеней клирики носят разные названия,
приобретают различные права и разделяются на ordines minоres - низших
клириков, к которым принадлежат ostiarii, lectores, exorcistae,
acolythae, принимаемые через tonsura, и на ordines majores, к которым
относятся subdiaconi, diaconiet presbyteri. Выше пресвитерского сана
стоит orao episcoporum, члены которого получают сан посредством
cousecratio episcopalis. Для принятия в К. установлены условия со
стороны принимаемого (ordinandus) и принимающего (ordinarius) и
основания (tituli ordinationis). Для вступления в К. требуется со
стороны вступающего абсолютная способность быть клириком и наличность
определенных качеств. Неспособными к вступлению в К. признаются
некрещенные и женщины. Препятствиями к принятию в К. служат личные
недостатки кандидатов, называемые irregularitates. Irregularitates -
двоякого рода: ex defectu и ex delicto. Irregularitates ex defectu: a)
def. natalium - происхождение от незаконного брака; b) def. libertatis,
по которому не могут быть приняты в клир рабы, крепостные, супруги без
согласия жен, обязанные отчетностью по управлению общественными кассами
или чужими имениями; с) def. aetatis - недостаток возраста, который
определен для принятия в ordines majores в 21, 22 и 24 года, а для
посвящения в епископы - в 30 лет; d) def. corporis, препятствующий
исполнению важнейших обязанностей клирического звания или несовместный с
его достоинством; е) def. scientiae - недостаток образовательного ценза,
установленного на Tpиентском соборе; f) def. animi, - T. е. болезнь
душевная; g) def. sacramenti, по которому не принимаются лица, бывшие в
двух последовательных браках, женатые на вдовах и т. п.; b) def.
perfectae lenitatis
- недостаток мягкосердия, предполагаемый в лицах, участвовавших в