<< Пред. стр. 458 (из 1179) След. >>
пейзажисты обязаны воспроизводить эти тона, дать им первенствующее местов картине, но, вместе с тем, для противоположения они должны найти
место, хотя бы подчиненное, и для теплых тонов. Гармонический К. требует
тех и других и вообще пользуется широкой цветовой гаммой. Очень часто по
природе изображаемых предметов надо рядом располагать тона,
несогласующиеся между собой непосредственно, например, синее с зеленым,
тогда художнику надо применить все обычные правила изменения прилежащих
частей полутонами или введения между ними хотя бы узкой полосы третьего
тона, гармонирующего с каждым отдельно, если это не будет противоречить
природе. Вообще, зеленое нелегко сочетается с другими цветами, и потому
прежниe пейзажисты (Рюисдаль, Гоббема) избегали изображать деревья чисто
зелеными, и, для введения более теплых тонов растительности, выбирали
или соответственное освещениe, или время года. Нынешние художники смелее
в этом отношении и нередко достигают гармоничной колоритности с
сохранением соответствия с природой. Тона краски не есть нечто
самостоятельное, как тон музыкальный; коль скоро они помещены в
соседстве с другими тонами, то на основании явлений контраста можно или
заглушать, или усиливать тона различных частей картины. Все это, а также
то, что относится к колоритному сочетанию тонов, известно всякому
опытному художнику-колористу и составляет как бы грамматику искусства
К., с которой должен начинать малоопытный художник, но для эстетики
колорита нет правил. В картинах фантастического или легендарного
содержания, где художнику поле действия свободно во многих отношениях,
он может подчинить К. внутреннему содержанию, элегическому или,
напротив, возбуждающевеселому (Фильд высказал положение, что вполне
колоритная и гармоническая живопись представляет тона, которые, взаимно
дополняя друг друга, дают в оптической сумме серый цвет. Это положениe
произвольно. Некоторые мысли об этом предмете у Пикеринга и Брюкке, их
coчинения названы в ст. Гармония красок). Так, например, голубое и синее
с коричневым и оранжевым некоторые эстетики находили элегическим ст.
Гармония красок при соответственном содержании (драпировки в Mater
dolorosa). Не так определительно по названиям красок, но совершенно
соответствует сюжету К. в "Лодке Данте" (Делакруа), "Франческо ди
Римини" (Ари Шеффер), "Убиение Петра Доминиканца" (Тициан) и др. По
этому пути можно идти до некоторого далекого предела только или
преимущественно в пейзаже, как художественном произведении наиболее
подчиненном К. Сама природа представляет примеры тому, как некоторые
господствующие тона пейзажа в соединения со светотенью способны вызывать
меланхолическое настроение, а другие - жизнерадостное. Но в большинстве
случаев (напр., в бытовой живописи) характер К. не определяется так
просто: самые горестные сцены могут происходить при полном блеске красок
и наоборот; контраст в отношении содержания и К. может даже усиливать
впечатление. Вообще, нужен большой талант для приспособления К. к
содержанию картины так, чтобы К. не показался придуманным и
тенденциозным. Редкие художники соединяли в себе таланты колориста и
рисовальщика в одинаковой степени; можно считать почти правилом, что
художник, владеющий в высокой степени рисунком - не так искусно владеет
тонами, и обратно. Микеланджело превосходно владел формой, но не может
быть назван колористом; Дюрер лучше владеет формой, чем К.; Давид
совершенно холоден к краскам, Корнелиус также пренебрегал ими, еще более
чуждался красок Карстенс. Наоборот, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто,
Рубенс, а в ближайшее к нам время - Делакруа, Диаз, Декан - колористы по
преимуществу, и хотя некоторые из них владели в должной мере рисунком
все же в этом отношении уступали великим рисовальщикам; многиe из
колористов заслужили даже репутацию слабых рисовальщиков. Иные
поклонники формы из принципа пренебрегали К. и утверждали, что цвет -
второстепенный и часто случайный признак предмета. На самом же деле
можно сказать, что линии не существуют в природе иначе, как в виде
трудно определяемого раздела между рядом лежащими разнородными тонами
(напр., тон лица и тон неба), или еще менее определенного - между
полутонами. Так и в живописи, как воспроизведении природы, полутоны
скрывают линию и художник легко теряет ее, обращая наиболее вннмания на
жизненность тонов. К достоинствам колориста относится и правдивая
светотень; у Рубенса светотень была легкая, полупрозрачная, мало
представляющая сильных контрастов; у Рембрандта светотень сильная, но
его гамма не так полна, как у Рубенса. Рембрандт представляет один из
редких примеров соединения колориста и рисовальщика, равно как и Рафаэль
("Пожар в Борго"). Определять особенности К. разных художников короткими
словами весьма затруднительно: Тициан, Корреджо, Паоло Веронезе непохожи
один на другого. Они вообще пользовались небольшим числом красок, а
Тициан в особенности, но он (по определению Менгса) владел особенным
искусством сопоставлять их и распределять тона в тенях. В испанской
школе Мурильо необычайно гармоничен, свеж и распределение его тонов
разнообразно. У Веронезе необыкновенно яркие и сильные тона (ныне уже
изменившиеся) и К. гармоничен. У Делакруа, считаемого одним из
величайших колористов нашего времени, тона не отличаются особенной
яркостью, но расположены гаммами (Готье), поддерживающими друг друга;
значение красок соединяется у него с необыкновенной бойкостью кисти.
Почти таков же Декан, доводивший, однако, до крайности силу К. и
смелость мазков; техника живописи имеет также отношение к эстетическому
результату. Некоторые его последователи довели употребление свободной
техники до дурной крайности. В других странах - Лейс, Стевенс (Бельгия),
Альма Тадема (Англия), Пилоти, Макарт (Германия), Фортуни (Испания), из
русских Верещагин, Семирадский,Репин и мн. др. Приведенные здесь имена
представляют только ряд примеров; в статьях о каждой из школ или
биографиях художников об этом изложено подробнее. Со времен Возрождения
самая знаменитая по К. из итальянских школ была венецианская; на С
фламандская школа многим превосходила немецкую в этом отношении. Потом,
в период падения искусства, К. вообще потерял и правдивость, и силу, но
в Англии (Констабль) в прошлом столетии заметен опять поворот к
колоритной живописи; на континенте же Делакруа, многим обязанный
Констаблю, является инициатором К. живописи во Франции, откуда она
распространилась по всей Европе.
Ф. Петрушевский.
Колосова (Евгения Ивановна) - пантомимная танцовщица, мать известной
артистки А. М. Колосовой (1780 - 1869 гг.), воспитывалась в театральной
школе, где училась танцам под руководством Вальберга. В 1794 г.
дебютировала с большим успехом. Известность К. доставило артистическое
выполнение "драматических" ролей в балетах. Дидло отдавал ей всегда
лучшие и самые сильные роли в своих балетах "Рауль де Креки", "Федра",
"Алцеста", "Тезей и Ариадна","Венгерская хижина" и др. Также успешно
выступала К. несколько раз в драмах и комедиях. Сцену оставила в 1826 г.
Ср. "Воспоминания А. М. Каратыгиной" ("Русский Вестн." 1881 г., № 4) и
биографию, в "Репертуаре русск. театра" (1842 г., кн. IV).
Колтун (Plica polonica) - в прежнее время считался особой болезнью,
присущей известным местностям (напр., берегам Вислы, Познани) и
народностям. В настоящее время выяснено, что К. есть следствие экземы на
голове у людей нечистоплотных, относящихся небрежно к уходу за своими
волосами, вовсе их не расчесывающих. К. очень часто развивается на почве
не распознанной вшивости и излечивается с устранением последней.
Вследствие обильного отделения (экскреции) сальных желез на голове,
волосы слипаются в клубки, косички, в которых содержатся грязь, пыль и
множество насекомых, находящих здесь для себя богатую пищу. К. устраняют
стрижкой волос и последовательным лечением воспалительного состояния
сальных желез на голове. Если желательно, напр. у женщин, сохранить
волосы, то их, при наличности вшей, смачивают керосином или сулемовым
уксусом (1 на 300), расчесывают гребнем и постепенно распутывают. Народ
и поныне считает К. или ковтун особой болезнью, давая ему название
гостец (в некоторых местностях под гостецем разумеют хронический
ревматизм суставов). Гостец - это злой дух, поселившийся в человеке.
Если кто-нибудь оскорбляет его неумелым лечением, то гостец обращается в
опасную и трудноизлечимую болезнь. Народ поныне убежден, что отрезывание
К. может весьма вредно отозваться на здоровье человека.
Сверхъестественное значение, которое народом приписывается К., вероятно,
и вызвало синодский указ 24 февр. 1722 г.: игуменам в монастырях
затворников и ханжей и с колтунами никого не держать. Ср. Сумцов,
"Культурные переживания" (Киев, 1890), где и литературные указания.
Колхида - страна на зап. бер. Черного моря, цель путешествия
аргонавтов, населенная колхами (KolcoV), племенем, которое Геродот (кн.
II, 104 слл.), за темный цвет кожи, курчавые волосы и обрезание, считает
потомками египтян. К. стала известна грекам благодаря торговле и
основанию колоний милетян на берегах Черного моря. Гомер здесь называет
Эю (Аиа), Гесиод Фазис, название К. появляется впервые у Пиндара и
Эсхила. По определению Скилака, принятому и позднейшими географами, К.
простиралась от Диоскуриады до Апсара, а далее жили уже отдельными
группами небольшие племена колхов. До Митридата К. была независима и
управлялась мелкими князьками. После митридатовской войны римляне
завладели страной, но имели здесь лишь немного колоний и ограничивались
сбором дани. К. была очень плодородна; здесь получалось вино, фрукты,
корабельный лес, конопля, лен, воск и смола, также и золотой песок.
Жители отличались умеренностью; питались почти исключительно гречихой.
Племена, жившие здесь, по Aррианy: санны, махелоны, гениохи, зидреты,
лазы, апсилы, абазги и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы
(мингрельцы). Города: Диоскуриады и Фазис. Реки: Абсар, Акампсис, Фазис,
Коб, Астелеф, Корак. Хариент и др.
Колыма - одна из больших рек Якутской обл. Колымского окр., берет
начало под 61°30' с. ш. с сев. стороны Станового хребта, двумя
вершинами, из коих одна близко подходит к вершине р. Кохтуя, впадающего
в Охотское море у Охотска. По соединении обеих вершин р. течет с ЮЗ на
СВ, до впадения в нее справа р. Шубиной, отсюда течет на ЗСЗ - СВ и С,
извиваясь во все стороны до левого своего притока р. Шумихи, далее К.
течет на С, делая значительное колено к ЮВ, затем склоняется снова к ССЗ
и СЗ, до впадения в нее слева р. Зырянки. Отсюда К. извилинами и
большими коленами протекает на ССВ до урочища Вяткина, где река делает
большие завороты в разные стороны, образует, наконец, дугу,
заворачиваясь к ВЮВ, затем круто поворачивает к 3 и ЗСЗ до г.
Средне-Колымска, от которого вновь поворачивает на СВ, протекая большими
изгибами до р. Шубиной, откуда течет на СЗ и, не доходя до главного
своего притока р. Омолон, вновь отворачивает на ВСВ, протекая в таком
направлении до впадения в нее справа р. Анюя, откуда отворачивает на С и
затем на СЗ, сохраняя это последнее направление до своего впадения в
Колымский залив Сев. Ледовитого океана, в который вливается тремя
главными устьями, не считая мелких проток. Из этих устьев главное -
восточное, или Каменная Кольма, имеющая местами до 20 и более вер. шир.;
длина этого рукава около 50 вер., глубина до 30 фт. Среднее устье или
Походский рукав длиной до 25 вер., шир. от 11/2 до 2 вер., глубиной 10 -
15 фт.; наконец, зап. устье, или Чукочья К. до 60 вер. длины, от 3 до 4
вер. ширины и глубины до 20 фт. Все эти устья образуют дельту, ширина
которой не менее 75 вер. в основании. Река, имея такое извилистое
течение, образует немало проток. Между более заметными, ниже
Верхне-Колымска, Шипановская протока образует значительный Шипановский
о-в; много проток и островов ниже устья р. Коняевой, так что эта
местность известна под именем Частых островов. Отделившаяся влево от
главного русла протока Захребетная ниже урочища Кресты и вновь
соединяющаяся с К. ниже Нижне-Колымска образует громадный о-в до 110
вер. в длину и от 10 до 20 вер. в шир. Вообще, как на среднем, так еще
более на нижнем течении реки имеется много больших островов; начиная от
устья р. Филиповой до урочища Кабачкова тянется остров Походский, 60
вер. длины и от 5 до 15 в ширину; наконец, в речной дельте находится
громадное количество островов, из которых самый значительный Каменный,
55 вер. длины и до 25 в ширину. В верховьях своих до Верхн. Колымска, на
протяжении 750 вер., р. имеет весьма быстрое течение, протекая между
высоких гор, по неширокой лесной долине, далее вниз долина расширяется,
переходя в болотистую низменность, лев. бер. становится все более и
более низменным, а ниже Средне-Колымска высоты лев. бер. постепенно
исчезают, образуя обширную болотистую равнину, с множеством озер; затем
эти низменности переходят в тундры. Правый бер. К. остается все время
гористым на всем ее протяжении. Колымские горы посылают к нему свои
многочисленные отроги, круто обрывающиеся в реку высокими утесистыми
горами, как, напр., Родников Камень и др. Даже в самом нижнем течении
реки, от впадения в нее реки Пантелеевки, правый берег становится
чрезвычайно гористым, так как здесь проходит до самого моря так
называемый Сухарный хребет, в котором высятся сопки Пантелеевская, Белая
и Суровая (1600 до 1900 фт. над ур. м.). К. покрывается льдом в верхнем
течении в конце сентября, а в нижнем - в первой половине этого месяца и
даже в начале сентября, вскрывается в верховьях около половины мая, в
Средне-Колымске около 20, а в Нижне-Колымске в конце мая. В
Нижне-Колымске, под 68°с. ш., река бывает покрыта льдом 268 дней в году,
а в устьях своих 286 дней. Во время весеннего ледохода случаются сильные
наводнения, в особенности в низовьях реки, чему причиной служат ледяные
заторы. Долина реки и окружающие ее горы в верхней и средней частях ее
течения покрыты хвойными лесами, преимущественно лиственницей, но пожары
не мало способствовали их истреблению, в нижней части течения К. леса
редеют и становятся корявыми и малорослыми. Длина К. точно неопределена,
но считается не менее 1850 вер., из них 750 в. приходятся на верхнее
течение до Верхне-Колымска, 500 в. на среднее до Средне-Колымска и 600
в. на нижнее течение, считая и ее дельту до моря. К. может считаться
судоходной вниз от устья р. Коркодона, но вполне судоходной р.
становится от Верхне-Колымска. Хотя немало встречается в засуху и в
меженное время отмелей, однако, глубина на фарватере не менее 10 - 12
фт., в низовьях же от 20 до 30 фт. Ширина р. от 1/2 вер. до 1, местами и
более в нижней части течения, особенно ниже устья Омолона шир. достигает
2 - 3 и более вер. К. богата рыбой, в ней водятся стерляди, нельмы,
муксуны, ленки, шокуры и друг., в низовьях омули, сельди, сиги, а в
устье заходят и белуги. В К. вливается до 35 более или менее
значительных рек, причем большинство значительных притоков впадает в К.
с правой стороны. Правые притоки К. Шубина 200 вер., Хаптиха - до 400
вер., Лавдан до 450 в. длиною, Коркодон - 450 в. дл., Горбунова до 250
в., Омолон, р. Анюй, с притоком Мал. Анюй, Пантелеевка, Сухарная и
Медвежья. Между Большим и Малым Анюями проходит Анюйский горный хребет.
Долина р. К. на В ограничена отрогом Станового хребта, Колымскими
горами, которые тянутся в виде невысокого хребта с ЮВ на СЗ, между р. К.
и главным ее правым притоком, р. Омолон, оканчиваясь при впадении
последнего в К. Горы эти, состоящие из гранитов и сланцев, в общем не
выше 1500 фт. н. у. м.; весь этот хребет покрыт густым хвойным лесом. Из
этого хребта берут начало все правые притоки К. до Омолона включительно.
Пo левую сторону Колымской долины, между нею и р. Индигиркой,
простирается от Ю к С отрог Станового хребта, горный кряж Томус-хая,
который в северном своем конце упирается в Алазейские горы,
простирающиеся между верховьями р. Алазей и К., оканчивающиеся, в свою
очередь, так назыв. Половинным хребтом, на правом берегу р. Алазей;
далее к С левый берег К. переходит в пространную низменную равнину и
тундры С. Из левых притоков К р.Зырянка, имеющая 350 в. в длину,
вытекает с вост. стороны хребта Томус-хая, течет в общем направлении с
ЮВ на С и впадает в К., в 25 вер. ниже Верхне-Колымска. Открытие К.
русскими последовало вслед за открытием р. Индигирки и Алазеи, открытых
казаками в 1638 - 39 гг., ибо уже в 1644 г. казак Михаил Стадухин
основал на К. Нижне-Колымское зимовье и доставил первое сведение о
воинственных чукчах. Вскоре из Нижне-Колымского зимовья, обращенного в
укрепление, или острог, начали делаться поиски к В, для отыскания новых
земель, и в 1647 и 1648 гг. Семен Дежнев, в товариществе с другими
казаками, предпринял морские путешествия к В, для открытия устья
Анадырь-реки. Отсюда же не раз предпринимались морские и сухопутные
экспедиции для открытия и описи берегов и соседних с ними островов.
Дмитрий Лаптев в 1741 г., описывая Колымское прибрежье, соорудил на
устье Каменной К. опознавательный знак, или маяк. Отсюда же шли
экспедиции Врангеля, Биллингса и др.
Н. Л.
Кольбер (Жан-Баптист Colbert) - знаменитый французский
государственный деятель, сын достаточного купца в Реймсе, род. в 1619 г.
Получив доступ на государственную службу, вскоре обратил на себя
внимание Мазарини, назначившего его своим управляющим. На этом посту К.
с такой ревностью и изобретательностью отстаивал интересы своего
патрона, что тот усердно рекомендовал его Людовику XIV. Молодой король
назначил К. интендантом финансов. В этой должности К. открыл ряд
злоупотреблений главного интенданта Фукэ и сделался в 1661 г. его
фактическим, хотя и не номинальным преемником; лишь восемь лет спустя он
был государственым министром. В то же время он был главным интендантом
королевских построек, изящных искусств и фабрик. Он работал до
пятнадцати часов ежедневно, не обращал внимания на придворный мир и
мнения света, ходил пешком к королю и т. п. Не зная увлечений, он
однако, обладал широким кругозором, привык ставить себе высокие цели, но
в то же время был упрям, суров до жестокости и, в общем, проникнут
неправильными политико-экономическими воззрениями своего времени. Прежде
всего, он обратил внимание на злоупотребления в финансовых делах. Особая
судебная палата занялась расследованием их и поступала с виновными без
малейшего снисхождения. Откупщики налогов, фискальные чиновники и т.п.
были обложены громадным штрафом; менее высоко стоявшие преступники
приговаривались к смерти. В 1662 и 1663 гг. у этих финансистов было
отобрано более 70 милл. ливров, когда в 1669 г. упомянутая судебная
палата была распущена, она успела доставить казне от 500 чел. 110 милл.
ливров, т. е. ок. 650 милл. нын. франков. Жестокость К. в этой мере
уравновешивалась уменьшением прямого налога (taille), лежавшего на
низших классах населения. Другой мерой было уменьшение государственного
долга. Некоторые займы, под предлогом, что король при заключении их был
обманут, просто перестали погашаться. В то же время, насильственно
брались обратно государственные земли, иногда веками назад проданные или
раздаренные, - по покупной их цене, без внимания к изменившейся ценности
денег. Из дворянских титулов, имевших во Франции значительную финансовую
ценность, так как владельцы их не платили податей, - все, приобретенные
за последние 30 лет, были просто кассированы. Правилом К. было - за счет
богатых облегчать повинности бедных. Вследствие этого, он стоял за
косвенные налоги, платимые всеми подданными, между тем, как прямое
обложение касалось лишь непривилегированных. В 1664 г. К. удалось
провести отмену внутренних таможен между северными и южными провинциями.
По отношению к промышленности и торговле, он с самого начала был
протекционистом, сторонником системы покровительства и контроля за
промышленностью и торговлей со стороны государства. К. не изобрел
системы, впоследствии названной по его имени кольбертизмом, но он ее
последовательно проводил во всех своих начинаниях. Главной целью его
были увеличение вывоза, уменьшение ввоза, и в результате этого -
увеличение притока денег в страну. Все виды промышленности были
организованы в строгие корпорации, в которых род приготовления товаров
устанавливался строгими регламентами при строгих взысканиях ослушникам.
С большими затратами привлекались в страну иностранные фабриканты и
рабочие и, если и пострадали уже на первых порах земледелие и
скотоводство, зато рост промышленной деятельности был несомненен. К.
является как бы создателем французского военного флота, так как он, с
одной стороны, ввел матросскую повинность, с другой - увеличил число
военных судов до 300, наконец, издал образцовую для того времени