<< Пред. стр. 46 (из 1179) След. >>
евангелическое учение, но при этом удержано было епископальноеустройство, а также большая часть прежних обрядов. Попытка королевы
Марии (1553-58) восстановить католицизм не имела успеха. В ее
царствование умерло мученическою смертью до 400 противников папства, в
том числе Томас Кранмер, епископы Гупер глочестерский, Риддей лондонский
и Латимер ворчестерский. По смерти Марии вступила на престол дочь Анны
Болейн, Елисавета, у которой католики тщетно оспаривали власть в пользу
шотландской королевы, Марии Стюарт. В ее продолжительное и энергическое
правление (1558-1603) реформация победоносно выдержала борьбу с
католицизмом. Епископальное устройство, равно как большая часть римских
обрядов, образа, распятия, свечи, церковные облачения и проч. были
удержаны. Напротив того, королеве была снова предоставлена верховная
власть в церкви, ограниченная лишь законами, а формулированное в 39
статьях, на собранном в Лондоне в 1662 г. синоде, вероисповедание
Эдуарда VI, было в 1571 г., с разными осторожными смягчениями по спорным
между реформатами и лютеранами вопросам, поставлено под охрану
парламента. Тот же порядок вещей был введен и в Ирландии, несмотря на
сопротивление тамошнего католического населения.
Вместе с тем еще при Елисавете явились новые реформатские секты в
лице пуритан, пресвитериан и индепендентов, которые шли еще далее по
пути реформ, отвергая королевскую власть в церкви, сан епископов в
католические обряды, как "наследие антихриста", и несмотря на строгие
меры, принимаемые против этих диссентеров или нонконформистов, равно как
и против католиков, "королевской реформации" еще долго грозила опасность
с обеих сторон. При Иакове I (1603-25), сыне Марии Стюарт, обманувшем
надежды шотландских пресвитериан, ненависть католиков разразилась
Пороховым заговором, а его сын и преемник Карл I за свою преданность
католицизму и неограниченной верховной власти сложил голову на эшафоте
(1649). Пуритане, имевшие с 1640 г. перевес в парламенте и пытавшиеся на
вест-минстерском синоде (1643-49) изменить в своем духе церковные
учреждения, культ и учение, должны были уступить место более рьяным
реформаторам, индепендентам, политический вождь которых, Оливер
Кромвель, правил английскою республикою (1649-58), как теократический
диктатор. Восстановление монархии (1660) было равносильно восстановлению
епископального устройства. Новым попыткам Стюартов сделать страну
католическою, а правление неограниченным, положила конец вторая
революция 1688 года. В договоре, который был заключен парламентом с
Вильгельмом Оранским (1689), католическая линия была объявлена навсегда
лишенною прав Престолонаследия и установлено устройство государства и
государственной церкви. Изданный парламентом в 1673 году Testakte, на
основании которого всякий, кто не признает королевской власти над
церковью и не принимает святого причастия в епископальной церкви, не
допускается ни к каким общественным должностям, был изменен в пользу
протестантских диссентеров и остался в силе против одних католиков.
Только парламентскими актами от 9 мая 1828 и 13 апреля 1829 католики
были допущены ко вступлению в парламент и занятию большей части
государственных должностей под условием принесения присяги в том, что
они не будут причинять никакого вреда протестантской религии или
правительству Соединенного королевства и в особенности отказываются от
мысли, что папа имеет какую либо светскую или гражданскую юрисдикцию в
Британской монархии, или что государи, которых папа отлучает от церкви
или объявляет лишенными сана, могут быть свергаемы или умерщвляемы. Но и
теперь еще католические священники не могут заседать в парламенте;
членам иностранных монашеских орденов запрещено пребывание в стране, а
туземные монахи поставлены под строгий надзор; ношение духовных титулов
воспрещено под опасением больших денежных штрафов. Несмотря, однако, на
все эти меры предосторожности, тайное или явное сочувствие англиканского
духовенства и высокопоставленных светских лиц католицизму, даже
многочисленные случаи перехода в католическую веру, не могли быть
предупреждены. Папа Пий IX, в виду успехов католицизма в Англии,
разделил ее на восемь церковных округов и назначил в 1850 г. в лице
кардинала Уайземана (ему в 1865 году наследовал кардинал Маннинг)
архиепископа вест-минстерского в примаса католической церкви в Англии;
общественное мнение было сильно возмущено этим вторжением в порядки,
установленные государственными законами.
Внутреннее устройство Англиканской церкви со времени законодательства
1689 изменилось лишь в некоторых пунктах, не имеющих существенного
значения. Епископы издавна заседают в палате лордов в качестве баронов
королевства. Во главе их стоит архиепископ кентерберийский, как примас
всей Англии и первый пэр королевства. К управляемому им округу
принадлежат 21 епископство. Ему предоставлена прерогатива коронования
королей. За ним следует apxиепископ иоркский, которому подчинены 7
епископств. Ирландия, со времени Church Temporality Akte 1833, разделена
на 2 архиепископства и 12 епископств; но в парламенте представителями
Ирландии заседали всегда только один архиепископ и три епископа.
Парламентским актом от 26 июля 1869 г. ирландская государственная
церковь была упразднена К упомянутым князьям церкви присоединяются еще
подчиненные архиепископу кентерберийскому колониальные епископы, число
которых доходит до 53. Объем церковной власти высшего духовенства,
несмотря на все движения в духе реформации, сохранился почти
неприкосновенным: право конфирмации, ординации, церковной дисциплины и
суда. Назначение высших духовных лиц производится с формальной стороны
капитулом, а в действительности зависит от королевской власти, которая
указывает капитулам на то лицо, которое следует избрать, а в случае
отказа привлекает их к ответственности. Низшее духовенство разделяется
на соборное и приходское. В главе первого стоит декан (dean), а за ним
архидиакон (archdeacon). Приходское духовенство (clergy) делится на
приходских священников (incumbent), их помощников, викариев (curate) и
капеланов (chaplain). Между церквами различаются: 1) приходские церкви
(parish church), получающие или полный доход по положению (rectory), или
только часть этого дохода и имеющая духовного или светского владельца
(appropriator или rector) над собою (vicarage), отчасти же. не имея
собственного дохода, содержатся патроном (perpetual curacy); 2) окружные
церкви, доходы которых состоят из церковных сборов (district church); 3)
церкви, которые принадлежат к приходу другой церкви, но с отдельной
духовной паствой (chapel of ease and parochial); наконец, 4) часовни
(chapel of ease merely), в которых только читаются проповеди. Сюда
присоединяются еще домовые церкви высшей аристократии, епископов и
проч., церкви в королевских имениях и церкви частных лиц. Королевской
власти принадлежит назначение третьей части патронов; другие места
замещаются епископами, капитулами и частными патронами. Духовные лица
представляются патроном, допускаются епископом, а затем следует их
определение и вступление в должность. До своего определения они обязаны
подписать 89 статей и присягнуть в том, что при богослужении они будут
строго придерживаться требника (т. е. пересмотренного и введенного
актами 1569 Prayerbook). Еще в недавнее время приходские общины
совпадали с политическими общинами, так что на права и обязанности члена
общины не влияла принадлежность к государственной церкви или к
диссентерам. Но парламентским актом от 31 Июля 1869 г.. диссентеры были
освобождены от церковного налога. Общинное собрание (первоначально
созывавшееся в ризнице - vestry) под председательством приходского
священника избирает должностных лиц общины (а в иных местах и самих
священников) и определяет налоги. К принятию общинных должностей, из
которых должность церковных старость (church warden), заведующих
имуществом общины, и должность попечителя бедных (overseer) суть
важнейшая, обязывается всякий протестант англичанин, за исключением
членов парламента, врачей и духовных лиц. Церковное имущество
распределяется крайне неравномерно: между тем как капитулы или ректоры
нередко располагают огромными доходами и занимают многие места,
представляющие собою чистые синекуры, приходские священники и викарии
часто нуждаются в самом необходимом. Для устранения этих неудобств в
1835 г. назначена была церковная комиссия, которая многие синекуры
уничтожила, чересчур обильные доходы ограничила и с помощью
освободившихся таким образом денежных сумм учредила общую кассу, из
которой выдаются субсидии бедным приходам. Церковное законодательство,
согласно конституции, предоставлено так называемой конвокации или
духовному парламенту. Она состоит, как и светский парламент, из верхней
и нижней падать; в первой заседает высшее, а во второй низшее
духовенство. Впрочем, с 1717 конвокация собиралась только для формы и
немедленно была распускаема.
Духовная судебная власть, которая в прежнее время была весьма
обширна, теперь распространяется почти исключительно лишь на дела о
духовных завещаниях, брачные и дисциплинарные. Бракоразводные дела, на
основании парламентского акта 28 августа 1847 г., подлежать ведению
особого светского суда. Разведенные супруги могут снова вступать в брак,
но никакому священнику не вменяется в обязанность их венчать. Дозволение
вступить в брак, равно как венчание, зависит, однако, по прежнему от
духовенства; наряду с этим, для диссентеров существует гражданский брак.
Право назначать по духовному суду наказания ограничивается почти
исключительно по отношению к самому духовенству. Отлучение от церкви и
интердикт, хотя законом и не отменены, но уже давно вышли из
употребления. Зато епископские суды пользуются правом временного
запрещения отправления духовных треб и удаления от должности, а
архиепископские-правом отрешать на всегда духовных лиц за
безнравственные или нарушающие догматы проступки от должностей и лишать
их духовного сана. Епископы также могут быть отрешаемы от должности, но
сохраняют свой сан. Церковные суды весьма разнообразны; ряд их инстанций
от архидиаконского суда или других низших судов восходить до епископских
и от епископских до архиепископских; напротив того, высший суд или
судебная комиссия тайного совета, постановляющая приговоры от имени
королевской власти, есть учреждение, состоящее только из светских
членов. Культ регулируется требником, Prayer book, пересмотренным в
последний раз в 1662 г. Ordinations formular в том же году изложен в
нынешнем своем виде. Катихизис 1570 г. имеет силу лишь для церкви, но
парламентом утвержден не был; такое же отношение существует для
множества канонических постановлений. За исключением этих последних
случаев, все учреждения государственной церкви состоят под охраною
парламента, который поэтому принимает участие и в решении всех вопросов
церковного законодательства.
Что касается внутреннего теологического развития англиканской церкви,
то неуклонная ее ортодоксальность вошла в пословицу. Английскому
национальному характеру свойственно вообще обращать гораздо более
внимания на церковную жизнь и ее формы, чем на дальнейшее развитие
внутреннего учения, за исключением некоторых небольших сект, напр.
квакеров и др., разница между различными церковными общинами касается
почти исключительно церковного устройства и литургии. Англия раньше, чем
Германия, имела свой просветительный период (Aufklarungsperiude), но
тамошние свободомыслящие и деисты принадлежали исключительно в светскому
сословию, отчасти к высшим слоям общества, между тем как духовенства это
движение почти вовсе не коснулось. Сделанная латитудинариями попытка
смягчить церковную ортодоксию посредством возвращения к общей для
различных религиозных толков библейской основе в ХVIII стол., встретила
временно сочувствие и у кембриджского духовенства, но была скоро
подавлена; с другой стороны, методисты со своим учением о всепобеждающей
благодати принуждены были выйти из государственной церкви. Более важное
значение получил основанный в 1846 г. евангелический союз, который, на
основании изложенного в 9 статьях учения старопротестантской ортодоксии,
призывал всех благочестивых христиан, принадлежащих к разным
евангелическим церковным толкам, к общей борьбе против усиливающегося
католицизма. Этот союз, имевший свои разветвления также во Франции,
Германии и Америке, встретил особенное сочувствие у диссентеров, но в
нем участвовали и англиканские священники, несмотря на свое церковное
положение. Наиболее обильное последствиями явление в англиканской церкви
представляет в новейшее время борьба между "верхнецерковною" и
"нижнецерковною" партиями (Highchurch men и Lowchurch men). Вторая из
этих партий, по месту собрания своих митингов обыкновенно называемая
"экзетер-голльскою", в последние десятилетие приобрела сторонников
преимущественно между низшим духовенством и в среднем сословии.
Предметами ее деятельности служат, главным образом, дела практического
благочестия, распространение Библии, обращение в христианство язычников
и евреев, раздача духовных сочинений, уличная проповедь, школьное
обучение, внутренняя миссия между ворами, нищими, падшими женщинами и
проч. Ее чрезвычайно обширная деятельность почти всюду совпадает с
практическими стремлениями диссентеров. Но эта партия вовсе не думает о
какой-либо реформе церковного учения; напротив того, она оставляет
церковные догматы во всей их неприкосновенности и старается по
возможности укрепить их. В противоположность Low church men,
верхнецерковная партия, находящая опору в духовной и светской
аристократии и в обоих старейших университетах, оксфордском и
кембриджском, упорно придерживается своеобразных преданий слепого
формализма государственной церкви. Вместо того, чтобы стремиться, заодно
с диссентерами, к "христианской деятельности", она обращает главное свое
внимание на сохранение во всей чистоте внешних форм англиканского
культа.
Впрочем, в последнее время верхнецерковная и нижнецерковная партии
сблизились между собою, чтобы вместе бороться против возникающего более
свободного критического направления (так называемого Broad church men).
Это направление выражается особенно в сочинениях Давидсона, Макея и
Колензо и в очерках, вышедших под заглавием "Essays and rewiews" (1861),
авторы которых, д-р Темпель, д-р Уильямс, Поуэлл, Уильсон, Годвин,
Паттисон и Джоветт, принадлежат, за исключением одного, к англиканскому
духовенству. Направление означенных опытов состоит в стремлении
опровергнуть представление о боговдохновенном происхождении библейских
книг и в установлении исторического понимания и истолкования их.
Вызванное этим движение еще продолжалось, когда натальский (в южной
Африке) епископ Колензо выступил с критикою пятикнижия Моисея и книги
Иисуса Навина. В научном отношении она стояла гораздо ниже означенных
исследований, но так как автором ее был епископ; то она обратила на себя
еще большее внимание. Для противодействия этому "еретику", в первый раз
после слишком столетнего перерыва собралась конвокация, которая и издала
постановленное обеими ее палатами осуждение его; 40 архиепископов и
епископов Англии и Ирландии, с примасом во главе, потребовали, чтобы
Колензо сложил с себя свой епископский сан, но он упорно этому
противился.
Литература: Штейдлина, "Allgemeine Kirchengeschichte von
Grossbritannien" (2 т., Геттинген, 1819); Соамеса, "History of the
reformation of the church of England" (4 т, Лондон, 1826); Вебера,
"Geschichte der akath. Kirchen und Sekten in Grossbritannien" (2 т.,
Лейпц., 1845-53); Мерля д'Oбинье, "Geschichte der Reformation in
England" (в немецком переводе, Штутг., 1854); Ранке, "Engl. Geschichte
in XVI и XVII Jahr."; Вейнгартена, "Die Revolutionskirchen Englands"
(Лейпц., 1868); Клаусницера, "Gottesdienst, Kirchenverfassung und
Geistlichkeit der bischofj. engl. Kirche" (Берд., 1817); Функа,
"Organisierung der engl. Staatskirche" (Альтона, 1829); Бориса, "Eccles
Hastical Law" (Лондон, 1842); Роджерса, "A practical arrangement of
ecclesiastical Law" (Лондон, 1849).
Анданте (итал. andare, что значить: идти шагом)-есть одна из степеней
музыкального темпа, именно скорость, занимающая середину между adagio и
allegro. А. имеет различные степени, смотря по тому, должно ли взять
темп медленнее или быстрее; эти степени обозначаются выражениями A. con
moto, А. та поп troppo, A. quasi larghetto и т. д. Andantino, как мерило
скорости темпа, составляет среднее между А. и allegro, но при этом
характеризует более короткое и менее разработанное музыкальное
сочинение, чем А.
Андерсен (Ганс Христиан, Andersen Hans Christian) - знаменитый
датский поэт, родился 2 апреля 1805 г. в Одензе, на острове Фионии, где
жил его отец, бедный сапожник. По смерти отца, мать отправила его, в
1819 г., в Копенгаген, где он некоторое время очень бедствовал, но затем
нашел себе покровителей в профессоре консерватории Сибони, композиторе
Вейзе, поэте Гольдберге и конференц-советнике Коллине. При их содействии
он вступил в театральное училище, а впоследствии они же доставили ему
средства к дальнейшему образованию. Во время пребывания своего в
гимназии, в Шлагэльзе и Гельсингере, он обратил уже на себя внимание
публики несколькими стихотворениями; особенный успех имело "Das
sterbende Kind", так что его имя пользовалось уже значительной
известностью в 1828 г., при поступлении его в университет. Вслед за сим
выступил с сатирическим рассказом "Fuszreise vom Holmekanal bis zur
Ostspitze von Amak" (1829); с этих пор начинается его обильная
поэтическая деятельность, выразившаяся в целом ряде произведений,
написанных им частью на родине, частью во время его многочисленных
путешествий. Стихотворения его, выходившие с 1830 г. неоднократно
отдельными изданиями, отличаются большим чувством и богатой фантазией. К
ним можно отнести также большой эпический цикл "Aarets tolv Maaneder"
(Копенгаген, 1832 г.), драматическое стихотворение "Agnete and der
Meermann" (1834) и эпическое стихотворение "Ahasverns" (1848). Из
драматических его произведений заслуживают внимания: "Der Mulatto"
(1840), "Der ljnsichtbare auf Sprogoe" и в особенности "Die neue
Wochenstube", которое имело выдающийся успех и удержалось до сих нор на
сцене. Опера Андерсена "Klein Karin" была поставлена впервые в Веймаре.
Для капельмейстера Глезера написаны им "Die Hochzeit am Comersee" и
"Wassernixe". Он написал также несколько пьес для театра Казино в
Копенгагене, из коих наиболее удачными были комедии "Ole Lukoiea" и
"Fliederm Utterchen", переделанные из сказок. Между его романами
занимает выдающееся место "Improvisator" (1835). В этом произведении,
которое явилось плодом путешествия в Италию, изображены яркими красками,
разнообразная жизнь народа и богатая природа этой страны. За ним
следовал роман "О. Т." (1836), в котором изображена весьма удачно жизнь
северных народов, затем "Nur ein Geiger" (1837); многие индивидуальные
черты и чисто национальный характер этого произведения свидетельствуют о
том, что в основу его легла история собственной жизни автора. В "Die
beiden Baronessen" (1849) рисуется датская жизнь. Позднее других написан
роман "Sein oder nich sein" (1857). Высшее проявление творческой
фантазии А. представляют бесспорно сказки: в них ярче всего выразились
все особенности его поэтического дарования. Его богатой фантазии
представился тут полный простор; и свойственные ему добродушие, веселый
юмор и детская наивность выразились в них ярче, нежели в других его
поэтических произведениях. Первое собрание сказок, переведенное на
многие иностранные языки, издано им в 1835 г. Они были иллюстрированы
Петерсеном и впоследствии Л. Рихтером, Туманом, Плечем и др. Кроме
собрания сказок, "SarntlicheMarchen" (21 изд., Лейпц., 1880), им изданы
также "Ausgewahite Marchen flir die Jugend" (иллюстрированы Крецшмаром,
17 изд., Лейпц., 1878). Весьма сходны с сказками его "Historien", также
иллюстрированные Петерсеном (1855). Все они отличаются простотою сюжета,
обилием картин, юношескою свежестью и веселостью. Большой успех имели
также его "Bilderbuch ohne Bilder" (на немецком языке, 17 изд., Лейпц.,
1879). Частые путешествия по Европе, даже в Малую Азию и Африку имели
благотворное влияние на его поэтическую деятельность. Впечатления,
вынесенный из этих путешествий, изложены им в: "Eines Dichters Bazar"
(1842), "Reiseschatten" (1831), "In Schweden" (1851}. Свою жизнь А.