<< Пред.           стр. 46 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 евангелическое учение, но при этом удержано было епископальное
 устройство, а также большая часть прежних обрядов. Попытка королевы
 Марии (1553-58) восстановить католицизм не имела успеха. В ее
 царствование умерло мученическою смертью до 400 противников папства, в
 том числе Томас Кранмер, епископы Гупер глочестерский, Риддей лондонский
 и Латимер ворчестерский. По смерти Марии вступила на престол дочь Анны
 Болейн, Елисавета, у которой католики тщетно оспаривали власть в пользу
 шотландской королевы, Марии Стюарт. В ее продолжительное и энергическое
 правление (1558-1603) реформация победоносно выдержала борьбу с
 католицизмом. Епископальное устройство, равно как большая часть римских
 обрядов, образа, распятия, свечи, церковные облачения и проч. были
 удержаны. Напротив того, королеве была снова предоставлена верховная
 власть в церкви, ограниченная лишь законами, а формулированное в 39
 статьях, на собранном в Лондоне в 1662 г. синоде, вероисповедание
 Эдуарда VI, было в 1571 г., с разными осторожными смягчениями по спорным
 между реформатами и лютеранами вопросам, поставлено под охрану
 парламента. Тот же порядок вещей был введен и в Ирландии, несмотря на
 сопротивление тамошнего католического населения.
  Вместе с тем еще при Елисавете явились новые реформатские секты в
 лице пуритан, пресвитериан и индепендентов, которые шли еще далее по
 пути реформ, отвергая королевскую власть в церкви, сан епископов в
 католические обряды, как "наследие антихриста", и несмотря на строгие
 меры, принимаемые против этих диссентеров или нонконформистов, равно как
 и против католиков, "королевской реформации" еще долго грозила опасность
 с обеих сторон. При Иакове I (1603-25), сыне Марии Стюарт, обманувшем
 надежды шотландских пресвитериан, ненависть католиков разразилась
 Пороховым заговором, а его сын и преемник Карл I за свою преданность
 католицизму и неограниченной верховной власти сложил голову на эшафоте
 (1649). Пуритане, имевшие с 1640 г. перевес в парламенте и пытавшиеся на
 вест-минстерском синоде (1643-49) изменить в своем духе церковные
 учреждения, культ и учение, должны были уступить место более рьяным
 реформаторам, индепендентам, политический вождь которых, Оливер
 Кромвель, правил английскою республикою (1649-58), как теократический
 диктатор. Восстановление монархии (1660) было равносильно восстановлению
 епископального устройства. Новым попыткам Стюартов сделать страну
 католическою, а правление неограниченным, положила конец вторая
 революция 1688 года. В договоре, который был заключен парламентом с
 Вильгельмом Оранским (1689), католическая линия была объявлена навсегда
 лишенною прав Престолонаследия и установлено устройство государства и
 государственной церкви. Изданный парламентом в 1673 году Testakte, на
 основании которого всякий, кто не признает королевской власти над
 церковью и не принимает святого причастия в епископальной церкви, не
 допускается ни к каким общественным должностям, был изменен в пользу
 протестантских диссентеров и остался в силе против одних католиков.
 Только парламентскими актами от 9 мая 1828 и 13 апреля 1829 католики
 были допущены ко вступлению в парламент и занятию большей части
 государственных должностей под условием принесения присяги в том, что
 они не будут причинять никакого вреда протестантской религии или
 правительству Соединенного королевства и в особенности отказываются от
 мысли, что папа имеет какую либо светскую или гражданскую юрисдикцию в
 Британской монархии, или что государи, которых папа отлучает от церкви
 или объявляет лишенными сана, могут быть свергаемы или умерщвляемы. Но и
 теперь еще католические священники не могут заседать в парламенте;
 членам иностранных монашеских орденов запрещено пребывание в стране, а
 туземные монахи поставлены под строгий надзор; ношение духовных титулов
 воспрещено под опасением больших денежных штрафов. Несмотря, однако, на
 все эти меры предосторожности, тайное или явное сочувствие англиканского
 духовенства и высокопоставленных светских лиц католицизму, даже
 многочисленные случаи перехода в католическую веру, не могли быть
 предупреждены. Папа Пий IX, в виду успехов католицизма в Англии,
 разделил ее на восемь церковных округов и назначил в 1850 г. в лице
 кардинала Уайземана (ему в 1865 году наследовал кардинал Маннинг)
 архиепископа вест-минстерского в примаса католической церкви в Англии;
 общественное мнение было сильно возмущено этим вторжением в порядки,
 установленные государственными законами.
  Внутреннее устройство Англиканской церкви со времени законодательства
 1689 изменилось лишь в некоторых пунктах, не имеющих существенного
 значения. Епископы издавна заседают в палате лордов в качестве баронов
 королевства. Во главе их стоит архиепископ кентерберийский, как примас
 всей Англии и первый пэр королевства. К управляемому им округу
 принадлежат 21 епископство. Ему предоставлена прерогатива коронования
 королей. За ним следует apxиепископ иоркский, которому подчинены 7
 епископств. Ирландия, со времени Church Temporality Akte 1833, разделена
 на 2 архиепископства и 12 епископств; но в парламенте представителями
 Ирландии заседали всегда только один архиепископ и три епископа.
 Парламентским актом от 26 июля 1869 г. ирландская государственная
 церковь была упразднена К упомянутым князьям церкви присоединяются еще
 подчиненные архиепископу кентерберийскому колониальные епископы, число
 которых доходит до 53. Объем церковной власти высшего духовенства,
 несмотря на все движения в духе реформации, сохранился почти
 неприкосновенным: право конфирмации, ординации, церковной дисциплины и
 суда. Назначение высших духовных лиц производится с формальной стороны
 капитулом, а в действительности зависит от королевской власти, которая
 указывает капитулам на то лицо, которое следует избрать, а в случае
 отказа привлекает их к ответственности. Низшее духовенство разделяется
 на соборное и приходское. В главе первого стоит декан (dean), а за ним
 архидиакон (archdeacon). Приходское духовенство (clergy) делится на
 приходских священников (incumbent), их помощников, викариев (curate) и
 капеланов (chaplain). Между церквами различаются: 1) приходские церкви
 (parish church), получающие или полный доход по положению (rectory), или
 только часть этого дохода и имеющая духовного или светского владельца
 (appropriator или rector) над собою (vicarage), отчасти же. не имея
 собственного дохода, содержатся патроном (perpetual curacy); 2) окружные
 церкви, доходы которых состоят из церковных сборов (district church); 3)
 церкви, которые принадлежат к приходу другой церкви, но с отдельной
 духовной паствой (chapel of ease and parochial); наконец, 4) часовни
 (chapel of ease merely), в которых только читаются проповеди. Сюда
 присоединяются еще домовые церкви высшей аристократии, епископов и
 проч., церкви в королевских имениях и церкви частных лиц. Королевской
 власти принадлежит назначение третьей части патронов; другие места
 замещаются епископами, капитулами и частными патронами. Духовные лица
 представляются патроном, допускаются епископом, а затем следует их
 определение и вступление в должность. До своего определения они обязаны
 подписать 89 статей и присягнуть в том, что при богослужении они будут
 строго придерживаться требника (т. е. пересмотренного и введенного
 актами 1569 Prayerbook). Еще в недавнее время приходские общины
 совпадали с политическими общинами, так что на права и обязанности члена
 общины не влияла принадлежность к государственной церкви или к
 диссентерам. Но парламентским актом от 31 Июля 1869 г.. диссентеры были
 освобождены от церковного налога. Общинное собрание (первоначально
 созывавшееся в ризнице - vestry) под председательством приходского
 священника избирает должностных лиц общины (а в иных местах и самих
 священников) и определяет налоги. К принятию общинных должностей, из
 которых должность церковных старость (church warden), заведующих
 имуществом общины, и должность попечителя бедных (overseer) суть
 важнейшая, обязывается всякий протестант англичанин, за исключением
 членов парламента, врачей и духовных лиц. Церковное имущество
 распределяется крайне неравномерно: между тем как капитулы или ректоры
 нередко располагают огромными доходами и занимают многие места,
 представляющие собою чистые синекуры, приходские священники и викарии
 часто нуждаются в самом необходимом. Для устранения этих неудобств в
 1835 г. назначена была церковная комиссия, которая многие синекуры
 уничтожила, чересчур обильные доходы ограничила и с помощью
 освободившихся таким образом денежных сумм учредила общую кассу, из
 которой выдаются субсидии бедным приходам. Церковное законодательство,
 согласно конституции, предоставлено так называемой конвокации или
 духовному парламенту. Она состоит, как и светский парламент, из верхней
 и нижней падать; в первой заседает высшее, а во второй низшее
 духовенство. Впрочем, с 1717 конвокация собиралась только для формы и
 немедленно была распускаема.
  Духовная судебная власть, которая в прежнее время была весьма
 обширна, теперь распространяется почти исключительно лишь на дела о
 духовных завещаниях, брачные и дисциплинарные. Бракоразводные дела, на
 основании парламентского акта 28 августа 1847 г., подлежать ведению
 особого светского суда. Разведенные супруги могут снова вступать в брак,
 но никакому священнику не вменяется в обязанность их венчать. Дозволение
 вступить в брак, равно как венчание, зависит, однако, по прежнему от
 духовенства; наряду с этим, для диссентеров существует гражданский брак.
 Право назначать по духовному суду наказания ограничивается почти
 исключительно по отношению к самому духовенству. Отлучение от церкви и
 интердикт, хотя законом и не отменены, но уже давно вышли из
 употребления. Зато епископские суды пользуются правом временного
 запрещения отправления духовных треб и удаления от должности, а
 архиепископские-правом отрешать на всегда духовных лиц за
 безнравственные или нарушающие догматы проступки от должностей и лишать
 их духовного сана. Епископы также могут быть отрешаемы от должности, но
 сохраняют свой сан. Церковные суды весьма разнообразны; ряд их инстанций
 от архидиаконского суда или других низших судов восходить до епископских
 и от епископских до архиепископских; напротив того, высший суд или
 судебная комиссия тайного совета, постановляющая приговоры от имени
 королевской власти, есть учреждение, состоящее только из светских
 членов. Культ регулируется требником, Prayer book, пересмотренным в
 последний раз в 1662 г. Ordinations formular в том же году изложен в
 нынешнем своем виде. Катихизис 1570 г. имеет силу лишь для церкви, но
 парламентом утвержден не был; такое же отношение существует для
 множества канонических постановлений. За исключением этих последних
 случаев, все учреждения государственной церкви состоят под охраною
 парламента, который поэтому принимает участие и в решении всех вопросов
 церковного законодательства.
  Что касается внутреннего теологического развития англиканской церкви,
 то неуклонная ее ортодоксальность вошла в пословицу. Английскому
 национальному характеру свойственно вообще обращать гораздо более
 внимания на церковную жизнь и ее формы, чем на дальнейшее развитие
 внутреннего учения, за исключением некоторых небольших сект, напр.
 квакеров и др., разница между различными церковными общинами касается
 почти исключительно церковного устройства и литургии. Англия раньше, чем
 Германия, имела свой просветительный период (Aufklarungsperiude), но
 тамошние свободомыслящие и деисты принадлежали исключительно в светскому
 сословию, отчасти к высшим слоям общества, между тем как духовенства это
 движение почти вовсе не коснулось. Сделанная латитудинариями попытка
 смягчить церковную ортодоксию посредством возвращения к общей для
 различных религиозных толков библейской основе в ХVIII стол., встретила
 временно сочувствие и у кембриджского духовенства, но была скоро
 подавлена; с другой стороны, методисты со своим учением о всепобеждающей
 благодати принуждены были выйти из государственной церкви. Более важное
 значение получил основанный в 1846 г. евангелический союз, который, на
 основании изложенного в 9 статьях учения старопротестантской ортодоксии,
 призывал всех благочестивых христиан, принадлежащих к разным
 евангелическим церковным толкам, к общей борьбе против усиливающегося
 католицизма. Этот союз, имевший свои разветвления также во Франции,
 Германии и Америке, встретил особенное сочувствие у диссентеров, но в
 нем участвовали и англиканские священники, несмотря на свое церковное
 положение. Наиболее обильное последствиями явление в англиканской церкви
 представляет в новейшее время борьба между "верхнецерковною" и
 "нижнецерковною" партиями (Highchurch men и Lowchurch men). Вторая из
 этих партий, по месту собрания своих митингов обыкновенно называемая
 "экзетер-голльскою", в последние десятилетие приобрела сторонников
 преимущественно между низшим духовенством и в среднем сословии.
 Предметами ее деятельности служат, главным образом, дела практического
 благочестия, распространение Библии, обращение в христианство язычников
 и евреев, раздача духовных сочинений, уличная проповедь, школьное
 обучение, внутренняя миссия между ворами, нищими, падшими женщинами и
 проч. Ее чрезвычайно обширная деятельность почти всюду совпадает с
 практическими стремлениями диссентеров. Но эта партия вовсе не думает о
 какой-либо реформе церковного учения; напротив того, она оставляет
 церковные догматы во всей их неприкосновенности и старается по
 возможности укрепить их. В противоположность Low church men,
 верхнецерковная партия, находящая опору в духовной и светской
 аристократии и в обоих старейших университетах, оксфордском и
 кембриджском, упорно придерживается своеобразных преданий слепого
 формализма государственной церкви. Вместо того, чтобы стремиться, заодно
 с диссентерами, к "христианской деятельности", она обращает главное свое
 внимание на сохранение во всей чистоте внешних форм англиканского
 культа.
  Впрочем, в последнее время верхнецерковная и нижнецерковная партии
 сблизились между собою, чтобы вместе бороться против возникающего более
 свободного критического направления (так называемого Broad church men).
 Это направление выражается особенно в сочинениях Давидсона, Макея и
 Колензо и в очерках, вышедших под заглавием "Essays and rewiews" (1861),
 авторы которых, д-р Темпель, д-р Уильямс, Поуэлл, Уильсон, Годвин,
 Паттисон и Джоветт, принадлежат, за исключением одного, к англиканскому
 духовенству. Направление означенных опытов состоит в стремлении
 опровергнуть представление о боговдохновенном происхождении библейских
 книг и в установлении исторического понимания и истолкования их.
 Вызванное этим движение еще продолжалось, когда натальский (в южной
 Африке) епископ Колензо выступил с критикою пятикнижия Моисея и книги
 Иисуса Навина. В научном отношении она стояла гораздо ниже означенных
 исследований, но так как автором ее был епископ; то она обратила на себя
 еще большее внимание. Для противодействия этому "еретику", в первый раз
 после слишком столетнего перерыва собралась конвокация, которая и издала
 постановленное обеими ее палатами осуждение его; 40 архиепископов и
 епископов Англии и Ирландии, с примасом во главе, потребовали, чтобы
 Колензо сложил с себя свой епископский сан, но он упорно этому
 противился.
 
  Литература: Штейдлина, "Allgemeine Kirchengeschichte von
 Grossbritannien" (2 т., Геттинген, 1819); Соамеса, "History of the
 reformation of the church of England" (4 т, Лондон, 1826); Вебера,
 "Geschichte der akath. Kirchen und Sekten in Grossbritannien" (2 т.,
 Лейпц., 1845-53); Мерля д'Oбинье, "Geschichte der Reformation in
 England" (в немецком переводе, Штутг., 1854); Ранке, "Engl. Geschichte
 in XVI и XVII Jahr."; Вейнгартена, "Die Revolutionskirchen Englands"
 (Лейпц., 1868); Клаусницера, "Gottesdienst, Kirchenverfassung und
 Geistlichkeit der bischofj. engl. Kirche" (Берд., 1817); Функа,
 "Organisierung der engl. Staatskirche" (Альтона, 1829); Бориса, "Eccles
 Hastical Law" (Лондон, 1842); Роджерса, "A practical arrangement of
 ecclesiastical Law" (Лондон, 1849).
  Анданте (итал. andare, что значить: идти шагом)-есть одна из степеней
 музыкального темпа, именно скорость, занимающая середину между adagio и
 allegro. А. имеет различные степени, смотря по тому, должно ли взять
 темп медленнее или быстрее; эти степени обозначаются выражениями A. con
 moto, А. та поп troppo, A. quasi larghetto и т. д. Andantino, как мерило
 скорости темпа, составляет среднее между А. и allegro, но при этом
 характеризует более короткое и менее разработанное музыкальное
 сочинение, чем А.
  Андерсен (Ганс Христиан, Andersen Hans Christian) - знаменитый
 датский поэт, родился 2 апреля 1805 г. в Одензе, на острове Фионии, где
 жил его отец, бедный сапожник. По смерти отца, мать отправила его, в
 1819 г., в Копенгаген, где он некоторое время очень бедствовал, но затем
 нашел себе покровителей в профессоре консерватории Сибони, композиторе
 Вейзе, поэте Гольдберге и конференц-советнике Коллине. При их содействии
 он вступил в театральное училище, а впоследствии они же доставили ему
 средства к дальнейшему образованию. Во время пребывания своего в
 гимназии, в Шлагэльзе и Гельсингере, он обратил уже на себя внимание
 публики несколькими стихотворениями; особенный успех имело "Das
 sterbende Kind", так что его имя пользовалось уже значительной
 известностью в 1828 г., при поступлении его в университет. Вслед за сим
 выступил с сатирическим рассказом "Fuszreise vom Holmekanal bis zur
 Ostspitze von Amak" (1829); с этих пор начинается его обильная
 поэтическая деятельность, выразившаяся в целом ряде произведений,
 написанных им частью на родине, частью во время его многочисленных
 путешествий. Стихотворения его, выходившие с 1830 г. неоднократно
 отдельными изданиями, отличаются большим чувством и богатой фантазией. К
 ним можно отнести также большой эпический цикл "Aarets tolv Maaneder"
 (Копенгаген, 1832 г.), драматическое стихотворение "Agnete and der
 Meermann" (1834) и эпическое стихотворение "Ahasverns" (1848). Из
 драматических его произведений заслуживают внимания: "Der Mulatto"
 (1840), "Der ljnsichtbare auf Sprogoe" и в особенности "Die neue
 Wochenstube", которое имело выдающийся успех и удержалось до сих нор на
 сцене. Опера Андерсена "Klein Karin" была поставлена впервые в Веймаре.
 Для капельмейстера Глезера написаны им "Die Hochzeit am Comersee" и
 "Wassernixe". Он написал также несколько пьес для театра Казино в
 Копенгагене, из коих наиболее удачными были комедии "Ole Lukoiea" и
 "Fliederm Utterchen", переделанные из сказок. Между его романами
 занимает выдающееся место "Improvisator" (1835). В этом произведении,
 которое явилось плодом путешествия в Италию, изображены яркими красками,
 разнообразная жизнь народа и богатая природа этой страны. За ним
 следовал роман "О. Т." (1836), в котором изображена весьма удачно жизнь
 северных народов, затем "Nur ein Geiger" (1837); многие индивидуальные
 черты и чисто национальный характер этого произведения свидетельствуют о
 том, что в основу его легла история собственной жизни автора. В "Die
 beiden Baronessen" (1849) рисуется датская жизнь. Позднее других написан
 роман "Sein oder nich sein" (1857). Высшее проявление творческой
 фантазии А. представляют бесспорно сказки: в них ярче всего выразились
 все особенности его поэтического дарования. Его богатой фантазии
 представился тут полный простор; и свойственные ему добродушие, веселый
 юмор и детская наивность выразились в них ярче, нежели в других его
 поэтических произведениях. Первое собрание сказок, переведенное на
 многие иностранные языки, издано им в 1835 г. Они были иллюстрированы
 Петерсеном и впоследствии Л. Рихтером, Туманом, Плечем и др. Кроме
 собрания сказок, "SarntlicheMarchen" (21 изд., Лейпц., 1880), им изданы
 также "Ausgewahite Marchen flir die Jugend" (иллюстрированы Крецшмаром,
 17 изд., Лейпц., 1878). Весьма сходны с сказками его "Historien", также
 иллюстрированные Петерсеном (1855). Все они отличаются простотою сюжета,
 обилием картин, юношескою свежестью и веселостью. Большой успех имели
 также его "Bilderbuch ohne Bilder" (на немецком языке, 17 изд., Лейпц.,
 1879). Частые путешествия по Европе, даже в Малую Азию и Африку имели
 благотворное влияние на его поэтическую деятельность. Впечатления,
 вынесенный из этих путешествий, изложены им в: "Eines Dichters Bazar"
 (1842), "Reiseschatten" (1831), "In Schweden" (1851}. Свою жизнь А.

<< Пред.           стр. 46 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу