<< Пред. стр. 502 (из 1179) След. >>
процентов начинается не далее как через 6 месяцев. К. должны бытьпредставлены к оплате до истечения известного давностного срока; в
противном случай они теряют платежную силу. В Германии, например, этот
срок для К. государственных займов ограничен 4 годами. Для К. русских
государственных бумаг раньше не существовало однообразного срока
платежной давности. В условиях выпуска некоторых займов устанавливался
для К. особый 5 летний срок; если же в условиях выпуска не упоминалось о
сроке платежной давности для К., то министерство финансов признавало К.
таких займов недействительными по истечении 10 лет со дня наступления
срока их. По закону 27 января 1895 г. признаются платежными в течение 10
лет по наступлении срока оплаты К. всех вообще государственных займов,
не исключая и тех, условиями выпуска которых давность для процентов
определена в 5 лет. Этим же законом впервые установлены правила в
ограждение интересов лиц, утративших купонные листы от государственных
процентных бумаг на предъявителя . В вексельных центрах К. от
иностранных облигаций, находящихся там в постоянном обращении, служат
предметом правильной торговли, так как с их помощью производятся расчеты
или уплачиваются таможенные пошлины.
Куракины - русский княжеский род. Правнук Гедемина, князь Патрикий
Александрович Звенигородский (на Волыни), согнанный с удела Витовтом,
выехал в Новгород в 1397 г. и был родоначальником князей Патрикеевых,
Хованских, Булгаковых и др. Его праправнук, князь Андрей Иванович
Булгаков, по прозванию Курака, был родоначальником К. В XVI и XVII стол.
12 К. были боярами. Из них Андрей Петрович, (умер в 1615), во время
пребывания Иоанна IV в Литве (1579), управлял Москвою; в 1582 г. усмирил
черемисов. Иван Семенович (умер в 1631) в 1606 г. участвовал в заговоре
Шуйского против Лжедмитрия; по восшествии на престол Шуйского был в
числе бояр, требовавших ограничения царской власти. В 1608 г. разбил
Лисовского на берегу р. Москвы; в 1614 г. охранял Москву от крымцев.
Федор Федорович был воспитателем царя Федора Алексеевича; в 1659 г.
отразил от Лохвиц Выговского; в 1662 г. управлял Москвою и способствовал
усмирению происшедшего там бунта; затем участвовал в войне с Польшею.
Борис Иванович (1676
- 1727) - известный дипломат Петровской эпохи, свояк Петра Вел. (Петр
и К. были женаты на родных сестрах - Лопухиных). В 1697 г. послан был в
Италию для изучения морского дела; в 1705 - 1706 г. вновь был за
границей, для лечения. В 1707 г. послан в Рим настаивать на непризнании
папою Станислава Лещинского королем польским; затем он был послом в
Лондоне, в Ганновере, в Нидерландах; в 1713 г. был представителем России
на утрехтском конгрессе, потом на брауншвейгском; с 1716 г. состоял
послом в Париже; в 1722 г. Петр Вел., отправляясь в персид. поход,
поручил К. руководительство всеми послами России, аккредитованными при
европ. дворах. В своей дипломатической деятельности Бор. Иван. К.
проявлял ум, большую опытность и политической такт, особенно в то время,
когда приходила к концу Северная война; ему, между прочим, удалось
удержать Англию от войны против Дании, союзницы Петра. Один из
образованнейших русских людей своего времени, Б. Ив. оставил путевые
записки и автобиографию, доведенную до 1709 г., и задумал писать полную
историю России, в которой предполагал, главным образом, остановиться на
царствовании Петра Вел., но успел лишь составить подробное оглавление
этого труда и "Гисторию о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях
1682 - 1694 гг.". Сочинения К., представляющие характерный образчик
языка Петровского времени, а также и другие его бумаги напеч. в первых
томах "Архива князя А. О. Куракина" (СПб. 1890 и сл.); обозрение новых
данных для истории Петра, в них содержащихся, см. в ст. Е. Ф. Шмурло
("Журн. Мин. Народ. нр." 1891 г., №1) и А. Г. Брикнера ("Вестник Европы"
1891 г. № 9). Автобиография К. напеч. также в "Киев. Старине" 1884 г. №
9, 11 и 12. В "Русском Архиве" 1893 г. № 2 помещено завещание К., где он
отказывает капитал на устройство "шпиталя", для. которого составил и
регламент; это - странноприимный дом князей. К. (военная богадельня),
поныне существующая в Москве. Ср. Брикнер, "Русский турист в Зап. Европе
в начале XVIII в." ("Русское Обозрение", 1892 г., №1). Александр
Борисович К. (1752 - 1818) воспитывался вместе с имп. Павлом, учился в
лейденском унив., много путешествовал по Европе, был чрезвычайным послом
в Вене, потом сенатором, при имп. Павле дважды вицеканцлером, при
Адександре I послом в Вене, затем в Париже (до 1812 г.). Напечат.
"Souvenirs d'un voyage en Hollande et en Angleterre" (СПб. 1815;
перепеч. в "Архиве кн. Ф. А. Куракина", т. V, Саратов, 1894). Ему же
принадлежит "Описание путешествия в 1786 г. кн. А. Б. Куракина вниз по
Суре, от Красноярской до Чирковской пристани" (СПб. 1793), а также
"Утвержденное Положение кн. А. Б. Куракина для учреждения после его
кончины, на вечные времена, его саратовской вотчины в Надеждине
богадельни, больницы и училища, и для дарования после же его смерти
вечной и т. д." (СПб. 1807) - план "безвозмездного" освобождения
крестьян села Надеждина, преданный широкой гласности и доставивший К.
милостивый рескрипт, но не приведенный в исполнение. Ср. В. Семевский,
"Крестьянский вопрос в России" (ч. I, СПб. 1888, стр. 275). Брат его,
Алексей, при имп. Павле был ген.-прокурором, при Александре I -
ген.-губернатором Малороссии, с 1807 по 1811 г. министром внутренних
дед, позже членом государ. совета, канцлером российских орденов. Ум. в
1829 г. Кн. Федор Алексеевич, род. в 1642 г., член саратовской
губернской ученой архивной комиссии; издал "Архив кн. Ф. А. Куракина"
(тт. 1-5, СПб. и Сарат. 1890 - 94) - сборник документов, хранящихся в
селе Надеждине, Сердобского уезда Саратовской губ. В этом фамильном
архиве до 900 томов бумаг, представляющих большой интерес для истории
XVIII и XIX вв. (бумаги князей Бориса Ивановича и Александра Борисовича
К.). Редакция этого издания была вверена М. И. Семевскому, а по смерти
его перешла к В. Н. Смольянинову. Род князей К. внесен в V ч. родосл.
кн. Орловской и Пензенской губ. (Гербовник, I, 3).
Куранты (лат. сurrens - текущий) - в московской Руси так наз.
"вестовые письма" или газеты, которые составлялись для царя, в
посольском приказе, по заграничным газетам. Они писались на нескольких
листах склеенной бумаги, длиною в несколько саж. Для составления их при
Алексее Михайловиче выписывалось до 20 иностранных газет и журналов; по
имени одной из них, "Courante vigy Italien", К. и получили свое
название. Для своевременного получения газет введена постоянная почта,
которую содержал иноземец Леонтий Марселис; заключен был договор "с
рижским почтарем, который из всех государств всякие вестовые и торговые
письма получает и отпущает". Московским договором 1686 г. установлена
еженедельная почта из Вильны в Москву. В 1691 г. обе почты, рижская и
виленская, получили правильное устройство. Цель, однако, не была
достигнута: или иностранная почта опаздывала присылкою газет, или
переводы их производились медленно. Так, в. России не были известны даже
имена царствовавших в Европе государей; верующие грамоты нашим
посланникам нередко писались на имя таких владетелей, которых давно уже
не было в живых. В московском главном архиве министерства иностр. дел
сохранились выписки из голландских, немецких и польских газет. Образцы
К. 1655 - 65 гг., переведенных с голландского (по списку начала
нынешнего столетия), сообщены И. Е. Забелиным в "Чтениях Общ. Ист. и
Древн. Росс." (1880, кн. II); К. за 1683 г. напеч. в "Летописи занятий
археографической комиссии" (вып. IV).
Кураре - южно-американский стрельный яд, приготовляемый главным
образом из коры растения Strychnos toxifera. Индейцы в Гвиане и по
берегам Амазонской реки смазывают этим ядом концы своих стрел, чтобы
вернее убить намеченную жертву. Из подкожной клетчатки яд этот
всасывается чрезвычайно быстро и достаточно помазать К. ничтожную
царапину на теле для того, чтобы человек или животное неминуемо погибли.
Средство это парализует периферические окончания двигательных нервов
всех поперечно-полосатых мышц, следовательно, и мышц заведывающих
дыханием, и смерть наступает вследствие задушения при полном или почти
ненарушенном сознании.
Д. К.
Курбан-байрам - праздник у мусульман; бывает через 2 месяца и 10 дней
после рамазана; служит воспоминанием принесения Авраамом в жертву Богу
сына своего Измаила (а не Исаака, так как Магомет изменил библейский
рассказ). Празднество продолжается 4 дня. Накануне праздника происходит
поминание усопших родственников и раздается милостыня.
Курбе (Гюстав Сourbet) - французский пейзажист, жанрист и портретист.
Род. в 1819 г., в Орнане. Склонность к искусству привела его, в 1839 г.,
в Париж, где он занимался во многих мастерских, долее всего у Штейбена,
Ог. Геска и Давида Анжерского. С первого же своего произведения,
выставленного в. парижском салоне 1844 г. (картины "Раненый"), выказал
себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал
по этому направлению, считая конечною целью искусства передачу голой
действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже
изяществом техники. При уме и значительном таланте художника, его
натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистическою
тенденцией, возбудил много шума в артистических и литературных кругах и
приобрел ему не мало врагов, но также массу приверженцев, к числу
которых принадлежал известный писатель Прюдон. В конце концов, К. стал
главою реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся
оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Его рознь с прочими
художниками дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал
в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих
произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 г. К.
примкнул к парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и
руководил низвержением Вандомской колонны. После падения коммуны,
высидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорен к
пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это
заставило его удалиться в Швейцарию где он и умер в нищете, в 1877 г.
Наиболее любопытные из произведений К.: "Похороны в Орнане", собственный
портрет, "Козули у ручья", "Драка оленей", "Волна" (все пять в луврском
музее, в Париже), "Послеобеденное кофе в Орнане" (в лильском музее),
"Разбиватели шоссейного камня", "Пожар" (картина, по своей
антиправительственной тенденции, уничтоженная полицией), "Деревенские
священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки" (едкая сатира на
духовенство), "Купальщицы", "Женщина с попугаем", "Вход в долину
Пюи-Нуар", "Ораньонская скала", "Олень у воды" (в марсельском музее) и
многие пейзажи, в которых талант художника выражался всего ярче и
полнее. Ср. Сеtе d'Ideville, "Gustave Courbet" (П., 1878); С. Lemonnier,
"С. et son oeuvre" (1878); Тh. Silvestre, "Histoire des artistes
vivants" и J. Claretie, "Peintres et sculpteurs" (1882).
А. С - в.
Курбский (князь Андрей Михайлович) - известный политич. деятель и
писатель, род. ок. 1528 г. На 21-м году он участвовал в 1-м походе под
Казань; потом был воеводою в Пронске. В 1552 г. он разбил татар у Тулы,
при чем был ранен, но через 8 дней был уже снова на коне. Во время осады
Казани К. командовал правой рукою всей армии и, вместе с младшим братом,
проявил выдающуюся храбрость, через 2 года он разбил восставших татар и
черемисов, за что был назначен боярином. В это время К. был одним из
самых близких к царю людей; еще более сблизился он с партией Сильвестра
и Адашева. Когда начались неудачи в Ливонии царь поставил во главе
ливонского войска К., который вскоре одержал над рыцарями и поляками ряд
побед, после чего был воеводою в Юрьеве Ливонском (Дерпте). Но в это
время уже начались преследования и казни сторонников Сильвестра и
Адашева и побеги опальных или угрожаемых царскою опалою в Литву. Хотя за
К. никакой вины, кроме сочувствия павшим правителям, не было, он имел
полное основание думать, что и его не минует жестокая опала. Тем
временем король Сигизмунд-Август и вельможи польские писали К.,
уговаривая его перейти на их сторону и обещая ласковый прием. Битва под
Невлем (1562 г.), неудачная для русских, не могла доставить царю
предлога для опалы, судя по тому, что и после ее К. воеводствует в
Юрьеве; да и царь, упрекая его за неудачу (Сказ. 186), не думает
приписывать ее измене. Не мог К. опасаться ответственности за
безуспешную попытку овладеть городом Гельметом: если б это дело имело
большую важность, царь поставил бы его в вину К. в письме своем. Тем не
менее К. был уверен в близости несчастья и, после напрасных молений и
бесплодного ходатайства архиерейских чинов (Сказ. 132 - 3), решил бежать
"от земли божия". В 1563 г. (по другим известиям - в 1564 г.) К., при
помощи верного раба своего Васьки Шибанова, бежал из Юрьева в Литву (В
рукоп. "Сказании" К., хранящ. в моск. главн. архиве, рассказывается, как
Шибанов отвез царю I-ое послание К. и был за то мучен. По другому
известию, Васька Шибанов был схвачен во время бегства и сказал на К.
"многия изменныя дела"; но похвалы, которыми осыпает царь Шибанова за
его верность, явно противоречат этому известию.). На службу к Сигизмунду
К. явился не один, а с целою толпою приверженцев и слуг, и был пожалован
несколькими имениями (между прочим - гор. Ковелем). К. управлял ими
через своих урядников из москвитян. Уже в сентябре 1564 г. К. воюет
против России. После бегства К. тяжелая участь постигла людей к нему
близких. К. впоследствии пишет, что царь "матерьми и жену и отрочка
единого сына моего, в заточение затворенных, тоскою поморил; братию мою,
единоколенных княжат Ярославских, различными смертьми поморил, имения
мои и их разграбил". В оправдание своей ярости Грозный мог приводить
только факт измены и нарушения крестного целования; два других его
обвинения, будто К. "хотел на Ярославле государести" и будто он отнял у
него жену Анастасию, выдуманы им, очевидно, лишь для оправдания своей
злобы в глазах польско-литовских вельмож: личной ненависти к царице К.
не мог питать, а помышлять о выделении Ярославля в особое княжество мог
только безумный. К. проживал обыкновенно верстах в 20 от Ковеля, в
местечке Миляновичах. Судя по многочисленным процессам, акты которых
дошли до нас, быстро ассимилировался московский боярин и слуга царский с
польско-литовскими магнатами и между буйными оказался во всяком случае
не самым смиренным: воевал с панами, захватывал силою имения, посланцев
королевских бранил "непристойными московскими словами"; его урядники,
надеясь на его защиту, вымучивали деньги от евреев и проч. В 1571 г. К.
женился на богатой вдове Козинской, урожденной княжне Голшанской, но
скоро развелся с нею, женился, в 1679 г., в третий раз на небогатой
девушке Семашко и с нею был, по-видимому, счастлив; имел от ее дочь и
сына Димитрия. В 1683 г. К. скончался. Так как вскоре умер и
авторитетный душеприказчик его, Константин Острожский, правительство,
под разными предлогами, стало отбирать владения у вдовы и сына К. и,
наконец отняло и самый Ковель. Димитрий К. впоследствии получил часть
отобранного и перешел в католичество. - Мнения о К., как политическом
деятеле и человеке, не только различны, но и диаметрально
противоположны. Одни видят в нем узкого консерватора, человека крайне
ограниченного, но самомнительного, сторонника боярской крамолы и
противника единодержавия. Измену его объясняют расчетом на житейские
выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного
самовластия и грубейшего эгоизма; заподозривается даже искренность и
целесообразность его трудов на поддержание православия. По убеждению
других, К. - умный, честный и искренний человек, всегда стоявший на
стороне добра и правды. Так как полемика К. и Грозного, вместе с другими
продуктами литературной деятельности К., обследованы еще крайне
недостаточно, то и окончательное суждение о К., более или менее
способное примирить противоречия, пока еще невозможно. Из сочинений К. в
настоящее время известны следующие: 1) "История кн. великого Московского
о делех, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашима".
2) "Четыре письма к Грозному". 3) "Письма" к разным лицам; из них 16
вошли в 3-е изд. "Сказаний кн. К." Н. Устрялова (СПб. 1868), одно письмо
издано Сахаровым в "Москвитянине" (1848, № 9) и три письма - в
"Православном Собеседники" (1863 г. кн. V - VIII). 4) "Предисловие к
Новому Маргариту"; изд. в первый раз Н. Иванишевым в сборнике актов:
"Жизнь кн. К. в Литве и на Волыни" (Киев 1849), перепечатано Устряловым
в "Сказ." 5) "Предисловие к книге Дамаскина "Небеса" (изд. кн.
Оболенским в "Библиографич. Записках" 1858 г. № 12). 6) "Примечания (на
полях) к переводам из Златоуста и Дамаскина" (напечатаны проф. А.
Архангельским в "Приложениях" к "Очеркам ист. зап.-русск. лит.", в
"Чтениях Общ. и Ист. и Древн." 1888 г., № 1). 7) "История Флорентийского
собора", компиляция; напеч. в:Сказ. стр. 261 - 8; о ней см. 2 статьи С.
П. Шевырева - "Журн. Мин. Нар. Просв.", 1841 г. кн. 1, и "Москвитянин"
1841 г. т. III. Кроме избранных сочинений Златоуста ("Маргарит Новый";
см. о нем "Славяно-русския рукоп." Ундольского, М., 1870), К. перевел
диалог патр. Геннадия, Богословие, Диалектику и др. сочинения Дамаскина
(см. статью А. Архангельского в "Журн. М. Н. Пр." 1888, № 8), некоторые
из сочинений Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого,
отрывки из Евсевия и проч. В одно из его писем к Грозному вставлены
крупные отрывки из Цицерона ("Сказ." 205 - 9). Сам К. называет своим
"возлюбленным учителем" Максима Грека; но последний был и стар, и
удручен гонениями в то время когда К. вступал в жизнь, и
непосредственным его учеником К. не мог быть. Еще в 1525 г. к Максиму
был очень близок Вас. Мих. Тучков (мать К. - урожд. Тучкова) который и
оказал, вероятно, сильное влияние на К. Подобно Максиму, К. относится с
глубокой ненавистью к самодовольному невежеству, в то время сильно
распространенному даже в высшем сословии московского государства.
Нелюбовь к книгам, от которых будто бы "заходятся человецы, сиреч
безумеют", К. считает зловредной ересью. Выше всего он ставит св.
Писание и отцов церкви, как его толкователей; но он уважает и внешние
или шляхетные науки - грамматику, риторику, диалектику, естественную
философию (физику и пр.), нравонаказательную философию (этику) и круга
небесного обращения (астрономию). Сам он учится урывками, но учится всю
жизнь. Воеводою в Юрьеве он имеет при себе целую библиотечку; после
бегства, "уже в сединах" ("Сказ.", 224), он тщится "латинскому языку
приучатися того ради, иж бы могл преложити на свой язык, что еще не
преложено" ("Сказ." 274). По убеждению К., и государственные бедствия
происходят от пренебрежения к учению, а государства, где словесное
образование твердо поставлено, не только не гибнут, но расширяются и
иноверных в христианство обращают (как испанцы - Новый Свет). К.
разделяет с Максимом Греком его нелюбовь к "Осифлянам", к монахам,
которые "стяжания почали любити"; они в его глазах "во истину всяких
катов (палачей) горши". Он преследует апокрифы, обличает "болгарсия
басни" попа Еремея, "або паче бабския бредни", и особенно восстает на
Никодимово евангелие, подлинности которого готовы были верить люди,
начитанные в св. Писании. Обличая невежество современной ему Руси и
охотно признавая, что в новом его отечестве наука более распространена и
в большем почёте, К. гордится чистотой веры своих природных сограждан,
упрекает католиков за их нечестивые нововведения и шатания и умышленно
не хочет. отделять от них протестантов, хотя и осведомлен относительно
биографии Лютера, междоусобий, возникших вследствие его проповеди и
иконоборства протестантских сект. Доволен он также и чистотой языка
славянского и противополагает его "польской барбарии". Он ясно видит
опасность, угрожающую православным польской короны со стороны иезуитов,
и остерегает от их козней самого Константина Острожского; именно для
борьбы с ними он хотел бы наукою подготовить своих единоверцев. К.
мрачно смотрит на свое время; это 8-я тысяча лет, "век звериный"; "аще и
не родился еще антихрист, всяко уже на праге дверей широких и
просмелых". Вообще ум К. скорей можно назвать крепким и основательным,
нежели сильным и оригинальным (так он искренно верит, что при осаде
Казани татарские старики и бабы чарами своими наводили "плювию", т. е.
дождь, на войско русское; Сказ. 24), и в этом отношении его царственный
противник значительно превосходит его. Не уступает Грозный Курбскому в