<< Пред. стр. 507 (из 1179) След. >>
исторический очерк долговременной фортификации" (1889) и "Краткийучебник полевой фортификации" (7е изд. 1894). Во время Восточной войны
К. был командирован на Дунай для обзора фортификационных работ и
написал: "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий
в Европе и Турции", перев. на иностранные языки. О нем см. "Артист" №34;
М. Иванов ("Пчела", 1876). Воспоминания о нем В. Крылова в "историческом
Вестнике" (1894); Merci Aigenleau, "Cesar Cui" (П. 1888).
Кюхельбекер (Вильгельм Карлович) - известный писатель (1797 - 1846).
К. учился в царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина; дружба не
мешала последнему преследовать эпиграммами поэтические упражнения К. С
1815 г. стихотворения К. стали появляться в "Вестнике Европы" (за
подписью Вильгельм), "Сыне Отечества", "Благонамеренном". В 1817 - 20
гг. К. служил в министерстве иностранных дел. В 1820 г. он поехал за
границу и читал в парижском Атенее лекции о славянской литературе,
приостановленные по требованию русского посольства, как слишком
либеральные. В 1822 г. К. служил на Кавказе, при Ермолове; близко
сошелся там с Грибоедовым. В 1823 - 1825 гг. он жил в Москве, где,
вместе с кн. Одоевским, издал четыре книжки сборника: "Мнемозина". К.
участвовал в заговоре декабристов и стрелял, на Сенатской площади, в
вел. кн. Михаила Павловича; затем он бежал и, намереваясь скрыться за
границу, прибыл в Варшаву, где был узнан по приметам, сообщенным его
бывшим другом - Булгариным. Приговоренный к смертной казни, он был
помилован, по просьбе вел. кн. Михаила Павловича, и осужден на вечные
каторжные работы, замененные одиночным заключением в Шлиссельбурге и
Кексгольме. Материально К. не особенно нуждался, получал книги и только
не мог печатать своих произведений, не смотря на заступничество
Жуковского. Незадолго до смерти, К., по свидетельству Греча, был
перевезен в имение своей сестры, где и умер. К., не выделяясь талантом,
не мог выбиться из оков старой школы: произведения его писаны тяжелым
языком и испещрены массою славянизмов. В роли политического деятеля,
которую он надеялся сыграть, он был совершенно искренен, хотя сильно
увлекался, за что Пушкин сравнивал его с Анахарсисом Клоотсом. Отдельно
К. напечатал: "Смерть Байрона" (М., 1824); "Шекспировы духи",
драматическая шутка (СПб., 1825); "Ижорский", мистерия (СПб., 1325). В
"Русской Старине" (1875 и 1878 гг. напечатаны извлечения из его дневника
и поэма, писанная им в 1842, г.: "Вечный жид". Ср. Греч, "Записки
недекабриста" (Б., 1862 и "Русский Вестник" 1868, №6; пристрастная и
часто несправедливая характеристика).
Лабиринт (laburinJoV - labyrinthus) - название, обозначавшее у
древних греков и римлян сооружение, занимающее более или менее обширное
пространство и состоящее из многочисленных, вырытых под землею или
построенных выше ее поверхности, зал, камер, дворов и переходов, имеющих
сообщение между собою и расположенных по столь сложному и запутанному
плану, что незнакомый близко с его устройством легко может заблудиться в
нем и не найти выхода из него. До недавнего времени, большинство ученых
считали слово Л. производным от греческого слова laura (улица, узкий
проход), но теперь принимают его за переиначенное название одного из
четырех сооружений подобного рода, известных в древности, от "Храма при
входе в озеро" (Лопе-ро-унт), воздвигнутого около 2100 до Р. Хр.
фараоном Аменемхою III у подножия пирамиды его имени, на берегу Меридова
озера, в нынешней провинции Фаюм, в сред. Египте. Геродот, Диодор
Сицилийский, Страбон и Плиний оставили нам описание этого египетского
Л., считавшегося одним из семи чудес света. То было колоссальное
гранитное четырехугольное здание, состоявшее из трех массивных корпусов,
обнимавших с трех сторон внутреннее пространство длиною ок. 200 м. и
шириною в 170 м., четвертая сторона которого примыкала к вышеупомянутой
пирамиде. В этом внутреннем пространстве находилось несколько дворов,
обставленных колоннами, и крытых гипостильных зал. Самое же здание
заключало в себе множество комнат и коридоров, расположенных частью выше
поверхности почвы, частью под землею. По словам Геродота, число таких
помещений простиралось до 3000. От фаюмского Л., бывшего, по всей
вероятности, пантеоном египетских богов, дошли до нас только жалкие
развалины, по которым нельзя составить себе удовлетворительного
представления о нем, и хотя, в 1843 г., немецкою экспедицией, под
руководством архитектора Эрбкама, произведено было исследование этих
развалин, однако добытые ею результаты, изложенные потом в сочинении
Лепсиуса: "Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien" (отд. 1, Берлин,
1849), прибавили очень немногое к тому, что мы знаем о Л. Аменемха III
благодаря свидетельствам древних писателей. Второй Л., знаменитый в
античном мире и находившийся, по преданию, близ Кносса, на сев. берегу
о-ва Крита, должен считаться скорее созданием народной фантазии, чем
сооружением, действительно существовавшим. Постройка его приписывалась
легендарному ваятелю и зодчему Дедалу, произведшему ее по приказанию
царя Миноса для того, чтобы содержать здесь чудовище Минотавра,
рожденное царевною Пасифаей. Здесь, будто бы, совершил один из своих
подвигов Тезей, убив это туловище и освободив через то афинян от
позорной и тяжкой дани. Третий Л., известный в древности, находился на
о-ве Самосе или Лемносе, но от него не уцелело решительно никаких
следов. Наконец, четвертый Л. - так назыв. надгробный памятник царя
Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии, представляющий собою
огромный курган 250 м. в окружности, содержащий в себе целую сеть
погребальных склепов и переходов из одного в другой. В новейшее время
название Л. дают особого рода садовым украшениям, состоящим из более или
менее высоких живых изгородей или из трельяжей, обсаженных растениями,
которые расположёны так, что между ними образуются дорожки, ведущие к
одному центру, но изгибающиеся в разные стороны и сообщающиеся между
собою столь затейливо, что гуляющему не легко добраться до этого центра,
равно как и найти обратный путь.
Л. С - в.
Лабрадор (Labrador) - в широком смысле полуостров на вост. берегу
Брит. Сев. Америки, между 50° - 65° с. ш. и 66° - 78° зап. долг.,
граничит с С и 3 Гудзоновым прол. и Гудзон. зал., с ЮВ и В - зал. св.
Лаврентия и Атлантическим ок., с К), З - с р. Руперт, оз. Мистассини и
р. Бетсиамайт. Длина берег. линии 5260 км., простр. 1,3 милл. кв. км. В
более тесном смысле Л. называется только сев. вост. бер. полуострова, от
прол. Бель-Иль (мыс Чарльза) до мыса Чидли, между 62° - 60°25' с. ш.
вглубь материка до 69° зап. дол. Эта часть Л., с 4211 жит. (из них 1347
эскимосов, имеющих поселения между бухтой Гамильтон и зал. Унгава),
принадлежит британск. колонии Нью-Фаунленд; орошается она реками,
впадающими в Атлантический океан. Остальная часть Л., называемая Вост.
Мэн, принадлежит к Сев. Зап. территории Канады; орошающие её pp.
изливаются в Гудзонов зал. Только вост. часть Л. исследована
миссионерами и агентами Гудзоновой К°, внутренняя же часть его мало
известна. Берега Л. скалисты, изрезаны бесчисленными фиордами и бухтами
и усеяны о-вами. Сев. берег Л. горист с вершинами до 2000 м.; внутренние
страны - бесплодные сев. пустыни, скалы покрыты исландским мхом
(карибу). За прибрежными сев. горами лежит нагорье 600 - 700 м. высоты,
с отдельно стоящими скалами, орошенное озерами и реками; оно к С и З
постепенно понижается, к Ю же и В спускается крутыми обрывами к океану.
Водная система берет начало в Вотчишских горах; главнейшие pp.,
впадающие в зал. Джемс, Вост. Мэн и Стюд; в Гудзонов зал. - Бол. и Мал.
Уэл; Кеноганисси и Каньяпуско, соединяясь в одно русло, впадают в зал.
Унгапа; Мешикамо - в зал. Бельвиль. Озер множество и самые значительные
из них: Клир Уотер, Апиакумиш, Каньяпуско и Мешикамо. Преобладающие
породы центральных стран Л. - гранит, гнейс и слюда; береговые полосы
богаты слоями древнего красного песчаника на 200° вглубь; синий и
зеленый лабрадорит встречаются у Гамильтонского зал. В долинах, где
почва песчана и температура лета значительно выше, чем на берегу, растет
можжевельник, береза и даже тополь. Климат Л. суровее, чем где либо в
сев. полушарии на той же широте; лето начинается в июне, зима - в
сентябре. Средняя годовая температура на В у Найна - 6,2° Ц, средняя
летняя + 10°, зимняя - 17,2° Ц. На южной береговой полосе, вдоль залива
св. Лаврентия до канадской границы, представителями растительного
царства являются тополь, сев. канадские хвойные деревья, береза и луга,
к С леса редеют и с 57° сев. шир. начинаются полосы тундр. Хлебные
растения в Л. не возделываются; огородные овощи вызревают; ячмень сеется
для покоса на сено. Из горных богатств Л. предметами вывоза служат:
лабрадориты, слюда, асбест, железо, медь, серный колчедан и горный
хрусталь. Из диких животных водятся: олени, лоси, медведи, волки,
лисицы, куницы, бобры, еноты, всего до 20 пород млекопитающих; птиц до
160 пород и из них, внутри страны, по преимуществу канадские, а по
берегам - арктические. Из насекомых множество жуков и бабочек. Один из
главных промыслов Л. - рыбная ловля; в пресной воде изобилие лососины, в
морях ловятся сельди, макрель, треска, моржи, тюлени и киты. С июня по
сентябрь у берегов Л. собираются до 30 тыс. рыболовов из Канады, Англии
и Нью-Фаундленда. Вывозятся еще меха и перья; вывозная торговля идет,
главным образом, через Нью-Фаундленд. На всем огромном пространстве Л.
имеются поселения только по берегам залива св. Лаврентия и
Атлантического океана, а также редко разбросанные станции Гудзоновой
компании. Племена эскимосов кочуют по сев. берегам Л., внутренние же
области его населены индейцами племен наскапи, мистассини и монтаньи
(всего до 10000 чел., почти все католики); они ведут меновую торговлю,
обменивая на береговых станциях меха на порох, ружья и одежду. Эскимосы
Л. живут почти исключительно рыбной ловлей; они частью христиане; ведут
также меновую торговлю, обменивая рыбу на меха у индейцев и на другие
товары в береговых поселениях европейцев. Эскимосы кротки, честны,
гостеприимны. Европейские поселенцы живут в портах Гудзоновой комп., для
торговли с туземцами; другие европейские поселения все находятся на
вост. берегу; из них значительны Форто, Рама, Геброн, Оккап, Найн, Зар,
Укасиксамек, Хопдель, Айллин и Картрайт. Л. или Helluland (каменная
страна) впервые открыт в 1000 г. по Р. Хр. норвежцем Лейфом, сыном Эриха
Красного, вскоре по открытии Гренландии, но только в 1497 г. сделался
известным благодаря новому открытию, сделанному Джоном и Себастьяном
Каботами. В 1501 г. Л. был посещен португальцем Гаспаром Кортерсаль,
который и назвал его Л. Гудзон исследовал часть берегов его в 1610 г.
Ср. Hind, "Explorations on the coast of L."; George Cartwright, "Journal
of 16 years residence on the coast of L.".
Лавалетта (Lavaletta) - главный город о-ва Мальты, некогда главная
твердыня ордена иоаннитов, получившая название от великого магистра Жана
де Лавалетт; основана в 1666 г.; лежит на косе, почти неприступна, так
как большая часть крепостных защит (форт Санкт-Эльмо) высечены в скале.
70000 жит.; порто-франко и карантин; прежний дворец великого магистра
(ныне резиденция британского губернатора), дворец семи языков (провинции
прежнего ордена), морской арсенал, университет, обсерватория, библиотека
(100 тыс. томов), театр, ботанический сад. Л. - главная квартира
британской средиземной эскадры.
Лаванда (Lavendula L.) - род растений, относящихся к семейству
губоцветных (Laoiatae). Это - многодетные травы или небольшие
полукустарники; стебли у них облиствены большею частью только у самого
основания. Листья у большинства видов цельные, и только у некоторых
перистонадрезанные. Верхушка стебля и ветвей оканчивается простым или
разветвленным колосовидным соцветием. Почти сидячие цветки прикрыты
небольшими прицветниками, едва достигающими края чашечки; только
находящиеся на самом верху соцветия прицветники обыкновенно крупные,
окрашенные, а у L. Stoechas даже без цветков. Чашечка трубчатая, о 13
или 15 выдающихся нервах, и по краю о пяти небольших зубчиках, из
которых задний обыкновенно больше других. Голубой или фиолетовый венчик
- двугубый; верхняя губа у него двухлопастная, а нижняя трехлопастная;
лопасти большею частью яйцевидные. Четыре двусильные тычинки вместе со
столбиком скрыты в трубочки венчика. Всех видов Л. насчитывается около
20, дико растущих по берегам Средиземного моря, на Канарских островах и
в Ост-Индии. Все виды Л. содержат особое эфирное приятнопахнущее масло
(лавандовое), и некоторые виды, вследствие богатого содержания этого
масла, относятся к медицинским растениям; такова, напр., настоящая Л.
или узколистная Л. (L. vera DC. или L. angustifolia L.), многолетняя
трава, растущая по сухим холмам западного побережья Средиземного моря (в
Северной Африке, Испании, Франции и Италии) и разводимая в других
странах, даже в Норвегии. Стебли у этого вида до 30 - 60 стм. высотою,
четырехгранные, покрытые короткими волосками; листья удлиненнолинейные,
до 41/2 см. длиною, цветки голубые; время цветения - июль - август.
Цветки (flores lavandulae) употребляются при лечении некоторых болезней,
напр. от колик; при дистилляции со спиртом из них добывается так
называемая лавандовая вода (еаu de Lavende); кроме того из них
добывается еще лавандуловое масло (oleam lavendulae). Древние римляне
употребляли листья этого вида для приготовлена укрепляющих ванн. Другой
вид - L. Spica DC. - очень близок к предыдущему, разводится также с
практическими целями, напр. на юге Франции для добывания лавандового
масла; с такою же целью) разводится и греческая или арабская Л. (L.
otoecbas L.). В русской народной медицине Л. находит небольшое
применение ("цветная трава" наших летописей), так как у нас Л. дико не
встречается. Кроме промышленных целей некоторые виды Л. разводятся и как
приятно пахнущие декоративные растения.
С. Р.
Лавра (греч. laura) - собственно часть города, населенная местность,
обнесенная оградой или стеною. Еще в глубокой древности название Л.
применялось и ныне применяется к многолюдным и важным монастырям.
Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться
в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения
нападений со стороны кочевниковбедуинов. Так Л. назывался еще в VI в.
монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне
существующих Л. Востока замечательны Л. св. Саввы Освященного близ
Иepycaлима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Л.
св. Афанасия на Афоне. В России титул Л. усвоен монастырям:
Киево-Печерскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву, близ Москвы (с 1744 г.),
Александро-Невскому в СПб. (с 1797 г.) и Почаевскому-Успенскому, в
Волынской губ. (с 1833 г.). Все эти четыре Л., как и ставропигиальные
монастыри, находятся в непосредственном заведовании св. синода, при чем
местный епархиальный архиерей состоит священноархимандритом Л. Лица,
которым вверяется непосредственное управление Л., носят название
наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.
H. Б - в.
Лавров (Петр Лаврович) - философ позитивистического направления,
русский эмигрант. Род. в 1823 г., окончил курс в артиллерийском училище,
был преподавателем математики, помощником редактора "Артиллерийского
Журнала", в 1861 - 64 г. редактором выходившего тогда "Энциклопед.
Словаря", негласным редактором "Заграничного Вестника". В конце
шестидесятых годов Л. подвергся административной ссылке и бежал за
границу, где редактировал социалистические издания на русском языке.
Помимо множества статей по философии, педагогии, антропологии, истории,
литературе, политической экономии, помещенных в разных журналах и
газетах, Л. издал отдельно: "Очерки вопросов практической философии"
(СПб., 1860); "Три беседы о современном значении философии" (СПб.,
1861); "Очерк истории физико-математических наук" (вып. 3, СПб., 1866; в
"Мор. Сборнике" 1866
- 66 г. напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании);
"Исторические письма" (СПб., 1870); "Опыт истории мысли" (вып. 1, СПб.,
1874); "L'idee du progres dans l'anthropologie" (П., 1873); "Опыт
истории мысли нового времени" (т. 1, Женева, 1808); "Государственный
элемент в будущем обществе" (Л., 1876). Л. называет свое учение
антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков,
сенсуалистов,. Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль есть
специально мысль объединяющая, теоретически-творческая. Она черпает весь
свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит
во все эти элементы требование единства и последовательности. Всякое
мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с
законом причинности, связывающим явления, с другой - возможность
постановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего,
полезнейшего, должного. Но то и другое существует не само по себе, а для
нас; следовательно, исходною точкою философского построения является
человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в
общежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелого
теоретического мышления: знание. свободное сознательное творчество
искусства, критически объединяющее творчество философское.
Нравственность не прирождена человеку: далеко не все вырабатывают себе
нравственные побуждения, точно так же как далеко не все доходят до
научного мышления. Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению;
развитой человек вырабатывает наслаждение нравственною жизнью и ставит
его на высшую ступень в иepapxии наслаждений. Большинство
останавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизнь
начинается в элементарной форме выработкою представления о личном
достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную
основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие,
вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и
потребность развиваться. По самой сущности этого процесса с ним
нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения
является требование нравственности общественной, заключающейся в
укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за
другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с
ними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основными
понятиями достоинства, развития, критического убеждения и
справедливости. Для развитого человека они так же определенны и
обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы
проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными
органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные
общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень
индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы
человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек
надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое
общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления
осуществить эти идеалы. Прогрессом Л. считает одновременное усиление
сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное
движение прочно лишь. тогда, когда интересы большинства совпадают с
убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть
процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным
проявлением прогресса. История, как наука, есть отыскание закона
последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах
солидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для каждой
эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от
переживаний старого и от зародышевых состояний нового. О Л. см.
Антонович, "Два типа современных философов" ("Совр." 1861, 4); Д.
Писарев, "Схоластика ХIX в." ("Рус. Сл. " 1861, 5); Н. Шелгунов,
"Историческая сила критической личности" ("Дело", 1870, 11); П.
Щебальский, в "Русском Вестнике" (1871, 2); А. А. Козлов, в "Знании"
(1871, 3); С. Южаков, "Субъективный метод в социологии" ("Знание", 1873,
10); П. Никитин (Ткачев), "Роль мысли в истории" ("Дело", 1876, 9 и 12);
В. А. Попов, "О самозарождении организмов" ("Прав. Собес." 1877, 5); В.
К., "Позитивизм в русской литературе" ("Рус. Бог." 1889, 4-е); Н. Г.
Дебольский, "О высшем благе" (стр. 2 - 7, 26 - 31); J. Kolubowsky,
"Philosophle in Russland" ("Zeitschr. f. Philos.", т. 103).
Лавр - Лавровый венок или ветвь Л., со времен греко-римской древности