<< Пред. стр. 511 (из 1179) След. >>
Ботаническом Саду; в это время он обладал еще крайне ограниченнымипознаниями по низшим животным и с большой энергией принялся за их
изучение. Зоологические работы его важны как систематический обзор
многочисленных, отчасти мало известных ранее видов, особенно "Histoire
naturelle des animaux sans vertebres" (7 т., Париж, 1815 - 22; 2-ое
издание Дезайе и Мильн-Эдвардса, 11 т., Париж, 1836 - 45). Л. ввел
деление животных на позвоночных и беспозвоночных, вообще данная им
классификация была мало естественной и покоилась во многих отношениях
прямо на неверных основах. Все животное царство он делит в "Philosophie
Zoologique" (2 т., Париж, 1809; новое издание Марциуса в 1873 г.) на 14
классов и 6 ступеней. Классы эти, кроме 4 классов позвоночных
(пресмыкающиеся соединялись с земноводными) - моллюски, ракообразные,
паукообразные, насекомые, черви, лучистые, полипы, усоногие, кольчатые
черви и инфузории; инфузории и полипы составляют первую ступень (без
нервов, сосудов и других внутренних органов кроме пищеварительных),
лучистые (сюда же отнесены и иглокожие) и черви - вторую (без продольной
нервной системы и сосудов, но с некоторыми другими органами, кроме
пищеварительных) и т. д. В работе 1815 г. он соединил инфузорий,
полипов, лучистых и червей в группу "бесчувственных" (характеризуя их
отсутствием головного мозга, продольной нервной системы и органов чувств
и различной формой, редко с членистостью); остальные 6 классов
беспозвоночных он соединил в группу "чувствительных" (без позвоночного
столба, с головным мозгом и по большей части продольной нервной
системой, с некоторыми явственными органами чувств, органами движения
под кожей и двубоковой симметрией); наконец, позвоночные составляют
"разумных" животных (с позвоночным столбом, головным и спинным мозгом,
явственными органами чувств, органами движения, прикрепленными к
скелету, и двубоковой симметрией); все эти деления не выдерживают
критики. Важное значение имели исследования Л., посвященные ископаемым
остаткам третичных моллюсков парижского бассейна. Наибольшее значение
имели теоретические взгляды Л.., развитые им в "Philosophie Zoologique",
которые, однако, имели мало влияния на современников. Между тем Л.
является одним из важнейших предшественников Дарвина. Он первый вполне
ясно и определенно высказался в пользу изменчивости видов. Принимая
понятие вида, он считал его ограниченным во времени тем периодом, пока
внешние условия остаются неизменными. Вместе с тем он пытался объяснить
изменение форм и постепенное развитие животного царства с помощью
явлений, доступных изучению. Поэтому (не смотря на то, что многие его
объяснения были крайне неудачны) ему принадлежит бесспорная заслуга
первой постановки эволюционной теории на научную почву. На первое место
он ставит привычки и образ жизни животного, влияние упражнения и
неупражнения органов, но придает также значение влиянию внешних условий
и наследственности, которая закрепляет раз наступившие изменения .
Изменчивость видов под влиянием изменения привычек и внешних условий Л.
считал безграничной, а следствием изменений в строении животных,
закрепляемых наследственностью, является все большее расхождение их. Для
простейших животных Л. принимал первичное (самопроизвольное) зарождение
и полагал, что животное царство развилось из двух исходных точек:
глистов и инфузории. См. Claus, "Lamarck als Begrunder der
Descendenzlehre"(Bена, 1888).
Н. Ен.
Ламаркизм. - Л. называется одно из двух господствующих направлений
среди последователей эволюционной теории . Ламаркисты, следуя принципам
Ламарка, главными факторами эволюции считают влияниe на организмы
внешних условий и особенно влияние упражнения и неупражнения органов,
сопровождающихся дальнейшим развитием или, напротив, уменьшением и
ослаблением органов; изменения этого рода передаются по наследству и
служат причиной образования новых разновидностей, видов и т. д. Они
принимают притом, что вариации индивидов происходят не безразлично во
всех направлениях, а обнаруживают известное определенное (прогрессивное)
направление. Естественному отбору на почве борьбы за существование
ламаркисты или отводят второстепенное место, или даже отвергают его
значение; впрочем, в этом отношении взгляды их представляют значительные
различия. В противоположность Л., дарвинизм видит в естественном отборе
главный фактор эволюции и крайние дарвинисты идут в этом отношении
дальше Дарвина, совершенно (или почти совершенно) отвергая значение
влияния внешней среды и упражнения органов. Центром спора между обеими
школами является вопрос о происхождении вариаций и в частности вопрос о
возможности наследственной передачи индивидуально приобретенных
признаков, т. е. тех изменений, которые организм приобрел в течение
индивидуальной жизни. Для ламаркистов такая передача главный источник
вариаций, а вместе с тем и эволюции. Напротив Вейсман, стоящий во главе
крайних дарвинистов, совершенно отвергает передачу по наследству
индивидуально приобретенных особенностей (или по крайней мере допускает
ее лишь в крайне редких, исключительных случаях), а источником вариаций
считает, согласно своей теории наследственности, смешение"зародышевых
плазм" при половом размножении, обусловливающее новые комбинации
элементов зародышевой плазмы и новые признаки в потомстве. Происходящие
таким образом вариации и служат материалом для создания новых видов,
путем действия естественного отбора. Вопрос этот не может еще считаться
окончательно решенным, но во всяком случае те факты, которые приводились
в пользу наследственности индивидуально приобретенных признаков,
оказываются частью недоказательными, частью прямо неверными.
Господствующим направлением в современной зоологии надо считать
дарвинизм, хотя в не в той крайней форме, в какой мы встречаем его в
сочинениях Вейсмана; во всяком случае громадное большинство современных
зоологов видит в естественном отборе главный фактор эволюции, независимо
от вопроса, каким образом возникают вариации, служащие той почвой, на
которой проявляется действие этого фактора.
Н. Кн.
Ламетри (Julien-Offray de La Mettrie) - известный врач и философ
(1709 - 51), был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у
Бургава. Написанные им сочинения: "Histoire naturelle de Гите" (1745) и
еще более "La politique du medicin Machiavel" (1746) своими нападками на
врачей, в особенности на Astruck'a и на медицинский факультет в Париже,
создали ему много врагов; он должен был эмигрировать в Голландию. В 1748
г. он издал анонимно свое сочинение: "L'hommemacnine", которое было
публично сожжено за материалистическое и атеистическое направления. В
Берлине, куда он прибыл по приглашению Фридриха II, он состоял членом
академии наук.
Многочисленные сочинения Л отличаются живостью фантазии и образным
языком, но им недостает ясности и логической последовательности;
неприятно поражает и его любовь к скабрезному элементу. Вслед за
Гоббсом, он может считаться родоначальником современного материализма.
Он исходил, однако, не из метафизических, а из физиологических и
психологических данных. В "Естественной истории души" он проводит мысль,
что, так как ни один философ с помощью своей метафизической системы не в
состоянии был узнать природу души, то следует ограничиться установлением
ее качеств путем опыта - а опыт удостоверяет, что "душа" ничем не
обязана своим собственным свойствам, все получая oт чувственных
восприятий. Таким образом Л. является первым представителем вполне
последовательного сенсуализма. В "L'homme-machine" он выводит из прежних
своих положений, что душа не может быть отличным от тела существом и что
только и существует материя, движимая механическими законами.
Относительно бытия Божия Л., слегка полемизируя с "Pensees
philosophiques" Дидро, как бы скептически взвешивает аргументы за и
против, но предпочтение, отдаваемое им атеизму не остается тайною для
читателя. В этике Л воссоздает учение Аристиппа, по которому основным
принципом является умеренное, разумное взвешивание отдельных моментов
чувственного удовольствия (ср. его "L'art de jouir", Б., 1751, и "Anti
Seneque", Потсдам, 1748). Беспорядочное изложение Л., его цинизм и
несоблюдение литературных приличий были причиною пренебрежительного
отношения к нему, как к плоскому материалисту, атеисту и гедонисту,
пока, наконец, Ланге, в своей "истории материализма", не выяснил его
роли в философии XVIII и XIX вв. Ср. Nere Quepat, "La philosophie
materialiste au XVIII siecle. Essai sur Lamettrie, sa vie et ses
oeuvres" (Пар. 1833); Da Bois Reymond, "Lamettrie" (Берл., 1875; также
"Essays und Reden", I). Фридрих II написал "Eloge de Lamettrie" (Гаага,
1752) и велел издать его "Oeuvres philosophiques" (Берл., 1751; нов.
изд. 1796).
Лампада. - На языке богослужебных книг православной церкви настоящего
времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших
переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и
великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей
величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым
лампадчиком (в греческой церкви примикирий, primmikhrioV, primicerius,
от chruV воск или cera свеча). В более обширном смысл Л. назыв. в
церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время
богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем
отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил. Нет достаточных
оснований объяснять употребление Л. и других светильников при
христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или
Иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о
необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили
в темных местах - криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в
первые три века существования христианства, - свет, по учению
христианства, имеет особенное символическое значение. Название света,
просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю
христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7 - 8 и др.). Пламя
светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних
христианских писателей, означает, что сердца молящихся плaмeнеют любовию
к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную
радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в
храме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай
христиан, собираясь в храме, приносить с собою елей для Л. Кроме мест
богослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычную
принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При
раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено не мало
каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти
столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо
столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над
могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут
наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают
многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus
adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем,
эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров
катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или
подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках.
Ресси думает, что Л. с христианскою орнаментикой служили и при
совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также
под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к
потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (=большой
люстры,. висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч,
уставленный Л. или свечами. Такие короны Л. или Л. стелларии (velut
stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. kwroV
(круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно
красной), из терракотты, позже - из бронзы. Признаками христианского
происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских
катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма,
представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного
символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в
римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и
богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа,
находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога
тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери
имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других
фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы I.
Христа, буквы w. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного
(четырехконечного) креста, изредка - "доброго пастыря", окруженного
овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов;
однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды - оленя, однажды -
зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев,
стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого,
указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются
почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л.
см. у Мартиньи, "Dictionnaire des antiquites chretiennes" (П., 1889).
И. Б - в.
Ламы (Auchenia) - род парнопалых млекопитающих из семейства
мозоленогих или верблюдов (Camelidae s. Tyiopoda). Относящиеся сюда виды
гораздо меньше верблюдов и не имеют на спине горбов; обыкновенно первый
молочный коренной зуб не заменяется постоянным, а первый нижний коренной
выпадает, так что зубная формула Л. , уши длинные и остроконечные, морда
острая; длинную шею Л. держат поднятой вверх; туловище очень поджатое;
пальцы длинных ног разделены более чем у верблюдов и каждый образует
отдельную мозолистую подошву (у верблюдов оба пальца образуют общую
подошву); копыта развиты сильнее, между пальцами открывается копытная
железа; хвост короткий и покрыт длинной шерстью; шерсть вообще длинная и
более или менее волнистая. Л. известно 4 вида, которые водятся в зап.
части Южн. Америки и живут стадами на горах, а далее на Ю (в Патагонии),
где температура достаточно низка, и на равнинах. Под экватором Л.
обыкновенны на высотах 4000 - 5000 и., ниже 2000 м. они живут уже плохо.
Из этих 4 видов Л. (A. lama Desm.) и альпака или пако (A. pacos Tschudi)
известны лишь в прирученном состоянии, гуанако (А. huanaco H. Sm.) и
вигон или викунья (A. vicunna Desm.) в диком (иногда приручают и их).
Предполагают, что Л. и альпака произошли от гуанако и викуньи; другие
считают их вполне самостоятельными видами. Л. приносят пользу, как
вьючные животные (единственные вьючные животные туземцев до появления
европейцев), а также мясом, шерстью и шкурами. Весьма ценна тонкая
длинная шерсть альпаки и викуньи.
Н. Кн.
Лангенбек Бернгардт-Рудольф-Koнpад - выдающийся германский хирург
половины наст. столетия, учитель Эсмарха, Билльрота, Тирша, Гурльта и
др., племянник КонрадаИоанна Л. (1810 - 1887), изучал медицину в
Геттингене, где в 1835 г. получил степень доктора медицины за
диссертацию "De retinae stractnra penitiore", после чего с научными
целями посетил Францию и Англию. С 1836 г. в Геттингене. В это время
напечатал ряд замечательных сочинений об оперативном лечении привычных
судорог пальцев, заикания подкожным сечением мышц и сухожилий; о
непосредственном заживлении ран путем защиты их от внешнего воздуха и
пр. Профессор хирургии в Геттингене, Киле, потом в Берлине. Здесь его
учениками и ассистентами напечатаны многочисленные сообщения из его
клиники; сам же он обнародовал ряд превосходных статей о подкожных
рассечениях костей, о пластических операциях и др. С 1860 г. издавал,
вместе с Билльротом и Гурльтом, поныне существующий "Архив клинической
хирургии". С 1864 г. он принимал очень большое участие в организации
военно-медицинской части во время войн Дании, Австрии и Франции и
результаты своих поучительных наблюдений опубликовал в ряде выдающихся
сочинений. Он же первый опубликовал случай полного удаления гортани, об
ампутации языка термокаутером и др. В 1872 г. основал немецкое
хирургическое общество, которого долгое время был председателем.
Г. М. Г.
Ландстинг (Landsting) - верхняя палата в Дании.
Ландтаг. Так называется в Германии, в противоположность рейхстагу,
периодическое собрание представителей в отдельных государствах, входящих
в состав империи, а также в отдельных провинциях (провинциальные
ландтаги). В средние века и в начале новых Л. были строго сословными;
представлены на них были дворянство, духовенство и города, причем даже
совещания иногда происходили отдельно по сословиям . В течение XVIII в.
Л. во многих государствах Германии или вовсе исчезли, или влачили самое
жалкое существование, не имея влияния на ход государственной жизни. По
окончании Наполеоновских войн германские правительства постепенно
вводили конституционное устройство. В одних государствах (напр. Нассау в
1814 г., Шаумбург-Липпе - 1816, Вальдек-Пирмонт - 1816) Л. устраивались
по старинному сословному принципу; в других, в которых ландтаги
сохранились, они были только реорганизованы, с сохранением сословного
принципа, но с некоторыми уступками современным требованиям (Вюртембер -
1819, Ганновер - 1819, Брауншвейг
- 1820); в третьих, наконец, к которым принадлежали как государства,
в которых еще сохранялись старинные представительные учреждения (напр.
Саксония, в 1830 г.), так и государства, в которых не осталось и тени
представительных собраний (напр. Бавария; первая ее конституция
относится к 1808 г., но она не была осуществлена на деле; следующая,
осуществленная, дана в 1818 г.), Л. с самого начала были организованы по
принципу всесословного представительства. Позже всех учредила у себя Л.
Пруссия, сначала, в 1847 г., на сословном начале , потом на
представительном, в современном смысле слова, и Ольденбург (1849). В
настоящее время повсеместно в Германии, за исключением только
Мекленбурга, Л. построены на представительном принципе. В Пруссии,
Баварии, Саксонии, Вюртемберге, Бадене и Гессене Л. делится на две
палаты: верхнюю и нижнюю, составляемую посредством выборов по
избирательным округам; избирательное право повсеместно ограничено более
или менее высоким имущественным цензом. В остальных германских
государствах Л. состоит из одной палаты депутатов. Мекленбургския вел.
герцогства, управляемые на основании конституции 1765 г., имеют один
общий Л., членами которого состоят все владельцы рыцарских имений и 48
депутатов от привилегированных городов, при чем такие важные города, как
Висмар и НейСтрелиц, не имеют своих представителей. Эти чины совещаются
иногда вместе, иногда отдельно. В Пруссии существуют также
провинциальные Л., заведующие местными делами . cm. Felix Stork,
"Handbuch der deatschen Verfassungen" (Лпц. 1884). В Австрии Л.
существуют во всех представленных в рейхсрат королевствах и землях и
являются органами местного самоуправления. Членами их состоят
apxиепископы и епископы (в Тироле также 4 выборных представителя от
низшего духовенства), ректоры университетов и депутаты от тех же 4
избирательных курий, по которым происходит избрание депутатов рейхсрата.
В. В.
Ландыш (Gonvallaria majalis L.) - единственный вид рода растений из
семейства лилейных и подсемейства спаржевых. Подземное корневище не
толще гусиного пера, несет близ верхушки несколько бледных небольших
низовых листьев, полускрытых в земле. За ними следуют 2 больших,
совершенно цельных широколанцетных листа, между которыми на верхушке
корневища находится крупная почка. Из угла низового листа,
обхватывающего снизу оба зеленых, выступает цветочная ветвь, несущая на
верху кисть цветов, обращенных преимущественно в одну сторону. Цветы
имеют округло-колокольчатый околоцветник белого цвета, с 6 отвороченными
зубцами; 6 тычинок, сидящих на околоцветнике, и округлую завязь,
заканчивающуюся коротким столбиком. Ароматные цветы грациозно
свешиваются. Плод - оранжевая ягода, содержащая почти шаровидные семена.
На следующий год верхушечная почка продолжает собою корневище и опять
приносит 2 больших листа (как исключение - 3), но цветочный стебель