<< Пред. стр. 536 (из 1179) След. >>
избежание пятен, которые могут явиться потом на оттисках. Та жепредосторожность обязывает рисующего, если ему предварительно надо
перенести контур своей композиции на камень посредством калькирования,
не употреблять для этой операции ни промасленной прозрачной бумаги, ни
порошка, заключающего в себе малейшие признаки жира. По окончательном
исполнении чертежа или рисунка камень подвергают травлению, с целью
удаления с него щелочей, заключающихся в литографском карандаше и
чернилах, а именно обливают камень смесью азотной кислоты с водой, в
которой распущено некоторое количество гумми-арабика, после чего
тщательно обмывают чистой водой и, наконец, в предохранение от различных
случайностей, покрывают раствором гумми в воде и дают последнему
высохнуть. В таком виде камень поступает в руки печатальщика, который
помещает его в горизонтальном положении на печатном станке специального
устройства. Приступая к изготовлению оттисков с начерченного или
нарисованного, печатальщик прежде всего смывает с камня нежной губкой
предохранительное гумми, отирает его другой губкой, напитанной
скипидаром, и снова проходит по нем едва влажной губкой с водой. Вслед
за тем на камень наводится краска, сколь возможно равномерно, через
прокатывание по нему деревянного валька, оклеенного фланелью и кожей; он
оставляет краску только в тех местах, где ходили карандаш или перо
рисовальщика, остальные же места поверхности камня не принимают краски.
По ее наведении, на камень кладутся слегка влажный лист эстампной
бумаги, долженствующий получить оттиск, и, поверх него, сухой
макулатурный лист, и все это прикрывается деревянной рамой с натянутой
на нее кожей. Затем механизм приводится в движение: камень проходит под
массивным стальным валом, оказывающим на него надлежащее давление и
заставляющим краску перейти с него на эстампную бумагу. После этого
остается приподнять упомянутую раму, удалить макулатурный лист и,
взявшись за углы оттиска, осторожно отделить его от камня. Точно таким
же образом получаются второй, третий и последующие оттиски. По окончании
печатания потребного количества оттисков, дабы сберечь литографированное
на случай будущего употребления, камень покрывается так называемой
предохранительной краской (2 части печатной краски, 2 ч. воска,. 1 часть
мыла и 1 ч. сала) и затем раствором гумми в воде. Эти вещества
обеспечивают камню пригодность к употреблению на многие годы. Кроме
описанного способа литографирования употребляется - предпочтительно для
издания музыкальных нот и географических карт - гравирование на камне
вглубь, стальной иглой или алмазом. В этом случае полированная
поверхность камня подготовляется так же, как и для обыкновенного
литографирования, т. е. травится слабой азотной кислотой, обмывается
чистой водой и покрывается раствором гумми. Затем, чтобы лучше видеть
гравируемое, покрывают поверхность камня черным грунтом, состоящим из
смеси 24 частей воды, 4 ч. сажи и 2 ч. гумми-арабика. При работе по
такому грунту, достаточно, чтобы игла или алмаз царапали камень только
слегка; оторванные ими частицы камня, в виде порошка, удаляются из
штрихов нежной кистью. Когда гравирование окончено, затирают штрихи
чистым льняным маслом и смывают черный грунт водой, в которой распущено
некоторое количество гумми, через что вся поверхность камня делается
белой, а начерченное на ней - черным. После этого переносят камень на
печатный станок, втирают в штрихи краску полотняным тампоном,
прокатывают по камню, для его очистки, вальц и, наконец, делают оттиски
указанным образом.
В первое время по изобретении Л., она представляла ту слабую сторону,
что число доставляемых ею хороших оттисков было ограничено; однако, этот
недостаток вскоре был устранен придуманным и затем усовершенствованным
способом перевода литографированного с камня на другой камень: с
готового камня печатают оттиск на тонкой бумаге, одна сторона которого
покрыта высохшим слоем крахмального клейстера; помещают оттиск лицом
вниз на чистый зерненный литографический камень, промазанный перед тем
скипидаром, увлажают лист с нелицевой стороны мокрой губкой, прокатывают
по нем в разных направлениях валек, обтянутый тонким сукном, или
пропускают камень, вместе с листом, под прессом, после чего снимают с
камня лист, который оказывается чистым, так как напечатанное на нем
целиком перешло на камень. Для того, чтобы последний мог давать оттиски,
остается травить его и, вообще, подготовить к печатанию, как обыкновенно
подготовляются литографированные камни. Таким образом можно действовать
не одним, а несколькими камнями и получать удовлетворительные
литографические эстампы в каком угодно числе экземпляров.
Литографический перевод служит также средством размножения копий с
гравюр на меди, свежеотпечатанные экземпляры которых могут столь же
хорошо передавать камню свою краску и достаточно точно воспроизводиться
в получаемых с него отпечатках. Наконец, перевод во многих случаях
избавляет чертящего или рисующего от необходимости работать
непосредственно на камне: это можно делать на вышеупомянутой крахмаленой
бумаге, которая потом накладывается на камень и, будучи промочена водой,
передает ему исполненное на ней жирными, так наз. автографическими
чернилами или карандашом. Такой прием перевода применяется в особенности
при литографировании рукописей и рисунков пером, не требующих большой
тонкости. В больших литографических заведениях с успехом употребляется
еще один облегченный способ литографирования, изобретенный в недавнее
время И. Эберле и состоящий в следующем: перевод или рисунок пером на
камне подвергается слегка травлению, промывается скипидаром и тщательно
намазывается, при помощи валька, обыкновенной черной печатной краской;
затем дают камню высохнуть и насыпают на него мелкого порошка канифоли,
который, вслед за тем, сметается прочь с помощью ваты или талька;
частицы канифоли пристают к камню только там, где находится краска,
прочие же места остаются свободными от них. После этого, с помощью
особой, приспособленной к тому лампы, нагревают поверхность камня, через
что уничтожается малейшая ее влажность, и краска, сплавившись с
канифолью, образует вещество, непроницаемое для крепкой водки (смешанной
с раствором гумми-арабика), которой потом травится камень. Таким образом
получается на последнем выпуклое изображение, дающее гораздо большее
количество отчетливых отпечатков, чем при обыкновенном способе
литографирования, и весьма удобное при работе скоропечатной машиной,
изобретение которой вообще значительно облегчило производство эстампов в
большом количестве экземпляров.
Печатать с камня можно не только черной, но и какой угодно цветной
краской. Эта возможность дала начало особому роду Л., называемому
хромолитографией, - искусству производить эстампы многоцветные, в
подражание акварельным рисункам и картинам, писанным масляными красками
(производство хромолитографических подражаний живописи масляными
красками называется также олеографией). Хромолитография,
усовершенствованная французскими, немецкими и английскими техниками, в
настоящее время доведена до высокого совершенства и применяется в
обширных размерах к удовлетворению как чисто художественных задач, так и
промышленных целей, доставляя не только копии с различных произведений
искусства, но и торговые этикеты, бросающиеся в глаза объявления о
товарах и увеселениях, украшения для конфет и коробок, народные картинки
и т. п. Хромолитографское производство, в сущности, ничем не отличается
от обыкновенного литографского, кроме большей сложности процесса. Имея
перед собой акварель или картину, подлежащую воспроизведению в
хромолитографии, художник прежде всего мысленно разлагает ее краски на
отдельные цвета, совокупностью которых достигнут представляемый ею
эффект, и распоряжается о заготовлении количества литографических
камней, соответствующего числу этих цветов, причем, чем сложнее колорит
оригинала и чем изящнее должно быть его воспроизведение, тем больше
требуется камней. Затем, сделав на бумаге контурный рисунок оригинала,
художник переносит его, посредством перевода, на каждый камень и
приступает к дальнейшей работе, наглядное понятие о которой лучше всего
может дать прилагаемая таблица. Для хромолитографирования изображенной
на ней картинки взято девять камней. По переводе на них контура, на
первом из них литографированы обыкновенным способом только те части, в
которых на оригинале имеется розовато-красный, телесный тон, на втором
камне - только желтый тон оригинала, на третьем - только коричневый и т.
д., до девятого камня, воспроизводящего темно-серый тон. Печатание
производится последовательно со всех камней, так что один и тот же
листок эстампной бумаги сначала накладывается на 1-ый камень, на который
наведена телесная краска, потом переходит на 2-ой камень и воспринимает
от него желтую краску и т. д., пока, наконец, после печатания своего на
9-м камне, не превращается в совершенно готовую картинку. Между двумя,
следующими друг за другом, печатаниями должно проходить некоторое время,
достаточное для того, чтобы самый оттиск и краска на нем успели
высохнуть. Другое условие, необходимое для успешного печатания
хромолитографий, состоит в накладке эстампа на разные камни наиточнейшим
образом, т. е. так, чтобы контур рисунка в оттиске с одного камня
ложился на другой камень черта в черту с имеющимся на нем контуром.
Малейшее несоблюдение этого условия производит неприятные пробелы и
пятна в колорите эстампа и сильно вредит его полному сходству с
оригиналом.
По изобретении фотографии, область литогр. производства расширилась
фотолитографией, или способом переносить светописные изображения на
камень и размножать их печатанием с него. Однако, этот способ, в
простейшем своем виде, почти совсем вышел из употребления, по крайней
мере для художественных работ, и уступил свое былое господство
фототипии. Зато соединение фотографии с хромолитографией, впервые
испробованное братьями Бурхардами, в Берлине, уже успело дать блестящие
результаты и с пользой применяется преимущественно при производстве
географических карт и планов.
Первые шаги Л., после ее возникновения, были робки и медленны. Сам
изобретатель ее, Зенефельдер, вначале не предугадывал ее важности как
средства для популяризации художественных произведений. Он беспрерывно
трудился над усовершенствованием своего открытия, придумывал лучшие
составы литогр. карандашей и чернил, делал опыты печатания несколькими
красками, золотом и серебром, пытался заменить тяжелый и неудобный при
манипуляциях камень легковесным картоном, покрытым каменновидной массой,
издавал трактаты и статьи о технической стороне дела, но в первое время
ограничивался литографированием рукописей и музыкальных нот. К тому же
это был человек непрактичный, не умевший извлечь для себя пользу из
своего открытия; он позволил перехватить его другим и, после неудач в
основании литографических заведений в Мюнхене, Оффенбахе, Лондоне, Вене
и, наконец, в Париже, ум. в бедности, почти забытым, в то время, когда
его конкуренты благоденствовали и пожинали лавры. Артистическая Л. стала
на прочную почву прежде всего во Франции, хотя художники последней, в
особенности граверы, вначале смотрели на нее косо, как на недостойную
соперницу гравирования на меди. Интерес к ней начал распространяться в
парижской публике со времени возвращения Бурбонов (1815), благодаря
стараниям гр. Ластейри, Энгельмана и Дельпека. Устроив литографические
заведения, они сумели приохотить к рисованию на камне, как к приятному
развлечению, многих любителей и любительниц из высшего круга и привлечь
в сотрудники к себе искусных рисовальщиков и выдающихся живописцев того
времени. Литографированные эстампы стали все более и более расходиться в
публике, появляясь то отдельными листами, то в виде альбомов и кипсеков,
то в приложении к сатирическим и модным журналам, причем техника их
производства постепенно совершенствовалась и обогащалась новыми
приемами. Своего апогея художественная Л. достигает во Франции в 1830 -
48 гг., в которые лучшей литографической печатней в Париже делается
заведение Лемерсье, основателя известной фирмы, существующей и поныне.
После этого времени для Л., по крайней мере для одноцветной, наступает
упадок. Хотя некоторые художники, в том числе и очень искусные,
продолжают передавать свои или чужие композиции в рисунках на камне,
однако, интерес к работам этого рода все более и более утрачивается в
публике вследствие появления новых, автоматических способов размножения
изображений, сначала фотографии, а потом фототипии и гелиогравюры. Но
эти способы еще не могут заменить хромолитографии, которая поэтому все
более и более улучшается и находит многостороннее применение. В цветущий
период Л. между французскими художниками снискали себе известность
особенно даровитых рисовальщиков на камне Жерико, Гро, К. Верне, О.
Верне, Лами, Марле, Шарле и Раффе (преимущественно прославлявшие в своих
произведениях величие Наполеона I и доблесть его армии), Тейлор,
Фрагонар, Пико, Бонингтом, Э. Делакруа и Буланже (изображавшие
композиции в духе романтизма), Виньерон, Пигаль, Л. Буайльи, Л. Моннье,
Травье, Мартине, Филиппото, Домье и Гаварни (карикатуры и сцены
общественной и народной жизни), А. Девериа (костюмы и интимные жанры),
Жигу и Греведон (портреты и женские головки), Изабе, Гюе, Ж. Дюпре,
Рокеплан и Доза (пейзажи), Мульерон, Сюдр и Сируи (воспроизведения
картин других художников). В Германии, хотя она и была родиной Л., это
искусство никогда не достигало той свободы, разнообразия и
художественной оригинальности, как во Франции, и если в столетней его
истории встречается несколько талантливых немецких рисовальщиков на
камне, то они бессознательно отражают в своих работах французское
влияние. Долго, до самых 1850 гг., призванием Л. у немцев было главным
образом удовлетворение практическим и коммерческим потребностям, да
популяризирование памятников искусства, собранных в музеях. Выдающимися
деятелями в последнем направлении были Фр. Пилоти и Леле в Мюнхене
(издатели сборника снимков с картин мюнхенской пинакотеки и
шлейсгеймской галереи), Стрикснер, в Штуттгарте (издат. тамошней
галереи), Фр. Ганфштенгль, в Дрездене (великолепно издавший дрезденскую
галерею) и Симсон (издавший берлинскую галерею). Работая для их изданий,
многие художники отлично усваивали себе технические приемы рисовки на
камне, но охота передавать ему свои собственные композиции усилилась в
среде немецких живописцев лишь тогда, когда французы уже заметно стали
охладевать к подобному занятию. В 1851 г. впервые появляется альбом с
оригинальными Л. выдающихся дюссельдорфских художников; с того времени
входит в обычай издавать подобные кипсеки не только в Дюссельдорфе, но и
в Мюнхене и других артистических центрах Германии, а также в Вене. Из
числа немецких и австрийских художников, наиболее отличившихся в
рисовании на камне, следует назвать обоих Ахенбахов, Кампгаузена, Т.
Гоземана, Гезельшапа, Вебера, А. Менцеля, Агриколу, Лаллемана, Шнорра,
Риттера, Пергеля, Ридера, Эйбля и некот. др. В Швейцарии, А. Калам
составил себе известность столько же литографированными видами этой
страны, сколько и картинами. Движение Л. в Бельгии и Голландии
представляет много аналогичного с происходившим в Германии, т. е. более
или менее очевидное подчинение французскому влиянию и численное
преобладание копировальщиков перед литографами рисунков собственного
сочинения. В 1818 - 30 гг., Бургграф и Девасм, в Брюсселе, выпускают в
свет ряд портретов, рисованных Экгоутом и Вербукговеном. В 1829 г.
кружок брюссельских художников предпринимает издание галереи кн.
Аремберга. Правительственное издание гаагского музея, начатое в 1818 г.
и оконченное в 1833 г., дает возможность образоваться многим искусным
рисовальщикам на камне в Голландии. В Англию Л. была занесена в 1800 г.
самим Занефельдером, пытавшимся, вместе с Ф. Андре, основать в Лондоне
мастерскую для нее, и в начале называлась полиавтографией. В следовавшее
затем десятилетие, ее горячим приверженцем и пропагандатором среди
англичан явился Аккерман; но она привилась на английской почве
несравненно слабее, чем во Франции, и не могла победить пристрастие
публики к излюбленным ею гравюре на стали, офорту и акватинте. К ней
прибегали больше всего при издании эфемерных сатирических листов,
политических карикатур, сцен лошадиного спорта и общедоступных портретов
современных знаменитостей. В России Л. введена в 1818 г. чиновником
министерства иностранных дел бар. П. Шиллингом, который был командирован
в Мюнхен специально для ее изучения, с тем, чтобы потом можно было
пользоваться ею при копировании деловых бумаг. Первое частное
литографическое заведение в СПб. было открыто, в 1820-х гг., Давиньоном.
Около этого времени пользовались у нас большим почетом бойкие литографии
А. Орловского (фигуры казаков и других всадников и сцены уличной жизни),
печатанные, однако, преимущественно в Париже. Распространению знакомства
с Л. в нашем отечестве много способствовало в 1830 - 40-х годах спб.
общество поощрения художеств, заказывавшее молодым артистам, под
руководством А. Венецианова, литографировать избранные картины Эрмитажа
и некоторые произведения русской живописи и издававшее их работы на свой
счет. Впоследствии лучшими заведениями, из которых выходили
художественные Л., были принадлежавшее П. Пти (издавшему эрмитажную
картинную галерею в рисунках группы художников, приезжих из Франции),
фирма Дарленга и доныне существующее заведение А. Э. Мюнстера (издателя
"Портретной галереи русских деятелей", у которого, сверх того,
печатались первые восемь лет превосходного "Русск. художественного
листка" В. Тима). - Ср. A. Senefelder, "Lehrbuch der Lithographie"
(1819; 2 изд., 1827); журнал Изермана: "Lithographia" (Гамбург, 1861 и
cл.); Weishaupt, "Das Gesamtgebiet des Steindrucks" (5 изд., Вена, 1875,
с атл.) и Н. Bouchot, "Le lithographie" (один из томов "Bibliotheque
d'enseignement des beauxarts", изд. А. Кантеном).
А. С - в.
Литургика - название одной из богословских наук, имеющей своим
предметом учение о христианском церковном богослужении, в котором первое
место занимает литургия. Обыкновенно Л. делится на общую и частную.
Первая рассматривает богослужение как институт или учреждение вообще,
излагает теоретические его основания, рассказывает историю его
происхождения и развития, говорит о составных частях богослужения -
таинствах, молитвах, песнопениях, чтении св. Писания, поучениях и о
символических действиях, их сопровождающих, о совершителях богослужений
- священнослужителях и церковнослужителях, о временах и местах
совершения богослужений, о священных изображениях и одеждах, о
богослужебных сосудах и книгах. Л. частная имеет своим предметом
отдельные чинопоследования, повседневные - вечернее, утреннее, дневное
(литургия), - присвоенные праздникам и постам, таинствам и т. п. Л.
вообще и в особенности Л. православная - наука всецело археологическая,
почему она часто носит назв. "церковной археологии". Частная Л., в
смысле археологии, менее обработана, чем общая, отчасти по недостатку
древних свидетельств об отдельных богослужениях, отчасти по причине едва
начинающегося изучения этих свидетельств, особенно древнерусских.
Первоисточники православной Л.: Кирилла Иерусалимского, "Огласительные и
тайноводственные поучения"; Дионисия Ареопагита, "О церковной иерархии";
Софрония, пaтpиapxa иерусалимского (умер в 644), "О божественном
священнодействии"; Германа, патриарха константинопольского (умер в 740),
"Созерцание предметов церковных". Все эти сочинения имеются в русск.
переводе (в приложениях к журналу "Христианское Чтение" за 1855 - 1867
гг.). После них особенно важное значение для Л. имеют: Goar,
"Eucologion, sive rituale Graecorum" (1647); Renaudot, "Liturgiarum
orientalium collectio" (1715 г.; по этой книге главным образом
составлено русское издание "Собрание древних литургий", СПб., 1872 -
1874); Assemani, "Codex liturgicus ecclesiae universae" (1749);
Binghamus, "Origines, sive antiquitates ecclesiae" (Галле, 1755 - 58;
русск. переделка Ветринского, "Памятники древней христианской церкви",
1830). Самый подробный перечень сочинений западной литературы по
церковной археологии см. в соч. аббата Martigny: "Dictionnaire
d'archeologie chertienne" (Париж, 1887 г.). Лучшие новейшие системы Л. в
западной литературе - Шмидта и Люфта, в русской литературе: "Новая
Скрижаль", архиеп. Вениамина (последнее изд. 1870 г.), "изъяснение
литургии" Дмитревского, "Толкование на литургию, - на паремии" (1881 -
94 гг.) Виссариона, еписк. костромского. Курсы Л. на рус. языке имеются