<< Пред.           стр. 603 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 содействовал успехам науки; всякая наука стремится сделаться
 дедуктивной, но только астрономия и физика достигли этой стадии, прочие
 же находятся еще в состоянии эмпиризма. "Система логики" не проложила
 новых путей в области мысли, не открыла новых горизонтов для науки; даже
 в теории индуктивного исследования, составляющей, по общему мнению,
 самую ценную часть книги, М. отчасти развивает мысли других, в
 особенности Гершеля, статьи которого о том же предмете вышли в свет
 незадолго до появления книги М. и сильно повлияли на последнего. Тем не
 менее, в этой книге меньше чем в других произведениях М. обнаруживается
 его обычный недостаток - эклектизм. Главное достоинство "Логики" М.
 заключается в научном духе, которым она в высокой степени проникнута;
 влияние ее не ограничилось философскими кружками, но распространилось и
 на ученыхестествоиспытателей, среди которых многие ценили эту книгу
 очень высоко. Из социологических работ М. самая крупная - "Основания
 политической экономии". Как экономист, М. является учеником и
 продолжателем Рикардо, но без той силы анализа, которая отличала
 последнего. Вместе с тем, М. находился под сильным влиянием Ог. Конта и
 французских социалистов школы Сен-Симона и Фурье. В своем курсе
 политической экономии М. сделал попытку - нельзя сказать, чтобы вполне
 удачную - примирить все эти разнородные направления. По основным
 теоретическим вопросам М. остается верен своим главным учителям, Рикардо
 и Мальтусу; он принимает все важнейшие теории Рикардо - его учение о
 ценности, заработной плате, ренте, - и вместе с тем, согласно Мальтусу,
 признает опасность неограниченного размножения населения. Наиболее
 важное дополнение М. к теориям Рикардо заключается в его учении о
 ценности товаров в международной торговле. Под влиянием французских
 социалистов М. признал преходящий характер неограниченной конкуренции и
 частной собственности. Законы политической экономии М. делит на два
 разряда: законы производства, не зависящие от нашей воли, и принципы
 распределения, определяемые желаниями и мнениями самих людей и
 изменяющиеся в зависимости от особенностей социального строя, вследствие
 чего правила распределения не имеют того характера необходимости,
 который свойственен законам первой категории. Разделение принципов
 политической экономии на необходимые и исторически изменяемые сам М.
 признавал своей главной заслугой в области экономической науки; только
 благодаря такому разделению он избежал, по его словам, тех безотрадных
 выводов относительно будущности рабочего класса, к которым пришли его
 учителя - Рикардо и Мальтус. Но, как справедливо заметил Чернышевский,
 М. не выдерживает этого разделения на практике и в законы производства
 вводит исторические элементы. И действительно, общественные отношения
 несомненно являются одним из факторов производства; с другой стороны,
 мнения и желания людей, устанавливающие способы распределения, в свою
 очередь составляют необходимый результат данного социального строя и
 способов производства. Поэтому, принципы распределения и законы
 производства одинаково исторически необходимы; устанавливаемое М.
 различие представляется излишним. Стремясь примирить учение Мальтуса с
 требованием социальных реформ, М. приходит к заключению, что лишь те
 реформы могут быть действительны, которые задерживают размножение
 населения. К числу таких реформ М. относит мелкое землевладение,
 распространение которого он горячо рекомендовал своим соотечественникам.
 Что касается социализма, то М. признает его осуществимость в отдаленном
 будущем, когда духовная природа человека достигнет большего
 совершенства, но в ближайшем будущем он не считает ни возможным, ни
 желательным стеснение свободы деятельности частных лиц и устранение
 частной инициативы. Несмотря на отсутствие определенной и
 последовательной руководящей мысли, "Основания Политич. экономии"
 являются и до настоящего времени одним из лучших курсов экон. науки, по
 ясности изложения и полноте содержания. Вообще сила М. заключается не в
 установлении новых оригинальных взглядов; он был талантливым и ясным
 систематизатором и популяризатором, и этим объясняется успех его
 произведения. Обладая редким критическим тактом, М. сумел избежать
 односторонности более оригинальных и сильных творческих умов, под
 влиянием которых он находился; но в качестве эклектика он не создал
 новой школы и только содействовал распространению научного отношения к
 вопросам общественной и индивидуальной жизни. На русскую экономич.
 литературу М. оказал огромное влияние; большинство наших общих курсов
 политической экономии заимствуют от него общий план изложения и многие
 частности. Методологические воззрения М. также восприняты большинством
 наших экономистов и юристов. Все сочинения М. (Кроме "Chapters on
 Socialism") переведены на русский яз.: "Логика" - Резенером, "Основания
 Полит. Экон." - Чернышевским, "О свободе" и "Утилитаризм" - Неведомским,
 "Представительное правление" издано Яковлевым, "Гамильтон" - Тибленом.
 Кроме того на русский язык переведена книга М. об Огюсте Конте ("Aug.
 Comle, and the Positivism", 1865) и сборник его мелких статей
 ("Dissertations and Discussions", 1859 - 867). Автобиография переведена
 в сильно сокращенном виде. Важнейшая литература: L. Reybaud, "J. S.
 Mill" ("Revue des deux Mondes", 1855); F. A. Lange, "Mills Ansichten
 fiber die sociale Frage" (1865); Taine, "Le positivisme anglais" (1865);
 Em. Litlre, "Aug. Cornte et Stuart Mill" (1866); A. Bain, "J.-S. Mill, a
 criticism" (1882); W. Courtney, "Life of J.-S. Mill" (1889); Th.
 Gompers, "J.-S. Mill" (1889); James Bonar, "Philosophy and Polilical
 Economy" (1893); примечания Н. Чернышевского к его переводу "Полит.
 Экон." М.; М. Н. Рождественский, "О значении Милля" (1867); Н. Бунге,
 "Ст. М., как экономист" - статья, напеч. в первый раз в 1867 г.,
 перепечатанная в "Очерках политико-экономической литературы" (1895);
 Россель, "Джон Ст. М." - ряд статей в "Вестнике Европы" за 1874 г.; М.
 Туган-Барановский, "Дж. Ст. Милль" (1894); "Джон Стюарт М.",
 вступительная статья А. Миклашевского к сокращенному переводу "Полит.
 Экономии" Милля (1895).
  М. Туган-Барановский.
  Мильтон (John Milton) - классический английский поэт (1608 - 74),
 род. в Лондоне, был сыном состоятельного ходатая по делам, получил очень
 основательное образование отчасти в школе св. Павла, отчасти дома, а
 потом в Кембриджском унив. По окончании курса он провел пять лет у
 родителей, в маленьком городке Гортоне (близ Лондона) без определенных
 занятий, всецело погруженный в самообразование и самосовершенствование.
 Этот первый юношеский период жизни М. завершился в 1637 г. путешествием
 по Италии и Франции, обогатившим поэта неизгладимыми впечатлениями и
 дружбой Галилея, Гуго Гроция и др. В противоположность большинству
 великих людей, М. провел первую половину жизни среди полной душевной
 гармонии; страдания и душевные бури омрачили зрелый возраст его и
 старость. Светлому настроению молодого М. соответствует характер его
 первых поэтических произведений, noэме "L'Allegru", "II Peuseroso",
 "Lycidas" и "Comus". Последняя - одна из самых блестящих драматических
 пасторалей (masks), на которые в то время еще не прошла мода. В
 "Allegro" и "II Penseroso" М. рисует человека в двух противоположных
 настроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как
 окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе
 короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой
 грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не
 встречающейся у самого М. "Lycidas" задуман в том же духе и дает тонкие
 описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и
 обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм
 революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с
 меланхолической поэзией в духе Петрарки. С 1639 по 1660 г. длится второй
 период в жизни и деятельности М. Вернувшись из Италии, он поселился в
 Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат о воспитании
 ("Tractate of Education, to Master Samuel Hartiib"), имеющий главным
 образом биографический интерес и показывающий отвращение М. ко всякой
 рутине. В 1643 г. М. женился на Мэри Повэль - и эта женитьба превратила
 его безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и
 материальных невзгод. Жена М. уехала от него в первый год жизни и своим
 отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный
 опыт семейной жизни М. распространил на брак вообще и написал
 полемический трактат "The Doctrine and Discipline of Divorce". Перейдя в
 ряды партии "независимых", М. посвятил целую серию политических
 памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе
 мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая
 замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы
 для печатного слова ("Areopagilica: A speech for the Liberty of
 unlicensed Printing to the Parliament of England"). Из остальных 24
 памфлетов первый ("Of Keformalion touching Church Discipline In England
 and the Causes that hitherto have hindered It") появился в 1641 г., а
 последний ("A ready and easy way to establish a free Commonwealth") в
 1660 г.; они обнимают собой, таким образом, все течение английской
 революции. При наступлении парламентского правления М. занял место
 правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе
 других поручений, исполненных М. во время его секретарства, был ответ на
 анонимный роялистский памфлет "Eikon Basilike", появившийся после казни
 Карла I. М. написал "Eikonioklastes", в котором остроумно побивал доводы
 анонима. Менее удачной была полемика М. с другими политическими и
 религиозными антагонистами, Салмазием и Морусом. В 1652 г. М. ослеп, и
 это тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрация
 Стюартов принесла ему полное разорение; еще тяжелее был для М. разгром
 его партии. На старости он очутился один в тесном кругу семьи - второй
 жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до
 смерти), совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последних
 он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в
 них крайне недружелюбное к нему отношение. Для М. наступило полное
 одиночество - и вместе с тем время величайшего творчества. Этот
 последний период жизни М., 1660 - 1674 гг., ознаменовался тремя
 гениальными произведениями: "Paradise Lost", "Paradise Regained" и
 "Samson Agonistes". Первое из них появилось в печати в 1667 г., два
 последниt в 1670 г. "Paradise Lost" - христианская эпопея о возмущении
 отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность
 героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте,
 "Потерянный рай" не дает простора творческому вымыслу поэта. Пуританин
 М. избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания;
 кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области
 сверхчеловеческой и не допускают того реализма описаний, который так
 обаятелен у Данте. С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева и
 другие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определенный образ в
 народном воображении, воспитанном на Библии - и от этих традиций М.,
 поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности
 материала, над которым работал М., отражаются на его поэме; техническая
 сторона описания условна, в изложении мало образности; библейские
 существа часто кажутся только аллегорией. Великое значение "Потер. рая"
 - в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические
 страсти М. помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда
 свободы довела до зла. Первая песнь "Потерянного рая", где побежденный
 враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы
 небу - самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником
 демонизма Байрона и всех романтиков вообще. Воинственная религиозность
 пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу.
 Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны
 "Потерянного рая" соответствует идиллическая часть - поэтические
 описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические
 красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорят
 о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII в. "Paradise
 Retained" ("Возвращенный рай") передает историю искушения Ииcуccа Христа
 духом зла и написана более холодно и искусственно. В третьей поэме,
 написанной М. в дни старости - "Samson Agouisles"
  - поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей
 партии. См. Jobuson, "Lives of poets"; Macaulay, "Essays"; "Great
 Writers: Milton" (с библиогр. ук.).
  З. Венгерова.
 
  Литература. В 1682 г. напечатана "Brief History of Moscovia",
 компиляция, несомненно принадлежащая М. Она издана по-русски, со статьей
 и примеч. Ю. В. Толстого, под заглавием: "Московия Джона М." (М., 1875).
  Русские переводы сочинений М.: М. А. П. А. (т. е. Московской академии
 префект Амвросий - Серебренников), "Потерянный рай" поэма героическая
 (Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением "Возвращенного рая", М., 1803; 6-е
 изд. М., 1827, с биографией М. 1828; 7-е изд. М., 1860; перев. с
 франц.); Е. И. Люценко, "Потерянный рай" (СПб., 1824); Ф. Загорский,
 "Потерянный рай" и "Возвращенный рай" (М., 1827; 4-е изд. 1842 - 1843);
 Е. Жадовская, "Потерянный рай", с приобщением поэмы "Возвращенный рай"
 (М., 1859; очень неудачный перевод в стихах); А. Зиновьев, "Потерянный
 рай" (М., 1861); С. Писарев, "Потерянный рай" (СПб., 1871; стихами);
 "Потерянный рай", с присовокуплением "Возвращенного рая" (М., 1871); А.
 Шульговская, "Потерянный и возвращенный рай" (СПб., 1878); Н. М.
 Бородин, "Потерянный и возвращенный рай" (М., 1882, 2-е изд. 1884, пер.
 с франц.); В. Б - ъ, "Потерянный и возвращенный рай" (М., 1884, перев. с
 франц.); "Потерянный рай", изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895);
 Андреев, "Рождение Христа", гимн (СПб., 1881); "Ареопагитика", речь М.,
 обращенная к англ. парламенту, 1644 г. ("Соврем. Обозрение", 1868, № 5).
 Ср. Маколей, "М." ("Светоч", 1860, № 11-и "Сочин.", т. 1); Ф. Ч.,
 "Публичные чтения в Киеве проф. Седина" ("Молва", 1857, № 9).
  Милюков (Павел Николаевич) - выдающийся рус. историк; род. 15 янв.
 1859 г., воспитывался в моск. 1-й гимн. и Моск. унив.; с 1886 г. до 1895
 г. состоял прив.-доц. в Моск. унив. по кафедре русской истории; его
 "Введение в курс русской истории" разошлось в значительном количестве
 экземпляров литографированного студенческого издания (М., 1894 - 95).
 Давал также уроки в моск. земледельческой школе и одной из женских
 гимн., а также с большим успехом читал лекции на женских педагогических
 курсах в Москве и в конце 1894 г. в Нижнем Новгороде (см. "Отчет
 общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам
 Нижегородской губ. с 1 октября 1894 и по 1 августа 1895 г.", Нижний
 Новгород, 1895); был с 1893 г. первым председателем московской "Комиссии
 по организации домашнего чтения" и вложил в ее устройство массу энергии
 и труда; самообразованию посвящены также ст. М. "Летний университет в
 Англии" ("Мир Божий", 1894, № 5) и "Распространение университетского
 образования в Англии, Америке и России" ("Русское Богатство", 1896, №
 3). Степень магистра русской истории М. получил в 1892 г. за обширную
 диссертацию "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII
 ст. и реформа Петра Великого" (СПб., 1892; см. "Историческое обозрение"
 т. 5 и "Русскую Мысль" 1892, № 7). Другая книга М. "Спорные вопросы
 финансовой истории Московского государства" (СПб., 1892) стоит в тесной
 связи с диссертацией и написана по поручению Имп. акд. наук, как
 рецензия на книгу Лапо-Данилевского "Организация прямого обложения в
 Московском государстве" (см. отчет по XXXIII присуждению наград графа
 Уварова). В 1895 г. М. вынужден был прекратить свою преподавательскую
 деятельность и уехать в Рязань. Летом 1896 г. по инициативе М. впервые
 организованы в Рязанской губ. систематические археологические раскопки;
 рязанская губернская архивная комиссия избрала его своим депутатом на Х
 археологический съезд в Риге. Из журнальных ст. М. наиболее выдаются
 "Обзоры русской литературы и науки за 1888 - 1893 гг." в англ.
 "Athenaeum", "VIII Археодогический Съезд в Москве" ("Русская Мысль",
 1890 г. № 4, а также отдельной брошюрой, М. 1890), "Русская аграрная
 политика прошлого столетия" (ib., 1890 г., № 5), "Сергей Тимофеевич
 Аксаков" (ib., 1891 г., № 9), "Попытка государственной реформы при
 воцарении императрицы Анны I Иоановны" ("Сборн. в пользу воскресных
 школ", М. 1893), "Разложение славянофильства" ("Вопросы философии и
 психологии" за 1893 г. и отд.), "Главные течения русской истор. мысли"
 ("Рус. Мысль", 1893 - 95 и отд.) и "Очерки по истории русской культуры"
 ("Мир Божий", 1895 - 96 и отд.). Особенно замечательны два последние
 труда. В настоящем словаре М. написал историю крестьян в России и мн.
 др. ст. Наука для М. не является чем-то отвлеченным и безжизненным;
 напротив, для него наука и жизнь тесно связаны друг с другом, взаимно
 проникая друг в друга. Научное знание, в его руках - живой капитал,
 ежеминутно пускаемый в оборот. Он умеет выставить на первый план
 существенно важное, ясно и наглядно изложить процесс образования самых
 сложных исторических явлений и дать читателю, хотя бы и неспециалисту,
 сумму жизненных научных представлений. Обладая широким научным
 образованием и философским складом ума, предохраняющим от односторонних
 увлечений, М. превосходно усвоил себе метод и содержание исторической
 науки и стал редким у нас пока представителем, научно-реалистического
 направления в истории.
  В. С.
  Милютин (граф Дмитрий Алексеевич) - один из ближайших, наиболее
 энергичных и наиболее заслуженных сотрудников имп. Александра II, род. в
 1816 г. в небогатой дворянской семье, первоначальное воспитание получил
 в университетском пансионе в Москве, где рано выказал большие
 способности к математике. В 16 лет он составил и издал "Руководство к
 съемке планов" (М., 1832). Из пансиона М. поступил фейерверкером в
 гвард. артиллерию и в 1833 г. произведен был в офицеры. В 1839 г.
 окончил курс в военной академии. В это время он паписал ряд статей по
 военному и математич. отделам в "Энцикл. лексиконе" Плюшара (тт. 10 -
 15) и "Военном энцикл. лексиконе" Зедделера (тт. 2 - 8), перевел с
 франц. записки СенСира ("Военн. Библ." Глазунова, 1838) и напеч. статью
 "Суворов как полководец" ("Отеч. Зап.", 1839, 4). С 1839 до 1844 гг. он
 служил на Кавказе, принимал участие во многих делах против горцев и был
 ранен пулей на вылет в правое плечо, с повреждением кости. В 1845 г.
 назначен проф. военной акд. по кафедре военной географии; ему
 принадлежит заслуга введения в академический курс военной статистики.
 Еще будучи на Кавказе он составил и в 1843 г. напеч. "Наставление к
 занятию, обороне и атаке лесов, строений, деревень и других местных
 предметов"; затем последовали "Критическое исследование значения военной
 географии и статистики" (1846), "Первые опыты военной статистики" (t. I
 - "Вступление" и "Основания политической и военной системы германского
 союза", 1847; т. II - "Военная статистика прусского королевства", 1848),
 "Описание военных действий 1839 г. в Сев. Дагестане" (СПб., 1850) и,
 наконец, в 1852 - 53 гг. главный научный труд его - классическое
 исследование об итальянском походе Суворова. Над этой темой работал
 военный историк А. И. Михайловский-Данилевский, но он умер, успев только
 начать исследование; по Высочайшему повелению продолжение работы было
 поручено М. "История войны 1799 г. между Россией и Францией в
 царствование имп. Павла I", по отзыву Грановского, "принадлежит к числу
 тех книг, которые необходимы каждому образованному русскому, и займет,
 без сомнения, весьма почетное место в общеевропейской исторической
 литературе"; это "труд в полном смысле слова самостоятельный и
 оригинальный", изложение событий в нем "отличается необыкновенной
 ясностью и спокойствием взгляда, неотуманенного никакими
 предубеждениями, и той благородной простотой, которая составляет
 принадлежность всякого значительного исторического творения". Через
 несколько лет этот труд потребовал уже нового издания (СПб., 1857); акд.
 наук присудила ему полную Демидовскую премию и избрала М. своим
 членом-корреспондентом. Перевод на нем. яз. Chr. Schinitt'a вышел в
 Мюнхене в 1857 г. С 1848 г. М., помимо ученых занятий, состоял по особым
 поручениям при военном министре. В 1856 г., по желанию кн. Барятинского,

<< Пред.           стр. 603 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу