<< Пред.           стр. 623 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 установились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православным
 Иоанном Талайя, и сверх того явилась партия крайних монофизитов,
 отказавшихся принять генотикон Зенона и отделившихся от своего
 иерархического главы, Петра Монга, вследствие чего они назывались
 акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика (488 г.)
 вождем М. выступили иерапольский епископ Филоксен или Ксенайя, который
 терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов
 (между прочим православный антюхийский патриарх был замучен до смерти в
 своем кафедральном храме), а затем Север, патриарх антиохийский (с 513
 г.), самый значительный ум среди М. вообще. Между тем в самом
 Константинополе происходили постоянные смуты вследствие того, что
 императорский генотикон не удовлетворял ни православных, ни монофизитов;
 при имп. Анастасии дело дошло до открытого восстания народа в защиту
 патриарха Македония, которого император принуждал к соглашению с ересью.
 В виду всего этого византийское правительство решило переменить политику
 и возвратиться к признанию халкидонского догмата и к примирению с его
 главным поборником. Переговоры с папой Ормиздой, начатые при имп.
 Анастасии, успешно закончилось при его преемнике Юстине I в 519 г.
 Давнишнее требование Рима исключить из поминальника константинопольской
 церкви имя патриарха Акакия, впервые утвердившего генотикон, было
 наконец исполнено, непреложный авторитет халкидонского собора
 торжественно восстановлен и монофизитские иepapхи на Востоке с Севером
 во главе объявлены низложенными. Они нашли убежище в Египте, где М.
 скоро распалось на две главные секты. Cевериане (иначе феодосиане),
 более умеренные, настаивая на единой природе Христа, допускали в ней
 различие свойств божеских и человеческих и признавали, что плоть
 Христова до воскресения была, подобно нашей, тленной; противники
 называли их поэтому тленнопоклонниками (jJartolatrai). Юлианисты (иначе
 гайяниты), последователи галикарнасского епископа Юлиана (также
 бежавшего в Египет в 619 г.), утверждали, что тело Христова нетленно с
 самого вопло щения и что несогласные с этим явлением Его земной жизни
 были только видимостью; поэтому противники называли их
 нетленнопризрачниками (ajJartodochtai) или фантазиастами. Эта секта
 распадалась, далее, на ктиститовь, утверждавших, что тело Христово хотя
 и нетленно, однако создано, и актиститов, с большей последовательностью
 заключавших, что оно, будучи нетленно, должно быть признано и
 несозданным. Из дальнейших монофизитских партий тобиты (от Стефана
 Ниобея) учили, что природа Христа, как безусловно единая, не имеет в
 себе никаких свойств или качеств, в которых выражалось бы различие
 божества от человечества, а тетрафеиты (четверобожники), последователи
 патриарха александрийского Дамиaнa (конец VI в.), утверждали, в связи с
 христологическим вопросом, что общая лицам Пресв. Троицы единая
 божественная сущность имеет самостоятельную действительность. В VII в.
 монофизитская идея дает новую отрасль в монофелитстве. О дальнейшей
 внешней истории М. Яковиты, Армянская церковь, Копты, Эфиопская церковь,
 Главный источник для первоначальной истории М. - акты соборов (изд.
 Mansi, тт. VII - IX). Кроме общих руководств по истории догматов (отдел
 о М. в классическом соч. Harnack'a испорчен крайне враждебным отношением
 к халкидонскому догмату), cp. Gieseler, "Соmmentatio qua Monophys. opin.
 illustrantur" (II partt., Геттинген, 1835); А. Лебедев, "Из истории
 Вселенских соборов"; прот. А. М. Иванцов-Платонов "Религиозные движения
 на Востоке в IV и V вв."; Amedee Thierry, "Nestorius et Eutyches"
 (русский перев. Л. И. Поливанова).
  Вл. С.
  Монреаль (Montreal) - гор. в пров. Квебек, самый большой в Канаде,
 при впадении р. Оттавы в р. Св. Лаврентия, у подошвы горы Рояль. 20
 банков, 40 страховых обществ, 3 медиц. школы, университет и коллегия
 Мак-Гилля, богословская рим.кат. семинария, иезуитская коллегия. 4
 богословских школы. М. - главный торговый пункт Канады, соединенный
 пароходными линиями с главными путями Великобритании, но так как гавань
 его замерзает на 6 месяцев, то зимними гаванями его служит Нью-Йорк,
 Портланд, Галифакс и Ст.-Джон. Кроме жел. дор., путями сообщения служат
 6 каналов, в обход верхнего течения р. Св. Лаврентия; по р. Оттаве сплав
 леса. Главные предметы вывоза: пшеница и кукуруза (идущие из Соед.
 Штатов), скот (особ. овцы), мороженое мясо, масло, сыр, яйца, лесной
 материал, фосфаты. Главные предметы ввоза: рис, кофе, табак, сахар,
 колониальные товары вообще, соль, сода, жел. и стальные изделия, хлопок,
 джут и каменный уголь. Фабричная промышленность незначительна. 36
 период. изданий, из них 7 ежедневных. Климат теплый летом и очень
 суровый зимой. Жит. 221318 (1893), по большей части французские канадцы,
 англичане, ирландцы и шотландцы. 3 окт. 1535 г. Жак Картье впервые
 вступил на эту землю и основал поселение на месте нынешнего М. В 1760 г.
 М. был взят англичанами, в 1775 г. - сев.-амер. войсками, но снова отнят
 англичанами в 1776 г.; до 1849 г. был главн. городом Нижней Канады.
  Монровия (Monrovia) - столица африк. негрит. республики Либерии, на
 левом берегу р. С.-Поль, с гаванью на мысе Мезурадо. Высшая школа,
 библиотека; значительная торговля кофе, пальмовым маслом, кокосовыми
 орехами, красными деревьями и каучуком. Климат очень нездоров для
 европейцев, по причине близости соляных болот. Жит. 5000 (1891).
  Монсиньи (Pierre Alexandre Monsigny) - французский оперный композитор
 (1729 - 1817). Наиболее известные его оперы: "Аvеuх indiscrete", "Le
 maitre en droit et le Cadidupe", "Aline reine de Golconde", "Le
 Deserteur". Они отличаются грацией, мелодичностью и натуральным
 комизмом. См. Quatremere de Quincy, "Notice historique sur la vie et les
 ouvrages de Monsigny" (11., 1818).
  Монтаньяры (Monlagnards - горцы) - политическая партия,
 образовавшаяся во время первой французской революции. С самого открытия
 конвента М. заняли верхние ряды левой стороны, откуда и произошло
 название их партии - Гора (la montagne). Партия эта состояла из
 парижских депутатов, выбранных под влиянием 10 августа; вождем ее был
 Дантон; к ней примыкали Марат, Колло д'Эрбуа, Бильо Варенн, Мерлен,
 Базир, Шабо. В конвенте М. были очень могущественны, не смотря на свою
 малочисленность. Менее образованные, чем жирондисты, М. были смелее,
 решительнее, с большими организаторскими способностями. Они искали
 поддержки в народной толпе и приобрели господство в парижском клубе
 якобинцев, удалив из него жирондистов. В борьбе жирондистов и М.
 последние одержали верх: жирондисты были выставлены в глазах народа как
 федералисты, а М. предложили декрет о нераздельности и единстве
 республики. После решительной победы над жирондистами (21 июня 1793 г.)
 М. обнародовали конституцию, которая никогда не была приведена в
 исполнение.
  Монтевидео (Montevideo, по-португ. Монте Вео) - приморский порт и
 столица южноамер. республики Уругвай, на полуострове у взморья Ла Платы;
 окружен крепкими стенами, укреплен цитаделью и батареями; красиво
 обстроен невысокими домами испанского характера; электрическое
 освещение, прекрасная канализация, водопровод. Университет (74 проф. и
 781 студент; 1892 г.) с медиц. и юридическим факультетами, национальный
 музей с ценным этнологическим отделом, национальная библиотека (22000
 томов и более 2800 рукописей), военная и политехническая школа; 5
 театров. Гавань небезопасна по грунту, плохо освещена, но имеет сухие
 доки; глубоко сидящие суда бросают якорь на рейде. Торговля Монтвидео
 очень значительна; почти 90% ввозимых товаров и 70% вывозимых всей
 страны идут через М. Главные предметы вывоза: парагвайский чай, кожи,
 шерсть, кости, рога и мясные экстракты; предметы ввоза - мануфактурные
 изделия, земледельческие орудия и машины, железнодорожные материалы,
 табак, сигары, прованское масло, сахар, рис, ром, коньяк, вино. В 1892
 г. в гавань М. вошло 1068 больших кораблей в 1, 4 млн. тонн, речных
 судов к береговых - 2571, в 1,1 млн тонн. 3 жел. дороги соединяют М. с
 материком; правильное пароходное сообщение с Европой. 1 Годовой бюджет
 М. 1893 - 94 г. = 894660 долл. прихода и 931587 долл. расхода. Жителей
 225662 (1893). М. основан в 1726 г., под именем Сан-Фелипе-дель-Пуэрто;
 в 1777 г. укреплен испанцами; много потерпел во время войны за
 независимость и междоусобных войн; в 1829 г. окончательно завоеван
 уругвайцами.
  Монтень (Мишель Montaigne) - один из величайших французских писателей
 (1533 - 1592), родился в своем родовом замке Монтене, близ Бордо. Отец
 его, человек богатый и классически образованный, хотел дать и сыну
 хорошее классическое образование. В виду нежного сложения ребенка,
 изучение греческого языка было оставлено, но за то латинский изучался М.
 практически, как живой и как бы второй природный язык. Отец окружал
 мальчика самыми нежными попечениями: он не иначе просыпался, как под
 звуки тихой музыки, от него тщательно скрывалось все печальное и
 неприятное и т. д. Под влиянием этого искусственного, тепличного
 воспитания М. сделался на всю жизнь сторонником спокойствия и всякого
 рода комфорта и заботился больше всего о том, чтобы ничто не нарушало
 нравственного равновесия и ясности его духа. Таким образом в самом
 раннем периоде жизни М. были уже положены основы того культа собственной
 личности, того утонченного эпикуреизма, который составляет основную
 черту его миросозерцания. От семи до тринадцати лет мальчик, в
 классической школе, продолжал изучение древних классических языков и
 играл главные роли в латинских трагедиях. По окончании курса в Тулузе,
 М. занял место советника в Cour des Aides в Перигэ, а когда она была
 упразднена, сделался членом бордосского парламента и пробыл в этой
 должности более десяти лет. К этому периоду жизни М. относится его
 сближение с Ла Боэси, товарищем его по службе. Единственный раз в своей
 жизни М. заплатил дань молодости и полюбил своего друга с энтузиазмом, к
 которому вообще был мало способен. М. имел полное право говорить
 впоследствии, что души их слились воедино и что Ла Боэси унес с собой в
 могилу его истинный нравственный образ. Тем не менее М. был далек от
 того, чтобы разделять политические убеждения Ла Боэси в его культ
 античной свободы, изложенный в его знаменитом памфлете о Добровольном
 рабстве (Discours sur la servitude volontaire). Он и тогда уже был
 поклонником золотой средины и существующего порядка вещей, который он
 считал необходимым для душевного спокойствия каждой отдельной личности.
 М. не чувствовал особой любви к своей юридической профессии: судьи
 казались ему казуистами и педантами, закон - искусно сотканной паутиной,
 в которой мог запутаться самый невинный человек; притом он радикально
 расходился с своими товарищами по службе во взгляды на смертную казнь и
 необходимость преследования гугенотов. Искренний католик, но не менее
 искренний и убежденный противник нетерпимости и смертной казни, он
 чувствовал себя неспособным произносить смертные приговоры над
 уголовными преступниками или нераскаянными еретиками и в подобных
 случаях предпочитал скорее изменять долгу присяги, чем долгу
 человечности. По мере усиления религиозных преследований положение его
 между двумя враждебными партиями становилось все более и более
 невыносимым, а умеренность делала его подозрительным обеим сторонам: по
 его собственному выражению, гибеллинам он казался гвельфом, а гвельфам -
 гибеллином. Поэтому, лишь только умер отец, М. поспешил выйти в отставку
 (1570 г.). Он удалился в свой замок под предлогом устройства дел, а в
 сущности - чтобы на досуге предаться литературным занятиям До сих пор
 сохранилась испещренная латинскими надписями башня, служившая ему и
 библиотекой, и рабочим кабинетом. В это время М. был уже женат и имел
 детей. И в женитьбе он поступил также рассудочно и обдуманно, как и во
 всем. Он женился перешедши тридцатилетний возраст, на женщине, избранной
 для него родителями, и отдал ей свое имя, состояние и: уважение, но не
 сердце. Он думал, что можно ссужать себя другому на время, но отдаваться
 вполне следует только самому себе и женился, по собственным его словам,
 лишь потому, что все люди женятся: если бы он следовал своим личным
 убеждениям, то убежал бы от самой мудрости, если бы: она захотела стать
 его женой. Спокойствие духа, нравственная независимость и возможность
 предаваться любимым занятиям - вот те кумиры, которым М., не колеблясь,
 принес бы в жертву все свои привязанности. Поселившись в Chateau
 Montaigne, он принялся за обработку своих наблюдений над жизнью, людьми
 и собственной душой. Плодом этих наблюдений были его знаменитые "Опыты"
 (Essais), первые две книги которые вышли в Париже в 1580 г. В конце того
 же года М. предпринял путешествие по чужим краям, продолжавшееся около
 полутора года. Он посетил Германию, Швейцарию, но особенно долго
 оставался в Испании. Дневник этого путешествия, писанный частью самим
 М., частью под его диктовку его секретарем, был впервые издан в 1774 г.
 и представляет любопытный материал для характеристики его личности.
 Развалина, пейзаж, местный обычай, религиозный спор, оригинальная черта
 нравов - ничто не ускользает от острой наблюдательности путешественника,
 сопровождавшего описания в высшей степени меткими замечаниями. Особенно
 интересен отдел, посвященный описанию Рима и его развалин и
 принадлежащий к лучшим вещам, когда-либо написанным о Риме. М. так
 влюбился в развалины Древнего Рима, что почувствовал прилив детского
 тщеславия: ему непременно захотелось быть гражданином вечного города. Он
 добился этого, хотя и не без хлопот, и перед отъездом из Рима получил
 патент на звание cives romanus, которым его наградил Senatus populusque
 romanus. На возвратном пути из Италии М. получил известие, что город
 Бордо избрал его своим мэром вместо герцога Бирона. Первым его
 побуждением было отказаться, так как хлопотливая и ответственная
 должность мэра по необходимости должна была не только отвлечь его от
 литературных занятий, но и в значительной степени стеснить так высоко
 ценимую им нравственную независимость; но мысль, что отказ может
 раздражить короля, утвердившего выбор города и приславшего М.
 поздравительное письмо, побудила его дать свое согласие и даже
 поторопиться возвращением во Францию. Выбор бордосских граждан оказался,
 однако, не совсем удачным. М. не принадлежал к числу тех людей, которые
 могли забыть свое я ради интересов общественных; в одном месте он даже
 хвалит себя за то, что, отдаваясь любви, дружбе и общественной
 деятельности, он ни на волосок не поступался своею личностью (sans etre
 departi de soi de la largeur d'un ongle). Его управление отличалось,
 однако, качествами, весьма важными для тогдашнего смутного времени -
 осторожностью, гуманностью и терпимостью, по достоинству оцененными
 городом Бордо, избравшим его и на второе двухлетие. В конце второго
 двухлетия Бордо посетила моровая язва, унесшая чуть не половину
 населения города. В эту опасную годину М. оказался не на высоте своей
 задачи: не желая подражать героизму Курции и Регула, он благоразумно
 поспешил удалиться из города. Отказавшись от выбора на третье двухлетие,
 М. снова возвратился в свой замок, продолжал работать над своими
 "Опытами" и в 1588 г. предпринял поездку в Париж, для нового издания
 "Essais". Здесь он познакомился с своей восторженной поклонницей и
 будущей издательницей своих сочинений, m-lle Гуpнэ, которую он называл
 впоследствии не иначе как своей приемной дочерью; он сопровождал ее в
 Пикардцо и некоторое время гостил в ее семействе. Когда М. умер, m-lle
 Гурнэ отправилась в замок М., чтобы утешить жену и дочь покойного, и
 осталась с ними больше года. Они передали ей все бумаги М., на основании
 которых она издала в 1595 г. первое полное собрате "Essais", легшее в
 основу всех последующих изданий.
  "Опыты" М. представляют собой высший фазис развития свободной мысли
 Франции в эпоху Возрождения. Что у Доде, Денерье и Рабле высказывается
 мимоходом. в виде намеков или под покровом более или менее прозрачных
 аллегорий, то у М. хотя и не сведено в стройную систему - ибо он был
 врагом всякой системы, - но выражено в целом ряде сентенций и обобщений.
 Оригинальность М. состоит главным образом в том, что в век энтузиазма и
 борьбы страстей, порожденных догматическим озлоблением, он представляет
 собой тип спокойного наблюдателя, сумевшего сохранить до конца дней свои
 нравственное равновесие и душевную ясность. Главное достоинство
 произведений М. - это искренность, жажда правды и честность мысли. М.
 очень хорошо знал, что, высказывая некоторые мнения, он роняет себя в
 глазах людей, но ради этого он ни разу не покривил душой. "Если хотят
 говорить обо мне, то пусть говорят одну правду; если же кто-нибудь
 изобразит меня лучшим, чем я был на самом деле, я встану из гроба, чтобы
 его опровергнуть". "Опыты" М. - это ряд самопризнаний, вытекающих
 преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями
 над природой человеческого духа вообще. По словам М., всякий человек
 отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из
 представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные
 движения. Хотя наблюдения над свойствами человеческой природы лишены у
 М. систематического характера, высказываются им мимоходом по случайным
 поводам, иногда с капризной непоследовательностью, тем не менее у него
 есть своя точка зрения, с которой он рассматривает разнообразный мир
 душевных движений, страстей, добродетелей и пороков. Эта точка зрения -
 скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера. Скептицизм М. -
 нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат
 горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом
 философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в
 недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное
 равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого
 направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, М.
 не возмущается этим, находит это вполне естественным в даже необходимым
 для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать
 интересы других так же близко к сердцу. как свои собственные, тогда
 прощай счастье и душевное спокойствие! Он осаживает на каждом шагу
 человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать
 абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не
 более как относительные. Провозглашение этого тезиса было особенно
 благодетельно в эпоху ожесточенной борьбы религиозных партий, потому что
 подрывало самый корень фанатизма. Основной чертой морали М. было
 стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур,
 Сенека и Плутарх, в особенности два последние, его друзья и советники в
 трудные минуты жизни. Заимствования М. из Сенеки бесчисленны, но
 Плутарха он ставил еще выше Сенеки и называл своим требником. Учение
 стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту
 философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием
 человеческого счастья. По мнению М., человек существует не для того,
 чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться,
 а для того, чтобы быть счастливыми. Считая, подобно Эпикуру, достижение
 счастья главной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и
 самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой
 верховной цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлеченной
 идеи долга казалось ему безумием. "Я живу со дня на день и, говоря по
 совести, живу только для самого себя". Сообразно этому взгляду, М.
 считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к
 самому себе: они исчерпываются словами Платона, приводимыми М. : "Делай
 свое дело и познай самого себя!" Последний долг, по мнению М., самый
 важный, ибо, чтобы, делать успешно свое дело, нужно изучить свой
 характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, словом -
 изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья,
 стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется
 сильнее, а несчастье - слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и
 объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т.п.)
 и несчастья субъективные (оскорбленное самолюбие, жажда славы, почестей
 и т. п.), М. утверждает, что долг человека - бороться по возможности
 против тех и других. К несчастьям неизбежным нужно относиться с
 покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними, заменить
 неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т.д. Что
 касается несчастий субъективных, то от нас самих зависит ослабить их
 остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести,

<< Пред.           стр. 623 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу